АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
УДК 338.43.02
Дмитрий Комшанов,
доктор экономических наук, доцент,
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ИНДИКАТОР АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
0000<><>0<><>С«0<><><>0<><><>0<><>©00<><>^
Обоснована необходимость учета условий формирования рыночных доходов при оценке результата государственных программ поддержки сельского хозяйства. Осуществлен анализ условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства и потерь от их ухудшения для России в целом и Псковской области в 2006-2013 гг. Даны предложения по совершенствованию аграрной политики.
S u m m a r y
When evaluating results of State Programmes to back up agriculture the need to analyse conditions under which agricultural market profit forms is necessary. An analysis of conditions to form an agricultural market profit and losses owing to condition degrading is presented here for Russia in general and Pskov oblast of 2006-2013 in particular. Sugestions to modernise the agrarina policy are offered.
Ключевые слова: межотраслевой обмен, условия формирования рыночных доходов, потери сельского хозяйства в результате неэквивалентности межотраслевых отношений, региональные условия межотраслевого обмена сельского хозяйства.
Keywords: interbranch exchange in agriculture, conditions to create agricultural market profitability, losses owing to intersectional disparity, regional prerequisites for interbranch exchange in agriculture.
В экономической науке уже давно ведется поиск путей вывода агропромышленного комплекса страны из сложившейся экономической ситуации. Начиная с 2006 г., проблеме регулирования АПК серьезное внимание уделяется на правительственном уровне. В 2006-2007 гг. в России действовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который сменила Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. С 2013 г. реализовывается Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В то же время министр сельского хозяйства РФ Н. Федоров, подводя итог выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, отметил, что запланированный объем производства продукции сельского хозяйства не был выполнен. При запланированном увеличении объемов производства на 24,1% фактический рост составил 16,8%. Не выполнена также Доктрина продовольственной безопасности РФ, в которой говорится о доведении доли российского продовольствия в розничной торговле до 70% [4].
Следует также отметить несовершенство целевых индикаторов аграрных преобразований. Результаты Госпрограммы характеризуются объемами производства в натуральном или стоимостном выражении, объемами кредитов и господдержки, и не уделяется должного внимания доходности сельского хозяйства относительно других отраслей, что серьезно подрывает мотивацию сельскохозяйственного производства.
Объективная оценка аграрных преобразований должна включать оценку изменений в эквивалентности межотраслевого обмена. Мы считаем, что эквивалентность межотраслевых отношений для сельского хозяйства необходимо рассматривать относительно их доходов и предлагаем использовать показатель условий формирования рыночных доходов, определяемый на основе номинальной и реальной структуры валового регионального продукта [2].
В таблице 1 представлена рассчитанная нами динамика условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства России в 2006-2013 гг. относительно 2005 г., предшествующего приоритетному национальному проекту «Развитие АПК».
Расчеты показывают, что за годы реформ условия формирования рыночных доходов для сельского хозяйства России значительно ухудшились. В 2013 г. по сравнению с 2005 г. сельское хозяйство получало только 84,2% от созданного дохода.
На основе рассчитанного коэффициента условий формирования рыночных доходов можно определить размер потерь сельского хозяйства в результате ухудшения условий межотраслевого обмена (табл. 2).
При определении абсолютной величины потерь мы учитывали существующее искажение при подсчете валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве ввиду того, что около половины сельскохозяйственной продукции страны производится личными подсобными хозяйствами. Для объективности оценки размера потерь сельского хозяйства нами предложен коэффициент корректировки добавленной стоимости, в основе которого лежит методологический принцип равной эффективности организаций и хозяйств населения [3].
k = 1 + Удх * (М)
где кЭ - коэффициент, показывающий во сколько раз эффективность домашних хозяйств по данным системы национальных счетов выше эффективности нефинансовых корпораций кэ= Э / Эк. Данный коэффициент одновременно показывает, во сколько раз, по данным системы национальных счетов, завышена эффективность сектора домашних хозяйств;
Э - коэффициент эффективности нефинансовых корпораций Эк =ЁДСн/ВВн;
ШЭЛ - ""коэффициент эффективности домашних хозяйств Э =ВДС /ВВ ;
дхч, " дх дх' „
У - удельный вес в валовом выпуске домашних хозяйств.
Разработанная методика измерения условий формирований рыночных доходов сельского хозяйства может использоваться не только на общероссийском, но и на региональном уровнях [1]. Динамики условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области в 2006-2013 гг. представлена в таблице 3.
В 2013 г. по сравнению с 2005 г. показатель условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области составил 0,705. Если в 2006 г. условия обмена для сельского хозяйства области практически сохранились на уровне 2005 г., то в дальнейшем произошло их резкое ухудшение. В 2007 г. размер потерь составлял 29,9%. В 2008-2011 гг. они несколько уменьшились и стабилизировались на уровне 14-16%. В 2012-2013 гг. опять произошел рост потерь до 29,5%. Расчеты показывают, что условия формирования рыночных доходов для сельского хозяйства Псковской области хуже, чем по России в целом (рис.).
Международный сельскохозяйственный журнал
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ДОХОДОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ИНДИКАТОР АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Таблица 1
Динамика условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства России в 2006-2013 гг.
Год ВРП по субъектам РФ (ВДС в текущих основных ценах), млрд руб. ВДС сельского хозяйства России, млрд руб. ВРП по субъектам РФ в ценах 2005 г. (реальный ВРП), млрд руб. ВДС сельского хозяйства России в ценах 2005 г., млрд руб. Удельный вес сельского хозяйства России в ВРП в текущих ценах, % Удельный вес сельского хозяйства России в ВРП в ценах 2005 г., % Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства России относительно 2005 г.
2005 18034,4 937,8 18034,4 937,8 5,2 5,2 1,000
2006 22492,1 1102,1 19531,2 975,3 4,9 5,0 0,981
2007 27964 1230,4 21152,3 1002,6 4,4 4,7 0,928
2008 33908,8 1559,8 22358 1093,8 4,6 4,9 0,940
2009 32007,2 1568,4 20658,8 1097,1 4,9 5,3 0,923
2010 37687,8 1620,6 21609,1 974,2 4,3 4,5 0,954
2011 45392,3 2133,4 22776 1211,0 4,7 5,3 0,884
2012 49926,1 2096,9 23482,1 1137,1 4,2 4,8 0,867
2013 54013,6 2268,6 23904,7 1192,8 4,2 5,0 0,842
Потери сельского хозяйства России в 2006-2013 гг. в результате ухудшения условий межотраслевого обмена относительно 2005 г.
Примечание: ВРП - валовой региональный продукт; добавленная стоимость.
ВДС
Год ВДС сельского хозяйства в ценах 2005 г. по структуре в текущих ценах, млрд руб. (полученные доходы в сопоставимых ценах) Полученные доходы в % от созданных относительно условий 2005 г. Потери в полученных доходах сельского хозяйства относительно условий 2005 г., % ВДС сельского хозяйства в текущих ценах по структуре ВРП в ценах 2005 г. (созданный доход в текущих ценах), млрд руб. Потери в ВДС сельского хозяйства в текущих ценах относительно условий 2005 г., млрд руб. Коэффициент сравнительной эффективности домашних хозяйств Удельный вес в валовом выпуске сельского хозяйства домашних хозяйств, % Коэффициент корректировки ВДС сельского хозяйства России Потери сельского хозяйства с учетом корректировки ВДС сектора «домашние хозяйства», млрд руб.
2005 937,8 100,0 0,0 937,8 0,0 1,840 43,0 1,361 0,0
2006 957,0 98,1 1,9 1123,2 21,0 1,855 41,5 1,355 15,5
2007 930,7 92,8 7,2 1325,5 95,1 1,686 39,0 1,267 75,0
2008 1028,5 94,0 6,0 1659,0 99,2 1,685 38,8 1,266 78,3
2009 1012,3 92,3 7,7 1699,8 131,5 1,858 42,4 1,364 96,4
2010 929,2 95,4 4,6 1699,2 78,6 1,944 48,1 1,454 54,1
2011 1070,5 88,4 11,6 2413,5 280,1 1,718 46,4 1,333 210,1
2012 986,2 86,7 13,3 2417,7 320,8 1,723 45,1 1,326 241,9
2013 1004,0 84,2 15,8 2695,3 426,7 1,722 45,7 1,330 320,8
Таблица 3
Динамика условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области в 2006-2013 гг.
Год ВРП по субъектам РФ (ВДС в текущих основных ценах), млрд руб. ВДС сельского хозяйства области, млн руб. ВРП по субъектам РФ в ценах 2005 г. (реальный ВРП), млрд руб. ВДС сельского хозяйства Псковской области в ценах 2005 г., млн руб. Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВРП в текущих ценах, % Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВРП в ценах 2005 г., % Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства области относительно 2005 г.
2005 18034,4 4342,4 18034,4 4342,4 0,02408 0,02408 1,000
2006 22492,1 4683,3 19531,2 4077,5 0,02082 0,02088 0,997
2007 27964,0 3632,2 21152,3 3918,5 0,01299 0,01852 0,701
2008 33908,8 4983,3 22358 3895,0 0,01470 0,01742 0,844
2009 32007,2 5001,4 20658,8 3801,5 0,01563 0,0184 0,849
2010 37687,8 5833,4 21609,1 3900,3 0,01548 0,01805 0,858
2011 45392,3 6934,4 22776 4134,3 0,01528 0,01815 0,842
2012 49926,1 6775,5 23482,1 4018,6 0,01357 0,01711 0,793
2013 54013,6 6626,3 23904,7 4159,2 0,01227 0,01740 0,705
Таблица 4
Расчет относительных потерь сельского хозяйства Псковской области от неэквивалентности межотраслевых отношений по данным региональных счетов в 2006-2013 гг. относительно условий 2005 г.
Год ВДС сельского хозяйства в ценах 2005 г. по структуре в текущих ценах, млн руб. (полученные доходы в сопоставимых ценах) Полученные доходы в % от созданных относительно условий 2005 г. Потери в полученных доходах сельского хозяйства относительно условий 2005 г., % ВДС сельского хозяйства в текущих ценах по структуре ВРП в ценах 2005 г. (созданный доход в текущих ценах), млн руб. Потери в ВДС сельского хозяйства в текущих ценах относительно условий 2005 г., млн руб. Коэффициент сравнительной эффективности домашних хозяйств (данные в среднем по России) Удельный вес в валовом выпуске сельского хозяйства домашних хозяйств (данные Псковского статистического ежегодника), % Коэффициент корректировки ВДС сельского хозяйства Псковской области Потери сельского хозяйства с учетом корректировки ВДС сектора «домашние
2005 4342,4 100,0 0,0 4342,4 0,0 1 840 64,5 1 542 0,0
2006 4066,8 99,7 0,3 4695,6 12,3 1 855 61,2 1 523 8,1
2007 2747,4 70,1 29,9 5180,3 1548,2 1 686 57,8 1 397 1108,5
2008 3285,8 84,4 15,6 5907,2 923,9 1 685 51,0 1 349 684,7
2009 3228,1 84,9 15,1 5889,7 888,3 1 858 47,0 1 403 633,1
2010 3344,7 85,8 14,2 6802,4 969,0 1 944 47,2 1 445 670,4
2011 3479,4 84,2 15,8 8239,7 1305,3 1 718 42,8 1 307 998,5
2012 3186,8 79,3 20,7 8544,0 1768,5 1 723 41,2 1 298 1362,6
2013 2932,6 70,5 29,5 9397,9 2771,6 1 722 37,6 1 272 2179,5
1,200 1,000
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 —•—Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства России относительно 2005 г.
Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства области относительно 2005 г.
Рис. Динамика условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства относительного 2005 г. в Псковской области и в России в целом
По нашим расчетам, с учетом корректировки валовой добавленной стоимости потери в доходах сельского хозяйства Псковской области от ухудшения условий межотраслевого обмена в 2007 г. составляли 1108,5 млн руб., в 2008 г. - 684,7, в 2009 г. -633,1, в 2010 г. - 670,4, в 2011 г. - 998,5, в 2012 г. - 1362,6, в 2013 г. - 2179,5 млн руб. Общий размер потерь сельского хозяйства Псковской области за 8 лет составил 7,6 млрд руб. (табл. 4).
В 2006-2013 гг. большая часть государственной поддержки изымалась из сельского хозяйства в другие отрасли ввиду ухудшения межотраслевого обмена, что говорит о несовершенстве аграрной политики страны. По нашему мнению, необходима переориентация государственной поддержки с субсидирования процентных ставок на ценовую поддержку, не привязанную к динамике производства, а обеспечивающую определенную доходность сельскохозяйственного производства. Для борьбы с монополизмом перерабатывающих предприятий необходимы централизованные закупки сельскохозяйственной продукции, или покупка контрактов на ее поставку, а затем уже их продажа переработчикам.
Литература
1. Комшанов Д., Малышева А. Региональный анализ условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 26-32.
2. Комшанов Д. Условия формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 1. С. 18-20.
3. Комшанов Д.С., Малышева А.Б., Можарова И.В. Формирование рыночных доходов в сельском хозяйстве (вопросы теории и методологии). Великие Луки: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВГСХА», 2012. С. 92-94.
4. Федоров Н. Свершения и планы // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 4. С. 7-14.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru, свободный. Заглавие с экрана.
№ 6/2015
Таблица 2
валовая