Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков В.Н., Халидов Р.А.

Статья посвящена раскрытию особенностей взаимодействия государства и бизнеса в сфере обновления технико-технологического потенциала промышленности, что связано с необходимостью совершенствования институтов развития, включая новые формы государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щербаков В.Н., Халидов Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF ECONOMIC REFORMATION IN THE INDUSTRY

The article describes the feature development of the government and business co-operation in the sphere of updating the technical and technological potential of the industry. It is connected with the need to development institutions improvement including new forms of the public-private partnership.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ В

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Щербаков В.И., дл.н.. профессор, ив. кафедрой ФГБОУ ВПО *Московский государственный индустриальный университет»,

e-mail: sherbakov@mail.msiu.m Халидов Р. А., соискатель ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Статьи посвящена раскрытию особенностей взаимодействия государства и отнеси в сфере обновления технико-технологического потенциала промышленности, что сея юно с необходимостью совершенствования институтов развития, включая новые формы государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: промышленность, инновационная активность, модернизация, научно-обраювательный комплекс.

REGULATION OF ECONOMIC REFORMATION IN THE INDUSTRY

Scherbakov V., Doctor of Economics, professor, head of the chair. Moscow Slate Industrial University, e-mail: sherbakovf« mail.insiu.ru.

khaliduv R., the applicant. Moscow Stale Industrial University

The article desi ribes the feature development of the go\ eminent and business co-operation in the sphere of updating the technical and technological potential of the industry. It is connected with the need to development institutions improvement including new forms of the public-private partnership.

Keywords: industry, innovation activity, modernization, scientific and educational complex.

Взаимодействие государства и бизнеса следует рассматривать организационно-управленческий комплекс, отражающий взаимовыгодность интересов в сфере реализации крупных инвестиционных проектов, проектов общественно-значимого характера. В основе такого в заимолействия лежит баланс интересов государства с одной стороны, и промышленных комплексов с другой. Эффективность такого рола взаимоотношений обеспечивается через механизм финансирования (инвестирования), разделения выгод и рисков проектов.

Поиск оптимальных управленческих решений в управлении и регулировании промышленным комплексом может быть обеспечен на основе использования новых механизмов интеграции мотивационных интересов государства и бизнеса. В рамках такого взаимодействия государство, располагая значительными возможностями может выступать в роли регулятора, организатора, шказчнка. повышая эффективность управления инновационно-инвестиционными процессами. Мотивационпый механизм, лежащий в основе такого рода отношений способствует привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации цели технико-технологического обновления промышленности по наиболее приемлемому варианту в строгом соответствии с задачами стратегического развития промышленности н се наукоемких отраслей как некоего импульса к ускоренному переходу на новый технологический уровень [ 11.

Можно выделить принципы взаимовыгодных отношений госу-ырства и бизнеса при реализации проектов поддержки обновления технико-технологического потенциала промышленности:

- адресность, рациональность;

- защищенность, достаточность финансирования, открытость, системность:

- экономичность и эффективность.

Выбор направлений зависит от приоритетности задач и уровня социально-экономического страны или региона. Согласно исследованиям Всемирного банка, за последние 20 лет количество совместных проектов, способствующих обновлению промышленного комплекса, превысило 4500. причем наибольшее их количество пришлось на •нергетику (40%) н транспорт (30%) [4]. По секторам экономики распределение совместных проектов показано на рисунке I.

Телекоммуникации

18%

Рис. I Распределение совместных

В отличие же от рассмотренных стран с низким н средним уровнем доходов. «Большая восьмерка» первенство отдаёт высокотехнологичным секторам, так как партнерство в проектах инновационного характера даёт максимальный эффект ог использования инвестиционных ресурсов частного сектора и государства. Это реализуется благодаря согласованности интересов бизнеса н государства при координирующей роли последнего по использованию накопленного потенциала.

Бизнес и государство в инновационном развитии предполагают освоение передовых научно-технических решений на основе создания институциональных проектов по воспроизводственным сферам технико-технологического обновления при одновременном снижении уровня риска и бюджетного дефицита на проекты высокотехнологичных отраслей экономики.

Эффективность функционирования партнерства в инновационной системе принято связывать с эффективностью использования инновационного потенннала и потенциала развития социально-экономической системы как непременного условия обновления всего промышленного комплекса [3].

В рамках инновационных систем государства регулирование инновационно-инвестиционных процессов выражается в различных способах взаимодействия бизнеса и государства как в сфере науки, высокотехнологичного производства, так и в сфере инновационной инфраструктуры [2). Однако особое внимание должно уделяться стимулированию партнерских отношений в научно-исследовательской н опытно-конструкторской деятельности на основе широкого использования инновационно-инвестиционных механизмов обновления потенциала промышленности, создания ннновапнонно-ннвестицнонного климата для наукоемкого бизнеса.

Мировой опыт создания инновационных систем свидетельствует о существовании конкретных направлений государственного регулирования инновационной деятельности, где в зависимости от уровня развития взаимодействия государства н предпринимательства решаются задачи государственной поддержки и меры инвестиционных воздействий на инновации (рисунок 2).

Основная выявленная тенденция - осуществление прямой поддержки технико-технологического обновления промышленности, которая является импульсом развития нового технологического

Вода и канализация __15%

^^^^Знергетика ^^^^^^^^^^^ 39%

проектов по секторам экономики [4|

Меры государственной поддержки и стимулирования инновационной акшвности, развншн инновационного потенциала

г..............................Í...........

I Норма швно-нравовое регулирование

j создание системы

I защиты авторских прав; ; lamina

I интеллектуальной

; собственности | интеграция научной,

j научно-технической и

I образовательной

j деятельности j формирование

j платежеспособно! о

¡ спроса j расширение

I использования лизинга,

| венчурного

: финансирования.

| страхования рисков

Прямое участие государства

государственное преднринимательств о

софннансиро ванис ипновацнопиых проектов

создание совместных предприятий

формирование крупных научно-производственных комплексов

Стимулирование НИОКР

целевое инвесгиционное налоговое кредиюваиис бюджетное дотирование безвозмездные субсидии займы на льготных условиях государственные заказы имущественные льготы льготное налогообложение i аможен и ые нреферен ции амортизационное регулирование ценовое регулирвоание политика протекционизма

Рис. 2. Государственная поддержка обновления потенциала промышленности

уклада. Привлечение же инвестиций частного сектора в инновационную сферу обеспечивается благоприятными условиями, к которым относятся:

- совершенствование инфраструктуры: создание технополисов, наукоградов, технико-внедренческих экономических зон. центров трансфера технологий развития, отраслевых и региональных фондов поддержки обновления технико-технологического потенциала;

- разработка нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. касающееся форм совместного инвестирования инновационных проектов за счет средств бюджетов различного уровня н частных инвестиций, а также средств венчурных фондов, прямого иностранного капитала;

- развитие системы поддержки коммерциализации научно-исследовательских результатов обеспечение их вывода на инновационный рынок, совершенствование взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности, включая научные организации, учебные заведения, предприятия промышленности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может быть также обеспечена на основе создания макроусловий по мобилизации кадрового потенциала с учетом научно-образовательного

подкомплекса, поэтому и базисом развития инновационной деятельности должно являться диалоговое взаимодействие государства, образования. науки и бизнеса с использованием новых форм института государственно-частного партнерства в инновационном обновлении технико-технологического потенциала промышленности.

Главная идея такого подхода заключается в вовлечении в процесс обновления потенциала промышленности науки, бизнеса, образования, и государства как координатора модерннзационного процесса. При зтом основными факторами, препятствующими вовлечение бизнеса в процесс структурных преобразований являются макроэкономические и микроэкономические финансовые ограничения. в которых институциональная составляющая обеспечивает нормативно-правовое регулирование и стимулирование инновационной деятельности в условиях неопределенности экономической выгоды от использования научных разработок (рисунок 3).

Финансовая зависимость является на сегодняшний день главным препятствием на пути проводимой модерннзапнонной политики в области технико-технологического обновления промышленности. что ведет к деградации базовых отраслей, включая научно-образовательный комплекс п утрате фундаментальных научных раз-

Факшры сдерживающие вовлечение бизнеса в процесс структурных преобразований

________1. _

МЛКРОЖОНО МИЧЕСКИГ

недостаток государственной финансовой поддержки

ни ¡кий спрос на инновационные товары

высокая стоимость нововведений

высокий экономический риск

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫ

Е

недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, стимулирующих инновационную деятельность

недостаток информации о рынках сбыта

неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности неразвитость инновационной инфраструктуры

недостаток информации о новых технологиях

Г"1------

, микрожопо

I МИЧЕСКИГ

I

недостаток

1 собственных 1 денежных средств

низкий I инновационный I потенциал I предприятий I неразвитость 1 кооперационных ' связей

недостаток

квалифицированного i

I I

I персонала

I

I

I

I

I

I

I

Рис. 3. Фактор, сдерживающие вовлечение бизнеса н процесс структурных преобразований промышленности

работок по освоению новых ниш развития. В этой связи в развитии научного сектора можно выделить следующие проблемы:

- сметное финансирование исследований:

- разрывы в инновационной цепи:

- распыление бюджетных средств по различным ведомствам:

- отсутствие взаимосвязи между наукой, образованием и производством:

- отсутствие приоритетов в бюджетном финансировании;

- снижение кадрового потенциала, особенно в научно-гехннчсской сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, условием эффективной реализации технико-технологического обновления промышленности выступает разработка механизма привлечения частных инвестиций в науку, технику, технологии с учетом инновацнонности продвигаемых решений и с учетом иноваиионно-инвеетиционной политики по мобилизации внутренних резервов развития.

Кроме того, неукоснительным условием является поддержка прикладных и фундаментальных разработок, освоения н распространения технологий, техники с учетом экономических, стратегических, социальных интересов с поэтапным финансированием каждого цикла технико-технологического обновления как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Интеграция бизнеса в систему обновления технико-технологического комплекса может проводиться в различных организационных формах, позволяющих решать задачи технологического преобразования.

Опыт реализации совместных проектов в области модернизации и обновления промышленности свидетельствует о насущной необходимости преодоления множества административных барьеров. которые тормозят развитие и использование партнерских механизмов. Например, при согласовании совместных проектов возникают препятствия, связанные с отсутствием регламента взаимоотношений, проработанных процедур взаимодействия в части инвестирования инновационных проектов стратегического характера.

Основной целью управления совместными проектами явля-

ется поддержка инициатив при реализации программ гехннко-технологического обновления промышленности.

Как показывает опыт управления совместными проектами, их преимущества заключаются в следующем: конкурентоспособность проекта определяется комплексом мер в области таможенного регулирования. льготного налогообложения: наукоемкостьобеспечивается стабильностью спроса государства для достижения общих целей развития: совместные проекты позволяют увеличить доходы бюджета через роста объемов налоговых поступлений; для бизнеса проекты характеризуются приемлемым соотношением доходности и риска: наличие государственных гарантий по займам бизнеса, возможности разделения рисков и компенсации затрат.

Перспективным направлением является интегрирование науки, образования и бизнеса в виде малых инновационных предприятий при университетах, научно-образовательных центров, технопарков с целью аккумулирования воспроизводственных возможностей для высокотехнологичных секторов экономики.

Интересы взаимодействия государства и бизнеса вызваны необходимостью совершенствования институтов развития по всем сферам деятельности, включая, прежде всего, научно-образовательный сектор, обеспечивающий развитие кадрового потенциала как главной воспроизводящей силы инновационного ядра развития.

Литсрат ура:

1. Емельянов Ю С. Государственно-частное партнерство: инновации н инвестиции. Мировой и отечественный опыт. - М.: "ЛИБРОКОМ", 2013, с. 77

2. Иванова В.II. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий - Москва. Финансы н статистика, 2012, с. 82

3. Сильвестров С.II. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. М.: Издательство ЛКИ, 2012, с. 61

4. WorLd Bank. PPI Project Database (2013) // http://ppi.worldbank. org/explore/Rcport.aspx'.'modc I

УДК 621.3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИМИ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕАЭС

Акопов A.B., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, e-mail:instityteb(<i mail.ru

ß статье рассматриваются прошемы формирования организационно-экономических механизмовуправяения импортозамещающими '■fxicKimi.Mii промышленного комплекса России и ЕАЭС.

Ключевые слова: управление, импортозамешение. промышленность, реструктуризация.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISMS IMPORT-SUBSTITUTING PROJECTS INDUSTRIAL COMPLEX RUSSIA AND THE EAEC

Akopov A., the applicant of the Russian State University for the Humanities, e-mail: instityteb;« mail.rn

This article discusses the formation of the organizational-economic mechanisms of import-substituting projects industrial complex of Russia and the EAEC.

Keywords: management, import substitution industry restructuring

В современных условиях необходима разработка государственной стратегии, ориентирующей процесс развития механизмов жирования и координации корпоративно-хозяйственных взаи-« связей российского промышленного комплекса, определяющих

- вень инновацнонности производства.

Оптимизацию взаимосвязей наиболее эффективно можно реализовать через технологии формирования корпоратнвио-- регнрованных кооперационных альянсов хозяйствующих субъ-.ктов промышленного комплекса России с зарубежными пннованн-жыми центрами для повышения инновационно-технологического

- пня отечественного промышленного комплекса и формирования теллектуального капнтала[5]. Требуют дополнения функции

п . лретва. использующиеся для регулирования процессов пла-н! говання и координации российского промышленного комплекса. . • стратегических факторов успеха, соответствующими видами

развития экспортно-ориентированного сектора, более полно отвечающими интересам российской промышленности |2].

Иными словами, это свидетельствует о начале нового этапа в развитии управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС в целом [I]. Этот >тап характеризуется не только широким использованием информационно-вычиелнтельных систем для управления модернизацией российского промышленного комплекса, но и активизацией исследований в области управления импортозамещающими проектами [X]. Возможно, одним из удачных обобщении новых, формирующихся направлений управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС в целом является технологическая платформа как организационная основа формирования в отраслях сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов сетецентрической координации НПОКР и поставок продукции про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.