Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
964
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
местное самоуправление / органы местного самоуправления / местная администрация / исполнительно-распорядительный орган / муниципальное образование / глава местной администрации. / local self-government / local self-government bodies / local administration / executive and administrative body / municipal entity / head of local administration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хазиева Эльза Маратовна, Бадретдинов Ирик Рауфович

В настоящее время в научной среде усиливается интерес к вопросам организации местного самоуправления и повышения эффективности деятельности муниципальных органов. Одна из наиболее значимых теоретических и практических проблем обеспечение эффективной деятельности органов местного самоуправления и прежде всего местной администрации. Именно местная администрация обеспечивает повседневную жизнедеятельность населения муниципального образования. В статье рассматриваются правовые основы организации и деятельности местной администрации. Отмечается, что правовой статус местной администрации, которая несет наибольшую нагрузку по решению вопросов местного значения, подробно не регламентируется. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматриваются ни направления деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, ни конкретные вопросы, которые входят в круг обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE LOCAL ADMINISTRATION

Currently, the scientific community is increasing interest in the organization of local self-government and improving the efficiency of municipal bodies. One of the most significant theoretical and practical problems is ensuring the effective operation of local self-government bodies and, above all, local administration. It is the local administration that ensures the daily life of the population of the municipality. The article discusses the legal foundations of the organization and activities of the local administration. It is noted that the legal status of the local administration, which bears the greatest burden on solving issues of local importance, is not regulated in detail. The Federal Law «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» does not provide for any areas of activity of executive and administrative bodies of local self-government, nor specific issues that fall within the scope of responsibilities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021

Научная статья Original article УДК 343

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

LEGAL BASIS OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE

LOCAL ADMINISTRATION

Хазиева Эльза Маратовна, магистрант 3 курса, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», elza. urazbaeva@yandex .ш

Бадретдинов Ирик Рауфович, к.пол.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected]

Khazieva Elza Maratovna, 3rd year Master's student, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, [email protected]

Badretdinov Irik Raufovich, PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Sterlitamak branch of Bashkir State University, [email protected]

Аннотация. В настоящее время в научной среде усиливается интерес к вопросам организации местного самоуправления и повышения эффективности деятельности муниципальных органов. Одна из наиболее значимых теоретических и практических проблем - обеспечение эффективной

деятельности органов местного самоуправления и прежде всего местной администрации. Именно местная администрация обеспечивает повседневную жизнедеятельность населения муниципального образования.

В статье рассматриваются правовые основы организации и деятельности местной администрации. Отмечается, что правовой статус местной администрации, которая несет наибольшую нагрузку по решению вопросов местного значения, подробно не регламентируется. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматриваются ни направления деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, ни конкретные вопросы, которые входят в круг обязанностей.

Abstract. Currently, the scientific community is increasing interest in the organization of local self-government and improving the efficiency of municipal bodies. One of the most significant theoretical and practical problems is ensuring the effective operation of local self-government bodies and, above all, local administration. It is the local administration that ensures the daily life of the population of the municipality.

The article discusses the legal foundations of the organization and activities of the local administration. It is noted that the legal status of the local administration, which bears the greatest burden on solving issues of local importance, is not regulated in detail. The Federal Law «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» does not provide for any areas of activity of executive and administrative bodies of local self-government, nor specific issues that fall within the scope of responsibilities.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, местная администрация, исполнительно-распорядительный орган, муниципальное образование, глава местной администрации.

Keywords: local self-government, local self-government bodies, local administration, executive and administrative body, municipal entity, head of local administration.

В настоящее время одним из актуальных вопросов является повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления. Одним из таких органов публичной власти является местная администрация. Именно на него, как орган исполнительно-распорядительный, возложены обязанности по обеспечению повседневной жизнедеятельности населения любого муниципального образования.

В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] местная администрация была факультативным органам, наличие исполнительно-распорядительного органа не было обязательным. Ситуация меняется с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. №2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10], местная администрация была выделена в качестве самостоятельного органа муниципального образования, ее наличие в системе органов местного самоуправления является обязательным.

Однако несмотря на то, что действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация включена в обязательные органы местной власти, определение понятия «местная администрация» законом не закреплено.

Местная администрация - это самостоятельный, обязательно формируемый орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, организующий исполнение решений представительного органа и осуществляющего исполнительно-

распорядительную деятельность на территории муниципального образования в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Руководителем исполнительно-распорядительного органа является глава местной администрации, который может поступать на должность в результате двух способов: посредством избрания в случае, если глава муниципального образования является руководителем местной администрации, и его правовой статус совмещает правомочия по двум муниципальным должностям. И второй вариант - посредством назначения на должность в результате проведения конкурса.

Главу местной администрации как избранного - при совмещении с главой муниципального образования, так и назначенного на должность сити -менеджера, следует относить к должностным лицам местного самоуправления, не являющимся муниципальными служащими. В связи с чем, его правовое положение должно определяться положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными муниципальными правовыми актами.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако, конкретных полномочий, относящихся к исключительной компетенции местной администрации, законом не сформулировано, что вызывает неоднозначные результаты к оценке деятельности данного органа.

Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой. В современных условиях необходимо формирование правовой базы местного самоуправления так, чтобы в компетенции органов местной власти было

четкое разграничение между исполнительно-распорядительными и представительными органами местной власти. Объем полномочий местной администрации не ограничивается законодательством о местном самоуправление, здесь нужно учитывать положения, закрепленные в земельной, финансовой, жилищной, градостроительной и иных отраслях права. Нам представляется, что такие дополнительные полномочия необходимо учитывать и отражать в соответствующих дополнениях к законам о местном самоуправлении. Нуждаются в дополнительном исследовании вопросы правового статуса местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местной власти, место и роль данного органа в системе публичной власти, взаимодействие местной администрации с населением для развития демократии в муниципальном образовании. В связи с этим, необходимо внести ряд дополнений в действующее законодательство о местном самоуправлении с учетом вышеизложенного:

- законодательно закрепить понятие «местная администрация как орган местной власти»;

- объем полномочий местной администрации формировать с учетом положений не только законодательства о местном самоуправлении, но и с учетом отраслевого: земельного, жилищного, финансового, градостроительного;

- сформировать правовую базу о местном самоуправлении с четким разграничением полномочий органов местной власти;

- на федеральном уровне разработать нормативный правовой акт о регламенте местной администрации.

Основная функция местной администрации - это повседневная управленческая и организационная деятельность для обеспечения благополучия населения, проживающего на территории того или иного муниципального образования. В сегодняшних условиях механизм реализации полномочий местной администрации находится лишь в стадии становления и требует дальнейших законодательных доработок.

Литература

1. Багрова Н.А. Некоторые аспекты правового статуса главы местной администрации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 8 (99). С. 63-66.

2. Дорофеев А.В. Местная администрация: вопросы формирования и структуры // Общество. 2020. № 4 (19). С. 90-92.

3. Елькина А.В. Формирование местной администрации в муниципальных образованиях Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8. С. 19-21.

4. Жамборов А.А., Бозиева Е.А. Порядок и особенности формирования структуры местной администрации поселения // Социально -политические науки. 2019. № 2. С. 91 -94.

5. Карасев А.Т., Елькина А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 25-28.

6. Кисаев Т.А. Полномочия и правовые акты местной администрации // Вестник магистратуры. 2018. № 2-1 (77). С. 35-41.

7. Колмакова О.Е. Принципы и подходы к формированию организационной структуры местной администрации // Реформы в России и проблемы управления - 2017. Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 179-181.

8. Михнев И.П., Михнева С.В., Айвазян А.Г., Серкина Е.П. Правовое регулирование деятельности в сфере информационной безопасности в Российской Федерации: достижения, проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 6. С. 227-233.

9. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

10. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» (с посл. изм. и доп. от 2 июля 2021 г. № 304-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

References

1. Bagrova N.A. Some aspects of the legal status of the head of the local administration // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. No. 8 (99). pp. 63-66.

2. Dorofeev A.V. Local administration: issues of formation and structure // Society. 2020. No. 4 (19). pp. 90-92.

3. Yelkina A.V. Formation of local administration in municipalities of the Russian Federation // State power and local self-government. 2013. No. 8. pp. 19-21.

4. Zhamborov A.A., Bosieva E.A. The order and features of the formation of the structure of the local administration of the settlement // Socio-political sciences. 2019. No. 2. pp. 91-94.

5. Karasev A.T., Yelkina A.V. Competence of local self-government bodies // State power and local self-government. 2015. No. 8. pp. 25-28.

6. Kisaev T.A. Powers and legal acts of local administration // Bulletin of Magistracy. 2018. No. 2-1 (77). pp. 35-41.

7. Kolmakova O.E. Principles and approaches to the formation of the organizational structure of local administration // Reforms in Russia and management problems - 2017. Materials of the 32nd All-Russian Scientific Conference of Young Scientists. 2017. pp. 179-181.

8. Mikhnev I.P., Mikhneva S.V., Ayvazyan A.G., Serkina E.P. Legal regulation of information security activities in the Russian Federation: achievements, problems and development prospects // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018. No. 6. pp. 227-233.

9. Federal Law No. 154-FZ of August 28, 1995 "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" (expired) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 35. St. 3506.

10. Federal Law No. 131-FZ of October 06, 2003 "On the General Principles of the Organization of Local self-government in the Russian Federation" (with post.

ed. and add. No. 304-FZ dated July 2, 2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2003. No. 40. St. 3822.

© Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.

Для цитирования: Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р. Правовые основы организации и деятельности местной администрации// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №10/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.