УДК 338.001.36
Седов М.С.
студент магистратуры З курса Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления
Саморуков А.А., к.пед.н.
доцент
кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет научный руководитель: Саморуков А.А., к.пед.н.
доцент Россия, г. Оренбург РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация:
Статья посвящена вопросам внедрения информационных технологий в деятельность учреждений здавоохранения. Рассматривается вопрос взаимодействия федерального сегмента и регионального единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: информатизация здравоохранения, медицинская информационная система, Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Sedov M.S. Graduate student З year Institute of Management Department of State and Municipal Management
Orenburg State University Russia, Orenburg
Samorukov AA, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Department of State and Municipal Management
Orenburg State University Russia, Orenburg Scientific adviser: Samorukov AA candidate of pedagogical sciences, associate professor REGIONAL SEGMENT OF THE UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM IN THE FIELD OF HEALTH
Annotation:
The article is devoted to the introduction of information technologies in the activities of health care institutions. The issue of interaction between the federal segment and the regional single state information system in the health sector is being considered.
Key words: informatization of public health services, medical information system, Concept of creating a unified state information system in the field of
public health.
Вопросам внедрения информационных технологий в деятельность учреждений здравоохранения, как правило, уделялось мало внимания. Однако четыре года назад об информатизации здравоохранения заговорили на высшем государственном уровне. Так совпало, что эта тема стала актуальной в крупнейших мировых державах.
В России для информатизации здравоохранения был выбран централизованный, общегосударственный подход. Информационные технологии в ЛПУ должны быть внедрены на территории всей страны, а информационная система должна быть единой и централизованной. Подход к реализации проекта изложен в «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», принятой Приказом Минздравсоцразвития РФ в апреле 2011 года.
Согласно Концепции, информационная система в здравоохранении Российской Федерации - двухуровневая. Федеральный сегмент формирует единый центр Системы, а в каждом регионе страны - от Калининграда до Чукотки - должен быть создан региональный сегмент.
Федеральный сегмент определяет единые стандарты функционирования Системы. Согласно Концепции, он содержит централизованные базы данных, единый банк данных нормативно-справочной информации, а также является интегрирующим звеном между региональными сегментами для обеспечения пациента медицинскими услугами (единая электронная регистратура) и ведения его медицинской карты.
В качестве одного из успешных примеров прообраза Регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения можно привести проект «Диспетчерский центр здравоохранения Оренбургской области». Эта система соответствует концептуальной архитектуре ЕГИСЗ и может служить основой для развития Регионального сегмента ЕГИСЗ в Оренбургской области.
Региональный сегмент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения представляет собой единую централизованную медицинскую информационную систему уровня региона. Региональный сегмент, по аналогии с федеральным, содержит единый архив медицинских данных о пациентах региона и единый банк данных нормативно-справочной информации, применяемой в регионе. Региональный сегмент обеспечивает автоматизацию базовых процессов учреждений: поликлиники и стационара, - а также обеспечивает бизнес-процессы регионального уровня: единую регистратуру, постановку в лист ожидания и оказание ВМП, ведение нозологических регистров, формирование медицинской, статистической информации и счетов-реестров и так далее. Модуль «Администрирование» обеспечивает централизованное управление Системой, модуль «Ситуационный центр» - централизованное
получение актуальной и достоверной аналитической информации для органов управления здравоохранением. Интеграционная шина, входящая в состав регионального сегмента ЕГИСЗ, обеспечивает обмен информацией с Системой.
Интеграционная шина в составе Регионального сегмента ЕГИСЗ позволяет не только обмениваться информацией с Федеральным сегментом ЕГИСЗ и сторонними информационными системами (такими, как система ТФОМС), но и позволяет сохранить решения, ранее реализованные в учреждениях здравоохранения. Она также позволяет уйти от монополизации рынка ИТ-систем для здравоохранения в регионе. Существующие и новые системы должны лишь подключиться к сервисам, которые созданы на основе широко применимых открытых стандартов.
Каковы особенности единой медицинской информационной системы и в чем ее преимущества? Во-первых, региональный сегмент представляет собой web-систему и предоставляется учреждениям здравоохранения и пользователям по так называемой технологии SaaS. Разворачивать информационную систему на серверах ЛПУ и настраивать отдельно рабочие места врачей нет необходимости: все процедуры по настройке и администрированию осуществляются централизованно, а работа пользователей похожа на работу в соцсети «Вконтакте»: ввел логин-пароль -и получил весь необходимый и доступный функционал. Это позволяет внедрить систему быстро и на территории всего региона.
WEB-архитектура системы позволяет получать к ней доступ с любого устройства, в том числе с так называемых «тонких клиентов», а также с мобильных устройств. Для доступа к системе нет необходимости у станавливать какое-либо специализированное программное обеспечение, а потом «бороться» с его обслуживанием - достаточно только WEB-браузера.
Региональный сегмент ЕГИСЗ обеспечивает единую для региона базу электронных медицинских карт пациентов, что обеспечивает преемственность информации о здоровье граждан. Архив данных о здоровье гражданина будет доступен во всех ЛПУ, в которые он обратился. В целом единый набор НСИ, единые базы данных и установленные стандарты обеспечивают более высокий уровень информационного взаимодействия, снижение объема дублирующих данных и, как следствие, повышение качества аналитических и статистических данных, необходимых для управления отраслью.
К сожалению, все особенности ЕГИСЗ, которые были названы преимуществами, имеют и обратную сторону и могут быть в определенных ситуациях недостатками. Так, WEB-интерфейс, несмотря на развитие WEB-технологий, по-прежнему менее удобен и зачастую менее функционален, чем у настольных приложений. В браузере чаще надо пользоваться мышью, когда в настольных приложениях почти все функции можно выполнить, используя только клавиатуру, плюс при большом объеме данных или большого количества полей для ввода необходимо использовать полосу
прокрутки.
"ЕБ-доступ также обуславливает зависимость от надежности и качества функционирования канала связи. Из-за необходимости постоянного обмена данными с центральным сервером время реакции Системы увеличивается, и все мы знаем, что Интернета иногда бывает «мало», а иногда не бывает вообще.
Единая информационная система также накладывает ограничения на возможность индивидуальной настройки и реализации индивидуальных функций. А ошибка в единой базе данных отражается не на одном учреждении, а сразу на всех.
Возможны варианты реализации Регионального сегмента Единой государственной информационной системы в здравоохранении, позволяющие сохранить преимущества и устранить недостатки работы Системы. Один из них - создание двухуровневой системы регионального фрагмента, когда в ЛПУ локально разворачивается медицинская информационная система - как правило, как «толстое» решение, которое через интеграционную шину синхронизирует данные с «облачным» региональным сегментом. Такой подход не противоречит концепции создания ЕГИСЗ, позволяет избавиться от, так сказать, «Интернет-зависимости» и настроить программное обеспечение индивидуально, под нужды ЛПУ. А синхронизация с едиными базами ЕГИСЗ обеспечивает унификацию, своевременную актуализацию и достоверность данных. «Облачные» ин- формационные системы для здравоохранения - достаточно новая технология. Федеральные сервисы ЕГИСЗ начнут полноценно функционировать еще не скоро, региональный сегмент реализовать несколько проще, но ЛПУ могут начать работать уже сейчас.
Использованные источники:
1. Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г.
2. Приказ № 389 Минздравсоцразвития России от 20.04.2012 г.
3. Перечень поручений Президента РФ № Пр-3534 от 6.12.2010 г. по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г.
4. Постановление Правительства РФ № 144 от 4 марта 2011 г.
5. Постановление Правительства РФ № 60 от 7 февраля 2011 г.
6. Постановление Правительства РФ № 85 от 15 февраля 2011 г.
7. Приказ № 389 Минздравсоцразвития России от 20.04.2012 г.
8. Протокол совещания у Председателя Правительства РФ № ВП-П13-8383 от 7.12.2010 г.
9. Распоряжение Правительства РФ № 2396-р от 27 декабря 2010 г.
10. Распоряжение Правительства РФ № 711 -р от 4.05.2012 г.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"» от 30.11.2011 г.
12. Федеральный закон РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 8.12.2010 г.
13. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный
14. фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г.
15. Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г.
16. Инновационное развитие сферы услуг: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016.
17. http://www.gosbook.ru/ (Дата обращения: 06.04.2017) .
18. www.tadviser.ru (Дата обращения: 28.04.2017) .
19. http://trustmed.ru (Дата обращения:09.04.2017) .