Научная статья на тему 'РЕГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРЕССИВНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРЕССИВНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рысев Антон Петрович

В статье представлена оценка последствий решения об исключении курса Философские проблемы науки и техники из учебной программы магистратуры, как не отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++. Проанализированы положительные и отрицательные стороны этого решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGRESSIVE NATURE OF PROGRESSIVE EDUCATION REFORM

The article presents an assessment of the consequences of the decision to exclude the course Philosophical Problems of Science and Technology from the master's degree program, as it does not meet the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education 3++. The positive and negative aspects of this solution are analyzed.

Текст научной работы на тему «РЕГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРЕССИВНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.013.73 Рысев А.П.

РЕГРЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОГРЕССИВНОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Рысев Антон Петрович - аспирант 4-го года обучения кафедры ТНВ и ЭП; ar@muctr.ru. ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье представлена оценка последствий решения об исключении курса Философские проблемы науки и техники из учебной программы магистратуры, как не отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++. Проанализированы положительные и отрицательные стороны этого решения.

Ключевые слова: компетентностный подход, гностический подход, педагогика высшей школы

THE REGRESSIVE NATURE OF PROGRESSIVE EDUCATION REFORM

Rysev A.P.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article presents an assessment of the consequences of the decision to exclude the course Philosophical Problems of Science and Technology from the master's degree program, as it does not meet the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education 3++. The positive and negative aspects of this solution are analyzed. Key words: competence-based approach, gnostic approach, higher school pedagogy

Объём философского понятия «движение» включает в себя все типы изменений происходящих в объективных, субъективных и информационных системах. Движение, понимаемое как развитие, с точки зрения синергетики, может происходить как с усложнением системы, тогда его поощряют почётным титулом прогресса, так и с её упрощением, клеймимым позорным термином регресс.

Иногда, в случаях, оправдываемых целью, происходит взаимная подмена понятий прогресс и регресс. Это похоже на то, как если бы человек испытывал странное математическое удовольствие от приращения своей заработной платы, даже если бы оно было отрицательным. Примерно такое же двуличное чувство горькой сладости от происходящих перемен зарождается в сознании, при осмыслении практических результатов реализации прогрессивной программы перехода от гностического к компетентностному подходу в образовании.

Зачем много знать, если можно много уметь? Ведь в экономической схеме товарно-денежных отношений, научные знания в доход напрямую не конвертируются. Между ними обязательно расположены ремесленные навыки, или компетенции, в современной формулировке. Технология учит, что интенсивность, в данном случае обучения, обратно пропорциональна размеру, в данном случае учебной программы. Чем меньше область контактов у преподавателя со студентом, тем меньше знаменатель в этой формуле, и тем, соответственно, меньше времени затрачивается на производство единицы продукции, будь то бакалавр, магистрант или аспирант.

Результат практической реализации этого технологического принципа в стенах РХТУ им. Д.И. Менделеева, можно будет увидеть уже в сентябре

текущего года. Одними их первых под программу оптимизации учебного производства подпали будущие инженеры-исследователи - студенты магистратуры, в компетентностном наборе которых, не оказалось позиции, условный рефлекс для которой можно было бы выработать благодаря изучению такого предмета, как Философские проблемы науки и техники. И в самом деле, ни в команде она не научит работать, ни на иностранном языке изъясняться, ни взаимодействовать, ни оценивать, ни лущить, ни наклеивать.

Наука, по сути своей, есть умение (считай компетенция) послойного препарирования объективной реальности. Начиная с простых эмпирических наблюдений, обладающих при определенных условиях свойством

воспроизводимости, что составляет наружный слой любой исследуемой системы, учёный далее стремится исследовать второй, феноменологический слой, знания о котором, в отличие от первого, уже искажены не только частными особенностями восприятия человека, но и профессиональными фантазиями, именуемыми на научном жаргоне теориями. И чем глубже расположен каждый новый слой, чем более сложные приборы и аппараты нужны для восприятия человеком, происходящих в нём процессов, тем больше наука вынужденно становится теоретической. К примеру, Аристотель, изучая наружный (п=1), самый доступный для чувственного восприятия слой реальности установил, что тела, брошенные с высоты, падают именно вниз, а не вверх или в бок, и причём их необъяснимое желание оказаться ближе к земле как-то связано с их весом. Галилей, исследуя п+1 слой, усложнил представления древнегреческого коллеги, изучив падение с ненулевой начальной горизонтальной компонентой

скорости, отбросив при этом предположение предшественника о скорости как функции веса. Ньютон, изучая п+3 слой, зашёл ещё дальше на теоретическом поприще. На этом этапе пришлось фантазировать на тему фундаментальных свойств пространства и времени, а также эротического (в древнегреческом смысле понятия) влечения друг к другу всех тел во Вселенной. Наконец Эйнштейн, пытаясь вскрыть уже труднодоступный для среднестатистического ума п+4 слой реальности, почти не покидал теоретическую область изысканной математики.

Разумеется, такой послойный подход прагматически несравнимо выгодней философского, атрибутивным признаком которого является желание, миновав бесконечное множество ещё не изученных слоёв, добраться сразу до кочерыжки мира.

Истина бесценна, а потому не ясно за сколько её можно продать. Но наука - служанка экономики, не принимать это в расчёт подобно ереси. Философия нерентабельна в кратко- и среднесрочной перспективе. Ну а после нас, хоть потоп -европейская аристократическая мудрость. Не умно, зато остроумно.

Между тем, решение исключить курс Философские проблемы науки и техники из учебной программы магистратуры, даже с указанных позиций, иначе как странным назвать сложно. Вероятно, у принимавших такое решение ответственных лиц сработал психологический механизм ассоциации между первым словом имени предмета и студенческими воспоминаниями о наборе туманных размышлений о Природе и Боге, родом из седой старины. Продвинься исследование данного вопроса на один шаг дальше, от поверхностного слоя обобщающего понятия «философия» хотя бы ко второму слою формального содержания курса, при известном прилежании выяснилось бы, что большую его часть составляет изучение логических теорий, разработанных в XX веке выдающимися математиками и физиками эпохи нео- и постпозитивизма.

Нужна ли будущему учёному логика? Каков экономический эффект от трудозатрат на её изучение?

Ответ можно иллюстрировать следующим примером. Один из первых неопозитивистов, немецкий логик Готтлоб Фрёге, идеи которого теперь не будут изучать в магистратуре, разработал логическую модель, называемую семантическим треугольником (Рис. 1). Суть её состоит в объединении в единую систему всех известных человеку видов реальности: объективной (лабораторной), субъективной (гипотетико-теоретической) и Попперовской третьей (научных статей, учебников и монографий - царства слова, если в двух словах), с указанием и вида, и смысла связей между ними [1,2].

СМЫСЛ

Рис. 1 Семантический треугольник Г. Фрёге

Значение, в данной схеме — это реально существующий объект окружающего нас мира; имя — это понятие, т.е. некая языковая конструкция, являющаяся лексическим эквивалентом объекта; смысл — это образ объекта в сознании исследователя. Непосредственная связь значения и смысла говорит о том, что мы можем создать образ в сознании даже не зная имени, которым объект обозначается. Так происходит, когда человек встречается с чем-то доселе для него неизвестным, с чем он никогда раньше не сталкивались, например доллар в руках советского человека. Образ-копия объекта в сознании появился, но имя явления человеку неведомо. Непосредственная связь между значением и именем говорит о том, что языковая конструкция, обозначающая данный объект, независима от сознания человека. К примеру, написанное на купюре слово "рубль" будет соответствовать реальной денежной единице с таким названием, даже если владелец купюры будет представлять с закрытыми глазами, что у него в кошельке лежит доллар. Наконец, непосредственная связь между именем и смыслом говорит о том, что имя является своеобразным связующим мостом между объективной и субъективной реальностями, не относясь при этом в полной мере ни к одной из них. Иначе говоря, любое понятие, выраженное именем, с одной стороны, является продуктом деятельности нашего сознания. А с другой стороны, неотделимо и не зависимо от субъекта, имя связано с объективной реальностью. Значит, помимо субъективной и объективной реальности, существует вполне себе автономная реальность номер три - информационная, расположившаяся между первыми двумя.

Уже на данном, тривиальном уровне изучения логики, возникают очень серьёзные гносеологические проблемы, способные воздействовать на пути развития науки в целом. В течение 2019-2021 годов, на кафедре философии проводилось скрытое от абонентов статистическое исследование между студентами магистратуры, на тему их понимания сущности теории активированного комплекса. В общих чертах, теория эта гласит, что на пути между исходными веществами и продуктами реакции образуется некоторое промежуточное соединение, с ослабленными связями исходных структурных элементов, составляющих реагент, и с зачатками

будущих химических связей структурных элементов продукта реакции. Вопрос, задаваемый магистрантам, был следующим: если бы вы выбрали в качестве сферы своих научных интересов исследование кинетики какой-либо химической реакции, каков был бы алгоритм ваших действий в рамках теории активированного комплекса? Проще говоря, чего бы вам хотелось достичь в апогее своей научной работы, действуй вы в рамках этой теории?

Примерно 90% будущих инженеров-исследователей ответили, что было бы здорово разработать какой-либо экспериментальный метод, который бы позволил выявить активированный комплекс, т.е. зарегистрировать момент его появления, и описать его структуру. Оставшиеся 10% ответили, что было бы здорово разработать новый, более удобный и многофакторный метод математического описания хода реакции. На вопрос: «а почему вы не хотите попытаться выделить активированный комплекс, как ваши собратья по научному цеху?», они ответили: «а что, собственно, выделять?». Ведь процесс перехода от реагента к продуктам — это непрерывный процесс, а не дискретный. Активированный комплекс — это не какое-то конкретное вещество, которое можно выделить, а модельный объект, симулякр, совмещающий в себе весь непрерывный спектр перехода между начальным и конечным состоянием системы. Выявить что-то промежуточное между началом и концом реакции можно, но таких промежуточных состояний, различающихся лишь силой связи между структурными элементами -бесконечное множество. Можно ли

экспериментально получить бесконечность? Конечно, нет. Смысл понятия «активированный комплекс» состоит в сумме бесконечного множества слагаемых промежуточных форм соединения. И искать его бесполезно. А вот попытаться как-то по-иному описать его математически можно.

Какова была логическая структура рассуждений каждой из названных групп студентов? Те, кто пожелал выявить активированный комплекс, предполагали, что у этого понятия есть значение, т.е. он реально существует, и цепочка имя-смысл-значение имеет все элементы. Мажоритарное меньшинство же размышляло по схеме имя-смысл. В их логической цепочке отсутствовало значение. В результате, в зависимости от используемой схемы рассуждений, будет меняться программа научных исследований, которой будут придерживаться эти люди, а значит и сама наука. Т.е. даже на элементарном уровне, выбранная схема логических рассуждений может очень сильно повлиять на всю науку в целом.

Что же ещё не будут изучать магистранты с 1-го сентября 2021 года? Ведь для какого-либо индуктивного вывода одного примера явно недостаточно (кстати это тоже логика, индуктивная).

Не будут они изучать метод таблиц истинности австрийского логика Л. Витгенштейна. А ведь он лежит в основе такого предмета как СУХТП. Клапаны, краны, большинство защитных устройств функционируют на языке формальной логики. А оценка сложных логических систем осуществляется именно на основе методологии Витгенштейна, даже если непосредственные расчёты выполняет ЭВМ.

Также, минует светлую голову будущих корифеев науки дилемма теоретика Гемпеля. Действительно, к чему учёному задаваться туманным вопросом об отсутствии логической связи между теорией и экспериментом, и следующей отсюда невозможности применения к научным теориям категорий истина и ложь? Экономика, этот универсальный духовный спорт человечества, давно предложила целый набор критериев экономической истинности теории - от Ь-индекса до квартилей журналов, где она впервые появилась на публике. За Хирша платят деньги, от Лакатоша болит голова.

Не узнают инженеры-исследователи и о теориях дескрипции и типов Б. Рассела, за которые английскому логику уже не одно десятилетие благодарны все программисты мира.

Ну, и разумеется, аксиомы логики, включая ренегатку за номером четыре, пытающуюся наладить связь между объективной и субъективной реальностью, тоже останутся не у дел. А вслед за ними, в анналы педагогической истории отправятся и корректные приёмы ведения научной дискуссии. И всё чаще, на защитах дипломов и диссертаций можно будет услышать софизмы, вроде «вы ещё слишком молоды, чтобы стать доктором наук», или «я не вижу здесь адсорбента». Антиутопия.

Таким образом, исключение из схемы производства будущих инженеров технологической стадии изучения философии принесет несомненную экономическую выгоду, выражаемую в сокращении издержек на электричество, отопление, воду и мел. Ценой же такой экономии, по закону сохранения всего в природе, неминуемо станет качество выпускаемой университетом продукции.

Подвести черту в рассуждениях об инновационном характере реформ современного образования можно тезисом: «Движение есть, прогресса нет».

Список литературы

1. Лебедев М.В., Черняк А.З. (ред.) Аналитическая философия. Учебное пособие. М.: РУДН, 2004. — 740 с.

2. Фреге Готтлоб. Логико-философские труды. Пер. с англ., нем., франц. В.А. Суровцева. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008 — 283 с.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки магистратуры 3++. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.