Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи'

Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT SECURITY / ЖАНДАРМСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / ЖАНДАРМСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ / INDEPENDENT GENDARMERIE CORPS / RAIL ROAD GENDARMERIE / RAIL ROAD DIVISIONS OF GENDARMERIE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Ю.В.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения транспортной безопасности в Российской империи, анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие сферу деятельности железнодорожной жандармерии по реализации задач обеспечения транспортной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыжова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of transport security in the Russian empire

The article deals with the issues of transport security in the Russian Empire. The author analyses the legal act aimed at the activity of the rail road gendarmerie in the area of transport security system.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи»

Ю.В. РЫЖОВА,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

94

J.V. RYZHOVA,

assistant professor of the chair of the state and law disciplines,

candidate of legal sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 656.1

Некоторые аспекты обеспечения транспортной безопасности Российской империи

Some aspects of transport security in the Russian empire

В статье рассматриваются проблемы обеспечения транспортной безопасности в Российской империи, анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие сферу деятельности железнодорожной жандармерии по реализации задач обеспечения транспортной безопасности государства.

Транспортная безопасность, жандармская железнодорожная полиция, жандармские полицейские управления железных дорог, Отдельный корпус жандармов.

The article deals with the issues of transport security in the Russian Empire. The author analyses the legal act aimed at the activity of the rail road gendarmerie in the area of transport security system.

Transport security, rail road gendarmerie, rail road divisions of gendarmerie, independent gendarmerie corps.

Безопасность государства — универсальное условие его стабильности. По мнению В.Б. Коробова, «Безопасность представляет собой одну из ключевых категорий современной науки и практики. Обычно безопасность рассматривают как состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз. Безопасность — это не просто защищенность общества, личности, государства, но и совокупность факторов, обеспечивающих стабильность общества» [3].

В России второй половины XIX в., как и в наши дни, вопросы обеспечения общественной безопасности на транспорте занимали одно из ведущих направлений в правоохранительной политике государства. Прежде всего, это было связано с тем, что в России железнодорожный и водный транспорт в течение полутора веков был и остается одной из важнейших отраслей народного хозяйства, оказывающей колоссальное влияние на политическое и экономическое развитие.

Ряд совершённых террористических актов, угрозы их совершения, убийства и другие

противоправные проявления характеризовали соответствующую ситуацию на транспорте России. Требовалось повышенное внимание со стороны, прежде всего, транспортной полиции в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса, так как преступления на транспорте представляли и представляют собой явление, несущее угрозу обществу и государству.

Отметим, что деятельность транспортной полиции как органа, контролировавшего правопорядок и обеспечивавшего охрану железных дорог и водного транспорта, была в Российской империи весьма значительна. Кроме того, опыт, накопленный жандармской железнодорожной полицией в ходе борьбы с преступностью на железнодорожных магистралях, в вопросах поддержания порядка на станциях, в станционных сооружениях, обеспечении личной безопасности граждан, актуален и в наше время.

В 40-е гг. XIX в. полицейский надзор за содержанием железных дорог возлагался на жандармские эскадроны и команды, находящие-

ся в ведении Министерства путей сообщения. К середине XIX в. район служебной деятельности жандармских команд охватывал все пространство земли, отчужденное под железные дороги, и все находящиеся в этой полосе постройки и сооружения. Помимо обеспечения непосредственного контроля за процессом строительства железных дорог, жандармская железнодорожная полиция выполняла ряд функций, которые в других условиях возлагались на общую (исполнительную, наружную) полицию. Жандармская железнодорожная полиция занималась политическим сыском.

Данная полиция формировалась по принципу воинского подразделения, обладала особым характером прохождения службы, жесткой воинской дисциплиной, включавшей в себя военную и полицейскую подготовку.

Представляется, что нельзя рассматривать систему обеспечения правопорядка на железных дорогах Российской империи, не уделив внимания особенностям объекта обслуживания.

Во-первых, железнодорожный транспорт на всем протяжении своего развития представлял сложный механизм перевозочного производства. Во-вторых, деятельность железнодорожного транспорта оказывала влияние на формирование общественной безопасности и общественного порядка в регионах государства. Производственный процесс одновременно есть и процесс потребления средств производства, сырья, материалов, топлива. Продукцию недостаточно произвести. Она должна быть в срок доставлена потребителю, т. е. должна быть осуществлена функция перемещения. Тем самым в едином процессе воспроизводства транспорт выступает как основное связующее звено.

Таким образом, органы внутренних дел на транспорте способствовали процессу производства, создаваемого средствами транспорта.

Активное железнодорожное строительство, а затем эксплуатация железных дорог привели к концентрации на ограниченном пространстве большого количества населения, что потребовало обеспечения правопорядка на транспортных магистралях. Дело в том, что линейный характер строительства железных дорог не позволял привлечь местную полицию к обеспечению правопорядка. В ряде районов железная дорога проходила через населенные пункты, где находились полицейские части, и по сотням километров безлюдных мест.

В указанный исторический период строительство дорог еще только начиналось, и в этих условиях было сложно создавать какую-либо специальную структуру, обеспечивающую охрану правопорядка на объектах строящейся дороги. В связи с этим в оперативное управление Министерства путей сообщения как организа-

тора строительства были переданы одни из самых слаженных и мобильных подразделений жандармской железнодорожной полиции. На данном этапе их деятельность носила обеспечивающий характер, т. е. зависела от возникавших ситуаций и характера производства работ.

Вместе с тем постепенное введение в эксплуатацию все большего количества дорог потребовало не только увеличения количества чинов жандармской железнодорожной полиции, но и возникновения новых функций по обеспечению безопасности пассажиров, самого железнодорожного транспорта, а также сохранности перевозимых грузов.

Нельзя не отметить и самое ответственное направление деятельности железнодорожной полиции: обеспечение безопасного следования императорских и литерных поездов по железным дорогам России. Необходимо было принятие более четкого нормативного определения круга обязанностей жандармской железнодорожной полиции.

27 июля 1861 г. было введено в действие Высочайше утвержденное «Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог». Данное Положение оставляло железнодорожную полицию в ведении Министерства путей сообщения с подчинением инспектору каждой дороги. В структуре управления дорог вводилась специальная должность инспектора, в обязанности которого входило руководство деятельностью подразделений железнодорожной полиции [1]. В Положении были определены обязанности полиции как по отношению к Министерству путей сообщения, так и по контролю над действиями подрядчиков при строительстве железных дорог. Таким образом повышался уровень нормативного руководства деятельностью железнодорожной полиции, а значит, и уровень законности в ее деятельности.

В январе 1867 г. по инициативе шефа жандармов генерал-адъютанта графа Шувалова последовало Высочайшее повеление об изменении подчиненности железнодорожной полиции. В ведение Шувалова как шефа Корпуса жандармов переходили все жандармские части и управления, в том числе и жандармские полицейские управления железных дорог. Итогом чего явилась централизация управления всеми подразделениями и видами жандармской полиции. Железнодорожная жандармерия была изъята из оперативного управления и полностью возвращена в структуру Отдельного корпуса жандармов. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра структуры железнодорожной полиции.

16 марта 1867 г. Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог.

95

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

96

В 1867 г. было сформировано 22 жандармских полицейских управления на железных дорогах. К концу XIX в. произошло дальнейшее увеличение штатной численности и самих железнодорожных полицейских управлений. Охрана порядка на транспорте осуществлялась уже 29 управлениями с отделениями на крупных станциях.

На первый взгляд может показаться, что реорганизация железнодорожной жандармерии — дело непосредственно ведомственное, которое должно было бы решаться Штабом Отдельного корпуса жандармов. Но решения принимались лично императором, следовательно, деятельность органов жандармской железнодорожной полиции носила государственно значимый характер.

С момента своего создания органы внутренних дел на транспорте проходили неоднократную реорганизацию структуры подчиненности при сохранении в целом решаемых задач.

Так, например, железнодорожная жандармерия выполняла задачи обеспечения бесперебойного функционирования дорог, для чего наблюдала за исполнением «Полицейских железнодорожных правил». Данный правовой акт определял весь порядок работы железных дорог от формирования поездов до способа подачи аварийных сигналов. Жандармы следили за исправностью пути, чистотой на перронах, правильностью составления грузовой документации, сохранностью грузовой документации и пломб на дверях вагонов. Чины железнодорожной жандармерии имели право отстранить от работы поездную бригаду в случае ее нетрезвости, т. е. представляли собой вторую администрацию дороги.

Особое внимание железнодорожная жандармерия уделяла пропускному режиму на контрольно-пропускных пунктах в приграничных районах и действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Начальники жандармских железнодорожных управлений одновременно с донесением своему начальству сообщали судебной власти о происшествиях на железных дорогах, заслуживающих особого внимания, информируя также местных губернаторов в устной или письменной форме.

Согласно ст. 692 Кн. III Свода военных постановлений «жандармские полицейские управления железных дорог несли все обязанности и пользовались правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений, общественных благочиний и безопасности на определенных районах железных дорог» [6]. Приказом от 28 июля 1906 г. № 145 на чинов жандармских полицейских управлений железных дорог возлагались обязанности про-

изводства дознаний обо всех «преступных действиях» политического характера, совершенных в полосе отчуждения железных дорог [2].

Осмотр пассажиров в пограничных пунктах, руководство охраной императорских поездов, наблюдение за политической благонадежностью железнодорожных служащих стали неотъемлемой частью деятельности железнодорожной полиции.

Деятельность чинов железнодорожной жандармерии состояла из двух видов функций. Среди общеполицейских функций можно назвать следующие: охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью как в самих поездах, так и в полосе отчуждения. Специальные функции — борьба с забастовками, контроль за соблюдением «Полицейских железнодорожных правил», проверка паспортов на приграничных станциях. Особое внимание уделялось обеспечению безопасного следования императорских поездов. При выполнении специальных функций железнодорожная полиция взаимодействовала с войсками, охранными отделениями, общей и дворцовой полицией.

Кроме того, «на сотрудников жандармской железнодорожной полиции возлагались обязанности по борьбе с государственными преступлениями (в том числе с терроризмом), оказание содействия железным дорогам при перевозке ценностей и т. д.» [4]. Данные стороны деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог регламентировались нормативными правовыми актами: императорскими указами и ведомственными актами Министерства внутренних дел, Министерства путей сообщения, Военного министерства.

В целях особо эффективного обеспечения безопасности на железных дорогах Российской империи железнодорожная полиция взаимодействовала с Отделом шифров Департамента полиции, канцеляриями товарищей Министра внутренних дел П.Г. Курлова, В.Ф. Джунковского, Штабом Отдельного корпуса жандармов, а также губернскими и уездными жандармскими полицейскими управлениями, районными охранными отделениями.

Большое значение в организации и деятельности транспортной полиции имели утвержденные императором «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» от 19 мая 1871 г. [5]. Данный документ регламентировал уголовно-процессуальную деятельность транспортной полиции, в том числе и железнодорожной, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям.

Кроме того, Штабом Отдельного корпуса жандармов разрабатывались инструкции для служебной деятельности железнодорожной по-

лиции. Так, например, 29 сентября 1873 г. циркуляром Штаба Корпуса в жандармское полицейское управление железных дорог была направлена «Инструкция для чинов жандармской и общей полиции на железных дорогах», в которой перечислялись примеры практических действий в различных ситуациях [2]. Аналогичные условия организации и деятельности были предусмотрены и для речной полиции, сформированной для обеспечения безопасности на речном транспорте.

Рассматривая деятельность железнодорожной полиции по обеспечению безопасности на железных дорогах Российской империи, акцентируем внимание на следующих ее направлениях:

1) участие данной полиции в разыскных мероприятиях в отношении членов революционно-террористических организаций;

2) работа с агентурой (в 1906 г. Министерство внутренних дел вменило в обязанность жандармским железнодорожным управлениям заниматься агентурной работой в своей полосе ответственности);

3) защита железнодорожного транспорта и государственной безопасности от действий иностранных разведок. Сотрудники железнодорожной полиции осуществляли контрразведывательную деятельность при тесном взаимодействии с Военным министерством. Особое развитие данного направления деятельности произошло в годы Первой мировой войны. Рассматривая вопросы обеспечения безопасности,

в частности, на железнодорожном транспорте, нельзя обойти вниманием архивные документы, сосредоточенные в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Так, в фонде 110 Штаба Отдельного корпуса жандармов сохранились донесения, рапорты, агентурные сведения о забастовках рабочих железнодорожных мастерских Московско-Казанской железной дороги (1895 г.), о волнении рабочих железнодорожных мастерских Московско-Курской железной дороги в Туле (1912 г.) и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к концу XIX — началу XX вв. процесс становления жандармских полицейских управлений железных дорог практически был завершен. Мы можем говорить о создании и деятельности в Российской империи разветвленной, мощной и достаточно подготовленной к выполнению служебных обязанностей структуры жандармской железнодорожной полиции. Это был специализированный полицейский орган, обладавший широкой компетенцией для обеспечения правопорядка и безопасности на железнодорожном транспорте.

Дальнейшее изучение деятельности данных формирований даст возможность с научных позиций обозначить направления, методы, специфику их деятельности, а также позволит обстоятельней выявить назначение данных органов в общей структуре органов правопорядка и обеспечения транспортной безопасности в России.

Список литературы

1.

2.

4.

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 126. Оп. 1. Д. 64. Л. 5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 77. Оп. 1. Д. 1. Л. 22. Коробов В.Б. Проблемы формирования критериев, показателей и пороговых значений обеспечения национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3.

Нурадинов Ш.М., Литвинов Н.Д. Развитие органов внутренних дел на транспорте в до-

революционной России и Советской России // Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы. Орел, 1999.

Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2-е. Т. 46. № 49615. Тимофеев Л. Обязанности жандармской железнодорожной полиции: По жандармско-полицейской части. СПб., 1912.

Тел.: 8 (499) 745-82-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.