Факт упрочнения мы усматриваем в образовании дополнительных водородных связей.
Таким образом, можно констатировать, что все резиновые смеси, наполненные сапропелем, более технологичны и обладают достаточ-
но высокими показателями твердости, эластичности и коэффициентами теплового старения. Изложенные факты позволяют причислить сапропель к весьма перспективным источникам сырья для резиновой промышленности.
Список литературы
1. Иванова Т.А. Базовые модели переработки полимерных и природных высокомолекулярных материалов / Т.А. Иванова, А.М. Воскресенский, Е.А. Кучинская. -СПб, В.Луки, 2003. - 192 с.
2. Иванова Т.А. Химия окружающей среды и техника ее защиты / Т.А. Иванова. - В.Луки, 1999. - 228 с.
3. Иванова Т.А. Минерализация са-пропелей в полевых условиях /Т.А. Иванова, Е.Д. Керечанина //Земледелие. - 2009. -№1. - С. 24-25.
4. Керечанина Е.Д. Минерализация сапропелей в лабораторных условиях / Е.Д. Керечанина, Т.А. Иванова //Земледелие. - 2011. - №5. - С. 24-25.
УДК 338.43.02
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (МЕТОДИКА И ПРАКТИКА)
А.Б. Малышева, ст. преподаватель
ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА»
Предложена методика определения условий формирования рыночных доходов и потерь сельского хозяйства на основе данных региональных счетов. Осуществлен анализ условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства в разрезе отдельных регионов в 2006-2011 гг., осуществлена группировка регионов России по условиям формирования рыночных доходов сельского хозяйства. Определены потери сельского хозяйства Псковской области от ухудшения условий межотраслевого обмена в 2006-2010 гг.
Ключевые слова: межотраслевой обмен, условия формирования рыночных доходов, потери сельского хозяйства в результате неэквивалентности межотраслевых отношений, региональные условия межотраслевого обмена сельского хозяйства.
В последние годы большое страны уделяется проблемам сель-внимание со стороны руководства ского хозяйства. Начиная с 2006 го-
да, постоянно осуществляются крупномасштабные государственные программы, направленные на исправление негативной ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве России. Большое значение для оценки последствий данных мероприятий имеет определение динамики условий формирования рыночных доходов и потерь сельского хозяйства относительно 2005 года, предшествующего Национальному проекту «Развитие АПК».
Академик РАСХН И.Н. Бузда-лов отмечает, что подлинный научный анализ содержания и параметров социальных обязательств государства перед крестьянством надо начинать не с того, что ему дают, а с того, что оно создает, и сколько у него забирают дающие, возвращая лишь жалкие остатки от добытого крестьянским трудом [1].
На кафедре экономики и организации производства Великолукской государственной сельскохозяйственной академии обоснована методология и разработана методика определения динамики условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства и потерь вследствие ее ухудшения [2].
Методология определения эквивалентности рыночного обмена для сельского хозяйства состоит в рассмотрении межотраслевых отношений относительно их доходов, которые содержит система национальных счетов. Изменение условий формирования рыночных доходов по данным системы национальных
счетов предлагается рассчитывать на основе дефлятора или индекса физического объема валовой добавленной стоимости по отрасли и в целом по экономике. Для этого сравнивается номинальная и реальная отраслевая структура ВВП. Доходы отрасли в ценах базисного года, измеренные по номинальной структуре ВВП, характеризуют полученные доходы, а реальный объем в текущем году, соответственно, созданные. Исходя из этого определяется процент потерь отрасли в результате рыночного обмена или тот процент от созданных доходов, который присваивают себе другие отрасли. Доходы отрасли в текущих ценах по реальной структуре ВВП характеризуют созданные в отрасли доходы при условиях обмена базисного года. Разница между данным показателем и фактическим размером полученных доходов показывает размер потерь отрасли в текущем году по сравнению с базисным годом в результате ухудшения условий формирования рыночных доходов. Использование данной методики позволило определить изменение условий формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства по отношению к 1990 году, который был исходным для реформирования сельского хозяйства от административной к рыночной экономике и в то же время являлся наиболее благоприятным для сельского хозяйства страны [3].
Разработанная методика измерения условий формирований рыночных доходов сельского хозяйства
может использоваться не только на общероссийском, но и на региональном уровне.
Региональные счета являются региональными составляющими национальных счетов. Однако в силу того, что субъекты Российской Федерации представляют собой открытые экономические системы с широкими межрегиональными связями по всем видам ресурсов, возникают серьезные проблемы как концептуального, так и практического характера с точки зрения информационного обеспечения. Поэтому методология расчетов региональных показателей предполагает упрощения. Эти показатели не повторяют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития российской макроэкономической статистики и международными стандартами. Поскольку регион представляет собой открытую экономическую систему, четко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно.
На современном этапе институциональная структура экономики претерпела существенные изменения. Широкое распространение получило создание корпораций, функционирующих на основе интегриро-вано-вертикальных и горизонтальных схем. Принципы и порядок ведения бухгалтерского учета не поз-
воляют оценить выпуск и затраты на производство производственных единиц, входящих в такие корпорации. Поэтому оценка добавленной стоимости по таким подразделениям носит относительно условный характер. По отдельным видам экономических операций расчет добавленной стоимости на региональном уровне не может быть произведен, так как они учитываются в целом по стране и включаются в оценки ВВП России. В связи с указанными проблемами при региональном анализе динамики условий формирования рыночных доходов целесообразно использование показателей сельского хозяйства региона не к валовому региональному продукту, а к суммарной величине валового регионального продукта субъектов Российской Федерации.
В результате проведенного исследования нами была предложена схема определения региональных условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства, которая представлена на рисунке 1.
Кроме того, был проведен расчет условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства относительно 2005 года по отдельным регионам России с использованием информации сайта Федеральной службы государственной статистики [5]. Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в 2011 году приводятся в таблице 1.
Рисунок 1 - Схема определения условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства относительного базисного года
По условиям формирования рыночных доходов была проведена группировка всех субъектов РФ, в результате чего выделены группы регионов:
• с очень плохими условиями -коэффициент условий формирования рыночных доходов менее 0,85;
• с плохими условиями - коэффициент условий формирования рыночных доходов от 0,85 до 0,95;
• со средними условиями - коэффициент условий формирования рыночных доходов от 0,95 до 1,05;
• с хорошими условиями - коэффициент условий формирования рыночных доходов от 1,05 до 1,15;
• с очень хорошими условиями - коэффициент условий формирования рыночных доходов выше 1,15.
Проведенный анализ свидетельствует о неблагоприятной ситуации в формировании рыночных доходов в большинстве регионов России. Итоговые результаты проведенной группировки отражены в таблице 2.
Таблица 1 - Условия формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства относительно 2005 года по Северо-Западному федеральному округу в 2011 году_
Регион России Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства в 2011 году к 2005 году Удельный вес добывающей промышленности в ВРП, % (данные за 2011 год) Удельный вес сельского хозяйства в ВРП, % (данные за 2011 год) Экономический рост в регионе (индекс физического объема ВРП в 2011 году к 2005 году) % Уровень жизни (ВРП на душу населения), руб. (данные за 2011 год)
Северо-Западный федеральный округ 0,819 8,0 2,4 129,2 345 301,2
Республика Карелия 1,092 15,5 4,9 101,7 222 955,8
Республика Коми 0,916 35,1 2,0 119,4 484 914,7
Архангельская область 0,859 30,2 2,8 126,0 361 023,9
Вологодская область 0,638 0,0 4,5 104,8 264 157,0
Калининградская область 0,931 6,0 5,0 149,1 243 833,6
Ленинградская область 0,818 1,0 6,5 139,2 326 473,0
Мурманская область 0,992 18,9 0,8 94,8 329 027,5
Новгородская область 0,715 0,3 10,3 124,6 235 987,3
Псковская область 0,846 0,2 6,8 120,5 152 857,8
Исследования показали, что в 70% регионов значительно ухудшились условия межотраслевого обмена сельского хозяйства по сравнению с 2005 годом. Из 78 регионов РФ 36 имели очень плохие условия формирования рыночных доходов, средний коэффициент этих условий составил 0,751, и 18 регионов имели плохие условия формирования рыночных доходов, средний коэффициент этих условий составил 0,899. Еще 12 регионов имели средние условия формирования рыночных
доходов, которые остались на уровне 2005 года практически неизменными.
Только в 12 субъектах РФ условия формирования рыночных доходов улучшились относительно 2005 года. Из них наибольшие положительные изменения в формировании рыночных доходов сельского хозяйства произошли в 3 регионах. К этим субъектам относятся: Воронежская область, Удмуртская Республика и Республика Калмыкия (таблица 3).
Таблица 2 - Группы регионов РФ в соответствии с условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства в 2011 году по отношению к 2005 году
Группа регионов РФ
е п
п
у
р
г в в о н о
оиг
е р
о в т с е ч и л о
х ы н ч о н
ы р
я и
ина
в
о р
и
м р
о ф
я и в о л с
а в т с й я з о х
о г о к с ь л е с
в
о
д
о и
Iп
о о сч
и
>
ч о и
х
о
д
«
й е
В I_т
§ * ?
£ и 2
ы в 1
^ а ^ о ти 0 д ст 2
с о а ес н з
вне е
й ел ы
йы шл нн нн л л 5
^ 2 О
«о £ §■
а в т с й я з о х 0 о2
д
о г
г о к с ь л е с с е в
й
ы
н
ь
л
е
д
а
з
е
еы
н
С
Р
РР
в
Е
РР
а
К о к и
е р
р
в
т с
о р
« *
и к с е ч и м о н о к
Г)
с
е ч и
з
и ф
с к
е
д
н и
у д
о г
5 0 0 2
к
у
д
о г
0 2
в
у шу у д
а н
С
Р
&
и н
з
ь н е в о
¿У
д
ю 2 у
р 11
я2
иа
з
е
еы
н
Регионы с очень плохими условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства
36
0,751
6,5
8,1
130,1
229 336
Регионы с плохими условиями формирования рыночных доходов сельского
18
0,899
12,8
7,7
129,6
хозяйства
306 239
Регионы с нейтральными условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства
12
0,994
11,9
10,5
134,8
294 044
Регионы с хорошими условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства
9
1,106
7,9
8,9
123,3
210 061
Регионы с очень хорошими условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства
3
1,420
9,8
19,2
122,0
170 817
Регионы РФ в целом
78
0,893
11,4
4,7
126,3
316 627
Таблица 3 - Регионы с хорошими и очень хорошими условиями формирования рыночных доходов (коэффициент условий формирования рыночных доходов выше 1,05)______
Субъект РФ Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства в 2011 году к 2005 году Удельный вес добывающей промышленности в ВРП, % (данные за 2011 год) Удельный вес сельского хозяйства в ВРП, % (данные за 2011 год) Экономический рост в регионе (индекс физического объема ВРП в 2011 году к 2005 году), % Уровень жизни (ВРП на душу населения), руб. (данные за 2011 год)
Регионы с хорошими условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства (коэффициент от 1,05 до 1,15)
Ивановская область 1,068 0,3 5,5 114,6 120 350
Республика Карелия 1,092 15,5 4,9 101,7 222 956
Волгоградская область 1,096 6,3 11,1 107,2 191 825
Ростовская область 1,148 1,0 12,8 140,9 178 501
Чеченская Республика 1,139 2,4 10,4 145,0 66 985
Пермский край 1,052 17,0 3,4 132,1 305 174
Саратовская область 1,141 3,7 15,0 133,6 169 949
Курганская область 1,077 0,8 15,4 123,4 151 582
Магаданская область 1,136 24,1 2,0 111,4 483 229
9 регионов 1,106 7,9 8,9 123,3 210 061
Регионы с очень хорошими условиями формирования рыночных доходов сельского хозяйства (коэффициент выше 1,15)
Воронежская область 1,400 0,4 12,1 142,4 191 652
Республика Калмыкия 1,655 3,0 37,1 108,8 99 999
Удмуртская Республика 1,205 26,0 8,3 114,8 220 799
3 региона 1,420 9,8 19,2 122,0 170 817
Разработанную нами методику предлагается использовать для проведения ежегодного мониторинга условий формирования рыночных доходов и потерь сельского хозяйства от изменения условий межотраслевого обмена. Сопоставление размера потерь с выделяемым объемом государственной поддержки сельского хозяйства позволит сде-
лать вывод об эффективности государственного регулирования аграрного сектора в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Схематичное отражение разработанной нами методики определения потерь сельского хозяйства региона в результате изменения условий межотраслевого обмена представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема определения потерь сельского хозяйства региона от неблагоприятных условий формирования рыночных доходов
-
Для выявления динамики условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области нами проведена их оценка по данным системы региональных счетов за 2005-2010 гг. (таблица 4). В качестве источника информации взяты данные системы региональных счетов. Расчеты показали, что в 2010 году по сравнению с 2005 годом показатель условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области составил 0,858.
Потери от неэквивалентности межотраслевого обмена относитель-
но условий 2005 года в процентах от полученных доходов и в денежном выражении представлены в таблице 5.
Если в 2006 году условия обмена для сельского хозяйства области практически сохранились на уровне 2005 года, то в дальнейшем произошло их резкое ухудшение, что, очевидно, связано с увеличением объема притока в отрасль средств бюджетной поддержки. В 2007 году размер потерь составлял 29,9%. В дальнейшем он стабилизировался на уровне 14-16% (рисунок 3).
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой региональный продукт по субъектам РФ (ВДС в текущих основных ценах), млрд. руб. 18034,4 22492,1 27964,0 33908,8 32007,2 37687,8
ВДС сельского хозяйства области, млн. руб. 4342,4 4683,3 3632,2 4983,3 5001,4 5833,4
Реальный ВРП в основных ценах 2005 г., млрд. руб. 18034,4 19531,2 21152,3 22358,0 20658,8 21609,1
Сельское хозяйство области, млн. руб. 4342,4 4077,5 3918,5 3895,0 3801,5 3900,3
Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВВП в текущих ценах, % 0,02408 0,02082 0,01299 0,01470 0,01563 0,01548
Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВВП в ценах 2005 г., % 0,02408 0,02088 0,01852 0,01742 0,01840 0,01805
Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства области относительно 2005 г. 1,000 0,997 0,701 0,844 0,849 0,858
Таблица 4 - Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области по данным региональных счетов в 2005-2010 гг.
Таблица 5 - Расчет относительных потерь сельского хозяйства Псковской области от неэквивалентности межотраслевых отношений по данным региональных счетов в 2006-2010 гг. относительно условий 2005 года
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
ВДС сельского хозяйства в це-
нах 2005 г. по структуре в теку-
щих ценах, млн. руб. (получен-
ные доходы в сопоставимых це-
нах) 4342,4 4066,8 2747,4 3285,8 3228,1 3344,7
Полученные доходы в % от со-
зданных относительно условий
2005 г. 100,0 99,7 70,1 84,4 84,9 85,8
Потери в полученных доходах
сельского хозяйства относитель-
но условий 2005 г., % 0,0 0,3 29,9 15,6 15,1 14,2
100% 90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0%
□ Потери в полученных доходах сельского хозяйства относительно условий 2005 г., %
□ Полученные доходы в % от созданных относительно условий 2005 г.
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Рисунок 3 - Потери в доходах сельского хозяйства Псковской области
При определении абсолютной величины потерь мы учитывали, что большой вклад продукции, непосту-пающей на рынок, в создание национального продукта сочетается с такими же большими трудностями в
их учете. Очевидной проблемой является отсутствие данных о невыхо-дящей на рынок сельскохозяйственной продукции. Если сельскохозяйственные предприятия дают информацию о размерах своего незавер-
шенного производства, то добиться от каждого владельца личного подсобного хозяйства информации о полученной продукции и тем более затратах на ее производство невозможно.
Принятый в национальной статистике способ устранения трудностей в подсчете валовой добавленной стоимости сельского хозяйства отличается не столько теоретической точностью, сколько простотой исчисления. Степень искажения при подсчете валовой добавленной стоимости отрасли тем сильнее, чем менее рыночный характер она имеет. Для оценки нерыночного производства домашних хозяйств используется принцип рыночного эквивалента. В соответствии с ним продукция, непоступающая на рынок, учитывается в натуральных единицах, а затем переводится в цены аналогичных продуктов, поступающих в рыночный оборот. Таким образом в российской статистике рассчитывается продукция личных подсобных хозяйств населения, дающих около
половины сельскохозяйственной продукции страны.
На пути реального подсчета доходов сельского хозяйства стоит ряд принципиальных трудностей, равно как и в том, что полностью разрешить их невозможно. В связи с наличием такого рода проблем и преодоления их наука прибегает к методу аппроксимации, т.е. последовательного приближения к точному описанию реальности с помощью использования целой системы показателей. Каждый показатель более верно описывает какую-то сторону экономики, а вся система в целом дает достаточно объективное представление об общей картине.
Для объективности оценки размера потерь сельского хозяйства необходима корректировка показателя валовой добавленной стоимости. С этой целью можно использовать коэффициент корректировки, в основе которого лежит методологический принцип равной эффективности организаций и хозяйств населения (данный коэффициент предложен Можаровой И.В.[3]).
(1)
где к;
э
Удх -
к - 1 + Удх х (кэ -1),
коэффициент, показывающий во сколько раз эффективность домашних хозяйств по данным системы национальных счетов выше эффективности нефинансовых корпораций
- Эдх /Энк . Данный коэффициент одновременно показывает, во сколько раз по данным системы национальных счетов завышена эффективность сектора домашних хозяйств; удельный вес в валовом выпуске домашних хозяйств.
Расчет абсолютной величины потерь сельского хозяйства от ухудшения условий формирования рыночных доходов представлен в таблице 6.
По нашим расчетам, с учетом корректировки валовой добавленной стоимости потери в доходах сельского хозяйства области составляли 1214,2 млн. руб. в 2007 году, 701,5 млн. руб. в 2008 году, 619,4 млн. руб. в 2009 году и 658,2 млн. руб. в 2010 году.
Считается, что если не удается создать для сельского хозяйства
равные с другими отраслями условия получения рыночных доходов, то бюджетная поддержка должна компенсировать потери. В противном случае нарушается воспроизводственный процесс в отрасли, что ведет к ее разрушению. Анализ уровня поддержки сельского хозяйства Псковской области показывает, что, несмотря на значительный рост бюджетных субсидий, выделяемых сельскому хозяйству, они недостаточны для возмещения потерь в доходах, происходящих в результате межотраслевого обмена.
Таблица 6 - Расчет абсолютных потерь сельского хозяйства Псковской области от неэквивалентности межотраслевых отношений по данным региональных счетов в 2006-2010 гг. относительно условий 2005 года_
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
ВДС сельского хозяйства в текущих ценах по структуре ВРП в ценах 2005 г. (созданный доход в текущих ценах), млн. руб. 4342,4 4695,6 5180,3 5907,2 5889,7 6802,4
Потери в ВДС сельского хозяйства в текущих ценах относительно условий 2005 г., млн. руб. 0,0 12,3 1548,2 923,9 888,3 969,0
Коэффициент сравнительной эффективности домашних хозяйств [3] 1,840 1,855 1,686 1,676 1,858 1,935
Удельный вес в валовом выпуске сельского хозяйства домашних хозяйств, % [4] 33,7 36,9 40,1 46,9 50,6 50,5
Коэффициент корректировки ВДС сельского хозяйства Псковской области 1,283 1,315 1,275 1,317 1,434 1,472
Потери сельского хозяйства с учетом корректировки ВДС сектора «домашние хозяйства», млн. руб. 0,0 9,4 1214,2 701,5 619,4 658,2
В настоящее время большая часть бюджетной поддержки сельского хозяйства - это компенсация затрат на уплату процентов по кре-
дитам, что никак не является возмещением потерь в доходах от диспаритета межотраслевых отношений.
Список литературы
1. Буздалов И. Униженный класс: о социальном статусе и экономическом положении российского крестьянства / И. Буздалов // Вопросы экономики. -2011. - № 4.
2. Комшанов Д. Условия формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства / Д. Комшанов // Международный сельскохозяйственный журнал. -2009. - № 1.
3. Комшанов Д.С. Формирование рыночных доходов в сельском хозяйстве
(вопросы теории и методологии) / Д.С. Комшанов, А.Б. Малышева, И.В. Можарова. - Великие Луки: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВГСХА», 2012.
4. Сельское хозяйство Псковской области 2011: стат. сб. - Псков: Псковстат, 2011.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gks.ru/wps/connect/ rosstat/rosstatsite/main/account/#,свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
УДК 663.9.034.1(091)(470)
ОТ РУСИ ДО РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Е.В. Щелкунова, к. с.-х. н., доцент О.Е. Михайлова, к. ю. н., доцент А.К. Мамедов, к. э. н., доцент
ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА »
В статье тезисно обобщены периоды зарождения, становления и развития таможенной службы от Древней Руси до современной России. Авторы используют архивные данные, что и определяет её новизну.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенный контроль, таможенные пошлины, таможенные заставы, мыт, Таможенный кодекс, Государственный таможенный комитет, Федеральная таможенная служба.
Считается общепризнанным, что история развития таможни ведет свое начало со времен Древней Руси
и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства, а юридическое