УДК 338.001.36
Седов М.С.
студент магистратуры 3 курса Институт менеджмента кафедра государственного и муниципального управления
Саморуков А.А., к.пед.н.
доцент
кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет научный руководитель: Саморуков А.А., к.пед.н. доцент
Россия, г. Оренбург
ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОПЫТ
Аннотация:
Статья посвящена внедрению единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Анализируется размещение системы в ЦОДе. Рассматриваются сервисы системы. Анализируются преимущества применения информационных систем в здравоохранении.
Ключевые слова: информатизация здравоохранения, медицинская информационная система, ЦОД, ЕГИСЗ.
Sedov M.S.
Graduate student 3 year Institute of Management Department of State and Municipal Management
Orenburg State University Russia, Orenburg
Samorukov AA, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Department of State and Municipal Management
Orenburg State University Russia, Orenburg Scientific adviser: Samorukov AA candidate of pedagogical sciences, associate professor THE INTRODUCTION OF THE UNIFIED STATE INFORMATION SYSTEM IN HEALTHCARE: THE EXPERIENCE
Abstract:
The article is devoted to the introduction of the unified state information system in healthcare. Analyzed system placement in the data center. Discusses the system services. Analyzes advantages of the use of information systems in health care.
Key words: Informatization of healthcare, medical information system, data center, EHESS.
Под Единой государственной информационной системой в здравоохранении (ЕГИСЗ) понимается совокупность
информационно-технологических и технических средств, обеспечивающих информационную поддержку методического и организационного обеспечения деятельности участников системы здравоохранения.
Центр обработки данных
Вся информация о пациентах и история их взаимодействия с медицинскими учреждениями будет собрана в центре обработки данных (ЦОД).
Это позволит в режиме реального времени контролировать загрузку медицинских ресурсов и оперативно управлять потоками пациентов.
Размещение ЦОД может быть как на арендованных мощностях, так и в специально созданном для нужд Министерства здравоохранения Оренбургской области МИАЦ, и станет составной частью глобальной базы данных и информации ЕГИС Здравоохранения.
Как известно, централизованная архитектура размещения вычислительных мощностей отлично зарекомендовала себя по экономическим показателям эффективности во всем мире и применяется при реализации масштабных сервисов на больших распределенных территориях.
Стоимость внедрения и последующей эксплуатации такой системы снижается за счет следующих факторов:
1. Экономия за счет снижения затрат на содержание единого центра обработки данных (ЦОД). Стоимость ресурсов для поддержки вычислительного оборудования (электропитание, теплоотвод, обслуживание) существенно ниже при централизованной схеме работы;
2. Снижение затрат на привлечение квалифицированных кадров в регионах. Весь квалифицированный персонал расположен в централизованном ресурсе, что позволяет управлять загруженностью и компетенциями персонала. В медицинских организациях необходимы только операторы ввода информации и персонал поддержки локальных сетей медицинской организации;
3. Отсутствие территориальной удаленности вычислительных мощностей. Эксплуатация оборудования в рамках одного здания не требует выездов квалифицированных специалистов для устранения сбоев. Использование унифицированного оборудования также позволяет производить замену оперативно за счет полной взаимозаменяемости аппаратных элементов информационной системы;
4. Отсутствие больших начальных капитальных затрат на закупку лицензий на программное обеспечение и гибкая политика при необходимости масштабирования лицензий как в большую, так и в меньшую стороны.
По данным международных экспертов, перевод распределенной архитектуры на централизованную схему дает за 1 год промышленной
эксплуатации экономию до 20% от совокупных затрат на содержание распределенной системы. Учитывая короткие сроки реализации проекта, использование такой технологии- это единственный выход.
Сервисы ЕГИС в здравоохранении
В рамках реализации РС ЕГИСЗ предусмотрен ряд обеспечивающих сервисов - своеобразный фундамент, без которого ключевые пользовательские сервисы работать не будут.
Корпоративная сеть передачи данных - система инфраструктурных решений, локальных сетей и каналов связи для работы пользователей в единой информационной среде. Это сервис начального уровня, без которого невозможны информационный обмен и работа в единой информационной среде.
Аутентификация и информационная безопасность -
программно-аппаратные средства для защищенного режима работы со служебной информацией.
Эта функция необходима для защиты персональных данных пользователей информационной сети и защиты от несанкционированного доступа к обрабатываемой информации.
Почтовая система - обмен служебной информацией и для внешнего информационного обмена почтовыми сообщениями. Существенно сокращает процедуру обмена почтовой информацией с полным соблюдением конфиденциальности и защиты информации.
Информационный портал - информационный ресурс, доступный для внутреннего служебного общения и для внешнего информирования населения. Существенно облегчает процедуру информационного обмена как внутри организации, так и с населением через Интернет. Работа с ресурсом возможна с любого устройства, поддерживающего интернет-браузер.
Контактный центр - единая точка входа для обращений населения по всем вопросам, касающимся деятельности здравоохранения Оренбургской области. Инструмент обмена информацией и сбора данных об уровне удовлетворенности населения. Единая точка входа существенно упрощает процедуру предоставления необходимых населению услуг.
РС ЕГИСЗ Оренбургской области устанавливает взаимодействие с федеральными сегментами единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)- системой обмена информацией с Минздравом России.
Особое внимание в управлении процессами здравоохранения Оренбургской области для достижения запланированных конечных результатов уделяется «усилению удовлетворенности потребителя» и мнению самих медицинских работников по обеспечению открытости и доступности информации о работе здравоохранения, наличию и доступности обратной связи с пациентами-потребителями услуг в медицинских организациях Оренбургской области и Министерстве здравоохранения
Оренбургской области.
С этой целью создан новый интернет-сайт Минздрава Оренбургской области, а вся предусмотренная для «обратной связи» информация размещается на интернет-сайтах.
В ходе развития РС ЕГИСЗ в Оренбургской области успешно развивается и усовершенствуется работа системы «Телемедицина Оренбуржья», целью которой является обеспечение возможности оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению Оренбургской области на основе построения инфраструктуры телемедицинской сети.
Первоочередными задачами этого проекта являются: консультации сложных больных на различных этапах диагностики и лечения в режиме видеоконференцсвязи; дистанционное повышение квалификации и обучение; проведение научно-практических симпозиумов и семинаров по обмену опытом, поддержка принятия управленческих оперативных решений.
Что дает создание регионального сегмента ЕГИС здравоохранения
Внедрение современных информационных систем в сфере здравоохранения и создание регионального сегмента ЕГИСЗ Оренбургской области позволяет:
- оперативно получать достоверную статистическую информацию и первичные данные об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями;
- планировать обоснованные затраты на оказание гарантированных объемов медицинской помощи в соответствии со стандартами качества;
- своевременно принимать меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств на медицинское и лекарственное обеспечение населения, выпиской электронных рецептов, за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- заниматься оптимизацией распределения и нагрузки человеческих и материальных ресурсов в здравоохранении с учетом потребностей отрасли;
- максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы в здравоохранении, включая оборудование, предназначенное для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дорогостоящие лекарственные средства, донорские материалы и препараты на их основе;
- обеспечить справочно-информационную поддержку принятия врачебных решений, в т. ч. посредством предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента, внедрении автоматизированных процедур проверки соответствия выбранного лечения стандартам оказания медицинской помощи, проверки соответствия назначенных лекарственных средств имеющимся противопоказаниям;
- получать врачебные консультации лицам, не имеющим возможности посещения медицинских организаций по принципу виртуальной клиники;
- получать качественное непрерывное медицинское обучение и возможность проведения эффективных научных исследований;
- взаимодействовать медицинским и фармацевтическим специалистами;
- интегрировать используемое медицинское оборудование с медицинскими информационными системами и внедрять цифровые системы для получения, диагностики и архивирования медицинских изображений и данных по типу РЛСБ (системы архивации и передачи изображений в формате DICOM);
- повысить уровень медицинской грамотности граждан;
- эффективно вовлекать граждан в процесс наблюдения за собственным здоровьем;
- создать удобный для граждан механизм реализации прав на выбор страховой и ;медицинской организации, а также прав на выбор лечащего врача.
Региональный сегмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в субъекте РФ позволит:
1. обеспечить информационную поддержку всех процессов по охране здоровья населения;
2. перейти от системы «медицинской помощи по необходимости» к «текущему медицинскому обеспечению на основании актуальной и полной информации о состоянии здоровья пациента»;
3. существенно снизить трудозатраты врачей на заполнение статистической и регламентной отчетности;
4. своевременно решать многие организационные и кадровые проблемы здравоохранения обеспечить комплексное решение проблем качества оказания медицинской помощи и управления здравоохранением.
Использованные источники:
1. Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г.
2. Приказ № 389 Минздравсоцразвития России от 20.04.2012 г.
3. Перечень поручений Президента РФ № Пр-3534 от 6.12.2010 г. по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г.
4. Постановление Правительства РФ № 144 от 4 марта 2011 г.
5. Постановление Правительства РФ № 60 от 7 февраля 2011 г.
6. Постановление Правительства РФ № 85 от 15 февраля 2011 г.
7. Приказ № 389 Минздравсоцразвития России от 20.04.2012 г.
8. Протокол совещания у Председателя Правительства РФ № ВП-П13-8383 от 7.12.2010 г.
9. Распоряжение Правительства РФ № 2396-р от 27 декабря 2010 г.
10. Распоряжение Правительства РФ № 711-р от 4.05.2012 г.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"» от 30.11.2011 г.
12. Федеральный закон РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 8.12.2010 г.
13. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный
14. фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г.
15. Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г.
16. Инновационное развитие сферы услуг: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016.
17. http://www.gosbook.ru/ (Дата обращения: 06.04.2017) .
18. www.tadviser.ru (Дата обращения: 28.04.2017) .
19. http://trustmed.ru (Дата обращения:09.04.2017) .