Научная статья на тему 'Регламентация деятельности жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны'

Регламентация деятельности жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНДАРМЕРИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ПЕРЕВОЗКИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / GENDARMERIE / RAILWAY / TRANSPORTATION / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хомяков Иван Дмитриевич, Санин Владислав Евгеньевич

В статье анализируются нормативно-правовые акты конца XIX начала ХХ века, регламентирующие деятельность жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги. По мнению авторов, на данном этапе развития Российской империи принцип своевременности издания нормативных актов достаточно соблюдался, что позволяло выполнять поставленные государством задачи по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of the activities of the Gendarmerie Police Department of Siberian railway to ensure the safety of transport during the Russian-Japanese War

Authors analyze normative legal acts of late XIX early XX century, regulating the activities of the Gendarmerie Police Department of the Siberian railway. At this stage of development of the Russian Empire, the principle of timely publication of the normative acts quite respected, allowing to carry out assigned state tasks to ensure transportation safety during the Russian-Japanese War.

Текст научной работы на тему «Регламентация деятельности жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны»

Регламентация деятельности жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по обеспечению безопасности перевозок

в годы Русско-японской войны

и.д. Хомяков, В.Е. Санин

В статье анализируются нормативно-правовые акты конца XIX — начала ХХ века, регламентирующие деятельность жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги. По мнению авторов, на данном этапе развития Российской империи принцип своевременности издания нормативных актов достаточно соблюдался, что позволяло выполнять поставленные государством задачи по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны.

Ключевые слова: жандармерия, железная дорога, перевозки, общественный порядок Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 4 (25). С. 133-139.

Начало XX столетия ознаменовалось ожесточенной борьбой ведущих мировых империалистических государств за передел рынков и сфер влияния на Тихом океане. Приоритеты внешнеполитической деятельности Российской империи в этот период также определялись желанием укрепиться на Дальнем Востоке и получить незамерзающие порты. Серьезную конкуренцию ей составляла стремительно усиливающаяся, недоброжелательно настроенная, не скрывающая своих амбиций в отношении российского Дальнего Востока Япония.

Строительство Транссибирской магистрали и усиление России на Дальнем Востоке воспринималось в Стране восходящего солнца как угроза ее интересам. В Японии на фоне культивирования возрожденной самурайской духовности росли милитаристские устремления, и Россия воспринималась как враг.

В этих условиях Сибирская железная дорога была призвана сыграть ключевую роль в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Это была

Хомяков иван дмитриевич — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К.Яковлева МВД России. Адрес для корреспонденции: ivan-vivv@yandex.ru.

Санин Владислав евгеньевич — адъюнкт Санкт-Петербургского военного

института внутренних войск МВД России.

Адрес для корреспонденции: sanin.vlad1983@yandex.ru.

единственная магистраль, соединявшая Россию с театром военных действий в Маньчжурии, по которой можно было достаточно быстро осуществлять перевозку людей и грузов.

Чтобы более детально показать деятельность жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги по обеспечению безопасности перевозок в годы Русско-японской войны авторы рассмотрят их правовую основу деятельности.

Правовую основу деятельности должностных лиц органов власти, государственных и иных структур в годы Русско-японской войны составляли указы и повеления царя. Изучив их, авторы условно разделили их на две группы: существовавшие до начала военных действий и принятые уже в ходе войны в соответствии с возникшими обстоятельствами.

До начала военных действий нормативно-правовая база в части организации воинских перевозок включала:

1. Высочайше утвержденное Положение о полевом управлении войск в военное время, от 26.02.1890 (далее — Положение о полевом управлении) [1]. В данном положении закреплялись принципы управления железными дорогами в ходе военных действий. Общее руководство эксплуатацией всей сети железных дорог на театре военных действий сосредотачивалось в железнодорожном отделе штаба главнокомандующего войсками, т.е. находилось исключительно в ведении военного ведомства.

Несомненно, Транссибирская магистраль была единственной нитью, связывающей театр военных действий и крупные промышленные центры России, где были сосредоточены людские и материальные резервы. Она была построена по облегченным техническим условиям и не могла в полной мере обеспечить переброску воинских частей и грузов на фронт. В этих условиях обеспечение действующей армии во многом зависело от слаженной работы железнодорожных администраций, службы военных сообщений и железнодорожной жандармерии.

2. Закон от 18.06.1892 «О местностях, объявляемых состоящими на военном положении» [2]. В соответствии с данным актом губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные пункты, находящиеся в районе военных действий и имеющие важное значение для интересов государства, могли быть объявлены «состоящими на военном положении», которое вводилось с объявлением мобилизации или после ее проведения. Руководство деятельностью по охране государственного порядка и общественного спокойствия возлагалось на главнокомандующего и командующих армиями. Им подчинялись генерал-губернато-

ры или лица, приравненные к ним. При этом командующий имел право отменять их распоряжения, касающиеся охраны государственного порядка и общественного спокойствия, и давать руководящие предписания по этим вопросам.

3. Высочайше утвержденное Положение о перевозке войск по железным дорогам от 12.01.1873 [3]. Данный документ регламентировал порядок и правила перевозки по железной дороге штатных частей войск, нештатных команд и пересыльных партий, одиночно следующих военнослужащих и воинских грузов. Он вводил в практику проездные бланки новой формы, по которым военное ведомство производило расчеты с правлениями железных дорог за произведенные перевозки. Главная цель положения о перевозке — повышение скорости и организованности движения войск по железным дорогам империи.

4. Положение об офицерах, назначаемых Комендантами железнодорожных станций, от 23.10.1876 [4] и Положение о Комендантах железнодорожных станций, в мирное время от 25.04.1885 [5].

Первоначально действовали положения указа 1876 г. о назначении комендантами железнодорожных станций офицеров именно с приведением армии на военное положение. Но в мирное время, начиная с 1885 г., на некоторых узловых и конечных станциях железных дорог стали назначаться коменданты, призванные осуществлять надзор за правильным и своевременным передвижением воинских частей и грузов, наблюдать за соблюдением порядка среди прибывших и убывающих воинских команд. На вверенных им участках коменданты обладали правами уездных воинских начальников и действовали на основе вышеуказанного положения, а в военное время, дополнительно — на основе положения о полевом управлении войск. Особенностью было их двойное подчинение. Так, в мирное время коменданты станций (участков) находились в ведении отдела военных сообщений Главного управления Генерального штаба, подчиняясь заведующим передвижениями войск, а в военное — подчинялись начальнику военных сообщений армий фронта через начальника военно-эксплуатационного отдела Управления военных сообщений армий фронта. Положение о Комендантах от 25.04.1885 предписывало: «...местные военные власти, гражданское начальство, общая полиция, чины жандармского полицейского управления и их агенты обязаны оказывать Коменданту возможное содействие и исполнять все законные его требования» [5].

5. Общий устав российских железных дорог, утвержденный 12.06.1885 [6], устанавливал общие правила следования воинских чинов по железным дорогам.

6. Положение о препровождении нештатных команд от 02.06.1889 [7] определяло порядок оказания содействия чинами жандармских полицейских управлений железных дорог воинским должностным лицам при организации передвижения воинских команд (удостоверение произведенных расходов по найму подвод, помощь в погребении умерших членов команд).

7. Военно-судный устав (I, II, III и IV разделы, высочайше утвержденные 08.03.1883, 13.03.1884 и 09.07.1885) [8]. Данный документ определял порядок производства дознания чинами железнодорожной жандармерии в случаях совершения проступков или преступлений военнослужащими.

Исследовав архивные материалы, авторы выяснили, что с началом войны были приняты следующие нормативные акты:

1. Именные высочайшие указы от 07.02.1904 «Об объявлении на военном положении Самаро-Златоустовской и Сибирской железных дорог» [9] и «О мерах к обеспечению правильного и безостановочного движения поездов на Самаро-Златоустовской и Сибирской железных дорогах» [10], которыми в полосе отчуждения вышеуказанных дорог вводилось военное положение, жандармские полицейские управления переподчинялись командующим войсками военных округов, для усиления уже существующей железнодорожной охраны привлекалась войсковая охрана от военных округов.

2. Высочайшие повеления от 19.07.1904 «О предоставлении на время военных действий особых прав Командующему войсками Сибирского военного округа и Начальникам жандармских полицейских управлений Сибирской и Забайкальской железных дорог» [11] и от 23.11.1904 «О предоставлении Главным начальникам военных округов, не объявленных на военном положении, особых полномочий по преданию военному суду с применением законов военного времени» [12]. Данными повелениями ряду должностных лиц предоставлялись дополнительные полномочия. Командующий войсками округа наделялся правами генерал-губернатора по всей полосе отчуждения железных дорог. Начальникам жандармских полицейских управлений для исполнения обязанностей начальников охраны железных дорог предоставлялись права начальников этапов армии (командира дивизии).

Командующий войсками округа имел право разрешать начальникам жандармских полицейских управлений подвергать аресту граждан до 2 недель или штрафу до 300 руб. по административным делам за нарушения обязательных постановлений органов власти. С ростом преступности среди мобилизованных воинских чинов главным начальни-

кам военных округов, не объявленных на военном положении, предоставлялись полномочия по преданию их военному суду с применением законов военного времени.

3. Высочайше утвержденное 27.02.1904 «Временное Положение о военно-санитарных поездах» [13] определяло цель, состав, устройство, порядок управления и обеспечения военно-санитарного поезда, обязанности должностных лиц. Главное предназначение вышеупомянутых поездов — вывозить из районов боевых действий больных и раненых, требующих продолжительного лечения и неспособных к продолжению службы в военное время. В названном положении в ряде случаев обозначены обязанности чинов железнодорожной жандармерии по оказанию содействия должностным лицам военно-санитарных поездов.

Вышеперечисленные нормативные акты послужили правовой основой организации деятельности жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги в годы войны.

Авторы отмечают, что помимо издания высочайших указов Императора, которые оперативно решали возникающие проблемы в деятельности железнодорожной жандармерией, правотворческая деятельность различных ведомств в том числе позволила улучшить деятельность железнодорожной жандармерии: Военного ведомства, Главного штаба, Управления военных сообщений, Управления и Департамента железных дорог, Министерства внутренних дел, Департамента полиции и штаба Отдельного корпуса жандармов. В 1904-1905 гг. эта работа была достаточно интенсивной и заключалась в подготовке и доведении до жандармских управлений необходимых распоряжений, разъяснений, приказов, инструкций и циркуляров.

По своей юридической природе это были административно-правовые акты, регламентирующие деятельность чинов жандармского полицейского управления в целях обеспечения эффективного надзора за всем происходящим в районе их ответственности.

Приказы и распоряжения Департамента полиции и штаба Отдельного корпуса жандармов, как правило, носили императивный характер и содержали нормы, предписывавшие обязательные для исполнения действия или, наоборот, запрещавшие определенный их ряд.

Большое место в правотворческой деятельности по руководству подчиненными жандармскими управлениями в годы войны занимали циркуляры и циркулярные предписания штаба корпуса жандармов. Как правило, циркулярами штаба Отдельного корпуса жандармов рекомендовалось подчиненным принять к сведению и руководству предложения и замечания взаимодействующих органов. Применительно к

жандармским железнодорожным управлениям циркуляры разъясняли необходимость определенных действий, давали объяснения проводимых руководством мероприятий, обязывали совершенствовать охрану общественного порядка на железных дорогах [14], углублять взаимодействие с чинами, отвечающими за воинские перевозки, надзирать за подозрительными лицами и еще многое другое.

Жандармские полицейские управления на железных дорогах обладали каждое своей спецификой, которая зависела от многих факторов: размера обслуживаемой территории, укомплектованности и подготовленности кадров, криминогенной обстановки в регионе и т.д. Начальник жандармского полицейского управления осуществлял руководство подчиненными отделениями по средствам издания приказов и указаний, которые дублировали и (или) разъясняли распоряжения вышестоящих органов с учетом местной специфики, а в необходимых случаях издавал приказы и распоряжения с целью разрешения возникающих задач в деятельности подчиненного управления.

Перед войной 1904-1905 гг. жандармское полицейское управление на Сибирской железной дороге состояло из 13 отделений и представляло собой сложившееся, укомплектованное профессионалами подразделение железнодорожной жандармерии. Поступившая 14.02.1904 на имя военного министра телеграмма от командующего войсками Сибирского военного округа наглядно демонстрировала состояние жандармского управления. Генерал Сухотин писал: «по поводу следования воинских эшелонов на Дальний Восток свидетельствую, что усердие жандармских чинов полицейского управления железных дорог выше всяких похвал» [15].

Учитывая вышеизложенное, авторы отмечают, что начавшаяся Русско-японская война выдвинула перед жандармами Сибирской железной дороги совершенно новые задачи в дополнение к тем, которые они выполняли в мирное время. Существовавшие до войны и принятые в ее ходе чрезвычайные законы обеспечили выполнение задач жандармского полицейского надзора на железной дороге. Достижению поставленных целей способствовала тесная координация и взаимодействие с Военным министерством и Министерством путей сообщения.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 10. Ч. 1. № 6609. СПб., 1893.

2. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 12. № 8757.

3. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 48. Ч. 1. № 51755.

4. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 51. Ч. 2. № 56485.

5. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 5. № 2891.

6. ПСЗРИ. Собр. 3. № 3055.

7. ПСЗРИ. Собр. 3. № 6073.

8. ПСЗРИ. Собр. 3. № 3118.

9. ПСЗРИ. Собр. 3. № 24007.

10. Государственный архив Томской области (далее - ГАТО). Ф. 411. Оп. 1. Д. 26.

11. ПСЗРИ. Собр. 3. № 24957.

12. ПСЗРИ. Собр. 3. № 25412.

13. ПСЗРИ. Собр. 3. № 24141.

14. Хомяков И.Д. Организационно-правовые основы участия внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ в. (историко-правовой анализ): автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 27 с.

15. Государственный архив Российский Федерации. Ф. 110. Оп. 22. Д. 334.

Regulation of the activities of the Gendarmerie Police Department of Siberian railway to ensure the safety of transport during the Russian-Japanese War

Khomyakov Ivan — Candidate of Juridical Sciences, lecturer of the Department of criminal procedures and investigations of the Novosibirsk Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I.K.Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Address for correspondence: ivan-vivv@yandex.ru

Sanin Vladislav — postgraduate student of the Saint-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia Address for correspondence: sanin.vlad1983@yandex.ru

Authors analyze normative legal acts of late XIX — early XX century, regulating the activities of the Gendarmerie Police Department of the Siberian railway. At this stage of development of the Russian Empire, the principle of timely publication of the normative acts quite respected, allowing to carry out assigned state tasks to ensure transportation safety during the Russian-Japanese War.

Key words: gendarmerie, railway, transportation, public order

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 4 (25). P. 133-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.