Научная статья на тему 'РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ "ПАРАД" ЭРИКА САТИ'

РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ "ПАРАД" ЭРИКА САТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. САТИ / МЮЗИК-ХОЛЛ / РЭГТАЙМ / БАЛЕТ / "ТАИНСТВЕННЫЙ РЭГ" / E. SATIE / MUSIC-HALL / RAGTIME / BALLET / "THE MYSTICAL RAG"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается жанр мюзик-холла и рэгтайма в балете «Парад» Э. Сати. Анализируется первоисточник рэгтайма и внесенные в него изменения. Сравнивается работа с рэгтаймом Э. Сати и И. Стравинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAGTIME IN THE BALLET "PARADE" BY ERIC SATIE

The article touches upon the genre of music-hall and ragtime in the ballet “Parade” by E. Satie. It analyses the origin of ragtime and the changes that have been introduced into it. It also compares work on the ragtime by E. Satie and I. Stravinsky.

Текст научной работы на тему «РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ "ПАРАД" ЭРИКА САТИ»

МИХАЙЛОВА Е. А. РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ «ПАРАД» ЭРИКА САТИ

Михайлова Екатерина Алексеевна

студент Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: katay61997@mail.ru

Научный руководитель — Векслер Юлия Сергеевна

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки

В статье рассматривается

жанр мюзик-холла и рэгтайма

12 в балете «Парад» Э. Сати.

Анализируется первоисточник

рэгтайма и внесенные в него

изменения. Сравнивается

работа с рэгтаймом Э. Сати и

И. Стравинского.

Ключевые слова: И. Сати,

мюзик-холл, рэгтайм, балет,

«Таинственный рэг»

Балет «Парад» написан по заказу известного антрепренера Сергея Дягилева. Его идейным вдохновителем стал французский писатель и драматург Жан Кокто. Организатор «Русских сезонов» славился искусством превращать скандал в триумф, не боялся эпатировать публику новой смелой музыкой. Произведение Сати не стало исключением. Сати об этом сказал так: «Целью Дягилева был скандал и только скандал. Ради этого организовывались все подручные средства. Именно ради скандала театр Шатле подходил как нельзя лучше» [4, 323]. Пиар-менеджером спектакля стал «признанный

Рэгтайм в балете «Парад» Эрика Сати

1

мастер скандала» [4, 323] французский поэт Гийом Аполлинер. Он написал к балету манифест «Нового духа», в котором обозначил его термином «сюрреалистический», и провозгласил композитора «музыкантом-новатором». Постановка пропитана духом скандала: кубистические декорации и костюмы Пикассо, модернистская хореография Мясина стали «красной тряпкой для быка». Бессюжетное либретто принадлежало Жану Кокто, и именно он предложил использовать печатную машинку, пистолет, звук сирены и другие шумовые предметы. Смешение высокого и низкого в спектакле, по мнению американской исследовательницы Мэри Дэвис, предвещало появление модернизма.

Название балета не всегда правильно переводится на русский язык. «Парадом» называют выступление ярмарочных зазывал (в балете — в виде менеджеров), привлекающее внимание к представлению, состоящему из отдельных номеров в жанре мюзик-холла: китайского фокусника, малышки-американки и акробатов.

Музыка Сати была более близка атмосфере театра-кабаре, чем академическому искусству. В партитуре «Парада» композитор постарался отразить культурную жизнь Франции военного времени. В годы создания балета в светском обществе было модно посещать заведения развлекательного характера, такие как мюзик-холл, театр варьете и цирк. Для мюзик-холла характерна резкая смена и сопоставление череды музыкальных событий, индивидуальных по стилисти-

ке. В балете эти мюзик-холльные черты хорошо сочетаются с традиционной симметрично выстроенной французской формой. Музыка также была написана в духе мюзик-холла. Это череда небольших простеньких мелодий с незамысловатым аккомпанементом, основанным на остинато или повторяющихся фигурах.

Мюзик-холл — это разновидность эстрадного театра, на сцене которого демонстрируются эстрадные концерты или спектакли (обозрения, ревю). Программа выступлений состоит из кратких разножанровых номеров. Родиной мюзик-холла является Лондон. Изначально артистами были обычные посетители одной из таверны на окраине города, затем хозяин заведения стал вводить профессиональных мастеров: певцов, акробатов и фокусников. Выйдя из среды баров, мюзик-холл образовал самостоятельный театр. Именно образ Малышки-Американки с ее танцевальной музыкой укрепляет связь балета с мюзик-холлом. Прообразом маленькой героини стали голливудские звезды: Перл Уайт и Мэри Пикфорд. В мюзик-холлах Парижа исполнительницы копировали этих двух американских актрис, выступая под именами «Мисс Рэгтайм» и «Мисс Флоренс, малышка-янки». В либретто Кокто перечисляет движения Малышки-Американки, которые, по мнению Мэри Дэвис, были привычны для экранных див: «занимается бегом, катается на велосипеде, дергается как картинка на киноэкране, изображает Чарли Чаплина, преследует вооруженного вора,

МИРОВОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО! НАБЛЮДЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

боксирует, танцует рэгтайм, засыпает, терпит кораблекрушение, валяется по траве, фотографирует и т. д.» [2].

Чтобы изобразить родину Малышки-Американки, Сати в качестве жанрового ярлыка выбрал рэгтайм, под музыку которого девочка танцует. Рэгтайм — это танцевально-бытовой жанр фортепианной музыки, появившийся в 70-е годы XIX века, предшественник джаза. Главная характерная черта рэгтайма в его ритме — полиритмическое сочетание двух голосов, в одном из которых звучит долевая сетка на 2/4 или 4/4, а в другом — свободный синкопированный ритм в ранних образцах или пунктирный — в поздних. В конце 10-х годов XX века рэгтайм стал модным салонным и бальным танцем.

В основе «Пароходного рэгтайма» Сати лежит преобразованный американский первоисточник — популярная песенка «Этот таинственный рэг» Ирвинга Берлина и Теда Снайдера. В 1911 году она распространилась на территории США, а уже в 1913 году пересекла океан и стала известна в Париже. Тогда она звучала на сцене кабаре «Мулен Руж», а ноты ее были опубликованы издательством «Саламбер». Обратившись к рэгтайму Берлина, Сати актуализирует свое сочинение.

«Этот таинственный рэг» записан в С^иг в умеренно быстром темпе на 4/4. Он начинается со вступления, основанного на теме припева. Мелодия куплета броская, с пунктирным ритмом и плавным движением в миноре (пример 1). Припев песни с достаточно простым ритмом и легкой запоминающейся мелодией в диапазоне с1 - е2 проходит уже мажоре (пример 2).

Рэгтайм из «Парада» Сати охарактеризовал как грустный и печальный, что передает эмоции маленькой американки, скучающей по дому. Автор сохраняет тональность первоисточника (с модальным расширением), умеренный темп, размер 4/4. Сати переставляет местами темы куплета и припева, начиная рэгтайм с двукратного повторения припева, и расширяет его изначальный диапазон скачкообразным движением (пример 3). Куплетная часть проводится в миноре в более хроматизиро-ванном виде с акцентированным ритмом (пример 4).

Сравнивая эти два рэгтайма, мы видим, что берлиновская ритмическая сетка почти не подверглась изменениям в куплете и припеве. Мелодия припева в « Параде» начинается на большую терцию выше и придерживается мелодического контура с небольшим изменением в направлении движения: нисходящие ходы меняются на восходящие и наоборот. Там, где проходит куплетный материал, Сати точно копирует начальную басовую линию и транспонирует ее на большую секунду ниже: вместо Gis - A - B - A - Gis проводит Fis - G - As - G. Гармоническая основа оригинала дополнилась хроматизмами и модальными элементами. Композитор освежает волнообразный мелодический силуэт инверсионными заменами и хроматизмами.

Таким образом, с помощью группы средств, таких как перефразирование, повторение ритмической сетки, варьирование мелодии и баса, насыщение гармонии, Сати создает таинственную связь между источником и парафразом. Поэтому долгое время родство с «Таинственным

рэгом» не было обнаружено, это произошло только в 1961 году.

Однако Сати был не одинок в использовании жанра рэгтайма в своих произведениях. Годом позже премьеры «Парада», в 1918 году, появляется на свет «История солдата» Стравинского. Сати и Стравинский поместили свои рэгтаймы внутри отдельного номера, близкого к центру композиции, — в первом случае в середине выступления «Малышки-Американки», во втором — в качестве заключительного из трех танцев (танго, вальс, рэгтайм). И тот, и другой представлены в виде танцевальных характеристик героев. Оба рэгтайма механистичны, воплощают 13 эстетику модернизма и передают мироощущение в век машин.

Наряду с общими чертами существует ясный стилистический контраст двух рэгтаймов. Причина тому — их различное происхождение. Рэгтайм Сати пропитан духом развлекательных заведений, где был так популярен «Этот таинственный рэг» Ирвинга Берлина. У Стравинского иной подход, его рэгтайм был разработан на основе нотных источников и не опирался на одну единственную модель. Поэтому стилистически рэгтайм Сати близок современным образцам этого жанра, а рэгтайм Стравинского напоминает его ранние примеры. Материал рэгтайма «Истории солдата» образуется из трансформации темы танго и синтеза ее с вальсом. Сати же работал по готовому макету, трансформировал и видоизменял его. Хотя пути освоения американского жанра у композиторов были разными, оба рэгтайма, сохраняя присущие им яркие характерные черты, представляют собой образец

МИХАЙЛОВА Е. А. РЭГТАЙМ В БАЛЕТЕ «ПАРАД» ЭРИКА САТИ

ассимиляции американского в европейской музыке.

Опыт Сати — это пример вживления модных массовых жанров мюзик-холла и рэгтайма в сферу академического искусства. Его творчество повлияло на дальнейшее развитие музыки во Франции и модернистского искусства в целом.

Литература 1. Дэвис Мэри Э. Эрик Сати. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 184 с.

2. Кокто Ж. Петух и Арлекин: Либретто. Во споминания. Статьи о музыке и театре: [Пер. с фр.] / Жан Кокто; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского . Каф. истории зару-беж. музыки; подгот. М. А. Са-понов. М.: Прест, 2000. 223 с.

3. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3-4 / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1976.

4. Сати Э., Ханон Ю. Воспоминания задним числом.

СПб.: Изд-во Центр Средней Музыки & Лики России, 2010.

5. Berlin E. A. Ragtime // Grove Music Online. Режим доступа: https:// doi-1org-1alkz8q8300b0. han.onb.ac.at/10.1093/ gmo/9781561592630.article. A2252241 (дата обращения: 16.05.2019).

6. Mawer Deborah. French Music and Jazz in Conversation From / Debussy to Brubeck. Cambridge university press, 2014.

14

Пример 1. Куплет

Voice

Pf.<

щ 11^ I JJ^-p lo 1 ° 1Г Г Г Г > ¿3-е- ф- • » -У- III That mvs - ter - i - mis гяа - - яр While я - wake or

-e »- i Lr '< _ > U i и ф- i

■s ■o c -o ■s ■o f 5

Пример 2. Припев

Пример 3

Пример 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.