Научная статья на тему 'Региональный Форсайт как инструмент инновационной политики'

Региональный Форсайт как инструмент инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калугин Владимир Анатольевич, Череповская Наталья Анатольевна

Анализируя первые попытки применения Форсайт технологии в России на примере Башкортостана и Иркутской области, сделан вывод, что для успешного инновационного развития Белгородского региона необходимо комплексное использование методологии регионального Форсайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Калугин Владимир Анатольевич, Череповская Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный Форсайт как инструмент инновационной политики»

Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова

2012, №1

Калугин В. А., д-р экон. наук, проф., Череповская Н. А., аспирант НИУ «Белгородский государственный университет»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ

kalugin@bsu.edu.ru

Анализируя первые попытки применения Форсайт технологии в России на примере Башкортостана и Иркутской области, сделан вывод, что для успешного инновационного развития Белгородского региона необходимо комплексное использование методологии регионального Форсайта.

Ключевые слова: Форсайт, инновационная политика, региональный Форсайт, стратегия._

В настоящее время во многих развитых странах мира широко применяется технология долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, получившая название Форсайт. Эта технология основана на обработке коллективных экспертных оценок, получаемых от различных слоев общества - ученых, представителей власти, бизнеса, общественности - готовых активно содействовать реализации формируемого прогноза. В двухтомнике ЮНИДО (от английского UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) дается следующее толкование этого термина: «Форсайт — систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и создания родовых технологий, которые могут приносить самые крупные экономические и социальные выгоды» [1].

Исследователи выделяют различные виды Форсайта: национальный, региональный и корпоративный [3].

Региональный Форсайт (Regional Foresight) позволяет разработать выигрышную стратегию и тактику развития региона. С его помощью можно выработать эффективную инновационную политику, оптимизировать инфраструктуру и стимулировать трансформацию традиционной экономики в новую экономику знаний.

В современной России опыт применения технологии Форсайта достаточно скромный, особенно это относится к региональным Форсайтам.

В частности, попытка формирования регионального Форсайта была предпринята в Башкортостане, для которого институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ разработал методологию регионального Форсайта. При отборе региональных приоритетов инновационного развития Башкортостана использовались следующие методы:

• метод критических технологий для оценки важности конкретной технологии по определенному набору критериев;

• SWOT-анализ, который предполагает выявление сильных и слабых сторон региональной экономики, проблемы в научно-инновационной сфере;

• опрос экспертов (для составления перечня важнейших инновационных продуктов и услуг, производство которых может быть начато в течение ближайших 10 лет с использованием отечественных технологических разработок).

Исполнительная власть Башкортостана создала благоприятные условия не только для успешного выполнения проекта, но и для реализации мер, направленных на поддержку приоритетных направлений, при этом республиканский Фонд поддержки инноваций выступил координатором проекта.

В результате проведенного исследования был сформулирован перечень из семи приоритетных направлений развития науки и технологий: авиационные и транспортные системы; живые системы; индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; производственные системы; рациональное природопользование; энергетика и энергосбере-жение[2].

Исследование также показало, что Башкортостан обладает значительным научно-технологическим и инновационным потенциалом во всех выбранных приоритетных направлениях, который может быть реализован в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Региональные инновационные приоритеты, сформулированные на основе методологии Форсайта, позволили лучше понять и конкретизировать важнейшие стратегические компетенции республики. Основные направления инновационного развития Республики Башкортостан, выявленные в рамках исследования, легли в основу формирования конкретных мероприятий по развитию экономического и социального потенциала региона, создания региональной инновационной стратегии, предполагающей повышение технологического уровня производства и рост инновационной активности республиканских предприятий и организаций.

Вторая попытка была предпринята в Иркутской области, где была создана рабочая группа при администрации области из представителей науки, бизнеса и общественных организаций, которая осуществляла контроль за проведением регионального Форсайта. При этом роль внешнего

Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова

2012 №1

эксперта играла ЮНИДО, которая оказала содействие в формировании необходимой инфраструктуры, в подготовке экспертов на уровне местного сообщества и сопровождении Форсайта.

В региональном Форсайте Иркутской области использовались такие методы как:

• SWOT- анализ;

• опрос экспертов;

Немаловажным направлением работы по подготовке к проведению Форсайта в Иркутской области являлась информационная поддержка. Поскольку Форсайт позиционировался как новое понятие для большей части населения области, постоянно проводилась работа по информационному сопровождению мероприятий Форсайта, на сайте администрации области размещена информация о Форсайте, публикации материалов, разъясняющих понятие Форсайта, его историю, принципы разработки, преимущества для населения в периодических изданиях региона[3].

Имеющиеся на сегодняшний день результаты, позволяют говорить о том, что проект Форсайта Иркутской области позволил выстроить горизонтальные связи между различными участниками социально-экономического развития Иркутской области, выработать общую концепцию и план действий по технологическому развитию области в долгосрочной перспективе, что позволит выйти Иркутской области на лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по объему ВРП на душу населения.

Рассмотрим возможности применения Форсайта в Белгородском регионе. Постановлением правительства Белгородской области № 27-пп от 25 января 2010 года была утверждена Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 года.

Однако несмотря на то, что она была основана на понимании важнейших проблем развития области, оценке ресурсного потенциала, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, комплексной количественно-качественной оценке, основанной на данных Бел-городстата, SWOT-анализе, исследующем внутреннюю и внешнюю среду региона, сценарном представлении о вариантах будущего, вопросы технологического развития региона не увязывались с его социально-экономическим развитием. Так, например, для совершенно новых технологий, таких как нанотехнологии или биотехнологии, важно уже на ранних стадиях их развития выявить как положительные стороны их влияния на экономику, так и возможно и отрицательные и увязать их в единую оценку, что возможно осуществить только методом Форсайта.

Кроме того, разработчики Стратегии преимущественно ориентировались на собственное видение будущего развития региона и исследования были проведены определенными ведомства-

ми и отдельными институтами без учета мнений экспертов, бизнесменов и других представителей гражданского общества.

Дальнейший анализ Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года показал также необходимость вовлечения всех творческих сил, интеллектуального потенциала области, что привело к пониманию формирования Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС), которая и была принятой в 2011 году. Это явилось первым шагом в направлении совершенствования Стратегии путем внесения дополнений и существенных изменений с целью конкретизации стратегических инновационных проектов.

Таким образом, перед Белгородским регионом, как и другими регионами страны, стала проблема надежности долгосрочных прогнозов.

В этом смысле Форсайт является именно той технологией, которая необходима для того, чтобы стратегии развития регионов страны не оставались на бумаге, а были работающими документами: стратегическое развитие регионов не может осуществляться отдельно - бизнесом, властью, институтами гражданского общества, а должно решать их совместными усилиями. Форсайт как раз и есть тот механизм, который позволит дать толчок технологическому развитию региона путем увязки в единое целое технологии, науку, технику и общество, что принесет, в конечном счете, крупные экономические и социальные выгоды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Unido Technology Foresight Manual [Текст]: в 2 т. Т. 1: Организация и Методы:

организация объединенных наций по промышленному развитию организаций.- Вена.-2005.-246с.

2. Третьяк, В.П., Калюжнова, Н.Я. Формирование Форсайта в Иркутском регионе/В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова//Наука. Инновации, Образования.- М.-2008.- №5.- С. 219-242.

3. Шашнов, С.А. Форсайт республики Башкортостан/ С.А. Шашнов // Форсайт.-2007.-№1(1).- С.16-25.

4. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. постановлением правительства Белгородской области № 27-пп от 25 января 2010 г.// http://www.belregion.ru.

5. О концепции создания Белгородской ител-лектуально-инновационной системы года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением правительства Белгородской области № 57рп от 28 февраля 2011 года// http://zakon-region.ru/belgorodskaya-oblast/1431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.