Научная статья на тему 'Регулирование альтернативного финансирования: необходимые шаги к устойчивому росту'

Регулирование альтернативного финансирования: необходимые шаги к устойчивому росту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / P2P КРЕДИТОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорохин Н.Е.

За последние годы развитие финансового рынка сопряжено с существенными структурными преобразованиями, связанными с появлением новых финансовых технологий. Возникновение такого понятия как альтернативнное финансирование, ставшего принципиально новым инструментом для получения заемного капитала и инвестирования средств для физических и юридических лиц, уже сегодня оказывает существенное влияние на мировые финансовые рынки. Основным катализатором роста рынка альтернативного финансирования является равноправное кредитование, считающееся одним из наиболее быстрорастущих во всей индустрии финансовых услуг. В зарубежной практике уже существуют устоявшиеся механизмы регулирования деятельности площадок P2P кредитования, в то время как российский рынок находится на этапе становления и является нерегулируемым, создавая риски для финансового рынка. В статье рассматривается вопрос регулирования рынка альтернативного финансирования, приводятся положительные и отрицательные аргументы в пользу введения механизмов регулирования и надзора. Рассмотрены основные модели регулирования и механизмы содействия развитию инноваций в сфере альтернативного финансирования. Автором сформулированы предложения по введению регулирования и надзора за деятельностью российского рынка равноправного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование альтернативного финансирования: необходимые шаги к устойчивому росту»

Регулирование альтернативного финансирования: необходимые шаги к устойчивому росту

&

Б

а

2 о

Дорохин Никита Евгеньевич,

аспирант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», dorokhin.n@gmail.com

За последние годы развитие финансового рынка сопряжено с существенными структурными преобразованиями, связанными с появлением новых финансовых технологий. Возникновение такого понятия как альтернативнное финансирование, ставшего принципиально новым инструментом для получения заемного капитала и инвестирования средств для физических и юридических лиц, уже сегодня оказывает существенное влияние на мировые финансовые рынки. Основным катализатором роста рынка альтернативного финансирования является равноправное кредитование, считающееся одним из наиболее быстрорастущих во всей индустрии финансовых услуг. В зарубежной практике уже существуют устоявшиеся механизмы регулирования деятельности площадок Р2Р кредитования, в то время как российский рынок находится на этапе становления и является нерегулируемым, создавая риски для финансового рынка. В статье рассматривается вопрос регулирования рынка альтернативного финансирования, приводятся положительные и отрицательные аргументы в пользу введения механизмов регулирования и надзора. Рассмотрены основные модели регулирования и механизмы содействия развитию инноваций в сфере альтернативного финансирования. Автором сформулированы предложения по введению регулирования и надзора за деятельностью российского рынка равноправного кредитования.

Ключевые слова: финансы, инвестиции, альтернативное финансирование, Р2Р кредитование, регулирование.

Индустрия финансовых услуг переживает значительный этап своей эволюции, обусловленный рядом экономических и технологических изменений. Финансовые технологии представляют собой новые решения, которые приводят к постепенному или, наоборот, быстрому внедрению инноваций, развитию продуктов, процессов, технологий или бизнес-моделей в отрасли финансовых услуг. Рынок финансовых технологий является развивающимся, но в то же время высокоразвитым сектором, в котором широко используются финансовые инновации, заполняя существующие пробелы доступности и высокой стоимости доступа к финансовым услугам.

Развитие технологических инноваций в сфере финансовых услуг обуславливает создание принципиально новых бизнес-моделей в сфере кредитования, оказывая существенное влияние на развитие мирового финансового рынка. Уже сегодня модели альтернативного финансирования составляют конкуренцию традиционным финансово-кредитным институтам.

В ходе технологического прогресса длительные и трудоемкие процедуры, проводимые банками для принятия решений о предоставлении заемного капитала, уступают место инновационным подходам. Результатом этого стало появление альтернативных источников финансирования, в особенности краудлендинга или равноправного (Р2Р) кредитования.

Площадки Р2Р кредитования являются онлайн сервисами, предоставляющими займы не связанным между собой лицам или компаниям без привлечения традиционных финансовых посредников, связывая напрямую заемщиков с кредиторами (инвесторами). Используя дистанционные каналы, площадки Р2Р кредитования упрощают процедуры получения заемного капитала и ускоряют сроки принятия решения о его предоставлении. Снижение операционных издержек за счет использования онлайн-сер-висов способствует возможности предложения потенциальным заемщикам более низких процентных ставок по сравнению с традиционными финансово-кредитными институтами. Вместе с тем, для кредиторов (инвесторов) использование площадок Р2Р кредитования является привлекательным инструментом инвестирования временно свободных финансовых ресурсов.

Равноправное кредитование является относительно молодым направлением альтернативного финансирования. Первая Р2Р площадка была запущена в 2005 году в Великобритании, после чего концепция краудлендинга получила распространение и в других странах мира. Оценка мирового рынка Р2Р кредитования приведена в Таблице 1.

Одним из крупнейших рынков Р2Р кредитования по темпам роста сегодня является рынок США. По оценкам международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (РШС), его доля к 2020 году может составлять до 45% мирового рынка, а к 2025 году рынок США достигнет объема $ 150 млрд.

В Европе подавляющее большинство ресурсов равноправного кредитования сосредоточено в Великобритании, как в стране, где оно получило свое начало. На долю Великобритании приходится около 80% всего европейского рынка.

К странам с наиболее развитыми рынками Р2Р кредитования также можно отнести: Германию, Францию, Австралию и Новую Зеландию.

В России рынок альтернативного финансирования находится в процессе становления. Платформы Р2Р кредитования начали появляться в нашей стране с 2012 года. На сегодняшний день в Российской Федерации работают около десяти площадок, выступающих посредниками по кредитным операциям между физическими и юридическими лицами.

Равноправное кредитование уже сегодня стало основным катализатором роста рынка альтернативного финансирования в мире, при этом данное направление считается

Таблица 1

Оценка мирового рынка P2P кредитования* * за исключением рынка Китая

Источник: Research and Markets, Transparency Research, Morgan Stanley, Allied Market Research, Technavio.

2014 2015 2020 2024

Объем рынка кредитования, млрд. долларов США 9 26 150 7490 898

Годовой темп прироста (с 2016 года) 53% 48.2%

Таблица 2

Подходы к регулированию рынка P2P кредитования

Посредническое регулирование

Банковское регулирование

Подход к регулированию

I? рамках посреднического регулирования существуют отдельные нормативно-правовые акты, устанавливающие границы деятельности площадок Р2Р кредитования, существуют механизмы лицензирования деятельности и определения размера процентных ставок._

Рынок Р2Р кредитования регулируется так же, как банковский сектор. Площадки равноправного кредитования для осуществления своей деятельности должны иметь банковскую лицензию, выполнять требования по раскрытию информации и публиковать отчетность.

Американская модель регулирования

Нерегулируемый рынок

Запрет деятельности

Описание

Австралия, Аргентина, Канада, Новая Зеландия, Китай,

Великобритания

Франция, Германия, Италия

Американская модель сочетает в себе два уровня регулирования. На федеральном уровне регулирование осуществляется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). На втором уровне регулирование осуществляется на уровне конкретного штата. В некоторых штатах существует прямой запрет на деятельность Р2Р площадок (например, в Техасе). Другие штаты, например, Калифорния, устанавливают существенные ограничения на деятельность краудлендинговых платформ с целью защиты прав заемщиков и инвесторов._

США

Модель предполагает наличие Свободного рынка Р2Р кредитования без осуществления его регулирования. На законодательном уровне отсутствуют специализированные нормативно-правовые акты, В отдельных случаях могут присутствовать инструменты, направленные на защиту прав потребителей услуг.

Равноправное кредитование запрещено на законодательном уровне._

Страны

Россия, Египет, Южная Корея, Эквадор, Тунис

Израиль, Япония

одним из наиболее быстрорастущих во всей индустрии финансовых услуг. Прогнозируемо высокие темпы роста рыка

обусловлены, главным образом, процессами глобализации и диджитализации экономик большинства мировых стран.

Таким образом, потенциал создания серьезной конкуренции со стороны инструментов альтернативного финансирования сложно недооценивать. По оценкам Базельского комитета по банковскому надзору, для банков становится все сложнее и дороже конкурировать с фин-тех-компаниями, а связанные с этой конкуренцией риски растут. Новые бизнес-модели уже начали способствовать передвижению части важнейших банковских операций в нерегулируемую среду, создавая риски установления непреднамеренных барьеров в регулировании для работы и входа новых участников на рынок финансовых инноваций.

Регуляторные и надзорные механизмы, как правило, не успевают моментально адаптироваться к быстроразвивающей-ся среде финансовых технологий. В этой связи одним из важнейших вопросов для обеспечения устойчивого развития рынка P2P кредитования и обеспечения интересов его добросовестных участников является решение вопроса о необходимом уровне надзора и регулирования.

Регулирование рынка P2P кредитования в мировой практике достаточно вариативно и имеет свою специфику в зависимости от юрисдикции применения. На сегодняшний день необходимо выделить пять основных подходов к регулированию:

■ посредническое регулирование

■ банковское регулирование

■ американская модель регулирования

■ нерегулируемый рынок

■ запрет деятельности

Описания подходов к регулированию рынка равноправного кредитования, а также перечень стран, в которых они применяются приведен в Таблице 2.

Мировая практика показывает, что для успешного развития такого направления как равноправное кредитование необходим системный подход к регулированию и однозначное определении правового статуса, позволяющее обеспечить интересы всех участников кредитного процесса.

В США P2P кредитование является частью рынка ценных бумаг. Для осуществления легальной деятельности на территории страны сервисам необходимо обязательное прохождение специальных государственных проверок и соответствие определенным требованиям. Надзор за деятельностью платформ равноправного кредитования осуществляется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC).

Равноправное кредитование в Великобритании регулируется центральным

О À

es

5

2 е

8

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

органом надзора за рынком финансовых услуг - Управлением по финансовому регулированию и надзору ^СА). Для осуществления своей работы поставщикам услуг необходимо прохождение обязательной процедуры получения разрешения на ведение деятельности. К Р2Р площадкам применяются требования к минимальному размеру капитала.

Российский рынок Р2Р кредитования на сегодняшний день относится к нерегулируемому и находится на ранней стадии становления. На законодательном уровне правовой статус данного вида деятельности не закреплен, специализированное регулирование в отношении площадок равноправного кредитования не применяется. Однако, необходимо отметить, что большинство компаний, предоставляющих услуги равноправного кредитования, зарегистрированы на территории Российской Федерации и имеют лицензии микрофинансовых организаций. Их основная деятельность подчинена требованиям Федерального закона от 02.07.2010 №151-Ф3 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федерального закона от 21.12.2013 №353-Ф3 «О потребительском кредите (займе)».

Несмотря на это, заемщики в отдельных случаях не защищены на законодательном уровне и находятся в неравных правах с банковскими или МФО потребителями финансовых услуг, так как деятельность Р2Р площадок имеет свою специфику, отличающуюся от работы с традиционными финансово-кредитными институтами. Для инвесторов деятельность на площадках равноправного кредитования также сопряжена с высоким уровнем риска, и они не являются защищенными, а сами платформы не несут ответственности перед участниками кредитного процесса, выполняя посредническую функцию.

Банк России с 2015 года начал проведение мониторинга рынка равноправного кредитования путем сбора информации и анкетирования крупнейших площадок на добровольной основе. Предложения по регулированию российского рынка равноправного кредитования находятся на стадии разработки.

Таким образом, с учетом обозначенного потенциала значительного роста данного направления, по мнению автора, целесообразно рассмотреть возможность введения определенных правил и стандартов работы для обеспечения защиты прав участников рынка. Отсутствие законодательной базы для деятельности

Рис. 1 Механизмы по содействию инновациям

Р2Р площадок в России является серьезным барьером, оказывающим влияние на успешное развитие рассматриваемой финансовой инновации и уровень доверия к ней.

Для однозначного вывода о целесообразности введения регуляторных стандартов, надзора или специальных требований к площадкам Р2Р кредитования, необходимо оценить плюсы и минусы необходимости его внедрения, а также последствия, которые оно может оказать на рынок равноправного кредитования.

К аргументам в поддержку ввода регулирования деятельности можно отнести следующие:

1) Обеспечение защиты прав добросовестных участников рынка: инвесторов (кредиторов), заемщиков и самих Р2Р платформ.

2) Поддержка стабильности финансового сектора.

3) Противодействие недобросовестным практикам на рынке. При полном отсутствии регулирования сектора существует риск применения недобросовестных практик одним или несколькими участниками процесса, несущий негативные последствия для всего рынка.

4) Поддержка конкуренции в финансовом секторе. Регулирование деятельности, с учетом значимости альтернативного финансирования и влияния, которое оно может оказывать на традиционные финансового-кредитные институты, будет способствовать конкурентному развитию финансового рынка и сдерживанию недобросовестной конкуренции.

5) Увеличение доверия к новым инструментам финансового рынка. Умеренное регулирование инновационного сектора финансового рынка может быть воспринято потенциальными потребителями как мера поддержки доверия к Р2Р кредитованию со стороны органов денежно-кредитного регулирования путем привлечения участников с низким уровнем осведомленности к рассматриваемым платформам за счет разъяснения возможностей работы на них и потенциальных рисков, связанных с особенностями их функционирования.

С другой стороны, введение регуляторных стандартов и правил ведения деятельности может оказать на рынок альтернативного финансирования негативный эффект. Рынок Р2Р кредитования в настоящее время находится в стадии становления и объективно не представляет системного риска или иного существенного влияния на финансовый рынок и экономику. Принятие регуляторных или надзорных мер в отношении площадок Р2Р кредитования могут быть негативно восприняты рынком в части ограничений деятельности, что может привести с существенному замедлению темпов роста технологических инноваций в сфере кредитования и сокращению доступности финансовых услуг.

Общей целю при определении уровня регулирования и надзора за технологическими инновациями является соблюдение оптимального баланса между защитой прав участников, поддержкой стабильности финансового рынка и обеспе-

чением возможности развития новых финансовых технологий.

В целях усовершенствования подходов к взаимодействию между надзорными органами и технологическими компаниями в сфере финансовых услуг в отдельных странах были созданы специализированные механизмы, обеспечивающие содействие развитию инноваций. На Рисунке 1 приведены примеры основных механизмов по содействию инновациям, целью которых является помощь компаниям в ориентации в надзорных и регу-ляторных правилах.

Инновационные хабы (от англ. innovation hubs) являются координационными центрами, создаваемыми, как правило, самими надзорными органами. Они предоставляют поддержку и консультации компаниям в области навигации по нормативно-правовой базе, надзорной политике и правовым вопросам. Инновационные хабы можно охарактеризовать как центры обмена информацией между регулятором и участниками рынка в формате открытого и неформального диалога, они могут использоваться для формирования понимания и мониторинга новых бизнес-моделей и технологий, а также для выявления проблем регулирования и надзора за финансовыми инновациями.

Акселераторы (от англ. accelerators) являются механизмом, базирующимся на партнерстве между поставщиками услуг финансовых технологий и надзорными органами, с целью разработки и определения вариантов использования новых бизнес-моделей, включая поддержку финансирования проектов, определение норм и стандартов функционирования, удовлетворяющих органы государственной власти и надзора. Как правило, акселераторы создаются и управляются опытными участниками рынка. Взаимодействие между участниками носит срочный характер и завершается обычно публичным событием, когда участники презентуют свои решения. В этой связи акселераторы могут использоваться надзорными органами для изучения конкретных проблем технологических инноваций.

Регуляторные песочницы (от англ. regulatory sandboxes) представляют собой контролируемую среду для апробации инновационных технологий и сервисов в реальном времени. Главной целью создания такого механизма является содействие развитию инновационных финансовых сервисов и технологий с учетом обеспечения стабильности финансовой системы и защиты прав потреби-

телей. Песочница может включать ограничения, в пределах которых компании могут на ней функционировать. В отдельных случаях регуляторные песочницы предусматривают полное отсутствие или минимальный набор регуляторных норм за счет использования дискреционных полномочий органа регулирования. Механизм взаимодействия в рамках регуляторных песочниц может рассматриваться как нечто большее, чем неформальный обмен информации, так как в ходе его использования производится активное вовлечение всех сторон в происходящие процессы в течение периода апробации. Как правило, данный механизм предполагает предварительную процедуру подачи заявок и отбора участников со стороны регулятора. Подача заявки на участие в регуляторной песочнице может сопровождаться необходимостью соответствия ряду критериев, среди которых: отсутствие действующего нормативного регулирования деятельности компаний, готовность к рыночным условиям функционирования, способность привнесения выгод для потребителей, инновацион-ность и технологичность деятельности. Применение механизма регуляторных песочниц направлено на стимулирование развития финансовых технологий, выработке наиболее приемлемой политики регулирования для инновационных процессов, не вписывающихся в существующую нормативно-правовую базу, а также сокращение времени внедрения таких технологий при более низких издержках и повышению их доступности для широкого круга потребителей.

Обзор действующих моделей регулирования альтернативного финансирования и механизмов содействия инновациям свидетельствует о том, что каждая из них адаптирована и применима к конкретным регуляторным органам и юрис-дикциям.

Для российского рынка Р2Р кредитования, по мнению автора, наиболее применимым на сегодняшний день механизмом регулирования деятельности на первом этапе должна стать апробация функционирования Р2Р площадок в контролируемой среде в рамках регуляторной песочницы. После определения специфики работы в рамках регуляторной песочницы целесообразен переход к модели посреднического регулирования с созданием отдельных нормативно-правовых актов, устанавливающих границы деятельности площадок равноправного кредитования, выработкой механизмов лицензирования деятельности, а также

закреплением правового статуса.

В заключение необходимо отметить, что уже сегодня современные финансовые технологии оказывают существенное влияние на традиционные бизнес-модели в сфере финансовых услуг. Пересмотр действующих подходов к регулированию и надзору в сфере инноваций на финансовом рынке будет способствовать адаптации надзорных органов к изменяющейся среде и обеспечению эффективных мер регулирования российского финансового рынка. Введение разумных регуляторных и надзорных требований будет также содействовать снижению финансовых рисков, защите законных интересов участников рынка и стимулировать развитие финансовой доступности.

Литература

1. Обзор регулирования финансовых рынков №1 [Электронный ресурс]. URL: http://Www.cbr.ru/StaticHtml/File/11111/ review_280716.pdf

2. Дорохин Н.Е. Актуальные вопросы развития альтернативного финансирования // Инновации и инвестиции. - 2017. - №8 - С.18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bank for international settlements, Basel Committee on Banking Supervision. Sound Practices: Implications of fintech developments for banks and bank supervisors, 31 October 2017.

4. Reserve Bank of India. Consultation paper on Peer to peer lending, April 2017.

5. Financial Stability Board, Financial Stability Implications from FinTech, Supervisory and Regulatory Issues that Merit Authorities' Attention, June 2017.

6. Cambridge Centre for Alternative Finance. The 4th UK Alternative Finance Industry Report, December 2017.

7. PricewaterhouseCoopers (PwC). Marketplace lending comes of age, Navigating the new regulatory and risk environment in online marketplace lending, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https:/ /www.pwc.com/us/en/consumer-finance/ publications/assets/pwc-marketplace-lending-comes-of-age-navigating-the-new-regulatory-risk-environment-in-online-mpl.pdf

Alternative financing regulation:

necessary steps to sustainable growth Dorokhin N.E.

Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration Last years financial market development is conjugated with significant structural transformations connected with appearance of new financial technologies. Emergence of such term as alternative financing, that became a fundamentally new instrument for borrowed capital receiving and investments of individuals

О

3

Ю

5

2 e

8

and legal entities, significantly affects world financial markets already today. The main catalyst of alternative financing market growth is peer-to-peer lending that is concerned as one of the most rapidly growing in whole financial services industry. In foreign practice there are already well-established mechanisms for the regulation of P2P lending platforms, while the Russian market is at a stage of formation and is unregulated, creating risks for the whole financial market. The article discusses the question of alternative financing market regulation, the author investigates positive and negative arguments for introduction of new mechanisms of regulation and supervision. The main regulatory models and mechanisms for promoting innovations in alternative financing are considered. The author

formulates proposals for the introduction of regulation and supervision of Russian peer-to-peer lending market activity. Keywords: finance, investments, alternative

financing, P2P lending, regulation. References

1. Review of regulation of financial markets №1

[Electronic resource]. URL: http://www.cbr.ru/ StaticHtml/File/11111/review_280716.pdf

2. Dorokhin nE Actual issues of development of

alternative financing // Innovations and investments. - 2017. - № 8 - P.18-22.

3. Bank for international settlements, Basel

Committee on Banking Supervision. Sound Practices: Implications of fintech developments for banks and bank supervisors, 31 October 2017.

4. Reserve Bank of India. Consultation paper on

Peer to peer lending, April 2017.

5. Financial Stability Board, Financial Stability

Implications from FinTech, Supervisory and Regulatory Issues that Merit Authorities' Attention, June 2017.

6. Cambridge Center for Alternative Finance. The

4th UK Alternative Finance Industry Report, December 2017.

7. PricewaterhouseCoopers (PwC). Marketplace

lending comes of age, Navigating the new regulatory and risk environment in the online marketplace lending, 2016 [Electronic resource]. URL: https://www.pwc.com/us/en/ consumer-finance/publications/assets/pwc-marketplace-lending-comes-of-age-navigating-the-new-regulatory-risk-environment-in- online-mpl.pdf

oo

СЭ

CM

£

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.