Научная статья на тему 'Регресс человеческого капитала в украинской науке и образовании: Международный опыт преодоления'

Регресс человеческого капитала в украинской науке и образовании: Международный опыт преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГРЕСС / КРИЗИС / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕСТИЖ / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошулько О. П., Кошулько В. А.

В статье проанализировано современное состояние украинской науки и образования. Выделены ключевые факторы, провоцирующие регресс украинской науки и образования. Определены пути преодоления кризисных явлений человеческого капитала в системе украинского образования и науки. Отмечено, что важными резервами в развитии являются электронные библиотеки, англоязычные сайты университетов, международные интернет-конференции, обмен студентами и преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регресс человеческого капитала в украинской науке и образовании: Международный опыт преодоления»

8 (197) - 2013 УДК 331.101.262: 658

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

регресс человеческого капитала

в украинской науке и образовании: международный опыт преодоления

О. П. КОШУЛЬКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, факультет рыночных и информационных технологий E-mail: koshulko@mail. ru Киевский национальный университет технологий и дизайна, Украина

В. А. КОШУЛЬКО,

студент факультета менеджмента E-mail: koshulllko@mail. ru Университет экономический в Катовицах им. Кароля Адамецкого, Польша

В статье проанализировано современное состояние украинской науки и образования. Выделены ключевые факторы, провоцирующие регресс украинской науки и образования. Определены пути преодоления кризисных явлений человеческого капитала в системе украинского образования и науки. Отмечено, что важными резервами в развитии являются электронные библиотеки, англоязычные сайты университетов, международные интернет-конференции, обмен студентами и преподавателями.

Ключевые слова: регресс, кризис, образование, наука, человеческий капитал, конкурентоспособность, престиж, рейтинг университетов.

Анализ конкурентоспособности украинской системы образования. Сохранение и приумножение качества образования должно стать приоритетным направлением развития любого общества. В свою очередь качество образования обусловлено объемами вложений или инвестиций в систему образования. Рассматривая систему образования, стоит отметить, что инвестирование должно направляться на систематическое обновле-

ние материально-технической базы и накопление человеческого капитала. Следует констатировать, что украинская система образования, в том числе и высшего, перестала быть конкурентоспособной и на сегодняшний день только продолжает терять престиж. Украинские дипломы о высшем образовании не признаются во всем мире в отличие от дипломов европейского образца.

Отметим, что в Бразилии, шестой экономике мира, доля 180-миллионного населения с высшим образованием составляет 7,9 % [19], в Украине с 45-миллионным населением 90 % граждан имеют среднее или высшее образование [17]. Однако этот факт свидетельствует о количестве, но никак не о качестве образования в Украине.

В чем же проблема неконкурентоспособности украинской системы образования (в частности высшего образования) по сравнению с другими системами образования ведущих стран мира? Возможно, проблема в том, что в Украине в системе высшего образования не происходит накопление человеческого капитала. Категорически утверждать нельзя, поскольку в современной Украине существуют

- 29

сотни высших учебных заведений, где накапливается человеческий капитал в процессе получения высшего образования. Чего же тогда не хватает системе отечественного высшего образования? Авторы считают, что ей не хватает качества через недоинвестирование человеческого капитала.

Понятие «человеческий капитал» означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал приобретается и увеличивается путем инвестирования (за счет ограничения текущего потребления) и приносит длительный экономический эффект.

Инвестиции в человеческий капитал представляют собой любые действия, повышающие профессиональную квалификацию, производительные способности человека и тем самым - производительность его труда. Расходы, способствующие повышению человеческой производительности, можно рассматривать как инвестиции, поскольку текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что они будут компенсированы доходами в будущем [1].

На сегодняшний день украинская система образования неконкурентоспособна потому, что человеческий капитал украинских ученых, педагогов и преподавателей высших учебных заведений не инвестируется ни со стороны государства, ни со стороны зарубежных образовательных фондов из-за низкой мобильности профессорско-преподавательского состава учебных заведений, ни со стороны личностных инвестиций - ввиду низкой заработной платы. Из-за этого человеческий капитал представителей украинской науки и образования претерпевает регресс, который оборачивается для всей страны движением назад.

Современное состояние украинской науки и перспективы ее развития. Развитие человеческого капитала неразрывно связано с развитием науки. Однако, как утверждает Д. Полозенко, украинская наука постоянно испытывает «финансовую аритмию» - расходы бюджета на науку в 1992 г. соста-

вили 2,2 %; 1996 г. - 1,9; 1999 г. - 0,8; 2002 г. - 0,9; 2004 г. - 2,2 % [12].

В будущих периодах ситуация с финансированием развития науки не улучшилась. Проанализируем динамику финансирования науки из государственного бюджета Украины за 2007-2011 гг. (см. таблицу).

Анализируя данные таблицы, стоит подчеркнуть, что фактически продолжается тенденция снижения доли расходов государственного бюджета на науку в процентах от ВВП: в 2007 и 2008 гг. -0,47 %; 2009 г. - 0,45; 2010 г. - 0,43; 2011 г. - 0,38 %. Показатель 2011 г. является самым низким в стране за последнее десятилетие и наименьшим показателем среди европейских стран.

За период 1991-2011 гг. кадровый потенциал науки сократился более чем в три раза. В 1991 г. по количеству исполнителей научных и научно-технических работ на 1 000 чел. населения Украина была первой среди европейских стран. Сегодня украинская наука в 3 раза отстает от Германии, вдвое - от Испании, Словакии, Венгрии, Чехии, Эстонии, находясь примерно на уровне Болгарии и Румынии.

По сравнению с 1991 г. количество докторов и кандидатов наук, занятых научно-технической деятельностью, сократилось на 8 848 чел., или на 28 % (на фоне того, что их общее количество постоянно увеличивается). Увеличилось также в 2,5 раза количество студентов, аспирантов и докторантов, однако качество их подготовки существенно ухудшилось. Интеллектуальная преемственность поколений находится под реальной угрозой [11].

Законодательством Украины предусматривается бюджетное финансирование научной деятельности на уровне 1,7 % ВВП, которое должно о существляться путем базового и конкурсного программно-целевого финансирования [13]. Как уже отмечалось, реальное финансирование в 2011 г. осуществляется на уровне 0,38 % от ВВП [19].

Опираясь на данные Международной организации труда, Б. Данилишин и В. Куценко утверждают:

Динамика финансирования сектора «Наука» из государственного бюджета Украины за 2007-2011 гг., млн грн

Год Расходы бюджета ВВП Доля от ВВП, %

2007 3 349,0 720 731 0,465

2008 4 485,8 948 056 0,47

2009 4 156,5 914 720 0,45

2010 4 616,2 1 083 100 0,43

2011 4 757,9 1 253 000 0,38

Источник: [11].

если в стране на науку выделяется менее 2 % ВВП, начинается разрушение не только науки, но и экономики страны, больше того - общества в целом [3].

В условиях хронического недофинансирования украинская наука оказалась на грани выживания. Не имея объективных возможностей для проведения полноценных научных исследований, ученые вынуждены довольствоваться так называемой «научной вторичностью».

Кроме того, с 2011 г. научные работники Национальной академии наук Украины (НАНУ) не получают доплат за ученые звания и научные степени. Старший научный сотрудник - кандидат наук получает зарплату в размере должностного оклада 2 417-2 500 гривен (300-350 долл.), причем это самая маленькая заработная плата научных работников в мире.

Заработная плата в Украине (в том числе и научных работников) на протяжении многих лет не способна быть источником инвестирования человеческого капитала, поскольку ее уровень является беспрецедентно низким по сравнению с другими странами мира [4, 5]. Именно в этом, очевидно, источник возрастающей миграции, которая, согласно независимым результатам Всемирного банка, в 2010 г. заняла 5-е место в мире после Мексики, Индии, России и Китая [20].

Согласно другому независимому исследованию немецких экспертов, Украина вошла в десятку стран с самыми бедными гражданами. В 2011 г. собственность среднестатистического украинца составила 928 евро (не считая деньги, потраченные на кредиты). Такие данные обнародовала немецкая страховая компания «Allianz» в своем последнем «Отчете о мировом богатстве 2012 года». В рейтинге по уровню доходов граждан Украина занимает 49-ю строчку среди 52 стран [18].

Уровень заработной платы научных работников значительно (причем в отрицательную сторону) отличается от других групп. Главное видится в том, что уровень доходов не позволяет им решать свои частные проблемы (жилье, оздоровление и др.). Согласно данным статистики, в 2010 г. заработная плата ученых (исполнителей НИР) увеличилась всего на 1,4 % и составила 2 535 грн (в 2009 г. -2 218 грн), что почти на уровне заработной платы работников промышленности (2 580 грн) и значительно ниже уровня оплаты труда в сфере финансовой деятельности (4 601 грн), а также в органах государственного управления (2 747 грн). Именно

вопрос дифференциации доходов ученых является причиной их негативного морального состояния, а общество с резкой дифференциацией доходов населения отличается социальной неустойчивостью. У людей отсутствуют реальные стимулы к профессиональному росту, налицо значительная степень криминогенности социальных отношений.

Не менее острой остается проблема материально-технического обеспечения научно-исследовательской деятельности, которая требует значительных финансовых ресурсов на обновление техники, оборудования. В то же время проблема недофинансирования уже долгие годы цементирует ряд других социально-экономических и психологических проблем. Наиболее остро стоит вопрос строительства жилья для молодых ученых, объектов здравоохранения и др.

Низкий престиж научного труда и крайне слабая социальная защита ученых негативно сказались на пополнении научных учреждений молодыми, талантливыми специалистами. Такое непонимание того, что социальная сфера, физическое здоровье ученых имеют определяющее влияние на уровень их морального состояния, креативного мышления, творческого научного вдохновения, является фатальным для страны в новые глобальные времена для экономики, которая должна строиться на знаниях. Следовательно, определяющим для ученых в Украине остается проблема перехода от экзистенциального уровня обеспечения собственных нужд (безопасности существования, обеспечения комфортных условий жизни и др.) к более высоким уровням - социальному и духовному. Однако, заботясь о проблемах самовыражения и достижения успеха в научной деятельности, а также обеспечивая себя и свою семью необходимыми материальными средствами существования, часть ученых выезжает за пределы Украины. И хотя государственная статистика не поражает значительными цифрами, однако она достаточно четко показывает существующие тенденции, осознание которых намного важнее. Так, анализируя данные государственной статистики, приходим к выводу, что наиболее сложным периодом для отечественного научного потенциала стал период 1991-1999 гг., когда из Украины выехали в другие страны на постоянное место жительства 268 докторов наук (причем 40 % из них приходится на техническую сферу), которые работали в перспективных направлениях математического анализа, физики твердого тела, физики полупроводников,

строительной механики, механики твердого тела, хирургии [9].

Согласно данным Омбутсмена Украины, на протяжении 1993-2003 гг. за границу эмигрировали 574 докторов наук и 907 кандидатов наук [2, 15]. Согласно исследованиям О. Меха, наиболее массовый выезд ученых с ученой степенью кандидата наук пришелся на 1990-е гг. (в 1996 г. из Украины через день выезжал 1 кандидат наук). К началу нового века процесс притормозился, общее количество кандидатов наук, выехавших в 2006 г., было в 5 раз меньше, чем в 1996 г., а в 2008 г. это число достигло минимального значения. Однако уже в 2009-2010 гг. их количество вновь возросло [9].

Ориентированная на олигархов и их сверхприбыли, социально-экономическая и социально-политическая модель современной Украины толкает науку к деградации. При геополитической неопределенности государства это обстоятельство может вызвать тяжелейшие последствия для ее дальнейшего существования в среде сверхжесткой всемирной конкуренции [13].

Как свидетельствует опыт развитых стран [8], основные принципы эффективной системы прямой государственной поддержки в сфере науки (особенно это касается фундаментальных исследований) должны заключаться в следующем:

• тщательный и обоснованный выбор приоритетов - должна существовать четкая система выбора направлений поддержки;

• разнообразие источников и способов государственной поддержки - должен быть не один, а несколько источников государственных ресурсов для научно-технических исследований;

• избирательность и конкурсность при распределении ресурсов;

• демократичность и гласность при принятии решений - определение приоритетов и распределение государственных ресурсов должно контролироваться научной общественностью. Подытоживая все вышеизложенное, можно с

уверенностью утверждать, что без должного финансирования украинская наука неизбежно деградирует, ни о каком инновационном развитии речь не идет. Тревожный факт: в США насчитывается до 200 технополисов и технопарков, в Германии и Голландии - по 150 ед., в Украине - ни одного! Таким образом, Украина продолжает оставаться сырьевым придатком других технологически сильных стран мира [6, 7]. Справедливости ради

отметим, что на сегодняшний день в Украине решается вопрос о создании технопарка на базе одного из университетов, но если в ближайшее время коренным образом не изменится подход к финансированию научных и образовательных проектов, то это решение станет очередной формальностью.

«Конкурентоспособность» украинских дипломов о высшем образовании: кто виноват и что делать? Как известно, регресс науки неизбежно влечет за собой разрушение образования. Регресс (от лат. regressus - возвращение, обратное движение). Недостаток средств для развития образования из госбюджета сейчас компенсируется за счет частных инвестиций, в частности, за счет родителей, поскольку образование сегодня вышло из сферы традиционного распределения ресурсов и превратилось в большой бизнес [14].

Как уже отмечалось, украинские дипломы о высшем образовании практически не признаются во всем мире (в отличие от дипломов европейского и американского образца). В последние годы качество высшего образования в Украине снизилось до самой низкой отметки. Подавляющее большинство выпускников высших учебных заведений вообще неконкурентоспособны на европейском рынке труда. Поэтому с каждым годом увеличивается число желающих учиться за границей. Естественно, что после получения заграничного образования «золотой» генофонд украинской нации навсегда остается за пределами страны.

Согласно международному исследованию «Студенты - образ будущего», проведенному в 2011 г. Институтом Горшенина в Украине, России, Казахстане и Польше, на Родине хотят учиться лишь 15,5 % украинской молодежи. В то время как 72,3 % россиян и 65,9 % поляков планируют получить высшее образование в своей стране [16].

Сегодня 80 % студентов мечтают променять Украину на работу за границей. Большинство студентов украинских вузов не связывают свое профессиональное будущее с Украиной. Согласно украино-польским социологическим исследованиям, более 80 % студентов Украины имеют цель работать за границей [16].

В Украине до недавнего времени ни одно из высших учебных заведений не было представлено в мировых рейтингах университетов (кроме рейтинга Вебометрикс, где признанный самым успешным украинский вуз был на 713-м месте) [21].

Что касается двух наиболее авторитетных международных рейтингов - Шанхайский рейтинг (ARWU) [22] и рейтинг «Таймс» (Times Higher Education-QS World University Ranking) [23], то украинские высшие учебные заведения в них не представлены вообще.

Как известно, коррупция и взяточничество проникли во все сферы деятельности высших учебных заведений, уже считаясь своеобразной «нормой». В общеобразовательных школах инвестирование учебного процесса (от обновления материально-технической базы - ремонт, закупка мебели и учебников - до оплаты работы уборщиков и охранников общеобразовательных учреждений) давно легло на плечи родителей. Как уже отмечалось, образование сегодня вышло из сферы традиционного распределения ресурсов и превратилось в большой бизнес

[14].

Зададим себе вопрос: какие шаги нужно предпринять украинской системе образования, чтобы вернуть себе престиж и уважение, а человеческому капиталу - реальную возможность развиваться?

Авторы глубоко убеждены в том, что украинские вузы все еще могут обрести конкурентоспособность и престижность, а человеческий капитал профессорско-преподавательского состава - возможность воспроизводиться и накапливаться при следующих условиях:

• полное и безвозвратное искоренение коррупции и взяточничества, которые проникли во все сферы деятельности высших учебных заведений Украины, в первую очередь из-за крайне бедственного положения украинских ученых и преподавателей вузов, низких заработных плат и неудовлетворительного качества жизни:

• повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава до международного уровня (к примеру, кандидат наук, доцент в Украине получает заработную плату в размере 350-400 долл., в то время как в Польше преподаватель с такой же ученой степенью и должностью получает заработную плату в размере 2 700-3 000 PLN - это больше 1 000 долл.; в Турции - от 1 000 долл. и выше). Ученый с заработной платой в 350-400 долл. не может иметь конкурентоспособный человеческий капитал! Таким образом, следует повысить заработную плату преподавателей и ученых до уровня международных стандартов, чтобы ученые и педагоги могли удовлетворять все необходимые

им и обществу потребности в воспроизведении и накоплении человеческого капитала; стимулирование и финансирование публикаций украинских исследователей в мировых научных журналах, организация зарубежных стажировок украинских преподавателей, изучение и внедрение зарубежного опыта в украинских университетах;

внедрение такого обязательного требования для преподавателей украинских университетов, как знание английского языка (языка международного общения), и создание всех условий для эффективного обучения преподавателей английскому языку в университетах. Например, это условие является обязательным для всех преподавателей университетов в Турции; развитие электронных библиотек, англоязычных сайтов университетов, международных интернет-конференций, обмен студентами и преподавателями;

активное размещение результатов исследований преподавателей университетов на сайтах, что приведет к более продуктивной работе, росту неформальных контактов исследователей университетов разных стран, а это, несомненно, положительно отразится на репутации вузов, на их местах в глобальных рейтингах; внедрение и активное развитие не формальных, а реально необходимых национальной экономике научных тем, которые могут быть внедрены на практике. В этом направлении стоит позаимствовать полезный опыт бразильских университетов (занимающих, кстати, ведущие позиции в мировых образовательных рейтингах!), которые выполняют правительственные заказы, занимаясь подготовкой экзаменов общегосударственного значения - для желающих поступить на государственную службу в этой стране. Подобные экзамены проводятся прозрачно и доступны каждому гражданину страны, предотвращая тем самым любые проявления коррупции в государственных структурах. Именно такая система государственного управления подтверждает главный девиз Бразилии: «Порядок и прогресс». На взгляд авторов, подобные шаги должны быть предприняты в Украине, чтобы наука и образование стали работать на благо развития украинского общества, а не существовали в отрыве друг от друга;

• отказ от стереотипов в системе украинского образования, где до сегодняшнего дня практикуется традиционная, давно устаревшая, еще советская система преподавания; переход к международной практике обучения студентов, активное использование современных информационных технологий для повышения качества образования, эффективного дистанционного обучения [10];

• определение следующих возрастных ограничений для занятия ключевых руководящих должностей в высших учебных заведениях Украины: для ректоров и проректоров - 60 лет, для заведующих кафедрами - 65 лет (например, такие ограничения приняты в высших учебных заведениях Польши). Указанное требование позволит повысить конкурентоспособность высшей школы и будет способствовать притоку молодых талантливых ученых к управлению высшими учебными заведениями в Украине - а значит, будет способствовать более активному внедрению в украинскую систему образования мировых стандартов качества в высшем образовании;

• налаживание контактов с международными образовательными фондами [24] для расширения возможностей стажировки, обучения, всестороннего развития украинских педагогов, преподавателей и ученых в целях накопления ими человеческого капитала до уровня зарубежных преподавателей. Очевидно, что только в том случае, если сам педагог образован и всесторонне развит, он способен научить ученика;

• инициирование и создание реально необходимых совместных международных научно-исследовательских проектов с зарубежными научными лабораториями, исследовательскими центрами, университетами, технополисами и технопарками, международными научно-исследовательскими фондами [25];

• сокращение количества украинских высших учебных заведений в 3-4 раза, провозглашение принципов качества образования, а не количества обучающихся. При этом основной целью Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины должно стать сохранение качественного человеческого капитала украинских ученых и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, а не полное «уничтожение» оного, как это нередко бывает. Иначе говоря, непродуманные действия

чиновников могут спровоцировать новую волну интеллектуальной миграции из Украины, что чревато необратимыми последствиями для науки и образования, а в конечном итоге и для украинского общества в целом;

• максимальное освобождение украинских преподавателей высших учебных заведений от огромного объема бумажной и примитивной деятельности, убивающей «свободу творчества», повсеместно отвлекающей их от возможности создавать что-то новое и креативное - учебные курсы, учебники, новые направления исследований и др. Это не только даст возможность максимально развивать человеческий капитал ученых и преподавателей высших учебных заведений, но и со временем избавит украинскую науку и образование от изощренного плагиата, которым пронизана вся украинская система образования и науки. За границей преподаватели университетов в большинстве своем преподают ими же созданные курсы лекций, новые предметы - в Украине из-за «бумажной бюрократии» преподаватели не в состоянии заниматься творчеством, могут только воспроизводить заимствованный из разных источников материал;

• искоренение тендерного неравенства в системе высшего образования и науки путем создания условий для получения женщинами ученых степеней, должностей в высших учебных заведениях и научно-исследовательских центрах. Тем самым Украина приблизится к международным стандартам соблюдения прав и свобод.

Список литературы

1. Васильченко В. С., Гриненко А.М., Гриш-нова Е. А., Керб Л. П. Управление трудовым потен-щалом: учеб. пособие. К.: КНЭУ, 2005.

2. Выступление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачевой на представлении в парламенте Ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине / Голос Украины. 2005. № 133. С. 6-8.

3. Данилишин Б., Куценко В. Интеллектуальные ресурсы в экономическом росте: пути улучшения их использования // Экономика Украины. 2006. № 1. С. 71-79.

4. Кошулько О. П., Кошулько В. А. Человеческий капитал в контексте современных международных отношений: состояние и перспективы // Учет интел-

лектуального капитала: взгляд в будущее. Сборник научных трудов. Х.: ХИБМ, 2012. С. 146-153.

5. Кошулько О. П. Исследование уровня минимальной заработной платы на Украине и ее влияние на развитие человеческого капитала: монография // Социально-экономическое развитие славянских стран СНГ: сравнительный анализ. Серия «Экономическое славяноведение». Под ред. К. В. Павлова и И. З. Юсупова. Ижевск: Изд-во «Митра», 2012. С. 686-698.

6. Кошулько О. П. Исследование уровня минимальной заработной платы на Украине и ее влияния на развитие человеческого капитала // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 7 (262). С.58-63.

7. Кошулько О. П., Кошулько В. А. Перспективы развития международных отношений на основе человеческого капитала // Учет, контроль и анализ в управлении предпринимательской деятельностью. Материалы IX Международной научно-практической конференции, Черкассы, 18-19.04.2012. В 3 т. Т. 1. Отв. ред. В. Н. Яценко; М-во образования и науки, молодежи и спорта Украины. Черкасс. гос. технол. ун-т. Черкассы: ЧГТУ, 2012. С. 99-101.

8. Лебедев С. А., Миленин С. А. Кризис российской науки и пути выхода из него. URL: http:// ecsocman .hse.ru/data/707/150/1217/016Lebedev. pdf.

9. Мех О. А. Отечественный научный потенциал: динамика финансово-кадровых преобразований / Research Club URL: http://www. researchclub. com. ua/jornal/219.

10. Новости дистанционного обучения. URL: http://www. independentfor. com/dstlnews. html.

11. Общественный Совет педагогов и ученых Украины. URL: http://gronu. org. ua.

12. Полозенко Д. В. Расходы бюджета на развитие человеческого капитала // Финансы Украины. 2006. № 4. С. 15-23.

13. Полохало В. Правительство олигархов и обнищание отечественной науки. URL: http://www. ukrrudprom. ua/digest/Uryad_olgarhv_ta_zubognnya_ vtchiznyano_nauki. html?print.

14. Поплавская Ж., Поплавский В. Экономико-философские аспекты человеческого капитала // Вестник НАН Украины. 2ОО2. № 12. С. 14-21.

15. Состояние соблюдения и защиты прав граждан Украины за рубежом. Выступление Уполномоченного по правам человека Н. Карпачевой в Верховной Раде Украины во время представления Специального доклада Уполномоченного // Голос Украины. 2ОО3. № 72. С. 14-15.

16. Студенты. Образ будущего. URL: http:// institute. gorshenin. ua/annuals/5_studenti_obraz_ budushchego. html.

17. Украинская система образования. URL: http://see-you. in. ua/ru/page/ukrainskaya-sistema-obrazovaniya.

18. Украина вошла в десятку стран с самыми бедными гражданами. URL: http://tsn. ua/groshi/ukrayina-vviyshla-do-desyatki-krayin-z-naybidnishimi-gromadyanami. html.

19. Mais brasileiros concluem faculdade: percentual subiu de 4,4 % para 7,9 % URL: http://noticias. terra. com. br/brasil/noticias/О «OI5742737-EI306,00-Mais +brasileiros+concluem+faculdade+percentual+subiu+ de+para. html.

20. Migration & Remittances. URL: http://web. worldbank. org/WBSITE/EXTERNAL/TOPIC S/О «contentMDK:21924020~pagePK:5105988~piPK:36 0975~theSitePK:214971,00.html.

21. Ranking Web of Universities. URL: http:// www. webometrics. info/en/Europe/Ukraine %2О.

22. Academic Ranking of World Universities -2О12. URL: http://www. shanghairanking. com/ ARWU2012.html.

23. World University Rankings 2О11-2О12. URL: http://www. timeshighereducation. co. uk/world-university-rankings^ 11-12/world-ranking/range/3 51-4ОО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. URL: http://www. iefund. org. uk.

25. International Visegrad Fund. URL: http://www. facebook. com/visegradfund.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.