Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИМИ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕАЭС'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИМИ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопов А.В.

В статье рассматриваются проблемы формирования организационно-экономических механизмов управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISMS IMPORT-SUBSTITUTING PROJECTS INDUSTRIAL COMPLEX RUSSIA AND THE EAEC

This article discusses the formation of the organizational-economic mechanisms of import-substituting projects industrial complex of Russia and the EAEC.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИМИ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕАЭС»

работок по освоению новых ннш развития. В угон связи в развитии научного сектора можно выделить следующие проблемы:

- сметное финансирование исследований:

- разрывы в инновационной цепи;

- распыление бюджетных средств по различным ведомствам:

- отсутствие взаимосвязи между наукой, образованием и производством:

- отсутствие приоритетов в бюджетном финансировании;

- снижение кадрового потенциала, особенно в научно-технической сфере.

Гакнм образом, условием эффективной реализации технико-технологического обновления промышленности выступает разработка механизма привлечения частных инвестиций в науку, технику, технологии с учетом инновацнонностн продвигаемых решений и с учетом иновационно-инвестиционной политики по мобилизации внутренних резервов развития.

Кроме того, неукоснительным условием является поддержка прикладных и фундаментальных разработок, освоения и распространения технологий, техники с учетом экономических, стратегических, социальных интересов с поэтапным финансированием каждого цикла технико-технологического обновления как в краткосрочном, так н в долгосрочном периоде. Интеграция бизнеса в систему обновления технико-технологического комплекса может проводиться в различных организационных формах, позволяющих решать задачи технологического преобразования.

Опыт реализации совместных проектов в области модернизации п обновления промышленности свидетельствует о насущной необходимости преодоления множества административных барьеров. которые тормозят развитие и использование партнерских механизмов. Например, при согласовании совместных проектов возникают препятствия, связанные с отсутствием регламента взаимоотношений, проработанных процедур взаимодействия в части инвестирования инновационных проектов стратегического характера.

Основной целью управления совместными проектами явля-

ется поддержка инициатив при реализации программ гехннко-технологического обновления промышленности.

Как показывает опыт управления совместными проектами, их преимущества заключаются в следующем: конкурентоспособность проекта определяется комплексом мер в области таможенного регулирования. льготного налогообложения: наукоемкостьобеспечивается стабильностью спроса государства для достижения общих целей развития: совместные проекты позволяют увеличить доходы бюджета через роста объемов налоговых поступлений: для бизнеса проекты характеризуются приемлемым соотношением доходности и риска: наличие государственных гарантий по займам бизнеса, возможности разделения рисков и компенсации затрат.

Перспективным направлением является интегрирование науки, образования и бизнеса в виде малых инновационных предприятий при университетах, научно-образовательных центров, технопарков с целью аккумулирования воспроизводственных возможностей для высокотехнологичных секторов экономики.

Интересы взаимодействия государства и бизнеса вызваны необходимостью совершенствования институтов развития по всем сферам деятельности, включая, прежде всего, научно-образовательный сектор, обеспечивающий развитие кадрового потенциала как главной воспроизводящей силы инновационного ядра развития.

Лигсраз ура:

1. Емельянов Ю С. Государственно-частное партнерство: инновации н инвестиции. Мировой и отечественный опыт. - VI.: "ЛИБРОКОМ", 2013, с. 77

2. Иванова В.II. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии региона и предприятий - Москва. Финансы и статистика, 2012, с. 82

3. Сильвестров С П. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. М.: Издательство ЛКИ, 2012, с. 61

4. WorLd Bank. PPI Project Database (2013) // http://ppi.worldbank. org/explore/Report.aspx'.'modc I

УДК 621.3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИМИ ПРОЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И ЕАЭС

Акопов A.B., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, c-mail:institytcb(a mail.ru

ß статье рассматриваются прошемы формирования организационно-экономических механизмовуправяения импортозамещающими '■fxicKimi.Mii промышленного комплекса России и ЕАЭС.

Ключевые слова: управление, импортозамещение. промышленность, реструктуризация.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MANAGEMENT MECHANISMS IMPORT-SUBSTITUTING PROJECTS INDUSTRIAL COMPLEX RUSSIA AND THE EAEC

Akopov A., the applicant of the Russian State University for the Humanities, e-mail: instityteb;« mail.ru

This article discusses the formation oj the organizational-economic mechanisms of import-substituting projects industrial complex of Russia and the EAEC.

Keywords: management, import substitution industry restructuring

В современных условиях необходима разработка государственной стратегии, ориентирующей процесс развития механизмов жирования и координации корпоративно-хозяйственных взап-« связен российского промышленного комплекса, определяющих

- вень инновацнонностн производства.

Оптимизацию взаимосвязей наиболее эффективно можно реализовать через технологии формирования корпоративно-- ротированных кооперационных альянсов хозяйствующих субъ-. ктов промышленного комплекса России с зарубежными инноваци-ычн центрами для повышения инновационно-технологического

- пня отечественного промышленного комплекса и формирования теллектуального капнтала[5]. Требуют дополнения функции

п . лретва. использующиеся для регулирования процессов пла-н! ровання н координации российского промышленного комплекса. . • стратегических факторов успеха, соответствующими видами

развития экспортно-ориентированного сектора, более полно отвечающими интересам российской промышленности |2].

Иными словами, это свидетельствует о начале нового этапа в развитии управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС в целом [I]. Этот >тап характеризуется не только широким использованием информационно-вычислительных систем для управления модернизацией российского промышленного комплекса, но и активизацией исследований в области управления импортозамещающими проектами [X]. Возможно, одним из удачных обобщений новых, формирующихся направлений управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС в целом является технологическая платформа как организационная основа формирования в отраслях сквозных технологических и управленческих решений и типовых проектов сетецентричеекой координации ИИОКР и поставок продукции нро-

мышлснного комплекса России, встроенных в зарубежные цепочки производства и сбыта товарной продукции с высокой добавленной стоимостью [9].

Таким образом, для достижения поставленной цели реформирования механизма управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и ЕАЭС в целом для расширения поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей на отечественные и зарубежные рынки и закрепления хозяйствующих субъектов промышленного комплекса России и соответствующих рыночных нишах необходимо развитие корпоративно-агрегированных кооперационных альянсов хозяйствующих субъектов промышленного комплекса России с зарубежными инновационными центрами[3]. Союзные механизмы экономической интеграции в рамках ЕАЭС являются основой для повышения инновационно-технологического уровня отечественного промышленного комплекса и координации кооперированных технологических структур, ориентированных на достижение целевых показателен развития корпоративных звеньев технологических цепочек, обеспечения высокой результативности деятельности корпоративных. государственных и иных органов управления [12].

11рограммы развития механизмов управления предприятий промышленного комплекса России должны корректироваться в рамках ЕАЭС в целом, обеспечивать повое качество управления различными видами инновационно-технологической и производственно-технологической политики, ориентированной на наращивание производства и поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей, корреспондировать с поставленной задачей инновационной модернизации и быть адекватными тенденциям и стадиям развития промышленного комплекса России на организационной основе стимулирования инновационных трендов управления, охватывающего весь спектр форм, механизмов и технологий формирования интегрированных цепочек энерго-сырьевых и высокотехнологичных бизнссов в рамках корпоративно-агрегированных кооперационных альянсов.

Важным условием развития механизмов управления предприятий российского промышленного комплекса является корпоративная реструктуризация на организационной основе использования новых возможностей, предоставляемых постиндустриальными информационно-вычислительными сервисами [11|. Для этого необходима координация корпоративных модерннзационных стратегий со стратегией стимулирования инновационных трендов государственного управления [4). Необходима также оптимизация формирования корпоративно-агрегированных кооперационных альянсов хозяйствующих субъектов промышленного комплекса России с зарубежными инновационными центрами для повышения инновационно-технологического уровня отечественного промышленного комплекса и формирования интеллектуального капитала соответствующего мировому уровню по критерию ннновацион-ности [10].

11рн разработке концепции использования мер государственной поддержки научной, производственной и экономической политики для производства и поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей необходима также реструкту ризация инфраструктурных механизмов на организационной основе использования новых возможностей, предоставляемых постиндустриальными информационно-вычислительными сервисами [7]. Здесь должен быть учтен передовой международный и отечественный опыт реструктуризации сетей и управляющих систем промышленных комплексов ЕС. Китая. Японии п г.п.[6].

При разработке концепции государственной поддержки инновационного развития, производства и поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей для управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России н ЕАЭС в целом на организационной основе технологических платформ при реализации программ модернизации должны быть выполнены следующие работы:

- проанализирована существующая нормативно-правовая база для расширения поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей на отечественные и зарубежные рынки и закрепления хозяйствующих субъектов промышленного комплекса России в соответствующих рыночных нишах и предложены мероприятия для определения их взаимной согласованности и влияния па достижение конечных результатов:

- разработаны механизмы и технологии управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России и

ЕАЭС в целом с учетом международной интеграции российских предприятии в мировую экономику и вступления нашей страны в ВТО:

- проведен анализ системы управления модернизацией российского промышленного комплекса для достижения целевых показателей использования мер государственной поддержки развития экспортно-ориентированного сектора;

- осуществлена реструктуризация инфраструктурных корпоративно-экономических механизмов путем мониторинга, аудита и координации политики научных организаций и производственных предприятий российского промышленного комплекса:

- разработаны мероприятия по внедрению информационно-вычислительных технологий нового поколения, в т.ч. для прогнозирования инновационного развития предприятий жерго-сырьевого сектора:

- предусмотрены меры по повышению инновациониости производства на организационной основе целенаправленного планирования и координации корпоративно-хозяйственного взаимодействия всех звеньев научно-технологического цикла российского промышленного комплекса.

Одновременно необходимо осуществить структурную перестройку органов государственною управления импортозамещающими проектами промышленного комплекса России на основе наращивания инвестиций для поддержки производства и поставок промышленной продукции российских товаропроизводителей товарной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также реализации программ модернизации.

Литература:

1. Агеев А.И. «Управление смыслами» как основа комбинирования вероятностей экономической реальности 7 Экономические стратегии. 2014. №1. С. 16-25.

2. Деркач Д.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. №9. С. 109-110.

3. Ефремов Д.Н. Сетевая интеграция образовательных, научных, производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №17. С.2-11

4. Логинов Е.Л., Лукин В.К.. Деркач К.Ю.. Логинова В.Е. Информационно-аналитические подходы к оптимизации товарных и финансовых операций на отраслевых рынках на основе интеграции электронных торговых систем V Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014.№21. С.8-13.

5. Лукнн В.К. Управление экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России. 1999. - 283 с.

6. Отмывание денег через Интернет-технологии: методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов. М.: ЮНИТИ-ДАПА. 2005. 208 с.

7. Петров Д.В. Совершенствование регионального сегмента российской финансовой системы в условиях международной глобализации // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № I. С. 70-73.

8. Стратегическая конкуренция. Стратегическое оперирование экономическими факторами // Системные проблемы экономической безопасности. Собр. соч. в 20 томах. - М.: Научтсхлитиздат. 2007. Т. 5. - 275 с.

9. Хуако Х.Ш. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заемные средства // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № I. С. 264-269.

10. Цветков В. A. I (еобходим рост на основе высоких технологий // Экономист. 2005. №6. С.22-28.

11. Цветков В.А.. Петраков II.Я. К вопросу о реорганизации науки и наукоемкого сектора'/ Экономист. 2013. №10. С. 3-15.

12. Эриашвнлн Н.Д., Логинов Е.Л., Райков A.M.. Ефремов Д.Н. Управление процессами поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправлсиня, наукоемких отраслях и территориальных секторах социально-экономической экосистемы России с использованием 01 Ill-сети // Вестник Московского университета МВД. 2014.№4. С.216-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.