Научная статья на тему 'Проблемы осуществления импортозамещающей реструктуризации промышленности России'

Проблемы осуществления импортозамещающей реструктуризации промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / MANAGEMENT / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRY / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занузданный Е.Н.

В статье рассматриваются проблемы импортозамещающей реструктуризации промышленности нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союза с использованием принципов союзного взаимообеспечения с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Занузданный Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE RUSSIAN IMPORT-SUBSTITUTING INDUSTRIAL RESTRUCTURING

This article discusses the import-substituting industrial restructuring of our country and members of the Eurasian Economic Union by using the principles of the union inter supporting with the transition from providing resources to ensure high-tech products.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления импортозамещающей реструктуризации промышленности России»

крупный капитал, как правило функционирующий в современной российской экономике в виде бизнес-групп, созданных на основе холдинговых и иных структур, имеет значительно большие возможности для применения таких схем.

К тому же надо иметь ввиду следующее. Даже полная ликвидация возможности манипулирования налоговыми льготами в целях перераспределения финансовых потоков в пользу недобросовестных компаний в ущерб интересам бюджетной системы в целом за счет незначительных (по сравнению с общими потерями) бюджетных выигрышей отдельных регионов отнюдь не приведет к автоматическому укреплению экономической и финансовой безопасности.

В заключение отметим, что только комплексное решение рассмотренных выше проблем будет способствовать как реальному развитию российского налогово-бюджетного федерализма, так и укреплению экономической безопасности.

Налоговая система играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства, реализуя основные направления и приоритетные цели экономической политики. Функциональная роль налогов заключается, прежде всего, в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства для выполнения возложенных на него функций. Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и

показателями экономической безопасности: ее механизм должен способствовать динамичному развитию экономики, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам страны и ее отдельным территориям.

Литература:

1. Бобошко В.И., Межведомственный контроль - основа обеспечения экономической безопасности // Транспортное дело России - 2011.- №6

2. Бобошко Н.М., Нормативно-правовое регулирование разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов// Региональная экономика: теория и практика. 2009. -№42

3 . Малолетко А.Н., Каурова О.В., Оценка объемов теневой экономики индустрии туризма и гостеприимства региона // Финансовый бизнес. 2010.-№4

4. Налоговое администрирование. Учебник под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева.- 3-е изд.-Йошкар-Ола.: ООО «Стринг», 2013.-418с.

5. Рубцов И.В., Анализ структуры и динамики экономической преступности в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009.-№3

УДК 621.3

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Занузданный Е.Н., гаискатель Российского государственного гуманитарного университета, e-mail: instityteb@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы импортозамещающей реструктуризации промышленности нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союзас использованием принципов союзного взаимообеспечения с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией.

Ключевые слова: управление, импортозамещение, промышленность, реструктуризация

PROBLEMS OF THE RUSSIAN IMPORT-SUBSTITUTING INDUSTRIAL

RESTRUCTURING

Zanuzdanny E., the applicant of the Russian State University for the Humanities

This article discusses the import-substituting industrial restructuring of our country and - members of the Eurasian Economic Union by using the principles of the union inter supporting with the transition from providing resources to ensure high-tech products.

Keywords: management, import substitution, Industry, restructuring.

Современная ситуация определяет необходимость трансформации механизмов управления инновационно-технологическими, экономическими и организационными процессами развития территориально-распределенной промышленной суперсистемы Евразийского экономического союза(ЕАЭС) с опорой на импортозамещающую реструктуризацию промышленности нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союза и, в т.ч., изменение структуры производства и сбыта.

Такая трансформация должна обеспечивать возможность практической реализации комплексного подхода к решению задачи продвижения к информационно-вычислительным форматам обеспечения «совместной ресурсно-технологической обеспеченности» с ролью России как макро-регулятора процессов производства и поставок как внутри ЕАЭС, так и за его пределы [4]. Опорой здесь являются механизмы обеспечения «совместной ресурсно-технологической обеспеченности» нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союза с использованием принципов союзного взаимообеспечения с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией на основе развития информационно-сетевой системы управления процессами синхронизированного инвестиционно-производственного развития [2].

Необходимо изменение траектории развития инновационно-технологических систем путем продвижения к осуществлению трендов роста конкурентоспособности предприятий в России[3]. Этим будут достигнуты критерии эффективности, конкуренто-

способности и сбалансированности по мульти-ресурсным параметрам «экспорта-импорта» в рамках инновационного формата функционирования и развития логических и физических объектов производственно-технологического комплекса [15]. Так реализуется экономическая интеграция как основ£ снижения импорта промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью с ориентацией на взаимоудовлетворения спроса и предложения с опорой на производственно-технологический комплекс нашей страны [9]. Требуемые управленческие эффекты могут быть достигнуты путем сетизации управления производственно-технологическим комплексом для балансирования пакета наиболее важных ресурсов, а также для совершенствования процессов взаимокоординации спроса и предложения наиболее важных ресурсов [6]. При этом, необходимо нахождение внутрисоюзного экономического агента для удовлетворения спроса на конкретный вид ресурсов (товаров, работ, услуг и пр.) [12].

Сетизация систем и процедур управления с опорой на возможности замещения иностранного поставщика на «союзного» поставщика может быть реализована путем внедрения нового поколения ИКТ для реализации комплексного финансового анализа, консолидации информации, формирования поли-форматной статистики и анализа динамики изменения условий структуры производства и сбыта по всем параметрам управления [13]. Требуется также координация взаимодействия экономических агентов в собственности (или управлении) которых, находятся индустриальные активы и транспортно-складские системы, обеспечивающие инновационно-

148 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2014 |

технологическое единство процессов производства и сбыта [1].

Оптимизация такого развития в нашей стране требует конфигурирования векторов взаимоудовлетворения спроса и предложения на основе координирования корпоративно-структурированных пакетов наиболее важных ресурсов [7].

В рамках предлагаемого подхода целесообразно координирование корпоративно-картелированных сетевых взаимосвязей предприятий промышленной суперсистемы ЕАЭС, оперирующих российскими энерго-сырьевыми ресурсами и высокотехнологичной продукцией на различных национальных и международных рынках [16]. Императив - ориентация в российской экономике на координирование системно интегрированных пакетов наиболее важных ресурсов с выходом на союзную матрицу факторов конкурентоспособности [8].

Для решения рассматриваемых задач необходимо создание интегрированной территориально-распределенной системы управления процессами поэтапного замещения иностранных поставщиков на российских товаропроизводителей [5].Здесь требуется ускорение процессов сбора и обработки данных и выполнения расчетов, обеспечивающее анализ структурированных и неструктурированных данных в различных срезах в энерго-сырьевых и высокотехнологичных сферах бизнеса российской экономики [14]. Необходимо также оптимизационное регулирование оборота наиболее важных ресурсов в инновационно-технологических кластерах разных профилей деятельности [10]. Предлагаемая система сможет стать основой комплексной интеграции организационного управления всем спектром различных постоянных и временных кооперационных цепочек внутрисоюзного характера и других форм координации процессов кооперационного взаимодействия логических и физических объектов производственно-технологического комплекса при реализации стратегии формирования внутрисоюзного инвестиционного, научного, производственного и сбытового контура управления на территориально-корпоративном уровнях [11].

Таким образом, разработку стратегии формирования корпоративно-картелированных сетевых взаимосвязей промышленной суперсистемы ЕАЭС необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы замещения иностранного поставщика на «союзного» поставщика наиболее важных ресурсов. Это необходимо реализовать с концентрацией добавленной стоимости от использования интегрированного мульти-ресурсного инновационно-технологического потенциала в крупных корпоративных группах промышленных предприятий с государственным участием с опорой на формирование динамичного синхронизированного инвестиционно-производственного развития на базе экономической интеграции в рамках ЕАЭС (а также СНГ, ШОС, БРИКС и пр.).

Литература:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.

2. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами //

Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.

3. Борталевич С.И. Проблемы и перспективы управления энергосбережением и направления повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. № 39.

4. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 107-109.

5. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.

6. Ефремов Д.Н., Логинов Е.Л. Сетевая интеграция образовательных, научных, производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. №17. С.2-11.

7. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.

8. Логинов Е.Л., Лукин В.К. Управление экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций.

- Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999. - 283 с.

9. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.

10. Лукин В.К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. №4. С. 145.

11. Петров Д.В. Совершенствование регионального сегмента российской финансовой системы в условиях международной глобализации // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 70-73.

12. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.

13. Райков А.Н., Эриашвили Н.Д. Оптимизация функционирования образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров на основе ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой // Наука. Образование. Научные кадры, 2013, №7. С.206-210.

14. Хуако Х.Ш. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заемные средства // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1. С. 264-269.

15. Цветков В.А., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков.

- М.: ИПР РАН, 2014. - 491 с.

16. Шевченко И.В., Лукин В.К., Логинов А.Е., Логинова В.Е. Финансовое регулирование российской экономики как макрокоге-рентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2014 | 149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.