Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Медведева Татьяна Юрьевна, Папуткова Галина Александровна

Целью данной статьи является предложение механизма экспертной оценки научно-исследовательских работ педагогических вузов с позиций региональных задач развития. Предложенный подход к изучению тематики в исследовательской деятельности педвузов определяет актуальные проблемы и ключевые направления научного поиска в системе образования. Отмечена ключевая характеристика научной деятельности педвузов - востребованность результатов НИР и возможность внедрения в педагогическую практику. Представлен обзор исследований по проектированию адекватных механизмов оценки научных результатов, совершенствованию имеющихся экспертных процедур в исследовательской деятельности. Авторы представили опыт организации процедуры экспертной оценки тематики научно-исследовательских проектов педагогических вузов России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Данная работа проводилась на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Экспертная деятельность направлена на решение вопросов, связанных с определением актуальных противоречий и проблем в сфере образования, требующих исследовательского и научно-методического сопровождения. По результатам сводной экспертной оценки тематик научно-исследовательских проектов педагогических вузов сформирован рейтинг. В приоритетных темах эксперты определили важный круг проблем, где можно выделить области исследования, в которых заинтересованы регионы. Кроме того, эксперты предложили свои темы для исследований, которые затрагивают проблемные сферы систем образования. Результаты работы, предложенной авторами, предлагают объективный и независимый выбор научно-исследовательских работ для реальной поддержки со стороны региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Инна Валентиновна, Медведева Татьяна Юрьевна, Папуткова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL APPROACH TO EXPERT EVALUATION OF SCIENTIFIC RESEARCH OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The purpose of this article is to propose a mechanism for expert evaluation of research works of pedagogical universities from the perspective of regional development tasks. The proposed approach to the study of topics in the research activities of pedagogical universities determines the current problems and key areas of scientific research in the education system. The key characteristic of the scientific activity of pedagogical universities is the relevance of the results of research and the possibility of implementation in pedagogical practice. The review of research on the design of adequate mechanisms for evaluating scientific results, improvement of existing expert procedures in research activities is presented. The authors presented the experience of organizing the procedure of expert evaluation of the topics of research projects of pedagogical universities of Russia by the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation exercising public administration in the field of education to determine the most relevant areas of research in the education system. This work was carried out on the basis of the Ministry of Education of the Russian Federation. Expert activity is aimed at solving issues related to the definition of current contradictions and problems in the field of education that require research and scientific and methodological support. According to the results of a summary expert assessment of the topics of research projects of pedagogical universities, a rating was formed. In the priority topics, the experts identified an important range of problems, where it is possible to identify areas of research in which the regions are interested. In addition, the experts offered their own topics for research that affect problematic areas. The results of the work proposed by the authors offer an objective and independent choice of research works for real support from regional executive authorities that carry out public administration in the field of education.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат химических наук Головина Инна Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент Папуткова Галина Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (г. Москва)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

Аннотация. Целью данной статьи является предложение механизма экспертной оценки научно-исследовательских работ педагогических вузов с позиций региональных задач развития. Предложенный подход к изучению тематики в исследовательской деятельности педвузов определяет актуальные проблемы и ключевые направления научного поиска в системе образования. Отмечена ключевая характеристика научной деятельности педвузов - востребованность результатов НИР и возможность внедрения в педагогическую практику. Представлен обзор исследований по проектированию адекватных механизмов оценки научных результатов, совершенствованию имеющихся экспертных процедур в исследовательской деятельности. Авторы представили опыт организации процедуры экспертной оценки тематики научно-исследовательских проектов педагогических вузов России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Данная работа проводилась на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Экспертная деятельность направлена на решение вопросов, связанных с определением актуальных противоречий и проблем в сфере образования, требующих исследовательского и научно-методического сопровождения. По результатам сводной экспертной оценки тематик научно-исследовательских проектов педагогических вузов сформирован рейтинг. В приоритетных темах эксперты определили важный круг проблем, где можно выделить области исследования, в которых заинтересованы регионы. Кроме того, эксперты предложили свои темы для исследований, которые затрагивают проблемные сферы систем образования. Результаты работы, предложенной авторами, предлагают объективный и независимый выбор научно-исследовательских работ для реальной поддержки со стороны региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Ключевые слова: система образования, педагогические вузы, научно-исследовательская работа, экспертиза научно-исследовательских работ, экспертная оценка исследований.

Annotation. The purpose of this article is to propose a mechanism for expert evaluation of research works of pedagogical universities from the perspective of regional development tasks. The proposed approach to the study of topics in the research activities of pedagogical universities determines the current problems and key areas of scientific research in the education system. The key characteristic of the scientific activity of pedagogical universities is the relevance of the results of research and the possibility of implementation in pedagogical practice. The review of research on the design of adequate mechanisms for evaluating scientific results, improvement of existing expert procedures in research activities is presented. The authors presented the experience of organizing the procedure of expert evaluation of the topics of research projects of pedagogical universities of Russia by the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation exercising public administration in the field of education to determine the most relevant areas of research in the education system. This work was carried out on the basis of the Ministry of Education of the Russian Federation. Expert activity is aimed at solving issues related to the definition of current contradictions and problems in the field of education that require research and scientific and methodological support. According to the results of a summary expert assessment of the topics of research projects of pedagogical universities, a rating was formed. In the priority topics, the experts identified an important range of problems, where it is possible to identify areas of research in which the regions are interested. In addition, the experts offered their own topics for research that affect problematic areas. The results of the work proposed by the authors offer an objective and independent choice of research works for real support from regional executive authorities that carry out public administration in the field of education.

Key words: the education system, pedagogical universities, research work, examination of research works, expert evaluation of research.

Введение. Проблемы формирования комплекса научных исследований, целью которых является прогрессивные изменения системы образования, определение эффективных способов осуществления образовательной деятельности являются актуальными с позиций современной образовательной повестки в контексте новых социально-экономических условий. Изучение подходов к оцениванию направлений, тематик научных исследований в сфере образования, направленных на совершенствование образовательной системы на национальном и региональном уровнях, способствует сближению педагогической науки и практики.

Целью работы является предложение механизма экспертной оценки научно-исследовательских работ (НИР) педагогических вузов с позиций региональных задач развития, определении актуальных проблем и формулировании ключевых направлений научного поиска в системе образования.

Изложение основного материала статьи. Современная действительность характеризуется стремительными изменениями: динамично меняются технологии, процессы цифровизации проникают во все сферы жизни. Привычные способы осуществления деятельности становятся устаревшими и необходимо быстро осваивать новые возможности, новые инструменты, механизмы. Для преодоления данного противоречия необходимы изменения в образовательной системе: организации обучения, формировании инновационных способов осуществления педагогической деятельности.

Система образования является достаточно консервативным социальным институтом и это обусловлено важнейшей исторически сложившейся социальной функцией, это не просто сфера услуг, это основы культуры, ценностная база цивилизации. Однако образовательные структуры стремятся разрешить противоречия и проектируют образовательные ландшафты, соответствующие вызовам времени, новым реалиям, на основе современных технологических решений, при этом сохраняя реализацию важнейших функций.

Многие исследователи отмечают возможности создания системы мониторинга исследовательской деятельности в процессах управления научным творчеством в коллективах исследователей [4]. При этом определена важность выделения адекватных индикаторов результативности исследовательской деятельности, в которых отражены количественные и качественные показатели, различные аспекты научного творчества.

Проектирование адекватных механизмов оценки научных результатов, совершенствование имеющихся экспертных процедур в исследовательской деятельности отмечается у многих исследователей как важный ресурс развития и прогресса. При этом следует отметить, что в соответствии с нормативным регулированием данной работы [2]. в основе разработки инструментария по оценке исследовательских проектов лежит результативность, именно оценка результатов научной работы в том или ином виде (в зависимости от содержания отрасли знаний) является основным критерием оценки.

В работах по созданию эффективных механизмов оценки научных исследований предпринимаются шаги в части корреляции результатов научного творчества с показателями деятельности регионов. Разработка оценки научно-образовательных центров (далее НОЦ) на основе применения подхода соединения показателей эффективности деятельности НОЦ и индикативных показателей регионального инновационного развития представлена в исследовании научного коллектива ТюмГУ [5], в котором предложена возможность оценки экономической эффективности научных исследований. В данной работе обоснованы способы интеграции индикативных показателей развития региона с показателями, которые указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации [1].

Следует отметить, что в основе любых прогрессивных изменений лежат научный поиск, исследовательская мысль и творческая активность. Высшая школа традиционно является флагманом в решении задач научно-исследовательской деятельности и определению передовых направлений развития. За педагогическими вузами страны традиционно закреплены области педагогических исследований по различным тематикам, в соответствии с возможностями и интересами образовательных организаций. При этом востребованность результатов НИР и возможности их внедрения в педагогическую практику отмечается как ключевая характеристика реализации научно-исследовательской деятельности педвузов [3].

Исследовательская деятельность в системе образования, как социально-значимая деятельность, подлежит государственному управлению и регулированию. Необходимость разработки механизмов определения и выявления актуальных тем для проведения педагогических исследований, результаты которых необходимы для развития системы образования, очевидна.

Материалы и методы. В соответствии с поставленной целью использованы такие методы как анализ и систематизация исследовательских работ по теме статьи, обобщение и моделирование исследовательских процессов для эффективного функционирования системы образования.

Результаты исследования. Объективная оценка тематики исследований в области педагогики, форсайт анализ содержания проектов является важным для определения ключевых направлений развития образования. Компетентная оценка работ, демонстрирующих результаты научных исследований, полученная от коллег, помогает поддерживать высокие стандарты, а также постоянно повышать качество научных исследований, выполняемых в рамках тематического плана научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований и прикладных научных исследований), предусмотренных государственным заданием).

Изучение и анализ научной деятельности педагогических вузов для выявления стимулов (драйверов) способствуют повышению количественных и качественных показателей научно-исследовательской деятельности в области образования [6]. С этой целью для определения наиболее актуальных направлений исследований в системе образования на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (далее - Академия) в августе 2022 года была организована процедура экспертной оценки тематики научно-исследовательских проектов педагогических вузов России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. В проведении экспертной оценки тематики научно-исследовательских проектов педагогических вузов приняло участие 38 регионов. На экспертизу было представлено 146 проектов НИР из 33 образовательных организаций, из которых 138 являются прикладными работами, 8 - фундаментальные исследования; ill проектов заявлены вузами как имеющие федеральный уровень исследования, 35 - региональный.

Для организации экспертной оценки Академией был разработан электронный сервис для автоматизированной оценки тематики исследовательских проектов, от каждого субъекта Российской Федерации был назначен ответственный для осуществления экспертной оценки тем НИР вузов. Оценка осуществлялась по следующим критериям:

- направленность тематики НИР на решение актуальной для системы образования субъекта Российской Федерации проблемы (проблем);

- востребованность результатов НИР системой образования субъекта Российской Федерации;

- готовность системы образования субъекта Российской Федерации принять участие в получении и/или апробации результатов НИР.

По результатам сводной экспертной оценки тематик научно-исследовательских проектов педагогических вузов сформирован рейтинг, в котором можно выделить области исследования, в которых заинтересованы регионы.

В приоритетных темах регионы определили важный круг проблем, направленный на изучение педагогических условий формирования гражданской позиции подрастающего поколения, формирования передовых моделей подготовки педагогов, также была выявлена актуальность тем, направленная на исследование развития личности обучающихся, в том числе и с особенностями развития, в контексте современных вызовов.

Кроме того, темы связаны с изучением педагогических условий развития личности, обучающихся в условиях меняющейся социокультурной среды, а также поиском новых подходов и механизмов подготовки современного педагога, готового к конструктивному решению профессиональных задач.

Следует отметить, что в изучении направлений научных исследований педагогических вузов выявлена слабая мотивация регионов в поддержке исследовательской деятельности образовательных организаций, направленной на развитие системы образования. Наблюдается противоречие между оценками в части востребованности и полезности исследований и отсутствия готовности принять участие в апробации результатов научно-исследовательских работ. При определении актуальности исследований регионы зачастую не выражают активности во взаимодействии. Данная позиция определяет наш поиск по выявлению мероприятий, способных объединить социальные институты системы образования, для поддержки востребованных исследований с целью развития педагогической науки и практики.

Однако, регионами были предложены тематики НИР, которые затрагивают следующие проблемные сферы:

- научно-методическое сопровождение профессионального развития педагога и управленческих педагогических кадров;

- исследование педагогических условий формирования гражданской позиции подрастающего поколения, укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- исследование развития личности обучающихся в контексте современных вызовов и условиях цифровизации, в том числе и с особенностями развития обучающихся;

- научно-методическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи;

- механизмы обеспечения качества образования.

Развитие инновационных форматов реализации обучения с применением эффективных образовательных технологий, в условиях динамично меняющихся требований и актуальных социальных запросов, невозможно без научной обоснованности процессов управления. Таким образом, особое внимание следует обратить на активизацию исследований в сфере педагогики, которые способствовали бы развитию системы образования, обеспечивая научное сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях, раскрывая личностный потенциал обучающихся и формируя будущего специалиста в соответствии с актуальными требованиями профессиональной деятельности.

Выводы. Результаты данной работы направлены на решение вопросов, связанных с определением актуальных противоречий и проблем в сфере образования, требующих исследовательского и научно-методического сопровождения, предлагают объективный и независимый выбор НИР для реальной поддержки со стороны региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. С целью эффективности функционирования системы образования необходима координация деятельности исследователей, управленческих кадров педагогической сферы, а также педагогов-практиков. Данная работа предлагает эффективные механизмы взаимодействия педагогической науки и практики в соответствии с отечественными исследовательскими традициями.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04 2019 г., № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» // Собрание Законодательства РФ. - 13.05.2019. - № 19 - Ст. 2294

2. Российская Федерация. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 30.07.2019 г. № 544 «Об утверждении Методики оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2019 № 56023)

3. Головина, И.В. Анализ содержательных характеристик публикационной активности педагогических вузов как потенциал управления научной деятельностью / И.В. Головина, Х.-А.С. Халадов // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 9 (126). - С. 78-83

4. Поддубская, Е.А. Комплексная персонифицированная оценка деятельности научных сотрудников с использованием автоматизированной системы учета / Е.А. Поддубская, Н.В. Учеваткина, А.В. Концевая, О.М. Драпкина // Профилактическая медицина. - 2019. - 22(1). - С. 124-132

5. Фальков, В.Н. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход / В.Н. Фальков, А.В. Толстиков, А.С. Латышев, А.Г. Барабашев // Управление наукой: теория и практика. - 2019. - Т. 1. - № 2. - С. 15-37

6. Халадов, Х.-А.С. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели / Х.-А.С. Халадов, И.В. Головина, Г.А Папуткова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 2. - С. 58-67

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Горшенина Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Неясова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Серикова Лариса Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся профильных классов психолого-педагогической направленности. Определены возможности исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении обучающихся психолого-педагогических классов. Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как один из видов предпрофессиональной педагогической деятельности. Раскрывается специфика организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях педагогической профилизации. Выявлено, что профилизация предполагает ознакомление обучающихся со спецификой проведения психолого-педагогического исследования. В качестве эффективного средства профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается учебно-исследовательский проект. Представлены примеры реализации учебно-исследовательских проектов при изучении элективного курса «Основы педагогики». Содержательное пространство проектов нацелено на разработку личностной и профессиональной траектории обучающегося. Реализация учебно-исследовательских проектов предполагает ознакомление со спецификой методов психолого-педагогического исследования, процедурой и требованиями к их применению.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, допрофессиональная педагогическая подготовка, профессиональное самоопределение, профильный класс психолого-педагогической направленности, учебно-исследовательский проект.

Annotation. The article actualizes the problem of professional self-determination of students of specialized classes of psychological and pedagogical orientation. The possibilities of research activity in the professional self-determination of students of psychological and pedagogical classes are determined. The research activity of students is considered as one of the types of pre-professional pedagogical activity. The specifics of the organization of research activities of students in the conditions of pedagogical profiling are revealed. It is revealed that profiling involves familiarizing students with the specifics of conducting psychological and pedagogical research. An educational and research project is considered as an effective means of professional self-determination of high school students. Examples of the implementation of educational and research projects in the study of the elective course

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.