Научная статья на тему 'Опыт вовлечения студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательскую работу и учета их достижений в проекте электронного портфолио'

Опыт вовлечения студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательскую работу и учета их достижений в проекте электронного портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' SCIENTIFIC WORK / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ / THE INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / E-PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова Г. Н., Давыдов И. П., Каримова А. А.

Согласно новым образовательным стандартам научноисследовательская деятельность является обязательным модулем. Необходимо разрабатывать и совершенствовать как методы вовлечения студентов в научную работу, так и методы учета и анализа их научных достижений. Проект создания электронного портфолио нацелен на выявление активных студентов, вовлеченных в научную работу, общественную, творческую и спортивную жизнь университета. Нами создана интерактивная платформа для сбора информации, ранжирования и визуализации данных о студенте. Проект способствует самоактуализации и повышению мотивации студентов на выполнение научно-исследовательских работ, а также позволяет учитывать достижения выпускников при итоговой аттестации и повышает эффективность их профессиональной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианова Г. Н., Давыдов И. П., Каримова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of involving the pharmaceutical faculty students in research work and recording their achievements in the project e-portfolio

According to the new educational standards research is a mandatory module. It is necessary to develop and improve methods of students involving in research work and the methods of recording and analysis of students’ scientific achievements. The project of e-porftolio aims to identify active students involved in scientific work, social, artistic and sporting life of the University. We have created an interactive platform for information collection, ranking and display of the data. The project facilitates the self-actualization and motivation level of students in research work performance, and allows to consider the achievements of graduates’ certification and improve the effectiveness of their pro career.

Текст научной работы на тему «Опыт вовлечения студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательскую работу и учета их достижений в проекте электронного портфолио»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Каримова Алиса Алексеевна — аспирант кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3 Тел.: +7 (343) 214-86-71 E-mail: [email protected]

Г.Н. Андрианова, И.П. Давыдов, А.А. Каримова

Опыт вовлечения студентов фармацевтического факультета в научно-исследовательскую работу и учета их достижений в проекте электронного портфолио

G.N. Andrianova, I.P. Davydov, A.A. Karimova The experience of involving the pharmaceutical faculty students in research work and recording their achievements in the project e-portfolio

Ural State Medical University, Ekaterinburg

According to the new educational standards research is a mandatory module. It is necessary to develop and improve methods of students involving in research work and the methods of recording and analysis of students' scientific achievements. The project of e-porftolio aims to identify active students involved in scientific work, social, artistic and sporting life of the University. We have created an interactive platform for information collection, ranking and display of the data. The project facilitates the self-actualization and motivation level of students in research work performance, and allows to consider the achievements of graduates' certification and improve the effectiveness of their pro career.

Keywords

• students' scientific work

• the individual achievements oof students

• e-portfolio

ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург

Согласно новым образовательным стандартам научно-исследовательская деятельность является обязательным модулем. Необходимо разрабатывать и совершенствовать как методы вовлечения студентов в научную работу, так и методы учета и анализа их научных достижений. Проект создания электронного портфолио нацелен на выявление активных студентов, вовлеченных в научную работу, общественную, творческую и спортивную жизнь университета. Нами создана интерактивная платформа для сбора информации, ранжирования и визуализации данных о студенте. Проект способствует самоактуализации и повышению мотивации студентов на выполнение научно-исследовательских работ, а также позволяет учитывать достижения выпускников при итоговой аттестации и повышает эффективность их профессиональной реализации.

Ключевые слова

• научно-исследовательская работа студентов

• индивидуальные достижения студентов

• электронное портфолио

Существующая регламентация образовательной деятельности в РФ предусматривает системную оценку учебных достижений студента, уровня познавательной активности обучающегося, сформирован-ности профессиональных компетенций. Одним из важных направлений работы со студентами является их вовлечение в научно-исследовательскую работу (НИР) профильных кафедр фармацевтического факультета Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).

Существуют разные пути и методы организации НИР студентов. Известен опыт вовлечения студентов в продолжающиеся исследовательские проекты, когда реализуется программа наставничества и микро-курации студенческих работ молодыми научно-педагогическими кадрами [7, 11]. Использование в УГМУ данных методов обеспечило эффективное получение студентами навыков самоменеджмента, самоактуализации и помогло скорректировать их самооценку, а также развить способности к самостоятельному поиску и анализу научной информации. Перспективным является транслирование зарубежного опыта внедрения комплексных продолжающихся форм учебно-исследовательской деятельности для студентов и выпускников-провизоров, продолжающих обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей школы [9].

На данный момент можно констатировать необходимость переориентации теоретического университетского обучения на практико-ориентированное; важно провести адаптацию образовательных стандартов профессиональным для подготовки выпускников к самостоятельной практической деятельности. Нами проводится работа по внедрению комплексной системы получения общекультурных и профессио-

нальных навыков студентами и их оценки в совокупности с индивидуальными достижениями студентов, в частности в области научно-исследовательской деятельности (НИД). Использование различных форм интеграции рабочих планов сквозных дисциплин необходимо для формирования у выпускников готовности к применению знаний в практической деятельности при решении сложных проблем [8].

В настоящее время активно разрабатываются методы оценки эффективности и целесообразности введения элементов интеграции в разработке сквозных учебных и научно-исследовательских модулей [12], совершенствуются методы контроля успеваемости студентов [10]. Перспективно создание оценочной карты получаемых знаний, умений и навыков, которая будет основываться на результатах пройденных аттестаций по профессиональным дисциплинам и индивидуальных достижениях студентов.

Необходимо формирование новой модели критериев оценки НИР студентов. Данные критерии могут быть рассмотрены с позиций системного или процессного подхода, в соответствии с ориентацией на результат. При управлении НИР студентов важно отслеживать следующие факторы: научно-исследовательская компетентность выпускников вуза; научная среда вуза; системы научного образования вуза (научной подготовки студентов); воздействие научного образования на систему высшего образования в целом и на процессы изменения и развития общества [5].

Процесс интеграции учебной и исследовательской деятельности положительно влияет на результаты образования и содействует формированию не только профессиональных компетенций в сфере НИД, но и общекультурных компетенций, в том

числе развитию коммуникативных навыков, формированию критического мышления и активной жизненной позиции как студентов, так и выпускников фармацевтического факультета, продолжающих обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров или выполняющих практические задачи оказания фармацевтической помощи населению.

На сегодняшний момент можно говорить о некоем социальном заказе на подготовку не только грамотной, интеллектуальной, компетентной, но и творчески развивающейся личности, имеющей навыки НИД, способной к созданию новых научных технологий [6].

Для обеспечения эффективного учета и анализа индивидуальных достижений студентов и уровня их вовлеченности в НИД на практике нами разрабатываются унифицированные оценочные средства, составляющие основу для создания порт-фолио студента и выпускника фармацевтического факультета.

Портфолио как средство комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов активно исследуется и внедряется многими образовательными учреждениями [1, 2]. Все они базируются на общих принципах (целостность, структуризация материалов, систематичность, наглядность, самооценка, лаконичный дизайн) [1], но представляют собой уникальный интеллектуальный продукт, состоящий из различных блоков, позволяющих получить репрезентативную информацию и осуществить рефлексию профессиональной готовности студента [3].

Наиболее эффективной, на наш взгляд, является концепция создания электронного портфолио, обладающего ресурсной и аналитической базой, что позволит отслеживать уровень активности студента

в режиме онлайн. Целями нашего проекта по созданию электронного портфолио студента фармацевтического факультета УГМУ являются автоматизация процесса ранжирования индивидуальных достижений студентов и формирование рейтинга выпускников, а также оперативное управление вовлеченностью студента в образовательный процесс для успешного профессионального развития.

Материал и методы

Для достижения поставленных целей была создана рабочая группа проекта, в которую вошли работники деканата, менеджер проекта (А.А. Каримова) и координаторы (представители Совета студентов по качеству образования фармацевтического факультета, старосты академических групп). С использованием открытых ресурсов платформы Google была создана форма для сбора анкетных данных студентов и учета их достижений.

Через специально созданный адрес электронной почты (pharm.usmu@gmail. com) собирали личные данные и конфиденциальную информацию, а также копии документов, подтверждающие достижения студентов. Данная информация распределялась по индивидуальным папкам на Google-диске с необходимым уровнем защиты от непреднамеренного удаления и редактирования посторонними лицами в соответствии с требованиями конфиденциальной политики и информационной безопасности.

Пилотное исследование проекта было проведено в 2015 г. среди студентов 5-го курса фармацевтического факультета УГМУ (всего участвовало 28 человек). В ходе аналитической обработки анкет

были определены качественные показатели общего уровня заинтересованности студентов в выполнении НИР, участии в общественной, спортивной и творческой жизни университета. Обратная связь с респондентами стала возможна с помощью интерактивного ящика мнений участников пилотного проекта по вопросам удовлетворенности качеством образовательной среды. Результаты были соотнесены с данными проводимых нами ранее исследований (в 2013-2015 гг.), направленных на выявление исходного уровня заинтересованности студентов и молодых ученых фармацевтического факультета в выполнении НИР, и динамическими показателями вовлеченности молодежи в НИД факультета, что было вынесено на обсуждение в виде проекта решения на ежегодном заседании секции «Фармакология, фармация, химия» в ходе Всероссийской конференции «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения» (28-30 апреля 2015 г., УГМУ) и утверждено единогласно членами экспертной комиссии и участниками конференции.

Всем количественным показателям успешности студента (средний балл зачетной книжки, количество опубликованных работ, призовых мест на конференциях, конгрессах, конкурсах, олимпиадах различного уровня и т.д.) было присвоено балльное значение в соответствии с положением об оценивании индивидуальных достижений студентов. Были использованы аналитические возможности Google-таблиц для визуализации достижений различного уровня, их ранжирования, градуированного окрашивания с применением правил условного форматирования и автоанализа отдельных показателей.

Результаты и обсуждение

Нами была создана электронная платформа для дистанционного сбора информации и оценивания индивидуальных достижений студентов. Данные сохраняются автоматически на облачном хранилище с авторизованным доступом.

В ходе пилотного исследования была сформирована методика анализа данных с целью построения рейтинга выпускника. Каждый выпускник может самостоятельно внести дополнения в свое портфолио при наличии необходимых подтверждений, что значительно упрощает ведение документооборота по данному вопросу и обеспечивает двойной контроль при заполнении личных папок выпускников.

Возможности разрабатываемого нами проекта электронного портфолио шире, чем просто сбор информации об индивидуальных достижениях студента. Проект способствует формированию навыков самопрезентации студентов и активации их творческого модуса. Кроме того, у нас есть обратная связь. Выполнен этап работы по масштабированию проекта в целях мониторинга успешности студентов, их вовлеченности в НИР, изучения уровня их заинтересованности в организации и проведении общественных, спортивных, творческих мероприятий фармацевтического факультета и университета в целом, а также мониторинга удовлетворенности качеством образовательной среды и уровня приверженности студента к будущей профессии.

Портфолио позволяет координировать междисциплинарные НИР [3]. В разработанном нами проекте также предусмотрена возможность выполнения студентами сквозных и продолжающихся НИР. В ходе обсуждения перспектив развития НИД

■ Публикации ■ Устные доклады Стендовые доклады

95

2012 2013 2014 2015

Динамика изменения количественных показателей участия студентов в научно-исследовательской деятельности на примере ежегодной научно-практической конференции Уральского государственного медицинского университета

студентов на заседании секции «Фармакология, фармация, химия» было констатировано увеличение количества опубликованных студентами статей в 2,5 раза по сравнению с 2014 г. и в 7,9 раз по сравнению с 2012 г.; число подготовленных докладов увеличилось в 2 и в 3,5 раза соответственно (см. рисунок), к тому же значительно улучшилось их качество.

На наш взгляд, для включения результатов НИД студента в карты оценивания компетенций (согласно ФГОС ВПО по специальности «Фармация» — ПК-48,49 [4]) необходимо, чтобы данный показатель вносил не менее 60—75% долевого вклада в итоговый рейтинг выпускника, тогда как оценивание внеучебной работы должно входить в диапазон 25—40% с учетом специфики конкретной специальности. Именно НИР должна стать базовой частью портфолио студента фармацевтического факультета, ведь наши выпускники трудоустраиваются в различных областях фармацевтической отрасли, и все они являются наукоемкими.

Рейтинг студента может быть представлен в виде этапных блоков (текущий, суммарный и итоговый рейтинг) и включать базовый (стартовый и теоретический) рей-

тинговый балл, практический рейтинг (уровень освоения компетенций), творческий рейтинг (участие в НИР, конкурсах и прочих формах внеучебной работы). В дальнейшем будет уточнено пороговое значение уровня возможного вклада укрупненных групп показателей в общий рейтинг выпускника.

Важным аспектом проекта портфолио является возможность применения его результатов в рамках итоговой государственной аттестации выпускников фармацевтического факультета. Значительно упрощается формирование итогового рейтингового балла, результаты могут быть визуализированы в виде стандартизированного или аутентичного резюме для трудоустройства выпускника факультета. Таким образом, выпускник имеет возможность использовать свое портфолио и характеристику как основу для составления резюме для замещения вакантных должностей по специальности в соответствии с потребностями региона. Работодатели, присутствующие на итоговой государственной аттестации, могут осуществлять подбор персонала, руководствуясь рейтингом выпускника и его портфолио.

Необходимо продолжать внедрять и развивать новые технологии в образовательной деятельности, которые будут способствовать упрощению процессов ведения делопроизводства, а также мониторингу качества подготовки выпускников. Метод электронного портфолио стимулирует студентов к получению компетенций в области научно-исследовательской

деятельности и помогает развитию навыков самоменеджмента. В перспективе необходимо укреплять методологическую базу проведения научно-исследовательских работ студентов, формировать школы наставничества и развивать новые интеграционные схемы взаимодействия Университета с научно-практической средой фармацевтической отрасли.

Сведения об авторах

ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Екатеринбург:

Андрианова Галина Николаевна — доктор фармацевтических наук, профессор, декан фармацевтического факультета, заведующая кафедрой управления и экономики фармации Давыдов Илья Павлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации

Каримова Алиса Алексеевна — аспирант кафедры управления и экономики фармации E-mail: [email protected]; [email protected]

Литература

1. Плахина Л.Н., Дианова Ю.А. Методика создания электронного портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 138-140.

2. Ретивых М.В. «Портфолио» как комплексная технология организации самостоятельной работы студентов // Вестник Брянского государственного университета. 2014. Вып. 1. С. 1-7.

3. Семенова Н.Г., Томина И.П. Функциональные возможности электронного портфолио // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 429-432.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38).

5. Федорова М.А. Критерии оценки качества научной подготовки студента // Сибирский педагогический журнал. 2014. Вып. 2. С. 121-125.

6. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях реализации ФГОС ВПО // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (19). С. 4319-4323.

7. Assemi M., Ibarra F., Mallios R., Corelli R.L. Scholarly Contributions of Required Senior Research Projects in a Doctor of Pharmacy Curriculum // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (2): article 23. P. 1-8.

8. Husband A.K., Todd A., Fulton J. Integrating Science and Practice in Pharmacy Curricula // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78 (3): article 63. P. 1-8.

9. Karimi R., Meyer D., Fujisaki B., Stein S. Implementation ofan Integrated Longitudinal Curricular Activity for Graduating Pharmacy Students // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78 (6): article 124. P. 1-8.

10. Letassy N.A., Medina M.S., Britton M.L. et.al. A Progressive, Collaborative Process to Improve a Curriculum and Define an Assessment Program // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (4): article 55. P. 1-5.

11. McClendon K.S., Bell A.M., Ellis A. et al. Pathways to Improve Student Pharmacists' Experience in Research // Am. J. Pharm. Educ. 2015. Vol. 79 (2): article 58. P. 1-12.

12. Pearson M.L., Hubball H.T. Curricular Integration in Pharmacy Education // Am. J. Pharm. Educ. 2012. Vol. 76 (10): article 204. P. 1-8.

References

1. Plakhina L.N., Dianova Yu.A. Technique of creation of an electronic portfolio in system of training of the student for future pedagogical activity. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [TGU science vector. Series: Pedagogics, psychology]. 2014; Vol. 4 (19): 138-140. (in Russian)

2. Retivykh M.V. "Portfolio" as complex technology of the organization of independent work of students. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin ofBryansk State University]. 2014; Vol. 1: 1-7. (in Russian)

3. Semenova N.G., Tomina I.P. Functionality of an e-portfolio. Fundamental'nye issledovaniya [Basic researches]. 2014; Vol. 9: 429-432. (in Russian)

4. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 060301 Pharmacy (No. 38 is approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011). (in Russian)

5. Fedorova M.A. Criteria ofan assessment ofquality ofscientific education ofthe student. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2014; Vol. 2: 121-125. (in Russian)

6. Chuprova L.V., Ershova O.V., Mullina E.R., Mishurina O.A. Activization of research activity of students in the conditions of realization of FGOS VPO. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Researches]. 2015; Vol. 2 (19): 4319-4323. (in Russian)

7. Assemi M., Ibarra F., Mallios R., Corelli R.L. Scholarly Contributions of Required Senior Research Projects in a Doctor of Pharmacy Curriculum. Am. J. Pharm. Educ. 2015; Vol. 79 (2): article 23: 1-8.

8. Husband A.K., Todd A., Fulton J. Integrating Science and Practice in Pharmacy Curricula. Am. J. Pharm. Educ. 2014; Vol. 78 (3): article 63: 1-8.

9. Karimi R., Meyer D., Fujisaki B., Stein S. Implementation of an Integrated Longitudinal Curricular Activity for Graduating Pharmacy Students. Am. J. Pharm. Educ. 2014; Vol. 78 (6): article 124: 1-8.

10. Letassy N.A., Medina M.S., Britton M.L. et.al. A Progressive, Collaborative Process to Improve a Curriculum and Define an Assessment Program. Am. J. Pharm. Educ. 2015; Vol. 79 (4): article 55: 1-5.

11. McClendon K.S., Bell A.M., Ellis A. et al. Pathways to Improve Student Pharmacists' Experience in Research. Am. J. Pharm. Educ. 2015; Vol. 79 (2): article 58: 1-12.

12. Pearson M.L., Hubball H.T. Curricular Integration in Pharmacy Education. Am. J. Pharm. Educ. 2012; Vol. 76 (10): article 204: 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.