Н.В. Луткова, К.С. Соломенина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 96-100.
REFERENCES
1. Makarov, Y.M., Lutkova, N.V. and Solomenina, K.S. (2014), "Differentiation of psycho-emotional stress of game situations in competitive activity of skilled volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No 3, pp. 96-100.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.
УДК 796.386:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС (ДЕВУШКИ 11-13 ЛЕТ)
Александр Александрович Никитин, кандидат педагогических наук, профессор,
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Екатерина Сергеевна Дмитриева, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-
Петербургский филиал
Аннотация
В статье раскрыты особенности психологических характеристик девушек - игроков в настольный теннис на этапе спортивного совершенствования. В эксперименте 50% испытуемых показали высокий уровень активности и лишь 12,5% испытуемых отмечали низкий уровень тревожности. Показатель «ригидность» -21 спортсменка показала высокий уровень, 11 показали средний уровень в тоже время испытуемых с показателями низкого уровня ригидности не выявлено. Показатель «экстравертированность» - 17 девушек в настольный теннис показали высокие результаты, 14 - показали средний уровень, и только 1 юная спортсменка показала низкий уровень «экстравертированности».
Ключевые слова: девушки, настольный теннис, психологическая подготовленность, физические нагрузки, сложно-координационные способности, учебно-тренировочный процесс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p239-243
PSYCHOLOGICAL CONTROL OF PREPAREDNESS OF TABLE TENNIS PLAYERS
(GIRLS AGED 11-13 YEARS)
Alexander Aleksandrovich Nikitin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Ekaterina Sergeyevna Dmitriyeva, the senior teacher,
National research university "Higher School of Economics", St. Petersburg branch
Annotation
The article reveals the features of the psychological characteristics of girls - table tennis players at the stage of sports improvement. 50% of examinees showed the high level of activity in the experiment and only 12.5% of examinees noted the low level of uneasiness. The indicator "rigidity" - 21 sportswomen showed high level, 11 showed the average level, at the same time the examinees with indicators of low level of rigidity have not been revealed. An indicator "extrovert" - 17 girls in table tennis showed good results, 14 - showed the average level, and only 1 young sportswoman showed the low extrovert level.
Keywords: girls, table tennis, psychological readiness, physical activity, difficult coordination ability, training process.
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной особенностью настольного тенниса является необходимостью в ходе спортивной борьбы получения и обработки большого количества информации о быстро меняющемся состоянии самой спортсменки и игровой ситуации [2, 8].
Эффективность получения и переработки информации теннисистками связана с рядом психофизиологических показателей - таких, как быстрота оперативного мышления, распределение внимания. Настольный теннис относится к группе ситуационных (нестандартных) видов спорта, игра, в которой действия спортсмена определяются в соответствии с действиями соперника. Вместе с тем действия игроков могут быть стереотипными (скоростно-силовые удары и т.п.). Это предопределяет вероятность использования повторения ситуаций, игровых моментов и приемов. Однако в основе лежит реагирование на изменение условий. Экстраполяция, т.е. своеобразное предвидение, антиципация предстоящих событий на базе уже имеющейся в памяти бытовой или специальной информации, важнейший механизм функционирования нервной системы игрока в настольный теннис. Недостаточное ее развитие лимитирует эффективность игровой деятельности, особенно при нестандартных ответных двигательных реакциях [4, 7]. Среди отличительных свойств игроков в настольный теннис выделяют повышенную эмоциональную устойчивость, пониженную тревожность, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении цели [1, 3]. Переключаемость и приспособляемость мышления (ригидность) является не менее значимым, на наш взгляд, психологическим качеством.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на базе Академии настольного тенниса Санкт-Петербурга «Комета» и Тосненского ДЮСШ.
В исследованиях участвовали 32 спортсменки, в возрасте 11-13 лет, занимающихся настольным теннисом в течение 3-5 лет. В качестве определяющих психологические характеристики, использовались: тест для самооценки ригидности, тревожности, корректурные таблицы (кольца Ландольта) - для исследования произвольного внимания, темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания [5, 6], для выявления индивидуальных особенностей внимания, в целом оценить общий уровень работоспособности; интеллектуальный тест Г. Д. Горбунова.
Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel 2003 и STATISTICA v.6 с использованием общепринятых методов вариационной статистики, корреляционного, регрессионного анализа. Определение достоверности различий (р) абсолютных показателей проводилось при помощи критерия Стьюдента (t), относительных - по критерию Фишера (F). Результаты считали статистически значимыми при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из таблицы 1 следует, что по показателю тревожность у 16 спортсменок выявлен высокий уровень, у 12 испытуемых средний и только у 4 спортсменок низкий уровень тревожности. В целом, в начале подготовительного периода, в группе девушек - игроков в настольный теннис более 50% испытуемых показали высокий уровень активности и лишь 12,5% испытуемых отмечали низкий уровень тревожности. Показатель «ригидность»: 21 спортсменка показала высокий уровень, 11 теннисисток показали средний уровень. Спортсменок с показателями низкого уровня ригидности не выявлено. Показатель «экстравертированность»: 17 игроков в настольный теннис показали высокие результаты, 14 девушек показали средний уровень, и только 1 юная спортсменка показала низкий уровень «экстравертированности». Это говорит о «интровертности», означающей обращенность личности вовнутрь, к собственным переживаниям и мыслям. В целом, у
спортсменов по показателю «экстравертированность» выявлен высокий результат, он составляет 50,8±2,3.
Таблица 1
Самооценка психологического состояния девушек-игроков в настольный теннис
х±8х(п=32)
Психологические качества
Тревожность Ригидность Эктравертированность
До После До После До После
Зс^^т 47,5±2,0 32,7+2,0* 51,8±2,2 54,7+2,1 50,8±2,3 58,8+2,1*
Уровни активности абс % абс % абс % абс % абс % абс %
Высокий 16 50 9 28,1 21 65,6 29 90,6 17 53,2 11 34,4
средний 12 37,5 12 37,5 11 34,4 3 9,4 14 43,8 12 37,5
Низкий 4 12,5 11 34,4 0 0 0 0 1 3 9 28,1
Примечание: * - достоверность при р<0,05 по сравнению к исходному уровню, до начала подготовительного периода.
Полученные данные подтверждают точку зрения [6]. Общий показатель тревожности исследуемой группы составляет 47,5±2,0, что соответствует высокому уровню самооценки тревожности. Самооценка уровня ригидности испытуемых составляет 51,8±2,2, что так же соответствует высокому уровню.
Тест «Кольца Ландольдта» таблица 2, проводится с помощью специальных бланков, содержащий случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны.
Таблица 2
Результаты тестирования заданий с кольцами Ландольдта и интеллектуального
теста Горбунова Г. Д., х±£х (п=32)
Тестирование с кольцами Ландольта Интеллектуальный тест Г.Д. Горбунова
Количество знаков Количество ошибок Уровень концентрации внимания
До После До После До После До После
24,2±0,6 28,6±0 6,1±0,4 3,3±0,3* 6,8±0,3 13,6±0,2 18,4±1,5 26,4±0,2
Примечание: * - достоверность при р<0,05 по сравнению к исходному уровню, до начала подготовительного периода.
Испытуемая просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству правильно зачеркнутых и пропущенных (не зачёркнутых) знаков, а так же по времени выполнения задания. Чем выше уровень концентрации внимания и чем меньшее количество ошибок совершает испытуемый, тем большее количество знаков он способен обработать, достигая наилучшего результата по предложенному тестовому испытанию. В данной группе в начале эксперимента получены следующие результаты - ни одна из испытуемых не выполнила задание без ошибок, максимально верное количество ответов (количество колец с определенным направлением разреза) составляет - 30. Однако по результатам теста видно, что примерно у 8 (25%) испытуемых результаты теста стремятся к верному количеству ответов (при максимально большом количестве найденных колец с верным месторасположением разреза и наименьшим количеством ошибок).
Так, наименьшее количество ошибок из найденных 29 колец верного расположения с заданной инструкцией, соответствует только одной испытуемой (3%). Полученные данные свидетельствуют о наличии высокой концентрации внимания у данной спортсменки, что соответствует высокой результативности в спортивной деятельности. Максимальное количество ошибок составляет 12 из 19 найденных колец, что свидетельствует о низкой концентрации внимания, обусловленное субъективными факторами, и в свою очередь, может привести к низким спортивным результатам. Большое количество ошибок может свидетельствовать о низкой продуктивности и устойчивости внимания. Если же рассматривать ошибки, совершенные при подсчете колец по минимальному показате-
лю из всей группы, то данные некоторых спортсменок совершивших по 1 ошибке и обработавшие при этом 27 и 29 знаков соответственно, указывают на высокую степень регу-ляторных свойств личности, таких как, концентрации, распределения и устойчивости внимания. Только две испытуемые (6,25%) нашли максимально верное количество колец. На общем фоне полученных результатов группы видно, что среднее количество колец с расположением разреза в соответствии с инструкцией составляет 24,2±0,6, где ошибка составляет 6,1±0,4 колец. Таким образом, из полученных данных следует, что общая концентрация внимания по группе соответствует выше среднего. Среднее значение уровня концентрации внимания испытуемых в данной группе соответствует 6,8±0,3. Максимальное значение данного показателя составляет 9, а минимальное - 4.
Исходя из полученных данных, показатели интерпретируются в соответствии с нормограммой оценки результатов заданий с кольцами Ландольдта, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Как видно из таблицы 2, что среднее значение результатов интеллектуального теста Горбунова Г. Д. составляет 18,4±1,5. Где максимальный результат - 46 сек, на выполнение задания, а минимальный - 7 сек. Данные свидетельствуют о том, что группа испытуемых в зависимости от ситуации может включаться в спортивную деятельность, как с максимальным, так и с минимальным количеством затрачиваемого времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По всем показателям в исследовании индивидуальных свойств личности выявлены высокие показатели. Полученные данные не являются окончательной оценкой юных спортсменов, т.к. на выбор ответов испытуемых могло влиять множество факторов, таких как утомление, недовосстановление, гендерные особенности физиологии, которые не всегда учитываются при обработке данных. Следовательно, для получения наиболее достоверных данных рекомендуется проводить исследование по данной методике неоднократно, с учетом изменяющейся ситуации, так же полученные данные можно считать ситуативными. Результаты данной методики желательно рассматривать комплексно с другими психологическими методиками, с учетом внешних факторов. Кроме того, самооценка является главным компонентом самосознания человека, на базе которого можно судить о возможности проявления измененных состояний сознания и отклоняющегося поведения, осуществлении самопознания и самовоспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчукова, Г.В. Теория и методика настольного тенниса : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 528 с.
2. Барчукова, Г.В. Влияние психического состояния на эффективность соревновательной деятельности квалифицированных игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 68-70.
3. Булкин, В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсмена / В.А. Булкин. - Л. : Наука, 1984. - 348 с.
4. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2007.
- 296 с.
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2010.
- 512 с.
6. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов. -М. : Физкультура и спорт, 1994. - 112 с.
7. Матыцин, О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе / О.В. Матыцин. - М. : Теория и практика физической культуры, 2001. - 203 с.
8. Роженцов, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования : монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. - М. : Советский спорт,
2006. - 280 с.
REFERENCES
1. Barchukova, G.V. Bogushas, V.M. and Matytsin, O.V. (2006), Theory and methodology of table tennis: a textbook for students, publishing center "Academy", Moscow.
2. Barchukova, G.V. and Rodionov, A.V. (2010), "Influence of mental state on the effectiveness of competition activity of skilled players in table tennis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp 68-70.
3. Bulkin, V.A. (1984), Pedagogical diagnostics as a factor in the control of motor activity athlete, Science, Leningrad.
4. Gorbunov, G.D. (2007), Psycho Sports, Soviet sport, Moscow.
5. Yeliseyev, O.P. (2010), Workshop on the psychology of personality, Piter, St. Petersburg.
6. Marishchuk, V.L. and Bludov, Yu.M. (1994), Methods of psychodiagnostics in sports, Physical Culture and Sport, Moscow.
7. Matytsin, O.V. (2001), Long-term training of young athletes in table tennis, Theory and Practice of Physical Culture, Moscow.
8. Rozhentsov, V.V. and Polevshchikov M.M. (2006), Fatigue during physical education and sports problems, methods of research: monograph, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2015.
УДК 159.9.075
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ТРУДОСПОСОБНОГО
ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ РИСКОМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Виктор Никитич Подобедов, кандидат экономических наук, профессор, ректор, Ульяна Игоревна Градскова, аспирант, Государственное образовательное учреждение Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Институт Экономики
Бизнеса», г. Москва
Аннотация
В выделенных группах лиц трудоспособного возраста с высоким (106 чел.) и низким (113 чел.) уровнем риска суицидального поведения проведён сравнительный анализ показателей психодиагностических методик (ОПРВ, «MSPSS», SACS). Результаты проведённого анализа позволили выявить психологические особенности лиц трудоспособного возраста с высоким риском суицидального поведения.
Ключевые слова: лица трудоспособного возраста, высокий риск суицидального поведения, сравнительный анализ, психологические факторы риска, социальная поддержка, профессиональное «выгорание», стресс, копинг стратегии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p243-247
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEOPLE AT WORKING AGE WITH HIGH RISK OF SUICIDAL BEHAVIOR
Victor Nikitich Podobedov, the candidate of economical sciences, professor, rector, Ulyana Igorevna Gradskova, the post-graduate student, State educational institution of autonomous non-profit educational institution of higher education "Institute of Business Economics" (INEKBI) Foundation of Vocational Education andIn-novation activity of the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, Moscow
Annotation
In the allocated working-age groups of people with high (106 people) and low (113 people) risk level of suicide behavior the authors carried out the comparative analysis of indicators of psycho diagnostic techniques (OPRV, "MSPSS", SACS). Results of the carried-out analysis allowed revealing the psy-