Научная статья на тему 'Регистрация по месту пребывания и жительства. Особенности правового регулирования и правоприменения'

Регистрация по месту пребывания и жительства. Особенности правового регулирования и правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / DOMICILE / PLACE OF STAY / REGISTRATION AT THE PLACE OF RESIDENCE / LIABILITY ISSUES / PROTECTION OF CITIZENS' RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко А.В.

Статья посвящена вопросам законодательного регулирования и правоприменительной практики, связанной с осуществлением института регистрации граждан по месту жительства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION AT TEMPORARY AND PERMANENT PLACES OF RESIDENCE. REGULATORY AND ENFORCEMENT CAPACITIES ISSUES

The article is devoted to the issues relating to legal safeguards and enforcement practice to the implementation of registration of citizens in accordance with their places of residence

Текст научной работы на тему «Регистрация по месту пребывания и жительства. Особенности правового регулирования и правоприменения»

УДК 342.9

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Никитенко Алла Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, e-mail: anikitenko3@yandex.ru

Статья посвящена вопросам законодательного регулирования и правоприменительной практики, связанной с осуществлением института регистрации граждан по месту жительства

Ключевые слова: место жительства; место пребывания; регистрация по месту жительства; проблемы ответственности; защита прав граждан

REGISTRATION AT TEMPORARY AND PERMANENT PLACES OF RESIDENCE. REGULATORY AND ENFORCEMENT CAPACITIES ISSUES

Nikitenko Alla V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Civil Law and Civil Procedures, e-mail: anikitenko3 @yandex.ru

The article is devoted to the issues relating to legal safeguards and enforcement practice to the implementation of registration of citizens in accordance with their places of residence

Keywords: domicile; place of stay; registration at the place of residence; liability issues; protection of citizens' rights

Для цитирования: Никитенко А.В. Регистрация по месту пребывания и жительства. Особенности правового регулирования и правоприменения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (67). С. 93-98.

Исторически в России институт регистрации граждан по месту жительства сформировался довольно поздно. Его формирование происходило в рамках становления внутригосударственной паспортной системы, прообраз которой был намечен еще в эпоху Петра I в виде системы «проезжих писем», необходимой для контроля и пресечения уклонения от подушной подати и повинностей. Смыслом последующего развития паспортной системы было наличие определенного документа у лица, которое покидает своё постоянное место жительства и передвигается с какой либо целью по стране или выезжает за границу.

Начиная с тридцатых годов девятнадцатого века, вступил в действие «Свод уставов о паспортах и беглых», в соответствии с которым никто не мог отлучаться с постоянного места жительства без соответствующего документа [1]. Необходимо подчеркнуть, что дворяне могли использовать в качестве документа грамоту на дворянское достоинство, лица мещанского сословия и свободные лица крестьянского сословия - паспорта с указанием срока их действия и возможности удаления от места жительства. Лица, находящиеся под надзором полиции, имели в паспортах специальные отметки.

В рамках проводимой государственной реформы, начавшейся с отмены 1861 г. крепостного права, паспорт как документ освобожденного от крепостной зависимости и покидающего свое место жительства крестьянина был внесён в документооборот. Наличие у крестьянина такого документа подтверждало его право уходить по своей воле из места, где ранее он был прикреплен как крепостной.

В соответствии с «Положением о видах на жительство» от 1894 г., с 1 января 1895 г. началась выдача

новых для того времени паспортов, причем правила уже подразумевали указание в нём адреса постоянного места жительства его владельца [2]. Следует отметить, что, за некоторым исключением, такой паспорт можно было не иметь, если лицо находилось непосредственно в месте постоянного проживания, передвигалось в пределах уезда проживания и даже вне его, но на расстояние, не далее 50 вёрст и сроком не долее, чем на шесть месяцев. Получить паспорт было необходимо при отъезде в другое место на большее расстояние и более длительный срок. По сути, на тот момент вся так называемая паспортная система состояла из различных правил учёта, в соответствии с сословием людей, а в определённых случаях - в соответствии с особым полицейским учётом. Выдавались и виды на жительство.

Повсеместного развития в царской России паспортная система, а тем более обязательная регистрация по месту жительства как институт, выполняющий определённые функции, так и не получили. Поскольку сложившаяся паспортная система основывалась на сословном делении и имела разрешительный порядок выдачи документа на передвижение, то в 1917 г., в рамках демократизации, она была целиком упразднена, и паспортную систему учёта, в том виде, в котором она существовала, заменила легитимационная система учёта граждан.

Правовой основой существования новой системы послужил декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 г. [3, с. 72]. Однако уже в 1919 г. государство было вынуждено, в рамках политики, направленной на предотвращение «трудового дезертирства», декретом

5 И

п П

Р д

hi Н

ц И Я Н А С О

03

ъ

hi

М

hi Н

Н О

М

013

ТА П

Е

ВЦИК и СНК РСФСР ввести трудовые книжки для проживающих в Москве и Петрограде как обязательный документ, удостоверяющий личность и удостоверяющий легитимность нахождения граждан в этих населённых пунктах [4].

Легитимационная система учета граждан подразумевает: наличие паспорта - это право гражданина, а не его обязанность, и в случае необходимости его личность может быть удостоверена любым доступным способом, позволяющим с достоверностью это сделать. Переход к этой системе в советской России ознаменовался декретом Президиума ВЦИК от 24.01.1922 г. «О предоставлении всем гражданам права беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР» [5]. В соответствии с этим документом право свободного перемещения по территории РСФСР было предоставлено каждому гражданину нашего государства, а положение, закреплённое ст. 10 Гражданского кодекса РСФСР от 1922 г. предоставляло право гражданину самому избирать место жительства [6].

Далее отход от принципа закрепления граждан за определённым местом жительства и контроля за их передвижением был подтвержден принятием 20 июля 1923 г. декрета ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» [7]. Предъявление всех документов, как и сами документы, а к ним были отнесены паспорта и виды на жительство, трудовые книжки, отсутствие которых могло препятствовать передвижению и самостоятельному определению места проживания и его изменению на территории государства, было отменено. Любой гражданин был вправе (но не был обязан) получить вместо этих документов удостоверение личности. Справедливости ради, надо отметить, что в удостоверении личности должно было быть указано, среди других необходимых сведений, место постоянного проживания гражданина; отсюда следует, что регистрация по месту жительства как правовой институт полностью не исчезала и в этот период. В качестве примера может служить Постановление СНК РСФСР от 28.04.1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях». Впервые понятие и термин «прописка» было введено указанным документом [8]. Прописка тогда была формальной процедурой и носила уведомительный характер, осуществлялась добровольно на основании любого документа, например, профсоюзного билета, свидетельства о рождении или регистрации брака, расчётной книжки с места работы. Каждый из предъявленных документов считался достаточным для этой цели. Закрепления лица в определённом месте по признаку принадлежности к месту жительства прописка не подразумевала.

Легитимационная система с её возможностью передвижения и проживания по собственному выбору гражданина в советском государстве продержалась недолго. Окончание периода новой экономической политики и переход к индустриализации государства потребовали, с одной

стороны, закрепления рабочей силы в определённых местах, необходимых государству для осуществления трудоустройства на строящихся и развивающихся предприятиях, с другой - упорядочения и жесткого контроля за тем, чтобы граждане проживали по месту прописки, потому что необходимо было остановить приток в города населения, бежавшего из сельской местности от голода и насильственной коллективизации.

Постановлением ЦИК и СНК от 27.12.1932 г. № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» по всему Союзу ССР была введена единая паспортная система и обязательная прописка по месту жительства со сроком исполнения в течение 1933 г. [9]. Обязанность по осуществлению и контролю за исполнением положений постановления была закреплена за органами внутренних дел (НКВД) и созданной специально для этой цели паспортно-визовой службой (ПВС). Граждане, которым паспорт с пропиской не выдавался, выдворялись из места проживания на соответствующее, указанное в документе, место жительства.

Постепенно, по мере становления разрешительного порядка регистрации по месту жительства, институт прописки становится институтом государственного управления. Правоприменение в этой области отношений начало складываться с уклоном именно на тщательный контроль и на приоритет государства в выборе места нахождения граждан в пределах территории государства. Начал применяться разрешительный порядок, поскольку в этот период отмечается значительный приток народа в большие города; в первую очередь предполагалось охватить регистрацией население центральных, столичных населенных пунктов, таких как Москва, Ленинград, Киев, Минск и некоторых других, наиболее притягательных для внутренней миграции населения. Кроме того, разрешительный порядок стал оружием классовой борьбы с «чуждыми классовыми элементами», проживание которых в крупных городах исключалось.

Надо отметить, что паспортизация крестьян в этот период и довольно долго в последующем, фактически, не проводилась. Вследствие этого покинуть место проживания без паспорта было невозможно. Имея паспорт, гражданин обязан был иметь прописку по месту жительства, в случае же перемены своего нахождения и отсутствия прописки наступали неблагоприятные последствия в виде административной или уголовной ответственности.

Начиная с этого периода, в нашем государстве регистрация по месту жительства, приобретя разрешительный порядок со стороны государственных органов её осуществляющих, закрепилась на долгие годы. Институт прописки стал эффективным механизмом, служащим для привязки граждан в определённых пропиской местностях, и в дальнейшем трансформировался только в области изменения правил, касающихся сроков прописки.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.10.1953 г., в разделе II «Порядок прописки и выписки», предписывалась обязанность прибывшим на жительство из одной местности в другую на срок свыше трех суток, а также переменившим адрес в пределах одного населённого пункта, в течение суток сдать паспорт на прописку [10]. Постоянная прописка гражданина по новому месту жительства проводилась только после получения отметки о выписке из предыдущего места жительства.

Нововведением стало появление возможности, при сохранении постоянной прописки, получить в месте пребывания гражданина временную прописку, а также было введено новое понятие - «санитарная норма» - в отношении жилого помещения. Дальнейшее применение правил о санитарной норме жилого помещения стало существенным рычагом в механизме разрешительного порядка прописки по месту жительства. Теперь размер площади жилого помещения, на которую гражданин прописывался, стала играть существенную роль для дозволения такой процедуры. Несоответствие санитарной норме по количеству квадратных метров на каждого поживающего, включая вселявшегося, означало запрет на такое вселение. Исключение делалось для супругов, родителей и детей уже проживающих в этих помещениях, причем родители должны были быть «престарелыми и нетрудоспособными» [10]. Лица, которым было отказано в прописке в каком-либо населённом пункте, обязаны были покинуть его в трёхдневный срок. Надо отметить, что применение нормы жилого помещения сохранилось, хоть и в несколько изменённом виде, до сегодняшнего дня [11, с. 146].

Далее существенными актами, затрагивающими регулирование правил прописки стали Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» [12] и Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 678 «О некоторых правилах прописки граждан» [13]. Порядок процедуры, в соответствии с этими актами, по своей сути остался прежним, но несколько изменились сроки исполнения. Срок пребывания, требующий обязательной прописки, увеличился до полутора месяцев. Находясь в населённом пункте меньший срок можно было прописку не осуществлять, но запись об этом в домовой книге, которая велась на каждое строение, сделать было необходимо. Такая запись не имела разрешительного от государственного органа характера и была, скорее, уведомительной. Срок, в течение которого необходимо было сдать паспорт на оформление прописки, увеличился до трёх дней. Срок, в течение которого лицо, которому отказано в прописке, должно было покинуть населённый пункт, увеличился до семи дней.

Постановление Совета Министров СССР от 21.10.1953 г. несколько расширило круг лиц, при вселении которых не применялось правило

санитарной нормы. Теперь в городах и поселках городского типа можно было прописывать, независимо от размера жилой площади, совершеннолетних детей, не имеющих своих семей или имеющих несовершеннолетних детей, но не состоящих в браке, - на жилую площадь родителей, родных братьев и сестёр, не достигших совершеннолетия и не имеющих родителей, а также родных братьев и сестёр, являющихся нетрудоспособными, независимо от возраста, и не имеющих своих семей, - на жилую площадь брата или сестры [10, п. 1]. Сегодня современное жилищно-правовое регулирование также воспринимает наличие или отсутствие родственных связей как основание для применения вариантов регулирования, в зависимости от этого [14, с. 287]. Надо отметить, что установленный разрешительный порядок всегда имел нормативно обоснованные исключения. Основания для применения таких исключений не были четко сформулированы. Так, указанное Постановление Совета Министров СССР от 21.10.1953 г. устанавливало возможность исполнительных комитетов и районных Советов депутатов трудящихся, осуществляющих прописку в «порядке исключения разрешать прописку граждан в случаях, не предусмотренных Постановлением» [10, п. 4]. Подобная формулировка могла подразумевать, как представляется, довольно широкую гамму возможностей, в том числе и субъективного усмотрения.

Такой порядок регулирования прописки сохранялся вплоть до начала девяностых годов.

С изменением политической и экономической формации в России в значительной степени изменилось смысловое и юридическое наполнение норм, регулирующих регистрацию граждан по месту их жительства и пребывания.

Новое смысловое наполнение регистрации по месту жительства и пребывания граждан было подтверждено с начала в 1990 г. заключением Комитета конституционного надзора СССР «О законодательстве по вопросам прописки граждан» [15], а затем, в 1991 г., — заключением Комитета конституционного надзора СССР «О разрешительном порядке прописки граждан» [16]. Эти документы признали, что существующий порядок прописки, подразумевающий получение разрешения от государственных органов, в том числе органов внутренних дел, «ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства». Для устранения этого ограничения было принято решение о замене разрешительного порядка прописки на регистрационный (уведомительный) порядок. Итогом развития событий стало принятие Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,

выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [17]. Этот закон закрепил в действующем законодательстве право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах государства [17, ст. 1].

Сегодня право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограниченно в соответствии с законом на следующих территориях:

- в пограничной зоне;

- в закрытых военных городках;

- в закрытых административно-территориальных образованиях;

- в зонах экологического бедствия;

- на отдельных территориях и в населённых пунктах, где, в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение [17, ст. 8].

Обновлённое правовое регулирование сделало значительный шаг в сторону демократизации нашего государства; после более чем шестидесятилетнего отсутствия свободы выбора места жительства без государственного контроля, это право, наконец, было обретено.

Несмотря на то, что закон по-прежнему закрепил регистрационный учёт граждан по месту жительства и месту пребывания «в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом» и предписывает в течение семи дней после смены места жительства зарегистрироваться по новому месту жительства, он в значительной степени повлиял на правовую суть этого института, порядок и основания регистрационного учёта [17, ст. 6].

Сегодня, в отличие от прописки, регистрация по месту жительства имеет не разрешительный характер, а уведомительный. Основанием для нее становится уже возникшее к этому моменту право пользования жилым помещением. Такое существенное изменение послужило даже изменению терминологии, применяемой долгие годы. Законодатель исключил из использования термин «прописка» и стал применять термин «регистрация по месту жительства». В отличие от прописки, имевшей разрешительный порядок, при которой право пользования жилым помещением возникало с момента разрешения и проставления об этом соответствующей отметки в паспорте, сегодня право пользования жилым помещением возникает по различным основаниям и только констатируется регистрацией по месту уже возникшего права пользования.

Право пользования жилым помещением может возникнуть на основании зарегистрированного государством права собственности. Регистрация права собственности может осуществляться на основании договора приватизации жилого помещения, договора купли-продажи, дарения, мены, права наследования по закону и по завещанию. Такое право возникает при заключении договора социального и других видов найма жилого помещения. Кроме того, наличие родственных связей и выражение желания предоставить право совместного проживания в жилом помещении также влияет на возможность приобретения права пользования жилым помещением, находящимся у членов семьи на праве собственности или по договору найма.

В 1995 г. компетенция по контролю за осуществлением и соблюдением регистрационного учёта была возложена на органы внутренних дел [18, п. 4]. Далее эти функции в 2008 г. были возложены на Федеральную миграционную службу и её территориальные органы [19]. Затем, в 2017 г., в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 г. № 631 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», полномочия вновь переданы МВД РФ [20, п. 2а].

В настоящее время, во исполнение положений ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», процедурную составляющую регистрации по месту жительства и пребывания гражданина в определённом населённом пункте регулируют следующие нормативные правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713, утвердившее «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» в редакции от 25.05.2017 г. [18];

Приказ МВД России от 31.12.2017 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [21].

Современное правоприменение, в условиях значительного миграционного движения населения, стоит на позиции поддержания уведомительного порядка регистрации гражданина по месту его фактического проживания. ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», наряду

с обязанностью регистрационного учёта, определяет, что «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации» [17, ст. 3]. Такое положение указывает, что факт регистрации не порождает прав и обязанностей. Тем не менее место жительства гражданина в некоторых случаях определяется именно по формальному признаку — месту регистрации, и осуществление некоторых прав и обязанностей территориально ему соответствуют. В частности, по месту регистрации осуществляется по общему правилу пассивное выборное право; подсудность при обращении в суд; исполнение обязательств; учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении; осуществление назначения выплат пенсий, социальных пособий.

Принципиальной позицией сегодня является положение о том, что место фактического проживания и место регистрации гражданина должны совпадать. Такая позиция была поддержана законодателем, определившим меру ответственности за нарушение установленного порядка. Административная ответственность обозначена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, предусматривающим наложение административного штрафа за нарушение существующего порядка регистрации, размер которого зависит от состава правонарушения [22, ст. 19.15.2.]. Наряду с этим в Уголовный кодекс Российской Федерации введена с 2013 г. [23] уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации по месту жительства [24, ст. 322.2]. Наличие уголовной ответственности в данном случае отражает проблемы объективной реальности, связанные с увеличением трудовой миграции населения, и правоприменение указанных законов является отражением необходимой правовой защиты. Как любой правовой институт, регистрационный учёт граждан по месту жительства развивается в связи с объективными обстоятельствами. Возникновение и развитие регистрационного учета как института, обеспечивающего регистрацию граждан по месту их проживания, — от своего зарождения и до сегодняшнего состояния — прошёл в нашем государстве полный драматизма путь. Сегодняшнее его состояние отражает объективную реальность современной жизни и направлено на дальнейшее совершенствование демократизации общества и свободы граждан на передвижение.

Библиографический список:

1. Свод уставов о паспортах и беглых // Свод законов Российской империи. Т. XIV. СПб. 1833.

2. «Положение о видах на жительство». СПб: Изд. Государственной канцелярии. 1894.

3. Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября 1917 года. Декреты Советской власти. В 2-х т. М.: Государственное издательство политической литературы. 1957. 626 с.

4. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 25 июня 1919 года «О введении трудовых книжек в г.г. Москве и Петрограде» // СУ РСФСР. 1919. № 28. Ст. 315.

5. Декрет ВЦИК от 24.01.1922 г. «О предоставлении всем гражданам права беспрепятственного передвижения по всей территории РСФСР» // URL: https://pravo.ru/doc/view/340/429/ (дата обращения: 01.05.2018).

6. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102010099&rdk=&bac klink=1 (дата обращения: 10.05.2018).

7. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об удостоверении личности» от 20 июля 1923 года // URL: https://pravo. ru/doc/view/340/429/ (дата обращения: 01.05.2018).

8. Декрет СНК РСФСР от 28.04.1925 «О прописке граждан в городских поселениях» // СУ РСФСР. 1925. № 28. Ст. 197.

9. Постановление ЦИК и СНК от 27 декабря 1932 года № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» // URL: https://pravo.ru/doc/view/340/429/ (дата обращения: 10.05.2018).

10. «Положение о паспортах» утв. Постановлением Совмина СССР от 21.10.1953 № 2666-1124 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Никитенко А.В. «Особенности предоставления жилых помещений гражданам Российской Федерации» // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции СПб им. В.Б. Боб-кова филиала РТА «Теоретические и практические аспекты гражданского права и процесса». 2017. С. 145-152.

12. Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» // СП СССР. 1974. № 19. Ст. 109.

13. Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 678 «О некоторых правилах прописки граждан» // Свод законов СССР. Т. 10. С. 321.

14. Никитенко А.В. «Особенности становления современной юридической практики осуществления жилищных прав членами семьи собственника жилого помещения» // Сборник материалов научно-практической конференции СПб им. В.Б. Бобкова филиала РТА «Гражданское право и процесс: Современное состояние и пути развития». 2015. С. 286-291.

15. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26.10.1990 № 11 (2-1) «О законодательстве по вопросам прописки граждан» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 47. Ст. 1004.

16. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11.10.1991 № 26 (2-1) «О разрешительном порядке прописки граждан» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 46. Ст. 1307.

17. Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания

и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2939.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием миграционной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 14. Ст. 1412.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской

Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3330.

21. Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2018 № 50635) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 06.04.2018).

22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

23. Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 51. Ст. 6696.

24. Уголовный кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.