Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международное право / цифровизация / информационная безопасность / киберпространство / сотрудничество / информационные технологии / ООН / цифровая среда / международные организации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Химич Алексей Александрович

В современных реалиях международное право активно взаимодействует с цифровой средой в связи с чем становится актуальным вопрос изучения возможностей и рисков, связанных с использованием информационных технологий в международном контексте. В настоящей статье рассматривается современное состояние международного права в условиях цифровизации, проанализированы различные формулировки понятия «киберпространство», его ключевое значение в международных отношениях. Изучены вопросы, связанные с применением международного права в киберпространстве. Проанализированы нормативные правовые акты, которые так или иначе играют важную роль во взаимодействии государств в области информационной безопасности, а также деятельность Российской Федерации по улучшению международного информационного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

OS4 ЦИФРОВОЕ ПРАВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-137-142 NIION: 2018-0076-4/23-243 MOSURED: 77/27-023-2023-4-243

ХИМИЧ Алексей Александрович,

Студент 4 курса Факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, e-mail: alex.khimich508@yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В современных реалиях международное право активно взаимодействует с цифровой средой в связи с чем становится актуальным вопрос изучения возможностей и рисков, связанных с использованием информационных технологий в международном контексте. В настоящей статье рассматривается современное состояние международного права в условиях цифровизации, проанализированы различные формулировки понятия «ки-берпространство», его ключевое значение в международных отношениях. Изучены вопросы, связанные с применением международного права в киберпространстве. Проанализированы нормативные правовые акты, которые так или иначе играют важную роль во взаимодействии государств в области информационной безопасности, а также деятельность Российской Федерации по улучшению международного информационного сотрудничества.

Ключевые слова: международное право, цифровизация, информационная безопасность, киберпространство, сотрудничество, информационные технологии, ООН, цифровая среда, международные организации.

KHIMICH Aleksei Aleksandrovich,

The 4 th year student Faculty of integrated security of the fuel and energy complex Russian State University of Oil and Gas named by I.M. Gubkin

INTERNATIONAL LAW IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Annotation. In modern realities, international law actively interacts with the digital environment, and therefore the issue of studying the opportunities and risks associated with the use of information technologies in the international context becomes relevant. This article examines the current state of international law in the context of digitalization, analyzes various formulations of the concept of «cyberspace», its key importance in international relations. The issues related to the application of international law in cyberspace are studied. The legal acts, which somehow play an important role in the interaction of states in the field of information security, as well as the activities of the Russian Federation to improve international information cooperation, are analyzed.

Key words: international law, digitalization, information security, cyberspace, cooperation, information technologies, United Nations, digital environment, international organizations.

В настоящее время киберпространство стало неотъемлемой частью международных отношений. Множественность технологий способна сблизить людей из разных стран и открыть новые горизонты, открыть новые возможности сотрудничества как между государственными, так и негосударственными субъектами. В настоящее время государства зависят от функционирования ^-структур, которые способствуют появлению новых уязвимостей. Операции в цифровой среде, проводимые как государственными, так и не государственными субъектами, могут поставить под угрозу международную стабильность.

Поэтому международное право имеет ключевое значение при работе с возможностями и рисками, связанными с использованием информационных технологий в международном контексте.

Впервые о киберпространстве как о собственной сфере написал американский писатель-фантаст Уильям Форд Гибсон в рассказе «Burning chrome», опубликованном в 1982 году в журнале «Omni», в котором он дал первое полное определение: «Киберпространство - это электронный носитель, который используется для формирования глобальной компьютерной сети с целью улучшения онлайн-общения». Министерство обо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

роны США заявило в отчете о политике в области киберпространства в 2011 году, что киберпро-странство - это глобальная область в информационной среде, уникальность которой обусловлена использованием электронных технологий для создания, изменения, обмена и использования информации.

Существует множество формулировок определения понятия «киберпространство», однако, поскольку мы рассматриваем с точки зрения международного права, то необходимо выделить следующие ключевые слова, которые будут дальше определять дальнейшее раскрытие темы: глобальная сеть, онлайн - общение, электронные технологии, сотрудничество и не менее важный фактор, безопасность.

Для начала необходимо отметить, что за некоторыми исключениями (в первую очередь, Будапештская конвенция по борьбе с киберпре-ступностью и Конвенция Африканского союза о кибербезопасности и защите персональных данных) в международном праве нет специальных правил для регулирования киберпространства. Таким образом, в течение нескольких лет оставались нерешенными вопросы о том, каким образом международное право будет взаимодействовать с киберпространством, однако на сегодняшний день большинство государств и несколько международных организаций, включая Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению и международной безопасности, G 20 , Европейский союз, АСЕАН и ОАГ подтвердили, что существующее международное право применяется к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) государствами.

В отличие от многих других международных проблем, управление киберпространством возникло не от государства, а от академических институтов и частных субъектов, создавших Интернет (хотя и с государственным финансированием). С коммерциализацией Интернета появились компании ИКТ. Сегодня их платформы служат средой для подавляющего большинства кибернетических действий, включая государственные и поддерживаемые государством кибе-роперации. За этим последовал интерес государств к киберпространству, особенно как зоне геополитического соперничества. Таким образом, в управлении киберпространством участвуют ключевые заинтересованные стороны, в том числе и различные государства.

Однако международное право осуществляет контроль правового порядка для государств и их организаций, например, международных организаций [8, с.6].

В настоящее время киберпространство является не просто современным средством ком-

муникаций, а международной «игровой доской», на которой игроки (государства) ведут свою игру (навязывают политику), в результате которой каждый последующий ход способен принести либо победу (дополнение традиционной политики, сотрудничество), либо поражение (появление новых антагонистов, имеющих разногласия по различным вопросам, из-за которых возможно получить пакет санкций).

Учитывая игроков отрасли и гражданского общества, другие режимы регулирования (например, отраслевое саморегулирование) предлагают альтернативные средства. Например, управление с участием многих заинтересованных сторон стало основным средством управления архитектурой Интернета. В то же время негосударственные субъекты проявили интерес к вопросам о том, как международное право применяется к управлению в киберпространстве. Президент Microsoft Бред Смит даже призвал государства заключить новую «Женевскую цифровую конвенцию», чтобы регулировать поведение государства в киберпространстве [4].

По мнению Данельяна А.А. «Предположение о том, что международно-правовые обязательства государств, включая обязательства, вытекающие из международных договоров, не применимы к киберпространству, привело бы нас к выводу об отсутствии правового регулирования и свободы государств от любых международно-правовых обязательств в этой области. Другими словами, общество столкнулось бы с правовым пробелом, наличие которого позволило бы поставить под сомнение государственный суверенитет в киберпространстве и в то же время потребовало бы принятия новых норм для киберпространства, которые не основаны на принципах Устава ООН» [1, с.263].

К киберпространству применимы принципы и нормы международного права:

1. неприменение силы и угроза силой;

2. невмешательство в дела, относящиеся к внутренней компетенции государств;

3. суверенное равенство государств;

4. уважение прав человека и основных свобод;

5.сотрудничество;

6. нерушимость государственных границ;

7.равноправие и самоопределение народов;

8.уважение территориальной целостности государства;

9. защита окружающей среды;

10. разоружение;

11. мирное разрешение споров;

12. Добросовестное исполнение обязательств.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Далее необходимо отметить вопросы, связанные с применением международного права в киберпространстве [7].

Можно разбить на пять отдельных категорий:

1. молчание;

2.разногласие;

3. проблемы интерпретации;

4.атрибуция;

5. подотчетность.

Молчание: Без специально разработанных договоров по кибервопросам, применение международного права зависит от государственной практики, что обусловливает переплетение кибер-пространства и жизни государств. Выяснение того, что государства делают в киберпространстве - не говоря уже о том, что, по их мнению, должно говорить об этом международное право, - было затруднено государственным молчанием.

Однако за последнее десятилетие несколько государств начали высказывать свое мнение касаемо киберпространства, как информационной среды. Начиная с 2012 года, Соединенные Штаты начали излагать свои взгляды в серии выступлений и заявлений. В последующие годы другие (в основном европейские) государства начали предлагать свои собственные подробные перспективы, включая Австралию, Эстонию, Финляндию, Францию, Германию и Нидерланды. Постоянные усилия в ООН в настоящее время направлены на расширение списка государств с мнениями по международному праву в киберпространстве.

Разногласие: Среди тех государств, которые заняли позицию относительно применения международного права в киберпространстве, существует ряд разногласий - конкурирующие утверждения о том, что конкретная международно-правовая норма или режим полностью включены или исключены из киберпространства. В контексте ООН, например, несколько государств оспорили право на самооборону, обязанность проявлять должную осмотрительность и право принимать контрмеры в отношении онлайн-актив-ности. Существование (или отсутствие) одной или нескольких из этих правовых рамок в киберпространстве имеет серьезные последствия для применения международного права, влияя на то, как государства проводят свои кибероперации в вооруженных конфликтах, их способность реагировать на злонамеренную киберактивность, проводимую другими государствами.

Проблемы толкования: Даже если государства признают, что в киберпространстве применяется определенная международно-правовая норма или режим, существенные вопросы толкования часто остаются открытыми для обсуждения. Международно-правовые режимы, такие как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

невмешательство, суверенитет и права человека, сталкиваются с большой двусмысленностью в применении к киберпространству. Обязанность невмешательства, например, защищает международные и внешние дела государства от «принудительного» вмешательства со стороны других государств. Точно так же суверенитет и безопасность, несомненно, являются одними из основных архитектурных особенностей международного правопорядка. Однако государства расходятся во мнениях относительно того, является ли суверенитет просто основополагающим принципом, на котором основываются другие международно-правовые нормы (например, невмешательство), или же это независимое правило, которое может быть нарушено некоторыми кибероперациями иностранного государства напрямую, но на сегодняшний день вопрос больше интересует касаемо не киберопераций, а последствий, которые могут появиться после их совершения. К их числу можно отнести публикацию компромата, перехват секретной переписки, а также иные действия, которые могут причинить реальный ущерб государству.

Атрибуция: Международное право регулирует только свои субъекты международного права (например, государства). Обычно оно не управляет поведением компаний или частных лиц в области ИКТ. Следовательно, для применения международного права в киберпространстве необходимо знать личность того, кто несет ответственность за рассматриваемую деятельность: является ли это государство или спонсируемый государством субъект, подпадающий под действие международного права, или это лицо (лица), участвующее в поведении вне рамок международного права? Однако такая идентификация затруднительна в киберпространстве из-за хорошо известных проблем в области технической атрибуции - определение источников злонамеренного поведения в киберпространстве часто бывает трудным и требует много времени. Процедура раскрытия преступлений в киберпространстве займет куда больше времени, нежели обычное преступление, что иной раз подчеркивает актуальность изучения данной тематики, однако это всего лишь вопрос времени, уже на сегодняшний день имеется практика их раскрытия и постепенно с каждым годом все будет происходить намного эффективнее.

Подотчетность: Государства, обвиняющие других в злонамеренном поведении в киберпро-странстве, редко ссылаются при этом на международное право. Отсутствие международно-правовой риторики может означать, что поведение может быть законным, даже если нежелательным. Высказывания в сторону других государств мало повлияют на поведение обвиняемых (однако они

могут помочь прояснить существование и значение международного права в киберпространстве). Некоторые государства работают над созданием коалиций, которые могут сотрудничать в целях улучшения подотчетности посредством коллективных обвинений или даже санкций. Однако до сих пор такие усилия не были сосредоточены на использовании критериев международного права для измерения злонамеренного поведения в киберпространстве или его инструментов (например, контрмер) для устранения его нарушений.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, необходимо выделить, что на сегодняшний день государства активно продвигают политику в области киберпространства, имеют опыт по взаимодействию с ней, а также используют и придерживаются определенных правил при функционировании в цифровой среде.

Несмотря на положительные качества киберпространства для государств, нельзя не забывать про ее уязвимость, что иной раз подчеркивает значимость информационной безопасности.

По сути, информационная безопасность также важна при использовании ИКТ в военных операциях. Кибершпионаж, кибертерроризм и киберпреступность основаны на его нарушении. По мнению Захарова Т.В. «в природе проблем информационной безопасности есть трансграничный компонент» [2, с.120].

Взаимодействие государств в области информационной безопасности принимает форму межгосударственного сотрудничества.

Особое значение имеют заключение двусторонних и многосторонних договоров и взаимодействие государств в рамках международных организаций. В современном мировом порядке видна принципиальная важность взаимодействия в системе ООН.

Взаимодействие государств в области информационной безопасности:

1. практическое участие в обсуждении проблем кибербезопасности важнейших органов ООН, ряда функциональных и вспомогательных органов, специализированных агентств ООН;

2. Передача полномочий в этой сфере комитетам Генеральной Ассамблеи ООН;

3.создание групп правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. Растет количество государств, инициирующих проекты резолюций органов ООН в этой сфере.

Такая институциональная основа для политического взаимодействия может стать движущей силой появления международно-правовых норм.

Поэтому, на основе вышеперечисленных суждений, необходимо отметить, что киберпро-

странство - это среда, в которой преступники могут причинять ущерб государствам, именно поэтому, чтобы недопустить наиболее интересующий всю международную арену вопрос - последствия киберпреступлений, государства активно взаимодействуют друг с другом в области информационной безопасности.

Зиновьева Е.С. отмечает, что «российский подход к формированию глобального режима информационной безопасности на площадке ООН, основанный на уважении государственного суверенитета и Устава ООН, выглядит более универсальным и демократичным» [3].

В 2011 году Россия представила в ООН проект конвенции, гарантирующей безопасность международной информации, а именно «Правила поведения в области обеспечения межнациональной информационной безопасности». Речь шла о предотвращении военных конфликтов в кибер-пространстве, борьбе с кибертерроризмом и кибермошенничеством. Однако некоторые страны восприняли это враждебно - Соединенные Штаты и члены Европейского Союза посчитали, что Россия пытается гарантировать принцип тотального контроля отдельных государств над своими национальными сегментами Интернета. Впоследствии многие положения проекта 2011 года были включены в документы, принятые на уровне ОДКБ, СНГ и ШОС, однако российская инициатива не получила широкой международной поддержки [5].

В конце мая 2017 года Россия также обнародовала проект конвенции ООН о сотрудничестве в борьбе с информационной преступностью. Этот документ был разработан как альтернатива Будапештской конвенции о компьютерных преступлениях 2001 года. Проект содержит основные принципы, на которых должна основываться борьба с киберпреступностью, а концепция Конвенции Организации Объединенных Наций о более безопасном Интернете является более всеобъемлющим документом.

Основные задачи данной концепции:

1. Содействие развитию Интернета;

2. Повышение гарантии безопасности прав и свобод ее пользователей;

3. Установление режима равноправного международного сотрудничества в управлении Интернетом;

4. Содействие принятию и усилению мер, направленных на более эффективное и действенное управление Интернетом [5].

Необходимо также отметить доклад МИД РФ от 15.03.21 «Об итогах деятельности Рабочей группы ООН открытого состава по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», в котором говорится о завершении деятельности Рабо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

чей группы ООН открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, созданной по инициативе РФ в 2018 г.

Все 193 государства-члена ООН поддержали консенсус в отношении принятия отчета, в котором резюмируется двухлетняя работа группы. При этом большинство участников подчеркнули ключевую роль России в организации переговорного процесса под эгидой ООН в данном формате [6].

В документе закреплен основной подход, продвигаемый Россией и ее партнерами в сфере международной информационной безопасности (МИБ):

- предотвращение конфликтов в информационном пространстве, предотвращение их милитаризации и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) исключительно в мирных целях.

Такой успех деятельности РГОС сигнализирует о желании международного сообщества совместно решать наиболее острые глобальные проблемы и открывает широкие перспективы для обеспечения эффективного результата нынешней группы правительственных экспертов, организационное заседание специальной межправительственной экспертной комиссии открытого состава по разработке всеобъемлющей международной конвенции о борьбе с использованием ИКТ в преступных целях.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что развитие международного права в области киберпространства играет важную роль в современном мире, что обусловливает необходимость международного сотрудничества государств в киберпространстве. Международное информационное право - довольно новая отрасль, в которой уже имеются инструменты правового регулирования. Поэтому потребность в развитии данной области с каждым годом растет все больше для того, чтобы недопустить критических последствий киберпреступлений, для борьбы с которыми государствам необходимо сотрудничать друг с другом для их предотвращения, а также содействовать по различным вопросам использования киберпространства, к примеру уголовно-правовой сфере, экономической и тд. Именно поэтому необходимо отметить, что киберпро-странство составляет не отдельную арену общения государств, а просто дополняет уже имеющуюся, то есть является дополнительной информационной средой.

Список литературы:

[1] Данельян А.А. Международно-правовое регулирование киберпространства //Образование

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

и право, 2020 г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-

kiberprostranstva

[2] Захаров Т.В. Международное сотрудничество государств в сфере информационной безопасности и правовые подходы к его регулированию // Государство и право в новой информационной реальности, 2018 Г. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-gosudarstv-v-sfere-informatsionnoy-bezopasnosti-i-pravovye-podhody-k-ego-regulirovaniyu

[3] Зиновьева Е.С. Дипломатическое наступление России в области информационной безопасности, рубрика: «Говорят эксперты МГИМО», 2018 г. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/ diplomaticheskoe-nastuplenie-rossii-v-oblasti-informatsionnoy-bezopasnosti/

[4] Глава Microsoft предложил создать «женевскую конвенцию» кибербезопасности. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58a3ab6c9a-794772fa747c0bhttps://www.rbc.ru/rbcfree-news/58a3ab6c9a794772fa747c0b

[5] Концепция конвенции ООН (или концепция безопасного функционирования и развития сети Интернет).

[6] Об итогах деятельности Рабочей группы ООН открытого состава по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. 15.03.21 URL: https://www.mid.ru/mezdunarodnaa-informa-cionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTi-w2pO53/content/id/4632970

[7] DUNCAN HOLLIS A BRIEF PRIMER ON INTERNATIONAL LAW AND CYBERSPACE. Carnegie Endowment for International Peace. 06.2021 URL: https://carnegieendowment.org/files/Hollis_ Law_and_Cyberspace.pdf

[8] Shaun Riordan & Mario Torres Jarrín Global Policy Perspective Report Cyberdiplomacy // European Institute of International Studies. Salamanca-Stockholm, January 20, 2020. URL: https://www. ieeiweb.eu/wp-content/uploads/2020/01/Cyberdiplo-macy_enero.pdf

Spisok literatury:

[1] Danel'yan A.A. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie kiberprostranstva //Obrazovanie i pravo, 2020 g. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-kiberpros-transtva

[2] Zaharov T.V. Mezhdunarodnoe sotrudnich-estvo gosudarstv v sfere informacionnoj bezopas-nosti i pravovye podhody k ego regulirovaniyu // Gosudarstvo i pravo v novoj informacionnoj real'nosti, 2018 G. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezh-dunarodnoe-sotrudnichestvo-gosudarstv-v-sfere-in-

formatsionnoy-bezopasnosti-i-pravovye-pod-hody-k-ego-regulirovaniyu

[3] Zinov'eva E.S. Diplomaticheskoe nastuple-nie Rossii v oblasti informacionnoj bezopasnosti, rubrika: «Govoryat eksperty MGIMO», 2018 g. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/diplomatich-eskoe-nastuplenie-rossii-v-oblasti-informatsion-noy-bezopasnosti/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Glava Microsoft predlozhil sozdat' «zhenevskuyu konvenciyu» kiberbezopasnosti. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58a3ab6c9a-794772fa747c0bhttps://www.rbc.ru/rbcfree-news/58a3ab6c9a794772fa747c0b

[5] Koncepciya konvencii OON (ili koncepciya bezopasnogo funkcionirovaniya i razvitiya seti Internet).

[6] Ob itogah deyatel'nosti Rabochej gruppy OON otkrytogo sostava po dostizheniyam v sfere

informatizacii i telekommunikacij v kontekste mezh-dunarodnoj bezopasnosti. 15.03.21 URL: https:// www.mid.ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezo-pasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/ id/4632970

[7] DUNCAN HOLLIS A BRIEF PRIMER ON INTERNATIONAL LAW AND CYBERSPACE. Carnegie Endowment for International Peace. 06.2021 URL: https://carnegieendowment.org/files/Hollis_ Law_and_Cyberspace.pdf

[8] Shaun Riordan & Mario Torres Jarrin Global Policy Perspective Report Cyberdiplomacy // European Institute of International Studies. Salamanca-Stockholm, January 20, 2020. URL: https://www. ieeiweb.eu/wp-content/uploads/2020/01/Cyberdiplo-macy_enero.pdf

J

4

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.