Научная статья на тему 'Региональный университетский комплекс в развитии социума региона и его безопасности'

Региональный университетский комплекс в развитии социума региона и его безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный университетский комплекс в развитии социума региона и его безопасности»

обеспечивает получение ими определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений, формирование у них «сельскохозяйственной грамотности», те. вооружение каждого ученика тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит ему грамотно хозяйствовать на земле. Выпускник сельской школы должен быть биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем в масштабах личного подсобного хозяйства, у него должно быть сформировано отношение к земле как к важнейшему достоянию человечества и к крестьянскому труду как к наиболее почет-

ному и необходимому занятию человека с древнейших времен.

Школа - это совокупность различных видов педагогической деятельности об\-

чения, воспитания, трудовой подготовки, дополнительного образования, социальной работы с детьми и семьями. - каждый из которых социально значим и треб>ет своего кадрового обеспечения. Развитие сельского школьника сегодня всецело зависит от обеспеченности школ кадрами: учнте-лями-предметниками. мастерами производственного обучения, социальными педагогами, психологами, старшими вожатыми, педагогами дополнительного образования.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС В РАЗВИТИИ СОЦИУМА РЕГИОНА И ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

И.М. Фадеева, докторант кафедры социологии МГУ им. Н.П. Огарева

В эпоху информатизации и высоких технологий человечество должно стремиться к достижению гармонии существующих противоречий самого разного характера: глобального и национально-регионального, биологического и социального, природного и техногенного, цивилизационного и культурнотворческого, материального и духовного. На этом фоне высвечивается особая миссия образования, направленная на поддержание социальной стабильности и прогресса, развитие культурного и кадровоа> потенциала посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микросоциуме (В.И. Загвя-зинский). Ведущую роль в данном процессе играет региональная высшая школа.

Региональные вузы выступают важнейшими научно-образовательными и культурными центрами, где создаются символические продукты, все более и более влияющие на производство, культуру. науку региона и страны в целом. Изменение уровня и качества подготовки специалистов, появление новых специальностей в вузах оказывают влияние как на экономические показатели, так и на социокультурную ситуацию в стране, от которых зависят уровень культуры и благосостояния граждан, с ос гоя н не межэтнических отношений. Одна-

ко реальная практика пока еще не так благополучна, она отражает целый ряд противоречий и несоответствий. Например. с>шествует серьезный дисбаланс между вузовской подготовкой специалистов и требованиями развивающегося рынка. Отмечаются диспропорции и в развитии региональных образовательных систем, степени влияния региональной высшей школы на производственный сектор экономики региона, этнокульту рные процессы и др.

Данные противоречия могут су шествовать и даже усугубляться в св*;и . тем. что государственные университеты и другие образовательные учреждения в настоящее время не являются единственными источниками знаний, их конкурентами все более становятся средства массовой информации, консалтинговые фирмы, корпоративные и частные образовательные структуры. Предполагается, что масштабы преобразований, требу ющиеся вузам, и в частности университетам, для успешной конкуренции, могут превысить их способность к адаптации. Это значит, что вузы, у крепляя собственные позиции, не должны делать все сами, а стремиться находить способы взаимодействия с самыми разными учреждениями и структурами, т. е. ре-

© ИМ Фадеева, 2001

шать проблемы интеграции и именно таким стей в разных вузах региона повышает со-

образом расширять зону' своего влияния. Основной линией развития региональ-

циальну ю напряженность, требует неоправданной концентрации (и даже распыления)

ных университетов становятся поддержа- ресу рсов и в без того сложной экономнчес-

ние высокого академического у ровня и кой ситу ации. С реализацией идеи интегра-

адаптация к социальным изменениям, профессиональная ориентированность на реги-

ции и проектирования подготовки специалистов в образовательных учреждениях

опальный рынок. В этой связи возрастает региона могли бы справиться более круп-

роль университета как посредника между образовательными стратегиями центра и функциональной специализацией на местах, позволяющей полнее использовать университетский потенциал в региональной инф-

ные образовательные стру ктуры (региональные университете кие комплексы), имеющие в своей основе не только многовариантность создания и фуакционирования, но и возможность более тесного взаимодей-

раструкту ре. Идеалы и доминирующая си- ствия между собой и другими субъектами

стема ценностей, определяющие формирование университетов как центров цивилизованного развития региона, не всегда согласуются между собой. Не достигнуто пока единство федерального образовательного пространства и автономизации регионального своеобразия образования. Не все-

социума. значительный потенциал для развития инновационных ресурсов. Открывающиеся перед образовательными \ чреждеии-ями новые возможности позволяют им обрести не только новое «лицо», но и перспективы развития с учетом последствий демографического кризиса. Кроме того.

гда присутству ет общность в понимании це- конкретность выбора модели у ниверситет-

лей и необходимое! и стратегических обра- с кого комплекса делает прогнозируемым (и

зовательных ориентиров среди региональной политической и научной элиты. Хотя именно региональная высшая школа должна наибо- стемы образования в регионе

следовательно, управляед»ым) развитие у н и вере итета, региональных вузов, всей си-

чее чутко реагировать на изменение стратегии развития региона, быстро перестраивать региональное образование в соответствии с правило, относят медицинские, педагоги-

К отраслям, влияющим на формирование среды жизнеобеспечения региона, как

требованиями этой стратегии.

Важными факторами, влияющими на развитие региональных систем образования. являются интеграционные процессы.

ческие, аграрные и технические. Данные профессиональные области в силу ряда причин стали низкостатусными и до недавнего времени были малопривлекательны-

пронсходящис в разных социальных систе- ми для талантливой молодежи, имеющем

мах. охватывающие разные уровни и ступени системы образования, коордннирутощие на\чнын и инновационный потенциал

Ф

региональных сообществ, процессы управления. Интеграция в образовании отражает новые реалии развития современного общества, ведет к многообразию типов и видов образовательных учреждений, более тесным их связям с рыночной экономической средой региона. В этих условиях создание региональных университетских комплексов б\дет способствовать достижению

значительный потенциал для развития региональных социумов Предполагается, что актуализация внимания на развитии жизнеобеспечивающих регион сферах станет реальной основой цивилизованного его развития, достижения экономической стабильности и процветания.

В силу асимметричности регионально го развития существуют значительные диспозиции как в образовательной сфере, так и в социально-экономическом развитии регионов. Так, в отдельных регионах отме-

нового качества образования, обеспечит чается несоответствие между уровнем

более полное соответствие образователь- профессиональной подготовки кадров и тре-

ных и образовательно-профессиональных бованиями рынка труда, что порождает

программ потребностям региона

новые вызовы региональной безопасности

Серьезной остается проблема переггро- усиливает научную и технологическую за

изводства специалистов одного профиля в висимость региона, у сложняет управляв

регионе, так как ду блирование специально- мость региональным рынком труда и зан*

тости. Это требует особого внимания к университетам, формирующимся на их базе образовательным комплексам, способным стать важнейшей структурой социального планирования и управления развитием региона, его инновационного потенциала.

Именно стратегия развития высшей школы и созданных на ее базе научно-образовательных структур должна определять стратегию развития региона. Концентрация ресурсов вузовской науки на приоритетных направлениях развития региона, основных отраслях производства, социальной сферы, образования и культуры, ликвидация региональной разобщенности научных направлений исследований позволит рассматривать университетский комплекс в качестве важнейшего фактора научно-тех-нического, индустриального, культурного развития региона.

Университетский комплекс как стратегический центр развития образования, науки и культуры региона должен выступить основной сферой осуществления региональной образовательной политики, направленной на формирование образовательной модели, где могли бы эффективно реализоваться инновационный, кадровый, научный, творческий потенциалы, усиливаться взаимодействие научно-образовательного и производственного сообществ. Региональные университеты, синтезирующие классическую и неклассическую модели на своей базе, имеющие устойчивые образовательные традиции, призваны поддерживать высокие стандарты фундаментальности, выступать в качестве государственного гаранта соответствия образования не только общероссийским, но и международным стандартам.

Как источник ресурсов для материального и духовного воспроизводства социума региона университетский комплекс аккумулирует кадровый резерв для перспектив развития, что должно усиливать устойчивость регионального социума в общей динамике общероссийских процессов. Одним из приоритетных направлений развития университетских комплексов должны также стать поиск наиболее перспективных для развития региона отраслей производства и высоких технологий, разработка краткосрочных, среднесрочных и долго-

срочных прогнозов, механизмов постоянного мониторинга новейших технологий в региональном производстве, расширение возможностей социальной адаптации и переобучения специалистов.

Университетский комплекс должен стать звеном в обеспечении безопасности регионального социума при активном использовании его интеллектуального и СОЦИОК\.1Ь-турного потенциалов. Региональная концепция безопасности должна выстраиваться с опорой на такую инновационную модель образования, которая базируется на идее воспитания личности безопасного типа. Университетский комплекс в этой связи должен поддерживать высокую академичность образования, приближать его к потребностям общества и тенденциям мирового развития, исследовать возможные риски и опасности, возникающие в региональном социуме. В условиях постоянно увеличивающихся угроз безопасности, которые сегодня затрагивают самые уязвимые и незащищенные слои общества, именно в образовательной сфере должны создаваться эффективные противодействующие механизмы. Новые, «нетрадиционные» вызовы безопасности имеют сегодня никем не просчитанные последствия. К таким вызовам относятся снижение уровня жизни населения, его наркотизация и алкоголизация, деятельность новых религиозных организаций и движений и др.

Считаем, что университетский комплекс может выступить интегративной структурой, аккумулирующей научно-об-разовательно-производственные ресурсы и обеспечивающей разные уровни региональной безопасности, активно участвующей в формировании регионального рынка труда и услуг, развитии производственной сферы и региональной инфраструктуры. Становление университетских комплексов как интеграционных центров образования, науки и культуры будет способствовать не только внедрению инноваций, расширению сферы образовательных и других социально ориентированных услуг, социокультурной и производственной сфер региона, но и своевременному отслеживанию и нейтрализации угроз безопасности.

Несмотря на кризисность процессов, происходящих в обществе, российская

наука и образование до сих пор остаются важнейшими параметрами, по которым нашу страну еще признают мировой державой. Данный факт нацеливает на усиление внимания к проблемам развития региональной науки и образования.

что требует незамедлительных действий по использованию потенциала вузовского научно-педагогического сообщества, активного его влияния на реформирование всех сфер общественной жизни и принятие государственных решений.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

В.И. Розов, аспирант кафедры информационного обеспечения управления и производства Пензенского государственного

университета

В настоящее время происходит очередная реформа образования. Разработаны различные правительственные и министерские программы, призванные повысить доступность и качество образования. У всех на слуху «компьютеризация» и «интернетизация» сельских школ. Однако повальная модернизация образовательной системы требует вложения огромного количества средств, и улучшение качества образования обойдется слишком дорогой ценой. В то же время никаким образом не формализована задача создания и дальнейшего развития системы образования.

Анализ российской системы образования показал, что ее создание происходило без какого-либо научного подхода. Такие образовательные учреждения, как детский сад, школа, техникум и даже институт, часто открывались без анализа и прогнозирования должного уровня. В результате мы имеем огромное количество образовательных учреждений, например средних шмол, заполненных менее чем на 50 %. По прогнозам, скоро такая же ситуация возникнет и в высшей школе.

Нельзя строить современную систему образования, руководствуясь только уровнем материального и методического обеспечения. Наряду с названными параметрами для современной системы образования важны мобильность, трансформируемость, простота в управлении и модернизации. Нет сомнений в том, что система образования, обладающая такими качествами, должна выполнять свою цель - обеспечивать конкурентоспособный уровень образования как можно меньшей ценой.

Задача формализации создания и развития российской образовательной системы настолько обширна, что не в состоянии вместиться в рамки одной научной работы. Автором предлагается решение задачи по созданию и оптимизации части образовательной системы страны, а именно региональной образовательной сети (РОС).

Рассматриваемая региональная образовательная сеть — это сеть сельских школ, находящихся в управлении одним районным отделом образования. На настоящий момент именно эти образовательные учреждения находятся в наихудшем положении. Из 68 тыс. российских школ 46 тыс. сельские, деревенские. Их состояние могут охарактеризовать следующие цифры: с 1 -го по 9-й класс в 11 тыс. сельских школ обучается не более 50 чел., еще в 1Г тыс. - менее 200, при том что проектная емкость (количество мест) этих образовательных учреждений намного больше. Решением данной проблемы, по мнению автора, является реструктуризация сети сельских школ.

На текущий момент выявлено два возможных варианта решения поставленной задачи.

1. Проектирование РОС «на пустом месте». В этом варианте критериями оптимизации являются лишь проектная емкость новых базовых школ-комплексов и максимально допустимое расстояние от удаленных населенных пунктов до базовой школы. Он применим в случаях освоения новых территорий в связи с миграцией населения, а также когда уровень всех школ региона приблизительно одинаков и требуется кардинальное изменение состояния РОС.

©В.И. Розов, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.