Литература
1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос - АРВ, 2000. 340 с.
2. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. 215 с.
3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.
Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А.
Модернизация российской системы высшей школы: тенденции и перспективы
Определяя роль образования в развитии страны, авторы концепции развития государства до 2010 года и национального образовательного проекта отмечали, что «модернизация страны должна опираться на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление, ресурсы должны направляться на эффективное обновление системы образования».
Центральное место в развитии образования - развитие молодого человека, максимально приспособленного к вызовам XXI века: «По отношению к высшему образованию речь может идти о приоритете развития личности человека и о приоритете ответственности человека за свою жизнь, выбор в развитии, профессионализм в избранном жизненном деле» [1].
На современном этапе модернизируется федеральное нормативное регулирование процедур согласования интересов личности, общества и государства в образовании. Государственный интерес в определении вектора развития образования закрепляется в основополагающих документах, регламентирующих деятельность системы образования и являющихся основой государственной политики в этой сфере. К ним, прежде всего, относятся Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» с учетом всех последующих изменений и дополнений, Федеральная целевая программа развития образования и др.
Российское государство отдает приоритет области образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» установлены принципы государственной политики в области образования (статья 2), направленные на органичное сочетание интересов человека, общества и государства.
Закон Российской Федерации «Об образовании» достаточно широко регулирует отношения в области образования с позиции защиты интересов личности и общества.
24 октября 2007 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», который вступает в силу с 1 сентября 2009 г. и вводит с этой даты в нашей стране следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степень) «бакалавр» -бакалавриат;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степень) «специалист» или «магистр» - подготовка специалиста или магистра.
15 февраля 2005 г. Министерство образования и науки РФ издало приказ .№40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», которым утвердило план мероприятий по реализации ее положений в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы. Таким образом, можно сказать, что Болонская декларация в основной своей части стала для российских вузов обязательной [2]. Стратегической задачей высшей школы на современном этапе является формирование рыночной западно-европейской модели высшего образования, которая характеризуется конкурентоспособностью, приоритетом личности, гибкостью, непрерывностью, двухуровневой системой образования, кредитной системой оценки знаний студентов, платностью. Учебный процесс должен быть асинхронным, ориентированным на самостоятельную работу студентов и проходить по индивидуальным учебным планам.
Современные общественные изменения характеризуются появлением новых тенденций, которые становятся основными векторами, определяющими будущее. В плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ 2005 - 2010 гг. выявлены основные направления развития системы высшего профессионального образования. Остановимся на характеристике и проблемах их реализации в российской высшей школе.
Современная система высшего образования характеризуется коренными изменениями экономических и нормативно-правовых условий функционирования: существенным сокращением бюджетного финансирования, переходом на государственный заказ подготовки кадров, введением двухуровневого профессионального образования, внедрением системы зачетных единиц и т.д.
Необходимость адаптации человека к новым реалиям требует адекватных изменений в системе образования. Несмотря на то, что система российского образования заслуженно признавалась одной из лучших в мире, все более проявляется необходимость пересмотра ее стратегически значимых ориентиров. На это направлена осуществляемая в настоящее время модернизация системы образования в России.
Сегодня в российской системе образования наряду с количественными изменениями обозначились качественные перемены: институциональные, структурные, функциональные. Образование оказалось на перекрестке интересов различных социальных субъектов, стремящихся удовлетворить собственные потребности.
За последние годы возросли возможности граждан в выборе образовательных учреждений, профиля обучения, образовательных программ, наступило устойчивое осознание молодыми людьми значимости образования для их дальнейшей жизни, значительно возрос интерес к получению качественного образования в вузе. Предприняты шаги к тому, чтобы высшее образование стало больше удовлетворять потребностям личности, социальных групп. На первый план выдвинулась проблема формирования базовой культуры личности, которая позволила бы обеспечить деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества [3].
Присоединение России к Болонскому процессу должно означать введение характерных для современного европейского образования новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управления качеством образования» [4].
Все это должно привести к формированию конкурентной среды в сфере образования в целом, которая, в свою очередь, ведет к повышению его качества. Объективно реформирование профессионального образования стало стимулом к формированию конкурентной среды среди образовательных учреждений. Так, по мнению В. Тамбовцева, «базовые экономические идеи образовательной реформы связаны с целевой задачей усиления конкуренции в образовательной системе»
[5].
Современный этап социально-экономического развития России связан с переходом к рыночным отношениям. Это предполагает, что экономика становится все более социально ориентирующей: рыночные отношения вынуждают идти на удовлетворение не только самых необходимых потребностей человека, но и на обеспечение запросов более высокого уровня. В результате в фокусе внимания оказываются проблемы, связанные с качеством образования.
В этих условиях вузы просто вынуждены вступать в конкурентную борьбу за студентов, которые (в негосударственных вузах — полностью, а в государственных — в значительной степени) обеспечивают их выживаемость и создают предпосылки для дальнейшего развития. В общем, в наши дни уже большинство студентов выбирает вуз, а не вуз — студентов.
Еще одна примета современности — глобализация образовательного рынка — формирует тенденцию все большего проникновения в Россию вузов США, Англии, Германии, Франции и некоторых других стран, в связи с чем вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности российских учебных заведений, становятся особенно актуальными.
Вместе с тем в условиях глобализации конкурентоспособность учебных заведений имеет не только внутреннее, но и международное измерение, поскольку в мире ее оценивают в первую очередь с точки зрения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, успешности их деятельности, по их доходам.
Если с учетом сказанного подойти к оценке конкурентоспособности системы российского высшего образования (и конкретных вузов), то вывод будет неоднозначным
[6].
Как свидетельствуют данные международной статистики, по уровню конкурентоспособности российское высшее образование находится во втором, а может, и в третьем десятке стран, представленных на рынке. Доля иностранных студентов в вузах России составляет всего чуть более одного процента от всех студентов, обучающихся в мире за границей.
В последние годы в России существенно повысилось внимание к рейтингам вузов. Судя по результатам исследований независимого рейтингового агентства «РейтОР», значимость критерия «место вуза в различных рейтингах» при выборе места обучения за последние два года выросло в несколько раз. В ответ на растущие запросы абитуриентов в России постоянно появляются новые рейтинги. На сегодняшний день реализовано
уже около 30 проектов по составлению рейтингов вузов. Более того, создаются целые структуры в этой области (в частности, НРА «РейтОР»). Практически каждая публикация на эту тему приковывает к себе пристальное внимание различных целевых аудиторий, тем самым создается благоприятный контекст анализа существующих подходов к составлению рейтингов, а также для реализации новых проектов в этой области.
Лидер в образовании тот, кто продуцирует и предлагает новые знания, прогрессивные парадигмы, демонстрирует достойные примеры качественной деятельности, ведет за собой остальных. Сегодня, когда преференции отданы, прежде всего, столичным вузам, лидерство представляется в основном имиджевым , конъюнктурным, а не реальным, т.е. основанным на превосходящем качестве. Если наши вузы-лидеры имеют в своем активе некие знания, технологии обучения, воспитания и развития студентов, превосходящие эти показатели у других, они должны создавать институты повышения квалификации преподавателей, новые образовательные стандарты, книги, предлагая их всем желающим.
Требования, предъявляемые к лидерам, известны. Во-первых, с точки зрения качества, они должны сформулировать свое видение проблемы. Во-вторых, сами действовать на основе заявленных ценностей. В-третьих, «руководить совершенствованием» [7].
Ректор МГУ им. М. Ломоносова В.А. Садовничий пишет: «На протяжении всей истории университетского образования происходит постоянная борьба двух противоречивых тенденций: стремления к расширению доступа к образованию, к его массовости, с одной стороны, и к глубине преподавания, элитарности - с другой. Начиная с образования для немногих избранных, через некоторое время университет, который стремится усилить свое влияние в обществе, сталкивается с необходимостью увеличить число образованных граждан и вынужден раскрыть свои двери для большего круга людей, стремящихся к знаниям. Расширение доступа к образованию, приводя вначале к определенному снижению общего уровня, со временем оборачивается ростом числа получающих университетское образование талантливых людей, которые способны внести свой вклад в науку и обеспечить переход образования на качественно новый уровень знания, доступный, в свою очередь, не многим их современникам. Таким образом, полноценное образование становится опять элитарным и выходит на новый виток развития. Сегодня университеты, включая развитую систему дополнительного образования, обеспечивают небывало широкий охват желающих получить качественное образование» [8].
Понятие «ведущий вуз» должно обрести действительный смысл, включив в себя характеристики активной инновационности. Во всяком случае, ясно, что на эту позицию обоснованно могут претендовать не только десяток московских и петербургских вузов, но и десятки других — государственных и негосударственных. Необходимо также считаться с тем, что сегодня всякий региональный университет реально исполняет функцию «ведущего» для своей (а иногда и более обширной) территории. Уберите региональный университет, и начнется процесс трудно обратимой деградации региона. Следовательно, всемерное укрепление региональных вузов является стратегически важной задачей [9].
В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного положения Удмуртская Республика является одним из ведущих российских промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий. Эта специфика наложила свой отпечаток и на систему
образования региона, обусловив ее исторически сложившийся высокий потенциал, подтверждающийся наличием в регионе вузов с высоким уровнем подготовки специалистов, развитой наукой, признанными научными школами, разветвленной системой высшего профессионального образования, имеющей давние традиции и большой опыт элитарной подготовки, обеспечивающей интеллектуальное развитие молодежи.
Удмуртский государственный университет совершил в последнее десятилетие стремительное поступательное движение вперед, в настоящее время бурно развивается и, безусловно, готов решать новые задачи современного информационного общества. В первую очередь, следует помнить, что наш университет - центр и носитель культуры многонационального региона, коим является Удмуртия, и обеспечивает кадровый, инновационно-технологический потенциал региона, который стремится эффективно решать свои социально-экономические задачи.
На примере Удмуртского государственного университета мы рассмотрим процессы модернизации в высшей школе как путь повышения качества и востребованности образования, проблему соотношения фундаментальности образования и его специализации, широты образования и его настроенности на конкретного потребителя.
Удмуртский государственный университет (УдГУ), открытый в 1972 г. на базе Удмуртского государственного педагогического института (1931), является старейшим и крупнейшим вузом Удмуртской Республики, национальным достоянием Удмуртии и России. На всем протяжении своего развития УдГУ следовал концепции классического университета в реализации фундаментального и прикладного естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технологического образования [10].
В середине 90-х гг. впервые был поднят вопрос о необходимости написания истории Удмуртского государственного университета и отдельных его подразделений. В начале 21 века уже вышла серия монографий, научных сборников и статей, отражающих историю и динамику развития научного потенциала вуза [11].
В настоящее время Удмуртский государственный университет развивается как многопрофильный академический университетский комплекс, сочетающий традиции и новации в обучении, исследовании, формировании единого пространства культуры личности и социума.
Миссия Удмуртского государственного университета состоит в обеспечении качества подготовки высококлассных специалистов, способствующих интеллектуальному, социально-экономическому и культурному развитию Удмуртии и России.
На современном этапе идет процесс модернизации системы профессионального образования за счет усиления интеграции учебного процесса и научных исследований, широкого внедрения в образование новых информационных технологий, развития системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, укрепления позиций УдГУ как федерального и регионального центра компетенции и достижения им статуса международного научно-образовательного центра.
Одним из приоритетных направлений развития вуза является создание инфраструктуры студенческой науки. Достижение нового качества образовательной и научной деятельности осуществляется за счет внедрения новых информационных технологий. В университете идет формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры. Развивается процесс совершенствования системы студенческого самоуправления, формирования основ корпоративной культуры, разработки и продвижения
университетской символики. Актуальной задачей сегодняшнего дня становятся организация процесса профессиональной адаптации выпускника вуза (создание клуба выпускников, базы данных выпускников и пр.) и закрепление механизмов взаимодействия с работодателями.
В 2008 г. разработана и утверждена политика университета в области качества образования (протокол ученого совета УдГУ от 29.01.2008). Ежегодно проходят конференции учебно-методического совета, где обсуждаются методический инструментарий преподавателя, результаты изучения эффективности использования инновационных методов и форм обучения. На пленарных, секционных заседаниях, круглых столах, мастер-классах обсуждаются идеи педагогической инновационности в высшей школе, выявляются организационно-педагогические условия эффективности применения инновационных методов. По материалам конференций изданы сборники статей.
Уделяя большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки, в Удмуртском государственном университете ведется работа по созданию целостной системы контроля за качеством подготовки выпускников. В настоящее время в вузе разработаны и реализуются отдельные элементы системы качества в части основного процесса вуза - учебного. Уровень оперативного управления учебным процессом представлен деятельностью деканатов, кафедр и методических комиссий факультетов, служб, управлений, реализуется в соответствии с текущими планами и осуществляет кадровое, методическое и информационное обеспечение процесса обучения и контроля его качества на всех этапах подготовки.
Оперативное управление учебным процессом осуществляется на основе нормативно-распорядительной документации, разработанной на основе нормативной базы (положения, методические указания, рекомендации и т.п.); с использованием интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС -УдГУ); на основе контроля его планирования и организации в соответствии с утвержденными графиками.
Ведущую роль в управлении качеством учебного процесса осуществляют первый проректор - первый проректор по учебной работе, учебно-методический департамент (УМД) университета, деканаты факультетов и институтов. УМД совместно с деканатами организует и контролирует разработку учебных планов в соответствии с ГОС ВПО и СПО; определяет учебную нагрузку и штатный состав кафедр в соответствии с образовательной политикой университета; осуществляет контроль за ходом учебного процесса, учебных аттестаций студентов и экзаменационных сессий, рациональное использование аудиовизуального фонда; анализирует и контролирует деятельность кафедр по методическому обеспечению дисциплин учебными планами, внедрению в учебный процесс современных методов и форм обучения [12].
В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего и среднего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения (ОУ) на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) ОУ на основе тех или иных моделей управления качеством. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и его оценку в учебное заведение. «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в Европе», разработанные ENQA, декларируют, что самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной
деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений. Поэтому в настоящее время в Удмуртском государственном университете разрабатывается и внедряется система менеджмента качества на основе типовой модели СК ОУ.
Типовая модель СК ОУ в полной мере удовлетворяет требованиям вуза, соответствует миссии и стратегическим целям Удмуртского государственного университета, отвечает современным тенденциям развития образования в рамках интеграции России в европейское пространство.
С целью реализации проекта внедрения в УдГУ СМК в состав ректората введена должность проректора по качеству образования. По решению ученого совета УдГУ и приказом ректора создано структурное подразделение - управление качеством образования. Основными целями управления являются: разработка, внедрение и поддержание эффективной системы менеджмента качества (далее СМК); разработка политики университета в области менеджмента качества и руководство ее реализацией; сертификация системы менеджмента качества; поддержание и развитие системы качества [13].
Инновационная деятельность в Удмуртском государственном университете является неотъемлемой частью учебно-научного процесса и нацелена на развитие связей с производством и созданием бизнес - окружения университета. Поддержка инновационной и предпринимательской деятельности в УдГУ осуществляется через АНО «Технопарк «Удмуртия» - инфраструктуры поддержки научно-технического предпринимательства [14].
Автономная некоммерческая организация «Региональный научно-технологический парк «Удмуртия» УдГУ учреждена 22 июня 1998 г. с целью обеспечения условий для развития науки, культуры, права и повышения качества образования в Удмуртской Республике путем предоставления услуг в указанных сферах. Она входит в число наиболее продвинутых технопарков России. Важную роль в развитии инновационной структуры вуза отводится центру коллективного пользования приборами (ЦКПП), инновационно-технологическому центру УР (ИТЦ УР), инженерно-химической лаборатории (ИХЛ), центральной экологической лаборатории химического анализа УдГУ (ЦЭЛЧФ УдГУ) и т.д.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность в условиях современного информационного общества, УдГУ обозначил для себя режим проектного функционирования в рамках программы «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ». Стратегия, разработанная управлением развития научной деятельности вуза в 2008 году, опирается на три «И» - интеграция, инновация, институционализация. В мировой практике - это основные принципы производства опережающего знания, которые одновременно являются и фундаментом развития исследовательского вуза.
Сегодня Удмуртский государственный университет находится на пути к исследовательскому вузу. Его отличительными признаками становятся: способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности становится важной.
Уже сегодня вуз содействует динамическому развитию научно-технологического комплекса страны, обеспечивает его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности. Но, адаптируясь к новым тенденциям, нельзя забывать, что образование, прежде всего, - не простой процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание нравственных качеств внутренней культуры, способность воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребность к самосовершенствованию.
Осознание будущего - неотъемлемый компонент понимания мира. Выявление образовательных приоритетов с помощью мониторинга и анализа основных тенденций в глобальном социальном пространстве позволит избежать ошибок при проектировании российского образовательного процесса и внедрения его в мировой.
Литература
1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 30-38.
2. Бунтов С. Д. О нормативно-правовых основах участия вузов в международном сотрудничестве. Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств. Материалы Международной научно-практической конференции. Ижевск, 2008.
3. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества образования. М.: издательство НЦСиМО, 2008. 404 с.
4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004.
5. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 6-13.
6. Плаксий С. О конкурентоспособности российских вузов и «гамбургском счете» //Alma mater: Вестник высшей школы. 2008. № 1. С. 3-13.
7. Эванс Д. Управление качеством. М., 2002. С. 532.
8. Садовничий В.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М., 2006.
9. Стратегическая программа развития Удмуртского государственного университета на 2006-2010 гг. 2006. 68 с.
10. Журавлев В. А. Образование в эпоху перемен. Статьи, выступления, интервью, письма ректора Удмуртского государственного университета (1995-2004 гг.). Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 246 с.
11. Журавлев В. А. Территориальный образовательный комплекс. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 132 с.
12. Мерзлякова Г.В., Анголенко Е. Н., Костина Н.М. и др. Нормативные документы по организации учебного процесса в Удмуртском государственном университете. Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2008. 360 с.
13. Сайт Удмуртского государственного университета.Электронный ресурс: www.udsu.ru.
14. Бунтов С.Д., Галямов С.Р., Савинский С.С. Инновационная деятельность в Удмуртском госуниверситете // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений: сборник статей. Выпуск 5. Н. Новгород: изд-во ННГУ им. Н И. Лобачевского, 2008. С. 176-184.