Научная статья на тему 'Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в xix начале XX вв'

Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в xix начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
655
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНСКАЯ ПОЛИЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ПОЛИЦИИ / ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛИЦИИ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарева Оксана Владимировна

В статье рассматривается история становления законодательства о полномочиях и компетенциях губернской полиции Российской империи. Основные полномочия губернской полиции определились в конце XVIII века. В течение следующего столетия государство стремилось уточнить и уложить их в определенную схему. Законодательная база деятельности полиции в значительной мере представляла собой сумму накапливающихся многочисленных и разобщенных законоположений, а не систему взаимообусловленных правовых норм. В результате компетенция, обязанности и функции полиции так и не были систематизированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulation of province police activity in the Russian Empire at the end of the 19th – the beginning of the 20th century

The article deals with the history of formation of powers and competence of the Russian Empire province police legislation. The main powers of province police were defined at the end of the 18th century. During the next century the state tried to make them more exact and structures. The legislative basis of police activity represented to a considerable extent a number of accumulated disconnected statutes but not the system of interconditional legal standards. As a result the competence, responsibilities and functions of police mere not systematized.

Текст научной работы на тему «Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в xix начале XX вв»

2.3. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУБЕРНСКОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX НАЧАЛЕ XX ВВ

Лазарева Оксана Владимировна - магистрант

Место учебы: юридический факультет, НИ Мордовский Государственный университет им.Н.П. Огарева.

lazarevamgu_@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается история становления законодательства о полномочиях и компетенциях губернской полиции Российской империи. Основные полномочия губернской полиции определились в конце XVIII века. В течение следующего столетия государство стремилось уточнить и уложить их в определенную схему. Законодательная база деятельности полиции в значительной мере представляла собой сумму накапливающихся многочисленных и разобщенных законоположений, а не систему взаимообусловленных правовых норм. В результате компетенция, обязанности и функции полиции так и не были систематизированы.

Ключевые слова: губернская полиция, компетенции полиции, обязанности полиции, полномочия полиции, судебная власть

THE REGULATION OF PROVINCE POLICE ACTIVITY IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE END OF THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

Oksana Vladimirovna Lazareva - Master student

Place of study: Law Faculty, Mordovia State University. NP Ogarev.

lazarevamgu_@mail. ru

Annotation: The article deals with the history of formation of powers and competence of the Russian Empire province police legislation. The main powers of province police were defined at the end of the 18th century. During the next century the state tried to make them more exact and structures. The legislative basis of police activity represented to a considerable extent a number of accumulated disconnected statutes but not the system of interconditional legal standards. As a result the competence, responsibilities and functions of police mere not systematized.

Keywords: provincial police, police jurisdiction, responsibilities of the police, police powers, the judiciary

В современное время Россия переживает реформирование милиции в полицию. Поэтому требуется детальное переосмысление предшествующего опыта функционирования полицейских механизмов. Этот опыт должен изучаться особенно тщательно именно потому, что историческому процессу свойственны определенные повторения, а в период кардинальных структурных изменений российского общества достаточно велика опасность допущения ошибок, способных сыграть отрицательную роль в дальнейшем совершенствовании системы административных отношений.

Специальных историко-правовых исследований, посвященных изучению процесса формирования компетенций и степени власти губернской полиции Российской империи, не проводилось. Работы историков и правоведов XIX и начала XX вв. носят очерковый характер и в основном посвящены общероссийскому законодательству1. В советской историко-юридической литературе вопросы правового положения и полномочий губернских полицейских органов практически не рассматриваются. В большинстве работ лишь отмечаются различия в деятельности полицейского аппа-

1 См.: Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени / Е. Н. Анучин. - СПб., 1872; Кар-нович Е. П. Очерки наших порядков административных, судебных и общественных / Е. П. Карнович. - СПб., 1873; Тарасов И. Т. Полиция в эпоху реформ / И. Т. Тарасов. - М., 1885; Высоцкий И. Л. Санкт-петербургская полиция и градоначальство / И. Л. Высоцкий. - СПб., 1903;

рата России в XVIII и XIX вв.2 В исследованиях современных историков акцент делается на изучение организационно-правовых основ полиции, ее структуры и функций, а вопросы правовой регламентации деятельности полицейских органов рассматриваются кратко и поверхностно3.

Изучение деятельности полиции не может обойтись без должного освещения истории становления ее основных прав, компетенций и степени власти. Губернская полиция уже в период ее становления последней четверти XVIII в. была наделена обширными полномочиями, которые сохраняются у неё и в последующие годы.

Исследователи, рассматривая совокупность прав полиции России, отмечают неопределенность, отсутствие четких границ, множественность её задач. М. И. Сизиков пытался объяснить это тем, что "В зако-

2 См.: Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. - М., 19б0; Зай-ончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX века / П. А. Зайончковский. - М., 1964; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX. - М., 1978; Яр-мыш А. Н. История полиции дореволюционной России / А. Н. Ярмыш. - Ростов н/Д, 1976; Шелкопляс В. А. Полицейская реформа в России в 60-х годах XIX века / В. А. Шелкопляс. - М., 1981.

3 См.: Реент Ю. А. Сельские охранно-полицейские структуры самодержавной России / Ю. А. Реент. - Рязань, 2000; Горожанин А. В. Государство и полиция / А. В. Горожанин. - Спб., 2001; Сысуев Ю. Б. Провинциальная полиция в XIX веке (на примере Симбирской губернии): дис. ... канд. истор. наук / Ю. Б. Сысуев. -Саранск, 2003; Ялтаев Д. А. Уездная полиция в Казанской губернии в 1862-1917 годах (по материалам чувашских уездов). Дис. ...канд. истор. наук / Д. А. Ялтаев. - Чебоксары, 2004.

нодательстве рассматриваемого периода вообще редко выделялось главное. Нормы, приведенные в начале законодательного акта, были не более важные, чем нормы в середине или конце его. Главное часто терялось в массе второстепенного. Нередко одни и те же положения были разбросаны в разных местах указа, инструкции или регламента, дополняя и уточняя друг

и4

друга" .

Известное определение полиции, данное в XXI главе большого наказа Уложенной комиссией, было включено в "Устав благочиния или полиций", действовавшее до осуществления реформ 60-70 гг. XIX вв. в России. С этих пор ведомству полиции принадлежит все то, "что служит к сохранению благочиния в обществе"5, т.е. полиция рассматривается как учреждение по поддерживанию общественного порядка и безопасности.

В большом наказе и дополнении к нему разграничивается компетенция судебных и полицейских органов. На полицию полагается возложить предупреждение и выявление уже совершенных преступлений, проведения дознания, поимку и передачу преступников в суд. Сама полиция окончательно рассматривает только малозначительные преступления. Деятельность ее должна быть оперативной. Из полномочий полиции изымаются, согласно наказу, общеадминистративные и финансовые вопросы. При этом, предполагалось оставить многие обязанности, далекие от конкретного понятия "благочиние", например, строительный и торговый надзор. Однако основное внимание должно уделяться борьбе с преступностью.

Компетенции губернской полиции определились в течение большого отрезка времени. За рассматриваемый нами период было издано более 200 законодательных актов, регламентировавших ее деятельность. Законодательные акты не только устанавливали новые нормы, но они дополняли, уточняли, подтверждали и просто повторяли ранее принятые узаконения. Установление общих положений компетенции полиции произошло в последней четверти XVIII в., а точнее с 1775 г. когда было принято "Учреждение для управления губернией". Эта инструкция, как и изданный в 1782 г. "Устав благочиния или полицейский", вобрав в себя принципиальные положения большого наказа и все значительные нормы о полиции, были полицейским уставом конца XVIII - первой половины XIX вв. На их основании составлялись инструкции городской и уездной полиции.

Новую инструкцию, в которой следовало подробней описать полномочия полиции, было поручено подготовить Временному комитету в составе трех министров -внутренних дел, военно-сухопутных и военно-морских сил. Подготовленный ими, после обсуждения в комитете министров утвержденный Александром I указ 1803 г. "О средствах к исправлению полиции в городах"6, стал наряду с Уставом благочиния основным нормативным актом, определившим компетенцию городских полицейских учреждений. Предметы ведомства полицейского управления в городе определены на тех же основаниях, как и в полиции уездной, с той

4 Сизиков М. И., Борисов А. В., Скрипелев А. Е. История полиции России (1718-1917 гг.). - М., 1991. С.38.

5 Российское законодательство Х-ХХ веков. - М., 1987. Т. 5.. С. 323.

6 ПСЗРИ. Собр. I. Т. XXVII. № 21.008.

лишь разницей, что Управе благочиния представлена большая доля судебной власти.

Но эти меры к 30-м годам XIX в. были признаны недостаточными. И министр внутренних дел граф Д. Н. Блудов, один из крупнейших государственных деятелей в России XIX в., подготовил положение о земской полиции, утвержденное Николаем I в июне 1837 г.7, где были более точно и однозначно определены компетенции сельской полиции, ее должностных лиц. Но они строились применительно к прежним законодательным актам, поэтому можно говорить, что компетенции уездной полиции остались прежними.

Изучая процесс становления компетенции полиции, необходимо учесть, что законы XIX в. при определении обязанностей органов полиции руководствовались не ограниченным понятием полиции исполнительной, а во многих случаях рассматривали ее, как орган управления вообще. В законодательстве трудно найти устав или положение, которые в большей или в меньшей степени возлагали обязанности на полицию по содействию другим ведомствам. Так обязанности губернской полиции по охране порядка и безопасности изложены в уставе о предупреждении и пресечении преступлений и в уставе уголовного судопроизводства. Специальные обязанности полиции по предметам, имеющим отношение к безопасности, указаны и в уставах паспортном, цензурном, врачебном, пожарном, народного продовольствия, строительном. Обязанности по наблюдению за исправностью путей сообщения, за соблюдением правил в промышленности фабричной, заводской, ремесленной и торговлей вообще, за правильностью мер и весов, за трактирными заведениями, излагаются в уставах путей сообщения, промышленности и торговом. Уставы лесной, монетный и горный призывают полицию к участию в сохранении лесов, к наблюдению за обращением монеты и за использованием правил о горном промысле. Устав питейный рекомендует полиции содействие акцизным управлениям. На полицию возлагается понуждение к взысканию податей, выкупных платежей, земских сборов по правилам, изложенным в уставе о податях. Сложные обязанности принадлежат полиции по выполнению устава о воинской повинности. Если прибавить к этому обязанности полиции по исполнению судебных решений по делам гражданским, по управлению местами заключения, по препровождению ссыльных, по выдаче в разных случаях частным лицам удостоверения и свидетельства, по засвидетельствованию различных документов, то мы получим составленное в общих чертах понятие о круге деятельности полиции. Но оно дает нам только приблизительное представление о тех практических обязанностях, которые полиция призывала выполнять и из которых многие, взятые в отдельности, могли бы составить компетенции ведомства довольно сложного управления.

Поэтому при проведении полицейской реформы 60х гг. было учтено все многообразие обязанностей, возложенных на провинциальную полицию. И в скором времени выходят "Временные правила" 1862 г., где определяются компетенции, структура и функциональные направления губернской полиции. По "Временным правилам" все компетенции впервые укладываются в определенную схему. Обязанности полиции распределены здесь на четыре части и тщательно прокоммен-

7 ПСЗРИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22.379.

тированы. Но основным достижением законодательства было изъятие у провинциальной полиции компетенции судебной и хозяйственной.

Следующим шагом в установлении компетенции во второй половине XIX в. является их уточнение по отношению к отдельным полицейским агентам. В 1867 г. окончательно были определены компетенции становых приставов8 как носителей единоличной власти в стане. В июне 1878 г. "Высочайшим повелением об учреждении должности урядника" были созданы новые полицейские агенты. Отсутствие четного определения их функций заставило МВД в последующее пять лет посылать в губернии множество инструкций о работе полицейских урядников. Окончательно они были определены 1884 г.9 и исключали административную направленность. В сентябре 1879 г. МВД присылает подробную инструкцию полицейским служителям за политическими ссыльными10. В сентябре 1900 г. губернаторам поступает приказ "Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений", который точно определяет компетенцию фабрично-заводского урядника11. В июле 1903 г департамент полиции распространяет по губерниям приказ об обязательном формирование сторожевой команды в каждом уездном городе, определяющий компетенции рядовых полицейских.

Что было главным в обширной компетенции провинциальной полиции? Конкретно это было определено во "Временных правилах" 1862 г, где на первом месте стоят обязанности общего органа правительства в уезде, а именно - обнародование законов и распоряжений правительства и раздача кому следует сводов законов. На втором месте - охрана общественного порядка и безопасности. Далее следует - содействие делам различных ведомств (казённому, судебному, военному и т.п.).

Вопрос о степени власти полиции принадлежит к числу наиболее трудных и запутанных. Причина этого заключается в отсутствие обстоятельно обработанного наказа полиции и полицейским чинам. То, что помещено в части Н "Устава благочиния"12, а также во "Временных правилах" под названием "наказ чинам и служителям уездной полиции", содержит в себе перечисление обязанностей чинов полиции вообще и отдельных чинов в особенности, являясь повторением того, что содержится в других уставах и положениях. Но там не имеется точного и систематического определения степени власти, предоставляемой чинам полиции для приведения в действие предписаний закона, распоряжений правительства и собственных мер полиции.

Например, в "Уставе благочиния" полиция имеет право наложить на виновного некоторые виды наказания. Но они носят казуальный характер - за один и тот же проступок могло быть два и более наказания. Полиция могла широко применять штрафы. Размер штрафа не выражался в конкретной сумме, а определялся суммами, которые отпускались в благотворительных учреждениях на содержание нищего или ря-

8 ЦГАПО, ф. 6, оп. 1, д. 4010, л. 73-75.

9 Там же, д. 6744а.

10 ЦГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 5450, л. 1-5.

11 Там же, д. 7185, л. 1,2.

12 Российское законодательство X - XX веков. - М., 1987. Т. 5. С.

232-344.

дового; полусуточным, суточным, двух-, шести- и двенадцати - суточным содержанием арестованного в смирительном доме; полусуточным содержании больного в больнице; двойной ценой предмета или суммы договора. В целях реального взыскания штрафа предусматривался арест и содержание под стражей до его выплаты13. Последняя мера штрафа имела социальный смысл, ибо срок выплаты, а следовательно и содержание под стражей зависели от материального положения наказанного. Для несостоятельных людей арест мог быть бессрочным.

Арест мог применяться полицейскими и как самостоятельная мера наказания, при этом устанавливался определенный срок - 1,3 дня14, или окончание ареста обусловливалось определенным событием (окончание крестного хода)15. При срочном аресте предусматривалось и дополнительное условие - содержание арестованного на хлебе и воде. Полицейские чиновники имели право поместить виновного в исправительный16 или в "работный" дом17. Предусматривалось и содержание в смирительном доме, которое могло сочетаться с выполнением определенной работы (топкой бани в этом доме)18. В качестве дополнительных мер наказания, полиция имела право на 2-3 удара прутом или плетьми по виновному 9 В "Уставе благочиния" ничего не говорится о сословной дифференциации применения полицией мер наказания. Однако если учесть, что от некоторых наказаний, например, телесных, было освобождено дворянство, а льготами пользовались и другие привилегированные группы населения, становится очевидным, что всей своей тяжестью полицейские репрессии должны были обрушиться на простых людей.

Предоставление полиции права применять наказание по обширному кругу правонарушений существенно подрывает идею разделения полиции и суда. Практически безграничное право полиции содержать арестованных под стражей не могло не привести к злоупотреблениям.

В дальнейшем вопрос о степени власти провинциальной полиции разрабатывался такими нормативноправовыми актами, как указом 1803 г "О средствах полиции" в 1837 г. Но они, как и "Устав благочиния" не содержат четкого определения полицейской власти.

Наибольшую определенность представляют в этом отношении постановления о производстве дознании и следственных действий на общем преступлении, содержащиеся в судебных уставах 1864 г. Это не означает, что наказ полиции и другие уставы, касающиеся её деятельности, не содержали никаких постановлений по данному предмету. Но они находятся в разных частях свода законов и в разных местах учреждения и наказа полиции, не представляя ничего систематического. Они часто перемешивались с мерами, которые полиция должна принимать для предварения разных бедствий или беспорядков независимо от средств принуждения или взыскания с кого либо. Кроме этого, в наказе 1862 г. определяя порядок действий полиции, законодатель ограничивался такими выражениями, как "полиция наблюдает, чтобы...",

13 Там же, с. 373-374, 376, 377.

14 Там же, с. 377, 379, 383-384.

15 Там же, с. 375.

16 Там же, с. 377.

17 Там же, с. 381-385.

18 Там же, с. 377-378, 380.

19 Там же, с. 381-383.

или "полиция принимает меры и поступает по законам", или "прекращает беспорядок", или "понуждает" и т.п.

Таким образом, полномочия провинциальной полиции по отношению к действиям прочих властей и к правам частных лиц остаются не определенными. На наш взгляд, причины этого заключается в следующем:

1. Нормативно-правовые акты о дореволюционной полиции составлялись в то время, когда вопрос о границах административной власти вообще, а полицейской в особенности, почти не возникал.

2. При разнообразии обязанностей, возлагаемых на губернскую полицию, мера власти не сопоставлялась со свойствами дел каждого рода. Так, охрана общественного спокойствия предполагает иной способ действия, чем наблюдение за исправностью дорог или за исполнением правил врачебного устава. Поэтому общий наказ полиции содержит в себе указания на предметы ее деятельности, но предполагает что порядок действием и степени власти, предоставленной полиции, определены в разных специальных уставах. Это не устраняет, однако неясности в определении степени власти полиции по тем предметам, которые относятся к основной деятельности полицейского (охрана спокойствия и порядка, предупреждение и пресечение преступлений).

В Общем учреждении полиции имеются некоторые статьи старого происхождения, мало способные определить границы полицейской власти. Так, в статье 1328 говорится, что "никто из чиновников, принадлежащих полиции, сам собой не может наложить уголовного наказания: сиё предоставляется суду по законам". Статья показывает, что закон не предоставляет полиции права судебной уголовной власти. Практически этот принцип ведет к тому, что полиция обязана передавать на рассмотрение судебной власти все дела, подведомственные общим и мировым судебным установлениям и подлежащие им на основании судебных уставов, уложениях о наказаниях и т.п. Но независимо от уголовного наказания имеются еще меры принуждения и взыскания, в которых проявляется доля принудительной власти, предоставляемой полиции для осуществления возложенных на нее обязанностей. Она и остается без надлежащего определения, как видно из статьи 1327.

"Полиция, - говорит эта статья, - в случае нарушения благочиния и порядка в округе ея ведомства, приводит, по мере власти ей предоставленной, предписанное законом или постановлением к точному и непременному постановлению, несмотря ни на какое лицо; оказывающих же явное и насильственное сопротивление требованиям ея, берет, в определенных законами случаях, под стражу" Приведенная статья основана на законодательных актах, относящихся ко времени до судебной реформы (1775, 1782, 1837 и 1862 гг.). В то время выражение "по мере власти ей предоставленной" имело очень определенный смысл, ввиду существования прав полицейской расправы, теперь значительно ограниченной уставом о наказаниях. Постановления 1327 статьи ограничивались правилом 1328 статьи, которая, вместе с тем, дополняла её смысл. Из сопоставления этих двух статей вытекает, что полиция пользуется широким правом принуждения и расправы, пределы которой ограничиваются уголовными наказаниями, применяемые судом.

Перемены, последовавшие с изданием судебных уставов 1864 г., ограничили право полицейской расправы. Но отставили без определения власть понуждения,

предоставленную полиции, что не входило в задачу составителей этих указов. Пересмотра же полицейских учреждений не последовало. Вследствие этого власть полиции остается неопределенной из-за отсутствия общих правил. Она определяется или законом применительно к отдельным предметам её деятельности, или практическими соображениями, постоянно меняющимися под влиянием условий места, времени и личных взглядов полицейских властей. К последующим нормативно-правовым актам, касающимся отдельных мер, предоставленных в распоряжении полиции, относятся "Временные правила об употреблении полицейскими и жандармскими чинами в деле оружия" от 10 октября 1879 г.2 . Правила 1879 г. являются дополнением к статье 1327, на основание которых полиции предоставляется право брать под стражу лиц, оказавших сопротивление, о чем 1327 статья не упоминает.

Порядок использования оружия (на основании названных правил) определяется в двух случаях: когда употребление оружия разрешается отдельным чинам полиции, действующим вне состава команды; когда полицейские и жандармские команды призываются для восстановления порядка.

Применение оружия отдельными чинами полиции разрешается в следующих случаях:

1. для отражения вооруженного нападения на чины полиции или нападения невооруженного, но совершенного при таких условиях, когда иное средство защиты невозможно;

2. для задержания сопротивляющегося или

убегающего преступника;

3. при преследовании бежавшего арестанта;

4. для обороны лиц, подвергшихся нападению, угрожающему их жизни, здоровью и неприкосновенности.

Использование оружия командами зависит от усмотрения полицейского начальства, распоряжающегося на месте беспорядков. Ему предоставляется определение времени действия оружием. Но предварительно полицейское начальство должно применить все меры к усмирению и предупредить об этом собравшихся. Это происходит следующим порядком: "...полицейский чин становится перед войсками рядом с военным командиром, дается сигнал тревоги из трубы или барабана и он громко говорит, "Именем Государя Императора и на основании приглашаю всех немедленно разойтись или положить оружие. При непослушании войска будут действовать оружием. Если за этим не последует исполнение, то действие оружием может начаться только после громкого троекратного предварения о том неповинующихся"21. Из этого правила допускаются исключения в тех случаях, когда происходит нападение на команду, или "при необходимости спасти жизнь лицам подвергшимся насилию со стороны возмутившихся" 2 Огнестрельное оружие должно быть употреблено только в случаях крайней необходимости.

Могла ли полиция действовать сверх законодательно определенной компетенции? Согласно "Временным правилами" полицейские должны были исполнять указания УПУ, если эти указания не противоречат указам. На практике УПУ и ГПУ рассматривали и вопросы, не предусмотренные известными законодательными акта-

20 ЦГА РМ, ф. 19, оп. 1, д. 234-а, л. 1-4.

21 Там же, л. 13.

22 Там же, л. 14.

ми. Они просили у губернатора расширить их компетенцию в различных вопросах.

Жестоко наказывая население за всякое неисполнение, или промедление в исполнении многочисленных предложениях правительства полицейские чиновники сами нарушали общественный порядок, дрались, ссорились, пьянствовали вместе с преступниками23. К всевластной полиции, которая "нечего не делает без взяток", люди должны были обращаться постоянно по всем вопросам жизни. Они повседневно ощущали на себе полицейский гнет, произвол и лихоимство.

Таким образом, длительное время полномочия полиции были не вполне определены из-за отсутствия общих, четко регламентированных правил. Основные компетенции полиции на местах обозначились в последней четверти XVIII в. на основе "Учреждения для управления губернией" и "Устава благочиния". В течение всего XIX в. государство пытается уточнить все многообразие прав провинциальной полиции и уложить их в определенную схему. Изменение ситуации внутри страны, произошедшее в результате реформ 60-70-х гг.

XIX в., диктовало необходимость приведения ее в соответствие с требованиями времени.

В 1867 г. были приняты "Положения о корпусе жандармов" и "Инструкции околоточным надзирателем", установившие компетенцию отдельных полицейских подразделений. В связи с разделением полиции в 1871 г. были приняты "Правила о порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений", которые регламентировали взаимоотношения между общей полицией и корпусом жандармов, а также разграничивали предметы их ведения. Жандармские чины должны были сообщать о всех деяниях уголовного характера и в случае необходимости предпринимать все меры для задержания подозреваемых и сохранения следов преступления.

В то же время постановления о производстве дознания и следственных действий по общим преступлениям по-прежнему многие вопросы оставляли неопределенными. В нормативно-правовых актах того периода, определявших порядок действий полицейских чиновников, меры наказания перемешиваются с мерами предупредительного характера и не имеют четких формулировок.

Дальнейшим преобразованиям нормативноправовая база полиции подверглась на рубеже XIX-

XX вв. В это время принимаются нормативные акты: "Основы полицейской службы" (1896 г.), "Положение о видах на жительство" (1895 г.), "Изменения о пересмотре временных правил и штатов полиции" (1900 г.), "Об учреждении уездной полицейской стражи" (1903 г.) и ряд других.

При разработке законов правительство уделяло внимание и такой проблеме, как совмещение полицейскими чинами государственной службы с другими видами деятельности. Введенные в 1890 г. "Правила о порядке совмещения частных занятий со служебною деятельностью чинов Городских и Уездных Полиций" запрещали и им самим, и членам их семей занятия торговлей, промыслами и теми видами деятельности, которые находятся под контролем полиции.

Таким образом, полицейское законодательство развивалось бессистемно, зачастую под воздействием

23 Там же, ф. 82, оп. 1, д. 3, л. 1.

чрезвычайных обстоятельств. По нашему мнению, регламентация деятельности полиции имела ряд недостатков. Сохраняли силы устаревшие законодательные акты. Не было издано ни одного официального сборника полицейского законодательства, что затрудняло поиск и выбор правовых норм, необходимых для осуществления служебных обязанностей. Нормативные акты не систематизировались и представляли собой механическую сумму законоположений целого столетия. Полицейское законодательство не соответствовало реальному положению дел и требовало коренного обновления.

Список литературы.

1. 1. Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени / Е. Н. Анучин.

- СПб., 1872.

2. Карнович Е. П. Очерки наших порядков административных, судебных и общественных / Е. П. Карнович. - СПб., 1873.

3. Тарасов И. Т. Полиция в эпоху реформ / И. Т. Тарасов. -М., 1885.

4. Высоцкий И. Л. Санкт-петербургская полиция и градоначальство / И. Л. Высоцкий. - СПб., 1903.

5. Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. - М., 1960.

6. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 7080-х гг. XIX века / П. А. Зайончковский. - М., 1964.

7. Ярмыш А. Н. История полиции дореволюционной России / А. Н. Ярмыш. - Ростов н/Д, 1976.

8. Шелкопляс В. А. Полицейская реформа в России в 60-х годах XIX века / В. А. Шелкопляс. - М., 1981.

9. Реент Ю. А. Сельские охранно-полицейские структуры самодержавной России / Ю. А. Реент. - Рязань, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Горожанин А. В. Государство и полиция / А. В. Горожанин.

- Спб., 2001.

11. Сысуев Ю. Б. Провинциальная полиция в XIX веке (на примере Симбирской губернии): дис. ... канд. истор. наук / Ю. Б. Сысуев. - Саранск, 2003.

12. Ялтаев Д. А. Уездная полиция в Казанской губернии в 1862-1917 годах (по материалам чувашских уездов). Дис. ...канд. истор. наук / Д. А. Ялтаев. - Чебоксары, 2004.

13. Сизиков М. И., Борисов А. В., Скрипелев А. Е. История полиции России (1718-1917 гг.). - М., 1991. С.38.

14. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Т. 5 / под общ. ред. О. И. Чистякова. - М., 1987.

Reference list:

1. Anuchin E.N. Historical overview of the development of administrative and police institutions in Russia with the establishment of provinces in 1775 to the last time / E. Anuchin. -St., 1872.

2. Karnovich E.P. Sketches of our orders of the administrative, judicial and public / E.P. Karnovich. - St., 1873.

3. Tarasov I.T. Police in the reform era / Ivan T. Tarasov. - M., 1885.

4. Vysotsky, I.L. Petersburg police and city hall / I.L. Vysotsky. -St., 1903.

5. Eroshkin N.P. Studies in the History of public institutions of pre-revolutionary Russia / N.P. Eroshkin. - M., 1960.

6. Zajaczkowski P.A. Autocracy crisis at the turn of the 70-80's. XIX century / P.A. Zajaczkowski. - M., 1964.

7. Yarmish A.N. History police prerevolutionary Russia / A.N. Yarmish. - Rostov n / a, 1976.

8. Shelkoplyas V.A. Police reform in Russia in the 60's of the XIX century / V.A. Shelkoplyas. - M., 1981.

9. Reent A. Rural security and police structures autocratic Russia / A. Reent. - Ryazan, 2000.

10. Gorozhanin A.V. The state and police / A.V. Gorozhanin. -Spb., 2001.

11. Sysuyev J.B. Provincial Police in XIX century (for example Simbirsk): Dis. ... Candidate. hist. Science / J.B. Sysuyev. -Saransk, 2003.

12. Yalta D.A. County police in Kazan Province in the years 1862-1917 (based on the Chuvash counties). Dis. ... Candidate. hist. Science / D.A. Yalta. - Cheboksary, 2004.

13. Sizikov M.I., Borisov A.V., AE History creaked police of Russia (1718-1917 gg.). - Moscow, 1991. P.38.

14. Russian law X-XX centuries: in 9 vols 5 / under the gen. edit. O.I. Chistyakov. - M., 1987.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью О.В. Лазаревой «Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в XIX начале XX вв.»

Период XIX - начала XX вв. связан с трансформацией социально-экономического уклада России. Интенсивное развитие капитализма, сопровождавшееся ростом социальных противоречий, привело к повышению политической активности населения и росту преступности в стране. В связи с этим актуальным становится изучение деятельности полиции, поскольку именно она решала задачу поддержания правопорядка. В этот период происходит изменение структуры и функциональных обязанностей провинциальных полицейских учреждений, ведется работа по расширению штатов местной полиции и повышению уровня подготовки ее личного состава. Исследование деятельности губернской полиции позволит получить точное представление о криминогенной ситуации на местах, определить приоритетные направления и эффективность ее работы.

Анализ полицейского законодательства представляет значительный интерес. Знание исторических корней и традиций нормативного регулирования деятельности губернской полиции может быть использовано в становлении современной системы правоохранительных органов и позволит избежать ошибок, допущенных в прошлом. Несмотря на наличие обширной историографии по истории полиции на общероссийском уровне, необходимо отметить недостаточную степень научной разработки проблем становления и деятельности губернской полиции на местах. Очевидно также отсутствие обобщающих краеведческих исследований, в которых на региональном уровне рассматривались бы основные направления деятельности полицейских органов. Данная статья призвана отчасти восполнить этот пробел.

О.В. Лазарева в качестве источников использовала не только основные законы, общие для всей Российской империи, но и распоряжения губернаторов и губернских правлений. Что позволило автору выделить основные направления и цели политики правительства в губерниях, и сделать вывод о бессистемности полицейского законодательства на протяжении рассматриваемого периода. Нормативные акты представляли собой механическую сумму законоположений целого столетия.

Ценность статьи повышается тем, что в ней предпринята попытка определения степени власти губернской полиции на протяжении всего XIX в. Выявление данного аспекта помогло автору правильно установить зависимость социально-политических изменений государства и трансформации полномочий губернской полиции.

Таким образом, считаю, что статья О.В. Лазаревой «Регламентация деятельности губернской полиции Российской империи в XIX начале XX вв.» рекомендуется для публикации в открытой печати.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», д.ю.н., профессор

А.Р. Еремин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.