связи можно предложить введение необлагаемого минимума доходов граждан. Т.к. должен оставаться необлагаемым доход, который необходим для поддержания здоровья и жизнедеятельности населения. Введение размера необлагаемого дохода в российскую практику позволит говорить о принципе равенства и справедливости налогообложения.
Список литературы
1. Старкова Н.О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ // Вестник НГИЭИ. 2017. № 9 (76). С. 118-125.
2. Аксенова А.А. Налоговые вычеты по ндфл, как инструмент реализации конституционного принципа равенства // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 287-290.
3. Бирюков П.Н., Брызгалин А.Н., Винницкий Д.В., Сенцова М.В., Карасева М.В., Костюков А.Н., Красюков А.В., Пауль А.Г., Самсонова А.Е., Селюков А.Д., Стрельников В.В., Худяков А.И., Шепенко Р.А. Финансовое право.- Москва, 2009. - 604 с.
4. Глазунова И.В., Костюков А.Н. История развития местных налогов и сборов в России // История государства и права. 2003. № 1. С. 56-63.
5. Аксенова А.А. Механизм получения социального вычета на лечение при исчислении налога на доходы физических лиц // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2. С. 14.
6. Панина Е.В. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов в российской федерации в условиях государственного регулирования // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 117-126.
Иоселиани А.Ю.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: В статье указаны основные функции и задачи СМИ по информационному обеспечению выборов, ограничения и запреты, регламентированные федеральными законами. Правовое регулирование, осуществлённое законодателем в 2016 - 2017 гг. уточняет критерии отнесения СМИ к государственным и
муниципальным организациям, порядок проведения агитации сетевыми изданиями. Автором обращено внимание на процедуру проведения теледебатов, недостатки в их организации.
Abstract: In article the main functions and problems of mass media of information support of elections, restrictions and a ban regulated by federal laws are specified. The legal regulation which is carried out by the legislator in 2016 - 2017 specifies criteria of reference of mass media to the state and municipal organizations, an order of carrying out propaganda by network editions. The author paid attention to procedure of carrying out televised debates, shortcomings of their organization.
Ключевые слова: информационное обеспечение выборов, правовое регулирование, организации СМИ, сетевые издания, предвыборная агитация, теледебаты.
Keywords: information support of elections, legal regulation, mass media organization, network editions, pre-election campaign, televised debates.
В процессе своей деятельности в период избирательных кампаний средства массовой информации (СМИ) выполняют функции и задачи по информационному обеспечению выборов, определённые избирательным законодательством и Законом РФ «О средствах массовой информации». СМИ сообщают о действиях субъектов избирательных правоотношений, представляют эфирное время и (или) печатные площади для проведения законной агитации кандидатом и избирательным объединением, участвуют в наблюдении за выборами, взаимодействуя с органами власти, избирательными комиссиями, общественными организациями и др. Осознавая особую роль СМИ в существенном влиянии их на политический выбор граждан, государство принимает законы, регламентирующие правовой статус средств массовой информации и препятствующие злоупотреблениям в их информационной деятельности.
Декларируемый Конституцией РФ запрет на цензуру ограничивается федеральными законами «О противодействии экстремисткой деятельности», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Законом РФ «О СМИ» в случае распространении материалов экстремистского характера. Список материалов, признанных экстремистскими, периодически печатается в государственных СМИ.
В целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ), Закон «О СМИ» (ст. 4), раскрывая понятие «злоупотребление свободой массовой информации»,
содержит запрет на использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, фильмах, информационных компьютерных файлах скрытых вставок и иных технических приёмов и способов распространения информации, воздействующей на подсознание людей, и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Участвуя в информационном обеспечении выборов, представители СМИ имеют право присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий и при подсчёте голосов, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Согласно новым пунктам 1.2, 11.2 ст. 30, законодатель в 2016 г. ограничил присутствие представителей СМИ по основаниям заключения трудового договора или гражданско-правового договора с организациями СМИ не менее чем за два месяца до дня опубликования решения о назначении выборов и аккредитацией в порядке, установленном ЦИК РФ или избирательной комиссией субъекта РФ с подачей заявки не позднее трёх дней до выборов.
Уточнены критерии отнесения средств массовой информации к государственным и муниципальным организациям (ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»). Перечень представляется в комиссию, организующую выборы, не позднее чем на 10-й день после дня опубликования решения о назначении выборов. Организации СМИ, имеющие в составе учредителей государственных органов, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных организаций, получающих государственные или муниципальные субсидии и (или) субвенции из соответствующих бюджетов, за год, предшествующий началу избирательной кампании, а также имущие долю (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ или, соответственно, - муниципальных образований, - являются государственными или муниципальными. Организации СМИ, не имеющие указанных признаков, считаются негосударственными. Дополнены сведения, которые должны содержаться о каждой организации, входящей в перечень. Указанная классификация имеет важное значение, так как законодательством установлены разные правовые режимы участия организаций СМИ в информационном обеспечении выборов, связанные предоставлением бесплатных эфирного времени или печатной площади.
В связи с усиливающимся влиянием Интернета на население страны, особенно в период избирательных кампаний, возникла необходимость в регулировании деятельности сетевых изданий. В ряде статей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», посвящённых информационному обеспечению выборов, среди
субъектов информирования указаны редакции сетевых изданий. Предвыборная агитация в них может проводиться (п. 3 ст. 48), они вправе предоставлять услуги на платной основе при условии опубликования и предоставления в избирательные комиссии сведений о размере оплаты таких услуг в течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов. На представителей редакций сетевых изданий распространяется запрет на проведение агитации при осуществлении ими профессиональной деятельности, как и представителей других организаций СМИ (пп. «ж» п. 7 ст. 48).
Внесёнными изменениями в ст. 45 уточнено, что организации, осуществляющие выпуск СМИ, редакции сетевых изданий вправе публиковать интервью с кандидатами, выпускать в свет (эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях, передачи с участием кандидатов.
Согласно п. 4 ст. 51 не менее половины общего объёма бесплатного эфирного времени должно быть представлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, иных совместных агитационных мероприятий.
Законодателем внесено уточнение, что эфирное время не предоставляется избирательным объединениям, если объёма эфирного времени недостаёт для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждое избирательное объединение придётся пять или более минут.
Однако сама процедура проведения таких мероприятий как предвыборные дебаты на телевидении, на наш взгляд, организована так, что возникает сомнения о необходимости этих теледебатов. Складывается впечатление, что телеканалы не столько заинтересованы донести до избирателя позицию кандидатов, сколько показать скандальное шоу, которое приходилось наблюдать из-за недостатка культуры ведения дискуссий среди оппонентов. Дискуссии, как правило, не получалось.
Автор полагает, что телезрителю (избирателю), ежедневно решающему свои экономические внутрисемейные проблемы, важно услышать не демагогические высказывания обо всём и ни о чём или обильное цитирование Столыпина П.А., зарубежных экономистов, а пути решения проблем, которые предлагает тот или иной кандидат. СМИ как модератору лучше предлагать одну-две темы для обсуждения кандидатам, возможно, по согласованию с ними, анонсировать в новостных программах или иным способом, чтобы вызвать интерес избирателей. Процедура, механизм проведения теледебатов должны быть хорошо продуманы. Стоит обсудить вопрос
с представителями партий, услышать мнение избирателей в прямом эфире, а не полагаться только на свободу СМИ.
Полагаем, имеется необходимость в разработке методических рекомендаций ЦИК РФ для кандидатов и организаций СМИ, участвующих в информационном обеспечении выборов, по организации и проведении теледебатов или иных подобных совместных агитационных мероприятий.
Подводя итог изложенному, подчеркнём, что система гарантий, ограничений и запретов, норм, регламентирующих полномочия СМИ, служит ориентиром для осуществления контроля за деятельностью средств массовой информации в избирательных кампаниях, в процессе которых выявляются проблемы, требующие внесения изменений и дополнений в законодательство. Согласно позиции Конституционного Суда РФ средства массовой информации не являются субъектами агитационной деятельности, они вправе только информировать, но информирование должно быть хорошо организовано, чтобы теледебаты не превращались в плохое шоу.
Список литературы
1. Конституция РФ (в ред. от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ)/Собр. зак. РФ, 04.08.2014, ст.4398.
2. Федеральный Закон от 12.06.2002 № 67 - ФЗ (ред. от 18.04.2018 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ «Ко нсультантПлюс ».
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ (в ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]/ «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 19.04.2018) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]/ «КонсультантПлюс».
5. Морозова Г.А., Зимин В.А. Правовое государство: основные признаки, черты, проблемы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2012. № 4 (23). С. 121-128.
6. Иванихин А.А. Реализация избирательных прав молодых граждан: к вопросу о повышении электоральной активности российской молодежи // В сборнике: Права человека: теория, история, практика сборник научных трудов, посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека. Волгоград, 2014. С. 134-141.