Научная статья на тему 'Основные понятия аналитической философии'

Основные понятия аналитической философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1691
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия аналитической философии»

^шойНОШЫШШШШ^И

^ I I

Николай Николаевич

доктор философских наук, профессор Якутского государственного университет а им. М.К. Аммосова.

Аналитическую философию можно считать ядром достаточно широкого направления интеллектуально ориентированной культуры ХХ столетия, развивающего методы логического и лингвистического анализа языка, способные решать важнейшие научные проблемы. Исследование языка выявляет структуры мысли, которые обеспечивают «прозрачное» соответствие между языком и реальностью, при этом четко разграничиваются предложения, имеющие и не имеющие смысла. Эти исследования затрагивают логику, эпистемологию, языкознание, этику, эстетику, право. Возникновению аналитической философии способствовало утверждение «философского реализма», то есть признание независимости внешнего мира от его восприятия, новых форм эмпиризма и «здравого смысла» в контексте всестороннего осмысления языка. В конце XIX столетия вышеупомянутые направления противостояли школе «абсолютного идеализма» (неогегельянство), опиравшейся на два исходных положения: 1) материя, пространство, время являются ирреальностью или иллюзией; 2) «целостность» абсолюта обладает безусловным главенством целого над отдельными конечными явлениями.

Общая характеристика

аналитической философии, этапы ее развития

В аналитической философии ключом к философскому исследованию мышления и знания является анализ языка. Этот «лингвистический поворот» в той или иной степени характерен для феноменологии, герменевтики, структурализма. Современная философия ориентируется на логико-лингвистический аспект философских проблем и соответствующее использование языка (в начальный период развития аналитической философии - формального, а затем и естественного), а также ясную репрезентацию аналитико-языковых методов. Это предполагает адекватное соотнесение вербального и реально-

Н. Н. Кожевников

го, последовательное преодоление трудностей аналитико-языкового понимания природы, задач философии вообще. В аналитической философии язык становится самостоятельным объектом исследования, неотъемлемым компонентом любого рационального дискурса.

Иногда говорят о двух смыслах употребления понятия «аналитическая философия». В узком смысле -это доминирующее направление в современной, в первую очередь, англоязычной философии. В широком смысле - стиль философского мышления, требующий, чтобы каждое выдвигаемое положение было строго обосновано с точки зрения ясности посылок, правомерности формулируемого вопроса, а также строгости и логичности рассуждения. Это предполагает однозначность используемых терминов, предпочтение доказательной, а не эмоциональной аргументированности, соотнесение посылок и выводов, мастерство доказательства. В отличие от традиционного рационализма, здесь устанавливается запрет на предельно широкие, основанные на интуитивной вере, семантически неточные универсалии и предполагается осторожное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Классическая философия имела дело с идеями. В аналитической же философии объектом исследования становятся лингвистические сущности (предложения, термины), что обусловило потребность в языке.

«В 1898 г. Дж. Мур и Б. Рассел выступили прот ив абсолют ного идеализма, противопоставив ему философский "реализм" и "анализ"» [2, стр. 99], что поставило перед исследователями различных направлений задачи, осмысление которых привело к созданию аналитической философии. Это направление зародилось в начале XX века благодаря работам Г. Фреге, Б. Рассела, Дж. Э. Мура и Л. Витгенштейна (ранние труды). В этих работах сформулированы исходные положения аналитической философии.

Готтлоб Фреге (1848-1925) - создатель современной формальной (математической, символической) логики и логической семантики - различал интенсиональные и экстенсиональные контексты, необходимость мета- и объектного языков, рассматриваемых как исчисление, аналогичное математическим теориям. Фреге был убежден в существовании особого мира «абстрактных объектов» и сформулировал основные постулаты аналитизма: 1) необходимость в тщательном анализе языка; 2) обеспечение точности используемой терминологии на основе логики, для чего разделил «имена», «смыслы», «денотаты»*, истинность и ложность, чувства и мысли. Имя - всего лишь метка, «... смысл - это мысль, выраженная в предложении, к которому в науке применено понятие истинности» [3, стр. 21].

Бертран Рассел (1872-1970) стремился освободить язык от двусмысленностей и парадоксов, критикуя запутанные рассуждения об истине, а также концепции доклассической философии в целом, например, идеи Платона. Он обосновывал корреспондентскую концепцию истины, согласно которой истинность предложения состоит в его соответствии (корреспонденции) реальности. Рассел разработал метод логического анализа

< ъ ) + > / ■г*

к

Т

Бертран Рассел (1872-1970) [www.piplz.ru].

языка, выявляющий «атомарные предложения», основанные на «атомарных фактах», способствовал обоснованию математики в рамках «логистической программы». «Дело философии, как я его понимаю, состоит, по существу, в логическом анализе, сопровождаемом логическим синтезом ... философия должна быть все-

ст ороннеи, она должна смело выдвигать т акие гипотезы о вселенной, которые наука еще не в состоянии подтвердить или опровергнуть» [4, стр. 341]. Б. Рассел и его учитель А.Н. Уайтхед (1861-1947) в 1910-1913 гг. предприняли грандиозную попытку сведения чистой математики к логике в «Началах математики» («Рг1пс1р1а МаШета^са»).

Джордж Мур (1873-1958) опровергал принципы идеализ ма того времени (первая статья - 1903 г.), укреплял веру в существование внешнего мира на основе «здравого смысла», который он не сводил, однако, к обыденным представлениям. Мур разработал и метод анализа философского языка, исходя из того, что «... т руд-ности и распри, которыми полна история философии, в значительной мере происходят из попыток ответить на вопросы без предварительного выявления т ого, на какой именно вопрос вы ст ремитесь ответить ... какого рода доводы уместно использовать в качестве аргументов за или против того или иного ответ а» [5, стр. 216]. Мур утверждал, что философия должна быть направлена на прояснение, а не на открытие. Он основал школу первых кембриджских аналитиков.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) до 1933 г. был логистическим, а затем стал лингвистическим философом [6, 7]. На первом этапе он осуществлял переход от логики к «внешнему миру человека» через посредство языка. Философия понималась им как деятельность по логическому прояснению мысли, подготовке материала для конкретных наук. На втором этапе он формулирует тезис: язык и жизнь совпадают; язык есть и форма жизни, и игра.

Помимо перечисленных философов, наиболее известными представителями аналитической философии являются также Рудольф Карнап (1891-1970), Гилберт Райл (1900-1976), Уиллард Куайн (1908-2000), Джон Остин (1911-1960), Нельсон Гудмен (1911-1998), Дональд Дэвидсон (1917-2003).

Определяющее воздействие на развитие аналитической философии оказала логика. Например, в ранних работах Б. Рассела логика называется «сущностью философии». Впоследствии был период ожесточенных споров относительно правомерности использования формальной логики в аналитической философии. Однако в настоящее время этот вопрос практически исчерпал себя. Современные аналитики стараются сочетать исследование смыслообразующих и коммуникативных аспектов естественного языка с использованием строгих методов логики. Аналитическое мышление предполагает применение различных процедур и типов логико-лингвистического анализа. Аналитики последних десятилетий ХХ столетия (Х. Патнэм, Д. Дэвидсон, М. Дам-мит, Д. Серль, Я. Хинтикка, С. Крипке, Г. Райл, П. Стро-сон) обеспечили интеграцию основных существующих концепций: от логикоморфной тенденции в интерпретации анализа и концептуального анализа до семантики модальных логик, лингвистической семантики, а также концепций и концептуальных основ формализации. Ключевую мысль аналитической философии можно сформулировать так: «язык умнее нас» [8].

С аналитической философией тесно связан неопо-

* Денотат - данный в ощущениях объект реальной действительности; в лингвистике используется термин «референт».

зитивизм (логический позитивизм). В определенном смысле логический позитивизм был продолжением и иной формой предшествовавшего ему позитивизма Маха-Авенариуса (эмпириокритицизма), который фактически был воссозданием на ином языке эмпиризма Юма. Как сформировавшееся направление, он рассматривается в качестве разновидности аналитической философии. Что касается начального периода развития аналитической философии и неопозитивизма, отсчитываемого обычно с 1930 года, то здесь очень трудно или даже невозможно провести разделение между ними, поскольку идеи различных школ и направлений этих движений продуцировали друг друга, обеспечивая их общее развитие. Позитивизму в целом присущ сциентизм - пристальное внимание к науке, уверенность в высшей ценности опытного, точного, конкретного знания.

Неопозитивизм считается третьим этапом позитивизма. Первый этап - классический позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Миля, представляющий собой один из разделов классической философии. Второй этап - позитивизм, который ставит вопросы о существовании объективной реальности, об отношении сознания к этой реальности. Развитие неопозитивизма происходило в странах Центральной Европы (австрийская логика, Венский кружок и его «филиалы» в городах Австрии и Германии, Львовско-Варшавская школа). Первоначально термином «логический позитивизм» обозначалось направление, ориентированное на науку, дистанцировавшееся от спекулятивной философии. Представлявшая его группа философов работала в Вене в 1920-1930 гг. Во второй половине тридцатых годов двадцатого столетия, после массовой эмиграции ученых из Центральной Европы, логико-неопозитивистское направление начинает распространяться в Соединенных Штатах. Собственно аналитическое направление развивается в Англии.

Логический позитивизм решает следующие проблемы:

1) избавление от вольного обращения с языком посредством построения жесткого однозначного логического языка, ориентированного на конкретные вопросы изучения природы, рассматриваемые естественными науками;

2) сведение традиционных проблем метафизики (бытия и сознания, свободы и необходимости, добра и зла и других) к проблеме анализа языка философии и науки. Традиционная метафизика давала неправильное объяснение мира вследствие применения «плохой грамматики», а для воплощения истины необходим аналитический язык.

Способность утверждения выражать знание определяется двумя условиями: 1) утверждение должно быть грамматически правильным (хорошо сформулированным; 2) утверждение должно быть верифицируемым -подтверждаемым посредством наблюдений и гипотети-ко-дедуктивным методом. То есть для логического позитивизма было характерно отождествление значения со способом проверки.

Таким образом, неопозитивизм принципиально противопоставляет науку философии, считая, что единственно возможное знание заключено в специальных науках, прежде всего в естественных. Задачи философии он сводит к разработке методов анализа знания, основанных на том, что логика как нормативная структу-

ра выявляет некоторый внутренний порядок языка, начиная с целого, а также оценивает правильность или неадекватность формулировок традиционной философии и приводит к исключению псевдопроблем.

Американское направление в развитии анализа языка чаще сопряжено с вопросами металогики, теории науки, эпистемологии, в то время как английское ориентировано на рассмотрение проблематики философской классики. Развитие этих направлений позволило осознать, что логика и структура языка базируются на некоторых предпосылках, включенных в состав более широких целостностей (культуры, разных видов деятельности). Метафизика стала признаваться одной из основных аналитических дисциплин, таких, например, как эпистемология и философия языка. Все это позволило установить, что деятельность по экспликации философских проблем и значений исходит из некоторых предпосылок, оставаясь условной. Поскольку предметом анализа в неопозитивизме становится система знаков (язык), акцент исследований перемещается на проблемы «значения» и «смысла».

«Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, чт о он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных мет одов решения сложных и акт уальных философско-мет одологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и, действительно, привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису» [9, стр. 68].

Согласно господствовавшей в отечественной фило-софско-критической и учебной литературе точке зрения, любая строгая философия, уделявшая значительное внимание логико-лингвистической стороне обсуждаемых вопросов, однозначно квалифицировалась как неопозитивизм. Он трактовался как субъективный идеализм и феноменализм, дополненный некоторыми идеями современной логики. Это способствовало запутыванию взаимоотношений между «аналитической философией» и «неопозитивизмом», которые продолжают отождествляться в значительном числе учебных пособий.

Эволюция важнейших идей аналитической философии

Идеи аналитической философии эволюционировали очень быстро. Показательно, что в творчестве Л. Витгенштейна обычно выделяют два этапа с совершенно разными исходными идеями. В «Логико-философском трактате» (1921 г.) изложены идеи первого этапа, согласно которым мышление отождествляется с языком. «Цель философии - логическое прояснение мыслей. Философия - не учение, а деятельность. Философская работ а, по существу, состоит из разъяснений. Результ ат философии - не "философские предложения", а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчет ливыми» [6, стр. 24], а язык рассматривается как идеальный, содержащий только высказывания о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Анализ идеального языка направлен на выделение логических и онтологических «ато-

мов», «атомарных фактов», которые, согласно Расселу, неделимы. На основании проведенных им исследований Витгенштейн утверждает: «Большинство предложений и вопросов, т рактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы т акого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь уст а-навливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка. (Эт о вопросы т акого типа, как: т ождественно ли добро в большей или меньшей степени, чем прекрасное?). И неудивительно, чт о самые глубокие проблемы - эт о, по сути, не проблемы» [Там же, стр. 18-19].

п

Людвиг Витгеншт ейн (1889-1951) [books.atheism.ru].

Основные идеи второго этапа творчества изложены Л. Витгенштейном в «Философских исследованиях» (1953 г.), где вместо идеального используется обыденный разговорный язык, в котором содержится ключ к решению всех философских загадок. Это - итог деятельности множества поколений людей, выразивших в нем весь свой жизненный опыт, а анализ обыденного языка сводится к многообразным способам употребления слов и выражений в различных «языковых играх». «Вмест о т ого, чт обы выявлять то общее, чт о свойственно всему, называемому языком, я говорю: во всех этих явлениях нет какой-т о одной общей черты, из-за которой мы применяли к ним всем одинаковое слово. Но они родственны друг другу многообразными способами. Именно в силу эт ого родства или же этих родственных связей мы и называем их "языками"» [7, стр. 110]. Философские проблемы возникают тогда, когда нарушаются правила игры, возникает «языковая путаница». Распутать ее можно, возвратившись к обычному нефилософскому употреблению слов.

Витгенштейн отказался от концепции «логического атомизма», признал отсутствие «простого». Необходимо рассмотрение системы взаимоотношений в определенном контексте. Еще Б. Расселом была выдвинута основная идея о неспособности предложения что-либо сказать о самом себе и своей истинности. Этот тезис был расширен Л. Витгенштейном на весь язык в виде утверждения, что язык ничего не может говорить о себе. Концеп-

ция метаязыка допускает, что предложения второго порядка могут высказывать нечто о предложениях первого порядка. Одна из целей анализа обоих этих языков состоит в избавлении человека от мучительных вопросов, на которые не может быть ответов.

Для выявления смысла и истинности предложения представители аналитической философии используют специальный прием - процедуру верификации, согласно которой предложение сравнивается с фактами, то есть выявляется конкретная эмпирическая ситуация, в которой оно оказывается истинным или ложным. Устанавливается также его смысл. Таким образом, любое предложение должно быть сведено к высказыванию о наиболее элементарном чувственном восприятии. Для метафизических утверждений, таких как «в абсолюте исчезают все противоречия», «Бог существует», отсутствуют эмпирические условия, при которых они являются истинными, что делает их надуманными, не связанными с реальностью.

К. Поппер перенес исследования с высказываний на целостную науку, рассматриваемую в качестве динамической, развивающейся системы. Свою теорию он назвал «критическим рационализмом», ориентировав его на выработку «чистой» модели рациональности, верной для всех и во все времена. В постнеклассической науке научные концепции тесно переплетены друг с другом, что характеризует целостность знания и приводит к переформулировке эпистемической осмысленности утверждений. Принципу верифицируемости логических позитивистов он противопоставил принцип фальсифи-цируемости, согласно которому «Установка на решительное критическое испытание своих утверждений является действительным признаком подлинной науки, а не стремлением к поиску подтверждающих примеров (это как раз свойственно псевдонауке). В процессе сопоставления с результатами опыта научное утверждение либо должно быть бескомпромиссно отвергнуто,

Обложка книги Л. Витгеншт ейна «Логико-философский трактат».

либо, если оно выдерживает это испытание, можно говорить о "рискованном" ее подтверждении» [10, стр. 159]. Другими словами, чтобы утверждение было научным (эпистемически осмысленным), оно должно быть принципиально фальсифицируемым (в смысле К. Поппера).

Лит ерат ура

1. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. - М.: Высшая школа, 2006. - 375 с.

2. Аналитическая философия. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2000. - Т. I. -С. 98-100.

3. Фреге Г Мысль: логическое исследование /Пер. с англ. - Философия. Логика. Язык. - М.: Прогресс, 1987. - С. 18-47.

4. Russel B. Logic and Knowledge. - N.Y., 1971 - P. 341.

5. Moore G.E. A Defence of Common Sense //Editor J.N. Muirhead. - Contemporary British Philosophy. - Series 2. - London, 1925. - P. 208-223.

6. Витгенштейн Л. Логико-философский т ракт ат / Пер. с англ. - Философские работы. В 2 ч. - М.: Гнозис, 1994. - Ч. I. - С. 1-73.

7. Витгенштейн Л. Философские исследования / Пер. с англ. - Философские работы. - В 2 ч. - М.: Гнозис, 1994. - Ч. II. - С. 75-320.

8. Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы Философии. -2004. - № 10. - С. 20-32.

9. Неопозитивизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. III. - C. 67—68.

10. Фальсифицируемость // Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. IV. - C. 159.

Федорова В.С. Грибные болезни зерновых культур Якутии /

В.С. Федорова; [рецензенты: Б.И. Тепляков и др.; отв. ред. С.С. Слепцов; отв. за выпуск Н.В. Барашкова]; Рос. акад. с.-х. наук, Сиб. отд-ние, Якут. НИИСХ. - Якутск, 2007. - 158 с.

В монографии приведено описание признаков, возбудителей грибных болезней зерновых культур Якутии с указанием возбудителей, методов учета и диагностики болезней, методов инокуляции возбудителями. Указаны различные меры борьбы с болезнями.

Автор монографии — старший научный сотрудник лаборатории агроэкологии Якутского НИИ сельского хозяйства, кандидат биологических наук.

Предназначена для научных работников, студентов, агрономов, специалистов зерноводческих хозяйств.

____. . ... Ifcl" VIL^lii",

:il„ ■ ■ |*'л

Черткова М.А. Наука - практике: опыт работы на дачном участке под г. Якутск / М.А. Черткова ; [отв. ред. Н.В. Барашкова] ; Рос. акад. с.-х. наук, Сиб. отд-ние, Якут. НИИСХ. - Якутск, 2007. - 48 с.

В брошюре обобщен опыт выращивания плодовых, ягодных и овощных культур в условиях дачного участка семьи Т.Я. Логлоровой, расположенного в пригородной дачной местности Сергелях.

Изложены вопросы диетической и пищевой ценности плодовых, ягодных и овощных культур, описаны сорта и агротехника их выращивания в любительских садах, даются комментарии автора о значении отдельных вопросов.

Брошюра предназначена для садоводов и овощеводов-любителей, а также представляет интерес для науки.

Автор — ведущий научный сотрудник ЯНИИСХ, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный агроном ЯАССР и РФ, лауреат Государственной премии РС(Я) в области науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.