МИХАЙЛОВА Е. А. РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ «ПАРАД» ЭРИКА САТИ
Михайлова Екатерина Алексеевна
студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: katay61997@mail.ru
Научный руководитель — Векслер Юлия Сергеевна
доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
В статье рассматривается
жанр мюзик-холла и рэгтайма
12 в балете «Парад» Э. Сати.
Анализируется первоисточник
рэгтайма и внесенные в него
изменения. Сравнивается
работа с рэгтаймом Э. Сати и
И. Стравинского.
Ключевые слова: И. Сати,
мюзик-холл, рэгтайм, балет,
«Таинственный рэг»
Балет «Парад» написан по заказу известного антрепренера Сергея Дягилева. Его идейным вдохновителем стал французский писатель и драматург Жан Кокто. Организатор «Русских сезонов» славился искусством превращать скандал в триумф, не боялся эпатировать публику новой смелой музыкой. Произведение Сати не стало исключением. Сати об этом сказал так: «Целью Дягилева был скандал и только скандал. Ради этого организовывались все подручные средства. Именно ради скандала театр Шатле подходил как нельзя лучше» [4, 323]. Пиар-менеджером спектакля стал «признанный
Рэгтайм в балете «Парад» Эрика Сати
1
мастер скандала» [4, 323] французский поэт Гийом Аполлинер. Он написал к балету манифест «Нового духа», в котором обозначил его термином «сюрреалистический», и провозгласил композитора «музыкантом-новатором». Постановка пропитана духом скандала: кубистические декорации и костюмы Пикассо, модернистская хореография Мясина стали «красной тряпкой для быка». Бессюжетное либретто принадлежало Жану Кокто, и именно он предложил использовать печатную машинку, пистолет, звук сирены и другие шумовые предметы. Смешение высокого и низкого в спектакле, по мнению американской исследовательницы Мэри Дэвис, предвещало появление модернизма.
Название балета не всегда правильно переводится на русский язык. «Парадом» называют выступление ярмарочных зазывал (в балете — в виде менеджеров), привлекающее внимание к представлению, состоящему из отдельных номеров в жанре мюзик-холла: китайского фокусника, малышки-американки и акробатов.
Музыка Сати была более близка атмосфере театра-кабаре, чем академическому искусству. В партитуре «Парада» композитор постарался отразить культурную жизнь Франции военного времени. В годы создания балета в светском обществе было модно посещать заведения развлекательного характера, такие как мюзик-холл, театр варьете и цирк. Для мюзик-холла характерна резкая смена и сопоставление череды музыкальных событий, индивидуальных по стилисти-
ке. В балете эти мюзик-холльные черты хорошо сочетаются с традиционной симметрично выстроенной французской формой. Музыка также была написана в духе мюзик-холла. Это череда небольших простеньких мелодий с незамысловатым аккомпанементом, основанным на остинато или повторяющихся фигурах.
Мюзик-холл — это разновидность эстрадного театра, на сцене которого демонстрируются эстрадные концерты или спектакли (обозрения, ревю). Программа выступлений состоит из кратких разножанровых номеров. Родиной мюзик-холла является Лондон. Изначально артистами были обычные посетители одной из таверны на окраине города, затем хозяин заведения стал вводить профессиональных мастеров: певцов, акробатов и фокусников. Выйдя из среды баров, мюзик-холл образовал самостоятельный театр. Именно образ Малышки-Американки с ее танцевальной музыкой укрепляет связь балета с мюзик-холлом. Прообразом маленькой героини стали голливудские звезды: Перл Уайт и Мэри Пикфорд. В мюзик-холлах Парижа исполнительницы копировали этих двух американских актрис, выступая под именами «Мисс Рэгтайм» и «Мисс Флоренс, малышка-янки». В либретто Кокто перечисляет движения Малышки-Американки, которые, по мнению Мэри Дэвис, были привычны для экранных див: «занимается бегом, катается на велосипеде, дергается как картинка на киноэкране, изображает Чарли Чаплина, преследует вооруженного вора,
МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
боксирует, танцует рэгтайм, засыпает, терпит кораблекрушение, валяется по траве, фотографирует и т. д.» [2].
Чтобы изобразить родину Малышки-Американки, Сати в качестве жанрового ярлыка выбрал рэгтайм, под музыку которого девочка танцует. Рэгтайм — это танцевально-бытовой жанр фортепианной музыки, появившийся в 70-е годы XIX века, предшественник джаза. Главная характерная черта рэгтайма в его ритме — полиритмическое сочетание двух голосов, в одном из которых звучит долевая сетка на 2/4 или 4/4, а в другом — свободный синкопированный ритм в ранних образцах или пунктирный — в поздних. В конце 10-х годов XX века рэгтайм стал модным салонным и бальным танцем.
В основе «Пароходного рэгтайма» Сати лежит преобразованный американский первоисточник — популярная песенка «Этот таинственный рэг» Ирвинга Берлина и Теда Снайдера. В 1911 году она распространилась на территории США, а уже в 1913 году пересекла океан и стала известна в Париже. Тогда она звучала на сцене кабаре «Мулен Руж», а ноты ее были опубликованы издательством «Саламбер». Обратившись к рэгтайму Берлина, Сати актуализирует свое сочинение.
«Этот таинственный рэг» записан в С^иг в умеренно быстром темпе на 4/4. Он начинается со вступления, основанного на теме припева. Мелодия куплета броская, с пунктирным ритмом и плавным движением в миноре (пример 1). Припев песни с достаточно простым ритмом и легкой запоминающейся мелодией в диапазоне с1 - е2 проходит уже мажоре (пример 2).
Рэгтайм из «Парада» Сати охарактеризовал как грустный и печальный, что передает эмоции маленькой американки, скучающей по дому. Автор сохраняет тональность первоисточника (с модальным расширением), умеренный темп, размер 4/4. Сати переставляет местами темы куплета и припева, начиная рэгтайм с двукратного повторения припева, и расширяет его изначальный диапазон скачкообразным движением (пример 3). Куплетная часть проводится в миноре в более хроматизиро-ванном виде с акцентированным ритмом (пример 4).
Сравнивая эти два рэгтайма, мы видим, что берлиновская ритмическая сетка почти не подверглась изменениям в куплете и припеве. Мелодия припева в « Параде» начинается на большую терцию выше и придерживается мелодического контура с небольшим изменением в направлении движения: нисходящие ходы меняются на восходящие и наоборот. Там, где проходит куплетный материал, Сати точно копирует начальную басовую линию и транспонирует ее на большую секунду ниже: вместо Gis - A - B - A - Gis проводит Fis - G - As - G. Гармоническая основа оригинала дополнилась хроматизмами и модальными элементами. Композитор освежает волнообразный мелодический силуэт инверсионными заменами и хроматизмами.
Таким образом, с помощью группы средств, таких как перефразирование, повторение ритмической сетки, варьирование мелодии и баса, насыщение гармонии, Сати создает таинственную связь между источником и парафразом. Поэтому долгое время родство с «Таинственным
рэгом» не было обнаружено, это произошло только в 1961 году.
Однако Сати был не одинок в использовании жанра рэгтайма в своих произведениях. Годом позже премьеры «Парада», в 1918 году, появляется на свет «История солдата» Стравинского. Сати и Стравинский поместили свои рэгтаймы внутри отдельного номера, близкого к центру композиции, — в первом случае в середине выступления «Малышки-Американки», во втором — в качестве заключительного из трех танцев (танго, вальс, рэгтайм). И тот, и другой представлены в виде танцевальных характеристик героев. Оба рэгтайма механистичны, воплощают 13 эстетику модернизма и передают мироощущение в век машин.
Наряду с общими чертами существует ясный стилистический контраст двух рэгтаймов. Причина тому — их различное происхождение. Рэгтайм Сати пропитан духом развлекательных заведений, где был так популярен «Этот таинственный рэг» Ирвинга Берлина. У Стравинского иной подход, его рэгтайм был разработан на основе нотных источников и не опирался на одну единственную модель. Поэтому стилистически рэгтайм Сати близок современным образцам этого жанра, а рэгтайм Стравинского напоминает его ранние примеры. Материал рэгтайма «Истории солдата» образуется из трансформации темы танго и синтеза ее с вальсом. Сати же работал по готовому макету, трансформировал и видоизменял его. Хотя пути освоения американского жанра у композиторов были разными, оба рэгтайма, сохраняя присущие им яркие характерные черты, представляют собой образец
МИХАЙЛОВА Е. А. РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ «ПАРАД» ЭРИКА САТИ
ассимиляции американского в европейской музыке.
Опыт Сати — это пример вживления модных массовых жанров мюзик-холла и рэгтайма в сферу академического искусства. Его творчество повлияло на дальнейшее развитие музыки во Франции и модернистского искусства в целом.
Литература 1. Дэвис Мэри Э. Эрик Сати. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 184 с.
2. Кокто Ж. Петух и Арлекин: Либретто. Во споминания. Статьи о музыке и театре: [Пер. с фр.] / Жан Кокто; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского . Каф. истории зару-беж. музыки; подгот. М. А. Са-понов. М.: Прест, 2000. 223 с.
3. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3-4 / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1976.
4. Сати Э., Ханон Ю. Воспоминания задним числом.
СПб.: Изд-во Центр Средней Музыки & Лики России, 2010.
5. Berlin E. A. Ragtime // Grove Music Online. Режим доступа: https:// doi-1org-1alkz8q8300b0. han.onb.ac.at/10.1093/ gmo/9781561592630.article. A2252241 (дата обращения: 16.05.2019).
6. Mawer Deborah. French Music and Jazz in Conversation From / Debussy to Brubeck. Cambridge university press, 2014.
14
Пример 1. Куплет
Voice
Pf.<
щ 11^ I JJ^-p lo 1 ° 1Г Г Г Г > ¿3-е- ф- • » -У- III That mvs - ter - i - mis гяа - - яр While я - wake or
-e »- i Lr '< _ > U i и ф- i
■s ■o c -o ■s ■o f 5
Пример 2. Припев
Пример 3
Пример 4