Научная статья на тему 'Регулирование авторских прав на аудиовизуальное произведение, созданное в цифровой среде'

Регулирование авторских прав на аудиовизуальное произведение, созданное в цифровой среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аудиовизуальное произведение / авторское право / цифровой контент / аудиовизуальный контент / audiovisual work / copyright / digital content / audiovisual content.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосорин Кирилл Дмитриевич

В статье рассматривается понятие аудиовизуального произведения как объекта авторского права, основные проблемы авторского права в цифровую эпоху. Автор считает, что цифровая среда радикально трансформировала процесс создания и распространения аудиовизуальных произведений. Автор акцентирует внимание на актуальности защиты прав создателей аудиовизуальных произведений, на необходимости в разработке новых подходов и технологий для защиты авторских прав. В статье делается вывод о необходимости адаптации существующих законодательных норм и введения новых правил защиты прав авторов аудиовизуальных произведений, которые отвечают требованиям современности. Автор приходит к выводу, что в современном мире цифровая среда оказывает огромное влияние на все аспекты нашей жизни, в том числе на процесс создания аудиовизуальных произведений. Данная статья может быть полезна, в первую очередь, создателям аудиовизуальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF COPYRIGHT FOR AUDIOVISUAL WORK CREATED IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The article examines the concept of an audiovisual work as an object of copyright, the main problems of copyright in the digital age. The author believes that the digital environment has radically transformed the process of creating and distributing audiovisual works. The author focuses on the relevance of protecting the rights of creators of audiovisual works, on the need to develop new approaches and technologies for copyright protection. The article concludes that it is necessary to adapt existing legislative norms and introduce new rules for the protection of the rights of authors of audiovisual works that meet the requirements of modernity. The author concludes that in the modern world, the digital environment has a huge impact on all aspects of our lives, including the process of creating audiovisual works. This article may be useful, first of all, to the creators of audiovisual works. This article may be useful, first of all, to the creators of audiovisual works.

Текст научной работы на тему «Регулирование авторских прав на аудиовизуальное произведение, созданное в цифровой среде»

Регулирование авторских прав на аудиовизуальное произведение, созданное в цифровой среде

Сосорин Кирилл Дмитриевич,

аспирант Российского университета кооперации E-mail: [email protected]

В статье рассматривается понятие аудиовизуального произведения как объекта авторского права, основные проблемы авторского права в цифровую эпоху. Автор считает, что цифровая среда радикально трансформировала процесс создания и распространения аудиовизуальных произведений. Автор акцентирует внимание на актуальности защиты прав создателей аудиовизуальных произведений, на необходимости в разработке новых подходов и технологий для защиты авторских прав. В статье делается вывод о необходимости адаптации существующих законодательных норм и введения новых правил защиты прав авторов аудиовизуальных произведений, которые отвечают требованиям современности. Автор приходит к выводу, что в современном мире цифровая среда оказывает огромное влияние на все аспекты нашей жизни, в том числе на процесс создания аудиовизуальных произведений. Данная статья может быть полезна, в первую очередь, создателям аудиовизуальных произведений.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, авторское право, цифровой контент, аудиовизуальный контент.

Введение

В эпоху цифровизации культуры аудиовизуальные произведения обретают особую значимость, становясь важным элементом современного информационного пространства. Создание фильмов, видеороликов и других форм аудиовизуального контента требует значительных творческих и технических усилий. При этом цифровая среда предоставляет безграничные возможности для распространения и модификации этих произведений, что порождает необходимость в надежной защите авторских прав.

Защита авторских прав на аудиовизуальные произведения в цифровой среде ставит перед законодателями и правообладателями ряд сложных задач. Вопросы, касающиеся определения авторства, регистрации прав и борьбы с нарушениями, становятся особенно актуальными в условиях легкой доступности и копирования контента.

В этой статье мы рассмотрим, как цифровая среда влияет на понятие аудиовизуального произведения как объекта авторских прав и какие подходы к защите таких прав существуют в современном мире.

Что такое аудиовизуальное произведение

Аудиовизуальным является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Авторами аудиовизуального произведения являются [10]:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального сопровождения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

4) художник-постановщик анимационного (мультипликационного) фильма.

Цифровая среда и её влияние на создание аудиовизуальных произведений

Цифровая среда радикально трансформировала процесс создания и распространения ауди-

овизуальных произведений. С появлением современных цифровых технологий доступ к созданию контента стал значительно проще. Это дало возможность как профессиональным, так и авторским создателям реализовывать свои идеи с большей гибкостью и инновациями. Именно цифровая среда открывает новые горизонты для экспериментов с формой и содержанием, делая аудиовизуальные произведения более многообразными и доступными. Однако эти изменения также порождают новые вызовы в области защиты авторских прав, требуя адаптации существующих законодательных рамок.

В современном мире цифровая среда оказывает огромное влияние на все аспекты нашей жизни, в том числе на процесс создания аудиовизуальных произведений. Технологии развиваются стремительными темпами, предоставляя кинематографистам, музыкантам и художникам новые инструменты и платформы для реализации своих творческих замыслов. Это, в свою очередь, приводит к появлению инновационных жанров и форм, которые ранее были невозможны без использования цифровых технологий.

Кроме того, цифровая среда влияет не только на процесс создания аудиовизуальных произведений, но и на их распространение и восприятие аудиторией. Социальные сети, стриминговые сервисы и платформы для размещения видео стали неотъемлемой частью культурного ландшафта, изменяя традиционные пути доставки контента до потребителя и способы взаимодействия с ним. Это открывает перед создателями новые возможности для экспериментов и достижения широкой аудитории, одновременно ставя перед ними новые вызовы [8].

Сегодня режиссеры, продюсеры и звукооператоры используют цифровые технологии, начиная от предварительного производства и заканчивая постпродакшеном. Это позволяет создавать более сложные и качественные произведения с меньшими затратами времени и денег. Цифровые инструменты обеспечивают беспрецедентную гибкость в редактировании, спецэффектах и цветокоррекции, позволяя мгновенно просматривать результаты изменений. Социальные сети и платформы для размещения видео открывают новые возможности для распространения и монетизации аудиовизуальных произведений, делая процесс их продвижения более демократичным. Таким образом, цифровая среда не просто изменяет способы создания аудиовизуальных произведений, но и переопределяет сам подход к их восприятию и оценке [5].

Авторские права в цифровой эпохе: основные проблемы и вызовы

Цифровые технологии проникают во все сферы жизни, а вопросы защиты интеллектуальной собственности становятся всё более актуальными. Цифровая эпоха предоставляет безграничные возможности для распространения информации, однако это же касается и авторских произведений, что создаёт

новые вызовы, в том числе для законодательства об авторских правах. Развитие интернета и цифровых технологий привело к значительному увеличению случаев нарушения авторских прав, вынуждая правообладателей искать новые способы защиты своих интересов. Например, пиратство остаётся значительным барьером, так как распространение контента через Интернет упрощает незаконное копирование и распространение произведений.

Такие технологии, как блокчейн и искусственный интеллект, предлагают новые методы защиты и управления правами, но также создают спорные моменты в отношении авторства и оригинальности.

Одной из основных проблем является необходимость адаптации существующих норм и правил к быстро меняющейся реальности цифрового мира. Наряду с тем, как развиваются новые форматы создания и распространения контента, также возникают и новые способы его незаконного использования. Это ставит перед законодателями задачу не только охранять права авторов и исполнителей в условиях цифровой экономики, но и предоставлять возможности для инноваций и развития, не угнетая при этом креативную индустрию[7].

Благодаря легкому доступу к цифровым технологиям, активно копируются и распространяются произведения без разрешения автора. Это не только уменьшает доходы создателей, но и затрудняет отслеживание нарушений авторских прав. Кроме того, существует проблема «цифрового исчезновения» произведений - когда контент удаляется или становится недоступен из-за устаревания технологий. Эти факторы создают необходимость в разработке новых подходов и технологий для защиты авторских прав, таких как блокчейн и усовершенствованные системы управления цифровыми правами (DRM), которые могут обеспечить баланс между интересами авторов и общественным доступом к культурным благам.

ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении,сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса [3].

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи [3].

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое

5 -о

сз ж

■с

имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом [9].

Объект авторского права: аудиовизуальное произведение в цифровой среде

Аудиовизуальные произведения, созданные и распространяемые в цифровой среде, обладают уникальными особенностями, привлекая внимание к вопросам авторского права. Они включают в себя фильмы, видеоигры, цифровые презентации, обогащенные интерактивностью и мультимедийными элементами. Цифровая среда расширяет границы творческой свободы, позволяя создателям использовать новые технологии для реализации их замыслов. Такие произведения защищаются авторским правом с момента их создания, гарантируя авторам исключительные права на их использование и распространение. Эта защита критически важна для стимулирования инноваций и инвестиций в сфере цифрового контента [2].

С учетом этого, понимание того, что является объектом авторского права в контексте аудиовизуальных произведений, становится ключевым для эффективного управления и защиты авторских прав в цифровую эпоху.

В статье будет рассмотрено, как цифровая среда влияет на определение и классификацию аудиовизуальных произведений как объектов авторского права, а также какие особенности и вызовы возникают перед создателями и пользователями в этом новом контексте.

В эпоху цифровизации аудиовизуальные произведения, такие как фильмы, сериалы и музыкальные клипы, становятся все более доступными благодаря интернету. Эти произведения, объединяющие в себе как звуковые, так и визуальные компоненты, охраняются авторским правом в тот момент, когда они зафиксированы в материальной форме. В цифровой среде это означает, что даже цифровой файл может быть объектом авторского права при условии, что он может быть воспроизведен в материальном мире. Для владельцев авторских прав это предоставляет возможность контролировать использование их работ, включая копирование, распространение, публичный показ и адаптацию [6].

Таким образом, развитие цифровых технологий обеспечивает новые способы защиты и монетизации аудиовизуальных произведений в глобальном масштабе.

Защита авторских прав на аудиовизуальные произведения в цифровой среде

Защита авторских прав на аудиовизуальные произведения набирает особую актуальность. Такие произведения, включающие фильмы, видео и мультимедийные проекты, часто подвергаются нелегальному распространению онлайн. Использование блокчейна и цифровых водяных знаков позволяет авторам и правообладателям защищаться от нарушений, контролируя распространение и использование их творений в Интернете. Такие механизмы помогают устанавливать авторство, отслеживать нелегальное распространение и предъявлять претензии в случае нарушений.

Основой для защиты служит правовая база, состоящая из национального и международного законодательства. Важным элементом является Бернская конвенция для защиты литературных и художественных произведений, которая признает и защищает авторские права в цифровой среде. Помимо этого, важную роль играют Соглашение по аспектам прав интеллектуальной собственности, касающихся торговли (TRIPS), и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), которые способствуют гармонизации правил в разных странах [4].

На практике для защиты используются технологии управления цифровыми правами (Digital Rights Management, DRM), которые позволяют контролировать копирование, распространение и просмотр аудиовизуальных произведений. Также препятствует нарушениям распространение авторских произведений через законные цифровые платформы с лицензированием содержания. Кроме того, авторы и правообладатели активно используют системы мониторинга и идентификации контента, такие как Content ID на YouTube, что позволяет эффективно выявлять и удалять незаконно размещенный материал.

Таким образом, защита авторских прав в цифровой среде требует комплексного подхода, сочетая юридическую защиту с современными технологическими решениями.

Методы защиты авторских прав [1]:

1) Определите своё правовое положение. Необходимо убедиться, что вы имеете право на защиту. Не каждый, кто как-либо участвовал в создании аудиовизуального контента, считается его автором, а только тот, кто вкладывал свой творческий труд (не технический специалист).

2) Удостоверьтесь в отсутствии нарушения договорных отношений. Правообладатель должен быть уверен, что не заключал договоров относительно своего аудиовизуального произведения. Порой не всегда договор означает подписанный документ - иной раз стороны могут

заключить договор электронным образом, например, по e-mail. В то же время подписанный договор может быть составлен некорректно и впоследствии признан недействительным, равно как и могут быть нарушены его основные положения.

3) Наличие нарушения права. Разъясните, действительно ли права автора на данное произведение были нарушены - например, видеоролик с его участием в качестве актера был опубликован в социальных сетях (Интернете). В противном случае вопросы авторства еще можно урегулировать, что зачастую и случается.

4) Фиксация доказательств. Дабы нарушитель прав не смог удалить доказательства, следует зафиксировать факт совершенного нарушения. В каждом случае способ фиксации доказательств может отличаться, но в основном это происходит с привлечением нотариуса (например, просмотр интернет-сайта).

5) Направление письменной претензии. Составление и направление нарушителю письменно мотивированной претензии. Если известно несколько адресов, желательно использовать их все. Претензию отправляйте через ФГУП «Почта России», заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

6) Обращение в суд. К сожалению, если спор о правах на аудиовизуальное произведение не удалось урегулировать в досудебном порядке, автор вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством РФ. Перспективы развития авторских прав в сфере

аудиовизуальных произведений в цифровую эпоху В эпоху цифровизации аудиовизуальные произведения обретают новые формы и путь распространения, что вызывает необходимость адаптации существующей системы авторских прав. Будущее укрепление защиты этих произведений включает в себя развитие технологий распознавания и мониторинга контента в интернете, что облегчит выявление нарушений авторских прав. Вместе с этим важно сбалансировать интересы авторов и пользователей, предоставляя последним законные способы доступа к культурным продуктам. Эволюция законодательства в области авторских прав будет напрямую зависеть от развития цифровых технологий и изменениях в потреблении контента [1].

Перспективы развития авторских прав в сфере аудиовизуальных произведений в цифровую эпоху представляют собой комплексный вызов, требующий учета множества факторов, от технологического прогресса до изменений в потребительских предпочтениях. Анализ существующих подходов и предложение новых решений помогут сформировать прочную основу для дальнейшего развития авторских прав в этой динамично развивающейся сфере.

Усиление глобализации рынка и упрощение доступа к распространению контента требуют от законодателей адаптации существующих норм и введения новых правил, которые отвечают требова-

ниям современности. Активная работа над международной гармонизацией правил защиты интеллектуальной собственности и разработка универсальных механизмов противодействия пиратству должны стать приоритетом для обеспечения справедливого вознаграждения авторов и стимулирования культурного разнообразия в цифровую эпоху.

Литература

1. Агаджанян А. Понятие и признаки аудиовизуального произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 8. С. 69-76.

2. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. С. 83.

3. ГК РФ Статья 1263. Аудиовизуальное произведение.

4. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С. 63.

5. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей / Исслед. центр частного права. М., 2003. СС. 146-147.

6. Дюма Р. Литературная и художественная собственность //Авторское право Франции. М., 1989. С. 5.

7. Лукьянов Р.Л. Определение правового режима видеозаписи // Информационное право. 2010. № 1. С.35-38

8. Мазур Е.А. Кинофильм и иные аудиовизуальные произведения как элементы сложного объекта авторских прав // Юридический мир. -М.: Юрист, 2011, № 11. С. 49-51.

9. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2-х т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова). Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2011

10. Орлов Д.М. К вопросу об особенностях правового статуса авторов аудиовизуального произведения // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 19-21

REGULATION OF COPYRIGHT FOR AUDIOVISUAL WORK CREATED IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

Sosorin K.D.

Russian University of Cooperation

The article examines the concept of an audiovisual work as an object of copyright, the main problems of copyright in the digital age. The author believes that the digital environment has radically transformed the process of creating and distributing audiovisual works. The author focuses on the relevance of protecting the rights of creators of audiovisual works, on the need to develop new approaches and technologies for copyright protection. The article concludes that it is necessary to adapt existing legislative norms and introduce new rules for the protection of the rights of authors of audiovisual works that meet the requirements of modernity. The author concludes that in the modern world, the digital environment has a huge impact on all aspects of our lives, including the process of creating audiovisual works. This article may be useful, first of all, to the creators of audio-

5

"O

C3 ж

■с

6. Dumas R. Literary and artistic property //Copyright of France. M., 1989. P. 5.

7. Lukyanov R.L. Determination of the legal regime of video recording // Information law. 2010. No. 1. P. 35-38

8. Mazur E.A. Film and other audiovisual works as elements of a complex object of copyright // Legal world. - M.: Lawyer, 2011, No. 11. P. 49-51.

9. Scientific and practical commentary on the Civil Code of the Russian Federation. In 2 volumes. T. 2. Parts III, IV of the Civil Code of the Russian Federation / Ed. THOSE. Abova, M.M. Bo-guslavsky, A.G. Svetlanova). Institute of State and Law RAS. 6th ed., revised. and additional M.: Publishing house "Urayt", 2011

10. Orlov D.M. On the issue of the peculiarities of the legal status of the authors of an audiovisual work // Education. The science. Scientific personnel. 2009. No. 4. P. 19-21

2

CM

o

CM

visual works. This article may be useful, first of all, to the creators of

audiovisual works.

Keywords: audiovisual work, copyright, digital content, audiovisual

content.

References

1. Agadzhanyan A. Concept and characteristics of an audiovisual work // Intellectual property. Copyright and related rights. 2011. No. 8. P. 69-76.

2. Gavrilov E.P. Soviet copyright. Basic provisions. Development trends. M., 1984. P. 83.

3. Civil Code of the Russian Federation Article 1263. Audiovisual work.

4. Gordon M.V. Soviet copyright. M., 1955. P. 63.

5. Dozortsev V.A. Intellectual rights: Concept. System. Codification tasks: Sat. articles / Research. private law center M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.