Научная статья на тему 'Региональный рынок труда: взаимосвязь образовательной системы и обеспечения занятости'

Региональный рынок труда: взаимосвязь образовательной системы и обеспечения занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный рынок труда: взаимосвязь образовательной системы и обеспечения занятости»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Региональный рынок труда: взаимосвязь образовательной системы и обеспечения занятости

71.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы состояние рынка труда в трудоизбыточных регионах СКФО, проблемы взаимодействия спроса и предложения на трудовые ресурсы, а также вопросы несоответствия направлений подготовки специалистов с потребностями рынка и, связанные с этим, проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений. Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, трудоизбыточный регион, спрос, предложение

Yuzbekova Z.Yu., Magomedov K.O. Regional labor market: interrelation of educational system and employment

This article is about of questions of state of labor surplus regions of NCSR, problems of demand and offer on human resources, and also questions of unbalance line of experts training with market needs and, connected with it, problems of job placement of graduates.

Key words: labour market, workforce, labour-surplus region, demand, offer.

В регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) продолжается кризисная ситуация. В кризисе находится экономика, соответственно существуют проблемы создания новых рабочих мест и они решаются медленно, что характеризует низкая обеспеченность занятости, особенно молодежи возрастной группы 20-29 лет, причем подавляющее большинство их составляет молодежь, имеющих высшее или среднее специальное образование. Не прекращавшийся долгие годы спад производства привел к резкому сокращению спроса на указанную категорию. И соответственно - росту безработицы. Положение молодежи на рынке труда характеризуется и тем, что среди официально зарегистрированных безработных эта группа стала одной из самых многочисленных.

Юзбекова Зарема Юзбековна

к.э.н., доцент Махачкалинского филиала МАДИ

Магомедова К.О.

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления Махачкалинского филиала МАДИ

Рис.1. Численность безработных РД по возрастным группам (2011 г

Важным представляется момент, от которого, в принципе, зависит положение населения в возрасте 20-39 лет на рынке труда - это их профессиональная подготовка, получение качественного образования. Под качеством образования необходимо понимать «способность выпускника ВУЗа выполнять необходимый квалификационный уровень работ на рынке труда, или - тот уровень знаний, умений и навыков, которые обеспечивают выпускнику ВУЗа его востребованность на рынке труда и способность выполнять работу, которую ему предоставляет работодатель». В настоящее время наблюдается несоответствие содержания, структуры професси-

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале онального образования запросам реального рынка рабочей силы, что является основной причиной низкого спроса или полной невостребованности выпускников ВУЗов у работодателей, особенно юристов и экономистов, что подтверждают результаты исследований, проведенные Центром тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные Технологии».

Профиль востребованности молодых специалистов примерно повторяет профиль наиболее распространенных сфер деятельности компаний на рынке. Большинство из востребованных позиций находится в области продаж и работы с клиентами. Специалисты и рабочие, взаимосвязанные со сферой инженерии и производства, идут на втором месте. Достаточно популярностью продолжают пользоваться 1Т-специалисты. Среди наименее востребованных позиций по-прежнему фигурируют специалисты из области творческих и гуманитарных профессий, а также из сферы управления персоналом. Юристы и экономисты также не пользуются сейчас большой популярностью среди работодателей. Основной причиной низкой эффективности взаимодействия между работодателями и системой профессионального образования представляется отсутствие обоюдного интереса к налаживанию процесса взаимодействия в настоящий момент. У работодателей часто не бывает времени налаживать контакт, и при подборе кадров они ограничиваются тем, что работают через кадровые агентства.

На российском рынке образовательных услуг сложилась весьма парадоксальная ситуация: число студентов вузов год от года растет, а экономика страны буквально задыхается от нехватки квалифицированных кадров. По результатам опроса, проведенного среди компаний различного уровня, 63% работодателей заявили, что недостаточный уровень образования и навыков рабочих кадров представляют собой препятствие на пути развития бизнеса. Наибольшие затруднения с нахождением квалифицированных работников испытывают крупные компании. Требования к навыкам и компетенциям специалистов постоянно возрастают: 40% компаний сообщили об ужесточении требований к навыкам работников за последние два года в связи с усилением норм к качеству товаров и услуг, усложнением технологий, ростом конкуренции. Ключевые критерии работодателей по отношению к молодым специалистам остаются прежними. По-прежнему наиважнейшим критерием отбора служит оценка личностных характеристик и потенциала молодого сотрудника. Это в очередной раз указывает на необходимость формировать при обучении не только базу профессиональных знаний, но и базу актуальных личностных компетенций, востребованных на рынке труда. Практически равнозначным требованием в настоящее время идет профессиональная подготовка выпускников - компании готовы «покупать» хорошие знания по специфике образования. Немаловажным для работодателей является фактор готовности работать вне зависимости от уровня оплаты труда - уже почти 70% из них посчитали его приоритетным при отборе молодых специалистов. Растет требование готовности специалиста переквалифицироваться под другую должность - 43% отметили это как важный критерий оценки. Этот процент явно говорит о том, что более трети выпускников могут столкнуться с необходимостью переквалифицироваться при трудоустройстве. 30% работодателей считают важным наличие опыта при трудоустройстве. Наконец, престиж образования практически не играет роли при трудоустройстве (9%).

Если говорить непосредственно о необходимых деловых чертах молодых специалистов, то компании отметили ряд важных для них характеристик. Подробнее это можно проиллюстрировать через перечни важных и нежелательных качеств молодых специалистов и выпускников, выделенных участниками опроса: В целом, список важных качеств отражает достаточно стандартный набор компетенций для современного рынка труда. От молодых специалистов ожидают сформировавшейся трудовой зрелости и готовности работать, развиваться и быть лояльным компании. Тем не менее, данный список отражает те компетенции, на формирование которых может быть отведена и определенная зона работы на этапе обучения, что значительно повысит привлекательность выпускника на рынке труда.

Дефицит квалифицированных кадров признан проблемой большинства отраслей экономики. Проблемы взаимодействия работодателей и системы образования в общих чертах можно сформулировать следующим образом:

• некоторые вузы используют сотрудничество с работодателями в качестве маркетингового хода для привлечения студентов;

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

• объявляемые образовательные программы с учетом требований бизнес-сообщества носят лишь PR-характер;

• диплом бакалавра является непривлекательным для работодателей и требует конкретного статуса для каждой отраслевой специальности;

• рынок труда переполнен специалистами с высшим образованием, которые работают на должностях, не требующих высокой квалификации;

• представителей бизнеса беспокоит, что многие выпускники не умеют применять полученные знания на практике и работать в команде, высшая школа пока не в состоянии дать специалисту актуальные знания;

• руководителям не выгодно приглашать на работу специалиста без опыта работы. Однако если сотрудник с недостаточной квалификацией и опытом все-таки принят, чаще всего его обучение происходит непосредственно на рабочем месте;

• предложения взять на себя затраты по профессиональному обучению или переобучению молодежи не вызывают воодушевления у работодателей.

Недостаточная эффективность профессионального образования обусловлена не только отсутствием учета тенденций рынка труда, но и рядом других причин.

Одной из проблем трудоустройства граждан в регионах СКФО является распространенность принятия на работу по родственным и дружеским связям, а также высокий уровень коррупции в этих вопросах. Все это снижает, на наш взгляд, мотивацию студентов в процессе учебы. Что также в конечном итоге отражается на качестве образования выпускников.

Другой проблемой является то, что работодатели не хотят принимать на работу специалистов без опыта. Студенты вынуждены работать на низкоквалифицированных работах, не соответствующих их специальности или уровню образования.

С нашей точки зрения, проблему сможет решить регулярный мониторинг и последовательная работа системы образования, системы обеспечения занятости с работодателями по трудоустройству выпускников. На основании анализа мониторинга должны ежегодно разрабатываться рекомендации по формированию планов набора абитуриентов, организация (восстановление) на производстве специальных учебных, научно-исследовательских центров, где студенты могли бы на практике осваивать будущую профессию. Работодатели они же и налогоплательщики решение этой проблемы перекладывают целиком на государство, считая, что только государство само позаботится о финансировании профессиональной подготовки кадров.

Мы полагаем, что работодатели могут формировать заказ на специалистов, излагая свои требования образовательным учреждениям, и вкладывать деньги в целевую подготовку специалистов, оказывая материальную поддержку, как отдельным учащимся, так и образовательному учреждению в целом. Подобные примеры в Дагестане имеются, к примеру, ОАО «Каспийский завод точной механики» организованно направляет выпускников школ для получения высшего инженерного образования, с последующей отработки пяти лет на предприятии.

Представители работодателей могут лично выступать в учебных заведениях с лекциями и мастер-классами (особенно по вопросам бизнеса), они, как практики в данных вопросах, смогут преподнести студентам гораздо больше новой и интересной информации, чем преподаватели вуза, взяв под контроль качество подготовки специалистов.

Одним из вариантов эффективного взаимодействия может выступать знакомство представителей образовательных учреждений с производственной деятельностью предприятия с целью дальнейшей корректировки существующих учебных курсов. Необходимо осуществлять изменение учебных программ в пользу увеличения стажировок (практик) на рабочих местах.

Только при эффективном взаимодействии экономики, науки и образования можно повысить действенность образовательной системы подготовки кадров, для чего требуется полная ее модернизация, дальнейшее совершенствование законодательной базы в этой сфере.

Литература:

1. Елена Герасимова «Независимая газета» «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 2, февраль 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.