Научная статья на тему 'Развитие университетских комплексов в России'

Развитие университетских комплексов в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хуранов А. Б.

The development of Russian universities, by forming in their structure the educational subdivisions, that realize some educational programmers of different level, and also scientific, technological, industrial and others structural subdivisions. The technology and functions, qualitative and quantitative criterions, characterizing the educational and the scientific-innovation circle of the universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of russian universities

The development of Russian universities, by forming in their structure the educational subdivisions, that realize some educational programmers of different level, and also scientific, technological, industrial and others structural subdivisions. The technology and functions, qualitative and quantitative criterions, characterizing the educational and the scientific-innovation circle of the universities.

Текст научной работы на тему «Развитие университетских комплексов в России»



Литература:

1. Ильин Г. Л. Философия образования,- М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.

2. Мухаметзянова Г. В. Избранные педагогические труды: В 3-х т.- Т. 3.-

Высшее образование

Г.В. Мухаметзянова.- Казань: Магариф, 2005.- 415 с.

3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В. Мухаметзянова.- Казань: Магариф, 2005.- 319 с.

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В РОССИИ

А.Б. Хуранов, Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ), г. Нальчик

Развитие высшей школы - основа развития российского образования в XXI в. и главное условие национальной безопасности, сохранения куль-турно-цивилизационной идентичности, экономической конкурентоспособности России, ее устойчивого развития. Ключевыми девизами новой образовательной политики в начале XXI в. со стороны государства были приняты: доступность, качество, эффективность. При этом основным принципом функционирования региональных систем образования является принцип, неоднократно озвученный ректором МГУ В.А. Садовничим, согласно которому необходимо сохранить единую государственную систему высшего образования с сильным федеральным центром [2].

Классический университет - элемент структурной перестройки системы образования. Вариативность является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития, обеспечивающим динамизм системы образования, формирующим способность удовлетворять меняющиеся потребности личности, общества, производственных структур и

государства в продуктах и услугах образования.

Региональный университет - это классический университет. У региональных университетов особая миссия мобилизации процесса воспроизводства не только кадров с учетом особенностей структуры материального и духовного воспроизводства, но и в целом культурно-социального пространства воспроизводства качества жизни, поддержания необходимого потенциала репродуктивных потоков, воспроизводства населения, исторического здоровья населения регионов, гармонизации соотношения возрастных групп сельских районов, оздоровления в них культурной жизни через активизацию деятельности обучающейся молодежи. Таким образом, региональным университет имеет свою миссию в регионе - быть центром развития культуры, образования, и системы научной поддержки в решении социально-экономических и технологических, ресурсных проблем развития региона [2].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятой распоряжением

Казанский педагогический журнал

5'2006

Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г. № 1756-р, одной из приоритетных названа задача формирования университетских комплексов как перспективных форм кадрового и технологического обеспечения инновационного развития регионов [1].

Концепция регионального университетского образования в республиках- субъектах Российской Федерации основана на том, что университеты классического типа в регионе по статусу и по существу являются основой региональных систем непрерывного образования. Классические университеты должны выступать в роли научно-методических и организационных центров создания республиканских систем поиска и поддержки талантливой молодежи и подготовки их к научной, педагогической, управленческой и иной деятельности. На базе ведущих университетов в регионах должны формироваться крупные научно-образовательные комплексы, проекты и программы технологического, экономического и социального развития регионального и межрегионального характера. Системообразующим фактором и главным замыслом при разработке этой концепции была идея о том, что университет классического типа в регионе является центром образования, науки и культуры.

Функции университетского комплекса:

- реализация образовательных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

- подготовка, переподготовка и/ или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

- фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

- ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.

Организационная структура (модель университетского комплекса) объединяет разнопрофильные и разноуровневые образовательные учреждения, научные, конструкторские, технологические и социальные структуры.

В модели университетского комплекса, на наш взгляд, должна быть вертикальная интеграция разноуровневых и горизонтальная интеграция одноуровневых профессиональных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности. Такой подход позволит существенно повысить качество подготовки специалистов, в первую очередь, среднего звена за счет привлечения к учебному процессу высококвалифицированных специалистов из вузов (в том числе профессоров, доцентов), использования учебно-методической и информационной базы вузов. Сотрудники учреждений среднего профессионального образования получат большую возможность заниматься научной и научно-методической работой совместно с учеными вузов. Широкое распространение получат различные виды академического сотрудничества, в том числе чтение

Высшее образование

лекции и проведение совместных методических семинаров по современным технологиям учения с учетом преемственности. Существенно улучшится информационное обеспечение и библиотечное обслуживание преподавателей и студентов, а также редак-ционно-издательская деятельность за счет оперативного выяснения запросов, плановости и своевременности издания и обеспечения высокого качества редактирования и рецензирования.

Создание регионального университетского комплекса позволяет говорить о качественно новом подходе к решению таких актуальных проблем высшего образования, как:

- создание среды, благоприятст-вующеи наращиванию интеллектуального потенциала университета, развитию приоритетных фундаментальных и прикладных исследовании, разработке наукоемких технологии;

- достижение нового уровня информационно-технологического обеспечения учебного процесса и научно-исследовательскои работы;

- реализация принципов непрерывного и территориально распределенного образования, развития дистанционного и многообразия других форм образования;

- полномасштабное развертывание образовательнои деятельности университета по широкому спектру направлении, приоритетных в регионе;

- организация экономической, фи-нансовои и хозяиственнои деятельности с ориентациеи на умножение внебюджетных поступлении.

Приказом Минобразования России № 515 от 15.02.2001 г. утверждено

одно из направлении федеральнои программы развития образования «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня».

В инструктивном письме Минобразования России № 17-55-99 ин/17-11 от 09.11.2001 г. приводятся рекомендации по созданию университетских комплексов. В рекомендациях определены цели, основные задачи, принципы и порядок создания университетского комплекса.

Организация федеральных экспериментальных площадок позволит провести соответствующие мероприятия и исследования по повышению качества образования, обеспечению непрерывности образовательного процесса и взаимосвязи образовательных программ различных уровнеи с целью сокращения сроков их освоения.

Кроме того, создаются условия для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональныи, межрегиональныи и отраслевои уровень, для активизации научных исследовании и инноваци-оннои деятельности, обеспечения интеграции образования, науки и производства в рамках университетского комплекса. Университетские комплексы позволяют активизировать процесс использования результатов научных исследовании в учебном процессе, а также устанавливать тесные связи между образовательными,

Казанский педагогический журнал

5'2006

научными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как единой коллективной системы получения и использования научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере.

Типология интеграции университетских комплексов может быть различной. Основные модели интеграции, на наш взгляд, могут быть следующими: университетский образовательный округ, ассоциация, университетский комплекс - университет, учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК).

Следовательно, на базе крупных университетов могут одновременно создаваться: университетский комплекс как единое юридическое лицо, сформированный на основании постановления Правительства Российской Федерации или на основе саморазвития университета; УНИК как один из типов университетского комплекса; ассоциации и университетские образовательные округа. Разнообразие университетских комплексов - это объективная реальность, которую необходимо обязательно учитывать.

По аналогии с учебно-научно-производственными комплексами 7080-х годов (УНПК), которые были созданы на базе политехнических вузов и обеспечивали их теснейшую связь с наукой и производством, сегодня связь вузов с наукой и производством строится преимущественно на рыночных отношениях. Промышленные предприятия заказывают вузам и научным учреждениям высшей школы разработку и создание конкретных технологий, материалов,

технических изделий. При этом речь идет не просто о технологиях или технических изделиях и материалах, а о нововведениях, новациях, способных коренным образом изменить технологическую базу предприятия и даже реального сектора экономики в целом.

Хотелось бы обратить внимание на один важный аспект создания университетских комплексов на базе университетов. Сегодня отсутствуют критерии, на основании которых можно объективно принимать решения о присвоении статуса университетского комплекса университету.

Это может привести к тому, что подавляющее большинство университетов и академий захочет стать университетскими комплексами и будет настойчиво, с помощью президентов республик и губернаторов, добиваться исполнения своих желаний. Мы это уже проходили, когда в начале 90-х годов прошлого века чуть ли не все вузы в одночасье стали университетами.

Для избегания тотального превращения университетов в университетские комплексы нужно с помощью критериев как можно выше поднять планку - чтобы ее могли преодолеть не более двух-трех десятков лучших университетов.

Без критериев и показателей ни рабочая группа, ни Аттестационная коллегия, ни министр образования и науки не смогут принять объективного решения присваивать или не присваивать статус университетского комплекса вузу, обратившемуся в Минобрнауки России с такой просьбой [4].

10

В. Шукшунов в своей работе указывает качественные и количественные критерии, которые довольно полно характеризуют образовательную и научно-инновационную среду и которыми должен обладать университетский комплекс. Эти критерии изложены в брошюре «Основы создания университетских комплексов».

Так, например, показатели системы непрерывного образования университетского комплекса должны быть такими:

- общая численность обучающихся в университете - более 20 тысяч человек;

- не менее 20 процентов от числа студентов - одаренные дети, обучение которых обеспечивалось в спецшколах университета;

- учащиеся школ, ПТУ и колледжей - более 10 процентов от числа студентов;

- доля аспирантов и докторантов - более 20 процентов от числа профессорско-преподавательского состава университета;

- доля лиц, получающих дополнительное профессиональное образование,- более 5 процентов от числа студентов университета.

Характеристика научно-инновационной среды университетского комплекса следующая:

- годовой объем НИОКР - более 50 миллионов рублей;

- годовой объем выпуска и передачи в реальный сектор экономики научно-технической продукции - более 20 миллионов рублей.

Формирование университетского комплекса на основе саморазвития университета не требует принятия пос-

Высшее образование

тановления Правительства Российской Федерации. Основанием для признания такого вуза университетским комплексом может стать приказ Минобрнауки России. Вопрос о присоединении к такому университетскому комплексу других юридических лиц решается в порядке, предусмотренном Рекомендациями Минобрнау-ки России [4].

Предлагается следующий порядок принятия решения о признании университетского комплекса на основе саморазвития университета:

1. Ученый совет университета принимает решение об обращении в Мин-обрнауки России о признании вуза университетским комплексом.

2. Ректор направляет в Минобр-науки России эту просьбу с приложением всех необходимых документов, подтверждающих обоснованность такого обращения.

3. Минобрнауки России в лице рабочей группы, образованной согласно Рекомендациям по созданию университетских комплексов, рассматривает представленные документы, проводит экспертизу и выносит рекомендации руководству министерства о целесообразности или нецелесообразности признания обратившегося вуза университетским комплексом.

4. Если рабочая группа дала положительное заключение, то обращение вуза о признании его университетским комплексом направляется на рассмотрение в Аттестационную коллегию.

5. В случае положительного решения Аттестационной коллегии министр образования Российской Федерации издает приказ «О признании

Казанский педагогический журнал

5'2006

созданного на базе университета или академии университетского комплекса» и предписывает ректору этого университета или академии произвести корректировку Устава с последующим его утверждением в Минобр-науки России.

Следовательно, вуз сегодня - культурный и научно-образовательный центр, это центр рождения инноваций не только в научно-технической и промышленной сферах, но и в образовании, центр коммерческого освоения нововведений, центр реализации полного инновационного цикла - от фундаментальных научных исследований до получения на базе результатов этих исследований готового наукоемкого продукта и его тиражирования.

Ряд ведущих российских университетов, с одной стороны, содержат в своей структуре сопряженные образовательные подразделения различных уровней, реализующие непрерывность образования. Кроме того, в их составе созданы и функционируют научные, конструкторские, производственные, инновационные подразделения, которые реализуют полный инновационный цикл в научно-технической сфере. С другой стороны, университетами установлены тесные связи с научными учреждениями РАН, отраслевыми академиями наук, отраслевыми НИИ, КБ, промышленными предприятиями, организациями. Эти вузы на практике осуществляют взаимодействие и координацию своих усилий с целью создания единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных подразделений и

учреждений всех уровней образования, создания и передачи нововведений в экономику и социальную сферу региона.

Один из вариантов университетских комплексов - единый территориальный университетский комплекс субъекта Российской Федерации. Во главе образования стоит крупный региональный университет, который формирует в округе единое образовательное пространство, включающее в себя общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, заведения среднего профессионального образования, институты. Поскольку главные региональные университеты, как правило, являются классическими университетами, охватывающими все основные образовательные направления, они в состоянии формировать содержание учебных программ по всем школьным и специальным дисциплинам, естественно, с учетом общегосударственных образовательных стандартов среднего и специального образования. Таким образом, в регионе складывается единая система образования, при которой учащийся школы (а возможно, даже дошкольник) попадает в среду, в которой все «стыки» между образовательными учреждениями сглажены, в которой переход из средних классов в старшие, из общеобразовательного учебного заведения в среднее специальное или вуз происходит максимально «безболезненно». Основано это, конечно, не на том, что будут отменены экзамены или исчезнет конкурс, просто школьник или абитуриент знает, какие требования будут предъявлены к нему при поступлении в то или иное учеб-

12

Высшее образование

ное заведение, он сможет еще в средних классах школы определиться со своими наклонностями и получит доступ к людям, непосредственно производящим знания - преподавателям вузов, лучшим специалистам в своей сфере. В этом смысле идея университетских комплексов тесно связана с профильной школой. Подразумевается, что связь преподавателей вузов, учителей и учащихся старших классов профильной школы в единой образовательной среде станет гораздо реальнее, что вузовский преподаватель придет в школу, увидит и оценит каждого ученика, поможет школьнику определиться со своей дальнейшей профессиональной и жизненной дорогой.

Для школьников из сельских школ, из небольших городов учебные заведения, включенные в университетский комплекс,- это непосредственный доступ к высшему образованию, поскольку это возможность общения с вузовскими преподавателями и даже сдачи экзаменов в высшее учебное заведение.

В ведение университетов должно войти курирование содержательной стороны учебных программ, оснащения кабинетов, библиотек, научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся и преподавателей учебных заведений в своем округе. Территориальное единство должно стать в идеале единством содержательным и творческим, поднять культурный и образовательный уровень, обеспечить свой округ научными и производственными кадрами, знающими и любящими свою работу и землю, на которой они живут.

Университетский комплекс предполагает также возможность дополнительного и послевузовского образования для желающих повысить свой профессиональный уровень или приобрести новую специальность [3].

Идет эволюция по пути создания университетского комплекса как единого учебного заведения, единого вуза, ядром которого является университет. Уже сегодня можно констатировать, что практически решены вопросы структурного и организационного плана, конкретные очертания приобрела работа по интеграции программ обучения и обеспечению их преемственности на различных образовательных уровнях, расширился спектр специальностей, по которым ведется подготовка в вузе. На наш взгляд, такая интеграция способна обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.

Региональные университетские комплексы - реальность и насущная потребность сегодняшнего дня. Главные их качества - возможность подготовки специалистов, отвечающих современному уровню мировой экономики и культуры, формирование основы развития фундаментальных и прикладных исследований, бесценный сплав науки, образования и производства.

Литература:

1. Турмов Г. П. Университетские комплексы как перспективная форма кадрового и технологического обеспечения инновационного развития региона / / Стратегическое управление и институциональные

Казанский педагогический журнал

исследования в высшем образовании. Материалы ПервоИ Международной конференции, Москва, 3-4 декабря 2002 года.- С. 84.

2. Чекмарев В.В., Рассадин Н.М., Наумов А.Р. О миссии региональных университетов в контексте модернизации образования // Стратегическое управление и

5'2006

институциональные исследования в высшем образовании. Материалы ПервоИ Международной конференции, Москва, 3-4 декабря 2002 года.- С. 74.

3. Ь11р://поуо811.1тЬ.ги/1/Егоп15Ьо'»-№'№811ет / гиЬпс5^244.

4. http://www.poisknews.ru/_ingz/ allstatya.asp?table=ingzObraz&id=46.

СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ

(на примере англиИского и арабского языков)

О.В. Шелестова, преподаватель ТГГПУ, г. Казань

В современном обществе перед образовательными учреждениями ставится задача повышения качества знании учащихся и студентов в условиях быстрого социально-экономического развития. Это становится тем более актуальным, если учесть интеграцию в мировое сообщество и недавнее присоединение России к Болон-скому процессу. В наше время нельзя не учитывать тенденции современнои языковои политики по формированию у молодежи способности межкультур-нои коммуникации. Подготовка специалистов, владеющих двумя или более иностранными языками, приобретает большое значение. Во многих языковых вузах и в некоторых школах нашеи страны происходит обучение не одному, а двум или даже трем иностранным языкам. В процессе обучения студентов иностранному языку закономерным представляется учет особенностеи родного языка обучаемых, так как общеизвестно, что при языковом контакте возникает взаимовлияние языков, которое может быть как положительным, так и отрица-

тельным явлением. Некоторые специалисты называют и первое, и второе интерференциеи; другие, и мы в том числе, вкладывают в содержание этого термина только отрицательное влияние, выражаемое в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного. Интерференция возможна на всех уровнях языка.

В соответствии с этим можно выделить разные типы интерференции, например: языковая интерференция -фонетическая, лексическая, морфологическая, грамматическая; речевая -стилистическая, нормативная, узуальная; коммуникативная - ситуативная; экстралингвистическая - реалии, язык жестов и др. Кроме того, интерференция может быть прямоИ, обрат-нои или двустороннеи; явнои или скрытоИ; внутриязыковой или межъ-языковоИ, интерференциеИ первого или второго и т. д. языка.

Наиболее яркиИ пример интерференции на фонетическом уровне -акцент, от которого в большинстве случаев бывает очень трудно избавиться. Скрытая интерференция -

14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.