Информатизация здравоохранения
Ш
А.В. Гусев,
к.т.н., зам. директора по развитию, компания «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС), г. Петрозаводск, Россия, agusev@kmis.ru
СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ ЕГИСЗ: ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 002.53
Гусев А.В. Создание региональных фрагментов ЕГИСЗ: текущие результаты и анализ программ дальнейшего развития информационных систем в области здравоохранения (Компания «Комплексные медицинские информационные системыI» (К-МИС), т. Петрозаводск, Россия)
Аннотация: В статье выполнен обзор результатов создания региональных фрагментов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в 2011-2012 гг., а также дальнейших планируемых мероприятий по развитию информатизации в регионах на 2013-2020 гг. Анализ выполнен на основе региональных программ развития систем здравоохранения. В работе приведены основные статистические показатели достигнутых результатов, обзор планируемых регионами мероприятий и критериев их эффективности.
Ключевые слова: медицинские информационные системы, региональная информатизация здравоохранения, ЕГИСЗ.
Введение
Как известно, в 2011-2012 гг. в России проводился первый этап создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), называемый «Базовой информатизацией» [1]. В рамках этих мероприятий в каждом субъекте РФ был создан так называемый «Региональный фрагмент ЕГИСЗ», который представлял из себя создание инфраструктуры, поставку компьютерного оборудование и внедрение первоначального набора медицинских информационных систем. Дальнейшее развитие созданных региональных фрагментов предусматривается в региональных программах развития здравоохранения на период 2013-2020 гг. Целью данного исследования явилось изучение этих программ и их анализ.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования явились региональные программы развития здравоохране-
ния на 2013-2020 гг., разработанные и утвержденные регионами весной—летом 2013 г. в рамках реализации федеральной государственной программы, утвержденной Распоряжением Правительства №2511-р от 24.12.2012.
Всего было изучено 83 программы по всем 100% субъектов Российской Федерации.
Результаты «базовой информатизации» в 2011-2012 гг.
Согласно «Концепции создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г., создание системы предусматривается в 2 этапа. В период 2011-2012 гг., называемый «Базовая информатизация», регионам необходимо было обеспечить:
• разработку разделов региональных программ модернизации здравоохранения в соответствии с настоящей Концепцией;
© А.В. Гусев, 2014 г.
№1
5014
Менедже1
Информатизация здравоохранения
• разработку стандартов информационного обмена в рамках Системы с учетом стандартов оказания медицинской помощи, требований к медицинским информационным системам, требований к прикладным компонентам Системы регионального уровня, требований к интеграции, спецификаций и технических условий информационного обмена с централизованными компонентами Системы;
• разработку проектно-конструкторской документации на Систему и ее компоненты на уровне субъектов Российской Федерации;
• защищенное подключение медицинских организаций к сети общего пользования Интернет;
• обеспечение медицинских организаций компьютерной техникой, сетевым оборудованием и средствами информационной безопасности;
• создание прикладных региональных компонентов Системы;
• разработку основных документов, обеспечивающих создание и возможность функционирования Системы;
• подготовку и реализацию программ стимулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность медицинских организаций, включая реализацию мероприятий по популяризации использования информационных технологий в здравоохранении, мероприятий по обучению медицинских и фармацевтических работников навыкам пользования средствами вычислительной техники и медицинскими информационными системами.
В 72 региональных программах (87%) были предусмотрены разделы, описывающие результаты «Базовой информации» в данном регионе. В целом результаты этого этапа можно охарактеризовать следующими показателями:
• В медицинских организациях (МО) созданы локальные вычислительные сети. Данные по этому мероприятию представлены 61 регионом (74%). Ориентировочное суммарное количество портов, созданных по всем субъектам РФ, составляет 322 тыс. портов. В
среднем в каждом регионе за это время было создано порядка 3880 портов.
• В 50 субъектах РФ (60%) создана региональная защищенная сеть для обмена медицинскими данными.
• В 40 субъектах РФ (48%) создан или арендован региональный центр обработки данных (ЦОД).
• В МО поставлено компьютерное оборудование.
• Практически повсеместно поставлено компьютерное оборудование:
— 15,7 тыс. серверов, в среднем 190 серверов на 1 регион;
— 251,6 тыс. персональных компьютеров или терминальных рабочих станций, в среднем 3 тыс. на регион;
— 158,1 тыс. принтеров или многофункциональных устройств, в среднем 1900 на регион;
— 6,7 тыс. информационных киосков, в среднем 81 на регион;
— 21,3 тыс. сканеров штрих-кодов, в среднем 257 на регион;
— 24,3 тыс. считывателей смарт-карт, в среднем 292 на регион.
• Внедрены различные информационные системы:
— В 64 регионах (77%) внедрены медицинские информационные системы (МИС). Причем в 40 субъектах (48%) это были централизованные региональные решения на базе ЦОД, а в 24 субъектах (29%) это были локально расположенные МИС, работающие на серверных мощностях МО.
— В 61 регионе (74%) развернут сервис записи к врачу через Интернет («Электронная регистратура»).
— В 45 регионах (54%) внедрена телемедицинская система.
— В 38 регионах (46%) внедрены учетные сервисы, такие как «Паспорт медицинской организации», «Регистр медицинских и фармацевтических кадров», «Регистр медицинской техники» и т.д.
— В 29 регионах (35%) была автоматизирована работа станций скорой медицинской
-G
7енеджер №1
здравоохранения 3014
Информатизация здравоохранения
помощи, в том числе с применением технологий ГЛОНАСС.
— В 24 регионах (29%) создан центральный архив медицинских изображений (ЦАМИ).
— В 23 регионах (28%) выполнялось внедрение или обновление ПО для бухгалтерского и кадрового учета.
• В 25 регионах (30%) выполнена интеграция регионального фрагмента с федеральными сервисами ЕГИСЗ.
В целом следует признать, что из предусмотренных на 2011-2012 гг. «Концепцией» мероприятий регионы в основном сосредоточились на 4-х из них: это закупка компьютерного оборудования и программного обеспечения, создание ЛВС и подключение МО к региональной информационной сети, внедрение отдельных МИС и начало работ по обеспечению информационной безопасности. Нормативно-справочное обеспечение, разработка системных проектов, протоколов информационного обмена и стимулирование использования ИКТ в практике работы МО не получили в эти годы широкого распространения.
Основные проблемы развития информатизации в регионах
В 33 региональных программах (40%) проблемы развития информатизации не были рассмотрены. В остальных программах по этой теме были сделаны обзоры существующих в регионе проблем с описанием, как данные проблемы влияли на реализацию мероприятий в 2011-2012 гг., а также с планами по их устранению.
Распределение по частоте упоминания основных проблем информатизации в регионах представлено в таблице 1.
В целом основными проблемами информатизации на текущем этапе являются:
1. Недостаточная оснащенность компьютерным оборудованием. В среднем по поставленному оборудованию в региональных программах называется цифра в 40-80% от
необходимого. В таких условиях сложно внедрять полноценную ЭМК, это препятствует эффективной информатизации, есть риски недостаточно полного внедрения МИС, так как использовать системы на расчетную мощность невозможно из-за отсутствия оборудования.
2. Проблемы с каналами связи: отсутствие готовых каналов для ряда МО (чаще всего — удаленных районов), высокая стоимость их аренды, низкая надежность, недостаточная пропускная способность.
3. Отсутствие квалифицированных системных администраторов (ИТ-специалистов) на местах (в МО). Причины: отсутствие большого количества нетрудоустроенных специалистов нужной квалификации, невозможность конкурировать с рынком труда тем уровнем заработной платы, который может дать МО.
4. Массовая компьютерная неграмотность медицинского персонала
Основные задачи информатизации
Не все субъекты РФ рассмотрели в своих программах исходные задачи информатизации: таких оказалось 14 регионов (17%). В подавляющей массе регионы все-таки описали основные задачи информатизации. Их распределение по частоте встречаемости представлено в таблице 2.
Обзор планируемых мероприятий
Во всех без исключения региональных программах предусмотрены определенные мероприятия информатизации. Распределение частоты различных мероприятий представлено в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, основное мероприятие, которое предусмотрено в большинстве случаев, — это развитие уже закупленных медицинских информационных систем. Как правило, данное мероприятие было подробно изложено в региональных программах, что позволило более детально изучить функцио-
№1
5014
Менедже1
Информатизация здравоохранения
Основные проблемы информатизации регионов
Таблица 1
Описание проблемы Количество регионов
Недостаточная оснащенность компьютерной техникой, устаревший парк компьютерной техники в МО 23
Отсутствие телемедицинской системы 21
Отсутствие каналов передачи данных между МО и ЦОДом и/или между территориально распределенной филиальной сетью медицинских учреждений 15
Недостаточный уровень защиты персональных данных и медицинской информации, хранящейся или передающейся в электронной форме 12
Отсутствие квалифицированных специалистов в области информационных технологий 11
Существенные затраты на внедрение и/или поддержание МИС и компьютерного оборудования, недостаток средств на реализацию программ 11
Низкий уровень компьютерной грамотности сотрудников МО 9
Применение информационных систем, которые частично перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно, поддерживают различные форматы данных и не могут быть интегрированы в региональный фрагмент ЕГИСЗ без существенных переработок 5
Отсутствие медицинских экспертных систем, автоматизации аналитической и прогностической работы 3
нальную структуру данного мероприятия. Распределение видов информационных систем, которые планируется развивать и внедрять в 2013-2020 гг., представлено в таблице 4.
Обзор предусмотренного финансирования
Всего за 8 лет, с 2013 по 2020 гг., региональными программами на информатизацию предусмотрено порядка 89 млрд. 383 млн. руб. При этом данное финансирование предусмотрено из следующих источников:
• за счет федерального бюджета: 63,4% (56 млрд. 668 млн. руб.);
• за счет средств территориального фонда ОМС: 4% (3 млрд. 575 млн. руб.);
• из регионального бюджета: 32,6%
(29 млрд. 138 млн. руб.).
Распределение по годам является в целом равномерным (кроме текущего 2013 г, на который в среднем запланировали в 2 раза больше, чем в остальные периоды) и выглядит следующим образом:
• 2013 г. - 23,71%;
• 2014 г. - 13,93%;
• 2015 г. - 10,99%;
• 2016 г. - 10,37%;
• 2017 г. - 10,07%;
• 2018 г. - 10,51%;
• 2019 г. - 9,58%;
• 2020 г. - 10,85%.
В среднем каждый регион на информатизацию здравоохранения на ближайшие 8 лет запланировал порядка 1 млрд. 76 млн. руб. или 134 млн. руб. в год.
Исследование индикаторов выполнения
Лишь небольшое количество регионов (4 или менее 5%) не предусмотрели в своих программах индикаторы (критерии) выполнения запланированных мероприятий. В подавляющем большинстве случаем такие индикаторы были предусмотрены. При этом необходимо отметить, что в целом какого-то единого или хотя бы примерно однообразного подхода в этом вопросе нет: очень многие
-G
7енеджер №1
здравоохранения 3014
Информатизация здравоохранения
Основные задачи информатизации
Таблица 2
Описание предусмотренной задачи информатизации Количество регионов
Повышение качества оказания медицинской помощи за счет использования информационных технологий в деятельности МО 43
Повышение эффективности управления в сфере здравоохранения в целом за счет автоматизации 39
Повышение доступности медицинской помощи за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий 36
Создание единого информационного пространства телемедицины, подключение медицинских организаций к единому информационному пространству телемедицины 23
Повышение информированности населения по различным вопросам 19
Разработка и внедрение электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений 19
Повышение оперативности оказания медицинской помощи 12
Внедрение систем удаленного скрининга «высокорисковых» групп пациентов 10
Повышение уровня информационной безопасности 9
Систематизация и оптимизация сбора и обработки данных медицинской статистики 4
Внедрение системы обеспечения вызовов скорой медицинской помощи 3
Повышение доступности аналитической и статистической информации о деятельности медицинских учреждений 3
Повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, включая оборудование для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дорогостоящие лекарственные средства 3
Внедрение электронных ресурсов и систем поддержки принятия решений 3
Повышение прозрачности использования и доступности для населения дефицитных ресурсов системы здравоохранения 2
Обучение работников технических служб учреждений современным информационным технологиям 1
Снижение стоимости государственных услуг за счет оптимизации информационного обмена между государственными учреждениями здравоохранения 1
Снижение нагрузки на медицинских работников, непосредственно не связанной с оказанием медицинской помощи населению 1
Снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости 1
Повышение качества технического сопровождения информационной и телекоммуникационной инфраструктуры 1
регионы выбрали для себя совершенно разные формулировки индикаторов, зачастую трудно или вообще не проверяемых на практике. Очень часто встречались ситуации, когда один и тот же, по сути, индикатор был представлен совершенно различными формулировками или показателями. Всего мы выявили 148 отличающихся друг от друга формулировок различных параметров.
Например, уровень распространенности электронных медицинских карт в практике работы МО представлен следующими разновидностями:
• количество пациентов, для которых ведутся электронные медицинские карты (ЭМК) — 24 региона;
• доля МО, использующих ЭМК, — 12 регионов;
№1
5014
Менедже1
Информатизация здравоохранения
Таблица 3
Перечень мероприятий по информатизации здравоохранения
Описание предусмотренного мероприятия информатизации Количество регионов
Развитие, включая дальнейшее внедрение и техническое сопровождение,закупленных в 2011-2012 гг. МИС и/или региональных информационных систем 66
Дооснащение учреждений здравоохранения вычислительной техникой (ПК, сервера, терминалы, принтеры и т.д.) 65
Создание или развитие корпоративной региональной защищенной сети передачи данных и локальных вычислительных сетей в/между МО 65
Внедрение телемедицинских систем 64
Внедрение систем удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов 40
Внедрение электронных образовательных курсов, электронных библиотек и справочников, систем поддержки принятия врачебных решений 39
Масштабирование и развитиерегионального Центра обработки данных (ЦОДа) 38
Мероприятия по обеспечению информационной безопасности 37
Внедрение или масштабирование системы спутникового мониторинга (ГЛОНАСС), автоматизация станции скорой медицинской помощи 32
Обучение сотрудников медицинских учреждений основам компьютерной грамотности, повышение квалификации специалистов по информационным технологиям 28
Дооснащение учреждений здравоохранения региона лицензионным программным обеспечением (МИС, PACS и т.д. — дополнительная закупканового медицинского ПО) 25
Внедрение универсальной электронной карты (УЭК) 24
Интеграция с федеральными сервисами ЕГИСЗ 23
Внедрение региональной системы застрахованных, поддержка единого реестра застрахованных, поддержка полисов нового образца 19
Создание (содержание, развитие) ситуационного центра для ведения постоянного контроля и мониторинга реанимационных залов, состояния пациентов, проведения экстренных совещаний, оперативного принятия управленческих решений 18
Создание (содержание, развитие) официальных сайтов учреждений здравоохранения 15
Создание и развитие существующих регистров по отдельным категориям граждан 5
Создание системы электронного статистического наблюдения 4
Создание сервиса доступа пациентов к своим медицинским данным и получения копий медицинских документов 3
Создание системы дистанционного ведения пациентов диспансерных групп 1
Разработка региональных стандартов в области ИКТ 1
• доля медицинских специалистов, использующих в своей работе ЭМК, — 8 регионов;
• доля медицинских карт граждан, представленных в электронном виде, — 15 регионов;
• доля медицинских учреждений, производящих обмен медицинской информацией в электронном виде, — 5 регионов;
• доля посещений, по результатам которых информация была занесена в ЭМК, — 4 региона;
• доля заполненных ЭМК к общему количеству ЭМК — 3 региона;
• прочие формулировки — 8 регионов. Разные подходы часто встречались при
попытке оценить уровень развития телемеди-
7енеджер №1
здравоохранения 3014
Информатизация здравоохранения
Таблица 4
Перечень планируемых для внедрения функциональных возможностей МИС
цины, при оценке уровня оснащенности компьютерным оборудованием и ряде других основных мероприятий информатизации.
Для того, чтобы лучше проанализировать предусмотренные в целом индикаторы, мы объединили схожие или полностью идентичные, по сути, формулировки в одну общую строку и представили получившееся распределение наиболее часто встречаемых индикаторов в таблице 5.
Еще раз обратим особое внимание, что индикаторы выполнения мероприятий информатизации являются на сегодняшний день одной из самых слабых сторон региональных программ. Их общая неконкретность, несистемность, несовместимость друг с другом, частая непроверяемость являются предпосылками для неэффективного расхода гигантских финансовых средств, предусмотренных на информатизацию. При изучении отдельных региональных программ часто возникало непонимание, как именно региональные власти собираются контролировать ход и эффективность их выполнения. Например, как можно оценить результативность информатизации по такому критерию, как «Оснащенность медицинских организаций средствами вычислительной техники»? Или «Доля МО, получивших возможность использования МИС»? Фактически для того, чтобы признать региональную программу успешно выполненной, а потраченные финансовые средства — эффективными, достаточно просто купить хоть
1 компьютер для ЛПУ или хоть 1 лицензию МИС, при этом не выполняя на практике никакого внедрения и не обеспечивая никакого реального результата информатизации.
Очень много индикаторов носят процессный характер — это когда критерий показывает процесс выполнения программы, но не позволяет оценить эффективность (результативность). Часто в качестве критериев информатизации указывают инфраструктурную оснащенность, то есть количество созданных портов, поставленных компьютеров и т.д., что является критерием уровня развития инфраструктуры, но не позволяет оценить уровень внедрения и использования информационных систем.
Заключение и выводы
Проанализировав полученную информацию, можно сделать следующие выводы:
1. Разнонаправленная работа регионов в части создания своих региональных фрагментов ЕГИСЗ. В этом смысле должны быть выработаны решения и мероприятия, направленные на консолидацию работы регионов, чтобы наиболее важные задачи выполнялись в одном общем понимании терминов, целей и задач, требований к ПО, чтобы обеспечить однонаправленное создание и развитие региональных фрагментов.
2. Разрозненные индикаторы выполнения региональных программ, нередко базирующиеся на процессных (а не резуль-
№1
5014
Менедже1
Информатизация здравоохранения
Таблица 5
Перечень индикаторов выполнения программ информатизации
Индикатор выполнения мероприятий информатизации Количество регионов
Доля МО (специалистов), осуществляющих телемедицинские консультации, имеющих такую возможность или использующих телемедицинские системы 68
Количество МО (специалистов, пациентов), использующих электронные медицинские карты (ЭМК) 46
Доля МО (специалистов, пациентов), использующих сервис записи к врачу через Интернет, в том числе с использованием информационно-справочных сенсорных терминалов 43
Доля МО (специалистов, форм документов), в которых отчетная медицинскаядокумента-цияформируется из первичных данных в электронном виде(или количество МО, формируемых свою отчетность на основании информации из МИС) 30
Среднее количество медицинских работников на один персональный компьютер и другие варианты оценки уровня оснащенности рабочих мест компьютерным оборудованием 24
Доля МО, имеющих защищенное подключение к региональной информационной сети, включая подключение к сети Интернет 19
Доля МО, осуществляющих ведение интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) 17
Доля МО, предоставляющих населению подробнуюинформациюо своей работе, включая данные об оказываемых услугах, детальной схеме учреждения, графиках работы врачей, квалификации и опыте персонала, на своих страничках (сайтах) в сети Интернет 14
Обеспеченный коэффициент надежности (дословная цитата — примечание авторов) 14
Количество медицинских организаций, использующихфедеральные сервисы ЕГИСЗ 13
Доля МО (специалистов), завершивших внедрение аппаратно-программных решений для работы с высокорисковыми группами пациентов 12
Доля специалистов, чье расписание доступно на едином портале государственных услуг 11
Доля МО (специалистов, пациентов), обеспечивающих (использующих) возможность для удаленного мониторинга здоровья 11
Количество МО, использующих медицинские экспертные системы 11
Доля МО (специалистов), работающих с МИС 10
Количество региональных электронных медицинских библиотек, интегрированных с Федеральной электронной медицинской библиотекой 9
Отсутствие инцидентов, связанных с разглашением данных пациентов 9
Количество разработанных электронных образовательных курсов в сети Интернет на региональных информационных ресурсах 9
Доля МО (специалистов), использующие специализированные регистры по отдельным нозологиям и категориям граждан 8
Доля МО, в которых аттестована система защиты конфиденциальной информации и персональных данных 6
Доля МО, имеющих юридически значимый электронный документооборот 5
Доля медицинских работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку в сфере использования ИКТ 5
Число работников технических служб учреждений здравоохранения, обученных современным информационным технологиям 5
Доля МО (специалистов, диагностического оборудования), работающих с центральным архивом медицинских изображений 5
Доля государственных МО, включенных в механизм информационного взаимодействия с ТФОМС 3
7енеджер №1
здравоохранения 3014
Информатизация здравоохранения
Таблица 5, окончание
Индикатор выполнения мероприятий информатизации
Количество
регионов
Доля МО, включенных в систему оценки эффективности их работы и оценки качества ^
медицинских услуг
Доля бригад ССМП, оснащенных мобильными телемедицинскими системами 3
Доля МО, в которых система электронной записи на прием к врачу интегрирована с федеральным порталом электронной регистратуры
Доля МО, в которых введена система учета финансово-хозяйственной деятельности 2
тативных) показателях. Такой подход препятствует эффективному контролю и сравнению между собой результатов информатизации в регионах. Необходимо выработать один, единый для всех регионов, набор индикаторов и именно по нему построить систему отчетности, а над ней — систему контроля (проверки) реализации проектов. Тогда результаты можно будет сравнивать между собой, можно будет популяризировать наиболее успешные проекты, организовать программу стимулирования и поощрения результативных регионов, создать систему конкуренции как метод управления проектом.
3. Недостаточная гармонизация мероприятий по информатизации с основными векторами государственной программы развития здравоохранения. Пересечение есть лишь по отдельным направлениям (учет «высокорисковых» групп населения, паллиативная помощь, телемедицина). В целом региональные программы информатизации — это частично развитие «Концепции» и «Базовой информатизации» 2011-2012 гг., частично мероприятия, предусмотренные федеральной госпрограммой развития здравоохранения. В этой связи нужен анализ данной госпрограммы, вычленение всех
приоритетных направлений развития здравоохранения из нее и рекомендации по учету каждого направления в части информатизации, чтобы определенный вектор, заложенный в госпрограмме, не был оставлен без поддержки в программах информатизации.
4. Недостаточная целевая эффективность информатизации для практического звена. Предусмотренные мероприятия в первую очередь направлены либо в сторону контрольных функций, либо задач управления и ресурсного контроля работы системы здравоохранения, а также, отчасти в сторону пациентов (при этом пассивной формы участия пациентов в охране собственного здоровья). Нужно усилить федеральный фрагмент ЕГИСЗ и региональные фрагменты путем включения простой, явно эффективной и востребованной практическим звеном (врач/медсестра) компоненты (сервиса), например, переводом процесса сдачи статистической отчетности в электронный вид на основе информации из ЭМК.
Для реализации поставленных задач целесообразно обсудить следующие предложения:
1. Нужны разработка и законодательное закрепление общего набора индикаторов выполнения и эффективности информатиза-
№1
5014
Менедже1
Информатизация здравоохранения
ции здравоохранения. Возможно, после этого нужно будет доработать региональные программы информатизации под этот единый набор показателей.
2. Нужна разработка Методических рекомендаций по основному набору мероприятий информатизации с тщательным изложением: что должно представлять из себя каждое мероприятие, какие базовые требования к нему предъявляются, какие результаты оно должно обеспечить, как следует лучшим образом выполнять внедрение и т.д.
3. Нужна методическая поддержка создания и развития ИТ-службы МО, включая описание действующего законодательства, на основе которого можно данные службы создавать и финансировать, типовые должностные инструкции, рекомендации по количеству штатных должностей и их составу, типовые требования к персоналу и т.д.
4. Нужны Методические рекомендации по развитию компьютерной грамотности медицинских сотрудников.
5. Нужно переосмысление федеральных сервисов ЕГИСЗ в части создания условий, когда практическое звено (МО, врачи/мед-сестры) будет существенно заинтересовано в информатизации. Одним из решений выглядит
программа постепенного отказа от бумажной статистической отчетности, переход ее централизованного формирования на основе первичной медицинской информации, собираемой в МИС МО (РМИС). Освобождение МО от большого объема статистической отчетности, справок, сводок, оперативных отчетов и т.д. позволит разъяснить МО перспективы и роль информатизации, повысить эффективность управления здравоохранением и создать условия, когда информатизация будет восприниматься обязательным инструментом работы МО. Еще одним направлением облегчения деятельности врача является внедрение ЭМК с возможностью автоматизированного ведения медицинской документации и системами поддержки принятия врачебных решений.
6. Усиление задачи персучета оказанной медицинской помощи как минимум в части ОМС, более явное указание на поддержку сервисов застрахованных, полное внедрение 79/154 приказов, гармонизация НСИ ФФОМС с НСИ ЕГИСЗ. В идеале — разработка единого протокола информационного обмена в части персучета с детальным описанием кодирования каждого поля, явным указанием используемой НСИ.
1. Приказ Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г. «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» ,https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/informatics/27.
2. Распоряжение Правительства РФ №2511-р от 24.12.2012 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения РФ», http://govern-ment.ru/docs/3348.
UDC 002.53
Gusev A.V. Creation of regional fragments EGISZ/USISHC Unique State Information System in the Health Car: current results and analysis of programs on further development of information systems in the health care («Complex medical information systems» Company (K-MIS), Petrozavodsk, Russia)
Abstract. There has been completed a review of results on creation of regional fragments of Unique State Information system in the health care (USISHC) within 2011-2012 years, as well as other planned events on informatization development in regions in 2013-2020 years. There have been presented main statistic indicators of reached goals, review of planned regional events and criteria of their efficiency.
Keywords: medical information systems, regional informatization of health care, USISHC.
енеджер №1
здравоохранения 3014
ВО