Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГАЗ / НЕФТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василькова С.В., Фролов А.П.

В рамках общей государственной политики стратегического планирования, включая прогнозирование социально-экономического развития, целесообразна выработка общих подходов к планированию производства определенной продукции в нефтегазохимической отрасли. Такое планирование необходимо осуществлять в постоянном взаимодействии государства с компаниями отрасли, а также с компаниями других отраслей, в которых востребована производимая в нефтегазохимической отрасли продукция. В данной статье рассмотрены положения развития нефтегазохимической отрасли, которые носят региональный характер. Оценены перспективы ее развития. Подчеркивается, что химическая и нефтехимическая промышленность играют существенную роль в отечественной экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL NATURE OF THE DEVELOPMENT OF THE PETROCHEMICAL INDUSTRY

Within the framework of the general state policy of strategic planning, including the forecasting of socio-economic development, it is advisable to develop common approaches to planning the production of certain products in the petrochemical industry. Such planning must be carried out in constant interaction between the state and companies in the industry, as well as with companies in other industries that are in demand for products manufactured in the petrochemical industry. This article discusses the provisions of the development of the petrochemical industry, which are of a regional nature. The prospects of its development are evaluated. It is emphasized that the chemical and petrochemical industries play a significant role in the domestic economy, having a significant impact on key industries, construction and agriculture.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

Региональный характер развития нефтехимической отрасли_

Василькова Светлана Витальевна,

к.ю.н. заведующая кафедрой предпринимательского и энергетического права, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, vasilkova973@mail.ru

Фролов Александр Петрович,

магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, frolov147@yandex.ru

В рамках общей государственной политики стратегического планирования, включая прогнозирование социально-экономического развития, целесообразна выработка общих подходов к планированию производства определенной продукции в нефтегазохимической отрасли. Такое планирование необходимо осуществлять в постоянном взаимодействии государства с компаниями отрасли, а также с компаниями других отраслей, в которых востребована производимая в нефтегазохимической отрасли продукция. В данной статье рассмотрены положения развития нефтегазохимической отрасли, которые носят региональный характер. Оценены перспективы ее развития. Подчеркивается, что химическая и нефтехимическая промышленность играют существенную роль в отечественной экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство.

Ключевые слова: нефтехимическая отрасль, газ, нефть, промышленность, законодательное регулирование.

Важнейшие проекты, носящие региональный характер, но при этом имеющие значение в масштабах всей национальной экономики, запланированные к реализации в обозримой перспективе.

Полагаем важным рекомендовать органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовы-ваться указанные проекты, активно включаться в их осуществление, взаимодействуя с соответствующими компаниями, и оказывать им необходимую поддержку.

Помимо изложенных предложений обозначим также возможную тематику перспективных научных исследований.

1. В рамках общей государственной политики стратегического планирования, включая прогнозирование социально-экономического развития, целесообразна выработка общих подходов к планированию производства определенной продукции в нефтегазохимической отрасли. Такое планирование необходимо осуществлять в постоянном взаимодействии государства с компаниями отрасли, а также с компаниями других отраслей, в которых востребована производимая в нефтегазохимической отрасли продукция. Суть заключается в координации научных разработок и внедрения их результатов в производство в точном соответствии с потребностями отраслей, использующих (планирующих в перспективе до 2035 года использовать) ту или иную полимерную и другую продукцию нефтегазохимии. Рациональное планирование предложения, четко ориентированного по спросу на внутреннем рынке[1], в том числе для государственных нужд, то есть планирование «от потребителя» позволит повысить эффективность и результативность деятельности нефтегазохимических производств. Перспективным направлением научного исследования в рамках правового

обеспечения развития отрасли является выработка сбалансированного правового механизма соответствующего стратегического планирования в формате трехстороннего взаимодействия (государство - компании нефтегазохимической отрасли - компании иных отраслей).

2. Важным направлением является анализ ведомственного нормотворчества (включая акты Минстроя России и Ростехнадзора, которые существенным образом влияют на содержание деятельности нефтегазохимических производств в части производства новых материалов) на предмет, во-первых, избыточных требований и административных барьеров, устранение которых позволило бы упростить процесс производства продукции нефтегазохимии без ущерба безопасности и качеству, во-вторых, выработки предложений по оптимизации требований и стандартов в некоторых отраслях (включая строительство и ЖКХ) для широкого применения новых и перспективных материалов, производимых отечественным нефтегазохимическим комплексом. Важно широко применять механизмы «регуляторной гильотины» для устранения излишнего регулирования и рискориентированный подход, позволяющий более гибко применять новые решения и материалы, если от этого не страдают требования к безопасности продукции и объектов (в настоящее время применение этих механизмов является одним из самых актуальных трендов административного регулирования).

3. Проработка дальнейших направлений внедрения отечественных стандартов качества продукции нефтегазохимической отрасли.

Важно прорабатывать правовые и организационные механизмы продвижения отечественных стандартов (в том числе разрабатываемых в рамках деятельности созданного в феврале 2020 года компаниями «Газпром», «Газпромнефть», «СИБУР» и «Татнефть» Института нефтегазовых технологических инициатив) для укрепления позиций и конкурентоспособности российских компаний нефтегазохимической отрасли на международном уровне.

4. Определение перспективных дополнительных мер и механизмов государственной поддержки[2] развития предприятий и проектов в нефтегазохимической отрасли. Среди таковых первостепенное значение имеет развитие инфраструктуры (прежде всего инженерной и транспортно-логистической, но во взаимосвязи с ними и социальной) с непосредственным участием государства, что позволяет создавать большую инвестиционную привлекательность территорий соответствующих нефтегазохимических кластеров для потенциальных частных инвесторов, а также принятие законодательных мер, направленных на установление финансовых, налоговых механизмов стимулирования повышения деловой активности в нефтегазохимической отрасли.

5. В указанной сфере и смежных сферах значение имеет деятельность не только крупного бизнеса, но и субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка которых является в настоящее время весьма важным направлением, находящимся в фокусе внимания государства. Соответственно, необходима разработка перспективных подходов к правовым механизмам такой поддержки в отношении тех субъектов МСП, которые осуществляют деятельность в сфере нефтегазохимии.

Их деятельность имеет также важное социальное звучание и может создавать «точки роста» в малых городах и населенных пунктах, предотвращая отток населения.

Полагаем такой подход оправданным и считаем важным постоянный анализ нормативных правовых актов на предмет достаточности закрепляемых и реализуемых мер соответствующей поддержки, а также определение дополнительных механизмов в этой сфере, в том числе мер поддержки со стороны крупного бизнеса в нефтегазовой сфере.

Следует также согласиться с мнением о важности такого направления, как «поддержка усилий малых и средних компаний по наращиванию производства изделий из полимеров и ориентация производителей на запросы переработчиков в отношении требуемых объемов и ассортимента полимеров массового использования и, главное, специальных высокотехнологичных полимеров и композитов»[1].

6. Представляется важной проработка вариантов развития программ финансирования нефтегазохимической отрасли, программ кредитования, включая разработку специальных кредитных продуктов на условиях, которые позволяли бы наилучшим образом стимулировать внедрение инновационных технологий и результатов перспективных научных разработок в производственный процесс в нефтегазохимической отрасли.

В Нефтехимической стратегии обозначен следующий существенный риск, который нельзя не принимать в расчет: «недостаточная заинтересованность российских отраслевых компаний в инновационном развитии, низкий уровень инвестиций, в особенности в отраслевую науку, отсутствие достаточных финансовых ресурсов могут отложить модернизацию отрасли, что приведет к нарастанию технологического отставания от мировых лидеров химического комплекса и потере конкурентоспособности как на экспортном, так и на внутреннем рынке».

Необходимо определить меры, прежде всего, правового характера, направленные на повышение заинтересованности в модернизации производств нефтегазохимической отрасли, на стимулирование развития и внедрения инноваций.

7. На декабрьском совещании Президент Российской Федерации, отметив, что «за последние годы рост производства в отрасли достигнут в основном за счёт развития крупнотоннажной нефтехимии», подчеркнул, что «в малотоннажной другая картина: 1,4 миллиона тонн мы такой продукции ещё импортируем при производстве 3,7 [миллиона тонн]. Совершенно очевидно, есть над чем работать»[2].

Соответственно, очень актуальным является исследование правовых механизмов стимулирования и развития импортозамещения в сфере производства малотоннажной продукции нефтегазохимической отрасли.

8. Представляется важным в развитие этого направления проработать научно обоснованные предложения по механизмам налогового стимулирования развития нефтегазохимической отрасли (по направлениям производства конкретной продукции) на горизонте планирования до 2035 года, включая механизмы налоговой поддержки производителей наиболее перспективных видов продукции (конкретных полимеров, синтетических каучуков и т.д.).

9. Необходимы научные исследования по правовому обеспечению решения задачи по формированию на внутреннем российском рынке устойчивого (и растущего) спроса на отечественную нефтехимическую продукцию.

В Нефтехимической стратегии обозначено, что требуется «стимулировать развитие выпуска продукции более высоких переделов, то есть необходимо смещение фокуса в поставках сырья с экспортных направлений на внутренний рынок для последующей переработки на территории России».

На этом направлении в контексте поставленной Президентом задачи по развитию спроса на внутреннем рынке необходимо определять виды продукции, которые наиболее востребованы и перспективны с точки зрения внедрения в крупных отраслях национальной экономики России. Например, в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимо активно развивать применение полимерных

труб при прокладке новых и модернизации устаревших коммуникаций, стимулируя при этом закупки этого вида продукции именно у отечественных производителей.

10. Важно исследование правового обеспечения более эффективного задействования имеющейся и строящейся инфраструктуры для транспортировки продукции отечественной нефтегазохимии к заказчикам как внутри страны, так и на внешних рынках (к числу очень важных транспортно-логистических коридоров для транзита такой продукции, особенно в части Северо-Западного кластера, полуострова Ямал и т.д., относится Северный морской путь, инфраструктура которого может сыграть существенную роль для поставок отечественной продукции нефтегазохимического комплекса, в том числе на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона).

11. Необходим правовой анализ нормативных документов, содержащих конкретные мероприятия по развитию нефтегазохимической отрасли (в том числе Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, Плана мероприятий («дорожной карты») по снижению зависимости от импорта в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии, Плана мероприятий по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности Российской Федерации), на предмет их необходимой корректировки посредством включения дополнительных мер и мероприятий (с научным обоснованием ожидаемых правовых последствий и экономических эффектов от их введения).

Литература

1. Брагинский О.Б. Современное состояние и тенденции развития мировой и отечественной нефтегазохимической промышленности. Открытый семинар «Экономика энергетики» (семинар А.С. Некрасова). Издательство ИНП РАН. Москва. 2014. С. 72.

2. Совещание по стратегическому развитию нефтегазохимической отрасли... Электронный ресурс. http://kremlin.ru/events/president/news/64529 Дата актуального посещения - 8 мая 2021 года.

3. Слияние гигантов: ТАИФ и «Сибур» объединят нефтегазохимические активы. Материал РБК 23 апреля 2021 года. Электронный ресурс. https://rt.rbc.ru/tatarstan/23/04/2021/6082e53f9a794725f365cb22 Дата актуального посещения - 15 мая 2021 года

Regional nature of the development of the petrochemical industry Vasilkova S.V., Frolov A.P.

St. Petersburg State University of Economics

Within the framework of the general state policy of strategic planning, including the forecasting of socio-economic development, it is advisable to develop common approaches to planning the production of certain products in the petrochemical industry. Such planning must be carried out in constant interaction between the state and companies in the industry, as well as with companies in other industries that are in demand for products manufactured in the petrochemical industry. This article discusses the provisions of the development of the petrochemical industry, which are of a regional nature. The prospects of its development are evaluated. It is emphasized that the chemical and petrochemical industries play a significant role in the domestic economy, having a significant impact on key industries, construction and agriculture. Keywords: Petrochemical industry, gas, oil, industry, legislative regulation. References

1. Braginsky O.B. Current state and development trends of the world and domestic petrochemical industry. Open seminar "Energy

Economics" (seminar by A.S. Nekrasov). Publishing house INP RAS. Moscow. 2014, p. 72.

2. Meeting on the strategic development of the petrochemical industry. Electronic resource. http://kremlin.ru/events/president/news/64529 The date of the current visit is May 8, 2021.

3. Merger of giants: TAIF and Sibur will merge petrochemical assets. RBC material April 23, 2021. Electronic resource.

https://rt.rbc.ru/tatarstan/23/04/2021/6082e53f9a794725f365cb22 Date of actual visit - May 15, 2021

Стратегическое развитие нефтегазохимической отрасли

Фролов Александр Петрович,

магистрант, Институт магистратуры «Экономическое право», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, frolovl47@yandex.ru

Нефтегазохимическая отрасль составляет один из существенных элементов системы российской энергетики и весьма значимый сектор национальной экономики России. Продукция отечественной нефтегазохи-мии (среди которой важную роль играют полимеры) используется во многих отраслях национального хозяйства, в том числе в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, автомобильной промышленности, агропромышленном комплексе, электронике, производстве и обороте товаров народного потребления. В данной статье рассмотрены положения развития нефтегазохимической отрасли. Оценены перспективы ее развития. подчеркивается, что химическая и нефтехимическая промышленность играют существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство.

Ключевые слова: Нефтехимическая отрасль, газ, нефть, промышленность, законодательное регулирование.

Нефтегазохимическая отрасль составляет один из существенных элементов системы российской энергетики и весьма значимый сектор национальной экономики России.

Продукция отечественной нефтегазохимии (среди которой важную роль играют полимеры) используется во многих отраслях национального хозяйства, в том числе в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, автомобильной промышленности, агропромышленном комплексе, электронике, производстве и обороте товаров народного потребления[1].

Рассматриваемая отрасль не является замкнутой на саму себя, ее продукция имеет принципиально важное значение для ключевых стратегически значимых секторов национальной экономики. Продукция, в том числе полимерная и композитная, нефтегазохимического комплекса имеет огромный потенциал использования в оборонно-промышленном комплексе, сфере космической деятельности и авиации, иных высокотехнологичных производствах, в сфере строительства и модернизации жилищного фонда с использованием современных стройматериалов. Для надлежащего внедрения новых материалов необходимым фактором выступает прогрессивное развитие нефтегазохимических производств.

Справедливо отмечается, что «нефтегазохимия выступает в качестве связующего звена между нефтегазовым комплексом и перерабатывающими и высокотехнологичными отраслями».

Совершенствуются в последнее время и финансовые, налоговые механизмы, что сопровождается соответствующим изменением законодательства. В целом предполагается формирование 6 нефтегазохимических кластеров.

Вместе с тем, в документе констатируется, что «в экономике России химическая и нефтехимическая промышленность играют малую роль. Так, если в промышленно развитых странах доля химического комплекса в ВВП в 2012 г. составляла до 9%, то

в России данный показатель равен 1,1%».[2] Однако полагаем, что с оценкой о «малой роли» можно согласиться только в аспекте сопоставления с экономиками некоторых зарубежных стран (и с учетом того, что цитируемый документ принят уже довольно давно, и позитивные тенденции в настоящее время имеют место), для развития же отечественной экономики как таковой нефтехимическая (и в целом нефтега-зохимическая) отрасль служит одной из «опорных точек», обладая значительным потенциалом.

Анализ ситуации в отечественной нефтегазохимической отрасли, в том числе це-леполагающих документов в этой сфере, позволяет выделить ряд особо значимых на современном этапе (и с учетом перспективных направлений развития) проблем и задач.

Важным приоритетом, требующим серьезного практического внимания, выступает обеспечение условий для комплексной переработки углеводородного сырья по технологической цепочке от базового сырья до выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (продукция органической химии, полимеры, каучуки и их переработка в конечные изделия). Как известно, кластерная организация производств, на которую делается упор в российской нефтегазохимической отрасли, особенно важна при наличии сложных производственных цепочек.

С учетом изложенных проблем и задач можно обозначить следующие направления совершенствования правового регулирования и рекомендации.

1. Значимость нефтегазохимической отрасли для национальной экономики России на современном этапе обусловливает, на наш взгляд, необходимость разработки и принятия Стратегии развития нефтегазохимической отрасли до 2035 года с утверждением ее постановлением Правительства Российской Федерации.

Во-первых, полагаем уровень совместного приказа Минпромторга России и Минэнерго России (в таком формате была утверждена действующая Нефтехимическая стратегия) не в полной мере соответствующим на текущем этапе значимости нефтегазохимического комплекса. Для того чтобы в реализацию стратегии «включились» не только профильные, но и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, необходимо, чтобы предлагаемая нами Стратегия имела «над-ведомственный» характер, то есть обладала статусом документа Правительства Российской Федерации.

Во-вторых, действующая Нефтехимическая стратегия охватывает химическую и нефтехимическую отрасли, однако стратегическое планирование целесообразно не только в отношении нефтехимии, но в целом для нефтегазохимической отрасли.

В предлагаемой Стратегии должны быть системно изложены цели, задачи, принципы государственной политики в сфере развития нефтегазохимической отрасли, конкретные механизмы ее реализации с распределением по этапам - до 2024 года, до 2030 года, до 2035 года, ожидаемые результаты ее реализации, а также предусмотрено утверждение отдельным документом плана мероприятий по реализации этой Стратегии.

Принципиально важным полагаем обеспечение ее скорреспондированности с другими важнейшими документами стратегического планирования, а также четкой соотнесенности с приоритетами и механизмами реализации промышленной политики в Российской Федерации с целью максимально эффективного развития отечественных производств.

2. Для этого необходим постоянный мониторинг и анализ спроса на внутреннем и внешнем рынках[3] на продукцию нефтегазохимической отрасли с подготовкой периодически актуализируемых рекомендаций относительно номенклатуры и качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.