Научная статья на тему 'Опыт реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства в АПК Белгородской области'

Опыт реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства в АПК Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / BELGOROD REGION / ПОДДЕРЖКА / SUPPORT / "СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ БЕЛОГОРЬЯ" / "FAMILY FARMS BELOGORIYA" SMALL FAMILY BUSINESS / МАЛОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / FARM PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китаёв Ю.А.

Рассматривается областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья», которая позволила в некоторой мере решить проблему сбыта продукции для личных подсобных хозяйств региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in the implementation of targeted programs of support small entrepreneurship in the ANC Belgorod region

We consider the regional target program "Family Farm White-Darya", which allowed a certain extent to solve the problem of marketing products for private households in the region.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства в АПК Белгородской области»

УДК 338.43

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.А. Китаёв

Рассматривается областная целевая программа «Семейные фермы Белого-рья», которая позволила в некоторой мере решить проблему сбыта продукции для личных подсобных хозяйств региона.

Ключевые слова: Белгородская область, поддержка, «Семейные фермы Бело-горья», малое семейное предпринимательство, сельскохозяйственная продукция.

Малое семейное предпринимательство в развитых странах является основой развития экономики. В отдельных государствах его доля достигает 45 и более процентов. Однако сельское хозяйство относится к одной из отраслей, где крупные интегрированные формирования эффективнее, нежели малые формы хозяйствования. В связи с этим, задача малого семейного предпринимательства состоит в производстве тех видов продукции, которые производить в масштабах крупных предприятий либо невозможно, либо экономически нецелесообразно. Однако развитие таких производств возможно только при значительной государственной поддержке, которая в последнее десятилетие носит, прежде всего, программный характер. Каждый регион Российской Федерации самостоятельно разрабатывает региональные отраслевые программы, которые максимально адаптированы к условиям региона. Одной из таких программ является областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья», которая была разработана в 2007 году в Белгородской области и позволила в некоторой мере решить проблему сбыта продукции для личных подсобных хозяйств региона.

Основной производительной силой программы стали семейные фермы, которые зарекомендовали себя не только жизнеспособной, но и экономически эффективной формой сельскохозяйственного производства. При этом были четко определены основные характеристики семейного сельского хозяйства:

- оно должно быть имуществом фермера, основная работа которого - это работа на ферме;

- фермер должен иметь знания, необходимые для рационального хозяйствования;

- обязанностью фермера является рациональное использование земельных угодий;

- семейное хозяйство должно обеспечивать работой в среднем 1,5-3 работника из расчета 2300 часов на работника в год [1].

Изначально данная программа была рассчитана на реализацию до 2012 года и выпуска товарной продукции предприятиями малых форм сельскохозяйственного производства до совокупного объема 10 млрд руб., однако успешный опыт функционирования позволил развить ее до 2015 года. По состоянию на 2011 г. объем финансовой поддержки за последние три года возрос в 2,6 раза составив в отчетном году 1107,0 млн руб., в том числе: реализация программы самозанятости - 169,2 млн руб., займы фонда поддержки малого и семейного предпринимательства - 54,1 млн руб., кредиты банков - 718,8 млн руб., гранты фонда поддержки малого и семейного предпринимательства - 51,9 млн руб., государственные гарантии - 113,0 млн руб. Только за последние три года на развитие областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья» было привлечено 3736,4 млн руб. В частности, в 2011 г. было привлечено 1949,9 млн руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2009 г. Вместе с тем, прогнозное значение объема привлеченных инвестиций на 2012 г. составляют 1993,9, что на 44,4 млн руб. больше значения показателей отчетного года. Что касается источников привлечения инвестиций, то по итогам 2011 г. наиболее значимыми из них являются собственные средства (917,6 млн руб.) и кредиты банков (718,8 млн руб.). По прогнозу на 2012 г. собственные инвестиции составят 1093,8 млн руб., кредиты банков 667,2 млн руб., субсидии по программе стабилизации ситуации на рынке труда - 96 млн руб., займы и гранты фонда поддержки малого и семейного предпринимательства 89,6 млн руб. В сравнении с источниками инвестиционных ресурсов в отчетном периоде, следует сделать вывод, что рост инвестиций предполагается исключительно за счет собственных средств, которых в 2012 г. планируется привлечь на 176,2 млн больше.

Такой значительный прирост инвестиций в развитие областной целевой программы, по нашему мнению, связан с тем, что за последние три года в рамках программы реализовано 68 пилотных и инвестиционных проекта, которые позволяют получать нетрадиционные виды сельскохозяйственной продукции. Наибольшее число проектов реализуется по направлениям: овощеводства - 14, пчеловодства - 12, овцеводства - 11 и молочное скотоводство - 8 единиц [2].

Многообразие видов деятельности малых сельхозтоваропроизводителей обеспечивается прежде всего за счет роста числа участников программы. В период 2009-2011 гг. прирост числа участников составил 9,8 тыс. чел. Данный прирост обусловлен активным вовлечением личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которых в 2011 г. было 16987 единиц, что на 2738 больше, чем в 2010 г. Кроме того, в 2011 г. осуществляли деятельность 3333 семейных фермы, что на 1017 единиц больше, чем за аналогичный период

2010 г. Как следствие, предполагается рост производства с.-х. продукции. В

2011 г. участниками программы было произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 6808 млн руб., что больше чем в 2009 г. в 3 раза. По прогнозу на 2012 г. в рамках программы предполагается произвести продукции на сумму 10187 млн руб., что на 49,6% больше, чем в отчетном периоде.

Столь значительные объемы производства специфической сельскохозяйственной продукции требуют специализированной системы сбыта, ориентированной на потребителя. Проблема сбыта для малых семейных форм хозяйствования является основной, поэтому для организации эффективного сбыта продукции в рамках программы «Семейные фермы Белогорья» была создана сеть магазинов шаговой доступности «Фермер». Первый магазин такого типа в августе 2008 года был открыт в г. Строитель. В 2009 году магазины «Фермер» открылись в Яковлевском районе Белгородской области, в п. Дубовое, п. Майский, п. Разумное и п. Северный. При этом магазины позиционируются как торговые точки, реализующие продукцию местных производителей. На данный момент в продаже представлено 2 тысячи ассортиментных групп, из которых порядка 80% продукции - это продукция Белгородских производителей, из них 30% продукция малых семейных форм хозяйствования. В магазинах торговой сети покупатели могут приобрести свежие, экологически чистые виды продукции: разливное молоко 4% жирности, домашние рассольные сыры, подсолнечное масло, цветочный мёд, охлаждённое домашнее мясо, домашний хлеб и т.д. Для реализации продукции, произведенной в семейных фермах, был разработан и зарегистрирован одноименный бренд и уже сейчас на рынке области можно встретить фирменное масло «Семейные фермы Белогорья», мягкий сыр с белой плесенью «Камамбер», пастеризованное молоко с массовой долей жира 2,5% и 3,2%, топленое молоко, сметану жирностью 15% и 20%, сгущенное молоко.

В рамках программы малые сельхозтоваропроизводители в 2011 г активно занимались производством картофеля (28,5 тыс. тонн), овощей (22,5 тыс. тонн), зерновых и зернобобовых, технических и масличных культур (316,6 тыс. тонн). Кроме того, следует отметить рост объемов производства отдельных видов продукции в 2011 г. в сравнении с аналогичным периодом базисного года. Производство картофеля возросла на 69 %, овощей - на 10 %, ягод и фруктов -на 80 %, грибов - на 92 %, рыбы - на 37 %, молока - на 58 %. Наибольший прирост объемов производства отмечен по таким видам сельскохозяйственной про -дукции как мясо всех видов и продукты переработки - 108 % и 187 % соответственно. Что касается плана производства товарной продукции на 2012 год, то в плановый период предполагается увеличение объема производства всех без исключения видов сельскохозяйственной продукции.

В 2011 г. в рамках областной целевой программы реализовано с.-х. продукции на сумму 6047 млн руб. Из них 3156 тыс. руб. - это продукция животноводства, 2228 тыс. руб. - продукция растениеводства, 367 тыс. руб. - продукты переработки и 296 тыс. руб. - прочая продукция. Около 1/3 произведенной продукции было реализовано через магазины и рынки на территории области (29,0%), более 1/4 (26,0%) - перерабатывающим преприятиям, 20,0% - предприятиям торговли, на ярмарках - 11,0%. Остальные каналы сбыта в силу незначительного объема реализации малозначимы. Так, в социальные учреждения реализовано всего 7,0% продукции, посредством логистических центров и тор-

говых сетей - 0,3%, через сеть «Фермер-торг» - 0,2%, другие каналы сбыта -6,0%. Несмотря на это, участник программы предполагают наращивать объемы производства. План реализации сельскохозяйственной продукции на 2012 г. предусматривает производство картофеля на уровне 391 тыс. тонн, из которых 258 тыс. тонн предполагается на нужды личного потребления, реализации будет представлено 133 тыс. тонн. Что касается мяса всех видов, то его предполагается произвести 42,6 тыс. тонн, из которых к реализации будет представлено 15,45 тыс. тонн. Аналогичная картина отмечается и по молоку и молочной продукции в пересчете на молоко, где из произведенных 306 тыс. тонн на личное потребление будет израсходовано 213 тыс. тонн. Основными каналами реализации для вышеперечисленной продукции станут социальные учреждения, перерабатывающие предприятия и другие виды реализации.

В качестве альтернативного рынка сбыта, для произведенной в рамках программы продукции, предлагается организовать ее сбыт на территории Дальневосточного федерального округа. По состоянию на 2011 -2012 годы потребление продуктов питания по отдельным продовольственным группам остается недостаточным в сравнении с рекомендуемыми нормами здорового питания. Это касается, прежде всего, яиц и яйцепродуктов (недостаток 7,3%), овощей (недостаток 9,2%) и фруктов (недостаток 31,1%).

Следовательно, целесообразным будет являться заключение договоров о сотрудничестве на уровне глав регионов и поставке продукции, что может привести к получению дополнительного синергического эффекта от согласованной реализации целевых программ различных регионов. Кроме того, такой подход к реализации региональных целевых программ может обеспечить продовольственную безопасность регионов Дальневосточного федерального округа за счет качественных отечественных продуктов питания.

Литература:

1. Семейные фермы Белогорья: постановление Правительства Белгородской обл. 18.06.2007.

2. Китаёв Ю.А., Дорофеев А.Ф. ЛПХ как форма существования крестьянства в России // АПК: экономика и управление. 2011. №12. С. 37-41.

Китаёв Юрий Александрович, кандидат экономических наук, доцент Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина Тел. 4722 39 21 79 E-mail: uzhik16@rambler.ru

We consider the regional target program "Family Farm White-Darya", which allowed a certain extent to solve the problem of marketing products for private households in the region.

Keywords: Belgorod region, support, "Family farms Belogoriya" small family business, farm products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.