Научная статья на тему 'РЕГИСТРАЦИЯ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

РЕГИСТРАЦИЯ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬ / КАНДИДАТ / CANDIDATE / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ELECTORAL ASSOCIATION / ЖАЛОБА / COMPLAINT / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ELECTION COMMISSION / СУД / COURT / РЕГИСТРАЦИЯ / REGISTRATION / ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ / DENIAL OF REGISTRATION / ELECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворванин Денис Валерьевич

В статье представлен анализ процедуры регистрации, отказа в регистрации, последующей отмены регистрации кандидата на выборах местного самоуправления. Автор приходит к выводу о том, что причиной отказа в регистрации, отмены в регистрации в качестве кандидата на местных выборах служит допущение кандидатами неточностей при предоставлении необходимых сведений или умышленное сокрытие, или искажение таких сведений кандидатом при регистрации, которые необходимо предоставить в избирательную комиссию согласно действующему избирательному законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ворванин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION, DENIAL, REVOCATION OF REGISTRATION OF THE CANDIDATE FOR ELECTIONS TO REPRESENTATIVE (LEGISLATIVE) LOCAL GOVERNMENT AUTHORITIES

The article presents the analysis of registration procedure, denial of registration, next revocation of registration of the candidate for elections of local government authorities. The author comes to the conclusion that the reason for denial of registration, cancellation of registration as a candidate for local elections is the admission of discrepancies by candidates in the provision of required information or intended concealment or misrepresentation of information by the candidate during registration which should be submitted to the election commission in accordance with applicable electoral law.

Текст научной работы на тему «РЕГИСТРАЦИЯ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

www.sibac.info

Список литературы:

1. Дюверже М. Политические партии - М.: Академ проект; Трикста. - 2007. -С. 21-22; 29-31; 67.

2. Закон Республики Кыргызстан от 1 февраля 1991 года № 359-XII «Об общественных объединениях» // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан 1991 год № 3, Ст. 111.

3. Карыбаева А.С. Государственно-правовое развитие Кыргызстана: ХХ-ХХ1 века. Автореф. канд ... юрид. наук. - Москва, 2007. С. 320.

4. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. - Б.: 2010. -123 с. // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.toktom.kg (Дата обращения 06.08.2016).

5. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека Дисс. . д-ра юрид. наук. -Москва, 1998. С. 117.

РЕГИСТРАЦИЯ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ворванин Денис Валерьевич

главный специалист контрольно-ревизионного управления

Администрации города Нягани, РФ, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, г. Нягань

E-mail: denis27_@mail.ru

REGISTRATION, DENIAL, REVOCATION OF REGISTRATION OF THE CANDIDATE FOR ELECTIONS TO REPRESENTATIVE (LEGISLATIVE) LOCAL GOVERNMENT AUTHORITIES

Denis Vorvanin

senior Specialist of Control-and-Auditing Management

of Nyagan Administration, Russia, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, Nyagan

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ процедуры регистрации, отказа в регистрации, последующей отмены регистрации кандидата на выборах местного самоуправления. Автор приходит к выводу о том, что причиной отказа в регистрации, отмены в регистрации в качестве кандидата на местных выборах служит допущение кандидатами неточностей при предоставлении необходимых сведений или умышленное сокрытие, или искажение таких сведений кандидатом при регистрации, которые необходимо предоставить в избирательную комиссию согласно действующему избирательному законодательству.

ABSTRACT

The article presents the analysis of registration procedure, denial of registration, next revocation of registration of the candidate for elections of local government authorities. The author comes to the conclusion that the reason for denial of registration, cancellation of registration as a candidate for local elections is the admission of discrepancies by candidates in the provision of required information or intended concealment or misrepresentation of information by the candidate during registration which should be submitted to the election commission in accordance with applicable electoral law.

Ключевые слова: избиратель; кандидат; избирательное объединение; жалоба; избирательная комиссия; суд; регистрация; отказ в регистрации.

Keywords: elector; candidate; electoral association; complaint; election commission; court; registration; denial of registration.

С момента регистрации кандидат приобретает права и обязанности, которые позволяют ему беспрепятственно и наравне с другими кандидатами участвовать в предвыборной, избирательной кампании. Факт регистрации кандидата в данном случае имеет большое юридическое значение, так как именно с этого времени кандидату можно вести предвыборную агитацию: выступать пред избирателями на митингах и собраниях, в средствах массовой информации; участвовать в политических дебатах с оппонентами на телевидении, радио; выступать с программой свой будущей деятельности в качестве депутата выборного органа местного самоуправления [2, с. 139].

Органом, принимающим решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), отказа в регистрации на местном уровне -является соответствующая избирательная комиссия муниципального образования. Согласно требованиям статьи 38 Федерального закона

www.sibac.info

от 12.06.2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) комиссия осуществляет проверку соответствия представленных кандидатом или избирательным объединением (партией) документов, действующим избирательным нормам.

По результатам проверки поданных кандидатом документов избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации с вытекающими для кандидата соответствующими последствиями, вплоть до полного прекращения статуса кандидата и отстранения гражданина от участия в выборах.

Весь процесс по регистрации кандидата можно разделить на 3 самостоятельных этапа, по конкретным группам субъектов (инициаторов) отказа в регистрации:

1. во время регистрации кандидата в избирательной комиссии;

2. после регистрации в избирательной комиссии и получения статуса кандидата;

3. в течение срока, с которого можно обжаловать решение избирательной комиссии по регистрации кандидата.

Если избирательная комиссия обнаружила в представленных документах кандидатом неполные сведения, либо неточности, то в таком случае не позднее, чем за 3 дня до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации, извещает об этом кандидата с целью внесения исправлений в представленные документы.

Не позднее, чем за 1 день до проведения заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат имеет право вносить уточнения и дополнения в представленные им в избирательную комиссию документы, а избирательное объединение (партия) в документы, содержащие неточные сведения о выдвинутых им кандидатах, для их уточнения.

После проверки документов по выдвижению кандидата (списка кандидатов), избирательная комиссия проверяет представленные подписи кандидатами-самовыдвиженцами, иные документы по выдвижению кандидатов, и выносит решение о регистрации, а в случае несоответствия представленных документов требованиям действующего избирательного законодательства, выносит решение об отказе в регистрации в качестве кандидата.

Заявление в суд об отмене незаконной регистрации может быть подано не позднее 8 дней до дня голосования, а решение суда об отмене регистрации кандидата может быть принято не позднее, чем за 5 дней до дня голосования, после пропуска этих сроков

отменить регистрацию уже нельзя (пункт 5 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ [3]).

Перед подачей документов для регистрации, кандидатам необходимо тщательно проверять действительность представляемых в территориальную избирательную комиссию своих документов и верности, содержащихся в них сведений. Например, в паспорте кандидата может стоять какая-либо запись или штамп, что делает его автоматически недействительным (некоторые граждане в паспорте делают различные пометки, используют его как записную книжку); в сведениях кандидата о трудовой деятельности содержатся неправильное наименование должности и места работы, которые не совпадают с указанием в трудовой книжке.

Основания для отказа в регистрации избирательной комиссией содержится в части 24 статьи 38 Федеральный закон № 67-ФЗ [3]:

1. отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (права быть избранным в органы власти):

• кандидат на день голосования не достиг установленного законом возраста, с достижением которого возможно избираться на выборную должность;

• на момент подачи документов кандидат не имеет гражданства Российской Федерации;

• кандидат, претендующий на выборную должность признан судом недееспособным, отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

2. недостаточность информации и отсутствие документов, представленных для регистрации кандидата таких как:

• заявления оформленного в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания депутатом прекратить не совместимую деятельность со своим статусом или с замещением иной выборной должности;

• копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации кандидата;

• копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании кандидата;

• копии документов об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) кандидата;

• информации о том, что кандидат является действующим депутатом представительного (законодательного) органа власти;

• сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности

www.sibac.info

(в том числе совместной), о вкладах в банках, о ценных бумагах по установленной форме (согласно пункту 4, статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ[3]) в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5 000 избирателей, то в таком случае такие сведения кандидатом не предоставляются.

3. наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен избирательным законодательством. К таким местам относятся: рабочие места, места учебы, места выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом (правом участвовать в выборах) и только в том избирательном округе, в котором выдвигается кандидат [1, с. 27].

4. недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества предоставленных подписей, отобранных для проведения проверки. В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ [3] к проверке достоверности подписей могут привлекаться ограниченный круг лиц: это эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, члены нижестоящих комиссий, а также иных государственных органов и учреждений. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и недействительными содержащиеся в подписных листах сведениях о персональных данных избирателей.

5. сокрытие кандидатом сведений о своей судимости. В настоящее время довольно часто кандидатов снимают именно по этому основанию, так как именно наличие судимости сильно влияет на общественное мнение при голосовании, и кандидаты неохотно заявляю такие сведения, тем самым обрекая себя на решения избирательной комиссии об отказе в регистрации.

6. не создание кандидатом избирательного фонда, за исключением случаев, когда создание избирательного фонда необязательно. При этом необходимо подчеркнуть, что отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата.

7. использование при финансировании кандидатом своей избирательной кампании иных денежных средств, составляющих более 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

8. установление решением суда факта несоблюдения в течение агитационного периода ограничений и запретов: - нарушение запрета на злоупотребление правом на предвыборную агитацию (использование агитации, которая разжигает социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижает национальное достоинство, пропагандирует исключительность, превосходство; нарушение запрета призыва к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя предусмотренные статьей 1 Федерального закона 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» [5], нарушение законодательства об авторском праве.

9. неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного положения. Проявляется через применение так называемого «административного ресурса», власти находящейся в руках кандидата для достижения своих политических целей.

10. регистрация кандидата в другом округе на данных выборах, за исключением случая, когда выдвижение кандидата происходит в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и одновременно в составе списка кандидатов от политического объединения (партии).

11. установленный факт, вступившего в силу решения суда о факте подкупа избирателей кандидатом, доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, или иными лицами, уполномоченными кандидатом.

Основания для отказа в регистрации списка кандидатов аналогичны основаниям отказа в регистрации кандидата. Кроме вышеуказанных оснований для списка кандидатов предусмотрено еще два основания:

1. превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур по решению избирательного объединения (партии), по решению избирательной комиссии, более чем на 50 процентов в заверенном списке кандидатов на выборах в представительные (законодательные) органы местного самоуправления.

2. выбытие кандидатов, в результате чего число кандидатов в списке оказалось меньше установленного законодательством.

www.sibac.info

Если кандидат выдвинут от избирательного объединения (партии), основанием для отказа в регистрации может послужить несоблюдение требований к выдвижению кандидатов от политической партии, а именно, нарушение пункта - и) части 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» [4] устанавливающего требование к содержанию Устава политической партии об обязательном закреплении в его содержании порядка выдвижения политической партией кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления. Несоблюдение закрепленного Уставом партии порядка выдвижения кандидатов, может повлечь за собой отказ в регистрации кандидата, списочного состава партии.

Впоследствии регистрация кандидата избирательной комиссией может быть отменена судом по заявлению граждан, наделенных соответствующим правом. Обжаловать регистрацию кандидата (списка кандидатов), может ограниченный круг лиц: кандидат (оппонент) зарегистрированный по тому же избирательного округу, избирательное объединение (партия) список кандидатов которого зарегистрирован по этому избирательному округу (пункты 7, 8 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ [3]).

На основании части 2, статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ [3] жалоба на регистрацию, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), подается в вышестоящую комиссию в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения, при подаче заявления в суд также установлен срок частью 3 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ [3] обжалования в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации, отказа в регистрации и данные сроки восстановлению не подлежат.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству судом необходимо доказать, что решением избирательной комиссии о регистрации, либо по отказу в регистрации нарушены права заявителя.

После вынесения решения о регистрации кандидата избирательной комиссией, оно может быть отменено судом по заявлению самой же избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата по вновь открывшимся обстоятельствам, если эти обстоятельства не были и не могли быть известными на момент вынесения избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, а также в случаях: подкупа избирателей, использование преимуществ должностного положения, несоблюдение кандидатом ограничений предусмотренными Федерального закона № 67-ФЗ, сокрытие сведений о своей судимости, призывах кандидатом к деяниям предусмотренных

статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» [5], наличия счетов в иностранных банках за пределами территории Российской Федерации (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ [3]).

В случаях несоблюдения ограничений кандидатом, возбуждать такие дела перед судом об отмене такого незаконного решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может прокурор.

Решения по регистрации, как и по отказу в регистрации кандидата в депутаты представительного (законодательного) органа местного самоуправления является не правом, а обязанностью избирательных комиссий муниципальных образований, принимаемые с четким соответствием действующему избирательному законодательству.

Судебная практика рассмотрения дел, связанных с отказами в регистрации кандидатов и применении указанной меры ответственности за нарушения избирательного законодательства еще достаточно неоднозначна и требует от субъектов избирательного процесса тщательного подхода к реализации своих избирательных прав и точного исполнения закона.

Действующее избирательное законодательство в настоящее время подвергается значительным изменениям и идет по пути уменьшения числа субъектов имеющих право обращения в судебные органы за защитой своих нарушенных прав при проведении процедуры выборов. Связано это с довольно частыми злоупотреблениями своими правами со стороны конкурирующих, порой противоборствующих между собой кандидатов, избирательных объединений (партий).

Избирательная комиссия муниципального образования может отказать кандидату в регистрации только в случае грубого нарушения норм избирательного законодательства, но если отсутствуют такие грубые нарушения затрагивающие процесс по регистрации кандидата, то в таком случае не будет и оснований для применения против кандидата такой жесткой меры как «отказ в регистрации».

Многие кандидаты так и не доходят до дня голосования, из-за нарушений, допущенных по невнимательности при заполнении документов для предоставления в избирательную комиссию или, наоборот, с целью умышленного сокрытия или искажения сведений в предоставляемых документах, которые могут подорвать авторитет кандидата и повлиять на проведение им предвыборной агитации.

www.sibac.info

Список литературы:

1. Борисов И. Партии на будущих выборах. Новое законодательство, Москва, 2007. - С. 124-149.

2. Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Изв. высш. учеб. завед. Сер.: Правоведение. -1999. - № 1. - С. 24-33.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // - [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/184566/1/ (Дата обращения 25.07.2016).

4. Федеральный закон от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (Дата обращения 20.07.2016).

5. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12127578/ (Дата обращения 10.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.