Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / РИСКИ И УГРОЗЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODERN UNIVERSITY / PEDAGOGICAL STRATEGIES / DIGITAL DIDACTICS / RISKS AND THREATS OF DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер Михаил Наумович, Петряков Петр Анатольевич, Донина Ирина Александровна

В статье представлены некоторые результаты исследования, направленного на решение научной задачи проектирования, систематизации, группировки в тематические кластеры, а также методического сопровождения педагогических стратегий, направленных на минимизацию и/или преодоление рисков и угроз цифровой трансформации образовательного процесса в вузе, которые будут ориентированы на повышение цифровой компетентности преподавателей вуза, а также гармонизацию обучающих, воспитывающих и развивающих функций образовательного процесса в вузе в условиях его цифровизации с использованием педагогических средств как традиционной (доцифровой), так и цифровой дидактики. При всем многообразии исследований остаются нерассмотренными такие фундаментальные аспекты педагогического знания как неподготовленность педагогических кадров к новым профессиональным ролям и задачам в контексте цифровизации образовательного процесса, недостаточный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, игнорирование фактора многообразия в студенческой среде, декомпозиция обучающей, воспитательной и развивающей функций образовательного процесса в вузе и другие проблемы, которые могут нанести существенный ущерб профессионально-личностному развитию будущих специалистов, формированию их мировоззренческих установок, их информационной, коммуникативной и профессиональной культуры, снизить качество человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY: RISKS AND THREATS

The article presents the rationale for the relevance of the study aimed at solving the scientific problem of design, systematization, grouping into thematic clusters, as well as methodological support of pedagogical strategies aimed at minimizing and / or overcoming the risks and threats of digital transformation of the educational process in the university, which will be focused on increasing digital competence of university teachers, as well as harmonization of teaching, upbringing and developmental functions of the educational process at a university in the context of its digitalization using pedagogical tools of both traditional (pre-digital) and digital didactics. the main trends of the modern educational process of universities are aimed at digitalizing the educational process, at intensive formation of digital competencies of its participants through the use of various information technologies (including remote ones) and smart devices, which allow not only to increase the amount of educational information and enhance the individualization of the educational process, but also to diversify the methods of interactive interaction of the subjects of the educational process, which leads to an increase in its intensity. At the same time, such fundamental aspects of pedagogical knowledge as the unpreparedness of teaching staff for new professional roles and tasks in the context of digitalization of the educational process, insufficient consideration of the age and individual-personal characteristics of students, ignoring the factor of diversity in the student environment, decomposition of teaching, educational and developmental the functions of the educational process at the university, which can cause significant damage to the professional and personal development of future specialists, the formation of their worldview attitudes, their information, communication and professional culture, and reduce the quality of human capital.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ»

Педагогика

УДК 37.014

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ

Аннотация. В статье представлены некоторые результаты исследования, направленного на решение научной задачи проектирования, систематизации, группировки в тематические кластеры, а также методического сопровождения педагогических стратегий, направленных на минимизацию и/или преодоление рисков и угроз цифровой трансформации образовательного процесса в вузе, которые будут ориентированы на повышение цифровой компетентности преподавателей вуза, а также гармонизацию обучающих, воспитывающих и развивающих функций образовательного процесса в вузе в условиях его цифровизации с использованием педагогических средств как традиционной (доцифровой), так и цифровой дидактики. При всем многообразии исследований остаются нерассмотренными такие фундаментальные аспекты педагогического знания как неподготовленность педагогических кадров к новым профессиональным ролям и задачам в контексте цифровизации образовательного процесса, недостаточный учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, игнорирование фактора многообразия в студенческой среде, декомпозиция обучающей, воспитательной и развивающей функций образовательного процесса в вузе и другие проблемы, которые могут нанести существенный ущерб профессионально-личностному развитию будущих специалистов, формированию их мировоззренческих установок, их информационной, коммуникативной и профессиональной культуры, снизить качество человеческого капитала.

Ключевые слова: цифровая трансформация образовательного процесса, виртуальная образовательная среда, современный вуз, педагогические стратегии, цифровая дидактика, риски и угрозы цифровизации высшего образования.

Annоtation. The article presents the rationale for the relevance of the study aimed at solving the scientific problem of design, systematization, grouping into thematic clusters, as well as methodological support of pedagogical strategies aimed at minimizing and / or overcoming the risks and threats of digital transformation of the educational process in the university, which will be focused on increasing digital competence of university teachers, as well as harmonization of teaching, upbringing and developmental functions of the educational process at a university in the context of its digitalization using pedagogical tools of both traditional (pre-digital) and digital didactics. the main trends of the modern educational process of universities are aimed at digitalizing the educational process, at intensive formation of digital competencies of its participants through the use of various information technologies (including remote ones) and smart devices, which allow not only to increase the amount of educational information and enhance the individualization of the educational process, but also to diversify the methods of interactive interaction of the subjects of the educational process, which leads to an increase in its intensity. At the same time, such fundamental aspects of pedagogical knowledge as the unpreparedness of teaching staff for new professional roles and tasks in the context of digitalization of the educational process, insufficient consideration of the age and individual-personal characteristics of students, ignoring the factor of diversity in the student environment, decomposition of teaching, educational and developmental the functions of the educational process at the university, which can cause significant damage to the professional and personal development of future specialists, the formation of their worldview attitudes, their information, communication and professional culture, and reduce the quality of human capital.

Keywords: digital transformation of the educational process, virtual educational environment, modern university, pedagogical strategies, digital didactics, risks and threats of digitalization of higher education.

Введение. Цифровая трансформация современного вуза обусловленная совокупностью социально-экономических и психолого-педагогических факторов, определяющих тенденции развития цифрового образования в современной высшей школе, а также риски и угрозы с этим связанные. К таковым можно отнести: цифровизацию экономики, выдвигающую новые требования к профессиональным характеристикам будущих специалистов; развитие и внедрение новых цифровых технологий, формирующих цифровую образовательную среду в вузе; социально-психологические особенности цифрового поколения, требующие создания гибкой интерактивной цифровой системы образования; непредвиденные обстоятельства и экстремальные ситуации (например, пандемия), требующие перехода от традиционных доцифровых моделей образования к форматам дистанционного и смешанного обучения.

Актуальность цифровой трансформации высшего образования в настоящее время не вызывает сомнений. Эта трансформация во многом связана с изменением психолого-педагогических характеристик современного человека - высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь), развитием так называемого клипового мышления, построенного на визуальных образах и предполагающего переработку информации короткими порциями.

Цифровизация высшего образования располагает неоспоримыми преимуществами, убедительно доказанными как в работах В.И. Блинова, Е.С. Жигаловой, Е.В. Вовк, П.Ю. Тазова, М.А. Чошанова [1; 2; 4; 7; 8] и др.), так и в реальной образовательной практике вузов. Вместе с тем этот глубинный трансформационный процесс связан с целым рядом рисков и угроз, которые часто находятся в латентном виде, не всегда осознаются представителями педагогического сообщества, однако могут нанести существенный ущерб профессионально-личностному развитию будущих специалистов, формированию их мировоззренческих установок, а также информационной, коммуникативной и профессиональной культуры.

Рзультаты исследований российских ученых (Гордиенко Т.П., Альбекова С.Ш., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Петрищев И.О. и др.) подтверждают неоднозначность определения сущности цифровой трансформации образования и раскрывают ее разные грани [3; 5; 6]. Так, П.Ю. Тазов видит цифровую трансформацию в качественном изменении содержания и организации образовательного процесса с учетом меняющихся требований к ролевой функции преподавателя, а также форм, методов и технологий обучения, соответствующим запросам цифрового поколения. Л.Ю. Овсяницкая раскрывает цифровую трансформацию в спектре реализации стратегических национальных приоритетов, где данные в цифровой форме становятся ключевым фактором мобильности в профессиональной деятельности. Исследователи А.А. Александрова, Д.С. Шульгина, А.А. Андреев, Ю.П. Господарик, Е.С. Полат, Е.Д. Потаракин, В.А. Сухомлин, С.А. Бешенков, А.В. Могилёв, М.В. Моисеева, О.Н. Шилова, Т.П. Зайченко сводят процесс цифровой трансформации образования к внедрению е-1еагш^ и ИКТ. О.И. Попова ставит на первый план повышение уровня развития информационных и цифровых компетенций, развитие сетевых проектов взаимодействия на базе цифровых технологий. Л.М. Андрюхина, Н.В. Ломовцева, Н.О. Садовникова также отмечают, что цифровая трансформация образования «идет настолько быстро, что имеющиеся у педагогов компетенции зачастую не отвечают требованиям изменяющейся цифровой реальности».

Широкое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс обусловило появление новой отрасли педагогической науки - цифровой дидактики. Под цифровой дидактикой в исследовании понимается педагогическая отрасль, изучающая процесс обучения, предполагающий широкое применение цифровых технологий и мультимедийных средств в условиях развития цифрового общества. Цифровая дидактика раскрывает дидактические и методические аспекты учебной деятельности субъектов цифрового образовательного процесса. Цифровая дидактика предполагает развитие как новых форм обучения (онлайн, смешанное, гибридное, комбинированное и т.д.), так и новых форм организации учебного процесса (видеоконференции, видеолекции, хакатоны, митапы, вебинары, виртуальные консультации, виртуальная супервизия и т.д.).

Анализ современных научных исследований по проблемам цифровой дидактики и цифровой трансформации образовательного процесса при учете ее несомненных преимуществ, позволяет выделить несколько групп рисков и угроз, без учета которых образовательный процесс будет менее эффективным.

Первая группа рисков связана с профессиональной деятельностью преподавателя вуза. Данная группа включает риски, связанные: с недостаточной мотивационной и профессиональной готовностью преподавателей высшей школы, в первую очередь представителей старшего поколения, к работе в цифровой образовательной среде; с невысоким уровнем их цифровых компетенций и навыков, содержательно-деятельностной неподготовленностью педагогических кадров к новым профессиональным ролям и задачам в контексте цифровизации образовательного процесса; с вопросами защиты интеллектуальной собственности (курсы, разработанные преподавателями, цифровые образовательные ресурсы и т.д.) и авторских прав, а также этическими вопросами использования открытых информационных ресурсов.

Вторая группа рисков связана с попыткой унификации социально-психологических характеристик цифрового поколения, недостаточным учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, игнорированием фактора многообразия в студенческой среде. В связи с этим возникает необходимость не только дифференциации цифровых образовательных ресурсов, но и сочетания форм, методов и моделей организации учебного процесса, присущих как традиционной (доцифровой), так и цифровой образовательной парадигме. При этом следует учитывать ряд угроз, возникающих в процессе цифровой трансформации. Эти угрозы затрагивают как проблему информационной безопасности государства, общества и личности, так и потенциальную возможность отрыва молодых людей от реальной действительности и неосознаваемого ухода в виртуальный мир.

Третья группа рисков связана с проблемой декомпозиции обучающей, воспитательной и развивающей функций образовательного процесса в вузе. Если цифровизация открывает неисчерпаемые возможности для реализации обучающей функции, то реализация воспитательной функции требует особых стратегий, поскольку влияние цифровых технологий для всестороннего развития личности обучаемого пока недостаточно исследована в научной литературе. Разработка таких стратегий наиболее актуальна, поскольку широкое использование цифровых технологий может нарушить основы социализационного процесса студенческой молодежи, способствовать культивированию индивидуализма, эгоцентризма, социальной атомизации, вызванных деформацией диалогического взаимодействия и реальной коммуникации с преподавателями и одногруппниками и недостаточной сформированностью коммуникативной культуры и этикета в интернет-пространстве (нетикета). В процессе цифровизации возникает опасность потери эмоционально-оценочного компонента образовательного процесса, что негативно сказывается на формировании у студентов эмоционального интеллекта, эмпатических умений, чувства сопричастности и сопереживания.

Следующая группа угроз и рисков связана с чрезмерной индивидуализацией образовательного процесса, которая нарушает процесс продуктивного коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса, усиливает декомпозицию обучающей, воспитательной и развивающей функций, сдерживает развитие критического творческого мышления, характерных для коллективных форм учебной деятельности. Снижению рисков чрезмерной индивидуализации цифрового обучения способствует стратегия развития коллективной проектной деятельности обучающихся, в том числе и в рамках реализации студентами телекоммуникационных проектов.

Помимо указанных групп рисков существуют и другие угрозы цифровизации образования, связанные с правовыми и этическими аспектами, в частности, с защитой персональных данных, нарушением личного пространства преподавателей и студентов при использовании электронных ресурсов в открытой цифровой среде, а также возможностью параметрического конструирования индивидуальных учебных заданий студентов с помощью искусственного интеллекта.

Кроме того, разрыв между потребностями работодателей, запросами потребителей (самих обучающихся, а также их родителей) и результатом образовательного продукта (выпускника вуза, не обладающего соответствующими цифровыми компетенциями), безусловно, представляет угрозу для рынка труда. Проблема усиления кадрового голода на современном рынке труда в текущей и долгосрочной перспективе, а также невозможность выпускников вузов быть востребованными и конкурентоспособными специалистами

могут вызывать социальную напряженность и экономическую нестабильность на региональном, национальном и наднациональном уровнях.

Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Выявление, систематизации и определении сущностных характеристик различных групп рисков и угроз цифровизации образовательного процесса в вузе позволяет спроектировать стратегии преодоления рисков и угроз, направленных на повышение цифровой компетентности преподавателей вузов, минимизацию их профессиональной и эмоциональной перегрузки, гармонизацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций образовательного процесса в вузе, усиление эмоционального фактора и воспитательного эффекта в процессе цифровой трансформации современного высшего образования, развитие диалогического взаимодействия и групповых форма работы преподавателей и студентов с учетом социализационных и индивидуально-личностных особенностей студентов - представителей цифрового поколения, что сделает образовательный процесс вуза в 21 веке более гармоничным, адаптивным и социальнозначимым.

Литература:

1. Блинов В.И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? / В.И. Блинов // Профессиональное образование. Столица. - 2019 - №3. - С. 27-33

2. Вовк Е.В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 47-49.

3. Гордиенко Т.П., Альбекова С.Ш. Информационно-коммуникативные технологии в развитии образования // Педагогический вестник. 2019. №6. С. 19-22.

4. Жигалова Е.С. Методологические основы информационно-воспитательной среды общеобразовательного учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 121-124.

5. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А. Модели подготовки педагогов и руководителей образовательных организаций к управлению многообразием в системе непрерывного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 155-158.

6. Петрищев И.О. Значение цифровой педагогики в условиях информатизации образования Педагогический вестник. 2020. №12. С. 39-40.

7. Тазов П.Ю. Вопросы цифрового обучения и методы повышения эффективности обучения цифрового поколения в условиях цифровой среды // Современные наукоемкие технологии. Государственный университет управления. Москва. - 2020. - №6. - С. 385-391

8. Чошанов М.А. Е-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. № 1. С. 684-695.

Педагогика

УДК 378

учитель русского языка и литературы Порошкина Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Симферопольская академическая гимназия» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (МБОУ «Симферопольская академическая гимназия») (г. Симферополь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена освещению текущей ситуации в образовательно-воспитательной действительности современных учителей русского языка и литературы. Основу исследования составляет изучение специфики и методики преподавания этих дисциплин средствами музейной педагогики. Особое внимание уделяется вопросам результативности применения таких технологий для формирования ключевых компетенций обучающихся, необходимых им в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. Рассматривается сущность системы гуманитарного образования по русскому языку и литературы, определяется комплекс знаний и навыков, входящих в состав базовых и специальных компетенций обучающихся, которые необходимы им в дальнейшей практической деятельности.

Ключевые слова: современная педагогическая наука, гуманитарные науки, учитель русского языка и литературы, музейная педагогика, формирование компетенций обучающихся, технологии музейной педагогики.

Annotation. The article is devoted to highlighting the current situation in the educational and educational reality of modern teachers of the Russian language and literature. The study is based on the study of the specifics and methods of teaching these disciplines by means of museum pedagogy. Particular attention is paid to the issues of the effectiveness of the use of such technologies for the formation of key competencies of students, necessary for them in their further professional and creative activities. The essence of the system of humanitarian education in the Russian language and literature is considered, the complex of knowledge and skills that are part of the basic and special competencies of students, which they need in their further practical activities, are determined.

Keywords: modern pedagogical science, humanities, teacher of the Russian language and literature, museum pedagogy, the formation of students' competencies, museum pedagogy technologies.

Введение. Система отечественного высшего образования, как известно, нуждается в эффективных технологиях и инструментах модернизации. Это связано с существованием достаточно широкого и объемного ряда проблем, возникших на основе быстрого развития социальных институтов и технического прогресса, повлекшего за собой качественное изменение сущности многих социокультурных процессов. Одной из важнейших проблем, замедляющих процесс модернизации, является недостаточная практическая ориентированность школьного образования, за счет чего ученик, ставший успешным в рамках школьной деятельности, не всегда становится успешным в профессиональной. Это связано с нежеланием многих педагогов ключевых дисциплин развиваться и применять инновационные и интерактивные технологии в образовательно-воспитательном процессе [3]. Именно такие технологии и методики на сегодняшний день

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.