Научная статья на тему 'Сущностная характеристика интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел (МВД)'

Сущностная характеристика интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел (МВД) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / КОНСЕНСУАЛЬНОСТЬ / ЦЕНТРАЦИЯ / МОДУЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЕКТНО-КЛАСТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / THE EDUCATIONAL SPACES / THE INTEGRATED EDUCATIONAL SPACES / THE LAW ENFORCEMENT COMPETENCE / THE PARTICIPATION / THE CONCESSION / THE MODALITY / THE INTEGRATION / THE PROJECT AND CLUSTER TECHNOLOGY / THE ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубасов Олег Петрович

В статье представлены научно-методические основы создания в вузе МВД интегративного образовательного пространства, представлены его принципы, выявлены особенности, охарактеризована проектно-кластерная технология и организационно-педагогические условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубасов Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific and methodological basics of the creation the integrated educational spaces in law enforcement higher educational establishments of The Ministry of the Interior, its principles and peculiarities are given in the article. Design and cluster technology, organizational pedagogical conditions of its realization are characterized.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел (МВД)»

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД)

О.П. Кубасов

В статье представлены научно-методические основы создания в вузе МВД интегративного образовательного пространства, представлены его принципы, выявлены особенности, охарактеризована проектно-кластерная технология и организационно-педагогические условия ее реализации.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательное пространство, интегративное образовательное пространство, правоохранительная компетенция, партисипативность, консенсуальность, центрация, модульность, интеграция, проектно-кластерная технология, организационно-педагогические условия.

The characteristic of the integrated educational spaces in law enforcement higher educational establishments of The Ministry of the Interior. The scientific and methodological basics of the creation the integrated educational spaces in law enforcement higher educational establishments of The Ministry of the Interior, its principles and peculiarities are given in the article. Design and cluster technology, organizational pedagogical conditions of its realization are characterized.

Key words: the educational spaces, the integrated educational spaces, the law enforcement competence, the participation, the concession, the modality, the integration, the project and cluster technology, the organizational pedagogical conditions.

Качество профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью - одно из приоритетных направлений образовательной политики Департамента кадрового обеспечения МВД России. Акцентуация профессионального образования МВД на становление личности будущих сотрудников органов внутренних дел обусловила качественно новый подход к подготовке курсантов (слушателей), владеющих правовыми знаниями и способных к их активному применению в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности. Решение этой задачи требует

создание в вузе МВД интегративного образовательного пространства, обеспечивающего формирование у курсантов (слушателей) правоохранительной компетенции и готовности к выполнению оперативно-розыскных и служеб-но-боевых задач.

Образовательное пространство вуза мы определяем как системную целостность взаимодействия субъектов педагогического процесса и органов управления образованием, направленную на обеспечение оптимального функционирования и развития высшей школы, с целью получения качественно новых результатов образования, повышения ее конкурентоспособности на российском и международном рынке образова-

тельных услуг. Интегративное образовательное пространство вуза - это результат интеграционных преобразований, приводящих систему образования в новое качественное состояние [1]. Под интегративным образовательным пространством вуза мы понимаем систему устойчивого взаимодействия субъектов педагогического процесса, институтов социально-педагогической деятельности вуза, педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающую субъектную самореализацию и оптимизацию профессионального становления курсантов (слушателей), формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности в служебной деятельности.

Интегративное образовательное пространство может характеризоваться следующими параметрами: 1) целостностью, которая является результатом гетерогенности как элементов образовательного пространства, так и связей между ними, и обеспечивает эффективность влияния образовательного пространства на личность; 2) результатом дифференциации (то есть определение задач и функций каждого элемента образовательного пространства) и интеграции (взаимосвязи всех элементов в одно целое); 3) наличием единой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты профессионального образования; 4) реализацией личност-но-деятельностных, проектно-целевых технологий; 5) составом образовательных услуг (их необходимым разнообразием); 6) качеством реализации этих услуг (они должны соответствовать высокому уровню современных образовательных технологий, что обеспечивается системой аттестации образовательных учреждений и лицензирования); 7)

доступностью образовательных услуг (материально-техническое обеспечение и др.).

В совокупность принципов формирования интегративного образовательного пространства вуза мы включили:

- принцип партисипативности, который обуславливает как продуктивное взаимодействие институтов социально-педагогической деятельности вуза, так и сотрудничество с научными организациями, подразделениями, учреждениями МВД, муниципальными и региональными органами управления, заинтересованными в подготовке компетентных, конкурентоспособных кадров;

- принцип консенсуальности, который опосредует взаимное согласие и ответственность субъектов педагогического процесса, институтов социально-педагогической деятельности вуза по обеспечению педагогических и социально-психологических условий профессиональной подготовки в рамках профессиональной деятельности;

- принцип центрации, который обеспечивает направленность на признание приоритета субъектной самореализации курсантов (слушателей) в процессе профессионального становления;

- принцип модульности, обеспечивающий в пределах образовательного модуля комплексное освоение знаний, умений и навыков в рамках формирования конкретной компетенции для выполнения служебной функции, отвечающий требованиям служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

- принцип интеграции, который обеспечивает системную целостность и динамичность структурообразующих компонентов интегративного образо-

вательного пространства вуза, направленную на оптимизацию профессионального становления курсантов (слушателей), формирование готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности в служебной деятельности.

Особенности формирования ин-тегративного образовательного пространства в учебных заведениях МВД России обусловлены как коллегиально-авторитарной системой управления, основанной на принципе единоначалия, так и спецификой профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел, связанной с выполнением оперативно-розыскных и служебно-боевых задач.

Интегративное образовательное пространство вуза Министерства внутренних дел - это коллегиально-авторитарная система, обеспечивающая самореализацию субъектов учебно-образовательного процесса и личностно-про-фессиональную подготовку будущих сотрудников органов внутренних дел, направленную на формирование у них правоохранительной компетенции и готовности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач.

Структурообразующими компонентами интегративного образовательного пространства вузов министерства внутренних дел являются:

- академическое пространство, обеспечивающее интеграцию профессионального и общего знаний в процессе личностно-профессиональной подготовки (интеграцию содержания подготовки; проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин; субъектную интеграцию; интеграцию форм и методов обучения, теории и практики);

- воспитательное пространство, как многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и направленное на формирование у курсантов (слушателей) профессиональных идеалов, готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности в служебной деятельности;

- коммуникативное пространство, в рамках которого у курсантов (слушателей) формируется устойчивое и позитивное интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к своей профессии; культура организационного поведения и правового мышления;

- информационное пространство, обуславливающее смысловой, содержательный аспект взаимодействия субъектов педагогического процесса и правоохранительной деятельности;

- профессионально ориентированное пространство, нацеленное на приобретение опыта выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач.

Правоохранительную компетенцию мы рассматриваем как интегра-тивное качество личности, влияющее на усвоение правовых знаний и способность к их активному применению в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также на формирование морально-психологической устойчивости, профессионально-личностный рост и карьеру, исходя из требований специальности и стандартов квалификации.

С целью формирования интегра-тивного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел нами разработана проектно-клас-терная технология. Проектная составляющая предполагает рассмотрение

целей, содержания, технологий профессионального образования как проект инновационной деятельности на ин-тегративной основе. Это обуславливает взаимосвязь целевого, мотивационного, содержательного, процессуально-де-ятельностного, контрольно-оценочного компонентов профессиональной подготовки. Вследствие этого, содержательная и процессуальная части технологии диалектично взаимосвязаны и адекватно отражают друг друга [2].

Кластерная составляющая технологии обеспечивает интегрированное взаимодействие между субъектами профессиональной подготовки на основе аттракции (от лат. АШаЬеге - привлекать, притягивать) [3]. Это приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта», проявляющегося в качестве профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда задач:

1) установления интегративных связей в управлении профессиональной подготовкой будущих сотрудников органов внутренних дел, содействующих многомерному взаимодействию субъектов управления, развитию их профессиональной мобильности, культуре правового мышления, формированию правоохранительной компетенции и готовности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач;

2) организации системной целостности в служебно-боевой подготовки, формировании высокой морально-психологической устойчивости личности будущих сотрудников и усвоении теоретических знаний о сущности и структуре правоохранительной деятельности, мировоззренческих основ

современных проблем жизнедеятельности;

3) разработки научно-методического обеспечения формирования интегра-тивного образовательного пространства на основе модульно-компетент-ностного подхода, обуславливающего поиск и разработку организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов педагогического процесса.

Формы (формы получения образования и формы организации текущей учебной деятельности) и методы (когнитивно-ориентированные, проектно-кейсовые, профессионально-прикладные (практические занятия, тренировки, соревнования, смотры-конкурсы, тактико-специальные учения, учебные тревоги), практика, стажировка) выполнения задач, как структурообразующие компоненты технологии, диалектично взаимосвязаны, что обуславливает эффективность подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности.

В совокупность организационно-педагогических условий реализации технологии формирования интегра-тивного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел включены: организация сетевого взаимодействия вуза с научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, подразделениями и учреждениями системы МВД; готовность преподавателей к формированию интегративного образовательного пространства; создание интерактивной социально-педагогической инфраструктуры. Рассмотрим содержание этих условий.

Организация сетевого взаимодействия вуза с научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, подразделениями и учреждениями системы МВД представляет особый вид совместной деятельности, направленный на концентрацию различного типа ресурсов, развитие вариативных форм социального партнерства, интеграцию учебно-образовательной деятельности. Сетевое взаимодействие субъектов возможно при общей заинтересованности в подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью; соорганизации потребностей во взаимодействии и страте -гических целей; формирования общего ценностно-смыслового пространства деятельности; вовлеченности всех субъектов сети в процесс разработки и принятия управленческих решений; открытости, развитии системы внешних связей; экспертно-аналитичес-кого сопровождения деятельности, мониторинга и обсуждения результатов изменений в сетевых формах взаимодействия.

Сетевое взаимодействие вуза обеспечивает практическую направленность служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности; интеграцию содержания профессиональной подготовки с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в регионе [4].

Следующее организационно-педагогическое условие формирования интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел - готовность преподавателей к формированию интегративного

образовательного пространства. Готов -ность - это качественная характеристика личности, включающая активно-действенное состояние, систему методологических знаний и компетентнос-тей; способность к самоопределению и саморазвитию. Психологическими предпосылками готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, определение методов работы. Го -товность преподавателей к формированию интегративного образовательного пространства диалектично взаимосвязана с их методологической культурой. В качестве основных компонентов методологической культуры можно выделить: владение современными методологическими знаниями по педагогике и психологии; обобщенная ориентированность в различных областях познания; компетентность в организации условий деятельности, адекватных поставленной педагогической задаче; предметная компетентность; компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Определены структурообразующие элементы готовности преподавателей к формированию интегративного образовательного пространства: моти-вационный - положительное отношение к формированию интегративного образовательного пространства; интеллектуально-логический - представления о структуре интегративного образовательного пространства и методах его формирования; оценочный - методическая рефлексия, способность к самоанализу, самокритике.

В совокупность организационно-педагогических условий формирования интегративного образовательного пространства в вузах Министерства внутренних дел включено и создание

интерактивной социально-педагогической инфраструктуры. Интерактивный характер социально-педагогической инфраструктуры обусловлен особенностями внутриличностной и межличностной коммуникации в процессе профессиональной подготовки [5]. Интерактивная социально-педагогическая инфраструктура - это система диалогического взаимодействия субъектов учебно-образовательного процесса, институтов социально-педагогической деятельности вуза и условий микросоциума, обеспечивающая субъектную самореализацию и подготовку курсантов (слушателей) к успешному выполнению служебно-боевых задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Выявлены уровни формирования интегративного образовательного пространства (адаптационный, содержательный, инновационный), на основании следующих критериев: 1) структурность - консолидация вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на взаимодействие, установление оперативных информационных связей и обеспечивающая практическую направленность служеб-но-боевой подготовки, взаимосвязь ее содержания с оперативной обстановкой в регионе и актуальными направлениями борьбы с преступностью; 2) функциональность - система устойчивого взаимодействия вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на формирование единого информационно-коммуникативного пространства, повышение качества служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) к успешному выполнению задач по ох-

ране правопорядка и борьбе с преступностью; обеспечение и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности; 3) продуктивность - структурно-функциональная интеграция вуза с подразделениями, учреждениями системы МВД и местным сообществом, направленная на проектно-целевое сотрудничество по формированию у курсантов (слушателей) правоохранительной компетенции, обеспечению качества обучения в системе служебно-боевой подготовки.

Таким образом, создание в вузе интегративного образовательного пространства обуславливает профессиональную подготовку курсантов (слушателей) в рамках профессиональной деятельности и создает базу для обучения в течение всей жизни.

Литература:

1. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / Г.В.Мухаметзянова - Казань: Изд-во «Идел-Пресс», 2008. - 608 с.

3. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профобразованием / Г.В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2007.

4. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования: - 2010. - № 1(13). -С.71-83.

5. Пугачева Н.Б. Концептуальные основы модернизации системы профессионального образования для регионального рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1. - 2009. -С. 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.