УДК 33.054.22
Боровая Екатерина Олеговна, студент 3 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета
e-mail: katerina_borovay@mail.ru
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В РОССИЙСКИХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается предвыборная агитация в СМИ как способ участия в политической жизни общества. Ведь именно средства массовой информации играют особую роль в информационном обеспечении выборов. Также акцентируется внимание на проблемах, которые возникают в данной сфере, и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: средства массовой информации, предвыборная агитация, выборы, политическая реклама.
Borovaya Ekaterina Olegovna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University
e-mail: katerina_borovay@mail.ru
REGULATION OF ELECTION CAMPAIGN IN THE RUSSIAN MEDIA
Annotation: in the article discusses election campaigning in the media as a way to participate in the political life of society. Because the media play a special role in the informational support of elections. Also focuses on the problems that arise in this area, and suggests ways to solve them.
Keywords: media, election campaign, elections, political advertising
В современном обществе выборы являются одной из ключевых составляющих, формирующих демократическое государство. Именно поэтому в законодательстве Российской Федерации большое значение придается регулированию данной сферы общественных отношений.
Следует отметить, что немаловажную роль в этом играют средства массовой информации (далее СМИ) всех форм, будь то государственные, частные, ведомственные, независимые, печатные или электронные. Своим воздействием они постепенно формируют определенное общественное мнение. Недаром СМИ порой называют «четвертой властью», ставя ее непосредственно после основных трех ветвей. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что СМИ активно принимает участие в проведении выборов разных уровней, если быть точнее, в ведении предвыборной агитации. Так же это связанно с тем, что Российская Федерация является правовым государством и придерживается его принципов, и в данной ситуации, провозглашенный Конституцией РФ принцип свободы слова, является ключевым.
Так как предвыборная агитация не возможна без непосредственного участия СМИ, то для этого необходима основательная правовая регламентация, которая в случае возникновения нарушений во время избирательной кампании, способна будет их урегулировать. Данные нарушения, допущенные СМИ, весьма опасны, так как именно средства массовой информации формируют у граждан окончательный выбор. А в случае выбора, сделанного под влиянием нарушенных общих правил ведения выборов, он будет незаконен, что подрывает все демократические устои любого общества [4, с.207-212].
В Федеральном законе от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 2 дано непосредственно интересующее нас определение: «...агитация предвыборная (предвыборная агитация) -деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).». Опираясь на данное определение, можно вывести следующее, относящееся к теме статьи, а именно предвыборная агитация в средствах массовой информации. Определение имеет следующую трактовку: предвыборная агитация в СМИ -это деятельность избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, преследующей цель побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов, федеральных списков кандидатов.
Законом предусмотрено множество форм предвыборной агитации, выполняющейся через СМИ. Однако следует отметить, что данное многообразие относится в основном к электронным средствам массовой информации. Ссылаясь на тот же Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует отметить, что «предвыборная агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах».
Нужно обратить внимание на то, что о печатных СМИ практически ничего не сказано. Так как нынешнее общество всецело полагается на информацию, добытую в Интернете, увиденную по телевизору и услышанную по радио, то участники избирательного процесса большее свое внимание уделяют данным видам СМИ, нежели печатной прессе [1, ст.2].
Роль СМИ чрезвычайно возрастает во время проведения предвыборных кампаний из-за того, что представляет собой инструмент, с помощью которого до граждан пытаются довести нужные образы конкурирующих политических субъектов. Поскольку у избирателей во время проведения выборов, допустим федерального уровня, нет возможности лично узнать кандидатов в силу
массовости данного мероприятия, им приходится при выборе полагаться на, донесенный с помощью СМИ, образ.
В связи с этим российским законодательством разработаны определенные нормы, для обеспечения равенства в использовании СМИ для целей предвыборной агитации. Но в то же время этот же закон легко можно обойти. Например, вспомним сюжеты, в которых лидеры общественных движений присутствуют на открытии памятника или закладки фундамента нового храма. При этом они могут месяцами не сходить с экранов телевидения, ссылаясь, что данные репортажи всего лишь о выполнении данным лицом своих служебных обязанностей, а никак не агитация. Но при этом человек создает для себя определенные образы данных кандидатов еще до начала предвыборных кампаний.
Для того чтобы хотя бы частично защитить телезрителя, не заполняя самое зрелищное эфирное время однотипными формами предвыборной агитации, законом установлено, что одна треть общего объема бесплатного эфирного времени отводится под «круглые столы» и другие аналогичные совместные агитационные мероприятия. При этом, если со стороны кандидата поступит отказ, от участия в данных совместных мероприятиях, соответствующая доля бесплатного эфирного времени не компенсируется.
Оставшиеся две трети в свою очередь распределяются в равных долях между участниками выборов и используется ими для саморекламы по своему усмотрению. Что же касается использования платного эфирного времени, то форма предвыборной агитации и условия участия интервьюера в процессе телепередачи определяется договором, содержание которого зависит от соглашения между заказчиком и исполнителем. Оплата производится за счет средств соответствующего избирательного фонда. Следовательно, что больше средств тратится на предвыборную кампанию и кандидат чаще мелькает на экране, тем больше шансов у него победить на выборах [2] [3, ^130-133].
Можно сделать вывод, что предвыборная агитация во многом решает исход выборов, за счет того, что формирует предпочтения избирателей. Ее главным назначением является - обеспечение получения избирателями полной и достоверной информации об участвующих в выборах кандидатах, политических партиях и их предвыборных программах.
Но необходимо учесть, что существенным недостатком на данный момент являются нормы, регулирующие проведение предвыборной агитации в СМИ, т.к. они содержат множество неточностей, а так же двусмысленностей. В связи с этим на практике возникает довольно много спорных ситуаций, к решению которых трудно прийти, из-за отсутствия у нарушителя чувства вины или умысла. Это говорит о том, что в настоящее время при усиленном воздействии СМИ на избирателей, законодательно все нюансы предвыборной агитации определены весьма поверхностно и требуют дополнительного регулирования.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]// Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_37119/
2. Федеральный закон от 27 дек. 1991 г. №2124-1 «Закон о средствах массовой информации» [Электронный ресурс]// Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196366
3. Пашков О.В. Роль средств массовой информации в формировании избирательных информационных правоотношений // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - №6. - с. 130-133.
4. Курилина А.Г., Кудрявцев Ю.А. СМИ: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты) // II Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. - 2014. - с. 207-212.