РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Р.А. Хусаинова, магистрант Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-96-98
Аннотация. Автор в статье рассмотрел регламентацию полномочий главы местного самоуправления и значение наличия главы для муниципального образования. Были рассмотрены и перечислены полномочия, выделены исключительные полномочия. Автор отметил, что полномочия можно разбить по критериям. Выделены проблемы отсутствия системности в регламентации полномочий. Автор выделил проблему разбросанности норм, устанавливающих полномочия главы муниципального образования по различным отраслям права и законам. Предложены пути совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы.
Ключевые слова: глава муниципального образования, полномочия главы местного самоуправления, муниципальное образование, местное самоуправление, муниципальное право.
Наличие главы муниципального района является основой конституционного строя России. Глава муниципального образования перешел в разряд обязательных органов местного самоуправления. Поэтому статус и роль представителя власти в муниципальном образовании возросли. Значение главы муниципального образования выражено в объеме его полномочий. Чем шире полномочия, тем большее значение придает общество присутствию данного элемента в правовой системе.
В теории муниципального права главу муниципального образования называют не только высшим должностным лицом муниципального образования, но и единоличным органом местного самоуправления [1]. На наш взгляд, глава муниципального образования - это, прежде всего, официальный представитель конкретного муниципального образования.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] было регламентировано, что полномочия главы муниципального образования устанавливаются законом и уставов муниципального образования для решения вопросов местного значения. Самого определения понятия главы муниципального обра-
зования закон не дает. Вышеназванным законом закреплены права, обязанности, ответственность и гарантии, порядок избрания главы муниципального образования и многое другое. Видимо через эти признаки законодатель определил сущность главы местного самоуправления и счел необязательным внесение определения понятия главы муниципального образования.
С учетом национальных традиций, устоявшихся обычаев, особенностей субъектов государства, главу муниципального образования в уставе могут называть главой городского поселения, главой муниципального района, главой улуса (района) [3].
Анализ Федерального Закона №131-Ф3 показал, что в данном законе нет полного перечня полномочий представительного органа власти местного самоуправления. Однако, многие полномочия, не отраженные в данном Федеральном законе, содержатся в других законах федерального уровня [4]. Лишь часть правоотношений регулируется на уровне субъектов Федераций и муниципальных образований, большая часть полномочий регламентирована на Федеральном уровне.
Также стоит отметить, что в регулировании полномочий главы муниципального образования нет системности, многие регулирующие полномочия нормы раскиданы по федеральным законам различных отраслей, однако можно было для удобства все отразить в Федеральном законе № 131-Ф3.
Неконкретизированные на федеральном уровне полномочия представительных органов муниципальных образований конкретизируются законами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствие с ними уставами муниципальных образований. Однако многие научные деятели согласятся, что это весьма нерациональных подход.
Как правило, полномочия главы муниципального района начинаются с момента его официального вступления в свою должность, а прекращаются в день вступления в должность нового главы муниципального образования, либо временно исполняющего обязанности заместителя. Срок полномочий главы муниципального образования в различных субъектах колеблется от двух до пяти лет.
За занятие выборной должности идет трудовой стаж, а также учитываются льготы и гарантии по законодательству о государственной и муниципальной службе. Несмотря на это, стоит отметить, что глава муниципального образования не является муниципальным служащим, так как он занимает выборную муниципальную должность.
Анализ исключительных полномочий главы муниципального образования позволяет сказать, что в Законе № 131 -ФЗ содержатся нормы, которые можно назвать регулирующими исключительные поно-мочия, хотя законодателем они такими не представлены. Так, например, согласно части 5 статьи 22 Закона № 131 -ФЗ именно глава муниципального образования обязан назначить местный референдум.
К исключительным полномочиям главы местного самоуправления следует отнести и установление порядка организации и
проведения публичных слушаний, установление правил рассмотрения обращений, принятых собранием граждан.
Исключительные полномочия главы муниципального образования содержатся и в других отраслях права. Градостроительный Кодекс РФ в статье 20 содержит норму о подтверждении документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе генерального плана развития муниципального образования [5].
Некоторые исключительные полномочия главы местного самоуправления установлены Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ). Так, согласно статье 63 БК РФ, главой муниципального образования могут быть установлены единые для всех поселений муниципального образования нормативы отчислений в местный бюджет [6].
Было бы удобнее и на законодательном уровне классифицировать все полномочия главы муниципального района по критериям, указывающим сферу правового регулирования. Например, выделив и перечислив полномочия общего характера; полномочия в сфере реализации населением муниципального образования права на местное самоуправление; полномочия в сфере определения статуса органов местного самоуправления; полномочия в экономической и финансовой сфере; полномочия в сфере градостроительных и земельных отношений [7].
Следует сделать вывод, что глава муниципального образования очень важная фигура в местном самоуправлении. Данный факт можно проследить по объему полномочий, обязанностей и ответственности, закрепленных в законодательных актах. Можно отметить, что у главы муниципального образования весьма широкий круг полномочий, но такие полномочия следует собрать в конкретной норме в Федеральном законе № 131-ФЗ. Именно глава муниципального образования принимает важные решения выносит решение о референдуме и много другое.
Библиографический список
1. Бабошин О.А. Глава муниципального образования в структуре органов местного самоуправления // Вопросы управления. - 2018. - № 5 (35). - С. 38-44.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 289-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
3. Устинова О.Ю. Формирование должности главы муниципального образования в Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - №6 (50). - С. 239-241.
4. Андемиркан Б.А. Регулирование полномочий депутатского корпуса местного самоуправления // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 4. - С. 67-70.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 298-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 251-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2021).
7. Кузнецов А.С. Полномочия главы муниципального образования как элемент правового статуса // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №5. - С. 140-145.
REGULATION OF THE POWERS OF THE HEAD OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE MUNICIPALITY
I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor R.A. Khusainova, Graduate Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The author in the article considered the regulation of the powers of the head of local self-government and the importance of having a head for a municipality. Powers were considered and listed, exclusive powers were allocated. The author noted that the powers can be broken down by criteria. The problems of lack of consistency in the regulation of powers are highlighted. The author highlighted the problem of the dispersion of norms establishing the powers of the head of a municipality in various branches of law and laws. The ways of improving the regulatory regulation of this sphere are proposed.
Keywords: head of municipal formation, powers of the head of local self-government, municipal formation, local self-government, municipal law.