Научная статья на тему 'Модернизация Российской системы высшей школы: тенденции и перспективы'

Модернизация Российской системы высшей школы: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЛИЧНОСТЬ / INDIVIDUAL / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / INDIVIDUAL-CENTERED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL QUALITY CRITERIA / EDUCATOR / STUDENT / INDIVIDUAL APPROACH / HUMANIZATION / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А.

The article presents the results of historical and social research of the Udmurt State University development in the late 20th and early 21st centuries. The research is determined by the necessity to analyze strategic objectives of higher education institutions today and to compare educational processes taking place in the world and the Udmurt State University currently. Such an analysis enhances our understanding how the learning process should be organized in universities and how the system of professional training should be modernized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the higher education system in Russia: tendencies and prospects

The article presents the results of historical and social research of the Udmurt State University development in the late 20th and early 21st centuries. The research is determined by the necessity to analyze strategic objectives of higher education institutions today and to compare educational processes taking place in the world and the Udmurt State University currently. Such an analysis enhances our understanding how the learning process should be organized in universities and how the system of professional training should be modernized.

Текст научной работы на тему «Модернизация Российской системы высшей школы: тенденции и перспективы»

Литература

1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. М.: Гелиос - АРВ, 2000. 340 с.

2. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. 215 с.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.

Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А.

Модернизация российской системы высшей школы: тенденции и перспективы

Определяя роль образования в развитии страны, авторы концепции развития государства до 2010 года и национального образовательного проекта отмечали, что «модернизация страны должна опираться на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление, ресурсы должны направляться на эффективное обновление системы образования».

Центральное место в развитии образования - развитие молодого человека, максимально приспособленного к вызовам XXI века: «По отношению к высшему образованию речь может идти о приоритете развития личности человека и о приоритете ответственности человека за свою жизнь, выбор в развитии, профессионализм в избранном жизненном деле» [1].

На современном этапе модернизируется федеральное нормативное регулирование процедур согласования интересов личности, общества и государства в образовании. Государственный интерес в определении вектора развития образования закрепляется в основополагающих документах, регламентирующих деятельность системы образования и являющихся основой государственной политики в этой сфере. К ним, прежде всего, относятся Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» с учетом всех последующих изменений и дополнений, Федеральная целевая программа развития образования и др.

Российское государство отдает приоритет области образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» установлены принципы государственной политики в области образования (статья 2), направленные на органичное сочетание интересов человека, общества и государства.

Закон Российской Федерации «Об образовании» достаточно широко регулирует отношения в области образования с позиции защиты интересов личности и общества.

24 октября 2007 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», который вступает в силу с 1 сентября 2009 г. и вводит с этой даты в нашей стране следующие уровни высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степень) «бакалавр» -бакалавриат;

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степень) «специалист» или «магистр» - подготовка специалиста или магистра.

15 февраля 2005 г. Министерство образования и науки РФ издало приказ .№40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», которым утвердило план мероприятий по реализации ее положений в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы. Таким образом, можно сказать, что Болонская декларация в основной своей части стала для российских вузов обязательной [2]. Стратегической задачей высшей школы на современном этапе является формирование рыночной западно-европейской модели высшего образования, которая характеризуется конкурентоспособностью, приоритетом личности, гибкостью, непрерывностью, двухуровневой системой образования, кредитной системой оценки знаний студентов, платностью. Учебный процесс должен быть асинхронным, ориентированным на самостоятельную работу студентов и проходить по индивидуальным учебным планам.

Современные общественные изменения характеризуются появлением новых тенденций, которые становятся основными векторами, определяющими будущее. В плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ 2005 - 2010 гг. выявлены основные направления развития системы высшего профессионального образования. Остановимся на характеристике и проблемах их реализации в российской высшей школе.

Современная система высшего образования характеризуется коренными изменениями экономических и нормативно-правовых условий функционирования: существенным сокращением бюджетного финансирования, переходом на государственный заказ подготовки кадров, введением двухуровневого профессионального образования, внедрением системы зачетных единиц и т.д.

Необходимость адаптации человека к новым реалиям требует адекватных изменений в системе образования. Несмотря на то, что система российского образования заслуженно признавалась одной из лучших в мире, все более проявляется необходимость пересмотра ее стратегически значимых ориентиров. На это направлена осуществляемая в настоящее время модернизация системы образования в России.

Сегодня в российской системе образования наряду с количественными изменениями обозначились качественные перемены: институциональные, структурные, функциональные. Образование оказалось на перекрестке интересов различных социальных субъектов, стремящихся удовлетворить собственные потребности.

За последние годы возросли возможности граждан в выборе образовательных учреждений, профиля обучения, образовательных программ, наступило устойчивое осознание молодыми людьми значимости образования для их дальнейшей жизни, значительно возрос интерес к получению качественного образования в вузе. Предприняты шаги к тому, чтобы высшее образование стало больше удовлетворять потребностям личности, социальных групп. На первый план выдвинулась проблема формирования базовой культуры личности, которая позволила бы обеспечить деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества [3].

Присоединение России к Болонскому процессу должно означать введение характерных для современного европейского образования новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управления качеством образования» [4].

Все это должно привести к формированию конкурентной среды в сфере образования в целом, которая, в свою очередь, ведет к повышению его качества. Объективно реформирование профессионального образования стало стимулом к формированию конкурентной среды среди образовательных учреждений. Так, по мнению В. Тамбовцева, «базовые экономические идеи образовательной реформы связаны с целевой задачей усиления конкуренции в образовательной системе»

[5].

Современный этап социально-экономического развития России связан с переходом к рыночным отношениям. Это предполагает, что экономика становится все более социально ориентирующей: рыночные отношения вынуждают идти на удовлетворение не только самых необходимых потребностей человека, но и на обеспечение запросов более высокого уровня. В результате в фокусе внимания оказываются проблемы, связанные с качеством образования.

В этих условиях вузы просто вынуждены вступать в конкурентную борьбу за студентов, которые (в негосударственных вузах — полностью, а в государственных — в значительной степени) обеспечивают их выживаемость и создают предпосылки для дальнейшего развития. В общем, в наши дни уже большинство студентов выбирает вуз, а не вуз — студентов.

Еще одна примета современности — глобализация образовательного рынка — формирует тенденцию все большего проникновения в Россию вузов США, Англии, Германии, Франции и некоторых других стран, в связи с чем вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности российских учебных заведений, становятся особенно актуальными.

Вместе с тем в условиях глобализации конкурентоспособность учебных заведений имеет не только внутреннее, но и международное измерение, поскольку в мире ее оценивают в первую очередь с точки зрения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, успешности их деятельности, по их доходам.

Если с учетом сказанного подойти к оценке конкурентоспособности системы российского высшего образования (и конкретных вузов), то вывод будет неоднозначным

[6].

Как свидетельствуют данные международной статистики, по уровню конкурентоспособности российское высшее образование находится во втором, а может, и в третьем десятке стран, представленных на рынке. Доля иностранных студентов в вузах России составляет всего чуть более одного процента от всех студентов, обучающихся в мире за границей.

В последние годы в России существенно повысилось внимание к рейтингам вузов. Судя по результатам исследований независимого рейтингового агентства «РейтОР», значимость критерия «место вуза в различных рейтингах» при выборе места обучения за последние два года выросло в несколько раз. В ответ на растущие запросы абитуриентов в России постоянно появляются новые рейтинги. На сегодняшний день реализовано

уже около 30 проектов по составлению рейтингов вузов. Более того, создаются целые структуры в этой области (в частности, НРА «РейтОР»). Практически каждая публикация на эту тему приковывает к себе пристальное внимание различных целевых аудиторий, тем самым создается благоприятный контекст анализа существующих подходов к составлению рейтингов, а также для реализации новых проектов в этой области.

Лидер в образовании тот, кто продуцирует и предлагает новые знания, прогрессивные парадигмы, демонстрирует достойные примеры качественной деятельности, ведет за собой остальных. Сегодня, когда преференции отданы, прежде всего, столичным вузам, лидерство представляется в основном имиджевым , конъюнктурным, а не реальным, т.е. основанным на превосходящем качестве. Если наши вузы-лидеры имеют в своем активе некие знания, технологии обучения, воспитания и развития студентов, превосходящие эти показатели у других, они должны создавать институты повышения квалификации преподавателей, новые образовательные стандарты, книги, предлагая их всем желающим.

Требования, предъявляемые к лидерам, известны. Во-первых, с точки зрения качества, они должны сформулировать свое видение проблемы. Во-вторых, сами действовать на основе заявленных ценностей. В-третьих, «руководить совершенствованием» [7].

Ректор МГУ им. М. Ломоносова В.А. Садовничий пишет: «На протяжении всей истории университетского образования происходит постоянная борьба двух противоречивых тенденций: стремления к расширению доступа к образованию, к его массовости, с одной стороны, и к глубине преподавания, элитарности - с другой. Начиная с образования для немногих избранных, через некоторое время университет, который стремится усилить свое влияние в обществе, сталкивается с необходимостью увеличить число образованных граждан и вынужден раскрыть свои двери для большего круга людей, стремящихся к знаниям. Расширение доступа к образованию, приводя вначале к определенному снижению общего уровня, со временем оборачивается ростом числа получающих университетское образование талантливых людей, которые способны внести свой вклад в науку и обеспечить переход образования на качественно новый уровень знания, доступный, в свою очередь, не многим их современникам. Таким образом, полноценное образование становится опять элитарным и выходит на новый виток развития. Сегодня университеты, включая развитую систему дополнительного образования, обеспечивают небывало широкий охват желающих получить качественное образование» [8].

Понятие «ведущий вуз» должно обрести действительный смысл, включив в себя характеристики активной инновационности. Во всяком случае, ясно, что на эту позицию обоснованно могут претендовать не только десяток московских и петербургских вузов, но и десятки других — государственных и негосударственных. Необходимо также считаться с тем, что сегодня всякий региональный университет реально исполняет функцию «ведущего» для своей (а иногда и более обширной) территории. Уберите региональный университет, и начнется процесс трудно обратимой деградации региона. Следовательно, всемерное укрепление региональных вузов является стратегически важной задачей [9].

В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного положения Удмуртская Республика является одним из ведущих российских промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий. Эта специфика наложила свой отпечаток и на систему

образования региона, обусловив ее исторически сложившийся высокий потенциал, подтверждающийся наличием в регионе вузов с высоким уровнем подготовки специалистов, развитой наукой, признанными научными школами, разветвленной системой высшего профессионального образования, имеющей давние традиции и большой опыт элитарной подготовки, обеспечивающей интеллектуальное развитие молодежи.

Удмуртский государственный университет совершил в последнее десятилетие стремительное поступательное движение вперед, в настоящее время бурно развивается и, безусловно, готов решать новые задачи современного информационного общества. В первую очередь, следует помнить, что наш университет - центр и носитель культуры многонационального региона, коим является Удмуртия, и обеспечивает кадровый, инновационно-технологический потенциал региона, который стремится эффективно решать свои социально-экономические задачи.

На примере Удмуртского государственного университета мы рассмотрим процессы модернизации в высшей школе как путь повышения качества и востребованности образования, проблему соотношения фундаментальности образования и его специализации, широты образования и его настроенности на конкретного потребителя.

Удмуртский государственный университет (УдГУ), открытый в 1972 г. на базе Удмуртского государственного педагогического института (1931), является старейшим и крупнейшим вузом Удмуртской Республики, национальным достоянием Удмуртии и России. На всем протяжении своего развития УдГУ следовал концепции классического университета в реализации фундаментального и прикладного естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технологического образования [10].

В середине 90-х гг. впервые был поднят вопрос о необходимости написания истории Удмуртского государственного университета и отдельных его подразделений. В начале 21 века уже вышла серия монографий, научных сборников и статей, отражающих историю и динамику развития научного потенциала вуза [11].

В настоящее время Удмуртский государственный университет развивается как многопрофильный академический университетский комплекс, сочетающий традиции и новации в обучении, исследовании, формировании единого пространства культуры личности и социума.

Миссия Удмуртского государственного университета состоит в обеспечении качества подготовки высококлассных специалистов, способствующих интеллектуальному, социально-экономическому и культурному развитию Удмуртии и России.

На современном этапе идет процесс модернизации системы профессионального образования за счет усиления интеграции учебного процесса и научных исследований, широкого внедрения в образование новых информационных технологий, развития системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, укрепления позиций УдГУ как федерального и регионального центра компетенции и достижения им статуса международного научно-образовательного центра.

Одним из приоритетных направлений развития вуза является создание инфраструктуры студенческой науки. Достижение нового качества образовательной и научной деятельности осуществляется за счет внедрения новых информационных технологий. В университете идет формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры. Развивается процесс совершенствования системы студенческого самоуправления, формирования основ корпоративной культуры, разработки и продвижения

университетской символики. Актуальной задачей сегодняшнего дня становятся организация процесса профессиональной адаптации выпускника вуза (создание клуба выпускников, базы данных выпускников и пр.) и закрепление механизмов взаимодействия с работодателями.

В 2008 г. разработана и утверждена политика университета в области качества образования (протокол ученого совета УдГУ от 29.01.2008). Ежегодно проходят конференции учебно-методического совета, где обсуждаются методический инструментарий преподавателя, результаты изучения эффективности использования инновационных методов и форм обучения. На пленарных, секционных заседаниях, круглых столах, мастер-классах обсуждаются идеи педагогической инновационности в высшей школе, выявляются организационно-педагогические условия эффективности применения инновационных методов. По материалам конференций изданы сборники статей.

Уделяя большое внимание вопросам обеспечения качества подготовки, в Удмуртском государственном университете ведется работа по созданию целостной системы контроля за качеством подготовки выпускников. В настоящее время в вузе разработаны и реализуются отдельные элементы системы качества в части основного процесса вуза - учебного. Уровень оперативного управления учебным процессом представлен деятельностью деканатов, кафедр и методических комиссий факультетов, служб, управлений, реализуется в соответствии с текущими планами и осуществляет кадровое, методическое и информационное обеспечение процесса обучения и контроля его качества на всех этапах подготовки.

Оперативное управление учебным процессом осуществляется на основе нормативно-распорядительной документации, разработанной на основе нормативной базы (положения, методические указания, рекомендации и т.п.); с использованием интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС -УдГУ); на основе контроля его планирования и организации в соответствии с утвержденными графиками.

Ведущую роль в управлении качеством учебного процесса осуществляют первый проректор - первый проректор по учебной работе, учебно-методический департамент (УМД) университета, деканаты факультетов и институтов. УМД совместно с деканатами организует и контролирует разработку учебных планов в соответствии с ГОС ВПО и СПО; определяет учебную нагрузку и штатный состав кафедр в соответствии с образовательной политикой университета; осуществляет контроль за ходом учебного процесса, учебных аттестаций студентов и экзаменационных сессий, рациональное использование аудиовизуального фонда; анализирует и контролирует деятельность кафедр по методическому обеспечению дисциплин учебными планами, внедрению в учебный процесс современных методов и форм обучения [12].

В настоящее время основной тенденцией в области гарантий качества высшего и среднего образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения (ОУ) на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) ОУ на основе тех или иных моделей управления качеством. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и его оценку в учебное заведение. «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в Европе», разработанные ENQA, декларируют, что самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной

деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений. Поэтому в настоящее время в Удмуртском государственном университете разрабатывается и внедряется система менеджмента качества на основе типовой модели СК ОУ.

Типовая модель СК ОУ в полной мере удовлетворяет требованиям вуза, соответствует миссии и стратегическим целям Удмуртского государственного университета, отвечает современным тенденциям развития образования в рамках интеграции России в европейское пространство.

С целью реализации проекта внедрения в УдГУ СМК в состав ректората введена должность проректора по качеству образования. По решению ученого совета УдГУ и приказом ректора создано структурное подразделение - управление качеством образования. Основными целями управления являются: разработка, внедрение и поддержание эффективной системы менеджмента качества (далее СМК); разработка политики университета в области менеджмента качества и руководство ее реализацией; сертификация системы менеджмента качества; поддержание и развитие системы качества [13].

Инновационная деятельность в Удмуртском государственном университете является неотъемлемой частью учебно-научного процесса и нацелена на развитие связей с производством и созданием бизнес - окружения университета. Поддержка инновационной и предпринимательской деятельности в УдГУ осуществляется через АНО «Технопарк «Удмуртия» - инфраструктуры поддержки научно-технического предпринимательства [14].

Автономная некоммерческая организация «Региональный научно-технологический парк «Удмуртия» УдГУ учреждена 22 июня 1998 г. с целью обеспечения условий для развития науки, культуры, права и повышения качества образования в Удмуртской Республике путем предоставления услуг в указанных сферах. Она входит в число наиболее продвинутых технопарков России. Важную роль в развитии инновационной структуры вуза отводится центру коллективного пользования приборами (ЦКПП), инновационно-технологическому центру УР (ИТЦ УР), инженерно-химической лаборатории (ИХЛ), центральной экологической лаборатории химического анализа УдГУ (ЦЭЛЧФ УдГУ) и т.д.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность в условиях современного информационного общества, УдГУ обозначил для себя режим проектного функционирования в рамках программы «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ». Стратегия, разработанная управлением развития научной деятельности вуза в 2008 году, опирается на три «И» - интеграция, инновация, институционализация. В мировой практике - это основные принципы производства опережающего знания, которые одновременно являются и фундаментом развития исследовательского вуза.

Сегодня Удмуртский государственный университет находится на пути к исследовательскому вузу. Его отличительными признаками становятся: способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности становится важной.

Уже сегодня вуз содействует динамическому развитию научно-технологического комплекса страны, обеспечивает его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности. Но, адаптируясь к новым тенденциям, нельзя забывать, что образование, прежде всего, - не простой процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание нравственных качеств внутренней культуры, способность воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребность к самосовершенствованию.

Осознание будущего - неотъемлемый компонент понимания мира. Выявление образовательных приоритетов с помощью мониторинга и анализа основных тенденций в глобальном социальном пространстве позволит избежать ошибок при проектировании российского образовательного процесса и внедрения его в мировой.

Литература

1. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 30-38.

2. Бунтов С. Д. О нормативно-правовых основах участия вузов в международном сотрудничестве. Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств. Материалы Международной научно-практической конференции. Ижевск, 2008.

3. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества образования. М.: издательство НЦСиМО, 2008. 404 с.

4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004.

5. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 6-13.

6. Плаксий С. О конкурентоспособности российских вузов и «гамбургском счете» //Alma mater: Вестник высшей школы. 2008. № 1. С. 3-13.

7. Эванс Д. Управление качеством. М., 2002. С. 532.

8. Садовничий В.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. М., 2006.

9. Стратегическая программа развития Удмуртского государственного университета на 2006-2010 гг. 2006. 68 с.

10. Журавлев В. А. Образование в эпоху перемен. Статьи, выступления, интервью, письма ректора Удмуртского государственного университета (1995-2004 гг.). Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005. 246 с.

11. Журавлев В. А. Территориальный образовательный комплекс. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 132 с.

12. Мерзлякова Г.В., Анголенко Е. Н., Костина Н.М. и др. Нормативные документы по организации учебного процесса в Удмуртском государственном университете. Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2008. 360 с.

13. Сайт Удмуртского государственного университета.Электронный ресурс: www.udsu.ru.

14. Бунтов С.Д., Галямов С.Р., Савинский С.С. Инновационная деятельность в Удмуртском госуниверситете // Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений: сборник статей. Выпуск 5. Н. Новгород: изд-во ННГУ им. Н И. Лобачевского, 2008. С. 176-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.