Научная статья на тему 'ОБЗОР ПОЗИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА О РЕФОРМЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ'

ОБЗОР ПОЗИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА О РЕФОРМЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДВУХСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / SECURITY COUNCIL REFORM / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN POLICY / BILATERAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсов Юрий Иванович

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) является ведущим органом в системе ООН, имеющим полномочия по формированию и установлению международного правопорядка и принятию решения в области международной безопасности. Конкуренция на международной арене и геополитика оказывают влияние на международный правопорядок и безопасность. Со времени Карибского кризиса вопрос о полномочиях и реформировании СБ ООН стал актуальным. В статье рассмотрены позиции ряда стран и международных организаций по вопросу реформирования СБ ООН. Актуальность темы обусловлена ролью Организации Объединенных Наций в современных международных отношениях в связи с их неопределенностью, в результате которой у участников международных отношений сформировались свои принципы международного права. В статье проводится сопоставительный анализ позиций государств, групп государств и международных организаций по вопросу о реформе ООН, констатируется необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества участников международных отношений в интересах реформирования СБ ООН и будущего мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE POSITIONS OF THE INTERNATIONAL COMMUNITY ON THE REFORM OF THE UN SECURITY COUNCIL OF THE UNITED NATIONS

The UN Security Council is the leading body in the UN system with the authority to form and establish the international legal order and make decisions in the field of international security. Competition in the international arena and geopolitics have an impact on international law and order and security. Since the Caribbean crisis, the issue of the powers and reform of the UN Security Council has become relevant. The article examines the positions of a number of countries and international organizations on the issue of reforming the UN Security Council. The relevance of the topic is due to the role of the United Nations in modern international relations. Due to the uncertainty in modern international relations, as a result of which the participants in international relations have formed their own principles of international law. The article provides a comparative analysis of the positions of states, groups of states and international organizations on the issue of UN reform and states the need to further strengthen cooperation among participants in international relations in the interests of reforming the UN Security Council and the future world order.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПОЗИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА О РЕФОРМЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 2 (67). С. 124. Eurasian advocacy. 2024;(2(67)):124.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 341

doi 10.52068/2304-9839_2024_67_2_124

ОБЗОР ПОЗИЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА О РЕФОРМЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ФИРСОВ Юрий Иванович

Руководитель Центра Международного права

0012, г. Ереван, ул. Давид Сасунцы, д. 80, офис 1, Республика Армения

Аннотация: Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) является ведущим органом в системе ООН, имеющим полномочия по формированию и установлению международного правопорядка и принятию решения в области международной безопасности. Конкуренция на международной арене и геополитика оказывают влияние на международный правопорядок и безопасность. Со времени Карибского кризиса вопрос о полномочиях и реформировании СБ ООН стал актуальным. В статье рассмотрены позиции ряда стран и международных организаций по вопросу реформирования СБ ООН. Актуальность темы обусловлена ролью Организации Объединенных Наций в современных международных отношениях в связи с их неопределенностью, в результате которой у участников международных отношений сформировались свои принципы международного права.

В статье проводится сопоставительный анализ позиций государств, групп государств и международных организаций по вопросу о реформе ООН, констатируется необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества участников международных отношений в интересах реформирования СБ ООН и будущего мироустройства.

Ключевые слова: реформа Совета Безопасности, международное сотрудничество, внешняя политика, двухсторонние отношения

Для цитирования: Фирсов Ю.И. Обзор позиций международного сообщества о реформе Совета Безопасности Организации Объединенных Наций // Евразийская адвокатура. 2024. № 2(67). С. 124. https:// doi. org/10.52068/2304-9839_2024_67_2_124

Policy and Economy of Eurasia

Original article

OVERVIEW OF THE POSITIONS OF THE INTERNATIONAL COMMUNITY ON THE REFORM OF THE UN SECURITY COUNCIL OF THE UNITED NATIONS

FIRSOV Yuri Ivanovich

Head of the Center for International Law

0012, Yerevan, David Sasuntsy str., 80, office 1, Republic of Armenia

Abstract: The UN Security Council is the leading body in the UN system with the authority to form and establish the international legal order and make decisions in the field of international security. Competition in the international arena and geopolitics have an impact on international law and order and security. Since the Caribbean crisis, the issue of the powers and reform of the UN Security Council has become relevant. The article examines the positions of a number of countries and international organizations on the issue of reforming the UN Security Council. The relevance of the topic is due to the role of the United Nations in modern international relations. Due to the uncertainty in modern international relations, as a result of which the participants in international relations have formed their own principles of international law.

The article provides a comparative analysis of the positions of states, groups of states and international organizations on the issue of UN reform and states the need to further strengthen cooperation among participants in international relations in the interests of reforming the UN Security Council and the future world order.

Keywords: Security Council reform; international cooperation; foreign policy; bilateral relations For citation: Firsov Yu.I. Overview of the Positions of the International Community on the Reform of the UN Security Council the United Nations = Eurasian advocacy. 2024;2(67):124. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839 2024 67 2 124

© Фирсов Ю.И., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

Вопрос о реформе СБ ООН возник практически сразу после создания ООН и особенно актуальным стал во время Карибского кризиса. В последующие годы предпринимались и предпринимаются по настоящее время усилия международного сообщества по поиску решений относительно реформирования СБ ООН.

Первая и последняя успешная реформа Совета Безопасности с целью повышения результативности его работы была предпринята в 1965 г. Тогда количество его непостоянных членов возросло с шести до десяти и должно было по замыслу отражать увеличение количества независимых государств в мире после начавшегося процесса распада европейских колониальных империй. С тех пор в основу избрания десяти непостоянных членов положена Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1963 г. № 1991 (XVIII), согласно которой они выбираются на региональной основе в соответствии со следующей схемой: пять участников - от государств Африки и Азии, один - от стран Восточной Европы, по одному -от Латинской Америки и Карибского бассейна и два - от Западной Европы и прочих государств [8].

В 1979 г. вопрос «равного представительства и расширения членского состава СБ ООН» был внесён в повестку Генеральной Ассамблеи по настоянию таких стран, как Алжир, Аргентина, Бангладеш, Бутан, Гайана, Индия, Мальдивы, Непал, Нигерия и Шри-Ланка [19].

Новая волна интереса к проблематике реформирования Совета пришлась на первую половину 1990-х годов. В 1993 г. Генассамблея приняла резолюцию 48/26 «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава» [16]. В ходе 48-й Генеральной Ассамблеи в 1993 г. было решено учредить Рабочую группу открытого состава (Open-Ended Working Group) для рассмотрения вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других аспектов, касающихся СБ ООН [16]. Предложения председателя Рабочей группы Исмаила Разали в целом были одобрены постоянными членами СБ ООН, но оказались заблокированы группой государств Движения неприсоединения, которая рассматривала их как угрозу своей сплочённости. Другой преградой для реализации данного проекта стала позиция Италии, стремившейся предотвратить постоянное членство в Совете Безопасности Германии и Японии. Обсуждение данного вопроса продолжилось в Рабочей группе и сосредоточилось на процедурных вопросах [15]. Итогом принятия резолюции стало учреждение Рабочей группы

ГА ООН открытого состава по реформе Совета. Дальнейшие попытки реформирования Совета Безопасности предпринял Кофи Аннан, который в 2003 г. организовал Группу высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (High Level Panel on Threats, Challenges and Change). Её основной задачей являлась подготовка плана реформирования ООН. План К. Аннана не был исполнен в полном объеме, тем не менее, невыполнение плана не привело к полной остановке процесса реформирования Совета Безопасности ООН.

В 2007 г. сложилась новая международная группа, названная «L.69» по количеству стран, подписавших её первоначальную декларацию, в которую вошли развивающиеся государства из всех регионов мира, включая Бразилию, Индию, ЮАР и Нигерию [10]. Ведущую роль в данной группе играли небольшие развивающиеся страны. L.69 призывала к расширению СБ ООН на шесть мест постоянных членов: двух - из Африки, двух - из Азии, одному - из стран Латинской Америки и Карибского бассейна и ещё одному -из так называемой WEOG (Western Europeans and Other Groups), в состав которой вошли как западноевропейские страны, так и Израиль, Турция и США (в качестве наблюдателя). В дополнение к этому члены L.69 предложили проводить ротацию одного места непостоянного участника СБ ООН среди малых островных развивающихся государств [19].

Для решения данного вопроса в 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию № 62/557 о начале проведения межгосударственных переговоров (Intergovernmental Negotiations) по реформе Совета Безопасности. В их ходе участникам предстояло сосредоточиться на пяти главных вопросах: категориях членства, праве Вето, региональном представительстве, размере реформированного Совбеза и его методах работы, отношениях между новым СБ ООН и Генеральной Ассамблеей [19].

Выражая недовольство отсутствием реального прогресса в реформировании ООН, Анил Суклал, представитель ЮАР в БРИКС, G20 и ряде других подобных объединений, в мае 2020 г. заявил о необходимости для Африки и Индии продолжать отстаивать программу реформ многосторонних институтов, особенно Совета Безопасности, используя для этого прежде всего такие платформы, как БРИКС и ИБСА (Индия - Бразилия - Южная Африка) [17].

Недавние заявления министра иностранных дел С.В. Лаврова подтвердили готовность России поддержать кандидатуры Бразилии, Индии и

стран Африки на избрание в постоянные члены Совета Безопасности ООН [3]. В позициях России и Китая в области межгосударственных переговоров по реформе ООН нет каких-либо заранее установленных сроков принятия итоговых решений. Российское внешнеполитическое ведомство обращает внимание на то, что коллективный Запад всё чаще использует новый термин - «порядок, основанный на правилах», и пытается навязать его в мировых делах вместо международного права [13].

Следует отметить также заявления официальных лиц государств и международных организаций о необходимости реформирования СБ ООН. Так, экс-президент Замбии Кеннет Каунда, в частности, заявил: «Важно двигаться шаг за шагом до тех пор, пока не будут представлены все части света. Мы не должны спешить, когда не выполнена даже первая задача» [14]. Также во время своего визита в Индию в 2010 г. президент США Б. Обама неожиданно заявил, что США поддерживают кандидатуру Индии на постоянное членство в СБ ООН [18]. Следует отметить поддержку реформирования СБ ООН группой государств: о этом заявляет коалиция «Группы четырех» ^4): Бразилия, Германия, Индия и Япония, которая выступает за предоставление ей мест в СБ на постоянной основе, а также согласна на предоставление постоянного места двум африканским государствам [5]. Также в поддержку позиции «Группы четырех» активно выступает группа L.69. Однако на практике речь идет о малых и средних государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе многих государствах Карибского бассейна [4]. Также Коалиция «Единство ради консенсуса» выступает за расширение состава СБ ООН только за счет непостоянных членов [5]. Коалиция стран Африканского Союза выступает за предоставление двум африканским государствам постоянного места в СБ и права вето [20].

Вопрос реформирования СБ ООН актуален по настоящее время не только в странах Европы, Азии и Африки, но и в странах Южной и Центральной Америки. Одним из таких государств являлась и является Бразилия. Кандидатура Бразилии, как главного игрока в Латинской Америке, впервые была предложена еще в далеком 1945 г. президентом США Ф. Рузвельтом, однако она была отвергнута Великобританией и Советским Союзом, аргументирующими, что Бразилия не внесла определяющий вклад в победу во Второй мировой войне и недостаточно влиятельна на мировой арене [9].

Как уже отмечалось выше, международные организации принимают активное участие в дискуссии по вопросу реформирования СБ ООН. Организация исламского сотрудничества (ОИС), которая активно выступает за реформу и поддержала демарш Саудовской Аравии в СБ ООН, когда королевство отказалось от предоставленного ему непостоянного места в СБ, отметила, что в СБ ООН не представлены страны исламского мира на постоянной основе [11].

В 2013 г. Франция предложила членам СБ ООН отказаться от права вето в ситуациях, когда совершаются массовые злодеяния, например геноцид [12]. Позиция Парижа и Лондона по вопросу права вето существенно отличается от подходов Москвы, Вашингтона и Пекина. Что касается позиции России, то она выступает за придание СБ ООН более представительного характера за счет развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Российская сторона также акцентирует, что процесс реформирования СБ ООН - дело всех без исключения государств, а его итоговая формула должна пользоваться максимально широкой поддержкой, в идеале - консенсусом [7].

Единство постоянных членов СБ ООН относительно реформы СБ ООН отсутствует, при этом сохраняются общие взгляды на ряд актуальных вопросов международной безопасности.

Однако самые жесткие дискуссии по поводу комплексного изменения ООН разворачиваются из-за реформирования СБ ООН, так как именно от разрешения данной задачи будет зависеть дальнейший ход всех реформ ООН и их эффективность [1].

Взгляд на процесс реформирования СБ ООН исследователей в области международного публичного права отличается. Так, по мнению Д. Кику, в интересах России необходимо сохранение компактности состава СБ ООН и расширение состава максимум до 20-ти с небольшим мест [2].

По итогам конференций в Ялте и Потсдаме были заложены основы международной безопасности, на основе которых функционируют современная система международного публичного права и система международных отношений.

Большинство субъектов международного права поддерживает необходимость реформирования Совета Безопасности ООН. Одну из наиболее перспективных моделей СБ ООН, которая позволит учитывать интересы всех участников международного сообщества, предложил Р.Т. Эр-доган [21].

Список источников

1. Власова К.В. Тимченко В.А. Реформа ООН и ее влияние на современную систему международных отношений // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 121-129.

2. Кику Д. Реформирование Совета Безопасности ООН: Pro et contra // Российский совет по международным делам. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/reformirovaniesoveta-bezopasnosti-oon-pro-et-contra/?sphrase_id=59052212.

3. Лавров: Индия и Бразилия должны быть представлены в СБ ООН в результате его реформы // ТАСС. 2020. 15 января [Электронный ресурс]. URL: https://tass. ru/politika/7521785.

4. Орлов А.А., Мачитидзе Г.Г. ООН в современном мире: взгляд из Москвы. М.: МГИМО. 2020. С. 250.

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/59/L.64 (проект). Реформа Совета Безопасности. 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/a/59/L.64.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/59/L.68 (проект). Реформа Совета Безопасности. 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/59/L.68.

7. Сергеев В.Е. Реформа Совета Безопасности ООН: позиция России и зарубежных стран // Россия: общество, политика, история. Международные отношения. 2022. № 1 (1) (март). С. 49-62.

8. Совет Безопасности ООН: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ securitycountil/ru/content/faq#nonpermanent.

9. Trinkunas H. Brazil's Rise. Seeking Influence on Global Governance // Latin American Initiative Policy at Brookings. 2014. P. 8-9.

10. Усов В.А. Вопросы реформы Совета Безопасности ООН во взаимодействии Индии и стран Африки // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 5 (62). С. 91-107.

11. Филатов С. Демарш Саудовской Аравии: место в Совбезе ООН ей не по праву // Международная жизнь. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/ news/show/1012.

12. Франция и Организация Объединенных Наций // Официальный сайт МИД Франции [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/frandya-i-organizaciya-ob-edinennyh-nadj.

13. Foreign Minister Sergey Lavrov's remarks and answers to questions at a plenary session of the Raisina Dialogue international conference, New Delhi, January 15, 2020 // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [Электронный ресурс]. URL: https://www. mid.ru/en/posledniye_dobavlnenniye//asset_publisher/ MCZ7HQuMdqBY/content/id/3994885.

14. Ghana joins UN Security Council // Online Nigeria. 2005. October, 12 [Электронный ресурс]. URL: http:// nm.onlinenigeria.com/templates/?a=5552&z=9.

15. Gordon N., Gowan R. Pathways to Security Council Reform // Center on International Cooperation. New York University. 2014. May. P. 8 [Электронный ресурс]. URL: https://cic.nyu.edu/sites/default/files/pathways_sc_ reform_final.pdf.

16. Handbook on Security Council Reform 2018.Р. 47.

17. India, Africa should accelerate UNSC reforms: South Africa's BRICS Sherpa, India Writes Network, by Anil Sooklal, 1 June 2020 // International Relations and Cooperation. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. URL: www.dirco.gov.za/docs/2020/unsc0601.htm.

18. Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India // The White House. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://obamawhite-house.archives.gov/the-press-office/2010/11/08/remarks-presidentjoint-session-indian-parliament-new-delhi-india.

19. Report of the Intergovernmental Negotiations on Security Council Reform // WFUNA. Sixth Session. 2020. January, 7 [Электронный ресурс]. URL: https://wfuna. org/files/inline-files/ga_ign_report_ of_the_intergovern-mental_negotiations_on_ security_council_reform.pdf.

20. The Common African Position on the Proposed Reform of the United Nations: «The Ezulwini Consensus». 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.apaunr. org/AU_Ezulwini%20Consensus.pdf.

21. «Мир больше пяти»: Эрдоган призвал реформировать Совбез ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://news.ru/vlast/mir-bolshe-pyati-erdogan-prizval-reformirovat-sovbez-oon/?ysclid=lw0eoyh1hv568003093.

References

1. Vlasova K.V. Timchenko V.A. Reforma OON i ee vliyanie na sovremennuyu sistemu mezhdunarodny"x ot-noshenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2022. № 476. S. 121-129.

2. Kiku D. Reformirovanie Soveta Bezopasnosti OON: Pro et contra // Rossijskij sovet po mezhdunarodny"m delam. 2018 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/reformirovaniesoveta-bezopasnosti-oon-pro-et-contra/?sphrase_id=59052212.

3. Lavrov: Indiya i Braziliya dolzhny" by"t" predstav-leny" v SB OON v rezul"tate ego reformy" // TASS. 2020. 15 yanvarya [E"lektronny"j resurs]. URL: https://tass.ru/ politika/7521785.

4. Orlov A.A., Machitidze G.G. OON v sovremennom mire: vzglyad iz Moskvy". M.: MGIMO. 2020. S. 250.

5. Rezolyuciya GeneraTnoj Assamblei OON A/59/L.64 (proekt). Reforma Soveta Bezopasnosti. 2005 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://undocs.org/ru/a/59/L.64.

6. Rezolyuciya GeneraTnoj Assamblei OON A/59/L.68 (proekt). Reforma Soveta Bezopasnosti. 2005 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://undocs.org/ru/A/59/L.68.

7. Sergeev V.E. Reforma Soveta Bezopasnosti OON: poziciya Rossii i zarubezhny"x stran // Rossiya: obsh-hestvo, politika, istoriya. Mezhdunarodny"e otnosheniya. 2022. № 1 (1) (mart). S. 49-62.

8. Sovet Bezopasnosti OON: Ofidal"ny"j sajt [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.un.org/security-council/ru/content/faq#nonpermanent.

9. Trinkunas H. Brazil's Rise. Seeking Influence on Global Governance // Latin American Initiative Policy at Brookings. 2014. P. 8-9.

10. Usov V.A. Voprosy" reformy" Soveta Bezopasnosti OON vo vzaimodejstvii Indii i stran Afriki // Problemy" nacional"noj strategii. 2020. № 5 (62). S. 91-107.

11. Filatov S. Demarsh Saudovskoj Aravii: mesto v Sov-beze OON ej ne po pravu // Mezhdunarodnaya zhizn". 2013 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://interaffairs.ru/ news/show/1012.

12. Franciya i Organizaciya Ob"edinenny"x Nacij // OficiaFny'j sajt MID Francii [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/ franciya-i-organizaciya-ob-edinennyh-nacij.

13. Foreign Minister Sergey Lavrov's remarks and answers to questions at a plenary session of the Raisina Dialogue international conference, New Delhi, January 15, 2020 // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.mid. ru/en/posledniye_dobavlnenniye//asset_publisher/MC-Z7HQuMdqBY/content/id/3994885.

14. Ghana joins UN Security Council // Online Nigeria. 2005. October, 12 [E'lektronny'j resurs]. URL: http:// nm.onlinenigeria.com/templates/?a=5552&z=9.

15. Gordon N., Gowan R. Pathways to Security Council Reform // Center on International Cooperation. New York University. 2014. May. P. 8 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cic.nyu.edu/sites/default/files/pathways_sc_re-form_final.pdf.

16. Handbook on Security Council Reform 2018.R. 47.

17. India, Africa should accelerate UNSC reforms: South Africa's BRICS Sherpa, India Writes Network, by Anil Sooklal, 1 June 2020 // International Relations and Cooperation. Republic of South Africa [E'lektronny'j resurs]. URL: www.dirco.gov.za/docs/2020/unsc0601.htm.

18. Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India // The White House. 2010 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://obam-awhitehouse.archives.gov/the-press-office/2010/11/08/ remarks-presidentjoint-session-indian-parliament-new-delhi-india.

19. Report of the Intergovernmental Negotiations on Security Council Reform // WFUNA. Sixth Session. 2020. January, 7 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://wfuna.org/ files/inline-files/ga_ign_report_ of_the_intergovernmen-tal_negotiations_on_ security_council_reform.pdf.

20. The Common African Position on the Proposed Reform of the United Nations: «The Ezulwini Consensus». 2005 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.apaunr. org/AU_Ezulwini%20Consensus.pdf.

21. «Mir bol'she pyati»: E'rdogan prizval reformirovat" Sovbez OON. [E"lektronny"j resurs]. URL: https://news. ru/vlast/mir-bolshe-pyati-erdogan-prizval-reformirovat-sovbez-oon/?ysclid=lw0eoyh1hv568003093.

Статья поступила в редакцию 28.02.2024; одобрена после рецензирования 13.03.2024; принята к публикации 15.03.2024.

The article was submitted 28.02.2024; approved after reviewing 13.03.2024; accepted for publication 15.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.