Научная статья Original article УДК 340
ПОЛНОМОЧИЯ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
POWERS AND LEGAL ACTS OF THE LOCAL ADMINISTRATION
ЁЯ
Хазиева Эльза Маратовна, магистрант 3 курса, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», elza. urazbaeva@yandex .ru
Бадретдинов Ирик Рауфович, к.пол.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», I.R.Badretdinov@strbsu.ru
Khazieva Elza Maratovna, 3rd year Master's student, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, elza.urazbaeva@yandex.ru
Badretdinov Irik Raufovich, PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Sterlitamak branch of Bashkir State University, I.R.Badretdinov@strbsu.ru
Аннотация. В статье исследуются полномочия и правовые акты местной администрации. Автор отмечает, что полномочия исполнительно-распорядительного органа выражаются либо через полномочия, предоставляемые главе администрации, либо через полномочия местной администрации как коллегиального органа местного самоуправления.
Анализируются соответствующие нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Отмечается, что в законе содержится определенное противоречие, когда фактически отождествляются правовые акты местной администрации как органа местного самоуправления и правовые акты главы местной администрации как руководителя местной администрации.
Abstract. The article examines the powers and legal acts of the local administration. The author notes that the powers of the executive and administrative body are expressed either through the powers granted to the head of the administration, or through the powers of the local administration as a collegial body of local self-government. The relevant norms of the Federal Law "On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" are analyzed. It is noted that the law contains a certain contradiction when the legal acts of the local administration as a local self-government body and the legal acts of the head of the local administration as the head of the local administration are actually identified.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган, муниципальное образование, глава местной администрации.
Keywords: local self-government, local self-government bodies, local administration, executive and administrative body, municipal entity, head of local administration.
Полномочия местной администрации муниципального образования — это система прав и обязанностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяемых вопросами местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность и удовлетворение потребностей населения муниципального образования [4, c.35].
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. На организационную схему построения местной администрации оказывает влияние численность населения муниципального образования, размер территории муниципального, социально-экономическое развитие муниципального образование и т.п. Прослеживается прямая зависимость структуры местной администрации от вопросов местного значения, поставленных задач, социально-экономической инфраструктуры, условий жизни граждан и иных обстоятельств.
Полномочия местной администрации как исполнительного органа выражаются либо через полномочия, которые предоставляются главе администрации, либо через полномочия, выполняемые местной администрацией как коллегиальным органом. При этом федеральное законодательство, в том числе Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит норм, определяющих направления деятельности исполнительно -распорядительных органов, не раскрывает вопросы, определяющие круг обязанностей местной администрации. В связи с этим можно сказать, что единый подход к определению полномочий исполнительно-распорядительных органов муниципального образования не сложился [1, ^23].
Основная функция исполнительно-распорядительного органа -осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) через представительный орган.
А.Т. Карасев, А.В. Елькина выделили шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
- вопросы социально-экономического развития муниципального образования;
- вопросы муниципального хозяйства;
- финансовые вопросы;
- социальные вопросы;
- административно-организационные вопросы;
- исполнение переданных государственных полномочий [3, с.27]. Указанные направления деятельности являются основными, в
соответствии с которыми формируется структура местной администрации, создаются соответствующие структурные подразделения администрации.
Исполнительно-распорядительным органам отводится важное значение по изданию нормативно-правовых актов, особенно учитывая, что именно эти органы осуществляют повседневную деятельность по реализации вопросов местного значения, что следует из ч. 1, 6 и 7 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9]. При этом правовые акты исходят не от главы местной администрации, а от самой местной администрации как органа местного самоуправления, обладающего всеми признаками органа публичной власти [7, с.190]. В тех же нормах указывается, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной
администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Как видно, виды правовых актов (постановления и распоряжения) остались прежними, однако при этом субъект их издания скорректировался, что, впрочем, принципиального значения это не имеет. Вместе с тем здесь имеется некоторое противоречие. Дело в том, что, с одной стороны, законодатель говорит о «правовых актах местной администрации», и тут же добавляет, что эти акты издает не местная администрация, а глава местной
администрации. Здесь придется обратиться к закрепленному законодателем принципу единоначалия, на основе которого глава местной администрации руководит этим органом (ч. 1 ст. 37 Закона № 131-Ф3) [6, с.105].
На сегодняшний день нет однозначности в том, каким образом местная администрация должна принимать решения - с элементами коллективизма или же от ее имени все акты будет издавать глава администрации [5, с.248].
Следовательно, ч.4 ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нуждается в корректировке, согласно которой глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, издает постановления и распоряжения главы местной администрации [8, с.10].
Стоит также обратить внимание на то, что глава муниципального образования в определенных случаях может издавать акты, относящиеся к компетенции местной администрации. Подобное смешение функций главы муниципального образования и главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования снижает эффективность местного самоуправления. На основании этого считаем, что глава муниципального образования, исполняющий обязанности главы местной администрации, при издании правовых актов (постановлений и распоряжений) местной администрации должен подписывать их как глава местной администрации. В этой связи представляется ошибочной корректировка ч. 4 ст. 43 Закона №2 131-ФЗ в декабре 2009 года, в результате которой глава муниципального образования теперь не «является главой местной администрации», а «исполняет полномочия главы местной администрации». Представляется, что предыдущая формулировка указанной нормы была более точной и к ней следует вернуться [2, с.63].
Таким образом, компетенция исполнительно-распорядительного органа выражена либо через полномочия, предоставляемые главе администрации, либо через полномочия местной администрации как коллегиального органа местного самоуправления.
Закон № 131-ФЗ содержит определенные противоречия, когда фактически отождествляются правовые акты местной администрации как органа местного самоуправления и правовые акты главы местной администрации как руководителя местной администрации. Кроме того, нет четкости в вопросе о том, обладает ли глава муниципального образования полномочиями подписывать акты от имени главы местной администрации. Данные противоречия требуют своего устранения.
Литература
1. Артюхова Е.В. Разграничение полномочий между главой муниципального образования и главой местной администрации // Студенческий форум. 2020. № 20-3 (113). С. 23-24.
2. Багрова Н.А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8 (99). С. 63-66.
3. Карасев А.Т., Елькина А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 25-28.
4. Кисаев Т.А. Полномочия и правовые акты местной администрации // Вестник магистратуры. 2018. № 2-1 (77). С. 35-41.
5. Михнева С.В., Митячкина Е.С. Ценностные характеристики местного самоуправления // Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (64). С. 248253.
6. Михнева С.В., Михнев И.П., Чернова А.П. Правовые основы определения юридического положения должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в Российской Федерации. В сборнике «Социально-экономические и правовые основы инновационного развития»: сборник научных статей. Пенза, 2018. С. 104-111.
7. Радаева С.В. Особенности юридических технологий правовых актов главы муниципального образования // 25 лет Конституции Российской
Федерации: традиции и новации государственно-правового развития. Материалы Всероссийской научной конференции. 2018. С. 190-193.
8. Упоров И.В. Акты местной администрации: муниципально-правовой анализ // Проблемы современной науки и инновации. 2017. №2 5. С. 10-14.
9. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 304-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
References
1. Artyukhova E.V. Differentiation of powers between the head of a municipal formation and the head of a local administration // Student Forum. 2020. No. 20-3 (113). pp. 23-24.
2. Bagrova N.A. Some aspects of the legal status of the head of the local administration // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. No. 8 (99). pp. 63-66.
3. Karasev A.T., Elkina A.V. Competence of local self-government bodies // State power and local self-government. 2015. No. 8. pp. 25-28.
4. Kisaev T.A. Powers and legal acts of local administration // Bulletin of Magistracy. 2018. No. 2-1 (77). pp. 35-41.
5. Mikhneva S.V., Mityachkina E.S. Value characteristics of local self-government // Humanitarian studies. 2017. No. 4 (64). pp. 248-253.
6. Mikhneva S.V., Mikhnev I.P., Chernova A.P. Legal bases for determining the legal status of local government officials and municipal employees in the Russian Federation. In the collection "Socio-economic and legal foundations of innovative development": collection of scientific articles. Penza, 2018. pp. 104-111.
7. Radaeva S.V. Features of legal technologies of legal acts of the head of the municipality // 25 years of the Constitution of the Russian Federation: traditions and innovations of state-legal development. Materials of the All-Russian Scientific Conference. 2018. pp. 190-193.
8. Uporov I.V. Acts of local administration: municipal-legal analysis // Problems of modern science and innovation. 2017. No. 5. pp. 10-14.
9. Federal Law No. 131-FZ of October 06, 2003 "On the General Principles of the Organization of local self-government in the Russian Federation" (with the following amendments and additions). No. 304-FZ dated July 2, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. No. 40. St. 3822.
© Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.
Для цитирования: Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р. Полномочия и правовые акты местной администрации// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №10/2021.