Рождество Христово, Пасха, праздник Иконы Донской Божьей Матери.
Казачий компонент введен в содержание следующих дополнительных образовательных программ: «Танцевальное искусство», «Хоровое искусство», «Военная подготовка», «История кадетских корпусов», «Казачий спас». Программа «Казачий спас» включает в себя изучение истории и воинских традиций казачества, овладение техникой рукопашного боя с применением оружия, в том числе холодного оружия казаков. Изучение патриотических песен и казачьего фольклора составляет основу программ художественно-эстетической направленности.
Результативность работы по гражданско-патриотическому воспитанию измеряется не количеством мероприятий, в которых приняли участие школьники, а степенью готовности и стремлением обучающихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, стремлением вносить реальный вклад в дело процветания Отечества и отражается в регулярных мониторинговых мероприятиях (анкетирования, социологические опросы школьников, учителей, родителей), материалах педагогического наблюдения (табл. 1).
Результаты диагностических исследований, ежегодно проводимых в школе, показывают положительную динамику выбранных показателей, что свидетельствует об успешном формировании гражданско-патриотических качеств обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 19 с углубленным изучением отдельных предметов», росте их социальной активности, развитии нравственных качеств личности.
Библиографический список
1. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 109-115.
2. ГаврилюкВ.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. -С. 44-50.
3. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. - М.: Белый берег, 2005. - 263 с.
4. Крылов В.М., Семичев В.В. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России: Монография. -СПб.: Петербург-ХХ1 век, 2004. - 160 с.
5. Никулов А.П. Старый Оскол: (историческое исследование Оскольского края). - Старый Оскол, 1997. - 576 с.
6. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. - 2011. -№ 5. - С. 97-103.
7. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // Социологические исследования. -2010. - № 11. - С. 93-104.
8. Цылев В.Р., Мулина Т.В. Многообразие феномена патриотизма молодых мурманчан // Социологические исследования. - 2009. - №2 6. - С. 100107.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
10. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. - 2009. - № 10. - С. 70-79.
УДК 316.4
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
В статье рассматривается сущность социальных технологий в работе с молодежью, классификация и этапы технологий социальной работы с молодежью.
Ключевые слова: социальные технологии, технологии социальной работы с молодежью, классификация технологий социальной работы.
Возникновение ряда глобальных проблем нов по делам молодежи. Многие вышеперечислен-
в молодёжной среде современного обще- ные проблемы молодёжи представляется возмож-
ства (пренебрежение общечеловечески- ным решить с помощью социальных технологий.
ми ценностями, размытость социально-нравствен- Они как раз направлены на решение трудностей
ных ориентиров, отсутствие работы, наркотичес- отдельно взятого человека и всего общества. кая или алкогольная зависимость и др.) требует Понятие «технология» широко используется
внедрения уже имеющихся и разработку новых со- в современной науке и рассматривается одними ав-
циальных технологий в системе учреждений орга- торами (Л.В. Мардахаев) преимущественно с двух
позиций: а) как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели; б) как наиболее оптимальная последовательность педагогической деятельности, позволяющая получить рациональный результат в конкретной ситуации; другими авторами (Р. А. Ов-чарова) она трактуется или как способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности, или практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов.
Таким образом, технология предусматривает, что осуществляемая специалистом деятельность рационально расчленяется на процедуры и операции, взаимосвязанные друг с другом, каждой из которых предписываются оптимальные средства, методы, приемы их реализации на практике и условия, при которых данные действия целесообразны.
Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначального его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства [4, с. 12]. Впоследствии оно получило широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной.
Источником развития социальной технологии, по мнению К.Р. Поппера являются практические проблемы человека и общества. Социальная технология призвана эффективно решать такие проблемы как бедность, безработица, потеря здоровья, насилие.
Наибольшее распространение термин «социальная технология» получает в зарубежной литературе в 1970-е гг. Такие ученые как Н. Виг, С. Лем,
Н. Стефанов, М. Марков и другие разрабатывают обоснование средств, инструментария, форм реализации.
Интересно описывает природу возникновения социальных технологий болгарский ученый Н. Стефанов, который определяет ее как деятельность по достижению поставленной цели и изменению объекта этой деятельности [1, с. 45].
М. Марков трактует ее, как способ реализации конкретного сложного процесса решения социальной проблемы путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых однозначно [1, с. 45].
По мнению отечественного ученого Н.Ф. Тарасенко, социальная технология является специфическим средством преобразования природы на ос-
нове труда и познания, одновременно развертыванием в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований [2, с. 21].
Л.Я. Дятченко предлагает рассматривать социальную технологию в разрезе двух составляющих, характеризуя их следующим образом: «социальная технология как общественный феномен, имеет две составные части: с одной стороны - это целенаправленная деятельность человека по совершенствованию социальных отношений и себя как личности, с другой - это область теории, особым образом организованные знания [1, с. 48].
Сущность социальных технологий применительно к социальной работе Е.И. Холостова интерпретирует как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения [5, с. 28]. Здесь охарактеризован общий подход к пониманию сущности социальных технологий в социальной работе, где они, с одной стороны,могут быть оформлены в виде теоретических знаний, опыта, умений, а с другой - практики работы субъектов социальной деятельности.
В российской науке в настоящее время происходит дальнейшее развитие этого понятия через его дифференциацию. В частности, П. Д. Павле-нок (2004) определяет понятие социальные технологии в социальной работе, как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения различного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач социальной защиты населения. Причем они базируются, по мнению автора, на опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой [3, с. 263].
М.В. Фирсов (2007) предлагает термин «технология социальной работы» как целенаправленный, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам [7, с. 75]. В этом подходе явно можно определить две составляющие технологии социальной работы: процесс помощи, включающий операции, процедуры и ее результат.
Ряд других авторов (В.И. Жуков, И.Г. Зайны-шев, П.Д. Павленок) под технологиями социальной работы понимают упорядоченную совокуп-
ность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы с целью улучшения социального и материального благополучия индивидов. При этом они отмечают, что технология социальной работы входит в категорию социальных технологий и обладает всеми присущими им особенностями [6, с. 381].
Таким образом, технологии социальной работы представляют собой последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации.
Как деятельность технологии социальной работы представляют собой комплекс действий, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей (в том числе для самых потенциальных социальных групп общества - молодежи и детей).
Технологии социальной работы, как практическая деятельность и область теоретических знаний имеет свою структуру, в которую входит объект и субъект.
К объектам технологий социальной работы в соответствии с подходом Ю.П. Сурмина, Н.В. Тулен-кова можно отнести людей, их взаимодействие, малые и большие группы, а также различные социальные институты и организации.В этом контексте в технологиях социальной работы рассматривается молодежь, как большая социальная группа, являющаяся объектом воздействия.
Ближайшее окружение молодого человека (семья, друзья, клубное объединение, актив общественной организации и др.) является малыми группами, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной и другой санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации молодежи, клубы молодая семья, творческие студии и т.д., где также применяются социальные технологии (технологии организации волонтерской деятельности молодежи, ее досуга и др.).
Неофициальные молодежные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов молодых людей, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, молодую семью, коллег по учебной и профессиональной деятельности и другие
Молодой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, является объектом, а впоследствии субъектом реализации социальных технологий, благодаря своему труду, освоению знаний, умений и навыков, реализации своих творческих способ-
ностей и дарований, собственной активной жизненной позиции.
Одной из особенностей технологии социальной работы следует считать ее ориентированность на целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, как организатора взаимодействия и инициатора преобразований (специалиста по социальной работе с молодежью); а с другой - как участника взаимодействия (молодого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию).
И в этой связи следует подчеркнуть, что предметом технологии социальной работы являются возможности и качество жизнедеятельности, как человека, так и общества, интенсивность и эффективность этих процессов, а также способы и приемы решения проблемы удовлетворения потребности человека в социальных услугах, способствующих преодолению его трудной жизненной ситуации.
Необходимо обратить внимание ещё и на то, что технологии социальной работы, судя по анализу литературы, реализуются в двух формах: разработки продуктов, содержащих процедуры и операции, алгоритмы (программы, проекты и др.) и практической деятельности социальных служб по оказанию поддержки молодежи, разработки программ и проектов, направленных на предупреждение и решение трудных жизненных ситуаций, социальных проблем молодого поколения.
Итак, к отличительным признакам технологий социальной работы с молодежью, можно отнести:
1) разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;
2) скоординированность и поэтапность действий специалистов, реализующих проект, программу и др. по достижению искомого результата;
3) каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций.
4) динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом в эвристическом характере деятельности;
5) непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
6) цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы;
7) дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиента с момента целеполагания до исполнения принятого решения.
Разнообразие технологий социальной работы с молодежью не исключает возможности их классификации.
По типу социального процесса, учитывая интегрированный характер социальной работы, ученые выделяют собственно социальные технологии, экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность; экологические, ориентированные на моделирование и взаимодействие человека с природой; социальные, регулирующие социальную сферу общества; политические технологии, которые оперируют политическими процессами, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские. В эту же классификационную группу можно отнести технологии: культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры; духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; информационные, отражающие информационные процессы; управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов.
Технологии социальной работы с молодежью в зависимости от уровня делятся на: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие наличия особой квалификационной подготовки у специалистов; комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов работающих в разных областях.
С точки зрения масштабности объекта техно-логизации в литературе выделяют: а) глобальные социальные технологии, направленные на регулирование проблем современной цивилизации; континентальные, ориентированные на решение проблемы континента; национальные, решающие проблемы в пределах страны; технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества. К этой классификационной группе могут быть отнесены также технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, технологии человеческих ресурсов и другие; б) региональные социальные технологии, которые обеспечивают территориально организацию социальной жизни. Они ориентированы на решение конкретных региональных проблем, преодоление разбалан-сированности социальной сферы, оптимизацию социальных процессов. Применительно к региону разрабатываются пакеты социальных технологий, каждая из которых решает определённую проблему. Поэтому, достаточно большой интерес для практики вызывает анализ наиболее эффективных технологий социальной работы с молодежью в отдельных регионах Российской Федерации; в) локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, в том числе молодежи.
Технологии социальной работы с молодежью можно классифицировать и по степени новизны на инновационные (новаторские); традиционные, ретро (рутинные). Под инновационными технологиями В.Н. Иванов, В.И. Патрушев понимают те, которые выступают, прежде всего, как важный эле-
мент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны, решения проблем. В качестве примера можно привести внедрение социального туризма, как технологии социокультурной реабилитации молодых инвалидов.
Традиционные технологии представляют собой известные апробированные и устоявшиеся формы социальной деятельности ориентированной на имеющиеся традиции; а ретро (рутинные) - это технологии заимствованные из прошлого.
По типу выполняемой функции различают технологии социальной работы с молодежью: познавательные, обучающие, игровые.
По времени жизни, продолжительности можно выделить длительные и кратковременные технологии социальной работы с молодежью. Длительные - развиваются в пределах нескольких лет. Например, «Программа Всероссийского общества слепых». Кратковременные, как правило, разрабатываются для решения острой социальной проблемы, как например, технология сезонной занятости учащейся молодежи на период каникул.
По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий социальной работы с молодежью: общие (универсальные) и частные.
Любая общая (универсальная) технология социальной работы реализуется с помощью пакета частных технологий: экономических, финансовых, организационных, которые наиболее эффективно решают конкретные проблемы человека попавшего в трудную жизненную ситуацию или группы. К частным технологиям можно отнести: социально-бытовую адаптацию молодых инвалидов, обучение техникам составления профессионального резюме безработной молодежи, реадаптацию молодых людей, вышедших из пенитенциарных учреждений и т.д.
Характерными признаками любой технологии провозглашаются:
- процессуальность, как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;
- детальное представление конечного результата;
- разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;
- поэтапное выполнение определенных действий;
- однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;
- воспроизводимость, то есть возможность использования технологии другими специалистами;
- экономичность, то есть эффективность при наименьших затратах времени и сил;
- корректируемость, управляемость на основе обратной связи.
На основе этих принципов строится алгоритм у любой общей технологии. Она осуществляется последовательно и состоит из нескольких этапов:
I этап - сбор информации о проблеме молодого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
II этап - разработка критериев и показателей развития социальных умений и навыков молодого человека, имеющего трудную жизненную ситуацию.
III этап - подбор методов социальной диагностики, позволяющих изучитьвосприятие проблемы клиентом и его ближайшим окружением (семьей, друзьями, учебным или производственным коллективом), установить степень развитости тех или иных социально и личностно значимых качеств, умений и навыков, влияние факторов на этот процесс.
IV этап - анализ результатов социальной диагностики и постановка социального диагноза, определение прогноза по преодолению выявленных причин проблемы или трудности клиента.
V этап - отбор частных лично-ориентированных технологий социальной работы, их адаптации в соответствии с потребностями клиента.
VI этап - оценка результатов применения технологий социальной работы и определение их эффективности в решении проблем клиента.
Частные технологии социальной работы с молодежью в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям данной социальной группы, нуждающимся в поддержке, а именно молодым инвалидам, мигрантам, безработной молодежи, молодым семьям, студентам и т.д.
Одной из наиболее эффективных частных технологий социальной работы с молодежью является, например, проведение молодежных форумов. Как в частной технологии социальной работы с молодежью в молодежном образовательном форуме принято выделять пять этапов:
1. Определение целевой аудитории Молодежного форума.
2. Определение тематики Молодежного форума.
3. Разработка концепции и программы Моло-
дежного форума.
4. Организация работы со средствами массовой информации.
5. Методическая поддержка участников Молодежного форума.
Таким образом, общие (универсальные) технологии социальной работы с молодежью можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности молодежи, имеющей трудную жизненную ситуацию. Общие технологии социальной работы с молодежью разрабатываются на основании практического опыта учреждений по предоставлению социальной помощи и поддержке молодежи, а также на принципах и теоретико-методологических закономерностях, отрытых социальными науками. Частные технологии социальной работы представляют собой совокупность приемов, форм воздействий государственных и общественных организаций, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты молодежи, имеющей трудную жизненную ситуацию.
Библиографический список
1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - М.; Белгород: Центр социальных технологий, 1993. - 343 с.
2. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. - М.: Изд-во «Экономика», 2001. - 327 с.
3. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2004. - 476 с.
4. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий. Учеб. пособие. - Киев: МАУП, 2004. - 608 с.
5. Технологии социальной работы: Учебник / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. -400 с.
6. Технология социальной работы: Учебник / под ред. В.И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ; Изд-во «Омега-Л», 2011. - 388 с.
7. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 432 с.