крупный капитал, как правило функционирующий в современной российской экономике в виде бизнес-групп, созданных на основе холдинговых и иных структур, имеет значительно большие возможности для применения таких схем.
К тому же надо иметь ввиду следующее. Даже полная ликвидация возможности манипулирования налоговыми льготами в целях перераспределения финансовых потоков в пользу недобросовестных компаний в ущерб интересам бюджетной системы в целом за счет незначительных (по сравнению с общими потерями) бюджетных выигрышей отдельных регионов отнюдь не приведет к автоматическому укреплению экономической и финансовой безопасности.
В заключение отметим, что только комплексное решение рассмотренных выше проблем будет способствовать как реальному развитию российского налогово-бюджетного федерализма, так и укреплению экономической безопасности.
Налоговая система играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства, реализуя основные направления и приоритетные цели экономической политики. Функциональная роль налогов заключается, прежде всего, в аккумулировании финансовых ресурсов в руках государства для выполнения возложенных на него функций. Роль налоговой системы в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и
показателями экономической безопасности: ее механизм должен способствовать динамичному развитию экономики, создавать финансовые условия для социально-экономической стабильности в обществе, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам страны и ее отдельным территориям.
Литература:
1. Бобошко В.И., Межведомственный контроль - основа обеспечения экономической безопасности // Транспортное дело России - 2011.- №6
2. Бобошко Н.М., Нормативно-правовое регулирование разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов// Региональная экономика: теория и практика. 2009. -№42
3 . Малолетко А.Н., Каурова О.В., Оценка объемов теневой экономики индустрии туризма и гостеприимства региона // Финансовый бизнес. 2010.-№4
4. Налоговое администрирование. Учебник под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева.- 3-е изд.-Йошкар-Ола.: ООО «Стринг», 2013.-418с.
5. Рубцов И.В., Анализ структуры и динамики экономической преступности в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009.-№3
УДК 621.3
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Занузданный Е.Н., гаискатель Российского государственного гуманитарного университета, e-mail: instityteb@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы импортозамещающей реструктуризации промышленности нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союзас использованием принципов союзного взаимообеспечения с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией.
Ключевые слова: управление, импортозамещение, промышленность, реструктуризация
PROBLEMS OF THE RUSSIAN IMPORT-SUBSTITUTING INDUSTRIAL
RESTRUCTURING
Zanuzdanny E., the applicant of the Russian State University for the Humanities
This article discusses the import-substituting industrial restructuring of our country and - members of the Eurasian Economic Union by using the principles of the union inter supporting with the transition from providing resources to ensure high-tech products.
Keywords: management, import substitution, Industry, restructuring.
Современная ситуация определяет необходимость трансформации механизмов управления инновационно-технологическими, экономическими и организационными процессами развития территориально-распределенной промышленной суперсистемы Евразийского экономического союза(ЕАЭС) с опорой на импортозамещающую реструктуризацию промышленности нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союза и, в т.ч., изменение структуры производства и сбыта.
Такая трансформация должна обеспечивать возможность практической реализации комплексного подхода к решению задачи продвижения к информационно-вычислительным форматам обеспечения «совместной ресурсно-технологической обеспеченности» с ролью России как макро-регулятора процессов производства и поставок как внутри ЕАЭС, так и за его пределы [4]. Опорой здесь являются механизмы обеспечения «совместной ресурсно-технологической обеспеченности» нашей страны и стран - членов Евразийского экономического союза с использованием принципов союзного взаимообеспечения с переходом от обеспечения ресурсами к обеспечению высокотехнологичной продукцией на основе развития информационно-сетевой системы управления процессами синхронизированного инвестиционно-производственного развития [2].
Необходимо изменение траектории развития инновационно-технологических систем путем продвижения к осуществлению трендов роста конкурентоспособности предприятий в России[3]. Этим будут достигнуты критерии эффективности, конкуренто-
способности и сбалансированности по мульти-ресурсным параметрам «экспорта-импорта» в рамках инновационного формата функционирования и развития логических и физических объектов производственно-технологического комплекса [15]. Так реализуется экономическая интеграция как основ£ снижения импорта промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью с ориентацией на взаимоудовлетворения спроса и предложения с опорой на производственно-технологический комплекс нашей страны [9]. Требуемые управленческие эффекты могут быть достигнуты путем сетизации управления производственно-технологическим комплексом для балансирования пакета наиболее важных ресурсов, а также для совершенствования процессов взаимокоординации спроса и предложения наиболее важных ресурсов [6]. При этом, необходимо нахождение внутрисоюзного экономического агента для удовлетворения спроса на конкретный вид ресурсов (товаров, работ, услуг и пр.) [12].
Сетизация систем и процедур управления с опорой на возможности замещения иностранного поставщика на «союзного» поставщика может быть реализована путем внедрения нового поколения ИКТ для реализации комплексного финансового анализа, консолидации информации, формирования поли-форматной статистики и анализа динамики изменения условий структуры производства и сбыта по всем параметрам управления [13]. Требуется также координация взаимодействия экономических агентов в собственности (или управлении) которых, находятся индустриальные активы и транспортно-складские системы, обеспечивающие инновационно-
148 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2014 |
технологическое единство процессов производства и сбыта [1].
Оптимизация такого развития в нашей стране требует конфигурирования векторов взаимоудовлетворения спроса и предложения на основе координирования корпоративно-структурированных пакетов наиболее важных ресурсов [7].
В рамках предлагаемого подхода целесообразно координирование корпоративно-картелированных сетевых взаимосвязей предприятий промышленной суперсистемы ЕАЭС, оперирующих российскими энерго-сырьевыми ресурсами и высокотехнологичной продукцией на различных национальных и международных рынках [16]. Императив - ориентация в российской экономике на координирование системно интегрированных пакетов наиболее важных ресурсов с выходом на союзную матрицу факторов конкурентоспособности [8].
Для решения рассматриваемых задач необходимо создание интегрированной территориально-распределенной системы управления процессами поэтапного замещения иностранных поставщиков на российских товаропроизводителей [5].Здесь требуется ускорение процессов сбора и обработки данных и выполнения расчетов, обеспечивающее анализ структурированных и неструктурированных данных в различных срезах в энерго-сырьевых и высокотехнологичных сферах бизнеса российской экономики [14]. Необходимо также оптимизационное регулирование оборота наиболее важных ресурсов в инновационно-технологических кластерах разных профилей деятельности [10]. Предлагаемая система сможет стать основой комплексной интеграции организационного управления всем спектром различных постоянных и временных кооперационных цепочек внутрисоюзного характера и других форм координации процессов кооперационного взаимодействия логических и физических объектов производственно-технологического комплекса при реализации стратегии формирования внутрисоюзного инвестиционного, научного, производственного и сбытового контура управления на территориально-корпоративном уровнях [11].
Таким образом, разработку стратегии формирования корпоративно-картелированных сетевых взаимосвязей промышленной суперсистемы ЕАЭС необходимо осуществить на основе стратегической парадигмы замещения иностранного поставщика на «союзного» поставщика наиболее важных ресурсов. Это необходимо реализовать с концентрацией добавленной стоимости от использования интегрированного мульти-ресурсного инновационно-технологического потенциала в крупных корпоративных группах промышленных предприятий с государственным участием с опорой на формирование динамичного синхронизированного инвестиционно-производственного развития на базе экономической интеграции в рамках ЕАЭС (а также СНГ, ШОС, БРИКС и пр.).
Литература:
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии, 2013, №8. С.100-108.
2. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами //
Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.
3. Борталевич С.И. Проблемы и перспективы управления энергосбережением и направления повышения энергетической эффективности в муниципальных образованиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2011. № 39.
4. Деркач А.К. Инвестиционные аспекты балансирования научно-технических циклов в экономике России // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8. С. 107-109.
5. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
6. Ефремов Д.Н., Логинов Е.Л. Сетевая интеграция образовательных, научных, производственных структур на основе расширения специализированного информационно-организационного сервиса в рамках образовательно-научно-производственной сети // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. №17. С.2-11.
7. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.
8. Логинов Е.Л., Лукин В.К. Управление экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций.
- Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999. - 283 с.
9. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
10. Лукин В.К. Формирование взаимосвязанного комплекса организационных инструментов обслуживания финансовых программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. №4. С. 145.
11. Петров Д.В. Совершенствование регионального сегмента российской финансовой системы в условиях международной глобализации // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № 1. С. 70-73.
12. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.
13. Райков А.Н., Эриашвили Н.Д. Оптимизация функционирования образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров на основе ОНП-сети с распределенной информационно-вычислительной средой // Наука. Образование. Научные кадры, 2013, №7. С.206-210.
14. Хуако Х.Ш. Разработка механизма мультипликации инвестиционных ресурсов с опорой на заемные средства // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1. С. 264-269.
15. Цветков В.А., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Стратегические подходы к развитию энергетической инфраструктуры России в условиях интеграции национальных энергосистем и энергорынков.
- М.: ИПР РАН, 2014. - 491 с.
16. Шевченко И.В., Лукин В.К., Логинов А.Е., Логинова В.Е. Финансовое регулирование российской экономики как макрокоге-рентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №2 2014 | 149