о о
Q) Г
0
>3 ^
4]
1 CD
О §
D.A. GRISHIN*, Yu.V. MALYSHEVA
**
УДК 343.121 ББК 67.410.201 Г85
REGULATION OF THE RIGHTS OF SUSPECTED, ACCUSED PERSON FOR PROTECTION IN RUSSIAN LEGISLATION AND IN INTERNATIONAL LEGAL ACTS
Аннотация: в статье дается сравнительно-правовой анализ регламентации оказания юридической помощи по уголовным делам подозреваемому; обвиняемому; аргументируется необходимость корректировки российского уголовно-процессуального законодательства в части оказания юридическойпомощи
Ключевые слова: подозреваемый, обвиняемый, юридическая помощь, международные нормативно-правовые акты.
ДМИТРИИ АЛЕКСЕЕВИЧ ГРИШИН *, ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛЫШЕВА**
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХАКТАХ
Annotation: the article presents comparative analysis of legal rules and legal assistance in criminal cases to suspected, accused person, the authors discusse the need for development of Russian Criminal Procedure Code with regard to legal assistance.
Key words: suspected, accused, legal assistance, international normative and legal acts.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Особое значение, на наш взгляд, данная конституционная гарантия приобретает в сфере уголовно-процессуальных отношений, где встречаются существенные нарушения конституционного права человека и гражданина на защиту.
Уголовно-процессуальное законодательство РФ обеспечивает право подозреваемому и обвиняемому на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ст. 16 УПК РФ). Это положение - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 49 УПК РФ лицом, осуществляющим в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающим им юридическую помощь при производстве по уголовному делу, является защитник. Уголовно-процессуальное законодательство РФ закрепляет перечень лиц, которые могут быть защитником в уголовном судопроизводстве, а именно: адвокаты; один из близких родственников обвиняемого наряду с адвокатом; иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, наряду с адвокатом; при производстве у мирового судьи - указанные лица наряду с адвокатом и вместо него.
Следует отметить, что отсутствие защитника-адвоката в уголовном деле влечет за собой отказ суда в допуске в уголовный процесс
* Кандидат юридических наук (Академия ФСИН России);
** Слушатель
(Московскийуниверситет МВД России) Б-таЦ:таУЬ[email protected].
в качестве защитника иного лица, не являющегося адвокатом (исключение составляет производство по уголовному делу, осуществляемому мировым судьей).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» адвокат - лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Проанализировав правовую норму содержащуюся в ч. 2 ст. 49 УПК РФ, можно сделать вывод о том, что в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого может выступать практически только адвокат. Иные лица, которые наряду с адвокатом могут осуществлять защиту по уголовным делам, вступают в уголовный процесс только на стадии судебного разбирательства, поскольку они допускаются по определению или постановлению суда, а следовательно, могут представлять интересы только подсудимых.
Таким образом, согласно отечественному уголовно-процессуальному законодательству можно разграничить защитников подозреваемых, обвиняемых и отдельно защитников подсудимых. Одновременно не исключается возможность осуществления защиты одним и тем адвокатом первоначально подозреваемого, обвиняемого, а впоследствии - этого же лица, но уже наделенного статусом подсудимого. По данному поводу Конституционный Суд РФ уточняет, что сам по себе переход от одной процессуальной стадии к другой не может влечь за собой ограничение права обвиняемого на помощь адвоката (защитника).
Право каждого на защиту регламентируется не только в отечественном, но и в международном законодательстве. Так, во Всеобщей декларации прав человека закреплено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод в своих правовых нормах предусматривает право человека защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника либо при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
В качестве международного стандарта оказания юридической помощи в уголовно-процессуальной сфере следует рассматривать Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.1 Принцип 11 этого документа закрепляет право задержанного самому выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом. Принцип 18 гласит о том, что задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом. Задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляются необходимое время и условия для проведения консультаций со своим адвокатом. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка.
Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями разработал Основные принципы, касающиеся роли юристов. Как отметил Конгресс ООН, указанные принципы должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национального законодательства и практики и должны быть доведены до внимания юристов, а также других лиц, таких как судьи, обвинители, представители исполнительных и законодательных органов и населения в целом. Отдельно было подчеркнуто, что эти принципы, при необходимости, также применяются к лицам, которые выполняют функции юристов, не имея официального статуса таковых.
Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что согласно Основным принципам каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и
г §
0
со
1
0" ^
Сс §
о
.с
(D О О
отстаивания его прав и защиты на всех стадиях уголовного разбирательства. Правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия, такого как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения. Данные принципы закрепляют правовые гарантии получения юридических услуг бедными и, в случае необходимости, другими лицами, находящимися в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам2.
Правовая регламентация получения юридической помощи и конфиденциального общения с адвокатом подследственным заключенным отражена и в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
Если провести параллель между нормами отечественного и международного законодательства регламентирующего участие адвоката в уголовном процессе, то можно заметить, что отечественное законодательство сужает право подозреваемого, обвиняемого на выбор защитника. Несмотря на то что в качестве защитника может выступать один из близких родственников подозреваемого, обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует подозреваемый, обвиняемый, его участие в уголовном судопроизводстве возможно только наряду с адвокатом. Самостоятельно представлять интересы доверителя такие лица не могут. В приведенных выше международных правовых актах право подозреваемого, обвиняемого на выбор защитника, в том
числе иного лица - не адвоката, не ограничивается, в сравнении с российским уголовно-процессуальным законодательством Таким образом, в международных правовых актах круг лиц, которые могут выступать в качестве защитника, шире, не связывается с определенными процессуальными условиями.
Отмеченная проблема актуализируется в связи с ненадлежащим качеством оказания подозреваемым, обвиняемым юридической помощи защитником в отечественномсудопроизвод-стве. Так, в ходе проведения О.А. Малышевой научного исследования подследственным, заключенным под стражу, было предложено оценить по 5-балльной шкале работу своего защитника. Были получены следующие результаты. Средний балл работы защитника, назначенного лицом, производящим предварительное расследование, составляет 2,6 балла. Оценка работы защитника, избранного самостоятельно подследственным, составляет 3,4 балла. По мнению указанного автора, причиной сложившегося положения является недостаточная заинтересованность защитника в исходе дела3, в том числе в более полной защите прав и законных интересов своего доверителя.
В связи с указанным, на наш взгляд, необходима корректировкароссийского уголовно-процессуального законодательства в части расширения права подозреваемого, обвиняемого на привлечение для защиты своих прав и законных интересов иных лиц, кроме адвоката, способных оказать ему квалифицированную юридическую помощь. Тем самым будет устранено несоответствие правовых норм отечественного законодательства приоритетным нормам международного права. Одновременно будет снято ограничение права подозреваемого, обвиняемого на защиту.
1 См.: Правовые основы деятельности системы МВД России: сб. нормат. док. М., 1996. Т. 2. С. 147-157.
2 См.: Основные принципы, касающиеся юристов: приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г. //www.zonazakona.ru/ zakon/index.php?zakon=other_rol&go=index (дата обращения20.09.2011 г).
3 См.: Малышева О.А. Досудебное производство по уголовным делам как форма реализации уголовной политики. М., 2007. С. 165.