Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна

Актуальность статьи проистекает из необходимости обобщения опыта интенсивного развития технологий цифровой дидактики и практико-ориентированного образования в современных региональных вузах. Данные тренды обусловлены новыми вызовами для общественного развития различных стран, с которыми в настоящее время столкнулись университеты всего мира, такими как: усиление конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках научно-образовательных услуг, становление предпринимательской функции в качестве одной из ведущих в деятельности вуза. Авторы отмечают, что развитие современного регионального вуза невозможно без определения новых векторов плановых, управляемых, систематических изменений в области культуры, систем и поведения образовательной организации с целью повышения ее эффективности. В статье рассмотрена роль современных лабораторий в процессе реализации проектно-ориентированной модели обучения, связанная с проведением исследований различных аспектов цифровой трансформации образования, проектированием и внедрением технологий цифровой дидактики в образовательный процесс организаций основного, профессионального, высшего и дополнительного образования Новгородского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL UNIVERSITY AND CONTEMPORARY CHALLENGES: THE CONTOURS OF ORGANIZATIONAL DEVELOPMENT

The relevance of the article stems from the need to generalize the experience of the intensive development of digital didactic technologies and practice-oriented education in modern regional universities. These trends are due to new challenges for the social development of various countries, which are currently faced by universities around the world, such as: increased competition in the domestic and foreign markets for scientific and educational services, the emergence of the entrepreneurial function as one of the leading in the activities of the university. The authors note that the development of a modern regional university is impossible without defining new vectors of planned, controlled, systematic changes in the field of culture, systems and behavior of an educational organization in order to increase its efficiency. The article examines the role of modern laboratories in the process of implementing a project-oriented learning model associated with researching various aspects of the digital transformation of education, designing and implementing digital didactics technologies in the educational process of organizations of basic, professional, higher and additional education in the Novgorod region.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Литература:

1. Апазаова З.Н. Формирование исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии методом проектов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 13-16.

2. Бурлакова И.И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 10. - С.45-48.

3. Еранькина Л.Е. Исследовательская деятельность как фактор повышения профессиональной компетенции педагога // Региональная научно-методическая интернет-конференция «Формирование дополнительных компетенций и квалификаций педагогов профессионального обучения» (04.06. - 11.06.2015, г. Ханты-Мансийск) https://iro86.ru/images/documents/konf/Erankina.pdf

4. Качалов Д.В. Формирование исследовательской компетенции магистрантов технического вуза // СИСП. - 2015. - №2 (46). - С. 26-36.

5. Климентьева В.В. Развитие педагогической исследовательской компетентности магистранта филологического образования в процессе руководства школьным мультимедийным проектом: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 - Курск: Курский государственный университет.2009. - 24 с.

6. Лаптева Я.А. Модель развития исследовательской компетенции учителя: социокультурный подход // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-1. - С. 96-99.

7. Литвинова Е.Г. Теоретический анализ понятия «исследовательская компетентность» // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии: электронный научный журнал. - 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://si-sv.eom/_ld/0/28_zRH.pdf (дата обращения: 03.08.2017).

8. Сахарова В.И. Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1 (25). - 2017. - С. 61-63.

9. Осипова С.И. Становление исследовательской компетентности учащихся в образовании: Монография / С.И. Осипова, Е.В. Феськова. - LAP.: Germany. - 2011. - 203 c.

10. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf.

11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось - 89», 2006. - 480 с.

12. Слепнева К.А. Исследовательская компетенция магистров по направлению «Педагогическое образование»: анализ понятий // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 1 (55). -Ч.3. - С. 56-58.

13. Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. - 2003. - 20 с.

14. Торкунова Ю.В., Упшинская А.Е. Формирование научно-исследовательской компетентности магистров // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 441-443.

15. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия. - 2011. - 25 с.

16. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетеностности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. - № 12. - 2011. - С. 115-119.

17. Цимерман Е.А., Бессмельцева Е.С. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистрантов-менеджеров в процессе обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26935 (дата обращения: 27.02.2021).

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: КОНТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. Актуальность статьи проистекает из необходимости обобщения опыта интенсивного развития технологий цифровой дидактики и практико-ориентированного образования в современных региональных вузах. Данные тренды обусловлены новыми вызовами для общественного развития различных стран, с которыми в настоящее время столкнулись университеты всего мира, такими как: усиление конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках научно-образовательных услуг, становление предпринимательской функции в качестве одной из ведущих в деятельности вуза. Авторы отмечают, что развитие современного регионального вуза невозможно без определения новых векторов плановых, управляемых, систематических изменений в области культуры, систем и поведения образовательной организации с целью повышения ее эффективности. В статье рассмотрена роль современных лабораторий в процессе реализации проектно-ориентированной модели обучения, связанная с проведением исследований различных аспектов цифровой трансформации образования, проектированием и внедрением технологий

цифровой дидактики в образовательный процесс организаций основного, профессионального, высшего и дополнительного образования Новгородского региона.

Ключевые слова: новые вызовы, региональный вуз, цифровая трансформация образовательного процесса, организационное развитие, корпоративная культура, цифровая дидактика.

Annоtation. The relevance of the article stems from the need to generalize the experience of the intensive development of digital didactic technologies and practice-oriented education in modern regional universities. These trends are due to new challenges for the social development of various countries, which are currently faced by universities around the world, such as: increased competition in the domestic and foreign markets for scientific and educational services, the emergence of the entrepreneurial function as one of the leading in the activities of the university. The authors note that the development of a modern regional university is impossible without defining new vectors of planned, controlled, systematic changes in the field of culture, systems and behavior of an educational organization in order to increase its efficiency. The article examines the role of modern laboratories in the process of implementing a project-oriented learning model associated with researching various aspects of the digital transformation of education, designing and implementing digital didactics technologies in the educational process of organizations of basic, professional, higher and additional education in the Novgorod region.

Keywords: New challenges, regional university, digital transformation of the educational process, organizational development, corporate culture, digital didactics.

Введение. Достоянием истории стали времена, когда жизнедеятельность университетов отличалась стабильностью, устойчивостью, размеренным течением академических будней. Ещё во второй половине 20 века актуальным казалось высказывание президента Калифорнийского университета (США) Кларка Керра (C.Kerr), который писал о том, что из социальных институтов, существовавших в западном мире в 1520 г., когда была основана лютеранская церковь, в узнаваемом виде существуют до настоящего времени - с теми же функциями и традициями, 85 институтов: католическая церковь, парламент Исландии, Великобритании и острова Мэн, лютеранская церковь, несколько швейцарских кантонов и 70 университетов. Канули в лету короли и их свита, феодальные лорды и вассалы, гильдии и монополии, а эти 70 университетов, словно застыли в том же положении и в тех же зданиях, с профессорами и студентами, делающими то же дело, и с управлением, осуществляемым теми же методами.

Новые вызовы, с которыми в настоящее время сталкиваются университеты всего мира обуславливаются кардинальными социально-экономическими, культурными и технологическими изменениями, которые присущи общественному развитию разных стран во временной период конца XX - первой половины XXI века. На рынке научно-образовательных услуг как внутреннего уровня стран, так и общемирового происходит характерное для этого периода усиление конкурентной борьбы. Вторая академическая революция, выступила решающим фактором развития университетов в этот период и обозначила предпринимательскую функцию в деятельности вуза в качестве одной из ведущих.

С новыми вызовами современности столкнулись и региональные вузы России. Цифровая трансформация образовательного процесса, необходимость освоения широкого спектра цифровых технологий и инструментов, внедрение новых форм педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в реальном и виртуальном пространстве, конкурентная борьба за талантливых абитуриентов с университетами больших городов и учреждениями системы СПО побудили региональные вузы задуматься о новых векторах своего организационного развития.

Изложение основного материала статьи. Понятие «организационное развитие» широко освещено в современных научных публикациях, и представлено в различных трактовках как в широком и узком смыслах. Широкая трактовка организационного развития предполагает многозначность понятия, характеризующего определенный тип изменений в организации. Согласно этому определению наиболее важными характеристиками организационного развития являются закономерные и необратимые временные изменения, которые происходят независимо от желания (нежелания) сотрудников организации направлены на реализацию стратегически значимых для организации процессов. Более узко организационное развитие может рассматриваться как управляемые, плановые и систематические изменения культуры организации с целью повышения ее результативности в достижении поставленных задач. Для такого подхода становятся значимым такое качеств положительных организационных изменений как плановость.

Мы рассматриваем перечисленные выше подходы как конкурирующие, ибо они по-разному расставляют смысловые акценты. В первом случае особое внимание уделяется факторам внешней среды, во втором случае - факторам как внешней, так и внутренней среды, а в третьем организационное развитие рассматривается с психологической точки зрения.

Организационное развитие регионального вуза охватывает несколько сфер: во-первых, речь идет об инновационном развитии образовательного процесса и научных исследований, во-вторых, о профессиональном развитии научно-педагогического персонала, в-третьих, о стратегическом развитии университета как опорного регионального центра науки, культуры и образования.

Определенный тип организационной культуры существует в каждом университете, который зависит от традиций вуза, стиля руководства, корпоративной идеи объединяющей профессорско-преподавательский состав и обучающихся.

Огромной значимостью для инновационного развития современного регионального вуза обладает партисипативная организационная культура. Ее главное отличие в демократических отношениях между преподавателями, сотрудниками, студентами и руководством вуза, партисипативном характере управления, коллегиальности принимаемых стратегических и тактических решений, высокой степень делегирования полномочий органам самоуправления вуза и профсоюзным организациям.

Уважительное отношение к профессионализму преподавателей и сотрудников традиционно характерно для вуза. Как следствие - персоналу создаются условия для карьерного роста, развития горизонтальной карьеры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, наставничество молодых кадров и помощь молодым ученым в становлении их научной и преподавательской деятельности.

Более того, необходимо обозначить, что для региональных вузов характерно наличие устойчивых традиций, передаваемых «поколению из поколения», от более опытных профессоров к начинающим преподавателям. В то же время реалии цифрового мира во многих вопросах делают более компетентными и адаптивными как раз молодые кадры. В сложившихся условиях складывается абсолютно новый стиль

культуры, когда возможно профессиональное развитие и профессиональное обучение по принципу «все обучают всех».

Становится актуальным создание междисциплинарных и межвозрастных команд, которые обладают преимуществами, характерными для каждого из поколений Х, У и Z. В таких профессиональных командах происходит расширение спектра ролей, усиление как управленческой, так и технологической, а также содержательной и методической составляющих.

Благодаря такому формированию проектных групп многие научные школы и коллективы кафедр начинают изучать новые научные и методические проблемы. Расширяются возможности коммуникации со студентами в вопросах организации их обучения и организации их воспитательного процесса. Устойчивый сембиоз реальной и виртуальной коммуникации - это новые обьективные реалии, адаптация к которым требует как нового уровня профессионализма и компетенций их участников, а также требует поиска особых механизмов управления различными коллективами, дифференцирующимися как по возрасту, так и по степени профессиональной и научной значимости для вуза.

Так, например, современная молодежь гораздо оперативнее получает информацию в мессенджерах, обрабатывает большие массивы данных в документах, легко пользуется возможностями Google анкетирования, различными оболочками позволяющими реализовать процесс обучения в сети Интернет, монтировать видео и т.д.

В тоже время некоторый консерватизм присущий более старшим членам групп с большим педагогическим опытом, позволяет избежать псевдоинноваций, сохранить лучшие традиции, как регионального вуза, так и российской высшей школы в целом.

Также еще одной особенностью цифровой трансформации образования для регионального вуза является выход за территориальные рамки области и региона. Интенсивные онлайн коммуникации, возникающие вследствие научных профессиональных контактов, позволяют быстрее изучать опыт коллег, внедрять в образовательный процесс передовые идеи и адаптировать их к конкретным территориальным условиям. Усиливается взаимодействие субъектов в рамках профессиональной деятельности. Педагоги школ и студенты - будущие педагоги могут творить и развиваться в одном профессиональном поле на различных специализированных сайтах или в группах в социальных сетях.

Необходимо отметить, что в процессе цифровой трансформации образования происходит также изменение ассортимента предлагаемых образовательных программ. Все больше ООП связаны с «Атласом профессий будущего» или их составляющих, в названии программ или в их учебных планах появляются ключевые слова, содержание которых связаны с тем или иным аспектом цифровизации. В частности подготовка педагогов будущего немыслима без цифровой дидактики и IT технологий.

Обозначим основные векторы развития вуза на примере Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Радикальные изменения происходят в университете в организации образовательного процесса, во-первых, в связи с активным внедрением в образовательную практику вуза проектно-ориентированной модели обучения, охватывающей все уровни и направления подготовки будущих специалистов, во-вторых, с его цифровой трансформацией и сочетанием элементов традиционных и дистанционных форм и методов обучения и, в третьих, с разработкой и реализацией инновационных образовательных проектов, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для цифровой экономики и имеющих как региональное, так и федеральное значение [2; 3; 4; 6].

Целью реализации проектно-ориентированной модели образования «НОВый университет. Эволюция» является повышение качества подготовки выпускников университета для региональных рынков труда, повышение практической направленности обучения, а также формирование устойчивых практик взаимодействия с индустриальными партнерами по каждой образовательной программе, которые будут выступать заказчиками и экспертами студенческих проектов. С сентября 2019 года в НовГУ в рамках проектно-ориентированной модели реализуется 56 образовательных программ бакалавриата и специалитета. Проектно-ориентированная модель предполагает использование проектной логики в качестве важнейшего способа решения обучающимися задач различной степени сложности, а работу в проектной команде - как одну из тех форм обучения, которые позволяют моделировать практическую ситуацию будущей профессиональной деятельности выпускника.

В рамках реализуемой в НовГУ индивидуальной образовательной траектории и в связи с внедрением проектно-ориентированной модели образования в НовГУ осуществляется масштабная программа обучения тьюторов и наставников проектной деятельности.

Образовательный интенсив «Школа наставников» позволяет подготовить квалифицированные кадры в области проектного наставничества, способных планировать, разрабатывать и доводить до внедрения и коммерциализации студенческие технологические проекты. Подготовка и проведение образовательного интенсива осуществлялось при сотрудничестве НовГУ с Фондом «Сколково», Агентством стратегических инициатив, Открытым университетом Сколково (ОтУС) и рабочей группой НТИ «Кружковое движение», что позволило создать кадровую основу для квалифицированного сопровождения работы проектных команд в университете. С целью включения будущих абитуриентов в работу с приоритетными для региона сквозными технологиями НТИ («Виртуальная и дополненная реальность», «Прототипирование», «Летательная робототехника» и «Нейротехнологии») для школьников проводились хакатоны на базе лабораторий НовГУ, оборудованных современной техникой. Кроме предметных знаний и вполне конкретных «жёстких» компетенций большое внимание в процессе проведения хакатонов уделялось универсальным компетенциям: умению работать в команде, навыкам конструктивной коммуникации и креативного поведения.

Значительное развитие в университете получили основные принципы и инструменты цифровой дидактики. Так, переход к практико-ориентированному типу непрерывного образования был обоснован еще в работах А.А. Вербицкого где ученый укалывал на необходимость соответствия принципам фундаментальности содержания образования и на применение цифровых образовательных ресурсов и технологий для общего и профессионального развития субъектов [5]. При этом многие ученые (Л.М. Андрюхина, Н.В. Ломовцева, Н.О. Садовникова и др.) подчеркивают большую скорость цифровой трансформации образования и актуализируют соответствующий рост компетенций педагогов с цель. Соответствия или опережения требований изменяющегося цифрового пространства» [1, с. 37].

С целью повышения уровня цифровой компетентности преподавателей в НовГУ создается лаборатория цифровой дидактики. В лаборатории предполагается проведение исследований различных аспектов

цифровой трансформации образования, проектирование и внедрение технологий цифровой дидактики в образовательный процесс организаций основного, профессионального, высшего и дополнительного образования Новгородского региона. Сотрудники лаборатории окажут содействие педагогам в подготовке цифровых ресурсов с учетом принципов современного педагогического дизайна для организации онлайн обучения, помогут им в продвижении обучающих онлайн-курсов на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг, будут осуществлять научно-методическое сопровождение различных возрастных категорий педагогов образовательных организаций Новгородского региона по вопросам профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды, разработают для них методические рекомендации по применению цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.

Концепция цифровизации образования позволяет по-новому осмыслить философские идеи R.Belk и других зарубежных ученых (Bauer P.J., Berkman E.T., Kahn L.E., Kemmerer D., Livingston J.L. и др.) о расширенном «Я», которые отражают новый способ бытия «Я» в цифровом обществе через внешние объекты и систему идентификации человека, которые формируются во множестве социокультурных контекстах. Для педагогики важно понимание того, что расширенное «Я» современного студента и школьника тесно связано с новыми формами и форматами самовыражения и самореализации, когда самоидентификация его личности во многом зависит от признания в социальных сетях. Такое признание иллюстрирует обратную связь от цифровой аудитории, количество лайков, отражающее отклик сверстников на посты, идеи и предложения, представленные в Интернет-аккаунтах. Когда партнеры по виртуальной коммуникации размещают теги, комментарии или лайки, это приводит в соконструированию себя в виртуальном пространстве. В Новгородском государственном университете используется такая форма занятий, когда в виртуальном пространстве их проводит команда преподавателей (в том числе и зарубежных специалистов), состоящая из представителей трёх поколений, что значительно расширяет коллективное знание и коллективные компетенции, а также способствует трансформации расширенного «Я» в расширенное «Мы».

Опираясь на идеи цифровой дидактики, Новгородский государственный университет принимает деятельное участие в создании экосистемы Новгородской технической школы (НТШ) с уникальной образовательной средой, позволяющей осуществлять подготовку и переподготовку кадров для цифровой экономики региона. Новгородская техническая школа планирует осуществлять масштабные образовательные программы и проекты (преимущественно в формате дополнительного профессионального образования), нацеленные на различные аудитории, среди которых студенты СПО, студентов вузов, руководители и сотрудники компаний цифровой экономики, сотрудники органов управления регионов и муниципальных образований, а также преподаватели вузов и системы СПО. Особой функцией программ НТШ является подготовка будущих участников соревнований WorldSkills Russia в командном и индивидуальном режиме, а также обучение преподавателей системы СПО, способных осуществлять такую подготовку в собственных учреждениях.

Новгородская техническая школа выступает платформой-агрегатором, которая обеспечивает поиск взаимовыгодных решений разными участниками рынка, организационное сопровождение образовательных сценариев, образовательных траекторий, разработку учебно-методических комплексов, сертификацию компетенций цифровой экономики. Итогом этой работы является формирование НТШ как центра компетенций по образовательному программированию цифровой экономики, нацеленному на тиражирование образовательных моделей и технологий на всей территории России («образовательный хаб»).

Вторым масштабным проектом, в котором участвует НовГУ, является формирование на территории Новгородской области инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Интеллектуальная электроника - Валдай». Основной миссией центра станет объединение инновационных научно-образовательных и экспериментальных практик для эффективного решения научно-технологических задач, а также подготовка нового поколения высококвалифицированных специалистов для цифровой экономики. В настоящее время планируется работа Центра по четырем направлениям: оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство и медицина. Стратегическими партнерами Центра, помимо Новгородского университета, будут Фонд содействия инновациям, Фонд перспективных исследований и другие важные институты развития.

Выводы. Таким образом, стремление занимать лидирующие позиции в разработке и реализации масштабных, перспективных проектов, имеющих не только региональное, но и всероссийской значение, побуждает университет к интенсивному организационному развитию, позволяющему ему стать уникальной экспериментальной площадкой федерального уровня.

Литература:

1. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения. Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 1. - С. 30-43.

2. Бекиров С.Н. Теоретические основы процесса формирование правовой культуры будущих педагогов в системе их профессионального обучения в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 27-30.

3. Бекирова Э.Ш. Инновационные подходы к преподаванию истории в вузе в период модернизации высшего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 66-1. - С. 30-32.

4. Везетиу Е.В. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начального образования в контексте реализации их профессиональной подготовки в высшей школе // Педагогический вестник. - 2020. -№15. - С. 14-16.

5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy AA_1_2019 (дата обращения: 10.05.2020)

6. Круподерова Е.П., Сорокин М.Ю. Организация воспитательной работы в вузе в условиях цифровой образовательной среды // Педагогический вестник. - 2020. - №13. - С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.