7. Nakayama, M. (2001), the Best karate. In 11 vol., Vol. 6, Bassai, Kanku, Ladomir, Moscow.
8. Novik S.A. (1998), Special training tools and their distribution in year cycle of young karatekas, dissertation, RGAFK, Moscow.
9. Podlivayev B.A. and Zhukov S.N. (2003), "Power supply mechanisms in competitions on ka-ta in sports karate-do", Actual problems of wrestling, SportUniverPress, Moscow, pp. 52-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2015
УДК 796.386
РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ (ДЕВОЧКИ 11-13 ЛЕТ)
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Екатерина Сергеевна Дмитриева, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-
Петербургский филиал
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы соревновательной деятельности юных игроков в настольный теннис при выполнении игровых приёмов и количество брака. Весьма низкую эффективность показали в выполнении следующих игровых действиях: топ-спин слева, подачи сложные, подрезка справа и передвижение у стола, а также при выполнении завершающего удара. Коэффициент брака при выполнении приёмов составлял 31%. Технические действия, применяемых юными теннисистками 11-13 лет в соревновательных условиях, говорит о том, что в сложных условиях юные игроки эффективно выполнить разнообразные технические приёмы не могут.
Ключевые слова: техника, настольный теннис, топ-спин, подача, коррекция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p100-103
REGISTRATION OF RESULTS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE TABLE TENNIS PLAYERS ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL COMPLEX CONTROL (THE GIRLS AGED 11-13 YEARS)
Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, Ekaterina Sergeyevna Dmitriyeva, the senior teacher,
National Research University "Higher school of Economics, St. Petersburg branch
Annotation
The article considers the problems of competitive activity among the young table tennis players under performing playing techniques and the errors number. Very low efficiency has been observed in the following actions: top-spin to the left, the complicated serve, cutting from the right and movement at the table, and underperforming the final blow. The errors rate when performing the elements was 31%. Technical actions of the young tennis players aged 11-13 years in the competitive conditions suggest that in the difficult conditions the young players are not able to effectively perform a variety of technical methods.
Keywords: technique, table tennis, top spin, flow, correction.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных причин утомления, юных теннисисток, является нерациональное планирование и дозировка тренировочных нагрузок в подготовительном периоде, которое проводится без учета индивидуальных особенностей. Одним из основных в си-
стеме спортивной тренировки является понятие «тренировочная нагрузка». Тренировочная нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям спортсмена, вызывая такое утомление, которое могло бы содействовать повышению работоспособности. Об эффективности физической, технической и функциональной подготовки судят по результатам соревновательной деятельности и выполнению юными спортсменками контрольных нормативов. Установлено, что подготовленность спортсмена прогрессирует лишь в том случае, если тренировочные воздействия полностью соответствуют морфо-функциональным особенностям и возможностям его организма. Чтобы обеспечить тесную взаимосвязь между тренировочными и соревновательными нагрузками юных и взрослых спортсменов, необходимо учитывать требования, предъявляемые к различным сторонам подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на базе Академии настольного тенниса Санкт-Петербурга «Комета» и Тосненского ДЮСШ. В исследованиях участвовали 32 спортсменки, в возрасте 11-13 лет, занимающихся настольным теннисом в течение 3-5 лет. В качестве определяющих показателей использовались следующие упражнения: топ-спин слева, сложные подачи, подрезка справа, передвижение у стола, завершающий удар. Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel 2003 и STATISTICA v.6 с использованием общепринятых методов вариационной статистики, корреляционного, регрессионного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Регистрация соревновательной деятельности юных игроков в настольный теннис показала, что 83% спортсменок при выполнении игровых приёмов допускают большое количество брака. Следует отметить весьма низкую эффективность в следующих игровых действиях: топ-спин слева (КБ=75), подачи, в том числе сложные (КБ=50), подрезка справа (КБ=9) и передвижение у стола (КБ=30), а также при выполнении завершающего удара (КБ=19,5). В целом игроками за игру выполнялось технико-тактических действий на 69%. Коэффициент брака при выполнении приёмов составлял 31%. Исследование технических действий, применяемых юными теннисистками 11-13 лет в соревновательных условиях, свидетельствует о том, что в этих сложных условиях юные игроки эффективно выполнить разнообразные технические приёмы не могут.
В результате хронометража выявилось, что, особенно часто, юные теннисистки допускают ошибки при выполнении топ-спинов слева, при выполнении сложных подач, при выполнении подрезок и завершающих ударов.
Для устранения этих несоответствий, на наш взгляд, необходимо в учебно-тренировочном процессе больше использовать упражнений с сопротивлением, игровых упражнений (упражнений, максимально приближенных к соревновательным условиям игры). Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень технико-тактической подготовки юных игроков в настольный теннис явно недостаточен.
Исследование современного состояния подготовки юных игроков в настольный теннис, подтвердило наше предположение о недостаточно высоком уровне постановки персонального обучения в команде, а также о низкой эффективности общепринятой методики тренировки юных спортсменок 11-13 лет на этапе углубленной специализации.
Обобщая вышеизложенное, можно говорить о том что, осуществляя персональный подход, тренер должен учитывать различные стороны функциональной подготовленности каждой спортсменки в отдельности и на основе этого планировать тренировочные нагрузки. Для этого необходимо осуществлять дозировку физической нагрузки в зависимости от состояния общей двигательной функции спортсменки и ее специальной подготовленности, используя информацию, получаемую на основе средств и методов ком-
плексного контроля.
Следует подчеркнуть, что коррекция тренировочных воздействий с учетом персональных параметров является практически нерешенной проблемой. Поэтому возникает некоторое противоречие, которое заключается в необходимости индивидуального подхода в условиях тренировки команды в целом. Это противоречие между тренировочными нагрузками, предлагаемыми всей команде, с одной стороны, и способностью каждой отдельной спортсменки адаптироваться к ним, с другой. Резервы для разрешения этого противоречия заключаются в детальной разработке управления тренировочными и соревновательными нагрузками с учетом индивидуальных параметров на основе научно-обоснованных данных комплексного контроля. Совершенно очевидно, что эффективность подготовки юных игроков в настольный теннис во многом зависит от качества управления тренировочным процессом.
Известно, что объективные показатели педагогического контроля должны являться основой тренировочного процесса. Управление подготовкой юных теннисисток 11-13 лет может считаться оптимизированным в том случае, если существуют объективные научно-обоснованные подходы, помогающие определить ту минимальную и, в то же время, достаточную физическую нагрузку, которая позволит конкретной спортсменке достичь максимального тренировочного эффекта.
Управление предусматривает наличие двух состояний: существующего и желаемого, а, следовательно, возникает проблема выбора способов достижения запланированного состояния. Уже недостаточно опираться на опыт и интуицию тренера или на данные педагогического контроля, которые представляются в виде обобщенных среднестатистических показателей функционального состояния игроков в целом. Решающий вклад в успех команды часто вносят отдельные игроки, а нередко, как это наблюдалось в наших исследованиях, юные теннисистки, на которых возлагались надежды, не оправдывали ожиданий тренерского состава, вследствие утомления.
Педагогические наблюдения показали, что в функциональном состоянии отдельных юных спортсменок, занимающихся настольным теннисом, имели место нежелательные отклонения от нормы. Это явный пример неоптимизированного управления подготовкой игроков в настольный теннис, что связано, прежде всего, с неправильным планированием тренировочной нагрузки, которая предъявлялась без учета фактического состояния каждой спортсменки в отдельности. Отмечая факт индивидуального подхода в управлении подготовкой юных спортсменок 11-13 лет, занимающихся настольным теннисом, необходимо заметить, что при оценке тех или иных параметров подготовленности конкретной спортсменки в качестве диагностических критериев, нельзя опираться на усредненные данные. Следствием такого подхода являются ошибки в диагностике состояния и уровне подготовленности отдельных юных спортсменок, что влечет за собой неадекватную коррекцию тренировочной нагрузки.
Система комплексного контроля должна включать в себя оценку физиологических сдвигов, происходящих в организме юных теннисисток 11-13 лет, под воздействием физических нагрузок. Подробная информация, представленная тренеру, дает возможность знать, насколько организм юной спортсменки справляется с нагрузкой, как происходят процессы восстановления, таким образом, правильно определять момент последующего тренировочного воздействия. Таким образом, полученные данные указывают на необходимость систематической работы по совершенствованию тренировочного процесса юных игроков в настольный теннис 11-13 лет, на этапе углубленной специализации с учетом их физической, технико-тактической, психологической и функциональной подготовленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показали, что осуществление индивидуального подхода, основанного на данных комплексного контроля различных профилей и
уровней подготовленности, сопровождалось более эффективными изменениями в подготовке юных теннисисток, чем при типичном подходе, распространенном в спортивной практике. Это отразилось в более высоких темпах прироста результатов в двигательных тестах и технико-тактической подготовленности. Поэтому, применение комплексного контроля на данном этапе подготовки является неотъемлемой частью педагогического процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Талибов Абсет Хакиевич ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - 20 с.
REFERENCES
2. Talibov, A.Kh. (2005), Individualization of a training load of weight-lifters of high qualification on the basis of complex control, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2015
УДК 796.011
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА О ПАРАМЕТРАХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, доцент, Петр Борисович
Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех»), г. Санкт-Петербург
Аннотация
Результаты проведенного анкетирования, подвергнутые математической обработке, свидетельствуют, что студенты технического вуза характеризуются довольно несистемным представлением о здоровом образе жизни. Уровень информированности в вопросах здорового образа жизни является средним (при этом, треть студентов слабо информирована в отношении различных составляющих здорового образа жизни). В наименьшей степени студенты осведомлены в отношении физической активности и саморегуляции, которые являются «каркасом» когнитивного аспекта ориентации на здоровый образ жизни. Это свидетельствует о необходимости валеолого-педагогического сопровождения занятий студентов физическим воспитанием в техническом вузе.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, информированность, когнитивный компонент здорового образа жизни.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p103-107
KNOWLEDGE OF THE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY UPON THE PARAMETERS OF HEALTHY LIFESTYLE
Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior lecturer, Peter Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Baltic State Technical University "VOENMEKH" named after D.F .Ustinov,
St. Petersburg
Annotation
The results of the survey, subjected to the mathematical treatment, suggest that students of the technical university are characterized by relatively non-systemic vision of healthy lifestyle. The level of awareness of healthy lifestyle is medium (in this case, a third of the students - are poorly informed on the various components of healthy lifestyle). The least level of knowledge is observed among the students in