ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК: 657
регулирование бухгалтерского учета в мусульманских странах: общая характеристика
Д. А. ГРИЦИШЕН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет, Украина
В связи с кризисными явлениями возникает необходимость пересмотра действующих положений бухгалтерского учета в целях создания действенного инструмента для развития бескризисных экономических отношений. При этом одним из новых направлений является исламская модель бухгалтерского учета, так как именно ее положения способствуют построению бескризисной экономики, а также обеспечивают устойчивое развитие общества. В данной статье исследована одна из составляющих системы бухгалтерского учета — регулирование и предложено рассматривать его на определенных уровнях.
Ключевые слова: исламская модель бухгалтерского учета, регулирование бухгалтерского учета
Основной целью бухгалтерского учета является обеспечение информацией всех участников хозяйственных отношений. Запросы пользователей должны быть учтены для принятия решений на всех уровнях управления, а также развития экономики отдельного предприятия и страны в целом.
В современных условиях для построения эффективной информационной системы управления экономическими отношениями используется система регулирования бухгалтерского учета, которая в каждой стране характеризируется определенными особенностями. Однако есть и общие черты, позволяющие группировать национальные системы бухгалтерского учета в группы, или, как их сегодня принято называть, «модели построения национальных систем бухгалтерского учета» (англо-американская, латиноамериканская, континентальная и исламская). Среди существенных моделей наиболее изученными являются первые три, четвертая — исламская модель — менее изучена, но является наиболее актуальной в современных условиях, что связано с ее возможностями в разрешении современных экономических проблем общества.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в странах распространения ислама является особенным и отличительным от особенностей регулирования национальных систем, относя-
Таблица 1
Характеристика уровней регулирования бухгалтерского учета в исламских странах
№ п/п Уровень Характеристика
1 Религиозно-правовой Определяет направления раскрытия информации и устанавливает запрет на разные виды информационной асимметрии в хозяйственных отношениях. Этот уровень свойствен лишь данной модели бухгалтерского учета, поскольку у представителей других учетных моделей не наблюдается доминирующее влияние религиозных убеждений на систему социально-экономических отношений в обществе
2 Международный Связан с деятельностью Организации исламской конференции (ОИК), а также организаций по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов
3 Национальный Связан с принятием на государственном уровне нормативных актов, которые регулируют хозяйственную деятельность и бухгалтерский учет в стране, а также регулируют особенности организации и методики бухгалтерского учета
4 Микроуровень Связан с особенностями регулирования бухгалтерского учета на уровне субъекта хозяйствования
щихся к другим моделям бухгалтерского учета. Это связано с доминированием религиозного фактора в формировании экономической и правовой систем.
Регулирование бухгалтерского учета является наиболее актуальным вопросом в каждой стране мира, но особенное значение оно имеет в странах распространения ислама, исходя из особенностей развития их правовой системы. Украинский ученный А. М. Петрук утверждает, что «в зависимости от исторически сформировавшихся условий и традиций разные источники права имеют неодинаковую роль в отдельно взятой стране. В странах романо-германской системы определяющее значение имеют законы, торговые и другие кодексы, а в странах англо-американского права — судебные решения» [4, с. 164].
В зависимости от особенностей развития экономических отношений, формирования правового пространства, культурно-этических ценностей в определенной стране выделяют различные направления и уровни регулирования бухгалтерского учета. Рассмотрим уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в исламских странах (табл. 1). Чтобы не провоцировать дискуссий по поводу разностороннего развития исламских стран, уточним, что единственной системы регулирования бухгалтерского учета для стран распространения ислама не существует и существовать не может. Это связано с их разным экономическим развитием1, подобием
1 Все мусульманские страны можно классифицировать по уровню их экономического развития на следующие группы: неразвитые страны, страны со среднем уровнем развития,
системе права «страны-колонизатора» 2, а также с особенностями следования нормам ислама при построении правовой системы государства3.
Таким образом, в настоящее время не существует общей системы регулирования бухгалтерского учета в странах распространения ислама, каждая страна имеет свою систему регулирования. Однако можно выделить общие черты и общие уровни регулирования хозяйственных процессов и бухгалтерского учета, что связано с международной интеграцией данных стран.
Международный уровень связан с развитием идеи панисламизма, результатом которой являются интеграционные процессы исламских стран в целях создания единственной мусульманской уммы. Результатом данных процессов является создание и эффективное функционирование Организации исламской конференции. Странами — членами данной организации принят ряд международных документов и деклараций, в которых размещены положения о развитии социально-экономических отношений в мусульманском мире (табл. 2).
Международный уровень регулирования бухгалтерского учета в странах зоны распро-
страны — экспортеры нефти, страны переходного периода.
2 В разных мусульманских странах развитие правовой системы связано с долговременной колониальной зависимостью (англо-американская, романно-германская и социалистическая правовые семьи).
3 Можно выделить страны, которые придерживаются мусульманского права как основного права и используют его в более или менее полном виде; страны, которые отказались от шариата и используют только светское право; страны, которые нашли компромисс между двумя видами права.
Таблица 2
Характеристика международных документов, определяющих положения развития экономических отношений в исламских странах
№ п/п Название Характеристика
1 Всеобщая декларация прав человека от 19.09.1981 Каждый человек для целей хозяйственной деятельности имеет право пользоваться природными богатствами. Все люди имеют право добывать средства существования в соответствии с законом (шариатом). Любой человек имеет право собственности, которой владеет индивидуально или вместе с другими лицами. Национализация некоторых экономических средств является законной с точки зрения общественных интересов. Бедные имеют право на определенную часть собственности богатых, установленную «закятом» и накопленную в соответствии с законом. Все средства производства должны использоваться в интересах всего сообщества (уммы), их неиспользование или негативное использование является запрещенным. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мероприятий при заключении соглашений. В обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вред умме и не нарушают исламские законы и ценности
2 Лахорская резолюция № 3/2- (К) «Развитие и международные экономические отношения» Ликвидация бедности, болезней и неграмотности в исламских странах. Запрет эксплуатации развивающихся стран развитыми странами. Регулирование условий торговли между развитыми странамии и развивающимися странами в области снабжения сырьем и импорта промышленных товаров и ноу-хау. Обеспечение суверенитета и полный контроль за странами, которые развиваются за счет природных ресурсов. Смягчение текущих экономических трудностей развивающихся стран, вызванных повышением цен. Развитие общего экономического сотрудничества и солидарности между исламскими государствами
3 Каирская декларация по правам человека в исламе от 05.08.1990 Труд является правом, гарантированным государством и обществом каждому лицу, которое способно работать. Каждый имеет право на законный доход без монополии, обмана или потерь для себя и других. Ростовщичество (риба) является абсолютно запрещенным. Каждый имеет право владеть собственностью, которая приобретена законным путем, и будет иметь право владения без потерь для себя и других, общества в целом. Экспроприация недопустима, за исключением случаев, когда обстоятельства требуют учета общественных интересов или есть основание для немедленной и справедливой компенсации. Конфискация и арест собственности запрещены, за исключением необходимости, которая диктуется законом. Каждый имеет право пользоваться плодами своей научной, литературной, художественной или технической деятельности, а также на защиту моральных и материальных интересов, которые возникают из этого права, при условии, что такая деятельность не отрицает положений закона. Каждый имеет право жить в благоприятной окружающей среде, в среде, которая способствует саморазвитию. На государство и общество возлагается обеспечение этого права. Каждый имеет право на медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также на все общественные виды обслуживания, предоставляющиеся обществом и государством в пределах имеющихся ресурсов. Государство должно обеспечить право человека на достойную жизнь, которая дает ему возможность удовлетворять свои потребности, в том числе в питании, одежде, жилье, образовании и др.
Окончание табл. 2
№ п/п Название Характеристика
4 Резолюция Х конференции министров иностранных дел государств — членов ОИК (8—12.05.1979)
5 Резолюция III конференции председателей и правительств государств — членов ОИК № 1/3-Е (К) «План действий по закреплению экономического сотрудничества между государствами — членами ОИК»
6 Тегеранская декларация, принятая на VIII конференции председателей и правительств государств — членов ОИК (9—11.12.1997)
странения ислама непосредственно связан с функционированием Исламской академии правоведения (ФИКХ), действующей при Организации исламской конференции. В результате функционирования данного правового органа был принят ряд постановлений, регулирующих проблемы информированности участников хозяйственных отношений, функционирования субъектов ведения хозяйства и ряда объектов бухгалтерского учета, особенно в части права собственности и оценки.
На международном уровне на разработку и внедрение стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности направлена деятельность организации по учету и аудиту операций исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions, AAOIFI). Эта организация была создана в Бахрейне в 1989 г. в целях разработки основных принципов бухгалтерской отчетности исламских финансовых институтов (рис. 1). Хотя данные стандарты касаются исламских банков и страховых компаний (Такафул), на них ориентируется большинство субъектов хозяйствования, основная деятельность которых не связана с финансовым сектором. Это обусловлено тем, что исламские финансовые институты являются основными инвесторами деятельности разных отраслей. Кроме того, ряд исламских инструментов, которые используются исламскими банками, непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью предприятий других нефинансовых секторов. Стандарты отражают специфику именно исламских финансовых продуктов и направлены на раскрытие информации, необходимой всем участникам хозяйственной деятельности.
Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансо-
вых институтов (ОБУАИФИ) — это некоммерческая организация, которая была создана для поддержки и развития стандартов бухгалтерского учета для исламских финансовых институтов и других участников хозяйственной деятельности в странах распространения ислама. Работа данной организации направлена на обеспечение соответствующего регулирования учетного отображения деятельности субъектов хозяйствования в мусульманских странах и их соответствия принципам шариата.
Основатели и ассоциированные члены, а также нормативные и надзорные органы Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых учреждений определяют приемлемые стандарты для бухгалтерского учета, управления, этики, операций и инвестиций. В исламских финансах есть уникальные правила, ограничения и требования в отношении бизнеса и инвестирования. Для того чтобы считаться приемлемыми, сделки должны придерживаться принципов шариата. Организация бухгалтерского учета и аудиторской деятельности для исламских финансовых институтов утверждает наборы соблюдения стандартов для учреждений, желающих получить доступ к рынку исламских банковских услуг [8].
Рис. 1. Структура Организации по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов
хозяйственная деятельность в исламских странах
Стандарты шариата
Управление деятельностью исламских финансовых институтов
Объекты МЕТОДЫ Субъект управления
УПРАВЛЕНИЯ
Управление и работники
финансовые инструменты
Стандарты управления
Система бухгалтерского учета
()б'1.екп.1 бухгалтерского учета
Методы учета
Субъект ведения
Бухгалтер
Стандарты бухгалтерского учета
Стандарты аудита
Рис. 2. Стандарты ОБУАИФИ в системе регулирования учета
На рис. 2 показано место стандартов Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов в регулировании бухгалтерского учета.
Адекватная прозрачность требует, чтобы финансовая информация, раскрытая исламскими банками, была надежной, последовательной, сравнимой по времени. Чтобы обеспечить уверенность общества в правильности и надежности раскрытой информации, ежегодные финансовые отчеты должны быть проверены независимыми профессиональными аудиторами [1, с. 187].
Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов играет важнейшую роль в процессе гармонизации законов шариата с существующими национальными нормами бухгалтерского учета, так как, по мнению исламских исследователей [8—12], существует опасность возникновения субъективизма, при котором нормы, рассматривающиеся в одних странах как мусульманские, могут быть признаны немусульманскими в другой стране. Данная ситуация может усложнить международное использование исламских инструментов.
С целью избежать в будущем указанных последствий Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов разработала ряд стандартов для ключевых исламских финансовых институтов и методы раскрытия информации, которые относятся к ним. Данные стандарты посте-
пенно распространяются в мусульманских странах. Они действуют в Бахрейне, Судане и Иордании, на них ориентируются в Саудовской Аравии, они являются результатом конвергенции, которая инициирована Малайзией, а также указанные стандарты являются основой стандартов бухгалтерского учета в Индонезии и Катаре.
Состав указанных на рис. 2 стандартов представлен в табл. 3 на трех языках, для того что бы избежать путаницы, которая может возникнуть в результате перевода.
Стандарты бухгалтерского учета регулируют вопросы организации учета (1, 2), оценку и учетное отражение исламских финансовых инструментов (4—6, 9, 10, 12, 16, 19, 20, 26), отображения в бухгалтерскому учете закят (11), распределения прибыли (7, 8), формирования обеспечений и резервов предприятий (13); вопросы учета отсроченных платежей (22) и внешнеэкономической деятельности (18); бухгалтерского учета деятельности страховых компаний (15, 16, 21) и особенности формирования показателей финансовой отчетности (3, 14, 23—25).
Стандарты аудита регулируют организацию аудита (1), условия и порядок проведения проверок (3, 4), деятельность аудиторов (5), а также порядок подготовки и представления аудиторского заключения (3).
Деятельность управления исламскими финансовыми институтами регулируется в следующих аспектах: организация наблюдения в целях следования нормам шариата в деятельности субъекта хозяйствования (1—3, 5), принципы управления (4, 6) и вопросы социальной ответственности (7).
Деятельность бухгалтеров регулируется стандартом этики «Кодекс этики бухгалтеров и аудиторов исламских финансовых институтов», деятельность сотрудников — стандартом «Кодекс этики сотрудников исламских финансовых институтов».
Вопрос регулирования отдельных аспектов деятельности исламских финансовых институтов и других субъектов хозяйствования регулируется стандартами шариата.
Использование исламскими финансовыми институтами исследованных стандартов представлено в табл. 4.
m
X
la
<
x
>
■О
О ]a x 0~
U1
<
X
ь
H
m ■d
О 7\
< -L
m
Таблица 3
Перечень стандартов бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов
№ п/п Название на русском языке Название на английском языке Название на арабском языке
Стандарты бухгалтерского учета
1 Цель финансового учета в исламских банках и исламских финансовых институтах Objective of financial accounting for Islamic banks and financial institution (IFIs). Aj]LJ| dit i il i ;yÀ\ J [ 0 J - - Aj]LJ| 4_LulLa~all L_àljAl .1
2 Концепция финансового учета в исламских финансовых институтах Concept of financial accounting for IFIs. ÂJLJI dit i il i Ilj^ttjlj i о J . ~ - AJ]LJ| 4_LulLa~ûJI ^sJAlia .2
3 Общие представления и раскрытия информации в финансовой отчетности исламских финансовых институтов General presentation and disclosure in the financial statements of IFIs Aj]LJ| dit 1111 Iij^ttjlJ 1 0 J . ~Aj]LJ| jjljà]l ^ ^ J ^^ojxj] .3 ÂA^y^yi
4 Мурабаха и мушарака заказчику Murabaha and Murabaha to the purchase orderer. »1 jiiL Jxîl] iajl jJ j iajljJ .4
5 Финансирование мударабы Mudaraba financing ÂjjLiiJLl Jj^aill .5
6 Финансирование мушараки Musharaka financing £JLUJ Jj^aill .6
7 Раскрытие информации о базе распределения прибыли между собственниками и инвесторами Disclosure of bases for profit allocation between owners' equity and investment account holders •1 ^ ^ J Aj^lûjl ¡Jjàa. ^ ^ ¡jn j-b jVI £JJJJ ,jimil ¿p ^ jl -'ьЛ/l Clbl | L1—h
8 Собственность (капитал) инвесторов и их эквивалент Equity of investment account holders and their equivalent. 1 ; a 1 , ^ J -H- ^ -I - 8
9 Салям и параллельный салям Salam and Parallel Salam ^all (S1LQ]IJ fUl .9
10 Иджара и иджара мунтахия биттамлик Ijarah and Ijarah Muntahia Bittamleek , î ,„r, Jl ijUs/lj ijUs/l 10
11 Закят Zakah îisjil.ll
12 Истисна и параллельная истисна Istisna'a and Parallel Istisna'a ^JjJ ¿li^h.Vlj ¿In^HlVI .12
13 Обеспечение и резервы Provisions and Reserves CjULU^VIj '4----.13
14 Общее представление и раскрытие информации в финансовой отчетности исламских страховых компаний General Presentation and Disclosure in the Financial Statements of Islamic Insurance Companies ixaiUVI CjlSjii ЯДЛ jjljâil jjà jJjJl . -«yij .14
15 Раскрытие базы для определения и распределения излишек и недостач в исламских страховых компаниях Disclosure of Bases for Determining and Allocating Surplus or Deficit in Islamic Insurance Companies ^j-^l-jl Cll£jiiû ^ ^iajlill £J JJJJ ' ; ^ ■ [jimil Jf- ^ . | 5
16 Инвестиционные фонды Investment Funds jLûjlmVI (jj^l "i i о . 16
17 Обеспечение и резервы в исламских страховых компаниях Provisions and Reserves in Islamic Insurance Companies ù^Ull Cil£CiULUi^Vlj - '-I-----4 .17
18 Операции с иностранной валютой и внешнеэкономическая деятельность Foreign Currency Transactions and Foreign Operation Âjjj^'VI CjiUJb CiULJlj ÂJJI^'VI CjbUJlj CJ^UJ .18
19 Инвестиции Investments CJIJUJIL»VI .19
20 Исламские финансовые услуги для традиционных финансовых институтов Islamic Financial Services Offered by Conventional Financial Institutions ÂJJJMI ÂJUI Cilumi^Jl j^jil Â^bLuiVI ÂJLJl CiL>jiJl .20
21 Взносы в исламских страховых компаниях Contributions in Islamic Insurance Companies ijxSUVI QLaUll cAZj^Jb Cll£l jLiVI .21
СО
0)
■о
«<
о\ ф
и
I г
5<
о э
(Г H
Ol
О) О;
I
N5 О
О)
О) 143
Продолжение табл 3
№ п/п Название на русском языке Название на английском языке Название на арабском языке
22 Отсроченные платежи продаж Deferred Payment Sale lWN <yJl .22
23 Раскрытие информации о движении активов Disclosure on Transfer of Assets dibj^.jaII CJJJ^ CP ^L-^aVI .23
24 Отчетность по сегментам Segment Reporting ClcUaâll (Je. jjjâjll .24
25 Консолидация Consolidation AJ]U1I jà]| Aia.jj .25
26 Инвестиции в ассоциированные компании Investment in Associates dlLuijjr^Jl ^ jLeÏLaVI .26
Стандарты аудита
1 Цель и принципы аудита Objective and principles of auditing l^blxûj j^Jl i—ihA . 1
2 Аудиторский вывод The Auditor's Report ls+J^ jiJà .2
3 Условия проведения аудита Terms of Audit Engagement A jLH JabjjVI -b>J Jjjj . 3
4 Проверка соответствия правилам и принципам шариата внешних аудиторов Testing for Compliance with Shari'a Rules and Principles by an External Auditor АА*УилVI AjUjwJl LS^J fl jjlVI ^jbkll JAÎI .4
5 Обязанность аудитора выявлять махинации и ошибки при проведении аудита финансовой отчетности The Auditor's Responsibility to Consider Fraud and Error in an Audit of Financial Statements Aie. LkàJlj jjjjjil (Je. ¿jbjij ^^.jLaJl aAjIulû ,5 AJÙ\ ji]|
Стандарты управления
1 Наблюдательный совет шариата: роль, структура и подотчетность Shari'a Supervisory Board: Appointment, Composition and Report Ujjjajj \ g IJjSjj AJC. Jjjjil Ajlijil A П» (jAl*J . 1
2 Шариатский осмотр Shari'a Review Ajlajil .2
3 Шариатский внутренний осмотр Internal Shari'a Review Sjcjuill Ajlajil .3
4 Комитет по аудиту и управлению для исламских финансовых институтов Audit and Governance Committee for IFIs ClLuiuûj-ûi] Jajl Jjjall J A L\
5 Независимость наблюдательного совета шариата Independence of Shari'a Supervisory Board
6 Положения о принципах управления для исламских финансовых институтов Statement on Governance Principles for IFIs 4-bi^liJûVI dLuiuûj-ttll j^à JaJj^ail (¿ill* (jUj .6
7 Корпоративная социальная ответственность Corporate Social Responsibility CJLjiuûj^ 4JCLÛ1XVI jluLûll 7
Стандарты этики
1 Кодекс этики для бухгалтеров и аудиторов исламских финансовых институтов Code of ethics for accountants and auditors of IFIs AjlLûll CjLjiujj-ûII ¡^.jbàJl ^.l^ôilJ Л\ CjLîlAa.1 (jlll* . 1
2 Кодекс этики для работников исламских финансовых институтов Code of ethics for employees of IFIs Ciluiuûj-ôil ^ jjieUJl dLs!Aikl (jtii« .2
Стандарты ишриата
1 Торговля валютой Trading in currencies ClXaxîl ^ û-jaildl . 1
2 Дебетовые карты, платежные карточки и кредитные карточки Debit Card, Charge Card and Credit Card QUJJVI AIILJJ ^n^ll ASLLJ .2
3 Просроченный платеж дебитором Default in Payment by a Debtor JLLû^Jl ^jjjuJi .3
СО
0)
■о
«<
о\ ф
и
I г
5<
о э
(Г H
m
X
la
<
х
>
"О
О ]а х сг
СП <
X
ь
H
m ■о
О 7\
< -С
m
Ol
О) О]
I
N5 О
Окончание табл 3
m
X
la
<
х
>
"О
О Ja х сг
СП <
X
ь н m ■о
О 7\
< -С
гп
№ п/п Название на русском языке Название на английском языке Название на арабском языке
4 Оплата компенсации за долг Settlement of Debt by Set-Off 41 .4
5 Гарантии Guarantees "- .5
6 Преобразование традиционного банка в исламский банк Conversion of a Conventional Bank to an Islamic Bank ^^OUI L_S^^ Jl ^JjMl ¿liJl JjaJ .6
7 Хавала Hawala .7
8 Мурабаха заказчику Murabaha to the Purchase Orderer jiL ^¿UA^jIJJI .8
9 Иджара и иджара мунтахия биттамлик Ijarah and Ijarah Muntahia Bittamleek A ,Lit , i , .r, „\l S.J , s/l J S.J , s/l о
10 Салям и параллельный салям Salam and Parallel Salam l^jljxll (JJlj jJJl .10
11 Истисна и параллельная истисна Istisna'a and Parallel Istisna'a ^jijJi ¿i . , "VIj ь i »VI 11
12 Мушарака и современные корпорации Sharika (Musharaka) and Modem Corporations iijaJl iilSjillj (a£J пыЧ) iSjill .12
13 Мудараба Mudaraba ajjL^JI .13
14 Доверие к документам Documentary Credit 4,iibi,„ll i-iH«V.VI LI
15 Джу ала JuaTa лЬчЛ .15
16 Коммерческие бумаги Commercial Papers ^jUill jj'VI .16
17 Инвестиционный сукук Investment Sukuk jU'ii.VI ciijl^, .17
18 Владение Possession (Qabd) o^l .18
19 Кредит Loan (Qard) o^Jil .19
20 Товары на организованном рынке Commodities in Organised Markets z jiyjy ^ ^Ui £jjj .20
21 Финансовые бумаги (акции и облигации) Financial Papers (Shares and Bonds) (CJIjlJIj ^Vl) ЯД-ll ¿UJ'VI .21
22 Концессионный договор Concession Contracts jbixVI jjb .22
23 Посредничество Agency j. '-otl i oj. jjl .23
24 Синдикатное финансирование Syndicated Financing - ^aj, (Jj^ajll .24
25 Объединение контрактов Combination of Contracts JjSjl (jJJ .25
26 Исламское страхование Islamic Insurance u^ull .26
27 Показатели Indices Ciljjjjj^Jl .27
28 Банковские услуги Banking Services i-fljh^Jl cjU^kll .28
29 Этика и условие фатв Ethics and stipulations for Fatwa CiLuiujj^Jl jUa] IgjLiDL^Ij (^Jjall Jajl Jjja .29
30 Монетизация Monetization (Tawarruq) ¿jjSlI .30
31 Гарар условия для финансовых операций Gharar Stipulations in Financial Transactions AJUI CLIOUJI ^loLJI jjiJl .31
32 Арбитраж Arbitration j^Ml .32
33 Вагф Waqf Uijll .33
34 Иджара на труд Ijarah on Labour (Individuals) L^U^i'VI ijU.,1 .34
35 Закят Zakah sKjll .35
СО
0)
■о
«<
о\ ф
и
I г
5<
о э
(Г
н
Ш
О) О]
I
N5 О
О)
со
Таблица 4
Использование исламскими банками стандартов ОБУАИФИ
Банк Страна Закят ОБУАИФИ
Jordan Islamic bank Иордания — +
Islamic Arab International Bank Иордания - -
Tadamon Islamic bank Судан + +
Animal Resources Bank Судан + +
Farmers' Commercial Bank Судан + +
Bank of Khartoum Судан + +
Al-Shamal Islamic Bank Судан + +
Export Development Bank of Iran Иран - —
Bank of Industry and Mine Иран - —
Bank Keshavarzi Иран - —
Al Barakah Bahrain Бахрейн - +
First Islamic Bank Бахрейн - +
Investors' Bank Бахрейн - +
ABC Islamic Bank Бахрейн + +
Al-Shamil Bank Бахрейн - +
Dubai Islamic Bank ОАЭ + -
Abu Dhabi Islamic Bank ОАЭ - -
Arab Palestinian Islamic Bank Палестина - -
Palestine Islamic Bank Палестина - -
Faisal Islamic Bank Египет + -
Albaraka Turkish Finance House Турция - -
Al-Meezane Investment Bank Пакистан - -
Kuwait Finance House Кувейт + -
Islamic Bank Bangladesh Бангладеш + -
Qatar Islamic Bank Катар - -
Arab Albanian Islamic Bank Албания - -
Таким образом, стандарты, разработанные Организацией бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов, регулируют все аспекты деятельности исламских финансовых институтов и других субъектов хозяйствования. Они обеспечивают соответствие операций и их учетное отражение принципам шариата.
Национальный уровень регулирования бухгалтерского учета в странах распространения ислама связан с действием нормативных актов, утвержденных высшими органами власти в стране, но данные акты не должны противоречить актам, утвержденным Организацией исламской конференции и стандартам ОБУАИФИ.
Внутренний уровень регулирования бухгалтерского учета связан с действием принципов корпоративного управления исламскими финансовыми институтами:
• общий поход корпоративного управления для исламских финансовых институтов: — структура регулирования исламских финансовых институтов должна иметь всеобщий характер, в ней должны быть
определенны стратегические роль и функции каждого органа управления, а также механизмы ответственности исламских финансовых институтов перед разными посредниками;
— исламским финансовым институтам необходимо гарантировать, что их финансовая и нефинансовая отчетности соответствуют требованиям международных стандартов учета, которые соответствуют законам шариата и утверждены национальными органами регулирования;
• права собственников инвестиционных ресурсов:
— исламскими финансовыми институтами необходимо проводить мониторинг собственников инвестиционных счетов (исследовать и отслеживать их вклады и связанные с ними риски, принимать меры для гарантирования их прав;
— исламским финансовым институтам необходимо разрабатывать и внедрять стойкую инвестиционную стратегию, которая соответствует желаниям собственников ин-
вестиционных счетов в соотношении риска и доходности;
• соответствие законам шариата:
— исламским финансовым институтам необходимо владеть соответственным механизмом следования решениям шариатских ученых, которые осуществляют наблюдение за соответствием продуктов, услуг и операций принципам шариата;
— исламским финансовым институтам необходимо придерживаться законов шариата, выраженных в решениях ученых;
• транспарентность финансовой отчетности по отношению к инвестиционным счетам:
— исламским финансовым институтам необходимо своевременно и в полном объеме раскрывать информацию перед собственниками инвестиционных счетов.
Кроме того, большое значение в регулировании бухгалтерского учета в странах распространения ислама имеет этика, поскольку он является важнейшим средством отражения действительности и фактически — основным источником информационного обеспечения управления предприятием. Исполняя данные функции, бухгалтерский учет всегда находится в зависимости от самой системы управления, особенностей развития общества, спроса на информацию, а также ценностей, какими он обусловлен.
Можно согласиться с утверждением Три-вуоно Айван и М. Гаффикина насчет того, что бухгалтерский учет «является социальной конструкцией, которая развивается и изменяется в социальной сфере» [14]. Истинность данного утверждения подтверждается самой системой бухгалтерского учета, ее значением в системе управления и общественном развитии.
«На сегодня преобладают взгляды, что там, где заканчиваются грани закона, деятельность профессионалов определяется и регулируется нормами профессиональной этики, которые сформировались в обществе под влиянием традиций. Вопрос о возможности профессиональной этики обеспечить регулирование и регламентацию поведения бухгалтеров на основе системы моральных принципов и идеалов приобретает особенную актуальность» [6].
Под этикой в наиболее широком смысле понимают совокупность принципов и правил поведения, действующих в обществе. Эти нормы
и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или других поступков и дают оценку позитивного или же, наоборот, негативного поведения человека. Эти нормы передаются от поколения к поколению в культурных и институциональных рамках. Этика раскрывает природу и обоснованность действий, признающихся правильными, вносит ясность и точность в характеристику большого количества представлений, которые создают поле морали.
В современных условиях этика воплощается в системе общепринятых ценностей, формальных и неформальных норм и правил поведения, свойственных тому или иному коллективу, которые способствуют росту эффективности его функционирования, устранению, межкультурных асимметрий. Культура делового общения способствует становлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководством и подчиненными, партнерами и конкурентами. Это подтверждает весомое значение этики как источника формирования национальных предпринимательских структур в ряде стран мира.
Рассматривая место этики в системе регулирования и регламентации бухгалтерского учета, необходимо определить ее влияние на формирование и развитие социально-экономических отношений, ведь эти две категории являются взаимоувязанными и вытекают друг из друга. Взаимосвязь бухгалтерского учета и социально-экономических отношений определяется самой системой бухгалтерского учета. Формирование мировоззрения и этических вкусов субъектов организации (собственника) и ведения бухгалтерского учета (бухгалтера) зависит от особенностей социально-экономических отношений. Кроме того, бухгалтерский учет выступает инструментом, который обеспечивает развитие социально-экономических отношений, некоторые из которых выступают его объектами. Этика в сфере социально-экономических отношений является инструментом регулирования экономической деятельности человека, поведения субъекта ведения хозяйства, отношений человек — общество, человек — предприятие, предприятие — общество и др. Кроме того, этику в сфере социально-экономических отношений можно описать как процесс оценки решения на основе их соотношения с
Организация
Государство
Регулирование
............:.......♦..............................
Предприятие
Организация учета и учетная политика
моральными стандартами, принадлежащими культуре данного общества. Для того чтобы дать моральную оценку решению, необходимо иметь набор моральных стандартов, который является достаточно широким, так как должен содержать ряд различных критериев.
«Взаимосвязь правового и морально-этического регулирования системы бухгалтерского учета проявляется через систему общественных отношений, которые находят свое проявление в данной сфере. Единство правовых и моральных норм проявляется, во-первых, в том, что они отражают систему правил поведения представителей данной профессии, базируются на общечеловеческих ценностях. Во-вторых, правовое и этико-моральное регулирование стремится к достижению единственной цели — формированию отношений между бухгалтерами и членами общества на основе принципов справедливости. Кроме того, нужно учитывать также то, что система регламентации и регуляции бухгалтерского учета и профессиональная этика выступают взаимоувязанными явлениями, которые проявляются в том, что неопределенные и неурегулированные вопросы в сфере бухгалтерского учета дополняются этическим регулированием. Профессиональная этика выступает инструментом и гарантом справедливых действий бухгалтера, что является важным для удовлетворения общественных интересов» [6].
Среда развития системы бухгалтерского учета влияет на все элементы, особенно на субъект ведения бухгалтерского учета, так как от его деятельности зависит результат функционирования отдельного предприятия и страны и целом. Это обусловливает необходимость регулирования бухгалтерского учета, и этика при этом является одним из наиболее мощных инструментов.
Украинские ученые Л. В. Чижевская и Л. С. Скакун констатируют, что в современных условиях динамического развития общества и экономики непосредственно можно утверждать, что бухгалтерская деятельность является разновидностью социальной деятельности. Это обусловлено, во-первых, тем, что бухгалтеры
ЭТИКА
Виды
Среда *
Институциональная этика
Сферы этики и их влияние на с уставляющие системы учета
Персона
Внутренняя
Светская этика
Ж.
Особенности экономических
отношений
........................................................
Ценное I и
Т
Объем оршни '.ании и)
колонии бум алюрско| о \ 40ia |
Религиозная этика
Мотивы
Рис. 3. Этика как составляющая системы регулирования бухгалтерского учета
работают и влияют на особенную среду — общество, которому свойственна неоднозначность функционирования. Влияние деятельности бухгалтеров на социальную сферу, социальная обусловленность данной профессии определяют ее объективную необходимость и практическое значение. Это способствует обществу в получении удовлетворения по целому ряду потребностей и интересов [6, с. 110].
Особенности влияния этики на элементы среды и элементы системы бухгалтерского учета представлены на рис. 3.
Особое место этика занимает в системе социально-экономических отношений в странах, где религиозное влияние наиболее заметно. Ведь именно на основе религиозных установок в значительной степени формируются нормы поведения и ценности в обществе. Примером этого является формирование социально-экономических отношений в странах зоны распространения ислама. Так, в 1980—1990-х гг. исламские государства активно разрабатывали национальную экономическую доктрину в целях обоснования исламской альтернативы своего социально-экономического развития. Идеологическим и теоретическим фундаментом экономической доктрины ислама является коран. Исходное положение проявляется в том, что коран представляет собой самый полный глобальный кодекс жизни индивидуума, включающий сборник правил, адекватно регулирующий всю экономическую деятельность человека (частного предпринимателя) и хозяйственных структур.
По мнению Г. Нуруллиной, «сегодня все больше мусульман-предпринимателей обеспокоены
вопросами, связанными с разрешенным и запрещенным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнером. Ведь торговля, финансы, производство — это не просто отрасли экономики, а особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом» [3, с. 48].
«В мусульманском вероучении особенно подчеркивается преимущество этических, моральных ценностей перед материальными, экономическими благами, а священный коран отличается от других божьих текстов тем, что в нем содержатся не рассказы от третьих лиц, а непосредственно слово божье, обращенное к человеку. Коран для мусульман является источником их морально-этического поведения в разных областях общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в мусульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы векселей, аренды, залоги, санкционированные мусульманским правом и воспринятые мусульманами в общем контексте запрещений и предписаний, определенных аллахом» [2, с. 19—20]
В арабском языке понятие «этика» выражено словом «ахлак», что в переводе обозначает «мотивация, поведение». Понятие «мотивация» включает внутренние намерения, волю и решительность, а поведение представляет собой образ жизни и действий человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения, поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и правильному образу жизни.
«Экономическая доктрина ислама в ее современной форме выступает частью глобальной исламской концепции человеческой жизни, которая включает взаимоувязанные представления о боге, человеке, человеческом обществе, отношениях индивидуума с другими людьми и богом, о реальном месте человека во вселенной. Более того, исламская экономическая доктрина в ее современной трактовке углубляется и развивает систему заложенных в коране человеческих ценностей, которая указывает допустимые грани экономических мотиваций и инвестиционных решений, обосновывает морально аргументированную хозяйственную стратегию человека (предпринимателя) в целях обеспечения спра-
ведливого равновесия между материальными и духовными потребностями, а также между индивидуальными и общественными обязанностями человека» [15]. Очевидно, что религиозное мировоззрение оказывает решающее влияние на тип ведения хозяйства в некоторых регионах, особенно в странах зоны распространения ислама.
«Современная модернизация исламской концепции нацелена на социализацию экономической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деятелей, ученых и деловых людей. Такая работа вот уже несколько лет осуществляется под руководством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц Иорданского королевства Хасан Ибн Та-лал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин дэ Ротшильд.
Конструктивный диалог принес свои плоды: принят кодекс этики международного бизнеса для христиан, мусульман и иудеев, в котором отмечается, что бизнес является частью социального порядка. Его главная цель — эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг. Управляющие советы директоров компаний, акционеры получили конкретные советы, а религиозные бизнесмены — конкретные указания, касающиеся того, как вести дела в соответствии с верой. В системе ценностей делового мира особенно выделяются честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благоустройства общества» [13].
К основным базовым принципам построения этического бизнеса в странах зоны распространения ислама относятся: свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров, справедливость, законность, этическое поведение управленцев и работников, благотворительность и милосердие.
Таким образом, каждый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в странах распространения ислама обеспечивает информационную прозрачность деятельности исламских финансовых институтов. Проведенное исследование является общей характеристикой системы регулирования бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама и позволяет говорить о том, что идея панисламизма способствует гармонизации национальных систем
бухгалтерского учета мусульманских стран путем интеграции в международные экономические организации, а также путем создания организаций по разработке стандартов учета для исламских финансовых институтов.
Список литературы
1. Беккин Р. И., Вовченко Н. Г., Евлахова Ю. С., ЕфременкоИ. Н, КохановаВ. С., КочмолаК. В., Кошель Н. В., Попова М. А. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре / под ред. д. э. н., проф. Кочмола К. В.: Монография. РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Дону, 2007. 368 с.
2. Нуруллина Г. Ф. Исламская этика бизнеса. М.: УММА, 2004. 112 с.
3. Нуруллина Г. Ф. Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов: дисс.... кандид. эконом. наук: 08.00.05. СПб, 2004. 180 с.
4. Петрук О. М. Гармошзащя нащональних систем бухгалтерського облшу: Монографiя. Житомир: ЖДТУ, 2005. 420 с.
5. Скакун Л. С. Вплив професшно! етики на розвиток бухгалтерського облжу // Вюник ЖДТУ. Серiя: Економiчнi науки, 2007. № 4(42). С. 167-175.
6. Чижевська Л. В., Скакун Л. С. Професшна етика як метод регулювання та регламентацн бухгалтерського облжу // Вюник ЖДТУ. Серiя: Екожмчш науки, 2008. № 1(43). С. 109—114.
7. Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions, AAOIFI. URL: http://
finans. trader. uz/language_russian_forex_financial-
terms_accounting-and-auditing-organization-for-
islamic-financial-institutions-aaoifi_category_1_ page_22_id_10.html.
8. Archer S. R. and T. Ahmed. Emerging standards for Islamic financial institutions: the case of the accounting and auditing organization for Islamic financial institutions/ World Bank, 2003.
9. Archer S., Karin R. and T. Al-Deehani. Financial Contracting, Governance Structures and the Accounting Regulation of Islamic Banks: an analysis in terms of Agency Theory and Transaction Cost Economics // Journal of management and Government. 1998. Vol. 2.
10. Cunningham A. Culture of Accounting: What are the Real Constraints for Islamic Finance in Riba-Based Global Economy? Moody's Investor Services. London, 2001.
11. Karin R. A. International Accounting Harmonization, Banking Regulation and Islamic Bank // The International Journal of Accounting. 2001. Vol. 36 (2).
12. MuhammadAkram Khan. Zakah Accounting and Auditing in Pakistan // Islamic Economic Studies. 2003. Vol. 10, № 2.
13. Shahul Hameed Bin Hj. Mohamed Ibrahim. Need for fundamental research in Islamic accounting. URL: http://islamic-finance. net.
14. Shari'ate accounting: an ethnical construction of accounting knowledge. URL: http: Islamic-finance. net.
15. The Middle East and North Africa 1998. L., 1997. P. 175-178.