Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ НОРМ ПРАВА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ НОРМ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / СУВЕРЕНИТЕТ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CYBERSPACE / INTERNET / SOVEREIGNTY / RESPONSIBLE BEHAVIOUR OF STATES / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров Илья Евгеньевич

В статье рассматривается возможность регулирования киберпространства при помощи норм права. Опровергается мнение о невозможности такого регулирования. Описывается прогресс ООН в данном направлении. На основе анализа принятых данной организацией документов, направленных на регулирование цифрового пространства, автором предлагается классификация норм о поведении государств в сети «Интернет» и раскрывается, почему нормативно-правовое регулирование данного пространства является обоснованным шагом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATING CYBERSPACE THROUGH LAW

The article is devoted to the question of the possibility of regulating cyberspace using legal norms. The opinion that such regulation is impossible is refuted. The progress of the UN in this direction is described. Based on an analysis of the documents adopted by this organization aimed at regulating the digital space, the author proposes a classification of norms on the behavior of states on the Internet and substantiates why the legal regulation of this space is a reasonable step.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ НОРМ ПРАВА»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 103. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):103.

Актуальные проблемы адвокатской практики

Научная статья УДК 341.1/8

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_103

РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА С ПОМОЩЬЮ НОРМ ПРАВА НИКИФОРОВ Илья Евгеньевич

Магистр права, аспирант кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

196135, г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, д. 14, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматривается возможность регулирования киберпространства при помощи норм права. Опровергается мнение о невозможности такого регулирования. Описывается прогресс ООН в данном направлении. На основе анализа принятых данной организацией документов, направленных на регулирование цифрового пространства, автором предлагается классификация норм о поведении государств в сети «Интернет» и раскрывается, почему нормативно-правовое регулирование данного пространства является обоснованным шагом.

Ключевые слова: киберпространство, Интернет, суверенитет, ответственное поведение государств, международная безопасность

Для цитирования: Никифоров И.Е. Регулирование киберпространства с помощью норм права // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 103. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_103

Actual Problems of Advocacy Practice

Original article

REGULATING CYBERSPACE THROUGH LAW NIKIFOROV Ilya Evgenievich

Postgraduate Student of Department of Public Law of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Master of law

196135, St. Petersburg, Lensoveta str., 14, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the question of the possibility of regulating cyberspace using legal norms. The opinion that such regulation is impossible is refuted. The progress of the UN in this direction is described. Based on an analysis of the documents adopted by this organization aimed at regulating the digital space, the author proposes a classification of norms on the behavior of states on the Internet and substantiates why the legal regulation of this space is a reasonable step.

Keywords: cyberspace, Internet, sovereignty, responsible behaviour of states, international security For citation: Nikiforov I.E. Regulating Cyberspace through Law = Eurasian advocacy. 2024;4(69):103. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_103

Существует мнение, что цифровое пространство правовому регулированию не поддаётся. В частности, в неофициальном документе под названием «Декларация независимости киберпространства» сказано, что юридическая концепция собственности к нему не применима, так как она основана на материальной составляющей, а в ки-берпространстве ее нет [1]. В декларации также открыто заявляется, что правительства суверенитетом в киберпространстве не обладают [1].

Однако данный подход не разделяется как подавляющим большинством исследователей, так и государствами на официальном уровне. Об этом свидетельствует то, что киберпространство не раз становилось предметом обсуждения в ООН, и данной организацией был выработан целый комплекс норм, посвященный такому регулированию.

Известно, что в рамках ООН рассматриваются наиболее актуальные проблемы современности [2].

© Никифоров И.Е., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

Так, одной из первых резолюций ООН, направленной на регулирование цифрового пространства, стала резолюция А/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» [3], принятая на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН). В данном документе впервые на самом высоком уровне подчеркивалось, что новые технологии потенциально могут быть использованы в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, и негативно влиять на безопасность государств. Резолюция ГА ООН А/RES/53/70 положила начало широкому обсуждению вопросов международной информационной безопасности и поиска стратегий обеспечения безопасности субъектов международных отношений от новых угроз.

Так, в частности, на 54-й сессии ГА ООН была принята Резолюция А/RES/54/50 «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения» [4], в которой признаются возможности применения достижений науки и техники как негативный фактор влияния на международную безопасность.

В дальнейшем на 55-й сессии ГА ООН была принята обновленная Резолюция A/RES/55/28 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» [5], которая указала на угрозы международной информационной безопасности в отношении не только гражданской, но и военной сфер. По результатам работы сессии был опубликован доклад Генерального секретаря ООН [6]. В этом документе были сформированы основные принципы международной информационной безопасности, которые определили нормы поведения государств в информационном пространстве, заложили основу для международных переговоров, в частности под эгидой ООН и других международных организаций по проблемам международной информационной безопасности, а также определили роль ООН в контексте общих усилий в этой сфере. Впервые было приведено значение понятийного аппарата системы международной информационной безопасности, а именно информационное пространство, информационный ресурс, информационная война, информационное оружие, информационная безопасность.

В соответствии с рекомендациями Резолюции А/RES/55/28 (2000) на 55-й сессии ГА ООН был опубликован доклад Генерального секретаря ООН (А/56/164М^.1) [7], в котором выделены и описаны основные факторы, являющиеся самы-

ми большими угрозами международной информационной безопасности, а именно: разработка и использование средств несанкционированного вмешательства в работу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), целенаправленное информационное воздействие на критические инфраструктуры другого государства; информационное влияние с целью подрыва политической, экономической и социальной системы других государств; ведение информационных войн и т. д. Согласно Резолюции ГА ООН A/RES/56/19 [8] была одобрена идея создания Группы правительственных экспертов государств - участников ООН для проведения всестороннего исследования проблемы международной информационной безопасности (Группа высокого уровня по вопросам угроз, вызовов и изменений). Мандатом Группы предусматривается рассмотрение существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению, а также изучение международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.

Вопрос международной информационной безопасности постоянно обсуждался на ГА ООН с целью разработки соответствующего международного документа на основе резолюций А/RES/60/51 [9] и А/RES/60/45 [10], в которых содержатся положения о важности противодействия деструктивным воздействиям. В ходе развернувшего обсуждения на 72-й сессии ГА ООН 11 августа 2017 г. был опубликован доклад Генерального секретаря ООН (А/72/315) [11] в рамках выполнения рекомендаций Резолюции A/RES/71/28 от 5 декабря 2016 г. относительно информирования стран о своей позиции по вопросам общей оценки международной информационной безопасности и усилий, прилагаемых государствами. В этой речи были представлены официальные отчеты правительств 23 государств для укрепления международной безопасности и содействия международному сотрудничеству в этой сфере [12]. В этом контексте, учитывая распространение ки-беругроз, ГА ООН в 2019 г. приняла резолюцию A/RES/74/28 (2019) [13], в которой подтверждается необходимость создания открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной информационно-коммуникационной среды, установления доверительных отношений между государствами, расширения возможностей стран по сотрудничеству и поощрения использования новейших технологий. Это будет способствовать уменьшению риска возникновения конфликтов, что суще-

ственно важно для обеспечения международной безопасности. Вместе с тем Резолюцией ГА ООН A/RES/74/247 от 27 декабря 2019 г. [14] создан специальный межправительственный комитет открытого состава экспертов и представителей всех регионов для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационных и коммуникационных технологий в преступных целях.

Помимо резолюций под эгидой ООН были приняты и другие документы, относящиеся к тематике киберпространства. Так, группа правительственных экспертов ООН в докладе «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» за 2013 г. подтвердила, что к киберпространству применимо международное право. В частности, пункт 20 данного документа звучит следующим образом: «Государственный суверенитет и международные нормы и принципы, вытекающие из принципа государственного суверенитета, распространяются на поведение государств в рамках деятельности, связанной с использованием ИКТ, а также на юрисдикцию государств над ИКТ-инфраструктурой на их территории» [15].

Доклад Группы правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 2015 г. пошел еще дальше, определив конкретные международные нормы и принципы, которые применяются или должны применяться к киберпространству. В частности, пункт 26 данного документа прямо их перечисляет: «При рассмотрении вопроса о применимости норм международного права к использованию ИКТ государствами Группа определила, что важнейшее значение имеют обязанности государств в соответствии со следующими принципами Устава ООН и другими нормами международного права: суверенное равенство; разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций; уважение прав человека и основных свобод; невмешательство во внутренние дела других государств» [16]. Пункт 27 Доклада также подчеркивает приверженность суверенитета государства над киберпространством: «Суверенитет государств и международные нор-

мы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к осуществлению государствами деятельности, связанной с ИКТ, и к их юрисдикции над ИКТ-инфраструктурой, расположенной на их территориях». Доклад также содержит отдельную главу под названием «Меры укрепления доверия», содержащую рекомендательные нормы по укреплению межгосударственного доверия в целях создания мирной ИКТ-среды.

Список норм, правил и принципов ответственного поведения государств, содержащийся в докладе группы правительственных экспертов 2015 г., получил широкое одобрение государств в качестве своеобразной дорожной карты для повышения уровня их кибербезопасности. Впоследствии эти нормы были одобрены ГА ООН, которая рекомендовала их в качестве руководства для государств [17]. Что касается содержания одиннадцати норм группы правительственных экспертов, изложенных в докладе за 2015 год, то их можно классифицировать следующим образом. К числу норм, наиболее полно отвечающих характеристике «добровольных и необязательных», относится ряд норм, направленных на укрепление сотрудничества между государствами в интересах повышения стабильности и безопасности при использовании ИКТ, противодействия террористическому и криминальному использованию ИКТ, а также оказания помощи в случае злонамеренных кибератак на критическую инфраструктуру [16].

Данные нормы носят рекомендательный характер. Однако призыв к государствам «сотрудничать в разработке и применении мер по повышению стабильности и безопасности при использовании ИКТ и предотвращению практики использования ИКТ, которая является вредной или может представлять угрозу международному миру и безопасности» [16], а также норма, согласно которой государства не должны «осуществлять или сознательно поддерживать деятельность по нанесению ущерба информационным системам уполномоченных групп реагирования на чрезвычайные ситуации другого государства» и использовать такие группы «для участия в злонамеренной международной деятельности» [19], опираются на общее обязательство государств воздерживаться от деятельности, которая может нарушить суверенитет других государств и может рассматриваться не как рекомендация, а как призыв к соблюдению международно-правового обязательства государства по предотвращению осуществления террористической деятельности с его территории. Аналогичным образом норма, касающаяся обмена информацией и помощи в

борьбе с террористическим или преступным использованием ИКТ, нормы в области прав человека [18], содержащие прямую ссылку на ряд резолюций Совета по правам человека [20, 23] и ГА ООН [18, 21], которые, в свою очередь, опираются на различные конвенции по правам человека и судебную практику договорных органов по правам человека, могут относиться, соответственно, к обязательствам государства по существующим конвенциям о борьбе с терроризмом и в области прав человека.

В докладе группы правительственных экспертов по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности за 2021 год также перечислены шесть принципов международного права, применимых к киберпространству и ки-бердеятельности. Одним из них является принцип суверенитета: «суверенитет государств и международные нормы и принципы, проистекающие из суверенитета, применяются к осуществлению государствами деятельности, связанной с ИКТ, и к их юрисдикции над ИКТ-инфраструктурой, расположенной на их территории. К деятельности государств в сфере использования ИКТ применимы существующие обязательства по международному праву. Государства осуществляют юрисдикцию в отношении ИКТ-инфраструктуры на своей территории, в частности, принимая политические и законодательные меры и создавая необходимые механизмы для защиты ИКТ-инфраструктуры на своей территории от связанных с ИКТ угроз» [22].

По результатам анализа нормативных документов ООН можно составить следующую классификацию норм, регулирующих деятельность государств в киберпространстве:

- нормы, призывающие к укреплению межгосударственного сотрудничества (рекомендации по сотрудничеству в области предотвращения вредоносной практики использования ИКТ, обмена информацией и проведения консультаций в случае инцидентов);

- нормы, требующие от государств принятия соответствующих мер внутри страны для укрепления кибербезопасности (нормы, направленные на усиление защиты критических инфраструктур, обеспечение целостности цепочки поставок, а также на расширение информации об уязвимо-стях ИКТ и доступных средствах защиты);

- нормы, основанные на существующих международных обязательствах государств (правило об ответственном поведении в киберпространстве никак не противоречит правилу о должной осмотрительности).

Таким образом, тезис о невозможности регулирования киберпространства с помощью норм права следует считать ошибочным. Нормативно-правовое регулирование цифрового пространства обосновано по следующим причинам. Во-первых, право выполняет регулятивную функцию, устанавливая принципы и правила, применимые к киберпространству, и тем самым определяя, что является законным, а что - незаконным. Во-вторых, оно выполняет онтологическую функцию, конструируя в юридических терминах понятие и статус киберпространства. Таким образом, международное право натурализует киберпро-странство, поскольку встраивает его в известные правовые категории и модели регулирования и способствует стабильности и порядку не только в киберпространстве, но и в международной среде на глобальном уровне, приложением к которой оно является.

Список источников

1. A Declaration of the Independence of Cyberspace [Электронный ресурс]. URL: https://www.eff.org/ cyberspace-independence.

2. Ермолович Г.П., Зябкин А.И. Международное право: учеб.-метод. пособ. СПб.: ГУАП, 2019. С. 96.

3. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (4 января 1999 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.securityraundlreport. org/atf/cf/%7B6 5BFCF9B-6D2 7-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/a_res_53_70.pdf.

4. Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения (23 декабря 1999 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https:// undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES%2F54 %2F50&Language=E&DeviceType=Desktop&LangReques ted=False.

5. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности (20 декабря 2000 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?Fina lSymbol=A%2FRES%2F55%2F28&Language=E&DeviceTy pe=Desktop&LangRequested=False.

6. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (10 июля 2000 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/ record/421270?ln=ru&v=pdf.

7. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (3 октября 2001 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/%20 449994?v=pdf.

8. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (7 января 2002 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSym

bol=A%2FRES%2F56%2F19&Language=E&DeviceType= Desktop&LangRequested=False.

9. Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения (8 декабря 2005 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https:// digitallibrary.un.org/record/562559?ln=ru&v=pdf.

10. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (8 декабря 2005 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/ record/562444?ln=ru&v=pdf.

11. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности (11 августа 2017 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/ record/1305217?v=pdf.

12. Поощрение ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности (22 декабря 2018 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary. un.org/record/1658328?ln=ru&v=pdf.

13. Поощрение ответственного поведения государств в киберпространстве в контексте международной безопасности (12 декабря 2019 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/Home/ Mobüe?FinalSymbol=A%2FRES%2F74%2F28&Language= E&DeviceType=Desktop&LangRequested=False.

14. Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях (27 декабря 2019 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?Fina lSymbol=A%2FRes%2F74%2F247&Language=E&DeviceT ype=Desktop&LangRequested=False.

15. 68 сессия. Пункт 94 предварительной повестки дня. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. «Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (24 июля 2013 г.) // Веб-сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: A/68/98(undocs.org).

16. 70 сессия. Пункт 93 предварительной повестки дня. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. «Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (22 июля 2015 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/70/174(undocs.org).

17. Резолюция 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (23 декабря 2015 г.), п. 1 и 2«a» // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/res/70/237(undocs.org).

18. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» (18 декабря 2013 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/RES/68/167(undocs.org).

19. Пункт 13«k» Доклада 70 сессии Пункта 93 предварительной повестки дня. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. «Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации

и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (22 июля 2015 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/70/174(undocs.org).

20. Резолюция, принятая Советом по правам человека, «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» (16 июля 2012 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: The promotion, protection and enjoyment of human rights on the Internet:(un.org).

21. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Право на неприкосновенность личной жизни в эпоху цифровых технологий» (18 декабря 2014 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/RES/69/166(undocs.org).

22. 76 сессия. Пункт 96 предварительной повестки дня. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. «Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (14 июля 2021 г.) // Веб-сайт ООН: [Электронный ресурс]. URL: A/76/135(undocs.org).

23. Резолюция, принятая Советом по правам человека, «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» (14 июля 2014 г.) // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: A/HRC/RES/26/13(undocs. org).

References

1. A Declaration of the Independence of Cyberspace [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.eff.org/cyber-space-independence.

2. Ermolovich G.P., Zyabkin A.I. Mezhdunarodnoe pravo: ucheb.-metod. posob. SPb.: GUAP, 2019. S. 96.

3. Dostizheniya v sfere informatizacii i tele-kommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezo-pasnosti (4 yanvarya 1999 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.securitycoun-cilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/a_res_53_70.pdf.

4. Rol" nauki i texniki v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti i razoruzheniya (23 dekabrya 1999 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://undocs.org/ Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES%2F54%2F50&La nguage=E&DeviceType=Desktop&LangRequested=False.

5. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (20 dek-abrya 2000 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES %2F55%2F28&Language=E&DeviceType=Desktop&Lang Requested=False.

6. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (10 iyu-lya 2000 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/421270?ln=ru&v=pdf.

7. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (3 okty-abrya 2001 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/%20449994?v=pdf.

8. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (7 yan-varya 2002 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES

%2F56%2F19&Language=E&DeviœType=Desktop&Lang Requested=False.

9. Rol" nauki i texniki v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti i razoruzheniya (8 dekabrya 2005 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://digitalli-brary.un.org/record/562559?ln=ru&v=pdf.

10. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (8 dekabrya 2005 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/562444?ln=ru&v=pdf.

11. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommuni-kacii v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (11 av-gusta 2017 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/1305217?v=pdf.

12. Pooshhrenie otvetstvennogo povedeniya gosu-darstv v kiberprostranstve v kontekste mezhdunarod-noj bezopasnosti (22 dekabrya 2018 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://digitallibrary.un.org/ record/1658328?ln=ru&v=pdf.

13. Pooshhrenie otvetstvennogo povedeniya gosu-darstv v kiberprostranstve v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti (12 dekabrya 2019 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://undocs.org/Home/Mo bile?FinalSymbol=A%2FRES%2F74%2F28&Language=E& DeviceType=Desktop&LangRequested=False.

14. Protivodejstvie ispokzovaniyu informacionno-kommunikacionny'x texnologij v prestupny'x celyax (27 dekabrya 2019 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSym bol=A%2FRes%2F74%2F247&Language=E&DeviceType= Desktop&LangRequested=False.

15. 68 sessiya. Punkt 94 predvaritel~noj povestki dnya. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti. «Gruppa pravitekstvenny'x e'kspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdun-arodnoj bezopasnosti» (24 iyulya 2013 g.) // Veb-sajt OON. [E'lektronny'j resurs]. URL: A/68/98(undocs.org).

16. 70 sessiya. Punkt 93 predvaritel~noj povestki dnya. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti. «Gruppa pravitekstvenny'x e'kspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdun-arodnoj bezopasnosti» (22 iyulya 2015 g.) // Veb-sajt OON [E'lektronny'j resurs]. URL: A/70/174(undocs.org).

17. Rezolyuciya 70-j sessii Generaknoj Assamblei OON «Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacij v

kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti» (23 dekabrya 2015 g.), p. 1 i 2«a» // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: A/res/70/237(undocs.org).

18. Rezolyuciya General"noj Assamblei OON «Pravo na neprikosnovennost" lichnoj zhizni v cifrovoj vek» (18 dekabrya 2013 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: A/RES/68/167(undocs.org).

19. Punkt 13«k» Doklada 70 sessii Punkta 93 predvariteknoj povestki dnya. Dostizheniya v sfere infor-matizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarod-noj bezopasnosti. «Gruppa pravitel"stvenny"x e"kspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommuni-kacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti» (22 iyu-lya 2015 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: A/70/174(undocs.org).

20. Rezolyuciya, prinyataya Sovetom po pravam che-loveka, «Pooshhrenie, zashhita i osushhestvlenie prav cheloveka v Internete» (16 iyulya 2012 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: The promotion, protection and enjoyment of human rights on the Internet:(un.org).

21. Rezolyuciya General"noj Assamblei OON «Pravo na neprikosnovennost" lichnoj zhizni v e"poxu cifrovy"x texnologij» (18 dekabrya 2014 g.) // Veb-sajt OON [E"lektronny"j resurs]. URL: A/RES/69/166(undocs.org).

22. 76 sessiya. Punkt 96 predvaritel"noj povestki dnya. Dostizheniya v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdunarodnoj bezopasnosti. «Gruppa pravitel"stvenny"x e"kspertov po dostizheniyam v sfere informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezhdun-arodnoj bezopasnosti» (14 iyulya 2021 g.) // Veb-sajt OON: [E"lektronny"j resurs]. URL: A/76/135(undocs.org).

23. Rezolyuciya, prinyataya Sovetom po pravam che-loveka, «Pooshhrenie, zashhita i osushhestvlenie prav cheloveka v Internete» (14 iyulya 2014 g.) // Veb-sajt OON

[E"lektronny"j resurs]. URL: A/HRC/RES/26/13(undocs. org).

Статья поступила в редакцию 01.08.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 08.08.2024.

The article was submitted 01.08.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 08.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.