Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Юлия Рамилевна

Научно-исследовательская деятельность - важная составляющая профессиональной подготовки студентов ВУЗа. Научно-исследовательская деятельность включает социальное взаимодействие субъектов этой деятельности: студентов, научных руководителей, специалистов учебных отделов образовательных организаций, экспертов и др. Для обеспечения взаимодействия, а также для формирования портфолио студентов и накопления базы научно-исследовательских работ студентов, разработана информационная система «Банк научно-исследовательских работ студентов». Основным содержанием информационной системы является описание научно-исследовательских работ студентов. Основной функционал системы: создание, редактирование и просмотр информации о научных работах; сортировка, фильтрация и поиск работ; организация обратной связи с авторами работ, научными руководителями или администрацией ВУЗа; оценка и анализ научно-исследовательской работы студентов и формирование отчетов. В информационной системе можно выделить следующие модули: каталог научно-исследовательских работ студентов, личные кабинеты студентов, научных руководителей и экспертов, модуль оценки работ, административная панель приложения. Проект предполагает накопление данных о научно-исследовательской деятельности студентов, которые необходимо анализировать для выявления наиболее востребованных областей исследования у молодых ученых, а также определения успешности проектов студентов. Расчет успешности работ студентов осуществляется на основе анализа тезисов, статей и достижений (полученные гранты, призовые места в различных конкурсах), прикреплённых к работе, а также на основе экспертной оценки. Внедрение банка научно-исследовательских работ позволит реализовать простоту и прозрачность отслеживания и оценки научно-исследовательской деятельности студентов, организовать взаимодействие студентов занимающихся научно-исследовательской работой в ВУЗах, формировать портфолио студентов, накапливать базу проектов для будущих студентов и их работ, анализировать и формировать выводы о научно-исследовательской работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Юлия Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS AND TENDENCIES OF APPLYING BENCHMARKETING TECHNOLOGIES TO TRAINING FUTURE VOCATIONAL TEACHERS

Research activity is an important component of the professional training of university students. Research activity includes social interaction of the subjects of this activity: students, scientific supervisors, specialists of the academic departments of educational organizations, experts, etc. To ensure interaction, as well as building up of students’ portfolios and a data bank of students’ scientific research, the information system «Bank of students’ research work» has been developed. The core of the information system is the description of students’ research work. The main functionality of the system is creating, editing and viewing information about scientific work; sorting, filtering and searching for work; communication with the authors, scientific leaders or the university administration; grade and analysis of students’ research work and creation of reports. The model represents the classes associated with the project database tables, the views implement web pages of the application, the controllers are the classes that implement all the logic of the application. The information system has the following modules: a catalog of students’ research projects, personal accounts of students and academic advisers, evaluation module and the administrative panel of the application. The project involves the accumulation of data on the students’ research activities, which must be analyzed to identify the most popular research areas among young scientists, as well as to determine the success of students’ projects. The calculation of the success of students’ work is based on the analysis of abstracts, articles and achievements (grants, prizes in various competitions) associated with the work, as well as it is based on the expert assessment. The introduction of a the bank of research work will allow: to implement the simplicity and transparency of tracking and assessing the students’ research activities, to organize the interaction of students engaged in research work in universities; to form a students’ portfolios, to accumulate a bank of projects for future students and their work, to analyze and form conclusions about students’ research work.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 378 ББК 74.480.278

МИДиС: ИННОВАЦИОННЫМ ВЗГЛЯД

НА ОБРАЗОВАНИЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-82-89

Ю.Р Мухина

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОРТФОЛИО ПРОЦЕССА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Научно-исследовательская деятельность - важная составляющая профессиональной подготовки студентов ВУЗа. Научно-исследовательская деятельность включает социальное взаимодействие субъектов этой деятельности: студентов, научных руководителей, специалистов учебных отделов образовательных организаций, экспертов и др. Для обеспечения взаимодействия, а также для формирования портфолио студентов и накопления базы научно-исследовательских работ студентов, разработана информационная система «Банк научно-исследовательских работ студентов». Основным содержанием информационной системы является описание научно-исследовательских работ студентов. Основной функционал системы: создание, редактирование и просмотр информации о научных работах; сортировка, фильтрация и поиск работ; организация обратной связи с авторами работ, научными руководителями или администрацией ВУЗа; оценка и анализ научно-исследовательской работы студентов и формирование отчетов. В информационной системе можно выделить следующие модули: каталог на-учно-исследовательскихработ студентов, личные кабинеты студентов, научныхруко-водителей и экспертов, модуль оценки работ, административная панель приложения. Проект предполагает накопление данных о научно-исследовательской деятельности студентов, которые необходимо анализировать для выявления наиболее востребованных областей исследования у молодых ученых, а также определения успешности проектов студентов. Расчет успешности работ студентов осуществляется на основе анализа тезисов, статей и достижений (полученные гранты, призовые места в различных конкурсах), прикреплённых к работе, а также на основе экспертной оценки. Внедрение банка научно-исследовательских работ позволит реализовать простоту и прозрачность отслеживания и оценки научно-исследовательской деятельности студентов, организовать взаимодействие студентов занимающихся научно-исследовательской работой в ВУЗах, формировать портфолио студентов, накапливать базу проектов для будущих студентов и их работ, анализировать и формировать выводы о научно-исследовательской работе студентов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, информационная система хранения и обработки данных, портфолио студентов.

Y.R. Mukhina

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

PRECONDITIONS AND TENDENCIES OF APPLYING BENCHMARKETING TECHNOLOGIES TO TRAINING FUTURE VOCATIONAL TEACHERS

Research activity is an important component of the professional training of university students. Research activity includes social interaction of the subjects of this activity: students, scientific supervisors, specialists of the academic departments of educational organizations, experts, etc. To ensure interaction, as well as building up of students' portfolios and a data bank of students' scientific research, the information system «Bank of students' research work» has been developed. The core of the information system is the description of students' research work. The main functionality of the system is creating, editing and viewing information about scientific work; sorting, filtering and searching for work; communication with the authors, scientific leaders or the university administration; grade and analysis of students' research work and creation of reports. The model represents the classes associated with the project database tables, the views implement web pages of the application, the controllers are the classes that implement all the logic of the application. The information system has the following modules: a catalog of students' research projects, personal accounts of students and academic advisers, evaluation module and the administrative panel of the application. The project involves the accumulation of data on the students' research activities, which must be analyzed to identify the most popular research areas among young scientists, as well as to determine the success of students' projects. The calculation of the success of students' work is based on the analysis of abstracts, articles and achievements (grants, prizes in various competitions) associated with the work, as well as it is based on the expert assessment. The introduction of a the bank of research work will allow: to implement the simplicity and transparency of tracking and assessing the students' research activities, to organize the interaction of students engaged in research work in universities; to form a students' portfolios, to accumulate a bank of projects for future students and their work, to analyze and form conclusions about students' research work.

Keywords: students' research projects, information system for storing and processing data, students' portfolios.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» для повышения качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечения обучающихся к проведению научных исследований и использования новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности необходима интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании [1]. Поэтому в большинстве учреждений среднего и

высшего профессионального образования организуется научно-исследовательская деятельность студентов.

Также в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения отражено требование создания информационно-образовательной среды, одной из задач которой является формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образо-

ш

0 н

1

ф

5

о ю го

О _0

5

н го ш о

ч

ф

ц

о о

т ^

го

I

го о

о ф

J

о

о -&

н

О С

к го

I I

о

S

J

го S

0

го х

X

CL

Q

вательного процесса [2]. Научно-исследовательская работа и научно-исследовательские проекты являются важными составляющими портфолио студента.

Условно все виды или структурные части портфолио можно разделить на следующие типы:

- портфолио процесса,

- портфолио показателей,

- портфолио работ,

- портфолио документов,

- портфолио отзывов.

Большинство систем электронного

портфолио студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования сведены к портфолио показателей, документов, работ и отзывов. Существующих возможностей электронного портфолио недостаточно для представления и оценки результатов научно-исследовательской деятельности студентов.

Сервисы портфолио студентов чаще представляют закрытую систему, то есть портфолио студентов доступны для просмотра ограниченному кругу людей (как правило, только определенным сотрудникам ВУЗов). В то время как многие исследователи отмечают актуальность и важность вопроса организации информационного взаимодействия студентов, занимающихся научными исследованиями, в сети Интернет [3; 4]. Открытая среда взаимодействия студентов является важной составляющей продуктивной научно-исследовательской работы студентов. Научно-исследовательская деятельность обязательно включает социальное взаимодействие субъектов этой деятельности. Это и взаимодействие «студент-исследователь и руководитель научной работы студента», и взаимодействие «студент -студент», «студент - эксперт» и т.д. Возникает необходимость создать не только среду хранения и оценки научных достижений студентов, но и среду их взаимодействия. Большинство систем электронного портфолио не решают эту задачу.

Таким образом, для организации эффективной оценки научно-исследова-

тельской деятельности студентов и создания открытой среды взаимодействия студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, необходимо создание информационной системы с более расширенным функционалом, чем электронное портфолио показателей и документов. В данной статье представлен банк научно-исследовательских работ студентов, который позволит сделать научные работы отдельных студентов доступными для всего сообщества студентов-исследователей ВУЗа. Это веб-приложение для хранения и обработки данных о научно-исследовательских работах студентов ВУЗа. Студенты, только начинающие свой путь в науку, смогут познакомиться с примерами работ и вдохновиться идеями, а возможно и продолжить, углубить чье-то исследование. Для студентов, не первый год занимающихся научно-исследовательской работой, данный банк позволит скомпоновать весь свой научный «багаж» на одной странице сайта, сделать его своим портфолио.

Анализ внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов Южно-Уральского технологического университета и обзор подходов к формированию портфолио научно-исследовательских работ позволил выделить структуру данных о НИРС:

1. Паспорт НИР включает: название работы, класс работы (по целевому назначению работы можно разделить на четыре вида: фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки), предметная область, авторы работы, научный руководитель, сроки выполнения работы, актуальность работы, цель, задачи, приоритетные направления, краткое описание работы, ожидаемые результаты, области применения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, источники финансирования и т.д.

2. Этапы реализации. Для каждого этапа следует отражать инфор-

мацию о сроках, мероприятиях и ожидаемом результате этапа.

3. Ресурсы.

4. Механизмы реализации (методы, приемы, средства).

5. Представления результатов и апробация исследования: тезисы, статьи, отчеты, доклады, информационные и программные продукты, сертификаты об участии в конференциях, семинарах, школах, курсах, конкурсах, акциях, дипломы, грамоты, благодарственные письма, документы об

исследовательских практиках и стажировках, акты внедрения, патенты и свидетельства о государственной регистрации.

6. Отзывы, рецензии, характеристики.

В соответствии со структурой НИРС, а также функциональными возможностями для разных категорий пользователей выделим основные сущности, информацию о которых необходимо хранить в базе данных проекта. На рис. 1 представлена ER-диаграмма базы данных банка научно-исследовательских работ студентов.

Рис. 1. ER-диаграмма банка научно-исследовательских работ студентов ВУЗа

Информационную систему будут использовать следующие группы пользователей:

- студенты, которые ведут научно-исследовательскую деятельность;

- научные руководители этих студентов;

- специалисты научного отдела, а также, возможно, специалисты других подразделений ВУЗа, например, учебное управление, ректорат и т.д.;

- эксперты, которые будут оценивать работы;

- внешние пользователи (студенты, абитуриенты, родители и все пользователи сети Интернет).

Для каждого класса пользователей были определены функциональные требования к системе.

Все пользователи сети Интернет обладают следующими функциональными возможностями:

1. Просмотр информации о НИРС.

2. Фильтрация и сортировка каталога НИРС.

3. Поиск по каталогу НИРС по разным критериям (ключевые слова,

ш

0 н

1

ф

5

н о

2 н о ю го

о _0

5

н го ш о

ч

ф

ц

о о

т ^

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

го о

о ф

^

о

о -&

н

о с

го ^

ф

н

о ^

0 к го

1 I

о

го ^

0

1

авторы, темы, научные руководители и т.д.).

4. Обратная связь с авторами работ, научными руководителями или администрацией ВУЗа.

Студенты, которые ведут научно-исследовательскую работу, являются основными редакторами системы. Основные функциональные возможности для этой группы пользователей:

1. Регистрация и авторизация в системе.

2. Создание и редактирование страниц научно-исследовательских проектов и работ.

Научные руководители студентов после регистрации в системе имеют возможность редактирования тех страниц, в которых они указаны как руководители. Эксперты могут оценивать работы студентов. Специалисты научного отдела

являются администраторами системы и обладают функциональные возможностями:

1. Добавления, удаления и редактирования НИРС.

2. Анализа и оценки научно-исследовательских работ студентов и формирования отчетов.

3. Просмотра сообщений от пользователей системы.

На основе информационных потребностей пользователей можно построить модель функционирования системы в виде диаграммы прецедентов (рис. 2).

Таким образом, в приложении можно выделить следующие модули: каталог НИРС, личные кабинеты студентов и научных руководителей, модуль формирования оценок работ, модуль формирования отчетов, административная панель для сотрудника (администратора системы).

го

I

X

о.

2

Рис. 2. Диаграмма прецедентов UML информационной системы «Банк научно-исследовательских работ студентов ВУЗа»

Проект предполагает накопление данных о научно-исследовательской деятельности студентов (на данный момент

студентов Южно-Уральского технологического университета). За три неполных года существования веб-приложения со-

брана информация более чем о шестидесяти исследованиях студентов данного ВУЗа, каждый год объем данные будут увеличиваться, предполагается использование проекта и в других ВУЗах и колледжах. Накопленные данные позволят проводить их анализ в разных направлениях. Например, выявление наиболее востребованные областей исследования у молодых ученых, а также успешность проектов студентов.

Расчет успешности включает две основные составляющие - объективную и субъективную оценки. Субъективная оценка основывается на расчете рейтинга научно-исследовательской работы. Во многих современных исследованиях [5; 6; 7] рассматривается вопрос расчета рейтинга научно-исследовательской работы студентов. Согласно данным исследованиям расчет рейтинга публикационной активности студента рассчитывается по формуле:

где К - весовой коэффициент публикации, р. - количество публикаций с данным коэффициентом.

Расчет рейтинга студентов за участие в научных мероприятиях, рассчитывается по формуле:

тi

где а. — весовой коэффициент мероприятия, т. — рейтинг учащегося на мероприятии.

Для расчета успешности научно-исследовательской работы студента мы использовали точно такие же формулы, но применительно к работе, а не к студенту. То есть рассчитывали рейтинг публикационной активности по теме исследования и рейтинг участия студента на мероприятиях с данной научно-исследовательской работой. Весовые коэффициенты были взяты из Положения о мониторинге научной активности и рейтинге обучающихся Южно-Уральского технологического университета. За каж-

дую монографию по теме исследования работа получает 500 баллов, за издание учебного или учебно-методического пособия - 200 баллов, за публикацию в журналах, входящих в индексы цитирования Web of Science, Scopus - 500 баллов, за публикации в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК - 300 баллов, за статьи в периодических изданиях, индексируемых РИНЦ - 100 баллов, за другие публикации - 20 баллов. Также за получение патентов и регистрацию объектов интеллектуальной собственности - 300 баллов, за участие в научных конкурсах и конференциях - 25 баллов (уровень Университета), 50 баллов (вне Университета).

Субъективная оценка научно-исследовательской работы студента выполняется несколькими квалифицированными экспертами, например, в рамках проведения конкурса студенческих научно-исследовательских работ ВУЗа. В качестве факторов оценки выбраны следующие: актуальность работы, объем проделанной работы, соответствие тематике, практическая значимость, связь с остальными областями, абстрактность, ширина темы, потенциальный экономический эффект, авторские права. Информационная система позволяет определить и другие факторы. При этом для каждого фактора необходимо задать вес и шкалу оценки. Математическая модель субъективной оценки основана на модели, представленной в исследовании [8].

Таким образом, мы считаем внедрение банка НИРС позволит:

- формировать достаточно полную для анализа и принятия решений картину научно-исследовательской деятельности студентов;

- реализовать простоту и прозрачность отслеживания и оценки научно-исследовательских работ студентов;

- организовать взаимодействие студентов занимающихся научно-исследовательской работой в ВУЗах;

- формировать портфолио студентов;

ш

0 н

1

ф

5

о ю го

о _0

5

н го ш о

ч

ф

ц

о о

т ^

го

I

го о

о ф

J

о

о -&

н

о с

к го

I I

о

S

J

го S

0

1

- накапливать базу проектов для будущих студентов и их работ;

- формировать отчеты, способствующие контролю и управлению научно-исследовательской деятельностью студентов и научных руководителей.

Библиографический список:

1. Бугакова Т.Ю. Внедрение цифровых технологий в научно-исследовательскую работу обучающихся СГУГИТ // Актуальные вопросы образования. Новосибирск. - 2020. - Т. 1. С. 14-18.

2. Гулин К.А., Скородумов П.В. Интернет-портал как средство популяризации деятельности научной организации // Проблемы развития территории. - 2015. - № 5 (79). С. 52-65.

3. Калачихин П.А., Тельнов Ю.Ф. Разработка рейтинговой модели оценки научных проектов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, Москва. - 2013. - № 1. С. 193-198.

4. Родина Р.В., Гараева Э.Р., Буйно-ва Е.Л. Расчёт стипендиальной надбавки студентам на основании рейтинга публикационной активности // Наука молодых - будущее России: сб. статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск: ИЗд-во Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 147-152.

5. Сазонова Г.А. Система информационно-аналитической поддержки научно-исследовательской деятельности учащихся // Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2019. - С. 48-51.

6. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 (ред. от 21.09.2020 г.) [Электронный ресурс]. - Режим до-сту па: http://zakon-ob - obrazovanii. ги/

8. Шаталов Р.Б., Пиявский С.А. Методика расчета обобщенных показателей успешности руководства молодыми исследователями // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью: тр. Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодежи «Развитие творческого потенциала студентов и школьников в коллективно формируемой единой образовательной среде одаренной молодежи «Творческий потенци-ал-2014». Самара: Изд-во Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. -С. 526-531.

Поступила 30.11.2021

Об авторе:

Мухина Юлия Рамилевна, доцент кафедры математики и информатики ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса», г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, mukhina_ur@mail.ru

Для цитирования: Мухина Ю.Р. Информационная система портфолио процесса научно-исследовательской работы студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 4. С. 82-89. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-82-89

References:

1. Bugakova T.Yu. Implementation of digital technologies into the students' research work at SSUGIT. - Novosibirsk. - 2020. - Vol. 1. P. 14-18. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gulin K.A., Skorodumov P.V. Internet portal as a means of popularizing the scientific organization. - 2015. - No. 5 (79). P. 52-65. [in Russian]

3. Kalachikhin P.A., Telnov Yu.F. Development of a rating model for evaluating scientific projects. Moscow. - 2013. - No 1. P. 193-198. [in Russian]

4. Rodina R.V., Garaeva E.R., Buinova E.L. Calculation of the scholarship allowance for students based on the publication activity rating. - Kursk, 2019. - P. 147-152. [in Russian]

5. Shatalov R.B., Piyavsky S.A. Methodology for calculating the generalized success indicators of managing young researchers. Samara, 2015. - P. 526-531. [in Russian]

6. Federal State Educational Standard of Higher Education in the areas of Bachelor degree [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 [in Russian]

7. Federal Law «On Education in the Russian Federation» N 273-FZ of December 29, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru [in Russian]

8. Sazonova G.A. The system of information and analytical support of students' research activities. - Smolensk, 2019. - P. 48-51. [in Russian]

About the author:

Mukhina Yuliya Ramilevna, Associate Professor, Department of Mathematics and Computer Science, International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Email: mukhina_ur@mail.ru

For citation: Mukhina Y.R. Portfolio information system of the student research work process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 4. Р. 82-89. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-82-89

m

о

I— x

<u

5

о Ю го

О _0

5 i— ro m о

<u

о о

т ^

го x

го о

о ф

J

о

О -&

н

О С

к го х

X

о s J го S

О X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.