Пиденко A.B.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК: СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Результаты фундаментальных и прикладных исследований, проводимые в настоящее время в экономике России, а также зарубежный опыт экономической деятельности свидетельствуют о том, что процессы экономического роста, его темпы и качество, а также степень обновления социально-экономического потенциала определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. На современном этапе развития исследователи фиксируют то обстоятельство, что без инвестиционных накоплений вообще никаких положительных сдвигов в экономике не происходит.
Без инвестиций невозможны: формирование технической базы на современном уровне, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках; процесс проведения структурного и качественного обновления национального и мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры. Чем интенсивней идет процесс инвестирования, тем быстрее происходит качественное обновление производства, и тем активнее осуществляются эффективные рыночные преобразования на всех уровнях экономики.
Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне экономики. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного хозяйствующего субъекта и являются одним из основных факторов промышленности роста и развития экономики в целом.
В процессе реформирования государственного устройства Российской Федерации сложилась объективная потреб-
ность в расширении научных исследований региональных аспектов российской экономики с учетом комплексного и системного решения проблем, связанных с развитием рыночного механизма.
Основой региональной экономики является регион, то есть часть территории с более или менее однородными природными, экономическими, демографическими, политическими и историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс хозяйственных отраслей.
Региональная политика охватывает весь комплекс законодательных, административных, социально-экономических и других мероприятий, осуществляемых федеральными и региональными органами. В то же время практика показывает, что интересы отдельных территорий далеко не всегда совпадают с интересами государства в целом и нередко противоречат интересам соседних территорий. В этом смысле региональная политика представляет собой своеобразный компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов, а ее гармония состоит именно в компромиссе общероссийских и региональных интересов, экономической эффективности и социальной справедливости.
Основными целями региональной политики в экономической сфере являются: рациональное использование многообразия экономических возможностей регионов, эффектов региональной агломерации, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
Исходя из целей региональной политики, формируются ее стратегические задачи. При этом задачи, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Реализация задач регионального развития должна быть тесно связана с проводимой структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и другими видами общероссийской политики, осуществления того или иного варианта развития региона. В то же время следует учитывать, что большая часть региональной политики осуществляется непосредственно в регионах, поэтому для решения тактических задач региональной политики должен быть создан социально-экономический механизм, сочетающий индикативное государственное регулирование и региональное самоуправление.
Вышеизложенное позволяет подчеркнуть, что приоритетной задачей в устойчивом и поступательном развитии как экономики России в целом, так и в разрезе регионов в настоящее время является привлечение и эффективное вложение инвестиций в социально-экономический потенциал страны.
Мобилизация инвестиционных источников экономического развития России и ее регионов должна происходить по наиболее важным приоритетным направлениям. В настоящее время на основе реализации национальных приоритетов,
формирования и развития методов регулирования процессами модернизации экономики инвестиционные ресурсы концентрируются на наиболее значимых направлениях.
Источниками финансирования инвестиций в основной капитал, как известно, являются:
■Собственные средства предприятий (в том числе прибыль, остающаяся в распоряжении организаций);
■ Привлеченные средства, включающие средства федерального и местного бюджетов; банковские кредиты; заемные средства других организаций; средства внебюджетных фондов; средства от эмиссии акций.
Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал служат собственные средства предприятий. Воспроизведение сопоставимых данных за весь период 1990-х гг. по стране и федеральным округам затруднительно, поскольку до 1998 г. структура источников финансирования определялась по полному кругу предприятий, а позже в их составе перестали учитываться субъекты малого предпринимательства.
Динамика соотношений собственных и привлеченных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал по макрорегионам (МР) России отражена в таблице 1.
Таблица 1. Соотношения собственных средств (СС) и привлеченных средств (ПС) в источниках финансирования инвестиций в основной капитал по макрорегионам России
в 1999-2004 гг. (в процентах) 1
Макрорегионы 1999 2000 2001 2002 2003 2004
СС ПС СС ПС СС ПС СС ПС СС ПС СС ПС
Центральный 41,6 58,4 40,6 59,4 33,6 66,6 49,4 50,6 45,0 55,0 45,6 54,4
Северо-Западный 59,6 40,4 56,8 43,2 48,2 51,8 49,0 51,0 45,2 54,8 48,0 52,0
Южный 55,6 44,4 44,8 55,2 34,6 65,4 36,5 63,5 38,3 61,7 44,8 55,2
Приволжский 59,6 40,4 61,8 38,2 60,1 39,9 58,8 41,2 55,8 44,2 56,5 43,5
Уральский 60,1 39,9 54,8 45,2 52,0 48,0 50,9 49,1 46,3 53,7 46,2 53,8
Сибирский 57,3 42,7 59,8 40,2 64,9 35,1 67,7 32,3 61,1 38,9 54,1 45,9
Дальневосточный 51,0 49,0 66,4 33,6 52,4 47,6 51,6 48,4 40,8 59,2 33,6 66,4
РФ 53,2 46,8 52,4 47,6 47,5 52,5 49,4 50,6 45,0 55,0 45,6 54,4
1 Составлена на основе источников: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2004. — С. 806-809; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб./ Росстат. — М., 2005. — С. 910-913.
Из данных таблицы 1 следует, что главным источником финансирования инвестиций в МР выступали собственные средства. В соответствии с рассматриваемой динамикой изменения соотношений между собственными и привлеченными средствами можно выделить три группы макрорегионов (МР):
- МР, в которых собственные средства за всю шестилетнюю динамику превосходили привлеченные средства (Приволжский и Сибирский МР);
- МР, которые отличались изменчивой тенденцией в превосходстве того или иного источника инвестиций (СевероЗападный, Уральский и Дальневосточный МР);
- МР, которые отличались устойчивой тенденцией превосходства привлеченных средств финансирования инвестиций над собственными средствами, к ним относятся Центральный и Южный (за исключением 1999 г.) МР.
Собственные средства предприятий преобладают над привлеченными в относительно благополучных в социально-экономическом плане регионах. Здесь имеются в виду регионы с развитой промышленностью и успешно функционирующими компаниями. Распределение источников инвестиций в основной капитал МР в абсолютном выражении за 2004 г. в текущих ценах приведено в таблице 2, в которой заслуживают особого внимания два источника финансирования инвестиций из состава привлеченных средств: кредиты банков и средства федерального бюджета.
Отдельный и очень актуальный вопрос — это проблема привлечения иностранного капитала в Российскую экономику.
По мнению сотрудников Всемирного банка, изучавших эту проблему, участие России в мировых ПИИ в период экономической стабилизации после 2000 г. осталось практически неизменным, не превышая в среднем 4-4,5 млрд долл. США в год, что составляет 0,4-0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти).
Основная причина отставания России — отсутствие наступательного и системного подхода к решению этого основополагающего вопроса на уровне высших эшелонов власти. С точки зрения сторонников либерализма в экономической теории, достижение финансовой стабильности и экономического роста зависит от способности правительства оптимизировать условия для развития рыночных механизмов, что делает страну привлекательной для иностранных капитальных вложений и наукоемких технологий.
Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития, но и в определенной мере ослабить национальную безопасность страны.
Макрорегионы Собственные средства Привлеченные средства Изз них
кредиты банков бюджетные средства из них
федеральный бюджет региональный бюджет
Центральный 195033 337844 17906 63177 21284 38514
Северо-Западный 125716 136193 13892 19203 11304 7218
Южный 89624 110429 10159 18883 9939 8172
Приволжский 194524 149767 7488 30702 11083 17972
Уральский 207256 241651 7241 33306 3862 26307
Сибирский 101811 86380 4665 14598 6479 7256
Дальневосточный 44604 88145 5906 16219 7404 7933
РФ 958568 1150109 67257 196088 71355 113372
Таблица 2. Объемы инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в МР
за 2004 г. (в текущих ценах; млн руб.)
Так, ряд российских экспертов считают, что на замену физически устаревших производственных мощностей (без учета морального износа) требуется 350 млрд долл., а с учетом обновления на основе факторов морального износа следует добавить еще 183 млрд долл., то есть накопленная потребность выражается в сумме 535 млрд долл. Кроме того, отмечается необходимость ежегодного текущего возмещения амортизации в размере от 13-14 млрд до 18-19 млрд долл.1
По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд долл. Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2004 г. российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд долл.
В 2006 г. в государственном бюджете России создан инвестиционный фонд, с помощью которого правительство будет осуществлять финансирование проектов в области инфраструктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув таким образом экономический рост.
Пример быстроразвивающихся азиатских стран также свидетельствует о необходимости стратегической поддержки участия государства в приоритетных проектах, реализация которых зависит от тесного сотрудничества между государством и бизнесом. В Китае каждый важный город имеет государственный инвестиционный фонд, управляемый специализированным государственным банком, важнейшими задачами которого являются:
- финансирование инфраструктурных, энергетических и транспортных проектов;
- выделение кредитов частным предприятиям для приоритетных проектов с участием иностранного капитала.
1 Путь в XXI век. — М.: Экономика, 2005. — С. 230.
2 Агентство «Интерфакс», новости от 05.08.2005.
Тем не менее, Россия сегодня еще остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов.
До настоящего времени ПИИ, сосредоточенные главным образом в Москве и Московской области (всего 50%), увеличивали разрыв между столицей и регионами. Даже Санкт-Петербург, второй по величине город РФ, с населением почти 5 млн человек (это более половины проживающих в Москве), привлекает только 2-5% (включая Ленинградскую область) российских ПИИ в год. Достигнув 272 млн долл. в 1999 г. (что представляет лишь десятую часть объемов ПИИ, привлекаемых одним городом Китая с таким же населением), они снизились до 70,3 млн долл. в 2004 г.3
ПИИ-политика России должна способствовать не только формированию благоприятного климата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов4. Для этого необходимо обеспечить: определение слабых и сильных сторон российской экономики, а также национальные приоритеты, чтобы направить важнейшие ПИИ туда, где они более всего требуются. Именно так в последние 20 лет действовало китайское руководство, которое добилось экономического развития вначале прибрежных регионов, затем центра, запада и севера страны. Сегодня этот вопрос решается в Южном федеральном округе на примере строительства олимпийских объектов г. Сочи.
ПИИ-стратегия включает три блока:
- страны доноры;
- страны-конкуренты;
- ПИИ-клиенты (предприятия).
3 The Investor's Handbook. Официальное издание правительства Санкт-Петербурга, 2005. С. 18
4 По данным UNCTAD, за 2000-2003 гг. наиболее крупные средние годовые оттоки ПИИ были из следующих стран (млрд долл.): США — 134, Великобритания — 96, Франция — 93, Бельгия — 82, Нидерланды — 49, Испания — 36, Япония — 33, Канада — 32, Германия — 27, Швейцария — 21, Швеция — 19, Италия — 15.
Важной частью реализации ПИИ-стратегии является целенаправленный активный поиск желаемых предприятий-инвесторов с помощью стратегического пакета инструментов. Даже такие бывшие отсталые страны, как Индия и Пакистан, пользуются своим пакетом инструментов включая: расширение особых экономических зон во всех их видах (high tech, свободная торговля, технологические парки, туристические зоны); мероприятия no PR, информирование и консалтинг, включая презентации у самого инвестора; обеспечение побудительных механизмов, включая местное финансирование при выгодных процентных ставках.
Разработка таких специальных механизмов и инструментов и непосредственное активное общение с инвесторами уже позволят превратить единичные ПИИ-проекты в массовые потоки. Ниже представлена схема инструментов ПИИ-политики, см. рис. 1.
Мы полагаем, что для ежегодной реализации нескольких важнейших проектов в каждом из семи российских федеральных округов целесообразно сформировать на общероссийском уровне команду высококвалифицированных специалистов. Ее задача — идентифицирование потенциальных зарубежных «кандидатов в инвесторы» и сопровождение одобрен-
ных проектов совместно с предприятиями. Для поддержки работы центральной ПИИ-команды желательно иметь координирующие звенья в каждом округе.
Самые главные конкуренты России на сегодняшний день — Китай и Индия, представляющие собой крупные растущие рынки, притягивающие внимание западных предприятий.
При планировании ПИИ следует учесть, что в России исторически сложилась еще со времен первых пятилеток промышленная структура, основанная на крупных предприятиях-гигантах. Зона средних и малых предприятий (СМП) оказалась слишком ограниченной.
На Западе средний и малый бизнес рассматривается не только как фактор устойчивого развития экономики, но и как двигатель НТП. Такая оценка связана с тем, что этот сектор бизнеса в ЕС и США перешел на новую стадию развития, став зоной инноваций и интеллектуального капитала. В России же он в основном сосредоточен на посреднических торговых услугах и в строительстве, которые позволяют, скорее, продать готовую продукцию, но не модернизируют реальный сектор.
Объемы и ежегодные темпы роста иностранного капитала в экономику РФ отражены в таблице 3.
Рис. 1. Инструменты ПИИ-политики
2000 2001 2002 2003 2004
Млн % Млн % Млн % Млн % Млн %
долл. долл. долл. долл. долл.
Все иностранные инвестиции 10958 100 14258 130,1 49780 138,7 29699 150,1 40509 136,4
в т.ч.: прямые 4429 100 3980 89,9 4002 100,5 6781 169,4 9420 138,9
портфельные 145 100 451 311,0 472 104,6 401 85,0 333 83,0
прочие 6384 100 9827 154,0 15306 155,8 22517 147,1 30756 136,6
из них: торговые кредиты 1544 100 1835 119,0 2243 122,3 2973 132,5 3848 129,4
прочие кредиты 4735 100 7904 167,0 12928 164,0 19220 148,7 26416 137,4
Прямые иностранные инвестиции представляют собой действительные капитальные вложения в реальный сектор экономики. Кредиты и ценные бумаги могут стать предпосылками последующих инвестиций, но вовсе не обязательно будут использованы таким образом, поэтому надо особенно акцентировать внимание на реализованных прямых иностранных инвестициях.
Особенно следует подчеркнуть, что при принятии решений инвесторами о возможных потоках иностранных инвестиций в страну огромное значение приобретают официальные статистические данные, доступность получения материалов об основных итогах экономического развития РФ и ее регионов, видов экономической деятельности. Кроме того, значимость информации намного возрастает, если она включает результаты факторного анализа развития производства, потребления, занятости, а также состояние ключевых субъектов экономики. Именно такой уровень информации адекватен современному рынку ПИИ.
Работая в этом направлении, Рос-стат и его региональные органы смогут сделать очень многое для информирования иностранных инвесторов, формирования их заинтересованности в направлении потоков ПИИ в Россию. Было бы желательно, чтобы официальные статистические издания и публикации содержали специальные разделы с данными по иностранным инвестициям, особенно на региональном уровне.
Положительное значение имело бы издание специализированных сборников и бюллетеней по регионам и видам экономической деятельности, предназначен-
ных для иностранных инвесторов. Эти издания должны, с нашей точки зрения, базироваться на определенной системе статистических показателей, представляющих особый интерес для инвесторов, и по возможности издаваться на английском языке. Здесь мог бы прийти на помощь журнал Росстата «Статистическое обозрение», издаваемый на русском и английском языках.
Статистические службы могли бы подготавливать ряд изданий совместно с другими российскими организациями, включая в них законодательные документы, материалы о перспективах развития экономики, таможенных условиях и другие. Такое комплексное сочетание информации, основу которой составляет официальная статистика Росстата, придаст публикациям особую значимость.
Несомненно, статистика может оказать серьезное содействие в деятельности по расширению притока иностранных инвестиций в Россию.
Библиографический список
1. Наливайский В.Ю., Брюховецкая С.В., Феслер С.В., Червонный Е.А. Региональная структурно-инвестиционная политика: Монография под ред. проф. Наливайского В.Ю. / РГЭУ (рИНХ). — Ростов н/Д, 2002.
2. «О Целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы» / Областной закон от 22 октября 2004 года №180-ЗС.
3. Пиденко А.В., Ямпольская Н.А. Инвестиции — важнейший механизм управления качеством конкурентоспо-
собностью // Сб. научных трудов РСЭИ. — Ростов н/Д, 2005.
4. Путь в XXI век. — М.: Экономика, 2005.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2005.
6. The Investor's Handbook. Официальное издание правительства Санкт-Петербурга, 2005.