РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
И.Д. Белоновская, начальник отдела по работе с филиалами и колледжами Оренбургского государственного университета, канд. техн. наук, доцент
Данная работа посвящена проблематике развития профессионала в условиях регионального университетского комплекса при многоуровневой подготовке кадров по схеме "колледж - ВУЗ". Исследования основаны на опыте и проектах развития Оренбургского государственного университета и ведутся в рамках деятельности Федеральной экспериментальной площадки Минобразования России "Интегрированная образовательная система "колледж - ВУЗ", развернутой в ОГУ с 1999г.
Успех системы инженерно-технического профессионального образования сегодня можно оценить по тому, какие возможности созданы для самостоятельного непрерывного обучения. Современные тенденции развития образования состоят в использовании подходов, сочетающих гибкость, обучение в течение всей жизни, создающих не только профессионализм, но и высокий потенциал к овладению профессиональными квалификациями. Речь идет о создании новой культуры профессионала. Остановимся подробнее на проблематике профессиональной компетентности специалиста в системах "колледж - ВУЗ".
В ключе формирования профессиональных требований к специалисту в российской науке компетентности рассматривали А.К. Маркова, И.А. Зимняя, А.Г. Бермус,
Н.Ф. Ефремова, А.К. Жигачев, В.Ю. Фивейский, B.C. Безрукова, Д.С. Цодикова анализ различных аспектов профессиональной деятельности, представлен, в частности в работах В.Д. Шадрикова, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Кирьякова, Н.С. Пряжников, А.М. Столяренко, Е.А. Климов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер и других.
К активному исследованию компетентностного подхода в последние годы обращались А.В. Хуторской, В.В. Краевский, С.В. Кульневич, В.И. Байденко, И.А. Ку-лантаева, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, С.И. Новоселова, Г.А. Ларионова, Ю.В. Варданян, Rudolf Klaras, А.В. Райцев, Н.С. Сахарова и др.
Обобщая анализ определений компетенции, компетентности и учитывая сферу применения их к результату профессионально образования, считаем, что компетентность специалиста - это проявленные им на практике готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Мы принимаем это определение как базовое.
Широкими возможностями в развитии профессионала обладают региональные многопрофильные университеты, имеющие многоуровневую систему образования "Колледж-ВУЗ". В них современная материальная и компьютерная база колледжей, традиции усиленной практической подготовки СПО, индивидуальный подход мастеров производственного обучения к своим ученикам сочетаются с инновационной деятельностью учебно-научно-производственных комплексов, глубокой теоретической подготовкой преподавателей высшей школы, интеллектуальной социальнокультурной средой университета.
Сегодня в Оренбургской области сложилась масштабная многоуровневая система профессионального образования. Она представляет собой территориально-распределенную сеть учреждений НПО, ССУЗов, ВУЗов, их филиалов и представительств. Профессиональное образование в Оренбургской области имеет определенные особенности, связанные как с социально-культурной, так и с экономической ситуацией. Повсеместно нарастает количество обучающихся по многоуровневой схеме, когда последовательно приобретается определенная квалификация, а затем обучение продолжается на более высоком уровне.
Несмотря на достаточные объемы подготовки (см. таблицу 1) и развитие всех уровней профессионального образования в Оренбургской области, руководители области озабочены тем, что значительная часть выпускников не работает по специальности.
Тревожные тенденции наблюдаются и в сохранении контингента профессионального образования. При общем подъеме интереса к высшему образованию, более
четверти студентов покидают стены ВУЗа, в то время как начальное и среднее профессиональное образование демонстрируют значительно меньшие потери контингента (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика контингента профессиональных учебных заведений Оренбургской области
Учебный год Контингент НПО Контингент СПО Контингент ВПО ВСЕГО
Тыс. чел
1990г. 30,5 39,6 24,5 94,6
1995г. 29,67 38,7 28,8 97,17
2000г. 29,67 44 49,6 73,67
2003г. 30,01 48,6 62,3 78,61
Проблемы повышения качества профессионального образования и конкурентоспособности выпускников, ускорения их социальной адаптации и решения кадровых проблем региона обосновывают необходимость активизации профессионального самоопределения студенчества [2]. В этой ситуации задачей педагогов является обеспечение условий конструктивной, социально-полезной направленности профессионального самоопределения. Задача руководителей образовательных структур состоит в проектировании систем образования, обеспечивающих, поддерживающих и активизирующих этот процесс.
С позиций проектирования систем образования [1] в первую очередь остановимся на образовательном пространстве с точки зрения его оптимальной наполненности, размещения структур, многообразия и гибкости образовательных траекторий. Многослойная экономика Оренбургского края (от примитивных до высокотехнологичных производств) задает особый вектор в региональной подготовке специалистов -многоуровневость.
В Оренбургской области профессиональная подготовка ведется по 70 рабочим профессиям и имеет следующую структуру (Таблица 2):
Таблица 2
Структура профессиональной подготовки НПО
Профессии
Контингент (тыс. чел)
Сфера обслуживания 12
Промышленность 9
Сельское хозяйство 5
Строительство 1,5
Железнодорожный транспорт 1
В Оренбургской области функционируют 56 самостоятельных ССУЗов (из которых 28 колледжей). Высшее образование представляют 6 государственных ВУЗов, 17 филиалов государственных ВУЗов и 9 филиалов негосударственных ВУЗов.
Как показал анализ, в Оренбурге преемственные программы начального и среднего профессионального инженерно-технического образования замыкаются в стенах ССУЗов, училищ и лицеев, а ВУЗы и их структурные подразделения реализуют преемственные программы только среднего и высшего профессионального образования. Возможно, что в городе не была реализована полная многоуровневая структура «НПО-СПО- ВПО», так как в свое время не было создано заводов-втузов, а на предприятиях региона была развита собственная подготовка рабочих кадров.
Аналогичная «разорванность» непрерывной схемы обучения сохраняется и в сети филиалов и представительств по Оренбургской области.
Распределение училищ и лицеев достаточно равномерно по 32 населенным пунктам области, что обусловлено образовательной политикой Советской России, обеспечивающей подготовку рабочих кадров на местах. Причем лицеи традиционно были ориентированы на локальные кадровые и социально-экономические ситуации своего района. Наибольшая концентрация учреждений НПО в Оренбурге (15), затем следуют Орск (8), Бугуруслан (5), Бузулук (4), Новотроицк (3) и другие районные центры (Таблица 3).
Таблица 3
Территориально-удаленные структурные подразделения, реализующие программы СПО и НПО
Представительства Филиалы
Техникумов ВУЗов Училищ Лицеев Колледжей ВУЗов
1 15 4 1 3 1
Часть лицеев и училищ, традиционных для начального профессионального образования, пройдя лицензирование на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования, получили статус техникумов и колледжей, сохранив при этом подготовку по рабочим профессиям. Это объясняет тот факт, что при общем снижении количества учреждений НПО, численность обучающихся по этим образовательным программам практически не изменилась и сохранилась на уровне 90-х годов - порядка 30 тыс. чел.
Территориальное размещение ВУЗов и их филиалов характерно для большинства регионов России - концентрация в областном центре и крупных промышленных районных центрах. Размещение колледжей более равномерно, чем ВУЗов (Таблица 3), что обусловлено как меньшими требованиями к уровню кадрового обеспечения образовательного процесса, наличием необходимых кадров и материальнотехнической базы на местах, так и востребованностью их выпускников в соответствии со специализацией района.
Наиболее целостной формой многоуровневых образовательных систем в регионе является интеграция их в университетском комплексе, созданном сегодня на базе Оренбургского государственного университета. Здесь предусматривается реорганизация учебных заведений различных уровней путем их интеграции с высшими учебными заведениям, научными и производственными структурами. В тоже время, собственный учебно-научно-производственный комплекс университета, имея достаточную материальную базу, не предусматривает полномасштабную подготовку по рабочим профессиям.
Система среднего профессионального образования университетского комплекса включает: три разнопрофильных колледжа в г. Оренбурге; колледжи в городах Орске и Бузулуке, филиал в пос. Акбулак; 12 представительств ОГУ, расположенных в поселках и селах Оренбуржья. Обучение ведется по 19 лицензированным специальностям. Общая численность контингента порядка 4 тыс. чел., более 78% этого контингента получают техническое образование, выпуск специалистов в 2003 г. составил 780 чел.
Система высшего образования представлена базовым ВУЗом - Оренбургским университетом, шестью филиалами по области и в Башкортостане. Реализуется образовательная деятельность по 103 специальностям, контингент студентов составляет порядка 36 тыс. чел.
В аспекте развития профессионала важным направлением работы в Оренбургском государственном университете стала подготовка рабочих по различным специальностям, необходимым в регионе. Рабочую профессию возможно получить в колледжах ОГУ: 1) в ходе производственной практики по образовательным программам СПО; 2) в виде дополнительного образования для студентов (курсовая подготовка); 3) при получении рабочей профессии по заказам предприятий.
Развернута подготовка более чем по 40 рабочим профессиям, по которым за 2002 г. подготовлено 540 чел. Объемы подготовки стабильно нарастают.
В колледже электроники и бизнеса ОГУ в г. Оренбурге работают курсы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров по специальностям колледжа, оказываются дополнительные услуги на договорной основе с организациями? предприятиями различных форм собственности и с физическими лицами. На базе колледжа создано отделение дополнительного образования. В течение прошедших двух лет 240 человек, не обучающихся в колледже, получили дополнительное образование по рабочим специальностям «Оператор ПВМ» и «Менеджер офиса». По заявкам предприятий, частных лиц и Центра подготовки и переподготовки незанятого населения на базе учебных мастерских колледжа велась подготовка рабочих кадров по специальностям: оператор станков с ЧПУ, токарь, рассматриваются возможности подготовки специалистов по рабочим специальностям: фрезеровщик, слесарь, сварщик. Студенты колледжа получают рабочие профессии во время производственной практики: по специальности 2014 «Техобслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» - рабочий разряд «Электромеханик», по специальности 1201 «Технология машиностроения» - «Оператор ЧПУ».
Индустриально-педагогический колледж ОГУ имеет самый крупный среди городских образовательных учреждений станочный парк (160 единиц оборудования). Рабочие профессии студенты получают в ходе производственной практики по шести
различным специальностям СПО. Производственная практика студентов проводится как в учебных мастерских колледжа, так и на промышленных предприятиях города. В колледже организованы и оснащены необходимым оборудованием и оснасткой: токарный, фрезерный, слесарный, термический участки, участок многоцелевых станков, участок механической обработки для создания экспериментальной базы. Совместно с кафедрами ОГУ создана специализированная лаборатория кинематики универсальных металлорежущих станков, кабинет нормирования и точности, кабинет спецтехнологий.
В Бузулукском колледже промышленности и транспорта ОГУ при обучении по специальности «Труд» и «Профессиональное обучение» студенты получают профессиональные навыки по слесарному, токарному, кузнечно-сварочному, плотницкому делу. Практика по профилю специальности проводится согласно заключенным договорам с оплатой работы студентов по специализации «Механизация сельского хозяйства» в колхозах, с/х артелях, фермерских хозяйствах района и области; для студентов специализации «Техническое обслуживание и ремонт» - на автотранспортных предприятиях различных форм собственности города и района. В рамках производственного обучения в колледже проводится подготовка по рабочей профессии «Тракторист-машинист».
Орский политехнический колледж, также имеющий развитую материальнотехническую базу, имеет лицензию на подготовку по 31 специальности.
Кроме определенной материально-технической базы и опыта организации учебного процесса, в ОГУ активно развивается научно-практическое направление, связанное с проблемами регионализации многоуровневого профессионального образования. ОГУ присвоен статус "Федеральной экспериментальной площадки" Министерства образования РФ для реализации проекта "Разработка модели единого образовательного пространства Оренбургской области", одним из направлений проекта является Интегрированная образовательная система "Колледж - ВУЗ".
В пределах одного населенного пункта формы взаимодействия учреждений СПО и ВПО по инженерно-техническим специальностям различны. Реализуется варианты:
1. Университет является образовательным центром для подготовки выпускников колледжей области по сопряженным программам ВПО в сокращенные сроки (Оренбург).
2. Колледж входит в структуру университета, затем по п. 1 (Оренбург).
3. Филиал ведет многопрофильную образовательную деятельность и является образовательным центром для подготовки выпускников колледжей района, области, региона по сопряженным программам ВПО в сокращенные сроки (например, Бугуруслан, Уфа, Новотроицк).
4. Колледж - самостоятельное юридическое лицо, в структуру филиала и ОГУ не входит. Выпускники поступают в местный филиал ОГУ, реализующий п. 3 (например, Орск).
5. Колледж входит в структуру филиала, затем по п. 3 (Бузулук).
6. Филиал реализует программы высшего и среднего профессионального образования, а также по п. 3 (Акбулак).
7. Колледж имеет статус филиала, ведет образовательную деятельность в сфере СПО. Выпускники поступают в местный филиал ОГУ, реализующий п. 3 (Орск).
Опыт создания филиалов, накопленный Оренбургским государственным университетом, показал, что устойчивое развитие филиала ВУЗа в районном центре возможно только при наличии системы «колледж - ВУЗ».
Список литературы:
1. Белоновская И.Д. Аспект профессионального самоопределения студенчества в проектировании инженерного образования// Инженерное образование. Выпуск первый, - М., 2003,. С.22-31
2. Белоновская И.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная культура как целевые функции в проектировании систем профессионального образования// Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды 3-й международной практической конференции. С-Петербург. 2003.-с. 746-755.
3. Белоновская И.Д. Проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в университетском комплексе// Прочность и разрушение материалов и
конструкций. Материалы 4-й международной научной конференции (15-17 февраля 2005 года). - М.: РАЕ, 2005 - 267 с.