Science for Education Today
2022. Том 12. № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 37.01.09
DOI: 10.15293/2658-6762.2202.05
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки
Т. А. Безусова1, Т. В. Рихтер1 1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
Проблема и цель. В статье исследуется проблема повышения эффективности образовательного процесса вуза в области организации научно-исследовательской работы студентов. Цель работы - определить особенности влияния использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки.
Методология. Исследование проводится на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам организации научно-исследовательской работы студентов, экспериментальных методов педагогического исследования, методов математической статистики для обработки эмпирических данных (критерий Уилкоксона).
Результаты. Авторы выявили структурные элементы модели организации научно-исследовательской работы (выбор темы научно-исследовательской работы, определение основных методологических характеристик исследования; диагностический материал по выявлению результативности научно-исследовательской работы (определение критериев, показателей, уровней оценки результатов, подбор диагностических методик); участие в научно-практической работе образовательной организации высшего образования (конференции, научные семинары, форумы и др.); проектирование опытно-экспериментальной работы (программа формирующего эксперимента, программа краткосрочной образовательной практики); работа в научной библиотеке, составление аннотированного списка литературы; подготовка научной статьи по теме научно-исследовательской работы), обосновали положительное влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что использование разработанной модели организации учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки обеспечивает положительную динамику формирования
Библиографическая ссылка: Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Влияние использования модели организации научно-исследовательской работы на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 92-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05
Н Автор для корреспонденции: Т. В. Рихтер, tatyanarikhter(a),mail.rii © Т. А. Безусова, Т. В. Рихтер, 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
научно-исследовательской компетентности студентов. Представленные в работе результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская компетентность; учебная практика; программа практики; модель организации научно-исследовательской работы; структурные элементы модели; эффективность образовательного процесса.
Постановка проблемы
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) значительно увеличился удельный вес практической деятельности обучающихся педагогических направлений подготовки. Учебная практика «Научно-исследовательская работа» (НИР) -новый вид практики, который стал неотъемлемой частью учебных планов по всем направлениям подготовки бакалавриата [18]. В данной статье выявляются особенности организации НИР по направлению 04.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В соответствии с компетенциями, закрепленными за данной практикой, ее основное содержание предполагает поиск, анализ, синтез научной информации, умение систематизировать и презентовать информацию.
В условиях реализации компетентност-ного подхода в образовательном процессе вуза научно-исследовательская работа студентов педагогических направлений подготовки становится необходимой и обязательной.
Различным аспектам методики развития научно-исследовательской деятельности студентов посвящены работы следующих европейских ученых: A. T. Yale, A. Campbell, A.- M. Gallen, M. H. Jones и A. Walshe, A. M. Walder, K. Ruas, D. Lima, E. M. Sutanto, R. H. Stupnisky, A. BrckaLorenz, B. Yuhas и F. Guay, N. Bachtadze, V. Kulba, O. Zaikin, A. Zylawski и др. При организации научно-исследовательской работы студентов целесооб-
разно использовать различные формы реализации индивидуального тьюторского сопровождения (A. T. Yale [13]). A. Campbell, A. - M. Gallen, M. H. Jones и A. Walshe рассматривают особенности тьюторской работы в рамках дистанционного обучения [3].
A. M. Walder рассматривает вопросы использования дистанционного обучения в процессе научно-исследовательской деятельности в высшей школе [11]. K. Ruas, D. Lima определяют преимущества и недостатки дистанционного обучения в образовательном процессе [6]. M. A. R. López анализирует проблему решения студентами задач на практике в условиях самостоятельного овладения новыми знаниями [5]. E. M. Sutanto считает необходимым создание в вузе творческой среды, благоприятно влияющей на появление новых идей, эффективную организацию процесса научно-исследовательской деятельности [9].
C. L. Weitze рассматривает комплекс условий для успешной научно-исследовательской деятельности в педагогическом коллективе [12]. R. H. Stupnisky, A. BrckaLorenz,
B. Yuhas и F. Guay выявляют основы мотивации преподавателей к использованию передовых технологий на практике [8]. Y. Alioon и Ö. Delialioglu анализируют способы организации учебного процесса, в том числе научно-исследовательской деятельности, их влияние на мотивацию студентов к обучению [1]. В своей статье N. Bachtadze, V. Kulba, O. Zaikin, A. Zylawski проанализировали индивидуальную и групповую компетентности, необходимые для выполнения проекта. Они
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
93
2022. Том 12. № 2
создали математическую модель, демонстрирующую эффективность формирования групповых компетенций при работе над проектом [2]. M. Garabet и С Miron рассматривают преимущества использования проектов при организации научно-исследовательской деятельности [4]. D. Serkan и A. Doganay характеризуют мотивацию как движущую силу научно-исследовательской деятельности [7]. D. Vla-chopoulos и A. Makri анализируют особенности коммуникации преподавателей и студентов в среде онлайн-обучения [10].
С. А. Арефьева и О. В. Арефьева обосновывают важность научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке будущего учителя, раскрывают основные направления научных исследований студентов, предлагают методические материалы для правильного понимания и адекватного описания научного аппарата курсовой и выпускной квалификационной работы [14]. Т. В. Горбунова рассматривает вопросы преемственности в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся [17]. Т. В. Дыкусова обосновывает аспекты процесса формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза [19]. Л. Р. Зиязиева, А. Б. Еламанова, А. Т. Жа-кенова и А. А. Кайкенова выявляют особенности организации научно-исследовательской работы студентов с целью формирования их готовности к самостоятельной работе [21].
И. А. Голубева анализирует особенности становления и развития научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах в 50-е г. XX в. [16]. С. В. Пазу-хина выявляет основные недостатки научно-исследовательской деятельности студентов
ISSN 2658-6762
вуза [24]. И. С. Скаковец, А. А. Смирнов, Л. А. Зеленин, В. Д. Паначев и А. П. Морозов выявляют особенности приобщения студентов к развитию творческой и культурной компе-тентностной активности в научно-исследовательской деятельности [27].
B. И. Васильев, А. В. Шарыпов, А. В. Савельев и Н. Н. Рыбин рассматривают возможности организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях развития цифровых технологий [15]. Л. Н. Занфир описывает аспекты мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности [20]. Л. В. Савченко определяет научно-исследовательскую деятельность студентов как предпосылку опережающего саморазвития специалиста [26]. А. С. Киндяшова дает характеристику процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза с применением элементов коучинг-под-хода [23]. М. А. Климов, Л. П. Панова и Е. Н. Ращикулина рассматривают структуру и содержание понятия «научно-исследовательская деятельность студентов вуза»1.
C. М. Качалова выделяет организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза [22]. П. И. Чернецов, И. С. Николаева и И. В. Шадчин выявляют проблемы психолого-педагогической диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности [28]. Н. Н. Погреб-няк актуализирует европейский опыт научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего образования России [25]. Е. А. Степура систематизирует опыт руководства научно-исследовательской деятельностью студентов2.
http://sciforedu.ru
1 Климов М. А., Панова Л. П., Ращикулина Е. Н. Струк-
тура и содержание понятия «Научно-исследовательская деятельность студентов вуза» // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 6. - С. 38-42.
2 Степура Е. А. Опыт руководства научно-исследовательской деятельностью студентов-первокурсников // Успехи гуманитарных наук. - 2019. - № 7. -С. 30-33.
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
94
2022. Том 12. № 2
Таким образом, в теории выделены особенности, принципы, преимущества и недостатки организации научно-исследовательской работы студентов, однако еще не выявлены и не обоснованы в достаточной степени условия эффективной организации учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки.
Цель статьи - определить особенности влияния использования модели организации НИР на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки.
Методология исследования
Исследование проводилось на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам организации научно-исследовательской работы студентов, экспериментальных методов педагогического исследования, методов математической статистики для обработки эмпирических данных (критерий знаковых рангов Уилкоксона для связных выборок).
Работа по проверке эффективности использования разработанной модели организации учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки проходила на базе СГПИ филиала ПГНИУ (Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета) с обучающимися по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное и начальное образование»). Численность -17 человек. Цель учебной практики НИР -формирование у бакалавров первичных профессиональных умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельных научно-
ISSN 2658-6762
исследовательских и проектно-технологиче-ских работ.
Для оценки первоначального и итогового уровней сформированности научно-исследовательской компетентности обучающихся использовался тест, за выполнение которого студенты могли получить 20 баллов.
Критерии сформированности научно-исследовательской компетентности: знание методов исследования педагогических явлений, способов предоставления научных фактов; умение формулировать и решать задачи педагогической деятельности; умение вести библиографическую работу по проблематике исследования; навык публичных выступлений, ведения научной дискуссии и презентации результатов. Среднее значение полученных результатов констатирующего среза - 13,88.
Разработана модель организации учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки.
Основные структурные элементы модели и их описание:
1. Выбор темы НИР, определение основных методологических характеристик исследования.
На первом занятии учебной практики выбирается тема НИР (актуализируется, конкретизируется или расширяется), определяется проблема, цель, задачи, объект и предмет исследования.
2. Диагностический материал по выявлению результативности научно-исследовательской работы (определение критериев, показателей, уровней оценки результатов, подбор диагностических методик).
На последующих занятиях студенты знакомятся с организацией научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях, осуществляют деятельность по разра-
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
95
2022. Том 12. № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
ботке критериев и показателей оценки ожидаемых результатов эксперимента, проводят диагностику показателей ожидаемых результатов на конкретном испытуемом. В таблице 1
представлен пример диагностического материала по выявлению результативности научно-исследовательской работы.
Тема научно-исследовательской работы: Формирование знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста через рассказы К. Д. Ушинского
Topic of research work: Formation of knowledge about nature in children of senior preschool age through stories K. D. Ushinsky
Таблица 1
Table 1
Критерии Показатели Диагностические методики
1 2 3
Знание особенностей мира животных Знания о животных (лиса, медведь, волк, корова, свинья, собака). Знания о птицах (орел, голубь, ястреб, синица). Знания признаков домашних и диких животных Оборудование: три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте - небо и луг. Фигурки птиц и животных. Вопросы: 1. Как называется животное (птица, насекомое)? 2. Что ты можешь рассказать о нем? 3. Твое отношение к ним?
Знание особенностей растительного мира Знания комнатных растений (герань, бегония, традесканция, аспидистра, бальзамин). Знания условий, необходимых для жизни растений. Знания деревьев, кустарников (тополь, сирень, береза). Знания лиственных и хвойных деревьев (ель, дуб, сосна) Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский; лейка для полива, распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Вопросы: 1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? 2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями? 3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения). 4. Для чего нужны людям комнатные растения? 5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему? Затем педагог предлагает из представленных выбрать: а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза); б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина); в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника); г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Окончание таблицы 1
1 2 3
Знание особенностей неживой природы Знания объектов неживой природы (песок, камни, вода) Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой). Вопросы: 1. Какие свойства песка ты знаешь? 2. Где и для чего человек использует песок? 3. Какие свойства камней ты знаешь? 4. Где и для чего человек использует камни? 5. Какие свойства воды ты знаешь? 6. Где и для чего человек использует воду?
Знание времен года Знания о временах года (лето, осень, зима, весна) Знания правильной последовательности времен года Знания сезонных особенностей времен года (желтеют листья, выпадает снег, ярко светит солнце, идут дожди) Оборудование: альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Вопросы: 1. Какое время года тебе больше нравится? 2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года? 3. Назови время года которое наступит после твоего любимого времени года? 4. Когда это бывает? Светит яркое солнце, дети купаются в реке. Деревья, покрытые снегом, дети катаются с горки на санках. С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края. На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники
Отношение к миру природы Знания о правильном уходе за животными (кормление, выгуливание, игра) Проводится индивидуально с каждым ребенком. Вопросы: 1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? 2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду? 3. Что ты вместе со взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения? 4. Как мы можем помочь зимующим птицам?
3. Участие в научно-практической работе образовательной организации высшего образования (конференции, научные семинары, форумы и др.).
Деятельность направлена на отработку у обучающихся таких мыслительных операций, как анализ и оценка научных исследований и инновационных практик с точки зрения их ре-
зультативности и внедрения в образовательное пространство дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования. Рассмотрение следующих проблем: современные подходы к образовательному процессу в условиях реализации ФГОС, психолого-педагогическое сопровождение личности в онто- и дизонтогенезе; цифровиза-
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
ция воспитания: возможности и риски; воспитательный потенциал современного урока; профессиональные стандарты в образовании: итоги апробации и приоритеты применения; национальный проект «Образование»: риски и возможности для образовательных организаций; воспитательная деятельность в системах воспитания различного масштаба; сетевое взаимодействие как ключевой фактор реализации ФГОС в системе образования РФ.
При изучении современных методов и средств научных исследований студенты заполняют таблицу, в которой требуется определить достоинства и недостатки беседы, интервью, анкетирования, тестирования, анализа продуктов деятельности; теоретические и эмпирические методы, применяемые в НИР.
4. Проектирование опытно-экспериментальной работы (программа формирующего эксперимента, программа краткосрочной образовательной практики).
Далее студенты проектируют этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по тематике исследования, результатом которой являются программы краткосрочных образовательных практик (КОП) для дошкольной образовательной организации (ДОО).
Приведем фрагмент КОП по проектированию деятельности, направленной на формирование представлений о форме предметов в ДОО.
Цель КОП: формирование представлений о форме предмета у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомиться с разными свойствами предметов; научиться видеть геометрические фигуры в предметах окружающего мира; научиться группировать предметы.
Количество встреч: 3 встречи.
Максимальное количество участников на одной встречи: 6.
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП: картинки с изображением разных предметов, состоящие из геометрических фигур, карточки к заданию «Разделенная фигура», карточки к заданию «Одинаковые предметы», карточки к заданию «Одним словом», карточки к заданию «Бусы для мамы», карточки и оборудование к заданию «Распредели предметы».
Тематический план КОП представлен в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план деятельности по формированию представлений о форме предметов
Table 2
Thematic plan of activities for the formation ideas about the shape of objects
Тема встречи Задачи Содержание Планируемый результат
1 2 3 4
1. Предметы вокруг нас Научиться соотносить предметы окружающего мира с эталонами, видеть геометрические фигуры в предметах вокруг нас, воссоздавать форму предмета из частей Задание 1. Одинаковая фигура. Задание 2. Знакомая фигура. Задание 3. Разделенная фигура Дети научились видеть геометрические фигуры в предметах окружающего мира, научились воссоздавать форму предмета из частей
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Окончание таблицы 2
1 2 3 4
2. Сгруппирован-ные предметы Научиться воссоздавать форму предмета из частей на более сложном уровне, выполнять словесную инструкцию педагога, понимать, по какому принципу объединено множество предметов Задание 1. Одинаковые предметы. Задание 2. Одним словом. Задание 3. Бусы для мамы Дети научились воссоздавать геометрическую фигуру по части предмета. Понимают общую логику построения ряда предметов. Научились выполнять задания по словесной инструкции
3. Такие разные свойства Актуализировать знания об угле как элементе фигуры, представления о форме, цвете и размере предметов Задание 1. Распредели предметы по уменьшению количества углов. Задание 2. Три обруча Дети научились работать с формами предметов и их дополнительными свойствами
Далее прилагаются конспекты трех встреч, с указанием деятельности педагога и деятельности детей, все задания тщательно прописываются.
5. Работа в научной библиотеке, составление аннотированного списка литературы.
На практическом занятии студенты анализируют научные исследования сотрудников СГПИ филиала ПГНИУ (Соликамского государственного педагогического института (филиала) Пермского государственного национального исследовательского университета), знакомятся с такими жанрами научного дискурса, как научная статья, монография, диссертация, научный доклад, выступление на конференции, стендовый доклад, автореферат, тезисы. Библиографическая работа с привлечением современных информационных технологий осуществляется в библиотеке образовательной организации. Обучающимся предлагается подготовить аннотированный список каждого жанра (кроме стендового доклада) по тематикам их исследований.
6. Подготовка научной статьи по теме НИР.
Студенты учатся определять код научной статьи по универсальной десятичной классификации (УУД), знакомятся с особенностями поиска иностранных источников через работу на сайте http://apps.webofknowledge.com/
По окончанию практики обучающиеся защищают свои отчеты через публичное выступление перед коллективом организации по теме научно-исследовательской работы.
В отчете НИР отражаются все виды осуществленной деятельности студента: дневник практики; индивидуальный план прохождения практики; текст научной статьи по теме научно-исследовательской работы; характеристика руководителя практики о работе студента; отчет о практике с анализом проделанной работы; аннотированный список статей.
Схематично ход практики можно представить следующим образом (табл. 3).
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Таблица 3
Ход практики НИР
Table 3
The course of research practice
Номер не- Содержание прак- Вопросы, воз- Достигнутые ре- Формиру-
дели прак- тики никшие в ходе зультаты, описание емая ком-
тики практики видов деятельности петенция
1 2 3 4 5
Первая неделя Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности в период прохождения практики Не возникло Повторение основных правил и требований техники безопасности, пожарной безопасности ОПК.9.2
Определение темы и С трудом отвлека- Сформулирована
основных методологи- лись от темы кур- тема НИР.
ческих характеристик сового проекта Определены цель,
исследования объект, предмет, методы. Все согласуется с руководителем практики
Анализ деятельности обучающихся: сначала возникали определенные трудности, связанные с
осознанием того, что такое НИР, раньше был опыт написания курсовой работы. В ходе определе-
ния темы и других составляющих элементов НИР возникали определенные трудности, которые
были решены с помощью руководителя практики
Вторая не- Подбор диагностиче- Вопросы, касаю- Был подобран диа- УК.1.2
деля ского материала по вы- щиеся оформле- гностический мате-
явлению результативности НИР. Составление списка ния диагностических материалов, формат предо- риал, рассмотрен ГОСТ по оформлению списка литера-
литературы ставления диагностических материалов. Просьба предоставить пример оформления списка литературы туры, были рассмотрены примеры списка литературы
Анализ деятельности обучающихся: было трудно найти диагностику, связанную с определением уровня сформированности исследуемых качеств. В ходе описания диагностики были выделены
критерии эффективности исследования, прописаны этапы диагностики и задания, которые вклю-
чает в себя диагностика. Был составлен список литературы по теме исследования
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5
Третья неделя Посещение библиотеки, изучение понятия «научная статья». Изучение составляющих частей научной статьи. Изучение требований к научной статье. Разбор на конкретном примере научной статьи (частей, из которых она состоит) Возникли вопросы по поводу оформления и шифра УДК Было изучено понятие «научная статья» и выделены основные компоненты, из которых она состоит: цель, методы, задачи, актуальность, введение, заключение УК.1.3
Анализ деятельности обучающихся: просмотр статей научного руководителя с целью понять, как правильно оформлять, писать и делать ссылки в статье, изучение требований к научной статье, определение шифра УДК для статьи
Четвертая неделя Составление аннотированного списка литературы. Написание кратковременной образовательной практики Возникали вопросы по правильному анализу научных источников: что необходимо учитывать при анализе, какие аспекты являются наиболее важными КОП ПК.2.1
Анализ деятельности обучающихся: довольно тяжелый вид деятельности, который заключается в работе с большим количеством информации. Необходимо правильно определить идею статьи, цель статьи и цель автора, который написал эту статью
Пятая-шестая недели Написание научной статьи Оформление научной статьи в соответствии с требованиями, представленными научным руководителем Возникали вопросы по поводу правильных формулировок в научной статье, а также вопросы, касающиеся оформления таблиц, рисунков и ссылок Была написана научная статья, проведена ее проверка с научным руководителем, исправление ошибок научной статьи ПК.2.1
Анализ деятельности обучающихся: написание статьи было одним из самых сложных заданий в ходе всей практики, в статье была отражена актуальность, цель, критерии эффективности исследования. В конце статьи был сделан вывод и отражена практическая значимость работы
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Окончание таблицы 3
1 2 3 4 5
Седьмая не- Заполнение таблицы Вопросы, касаю- Была заполнена таб- ПК.2.1
деля для самоанализа овла- щиеся правиль- лица с компетенци-
дения компетенциями ного заполнения ями, проанализиро-
Подготовка ведомости- таблицы с компе- вана вся выполненная
отчета по проделанной тенциями работа, были исправ-
работе. лены ошибки и вне-
Подготовка текста вы- сены корректировки
ступления с отчетом по
практике
Анализ собственной деятельности: отражение проделанной работы в таблице с компетенциями,
определение задач для профессионального совершенствования, написание ведомости-отчета по
проделанной работе, подготовка текста выступления с отчетом по практике
Защита отчета по научно-исследовательской работе
Результаты исследования
Для оценки первоначального и итогового уровней сформированности научно-исследовательской компетентности обучающихся использовался тест, за выполнение которого студенты могли получить 20 баллов.
Среднее значение полученных результатов констатирующего среза - 13,88. Среднее значение полученных результатов итогового среза - 17,06. Анализировались результаты с помощью критерия знаковых рангов Уилкок-сона для связных выборок (см. рис.).
Рис. Расчет критерия Уилкоксона Fig. Calculation of the Wilcoxon test
2022. Том 12. № 2
На основе данных рисунка следует вывод, что положительных сдвигов 15, а отрицательный сдвиг представлен в единичном случае. Нулевая гипотеза Но об отсутствии значимых различий отклоняется на уровне значимости 0,05 (р = 0,05). Принимается альтернативная гипотеза Н1: медиана разностей между показателями констатирующего и контрольного срезов отлична от нуля. Иными словами, принимаем утверждение о существовании значимых различий в исследовательских компетенциях обучающихся на констатирующем и контрольном этапе эксперимента.
Анализ полученных данных позволяет констатировать достоверную эффективность использования разработанной модели.
Организация учебной практики «Научная исследовательская работа» студентов педагогических направлений подготовки была реализована в соответствии с основными положениями разработанной модели: выбор темы НИР, определение основных методологических характеристик исследования; диагностический материал по выявлению результативности научно-исследовательской работы (определение критериев, показателей, уровней оценки результатов, подбор диагностических методик); участие в научно-практической работе образовательной организации высшего образования (конференции, научные семинары, форумы и др.); проектирование опытно-экспериментальной работы (программа формирующего эксперимента, программа краткосрочной образовательной практики); работа в научной библиотеке, составление аннотированного списка литературы; подготовка научной статьи по теме НИР. Математико-стати-стическая обработка результатов исследования проводилась с целью оценки первоначального и итогового уровней сформированности научно-исследовательской компетентности
ISSN 2658-6762
обучающихся. Эмпирические данные, проанализированные посредством критерия знаковых рангов Уилкоксона, говорят о существовании статистически значимых различий в сформированности научно-исследовательской компетентности обучающихся: знание методов исследования педагогических явлений, способов предоставления научных фактов; умение формулировать и решать задачи педагогической деятельности; умение вести библиографическую работу по проблематике исследования; навык публичных выступлений, ведения научной дискуссии и презентации результатов.
Заключение
Оценка результативности влияния использования модели организации НИР на формирование научно-исследовательской компетентности студентов педагогических направлений подготовки позволила сделать следующие выводы.
1. Отклоняем гипотезу Ho об отсутствии различий в исследовательских компетенциях у обучающихся до и после проведения учебной практики. Принимаем альтернативную гипотезу.
2. Несмотря на то, что гипотеза Hi носит ненаправленный характер, положительные сдвиги в эмпирических данных говорят об эффективности проведенной работы.
В заключение отметим, что учебная практика «Научная исследовательская работа» обеспечивает положительную динамику формирования научно-исследовательской компетентности студентов. Представленные в работе результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
103
Science for Education Today
2022. Том 12. № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Alioon Y., Delialioglu О. The effect of authentic m-learning activities on student engagement and
motivation // British Journal of Educational Technology. - 2019. - Vol. 50 (2). - P. 655-668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559
2. Bachtadze N., Kulba V., Zaikin O., Zylawski A. Mathematical Model and Method of Analysis of the
Personal and Group Competence to Complete the Project Task // IFAC-PapersOnLine. - 2019. -Vol. 52 (13). - P. 469-474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2019.11.105
3. Campbell A., Gallen A.-M., Jones M. H., Walshe A. The perceptions of STEM tutors on the role of
tutorials in distance learning // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. -2019. - Vol. 34 (1). - P. 89-102. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2018.1544488
4. Garabet M., Miron C. The development of the oral communicative ability at pupils during the physics
lessons through the project method // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2010. -Vol. 2 (2). - P. 5130-5138. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2010.03.834
5. López M. A. R. European Higher Education Area-Driven Educational Innovation // Procedia - Social
and Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 237. - P. 1505-1512. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2017.02.237
6. Ruas K., Lima D. Digital technologies of information and communication in distance education: a
new trend? // Revista educaonline. - 2019. - Vol. 13 (1). - P. 99-121. URL:
http://www.latec.ufrj.br/revistas/index.php?journal=educaonline&page=arti-
cle&op=view&path%5B%5D=1032
7. Serkan D., Doganay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners' academic success,
motivation, and cognitive load // Computers & Education. - 2017. - Vol. 111. - P. 74-100. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .compedu.2017.04.005
8. Stupnisky R. H., BrckaLorenz A., Yuhas B., Guay F. Faculty members' motivation for teaching and
best practices: Testing a model based on self-determination theory across institution types // Contemporary Educational Psychology. - 2018. - Vol. 53. - P. 15-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.01.004
9. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on
organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia // Asia Pacific Management Review. - 2017. - Vol. 22 (3). - P. 128-135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.11.002
10. Vlachopoulos D., Makri A. Online communication and interaction in distance higher education:
A framework study of good practice // International review of education. -2019. - Vol. 65 (4). -P. 605-632. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09792-3
11. Walder A. M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on its
effects on teaching and learning // Studies in Educational Evaluation. - 2017. - Vol. 54. - P. 7182. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2016.11.001
12. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams // Journal of Educa-
tion for Teaching. - 2017. - Vol. 43 (3). - P. 361-373. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2017.1319511
13. Yale A. T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal
tutoring in higher education // Journal of Further and Higher Education. - 2019. - Vol. 43 (4). -P. 533-544. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1377164
14. Арефьева С. А., Арефьева О. В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического
вуза // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12, № 4. - С. 9-13.
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-4-9-13 URL: https://eli-
brary.ru/item.asp?id=36588432
15. Васильев В. И., Шарыпов А. В., Савельев А. В., Рыбин Н. Н. Организация научно-исследова-
тельской деятельности студентов в условиях развития цифровых технологий // Инженерное образование. - 2019. - № 26. - С. 66-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962420
16. Голубева И. А. Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов в
педагогических вузах в 50-е годы XX века // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - Т. 30, № 3. - С. 283-288. DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-3-283-288 URL: https://www.eli-
brary.ru/item.asp?id=44013179
17. Горбунова Т. В. Преемственность в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 20. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30795 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46511458
18. Гордиенко Т. П., Безусова Т. А. Организация проектной групповой работы с обучающимися
в условиях ФГОС 3++ // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 65-1. - С. 82-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42395591
19. Дыкусова Т. В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности в обра-
зовании у студентов педагогического вуза (профиль «История») // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2019. - Т. 14, № 4. - С. 59-67. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-4-59-67 URL: https://eli-
brary.ru/item.asp?id=41222233
20. Занфир Л. Н. Мотивация студентов к научно-исследовательской деятельности // Перспективы
науки. - 2020. - № 8. - С. 146-148. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44303565
21. Зиязиева Л. Р., Еламанова А. Б., Жакенова А. Т., Кайкенова А. А. Организация научно-иссле-
довательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 4-1. - С. 26-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46461772
22. Качалова С. М. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов вуза // Этническая культура. - 2020. - № 2. - С. 107-110. DOI: https://doi.org/10.31483/r-74918 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036859
23. Киндяшова А. С. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагоги-
ческого вуза с применением элементов коучинг-подхода // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 36. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29664 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=42918251
24. Пазухина С. В. Психологическое обеспечение развития совместной научно-исследователь-
ской деятельности студентов в вузе // Человеческий фактор: Социальный психолог. -2020. - № 2. - С. 118-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43997874
25. Погребняк Н. Н. Актуализация европейского опыта научно-исследовательской деятельности
студентов в системе высшего образования России // Казанский педагогический журнал. -2020. - № 3. - С. 95-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43166520
26. Савченко Л. В. Научно-исследовательская деятельность студентов как предпосылка опере-
жающего саморазвития специалиста // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 186-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42813175
27. Скаковец И. С., Смирнов А. А., Зеленин Л. А., Паначев В. Д., Морозов А. П. Приобщение
студентов к развитию творческой и культурной компетентностной активности в научно-исследовательской деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 9. -
Science for Education Today
2022. Том 12. № 2
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
С. 215-219. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38244 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=44027593 28. Чернецов П. И., Николаева И. С., Шадчин И. В. Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - N° 2. - С. 122-130. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=43059867
Поступила: 17 февраля 2022 Принята: 10 марта 2022 Опубликована: 30 апреля 2022
Безусова Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра педагогики и психологии,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Букирева, д. 15, 614068, Пермский край, г. Пермь, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8128-9122 E-mail: [email protected] Рихтер Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математических и естественнонаучных дисциплин,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Букирева, д. 15, 614068, Пермский край, г. Пермь, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3698-3147 E-mail: [email protected]
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Заявленный вклад авторов:
Вклад соавторов в сбор эмпирического материала представленного исследования, обработку данных и написание текста статьи равнозначный
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация об авторах
2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2202.05 Research Full Article / Article language: Russian
The impact of using the model of research supervising on the formation of research competence in students majoring in education
Tatiana A. Bezusova l, Tatiana V. Richter ho1 1 Perm State University, Perm, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article investigates the problem of increasing the efficiency of educational process at university with the main focus on supervising students' research. The purpose of the study is to evaluate the influence of using the model of research supervision on developing research competences of students majoring in education.
Materials and Methods. The study is conducted on the basis of theoretical analysis and generalization of scholarly literature on supervising students' research, experimental methods of educational research, and methods of mathematical statistics for processing empirical data (Wilcoxon test).
Results. The authors identified the following components within the research supervision model: choosing the research topic, determining the research methodology; diagnostic materials for identifying the effectiveness of the research investigation (criteria, indicators, levels of results assessment, choosing diagnostic methods); participation in research conferences, seminars, forums, etc.; design of experimental research (formative experiment program, short-term academic placement program); working in the academic library, preparing references and literature reviews; writing research articles). The study has revealed a positive correlation between using the research supervision model and the increase in research competence of students majoring in education.
Conclusions. The authors conclude that the use of the model for research supervision improves students' research competence. The obtained results can be used to improve the efficiency of educational process at university.
Keywords
Students' research work; Research competence; Educational practice; Practice program; Research organization model; Structural elements of the model; Efficiency of the educational process.
For citation
Bezusova T. A., Richter T. V. The impact of using the model of research supervising on the formation of research competence in students majoring in education. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 92-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.05
H Corresponding Author: Tatiana V. Richter, tatyanarikhter(a}mail.ru © Tatiana A. Bezusova, Tatiana V. Richter, 2022
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 2
http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
REFERENCES
1. Alioon Y., Delialioglu O. The effect of authentic m-learning activities on student engagement and
motivation. British Journal of Educational Technology, 2019, vol. 50 (2), pp. 655-668. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12559
2. Bachtadze N., Kulba V., Zaikin O., Zylawski A. Mathematical model and method of analysis of the
personal and group competence to complete the project task. IFAC-PapersOnLine, 2019, vol. 52 (13), pp. 469-474. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2019.11.105
3. Campbell A., Gallen A.-M., Jones M. H., Walshe A. The perceptions of STEM tutors on the role of
tutorials in distance learning. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning, 2019, vol. 34 (1), pp. 89-102. DOI: https://doi.org/10.1080/02680513.2018.1544488
4. Garabet M., Miron C. The development of the oral communicative ability at pupils during the physics
lessons through the project method. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2010, vol. 2 (2), pp. 5130-5138. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2010.03.834
5. López M. A. R. European higher education area-driven educational innovation. Procedia - Social
and Behavioral Sciences, 2017, vol. 237, pp. 1505-1512. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j. sbspro.2017.02.237
6. Ruas K., Lima D. Digital technologies of information and communication in distance education: a
new trend? Revista Educaonline, 2019, vol. 13 (1), pp. 99-121. URL: http://www.latec.ufrj.br/revistas/index.php?journal=educaonline&page=article&op=view&path% 5B%5D=1032
7. Serkan D., Doganay A. The effects of multiple-pedagogical agents on learners' academic success,
motivation, and cognitive load. Computers & Education, 2017, vol. 111, pp. 74-100. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .compedu.2017.04.005
8. Stupnisky R. H., BrckaLorenz A., Yuhas B., Guay F. Faculty members' motivation for teaching and
best practices: Testing a model based on self-determination theory across institution types. Contemporary Educational Psychology, 2018, vol. 53, pp. 15-26. DOI: https://doi.org/10.1016/jxedpsych.2018.01.004
9. Sutanto E. M. The influence of organizational learning capability and organizational creativity on
organizational innovation of Universities in East Java, Indonesia. Asia Pacific Management Review, 2017, vol. 22 (3), pp. 128-135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.11.002
10. Vlachopoulos D., Makri A. Online communication and interaction in distance higher education:
A framework study of good practice. International Review of Education, 2019, vol. 65 (4), pp. 605-632. DOI: https://doi.org/10.1007/s11159-019-09792-3
11. Walder A. M. Pedagogical Innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on its
effects on teaching and learning. Studies in Educational Evaluation, 2017, vol. 54, pp. 71-82. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j. stueduc.2016.11.001
12. Weitze C. L. Designing pedagogical innovation for collaborating teacher teams. Journal of Education for Teaching, 2017, vol. 43 (3), pp. 361-373. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2017.1319511
13. Yale A. T. The personal tutor-student relationship: student expectations and experiences of personal
tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education, 2019, vol. 43 (4), pp. 533544. DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1377164
14. Arefieva S. A., Arefieva O. V. Research work of students of a pedagogical university. Bulletin of
the Mari State University, 2018, vol. 12 (4), pp. 9-13. (In Russian) DOI: https://doi.org/ 10.30914/2072-6783-2018-12-4-9-13 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36588432
2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
15. Vasiliev V. I., Sharypov A. V., Saveliev A. V., Rybin N. N. Organization of research activities of
students in the conditions of development of digital technologies. Engineering Education, 2019, no. 26, pp. 66-74. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-3-283-288 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962420
16. Golubeva I. A. Formation and development of students' research activity in pedagogical universities
in the 1950s. Bulletin of the Udmurt University. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 30 (3), pp. 283-288. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44013179
17. Gorbunova T. V. Continuity in organization of research activities of students. Modern Problems of
Science and Education, 2021, no. 3, pp. 20. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30795 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46511458
18. Gordienko T. P., Bezusova T. A. Organization of the design group work with students under conditions of GEF 3 ++. Problems of Modern Pedagogical Education, 2019, no. 65-1, pp. 82-86. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42395591
19. Dykusova T. V. Formation of readiness for research activities in education of students of pedagogical
university (specialization "history"). Scientific Notes of the Trans-Baikal State University, 2019, vol. 14 (4), pp. 59-67. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-4-59-67 URL: https: //elibrary. ru/item. asp ?id=41222233
20. Zanfir L. N. Motivating students for research activities. Prospects for Science, 2020, no. 8, pp. 146-
148. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44303565
21. Ziyazieva L. R., Elamanova A. B., Zhakenova A. T., Kaikenova A. A. Organization of scientific
research work of students with the purpose of forming the readiness of university students for independent work. Modern School of Russia. Modernization Issues, 2021, no. 4-1, pp. 26-27. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46461772
22. Kachalova S. M. Organizational and pedagogical conditions for the development of research activities of university students. Ethnic Culture, 2020, no. 2 (3), pp. 107-110. (In Russian) DOI: https: //doi.org/10.31483/r-74918 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036859
23. Kindyashova A. S. Organization of research activities of pedagogical university students using elements of the coaching approach. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 2, pp. 36. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29664 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=42918251
24. Pazukhina S. V. Psychological support for the development of joint research activities of students at
the university. Human Factor: Social Psychologist, 2020, no. 2, pp. 118-123. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=43997874
25. Pogrebnyak N. N. Actualization of the European experience of research activities in the higher education of Russia. Kazan Pedagogical Journal, 2020, no. 3, pp. 95-101. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=43166520
26. Savchenko L. V. Scientific research activity of students as a background of the excellent self-development of the specialist. Problems of Modern Pedagogical Education, 2020, no. 66-1, pp. 186-189. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42813175
27. Skakovets I. S., Smirnov A. A., Zelenin L. A., Panachev V. D., Morozov A. P. To involve students
in the development of creative and cultural competency activity in the research activities. Modern Science-Intensive Technologies, 2020, no. 9, pp. 215-219. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/snt.38244 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44027593
28. Chernetsov P. I., Nikolaeva I. S., Shadchin I. V. Psychological and pedagogical diagnostics of readiness students for scientific research activity. Innovative Development of Vocational
2022, vol. 12, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
Education, 2020, no. 2, pp. 122-130. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=4305 9867
Submitted: 17 February 2022 Accepted: 10 March 2022 Published: 30 April 2022
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
The authors' stated contribution:
The contribution of authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing of the text of the article is equivalent.
Information about competitive interests:
The authors claim that they do not have competitive interests.
Information about the Authors
Tatiana Alekseevna Bezusova
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State University, Perm, Russia,
Bukireva street, 15, 614068, Perm region, Perm, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8128-9122 E-mail: [email protected]
Tatiana Vasilyevna Richter
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematical and Natural Sciences, Perm State University, Perm, Russia,
Bukireva street, 15, 614068, Perm region, Perm, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3698-3147 E-mail: [email protected] (Corresponding Author)