TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
КИТАЁВ Ю.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, г. Белгород,
e-mail: yu.a. [email protected];
ПАК З.Ч.,
кандидат экономических наук, доцент, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, г. Белгород,
e-mail: [email protected];
РУДАЯ Ю.Н.,
кандидат экономических наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные аспекты реализации целевых программ поддержки малого семейного предпринимательства на примере Белгородской области. Определены роль и место личных подсобных хозяйств в экономике региона. Обозначены основные направления при-менения имеющегося опыта реализации региональных целевых программ для других регионов России.
Ключевые слова: региональные целевые программы; самообеспеченность; агропродоволь-ственный рынок; малое семейное предпринимательство.
REGIONAL EXPERIENCE IN REALIZATION OF THE TARGET PROGRAMS OF SUPPORT FOR SMALL FAMILY BUSINESSES IN THE BELGOROD REGION
KITAEV Y.A.,
PhD, Associate professor, Belgorod State Agricultural Academy named after V. Gorin, Belgorod,
e-mail: yu.a. [email protected];
PAK Z.CH.,
PhD, Associate professor, Belgorod State Agricultural Academy named after V. Gorin, Belgorod,
e-mail: [email protected];
RUDAYA Y.N.,
PhD, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article considers the main aspects of implementation of target programs of small family business using the example of the Belgorod region. The role and place of personal subsidiary farms in region economy are defined. The main direc-tions of available experience application and implementation of regional target programs for other Russian regions are designated.
© Ю.А. Китаёв, З.Ч. Пак, Ю.Н. Рудая, 2013
Keywords: regional target programs; self-reliance; agrofood market; small family business.
JEL classification: Q1.
Реформы, проводимые в аграрном секторе экономики, внесли существенные изменения в нормативно-правовое регулирование основ функционирования АПК. Так, в частности, на смену единственно возможной коллективной форме хозяйствования пришла многоукладная рыночная экономика.
Введение различных форм собственности предоставило сельскому населению возможность реализовать предпринимательскую инициативу, однако механизм, предложенный для этого, не отличался совершенством. Для развития малого семейного предпринимательства населению было предложено создавать крестьянские (фермерские) хозяйства, идея которых была заимствована за рубежом. В идеале, именно фермерское хозяйство представляет собой форму ведения сельскохозяйственного производства силами главы хозяйства и членов его семьи.
Однако, идеи фермерства не нашли должного отклика среди сельских жителей. Данная форма хозяйствования представлялась крестьянам слишком сложной и налагала на них некоторые обязательства, такие как необходимость государственной регистрации, ведение элементарной отчетности, уплату налогов. Как следствие, жители сельской местности предпочли не создавать фермерское хозяйство, а развивать личное подсобное хозяйство, которое с юридической точки зрения преследует целью своей деятельности не получение прибыли, а удовлетворение потребностей граждан, данную деятельность осуществляющих.
Таким образом, в аграрной экономике можно отметить интересную тенденцию: личными подсобными хозяйствами населения в различных регионах России производится от 16% до 50% и более валовой продукции сельского хозяйства. Существенная часть производимой в ЛПХ продукции реализуется, что является существенным источником дополнительного дохода для селян. Следовательно, возникает противоречие существующему законодательству в части цели деятельности личного подсобного хозяйства.
Такое положение и стало причиной того, что современные ученые-аграрии так до сих пор и не сформировали единого мнения в отношении вопроса, какова роль ЛПХ в развитии аграрного сектора и какую они имеют перспективу. Вместе с тем, следует признать, что именно личные подсобные хозяйства, а не К(Ф)Х, при должной поддержке могут стать основой для развития малого семейного предпринимательства в АПК.
Для определения роли и места личных подсобных хозяйств в экономике отдельной сельской территории было проведено анкетирование глав сельских домохозяйств на территории Череновского сельского поселения Белгородской области. Анкетирование предполагает, что каждому респонденту, вошедшему в выборку, предлагается письменно или устно ответить на ряд вопросов, представленных в анкете. Это позволяет получить достоверную информацию из первичных источников, при этом полученная информация будет обладать высокой степенью достоверности, если выборка будет репрезентативной. В нашем случае размер генеральной совокупности составляет 504 подворий, из которых 10% были задействованы в анкетном опросе, что позволяет сделать заключение о достоверности полученных результатов.
Анализ результатов анкетирования показал, что практически все жители сельского поселения ведут личное подсобное хозяйство. При этом наиболее популярными видами деятельности оказались овощеводство и птицеводство - так ответили 80,0% респондентов. Три из четырех сельских подворий, принявших участие в опросе, занимаются животноводством, более половины - плодоводством и выращиванием ягод и 16,7% выращивают цветы (рис. 1).
Рис. 1. Виды деятельности исследуемых личных подсобных хозяйств, %
Для оценки среднего объема производства продукции в личном подсобном хозяйстве, респондентам был задан вопрос «Если Вы занимаетесь выращиванием животных, то укажите их вид и количество». Анализ ответов на данный вопрос показал, что в среднем в расчете на одно домохозяйство приходится 2 головы крупного рогатого скота, 2 головы свиней, 7 кроликов. Кроме того, на каждые 5 домохозяйств приходится 1 коза. Аналогичный вопрос был
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
124
Ю.А. КИТАЁВ, З.Ч. ПАК, Ю.Н. РУДАЯ
задан и в сфере птицеводства, позволивший определить, что на одно домохозяйство приходится от 30 до 40 голов кур, 10-20 голов уток, порядка 10 голов гусей и 3-5 голов индеек. Пчеловодством заняты только 4 домохозяйства из 50 опрошенных.
Что касается овощеводства, то наиболее популярными видами сельскохозяйственной продукции являются огурцы и томаты, которые выращиваются абсолютно во всех домохозяйствах, практически во всех выращивают картофель (96,7%), капусту (96,7%), свеклу (93,3%), морковь (93,3%), лук (93,3%) и тыкву (73,3%).
Аналогичную ситуацию можно отметить в плодоводстве и выращивании ягод. Выращивают вишню в 93,3% личных подсобных хозяйств, смородину - в 86,7%, яблоки в - 66,7%, клубнику - в 60,0%, малину - в 53,3%, сливы - в 46,7%, виноград - в 36,7% и груши - в 6,7%.
Согласно результатам анкетного опроса, главной целью производства продукции является, прежде всего, личное потребление - так ответили 93,3% опрошенных респондентов. Среди озвученных ответов также прозвучали «реализация продукции на рынке» - 10,0% участников опроса, «проведение семейного досуга» - 6,7%, и «хобби» 3,3% (рис. 2).
100,0%
90,0%
80,0%
70,0%
60,0%
50,0%
40,0%
30,0%
20,0%
10,0%
0,0%
Личное потребление Реализация продукции Проведение досуга Хобби
на рынке
Рис. 2. Цель деятельности исследуемых личных подсобных хозяйств, %
Таким образом, есть все основания утверждать, что участники опроса, в первую очередь, производят продукцию для личного потребления, и только потом, в случае наличия излишков того или иного вида продукции, она реализуется на рынке. Анкетный опрос позволил установить, что эти излишки редко превышают 20% от общего объема производства.
Основным каналом сбыта производимой в личных подсобных хозяйствах продукции является реализация частным заготовителям. Данным каналом сбыта участники опроса пользуются в 9 случаях из 10. При этом они считают, что такая форма реализации продукции собственного производства не является оптимальной, так как цена, по которой закупается продукция, существенно занижена, и не отражает реальной рыночной цены продукции. Продажа продукции частным заготовителям является безальтернативной и поэтому вынужденной мерой.
Таким образом, следует признать, что личное подсобное хозяйство для жителей сельской местности является, прежде всего, дополнительным источником дохода, что и подтвердили результаты анкетного опроса. Главной проблемой существования ЛПХ в настоящее время является несовершенство системы сбыта и закупки сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть решена за счет организационных мер государственной поддержки, в частности организации системы сбыта и реализации продукции на основе кооперативных принципов.
Белгородская область имеет уникальный опыт по развитию личных подсобных хозяйств, который доказывает, что личное подсобное хозяйство населения может из натуральной формы хозяйствования превратиться в товарную, которая будет приносить членам ЛПХ доход, соизмеримый с доходом, получаемым по основному месту работы. Это стало возможным за счет того, что в приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» в качестве одного из направлений предусматривал стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. В частности, этот пункт предусматривал повышение устойчивости развития сельских территорий посредством организации производства товарной продукции в малых семейных формах хозяйствования в АПК - личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В июне 2007 г. в Белгородской области региональным правительством было принята областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья», которая в качестве цели предусматривала обеспечение стабильности развития социального сектора сельской территории и стимулирование частного предпринимательства среди сельских жителей области. Программа предусматривает построение четкой вертикали управления на территории всей области по принципу «область - район - поселение - семейная ферма», что позволяет оказывать содействие и адресную поддержку конкретным малым семейным формам хозяйствования. Основными средствами стимулирования является предоставление семейным хозяйствам земельных, финансовых, материальных ресурсов, внедрение в практику хозяйственной деятельности основ производственной и потребительской кооперации, позволяющих повысить эффективность производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ и К(Ф)Х.
За 6 лет реализации программы были достигнуты существенные результаты. По состоянию 1 января 2013 г. на территории Белгородской области в рамках ОЦП эффективно работают 4 388 семейных ферм на базе ЛПХ. Только за первый квартал 2013 г. данные хозяйства произвели сельскохозяйственной продукции на сумму 1 198 млн руб.
Чтобы получить такой результат региональные власти оказывают подворьям значительную поддержку. За первых 4 месяца 2013 г. на программные мероприятия было привлечено финансовых ресурсов на сумму более 561,4 млн руб., из которых 56,5% - кредиты коммерческих банков 41,9% - средства участников программы. Также участниками программы были получены займы от фонда поддержки малого семейного предпринимательства на сумму 7,5 млн руб., а 7 граждан получили субсидии на открытие собственного дела по региональной программе стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время в рамках областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья» уже реализовано 26 проектов в различных отраслях сельскохозяйственного производства и 54 пилотных и инвестиционных проекта по 11 отраслевым направлениям находятся на стадии реализации. Такой программно-целевой подход к поддержке малых семейных сельхозтоваропроизводителей позволил создать 2 552 новых рабочих места.
В силу того, что главной проблемой для малых семейных форм хозяйствования является сбыт произведенной продукции, особое внимание при разработке и реализации областной целевой программы было уделено организации стабильно функционирующих каналов сбыта. Это привело к тому, что продукция, производимая малыми семейными формами хозяйствования, реализуется с помощью нескольких каналов сбыта, главным из которых являются фирменные магазины шаговой доступности «Фермер», через которые реализуется до 32% продукции. Значимыми каналами реализации также являются перерабатывающие предприятия, куда реализуется порядка 23% продукции, закупщики за пределами области и ярмарочная торговля - 16% и 9% соответственно.
Такая организация системы сбыта зарекомендовала себя как эффективная и жизнеспособная. По данным региональной статистики только за 4 месяца 2013 г. через все каналы сбыта было реализовано сельскохозяйственной продукции, полученной от малых сельхозтоваропроизводителей на сумму 161,5 млн руб. из которых 30,6% - поставки в социальные и бюджетные учреждения, 48,0% - розничные торговые заведения, 9,0% - перерабатывающие предприятия, 12,4% - другие каналы сбыта (рис. 3).
50,0%
40,0%
20,0%
10,0%
0,0%
48,0%
30,6%
12,4% 9,0%
1 1
Розничные торговые заведения
Поставки в социальные и бюджетные учреждения
Перерабатывающие Прочие каналы сыта предприятия
Рис. 3. Структура каналов сбыта продукции, произведенной в рамках ОЦП «Семейные фермы Белогорья» в за 1 квартал 2013 г.
Для реализации молока-сырья, производимого в личных подсобных хозяйствах и семейных фермах, в Белгородской области в рамках программы были созданы сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы «Районное молоко», которые за первые 4 месяца 2013 г. собрали 7 909 т молока на сумму более 90 млн руб., при средней цене за один зачетный литр 11,41 руб.
Кроме материально-технической и финансовой поддержки все участники программы могут воспользоваться иными формами помощи. Так, по состоянию на 1 мая 2013 г. посредством координационных советов было оказано содействие 133 участникам, которое заключалось в предоставлении на праве хозяйственного ведения земельных участков общей площадью более 6 тыс. га., подведении точек электроснабжения, водоснабжения и прокладке автомобильных дорог с асфальтовым покрытием.
Таким образом, мы считаем, что опыт Белгородской области в реализации отраслевых целевых программ поддержки малого семейного предпринимательства представляет существенный интерес и может быть применен в других регионах Российской Федерации, особенно в тех, где личные подсобные хозяйства населения все еще продолжают играть большую роль.
ЛИТЕРАТУРА
Постановление Правительства Белгородской области от 18.06.2007 г. № 134-пп Об областной целевой программе «Семейные фермы Белогорья».
Регионы России. (2011). Социально-экономические показатели. 2011: Р32. Стат. сб. / Росстат. М.
Регионы России. (2012). Социально-экономические показатели. 2012: Р32. Стат. сб. / Росстат. М.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ fowl 11 № 3 HacTb 3
126
ro.A. KI/ITAEB, 3.H. nAK, ro.H. pyAA^
REFERENCES
Resolution of the Government of the Belgorod region from 18.06.2007, № 134-pp. On the regional target program "Family farms by Belogoriye". (In Russian.)
Regions of Russia. (2011). Socio-economic indexes. Moscow. (In Russian.)
Regions of Russia. (2012). Socio-economic indexes. Moscow. (In Russian.)