Литература:
1. Ильин Г. Л. Философия образования,- М.: Вузовская книга, 2002. — 224 с.
2. Мухаметзянова Г. В. Избранные педагогические труды: В 3-х т.- Т. 3.-
Высшее образование
Г.В. Мухаметзянова.- Казань: Магариф, 2005.- 415 с.
3. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В. Мухаметзянова.- Казань: Магариф, 2005.- 319 с.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В РОССИИ
А.Б. Хуранов, Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ), г. Нальчик
Развитие высшей школы - основа развития российского образования в XXI в. и главное условие национальной безопасности, сохранения куль-турно-цивилизационной идентичности, экономической конкурентоспособности России, ее устойчивого развития. Ключевыми девизами новой образовательной политики в начале XXI в. со стороны государства были приняты: доступность, качество, эффективность. При этом основным принципом функционирования региональных систем образования является принцип, неоднократно озвученный ректором МГУ В.А. Садовничим, согласно которому необходимо сохранить единую государственную систему высшего образования с сильным федеральным центром [2].
Классический университет - элемент структурной перестройки системы образования. Вариативность является существенным внутренним ресурсом и одновременно фактором развития, обеспечивающим динамизм системы образования, формирующим способность удовлетворять меняющиеся потребности личности, общества, производственных структур и
государства в продуктах и услугах образования.
Региональный университет - это классический университет. У региональных университетов особая миссия мобилизации процесса воспроизводства не только кадров с учетом особенностей структуры материального и духовного воспроизводства, но и в целом культурно-социального пространства воспроизводства качества жизни, поддержания необходимого потенциала репродуктивных потоков, воспроизводства населения, исторического здоровья населения регионов, гармонизации соотношения возрастных групп сельских районов, оздоровления в них культурной жизни через активизацию деятельности обучающейся молодежи. Таким образом, региональным университет имеет свою миссию в регионе - быть центром развития культуры, образования, и системы научной поддержки в решении социально-экономических и технологических, ресурсных проблем развития региона [2].
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», принятой распоряжением
Казанский педагогический журнал
5'2006
Правительства Российской Федерации 29 декабря 2001 г. № 1756-р, одной из приоритетных названа задача формирования университетских комплексов как перспективных форм кадрового и технологического обеспечения инновационного развития регионов [1].
Концепция регионального университетского образования в республиках- субъектах Российской Федерации основана на том, что университеты классического типа в регионе по статусу и по существу являются основой региональных систем непрерывного образования. Классические университеты должны выступать в роли научно-методических и организационных центров создания республиканских систем поиска и поддержки талантливой молодежи и подготовки их к научной, педагогической, управленческой и иной деятельности. На базе ведущих университетов в регионах должны формироваться крупные научно-образовательные комплексы, проекты и программы технологического, экономического и социального развития регионального и межрегионального характера. Системообразующим фактором и главным замыслом при разработке этой концепции была идея о том, что университет классического типа в регионе является центром образования, науки и культуры.
Функции университетского комплекса:
- реализация образовательных программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);
- подготовка, переподготовка и/ или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- ведущий научный и методический центр в области своей деятельности.
Организационная структура (модель университетского комплекса) объединяет разнопрофильные и разноуровневые образовательные учреждения, научные, конструкторские, технологические и социальные структуры.
В модели университетского комплекса, на наш взгляд, должна быть вертикальная интеграция разноуровневых и горизонтальная интеграция одноуровневых профессиональных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности. Такой подход позволит существенно повысить качество подготовки специалистов, в первую очередь, среднего звена за счет привлечения к учебному процессу высококвалифицированных специалистов из вузов (в том числе профессоров, доцентов), использования учебно-методической и информационной базы вузов. Сотрудники учреждений среднего профессионального образования получат большую возможность заниматься научной и научно-методической работой совместно с учеными вузов. Широкое распространение получат различные виды академического сотрудничества, в том числе чтение
Высшее образование
лекции и проведение совместных методических семинаров по современным технологиям учения с учетом преемственности. Существенно улучшится информационное обеспечение и библиотечное обслуживание преподавателей и студентов, а также редак-ционно-издательская деятельность за счет оперативного выяснения запросов, плановости и своевременности издания и обеспечения высокого качества редактирования и рецензирования.
Создание регионального университетского комплекса позволяет говорить о качественно новом подходе к решению таких актуальных проблем высшего образования, как:
- создание среды, благоприятст-вующеи наращиванию интеллектуального потенциала университета, развитию приоритетных фундаментальных и прикладных исследовании, разработке наукоемких технологии;
- достижение нового уровня информационно-технологического обеспечения учебного процесса и научно-исследовательскои работы;
- реализация принципов непрерывного и территориально распределенного образования, развития дистанционного и многообразия других форм образования;
- полномасштабное развертывание образовательнои деятельности университета по широкому спектру направлении, приоритетных в регионе;
- организация экономической, фи-нансовои и хозяиственнои деятельности с ориентациеи на умножение внебюджетных поступлении.
Приказом Минобразования России № 515 от 15.02.2001 г. утверждено
одно из направлении федеральнои программы развития образования «Федеральные экспериментальные площадки создания и развития университетских комплексов и исследовательских университетов, включая разработку сопряженных профессионально-образовательных программ различного уровня».
В инструктивном письме Минобразования России № 17-55-99 ин/17-11 от 09.11.2001 г. приводятся рекомендации по созданию университетских комплексов. В рекомендациях определены цели, основные задачи, принципы и порядок создания университетского комплекса.
Организация федеральных экспериментальных площадок позволит провести соответствующие мероприятия и исследования по повышению качества образования, обеспечению непрерывности образовательного процесса и взаимосвязи образовательных программ различных уровнеи с целью сокращения сроков их освоения.
Кроме того, создаются условия для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональныи, межрегиональныи и отраслевои уровень, для активизации научных исследовании и инноваци-оннои деятельности, обеспечения интеграции образования, науки и производства в рамках университетского комплекса. Университетские комплексы позволяют активизировать процесс использования результатов научных исследовании в учебном процессе, а также устанавливать тесные связи между образовательными,
Казанский педагогический журнал
5'2006
научными, конструкторскими учреждениями, предприятиями, инновационными организациями как единой коллективной системы получения и использования научных знаний и технологий в образовании, экономике и социальной сфере.
Типология интеграции университетских комплексов может быть различной. Основные модели интеграции, на наш взгляд, могут быть следующими: университетский образовательный округ, ассоциация, университетский комплекс - университет, учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК).
Следовательно, на базе крупных университетов могут одновременно создаваться: университетский комплекс как единое юридическое лицо, сформированный на основании постановления Правительства Российской Федерации или на основе саморазвития университета; УНИК как один из типов университетского комплекса; ассоциации и университетские образовательные округа. Разнообразие университетских комплексов - это объективная реальность, которую необходимо обязательно учитывать.
По аналогии с учебно-научно-производственными комплексами 7080-х годов (УНПК), которые были созданы на базе политехнических вузов и обеспечивали их теснейшую связь с наукой и производством, сегодня связь вузов с наукой и производством строится преимущественно на рыночных отношениях. Промышленные предприятия заказывают вузам и научным учреждениям высшей школы разработку и создание конкретных технологий, материалов,
технических изделий. При этом речь идет не просто о технологиях или технических изделиях и материалах, а о нововведениях, новациях, способных коренным образом изменить технологическую базу предприятия и даже реального сектора экономики в целом.
Хотелось бы обратить внимание на один важный аспект создания университетских комплексов на базе университетов. Сегодня отсутствуют критерии, на основании которых можно объективно принимать решения о присвоении статуса университетского комплекса университету.
Это может привести к тому, что подавляющее большинство университетов и академий захочет стать университетскими комплексами и будет настойчиво, с помощью президентов республик и губернаторов, добиваться исполнения своих желаний. Мы это уже проходили, когда в начале 90-х годов прошлого века чуть ли не все вузы в одночасье стали университетами.
Для избегания тотального превращения университетов в университетские комплексы нужно с помощью критериев как можно выше поднять планку - чтобы ее могли преодолеть не более двух-трех десятков лучших университетов.
Без критериев и показателей ни рабочая группа, ни Аттестационная коллегия, ни министр образования и науки не смогут принять объективного решения присваивать или не присваивать статус университетского комплекса вузу, обратившемуся в Минобрнауки России с такой просьбой [4].
10
В. Шукшунов в своей работе указывает качественные и количественные критерии, которые довольно полно характеризуют образовательную и научно-инновационную среду и которыми должен обладать университетский комплекс. Эти критерии изложены в брошюре «Основы создания университетских комплексов».
Так, например, показатели системы непрерывного образования университетского комплекса должны быть такими:
- общая численность обучающихся в университете - более 20 тысяч человек;
- не менее 20 процентов от числа студентов - одаренные дети, обучение которых обеспечивалось в спецшколах университета;
- учащиеся школ, ПТУ и колледжей - более 10 процентов от числа студентов;
- доля аспирантов и докторантов - более 20 процентов от числа профессорско-преподавательского состава университета;
- доля лиц, получающих дополнительное профессиональное образование,- более 5 процентов от числа студентов университета.
Характеристика научно-инновационной среды университетского комплекса следующая:
- годовой объем НИОКР - более 50 миллионов рублей;
- годовой объем выпуска и передачи в реальный сектор экономики научно-технической продукции - более 20 миллионов рублей.
Формирование университетского комплекса на основе саморазвития университета не требует принятия пос-
Высшее образование
тановления Правительства Российской Федерации. Основанием для признания такого вуза университетским комплексом может стать приказ Минобрнауки России. Вопрос о присоединении к такому университетскому комплексу других юридических лиц решается в порядке, предусмотренном Рекомендациями Минобрнау-ки России [4].
Предлагается следующий порядок принятия решения о признании университетского комплекса на основе саморазвития университета:
1. Ученый совет университета принимает решение об обращении в Мин-обрнауки России о признании вуза университетским комплексом.
2. Ректор направляет в Минобр-науки России эту просьбу с приложением всех необходимых документов, подтверждающих обоснованность такого обращения.
3. Минобрнауки России в лице рабочей группы, образованной согласно Рекомендациям по созданию университетских комплексов, рассматривает представленные документы, проводит экспертизу и выносит рекомендации руководству министерства о целесообразности или нецелесообразности признания обратившегося вуза университетским комплексом.
4. Если рабочая группа дала положительное заключение, то обращение вуза о признании его университетским комплексом направляется на рассмотрение в Аттестационную коллегию.
5. В случае положительного решения Аттестационной коллегии министр образования Российской Федерации издает приказ «О признании
Казанский педагогический журнал
5'2006
созданного на базе университета или академии университетского комплекса» и предписывает ректору этого университета или академии произвести корректировку Устава с последующим его утверждением в Минобр-науки России.
Следовательно, вуз сегодня - культурный и научно-образовательный центр, это центр рождения инноваций не только в научно-технической и промышленной сферах, но и в образовании, центр коммерческого освоения нововведений, центр реализации полного инновационного цикла - от фундаментальных научных исследований до получения на базе результатов этих исследований готового наукоемкого продукта и его тиражирования.
Ряд ведущих российских университетов, с одной стороны, содержат в своей структуре сопряженные образовательные подразделения различных уровней, реализующие непрерывность образования. Кроме того, в их составе созданы и функционируют научные, конструкторские, производственные, инновационные подразделения, которые реализуют полный инновационный цикл в научно-технической сфере. С другой стороны, университетами установлены тесные связи с научными учреждениями РАН, отраслевыми академиями наук, отраслевыми НИИ, КБ, промышленными предприятиями, организациями. Эти вузы на практике осуществляют взаимодействие и координацию своих усилий с целью создания единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных подразделений и
учреждений всех уровней образования, создания и передачи нововведений в экономику и социальную сферу региона.
Один из вариантов университетских комплексов - единый территориальный университетский комплекс субъекта Российской Федерации. Во главе образования стоит крупный региональный университет, который формирует в округе единое образовательное пространство, включающее в себя общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, заведения среднего профессионального образования, институты. Поскольку главные региональные университеты, как правило, являются классическими университетами, охватывающими все основные образовательные направления, они в состоянии формировать содержание учебных программ по всем школьным и специальным дисциплинам, естественно, с учетом общегосударственных образовательных стандартов среднего и специального образования. Таким образом, в регионе складывается единая система образования, при которой учащийся школы (а возможно, даже дошкольник) попадает в среду, в которой все «стыки» между образовательными учреждениями сглажены, в которой переход из средних классов в старшие, из общеобразовательного учебного заведения в среднее специальное или вуз происходит максимально «безболезненно». Основано это, конечно, не на том, что будут отменены экзамены или исчезнет конкурс, просто школьник или абитуриент знает, какие требования будут предъявлены к нему при поступлении в то или иное учеб-
12
Высшее образование
ное заведение, он сможет еще в средних классах школы определиться со своими наклонностями и получит доступ к людям, непосредственно производящим знания - преподавателям вузов, лучшим специалистам в своей сфере. В этом смысле идея университетских комплексов тесно связана с профильной школой. Подразумевается, что связь преподавателей вузов, учителей и учащихся старших классов профильной школы в единой образовательной среде станет гораздо реальнее, что вузовский преподаватель придет в школу, увидит и оценит каждого ученика, поможет школьнику определиться со своей дальнейшей профессиональной и жизненной дорогой.
Для школьников из сельских школ, из небольших городов учебные заведения, включенные в университетский комплекс,- это непосредственный доступ к высшему образованию, поскольку это возможность общения с вузовскими преподавателями и даже сдачи экзаменов в высшее учебное заведение.
В ведение университетов должно войти курирование содержательной стороны учебных программ, оснащения кабинетов, библиотек, научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся и преподавателей учебных заведений в своем округе. Территориальное единство должно стать в идеале единством содержательным и творческим, поднять культурный и образовательный уровень, обеспечить свой округ научными и производственными кадрами, знающими и любящими свою работу и землю, на которой они живут.
Университетский комплекс предполагает также возможность дополнительного и послевузовского образования для желающих повысить свой профессиональный уровень или приобрести новую специальность [3].
Идет эволюция по пути создания университетского комплекса как единого учебного заведения, единого вуза, ядром которого является университет. Уже сегодня можно констатировать, что практически решены вопросы структурного и организационного плана, конкретные очертания приобрела работа по интеграции программ обучения и обеспечению их преемственности на различных образовательных уровнях, расширился спектр специальностей, по которым ведется подготовка в вузе. На наш взгляд, такая интеграция способна обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.
Региональные университетские комплексы - реальность и насущная потребность сегодняшнего дня. Главные их качества - возможность подготовки специалистов, отвечающих современному уровню мировой экономики и культуры, формирование основы развития фундаментальных и прикладных исследований, бесценный сплав науки, образования и производства.
Литература:
1. Турмов Г. П. Университетские комплексы как перспективная форма кадрового и технологического обеспечения инновационного развития региона / / Стратегическое управление и институциональные
Казанский педагогический журнал
исследования в высшем образовании. Материалы ПервоИ Международной конференции, Москва, 3-4 декабря 2002 года.- С. 84.
2. Чекмарев В.В., Рассадин Н.М., Наумов А.Р. О миссии региональных университетов в контексте модернизации образования // Стратегическое управление и
5'2006
институциональные исследования в высшем образовании. Материалы ПервоИ Международной конференции, Москва, 3-4 декабря 2002 года.- С. 74.
3. Ь11р://поуо811.1тЬ.ги/1/Егоп15Ьо'»-№'№811ет / гиЬпс5^244.
4. http://www.poisknews.ru/_ingz/ allstatya.asp?table=ingzObraz&id=46.
СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ
(на примере англиИского и арабского языков)
О.В. Шелестова, преподаватель ТГГПУ, г. Казань
В современном обществе перед образовательными учреждениями ставится задача повышения качества знании учащихся и студентов в условиях быстрого социально-экономического развития. Это становится тем более актуальным, если учесть интеграцию в мировое сообщество и недавнее присоединение России к Болон-скому процессу. В наше время нельзя не учитывать тенденции современнои языковои политики по формированию у молодежи способности межкультур-нои коммуникации. Подготовка специалистов, владеющих двумя или более иностранными языками, приобретает большое значение. Во многих языковых вузах и в некоторых школах нашеи страны происходит обучение не одному, а двум или даже трем иностранным языкам. В процессе обучения студентов иностранному языку закономерным представляется учет особенностеи родного языка обучаемых, так как общеизвестно, что при языковом контакте возникает взаимовлияние языков, которое может быть как положительным, так и отрица-
тельным явлением. Некоторые специалисты называют и первое, и второе интерференциеи; другие, и мы в том числе, вкладывают в содержание этого термина только отрицательное влияние, выражаемое в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного. Интерференция возможна на всех уровнях языка.
В соответствии с этим можно выделить разные типы интерференции, например: языковая интерференция -фонетическая, лексическая, морфологическая, грамматическая; речевая -стилистическая, нормативная, узуальная; коммуникативная - ситуативная; экстралингвистическая - реалии, язык жестов и др. Кроме того, интерференция может быть прямоИ, обрат-нои или двустороннеи; явнои или скрытоИ; внутриязыковой или межъ-языковоИ, интерференциеИ первого или второго и т. д. языка.
Наиболее яркиИ пример интерференции на фонетическом уровне -акцент, от которого в большинстве случаев бывает очень трудно избавиться. Скрытая интерференция -
14