Научная статья на тему 'Форсайт как ключевая технология согласования групп интересов «Стейкхолдеров» развития муниципальных образований в современной России'

Форсайт как ключевая технология согласования групп интересов «Стейкхолдеров» развития муниципальных образований в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORESIGHT / COORDINATION OF INTERESTS / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авцинова Анна Александровна, Меньщикова Вера Ивановна

В статье рассмотрена одна из технологий согласования интересов различных субъектов стратегического развития, функционирующих на территории муниципальных образований, – форсайт. Использование инструментария терминологического, системного, эволюционного, компаративного анализа позволило уточнить сущность форсайта, определить основные принципы его реализации и разработать модель взаимодействия субъектов стратегического развития муниципального образования, выступающую в качестве инструмента реализации его стратегии, основанную на применении форсайта как ключевой технологии согласования групп интересов «стейкхолдеров» развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT AS KEY TECHNOLOGY OF COORDINATION OF GROUPS OF INTERESTS OF "STAKEHOLDERS" OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN MODERN RUSSIA

In article one of the technologies of coordination of interests of various subjects of strategic development functioning in the territory of municipalities, foresight is considered. Use of tools of the terminological, systematic, evolutionary, comparative analysis allowed to specify foresight essence, to define the basic principles of his realization and to develop model of interaction of subjects of strategic development of the municipality, acting as the instrument of realization of its strategy, based on foresight application as key technology of coordination of groups of interests of «stakeholders» of development of municipalities.

Текст научной работы на тему «Форсайт как ключевая технология согласования групп интересов «Стейкхолдеров» развития муниципальных образований в современной России»

ФОРСАЙТ КАК КЛЮЧЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОГЛАСОВАНИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ «СТЕЙКХОЛДЕРОВ» РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. А. АВЦИНОВА, В. И. МЕНЬЩИКОВА

В статье рассмотрена одна из технологий согласования интересов различных субъектов стратегического развития, функционирующих на территории муниципальных образований, -форсайт. Использование инструментария терминологического, системного, эволюционного, компаративного анализа позволило уточнить сущность форсайта, определить основные принципы его реализации и разработать модель взаимодействия субъектов стратегического развития муниципального образования, выступающую в качестве инструмента реализации его стратегии, основанную на применении форсайта как ключевой технологии согласования групп интересов «стейкхолдеров» развития муниципальных образований.

Ключевые слова: форсайт, согласование интересов, муниципальное образование.

В последнее время все чаще говорят о необходимости применения форсайта в управлении развитием пространственных социальноэкономических систем, в том числе и муниципальных образований. В 90-х гг. XX в. форсайт начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии. Сегодня эта методика взята на вооружение уже не только в развитых странах, но и рядом развивающихся стран - Венгрией, Чехией, Польшей. При этом в одних странах форсайт инициирует правительство (в Великобритании, Германии, Венгрии, Франции, Испании), а в других -бизнес-круги (в Швеции, Италии и Португалии).

В работе Н. Я. Калюжновой и В. П. Третьяк [2] представлена эволюция создания технологии форсайта в целях регионального (а соответственно и муниципального) стратегирования. Так, авторы пришли к мнению, что относительно новизны и времени зарождения форсайта специалисты высказывают две точки зрения. Одна - что форсайт появился еще в 50-хх гг. прошлого века в компании «RAND Corporation», которая разработала метод Дельфи и применила его для целей прогнозирования. Эта точка зрения, которая фактически отождествляет термины Forecast - «прогноз» и Foresight - «предвидение», излагается в некоторых иностранных источниках и иногда репродуцируется в отечественных публикациях. Другой подход состоит в том, что форсайт как система предвидения оформился лишь в конце 80-х гг.

XX в. Разница в оценке времени возникновения форсайта не очень существенная, важнее отметить принцип различия. Форсайт представляет собой определенную методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего (что обозначается термином Forecasting), но и в согласованной выработке решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Фактически он решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего через согласование партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме, как социогуманитарная технология, форсайт формируется лишь к концу прошлого столетия, и этот процесс еще не завершен [2].

Следует отметить, что первые форсайты проводились исключительно для научно-технической сферы, поэтому имели название технологического форсайта, с помощью которого определялись перспективы научных и технологических открытий, прежде всего в оборонной сфере. Затем форсайт перетек в экономику, социальную сферу и политику.

В связи с этим интересно само содержание технологии форсайта и его особенности в целях достижения конкретных результатов органами муниципального самоуправления. Форсайт, от английского «Foresight» - «взгляд в будущее» -наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий,

экономики, государства и общества. Следует отметить, что до сих устоявшегося определения понятия «форсайт» не сложилось. Рассмотрим основные точки зрения на эту дефиницию.

Так, Б. Мартин понимает под форсайтом систематические попытки заглянуть в долгосрочное будущее развития науки, технологии, экономики и общества с целью предвидеть стратегические области научных исследований и появление базовых технологий, применение которых может принести весьма значительную экономическую и социальную выгоду [8].

В работе Л. Георгио под форсайтом понимается средство систематической оценки тех направлений развития науки и технологии, которые могут иметь сильное влияние на конкурентоспособность компаний, создание богатства и качество жизни [9].

Организация объединенных наций по промышленному развитию представляет в своем фундаментальном двухтомнике [8, р. 8] форсайт как систематическую попытку заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и создания родовых технологий, которые могут приносить самые крупные экономические и социальные выгоды.

П. Беккер считает, что форсайт следует понимать как процесс активного познания будущего и создания видения среднесрочной и долгосрочной перспективы; систематическое исследование будущего науки, экономики и общества с целью поддержки принятия актуальных решений и мобилизации совместных усилий для их исполнения [7]. При этом он подчеркивает два аспекта форсайта. Первый заключается в том, что форсайт - это процесс, а не набор инструментов, который включает в себя консультативный процесс, обеспечивающий обмен мнениями (в том числе обратную связь) между участниками. Второй аспект заключается в том, что исходной позицией форсайта является признание множественности вариантов развития будущего.Таким образом, форсайт требует сознательной, активной позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование картины завтрашнего дня или даже создавать ее [7].

В основополагающем документе для европейских стран форсайт понимается «как процесс активного познания будущего и создания видения среднесрочной и долгосрочной перспективы, нацеленный на принятие актуальных решений и мо-билизациюобъединенных усилий» [6]. При этом

особая роль отводится региональному форсайту, который представляет собой это воплощение пяти необходимых элементов: предвидения, участия, взаимодействия сети агентов, видения и активного действия в масштабах ограниченной территории, где факторы географической близости становятся определяющими [6].

В работе В. П. Третьяка [4] предлагается определение, оттеняющее связь форсайта с уровнем развития гражданского общества: «Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий» [4]. Следует обратить внимание на то, что форсайт - это не документ, а процесс постоянного уточнения видения будущего, который осущест-вляется с учетом активности заинтересованных участников, вовлеченных в область его форми-рования. Форсайт может успешно формироваться лишь там, где имеются элементы развитого гражданского общества, поскольку предвидение есть не только продукт деятельности ученых, но и результат активности различных социальных слоев.

Среди основных причин, по которым прибегают к применению форсайта, можно отнести следующие:

- необходимость более тщательного учета долгосрочной перспективы развития исследуемого объекта во взаимодействии с существующей активностью действующих участников процесса;

- потребность в создании сети субъектов, непосредственно вовлеченных в разработку будущего развития территории или являющихся потенциальными участниками разработки видения и созидания будущего, что позволит участникам (представители органов власти, бизнеса и гражданских институтов, ученые) разрабатывать концепции будущего, коллегиально оценивать будущее развитие в целях наработки оптимальной способности коллективной интерпретации проблем, возможностей, стратегий и целей;

- необходимость активизации имеющихся возможностей территории;

- другие причины, связанные с субъективными факторами, например, желанием отдельных представителей гражданского общества участвовать в процессах развития территорий.

Исследование теории и практики применения форсайта позволяет сделать два ключевых вывода о его сущности.

Во-первых, форсайт имеет принципиальное отличие от других инструментов научного пред-

видения, заключающееся в том, что предполагает участие многих заинтересованных слоев гражданского общества не только в формировании картинки предвидения, но и в активных действиях по реализации ими же предсказанных изменений. При этом форсайт способствует стремлению к выработке консенсуса интересов различных групп, участвующих в нем.

Во-вторых, форсайт не имеет отношения к прогнозу, поскольку он базируется на поведении гражданского общества, а прогноз - на идеях интеллектуалов. Форсайт - это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп гражданского общества, присущих той или иной территории. Суть форсайта заключается в том, чтобы создать механизм согласования интересов различных слоев общества на определенной территории.

Одним из главных условий успешного использования форсайта является готовность общества (административного аппарата, руководителей компаний, отдельных специалистов, общественности) совместно оценить долгосрочные перспективы развития страны, отвлекаясь от краткосрочных конъюнктурных моментов.

Набор подходов, используемых в форсайте, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов:

Рост интереса к применению метода форсайта в России совпал по времени с возрождением стратегического планирования. После административной реформы 2004 г. основным субъектом продвижения метода форсайта на государственном уровне стало Минпромэнерго РФ, в рамках

- качественных - интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.;

- количественных - анализ взаимного влияния (cross-impactanalysis), экстраполяция, моделирование, анализ и прогноз индикаторов методов и др.;

- ряд методов носят синтетический характер, в их числе Дельфи, дорожное картирование, критические технологии, а также многокритериальный анализ, патентный анализ, игровое моделирование и др.

Набор методов, применяемых в том или случае, может выбираться с учетом множества факторов: временных и ресурсных ограничений, наличия достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и др. Тем не менее, ключевым условием успешности форсайта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов.

Для реализации проектов форсайта вне зависимости от уровня территории необходимо учитывать ряд принципов (табл. 1). Наиболее полно принципы форсайта прописаны в работе Н. Я. Ка-люжновой и В. П. Третьяк [2].

которого действует Экспертный клуб [10]. Из экспертных и научных организаций следует выделить Фонд комплексных прикладных исследований, ЦСР «Северо-Запад» и Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права.

Таблица 1

Принципы форсайта

Принципы Характеристика Результат

Вовлеченность Участие различных общественных сил - бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработка более полного комплексного видения будущего Согласование образа и путей достижения будущего

Коммуникация Ознакомление участников с мнениями других, переговоры, обсуждения Расширение компетентности и кругозора участников

Концентрация на долговременном периоде Концентрация на длительном периоде Распространение культуры предвидения

Координация Наука и технология оцениваются в связи с экономическими и социальными достижениями Предвидение социальных последствий НТП и социальных изменений

Согласие Необходимость слаженной работы бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к консенсусу на основе разработанных специалистами сценариев развития общества Распространение культуры сотрудничества и кооперации, достижение консенсуса партикулярных интересов

Системность процесса Использование формальных методов, в которых размышления экспертов осуществляются структурировано; процесс систематически возобновляется Форсайт можно повторять независимо от смены инициаторов и команды проекта

Примером успешного регионального форсайта стала разработка Доктрины развития Северо-Запада России (ЦСР «Северо-Запад», 2001 г.), в рамках работы над которой процесс «размышления над будущим» удалось вынести за рамки избирательных циклов и позиционировать ЦСР «Северо-Запад» в качестве одного из ведущих институтов стратегического планирования в России [3].

В 2006 г. в рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией Иркутской области и ЮНИДО был реализован Пилотный проект «Региональный форсайт Иркутской области». Научно-методическое сопровождение проекта обеспечивалось ЮНИДО, Российским научноисследовательским институтом экономики, политики и права, а также Научно-методическим объединением «Форсайт» на базе Иркутского государственного университета. Именно специалисты НМО «Форсайт» составили ядро рабочей группы, которая непосредственно организовывала процесс реализации проекта на территории Иркутской области. Целью пилотного проекта стало выявление возможностей выведения Иркутской области на уровень европейских стандартов качества жизни в 2030 г. [3].

Форсайт на уровне муниципалитетов предполагает активное управление будущим, исходит из возможных вариантов, которые могут наступить при выполнении определенных условий:

- правильном выборе приоритетов муниципального развития и возможных его сценариев;

- достижении консенсуса между всеми заинтересованными субъектами муниципальной экономики по выбору и реализации того или иного сценария;

- эффективности предпринятых муниципальными органами власти мер по его реализации.

- Исследование показало, что на территории муниципального образования функционируют несколько групп субъектов, которые заинтересованы в развитии муниципального образования:

- администрации регионов и муниципальных образований, соответствующие законодательные и представительные органы, федеральные министерства и ведомства;

- бизнес-сообщество (инвесторы, естественные монополии, промышленные предприятия, малый бизнес);

- инновационное сообщество (образовательные и научные учреждения; предприятия и организации, разрабатывающие и производящие

наукоемкую продукцию; малый инновационный бизнес, научная общественность);

- население территории (органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также непосредственное участие населения в выборах и референдумах).

- Эти субъекты вправе называться «стейкхолдерами» стратегического развития муниципального образования.

В ходе исследования было выявлено, что недопустимо, когда администрация региона или муниципального образования как инициатор разработки стратегии считает собственную позицию единственно верной, при этом избегает публичной коммуникации. С другой стороны, также недопустимо навязывание другим «стейкхолдерам» собственной позиции в качестве единственно возможной со стороны крупной корпорации или естественной монополии, даже если благополучие территории полностью зависит от их деятельности. Если один из «стейкхолдеров» обладает доминирующим положением на территории, то занятие данным субъектом «де-миургической» позиции ведет к формированию иерархической структуры взаимодействия стратегических субъектов, и, соответственно, к замещению коммуникации. Поэтому необходимо использовать адхократические структуры взаимодействия при формировании и реализации стратегии развития территории.

С этой целью можно предложить модель взаимодействия субъектов стратегического развития муниципального образования, выступающую в качестве инструмента реализации его стратегии, основанную на применении форсайта как ключевой технологии согласования групп интересов «стейкхолдеров» развития муниципальных образований (рис. 1).

В разработанной модели ключевое значение для согласования и координации действий, сопутствующих процессу форсайта, играет сервисный центр развития территории, представляющий собой институт развития муниципального образования, способный координировать процесс социально-экономического развития территории в контексте единой стратегии, объединяя вокруг себя представителей всех заинтересованных сторон.

Рис. 1. Модель взаимодействия субъектов стратегического развития муниципального образования

сервисный центр развития территории

Таким образом, форсайт - это технология долгосрочного предвидения крупномасштабных процессов, основанная на коллективных экспертных оценках, получаемых от различных субъектов стратегического развития, готовых активно участвовать в реализации вариантов развития территории.

Как справедливо заметил В. П. Третьяк, форсайт - технология, которая появляется там, где усиливается процесс делегирования полномочий государства гражданским институтам, способным осуществлять саморегулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее эффективно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано и граждане принимают активное участие в деятельности различных социальных институтов, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои партикулярные интересы. С другой стороны, формирование форсайта способствует интенсификации и углублению процессов развития гражданского общества, осознанию пределов и возможностей саморегулирования. Благодаря форсайту экспер-ты могут говорить на одном языке, используя единую терминологию. Технологическая дорож-ная карта, воспроизводимая на основе форсайта, станет не очередным бюрократическим доку-ментом, а ориентиром в деятельности науки, бизнеса, региональной власти, потребителей и гражданских институтов [5].

В целом, реализация на территории России проектов муниципального форсайта, несомненно, будет способствовать формированию у основных «стейкхолдеров» развитию муниципалитетов культуры стратегического мышления, повышению уровня стратегического управления, качества разработки и реализации целевых программ, более эффективному проведению административной реформы и внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Литература

1. Калюжнова Н. Я. Сущность и методология Форсайта: проблема адаптации к уровню региона // Форсайт как инновационный инструмент формирования перспективной конкурентоспособности страны и

региона в условиях глобализации: мат-лы I Всерос. Интернет-конф. Иркутск, 2007.

2. Калюжнова Н. Я. Третьяк В. П. Формирование форсайта в Иркутском регионе // Наука. Инновации. Образование. Форсайт: основы и практика применения. М., 2008. Вып. 5.

3. Марача В. Г. Региональноестратегирование как метод повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации // Труды ИСА РАН 2008. Т. 34.

4. Третьяк В. П. Структура форсайта // Отраслевые рынки. 2007. № 1-2 (13).

5. Третьяк В. П. Форсайт как технология предвидения // Экономические стратегии. 2009. № 8.

6. A Practical Guide to Regional Foresight European Communities, 2001.

7. Becker P. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg, 2003.

8. Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization. V.I. Vienna, 2005.

9. Unido Technology Foresight Manual. Vienna, 2005. V. 1. Organization and Methods.

10. URL: http://www.minprom.gov.ru

* * *

FORESIGHT AS KEY TECHNOLOGY OF COORDINATION OF GROUPS OF INTERESTS OF "STAKEHOLDERS" OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN MODERN RUSSIA

A. A. Avtsinova, V. I. Menshchikova

In article one of the technologies of coordination of interests of various subjects of strategic development functioning in the territory of municipalities, - foresight is considered. Use of tools of the terminological, systematic, evolutionary, comparative analysis allowed to specify foresight essence, to define the basic principles of his realization and to develop model of interaction of subjects of strategic development of the municipality, acting as the instrument of realization of its strategy, based on foresight application as key technology of coordination of groups of interests of «stakeholders» of development of municipalities.

Key words: foresight, coordination of interests, municipality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.